Вы, наверное, замечали, что в ходе занятий с репетитором наступает момент, когда ваши методы и приемы, как бы вы не старались, уже не так мотивируют и вдохновляют ученика, на занятии он сонный и не хочет ничего делать. Предлагаю вам немного разнообразить деятельность на уроках, а именно использовать подвижные игры.

Как это правильно сделать, если ваши ученики подростки? Очень просто! Совместите игровой момент с обучающим — двух зайцев сразу!

Применение подвижных игр на уроках биологии

В своей практике я больше работала с подростками, которые, как вы понимаете, не очень-то любят всякого рода игры (компьютерные не в счет). Они считают, что слишком взрослые для подобных развлечений, тем более с учителем.

Согласитесь, просто поиграть в мячик для старших школьников уже «не прокатит», да и платят вам за теоретические занятия, а не за игру. Я вам покажу на примерах, как можно заинтересовать ученика выполнять упражнения, да и еще учить при этом предмет.

Особенно хорошо удавались игры на уроках биологии: темы о животных и растениях, анатомии человека всегда вызывают живой интерес у ребят.

Очень хорошо работают такие приемы для кинестетиков, они любят подвигаться, и в то же время так лучше запоминают материал.

На своих уроках я часто применяла такие методы, даже на индивидуальных занятиях. Если ребенок не очень легок на подъем, можно обойтись карточками. Все равно игра переключает внимание с одного вида деятельности на другой, так легче один и тот же материал подать в более интересной форме.

Ценность подвижных игр

Давайте рассмотрим, в чем же состоит смысл таких упражнений для школьников на занятиях у репетитора:

  • Двигательная активность

Сидеть полтора часа подряд на одном месте и слушать скучный рассказ учителя? — нет уж, лучше поиграем и подвигаемся!

  • Разнообразие деятельности

Однообразие деятельности всегда снижает внимание и желание работать. Примените подвижные игры и вы увидите, как улучшиться успеваемость ваших учеников.

  • Индивидуальный подход

Каждый ученик в такой деятельности может проявить себя, даже если он и не самый сообразительный, зато может быть самым ловким и быстрым.

  • Всестороннее развитие

Разностороннее развитие ученика — это ли не залог успешного урока? В таких играх ребенок раскрывает свои скрытые таланты и развивает эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.

  • Внедрение знаний в практику

С применением таких игр любые, даже самые сложные термины и понятия сразу кажутся элементарными. Конечно, ведь они — элемент игры!

  • Повышение интереса к занятиям

Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они имеют большую ценность в дополнительных занятиях с детьми. Такой урок запомниться всем участникам надолго.

  • Ситуация WIN

В любой игре будут победители, а это очень мотивирует. Дайте ученикам возможность победить, пусть будет несколько номинаций («Самый быстрый «, «Эрудит», «Мистер Смекалка»). Соревновательный момент — залог успешной игры.

Приемы для подвижных игр

«Шаг вперед!»

Предложите ученику сделать несколько шагов (5-7) по аудитории, на каждый шаг нужно называть определенные термины или их последовательность.

Например, так очень легко заучить последовательность таксонов в классификации животных (Царство-Тип-Класс-Отряд-Семейство-Род-Вид), где надо слова называть четко по порядку. Потом можно усложнить и добавлять к таксонам еще и пример для определенного животного.

«Я знаю пять …»

Похожий принцип работы с мячом.

Например, ученик, набивая мяч, говорит: «Я знаю пять деревьев смешанного леса: дуб — раз, сосна — два, береза ​​- три, клен — четыре, липа — пять. Я знаю пять цветков смешанного леса: ландыш — раз, подснежник — два, подснежник — трех; фиалка — четыре; хохлатка — пять». Прием подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы.

«По следам… (можно назвать тему урока)»

Разложите на полу (или на стульях, стоящих в ряд) карточки с терминами. Карточки можно сделать в виде следов, стрелок, или в форме листьев, животных, насекомых (проявите фантазию, свяжите это с темой урока). Пусть ученик, поднимая карточки, называет определение или характерные признаки объекта на карточке.

Прием также подходит и для групповой, так и для индивидуальной работы.

«Снежный ком»

Алгоритм этого приема кратко можно описать так: слово — предложение — вопрос — ответ .

Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Слово». Тот говорит слово, которое касается темы урока. Например: «Медуза». Ученик бросает мяч другому ученику и говорит: «Предложение» Другой ученик, получив мяч, составляет предложение с этим словом.

Например: «Медуза – это кишечнополостное животное, обитающее в теплых морях». Сказав предложения, ученик бросает мяч любому из учеников, который должен составить вопросы к этому предложению. Например: «Какие характерные признаки есть у медузы?» Спрашивая, он бросает мяч четвертому ученику, который должен дать ответ на вопрос: «Медуза имеет ряд характерных признаков: куполообразное тело, щупальца на нижней стороне, прозрачная, беспозвоночная».

Если учеников больше четырех, можете добавить еще вопросов, чтоб каждый задавал разные. Потом круг смещается, и ученик задает уже другой вопрос.

«Пинг-понг»

К доске выходят два ученика и по очереди задают друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопросы и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Один из учеников подготовил простые вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односоставными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно ставит ему вопросы. Звучит ответ, и мяч возвращается к первому ученика. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.

«Крокодил»

Классический «Крокодил», только слова и выражения связаны с вашим предметом. Заранее подготовьте карточки с заданиями. Предложите ученику или группе учеников изобразить пантомимой какое-то понятие или литературного героя (варианты по предметам – животное, растение, явление природы, историческая личность, ученый), остальные ученики должны его узнать.

Для усложнения возьмите не только слова, но и выражения, фрагменты стихотворений, пословицы и фразы, связанные с вашим предметом.

Потом подведите итог, кто сколько отгадал слов. Очень веселая игра, детей просто не остановить.

«Черное-белое»

Эта игра направлена на различение понятий и их классификацию. Для начала попробуйте провести эту игру с цветными карточками, пусть дети поймут сам принцип игры, затем можно переходить и к более активным играм. Красная карточка – названо животное, зеленая – растение. Со временем можно увеличить количество вариантов слов и цветов карточек соответственно.

Подвижный вариант: если названное слово относится к животным, то игроки должны присесть, а если к растениям — поднять руки вверх. Ученики перепутавшие понятия, каждый раз делают шаг вперед. Побеждают те, кто сделал меньше ошибок.

Если количество детей позволяет (их 6-8 человек или больше), можно устроить командное соревнование. Смысл тот же, только теперь при названии животного одна команда поднимает руки вверх, а другая – приседает. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

Игру можно усложнить: например, различать уже типы животных (черви, членистоногие, хордовые), отделы, классы и семейства растений (Покрытосеменные, Водоросли, Папоротники). Также можно определить не только два действия на два варианта, а больше, например, добавить руки на пояс или поднять ногу на определенные понятия.

Интеллектуальная игра "Знатоки биологии"

Автор : Гельденберг Ольга Николаевна, учитель химии и биологии,КГУ "Ялтинская СШ", Северо-Казахстанская область, Казахстан.
Предлагаю вам разработку интеллектуальной игры "Знатоки природы" на основе игры "Брейн-ринг" для 6-8 классов.Можно использовать как открытое самостоятельное мероприятие, так и в рамках предметной недели.
Игра способствует расширению знаний и кругозора учащихся.
Данная работа будет интересна учителям биологии.

"Четыре заповеди в жизни:
И первая из них желать,
Но чтоб желанья исполнялись,
Как можно больше надо знать.
И это заповедь вторая,
Но мало знания иметь
Их применить надо уметь,
Чтоб мысли верной дать размах
И действовать в любых делах"
В.И.Красовская

Цель : Повышение интереса учащихся к изучению биологии и обогащение интеллекта.

Задачи : Развивать внимательность и логическое мышление, познавательный интерес и активность;
Привитие интереса к предмету путем дружеского содействия в командах, взаимопонимания;

Правила :аналогично с игрой "Брейн-ринг";

Оборудование : два стола; сигнальные карточки синие и красные(или лампы);
две команды по 5-6 человек;

Эксперты : приглашенные учителя; на протяжении всей игры оценивают команды;

Ход игры
Приветствие команд. Представление экспертов игры.

Итак, игру мы начинаем, победителей узнаем!

Первый раунд-Разминка.
Командам предлагаются вопросы, и в течении 1 минуты отвечают на вопросы, кто больше(оценивание вопросов в 2 балла)

1.1.Крупная нелетающая птица (страус)
2.Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу (верблюд)
3.Ядовитый паук, название которого в переводе означает «Черная смерть» (каракурт)
4.Какое животное дает самое жирное молоко (тюлень, 43%)
5.Как называется Богиня цветов (Флора)
6.Какой плод у пшеницы (зерновка)
7.Какая по цвету птица счастья (синяя)
8.Как называется обувь лошади (подковы)
9.Как называется пчелиный город (пасека)
10.В русской народной сказке волк для ловли рыбы использовал … (хвост)

Второй раунд – Интеллектуальный.
(оценивание вопроса в 5 баллов)

Раунд мы начинаем
И команды приглашаем,
Зададим мы им задачи,
Пожелаем им удачи!

1. «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и как будто живая, движется … в самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора!» - подумал Петро и протянул руку». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (Цветок папоротника, из произведения Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

2.Янтарь – одно из удивительнейших созданий природы. Недаром о нем сложены легенды и сказки, написаны поэмы. Что же такое на самом деле янтарь? (Янтарь – окаменевшая смола древних хвойных растений).

3.Многие народы, живущие на Земле, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Что это за дерево? Объясните, о чем говорится в песне.
(Береза. Люди освещали дома березовыми лучинами; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы не скрипели; от болезней почек и легких помогает отвар березовых почек; парились березовыми вениками.)

4.Известно, что кровь у человека красного цвета. Тогда почему аристократов называют «Голубой кровью»? (так говорили о людях со светлой кожей, вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь)

5.Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она в страхе стремилась скрыться от него. Когда же у нее не осталось сил бежать, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!». Появление какого растения объясняла эта легенда? (появление лавра благородного)

6.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди 25 тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Гете.
Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. О каком цветке идет речь? (о розе)

7.»Около ста лет тому назад при помощи этого насекомого у шведов в Гранденбурге проходили выборы губернатора (бургомистра), - пишет П.И.Мариковский.
Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Бургомистром избирался тот, на чью бороду оно заползало». О каком насекомом идет речь? (вошь)

8.На латинском языке название этого насекомого «сверчок-крот». Чего только оно не умеет: и землю копает, и бегает, и прыгает, и плавает, и летает, и даже поет. Кто это? (медведка)

«Только забавляясь, и учатся»– говорил Анатоль Франс.
Занимательные задачи – лучший способ развития интеллекта. Они учат наблюдать, сравнивать, логически мыслить и развивать.

Третий раунд – Загадки.
(оценивание в 3 балла)

1.Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица (белка)

2. Когда я черен – я куслив и проворен,
А лишь покраснею, так и присмерею (рак)

3.Не солнце, не огонь, а светит (свелячок)

4.Избушка нова, жильца нет,
Жилец появится, изба развалится Яйцо)

5. Кину я не палку, убью не галку,
Ощиплю не перья, съем не мясо (рыба)

6.Выпуча глаза сидит, по французки говорит,
По-блошьи прыгает, по-человечьи плавает (лягушка)

7. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

8.Верст под ногами не считал,
По дорогам не езжал,
А за морем бывал (птица)

9.Его мы изредка встречаем на дороге.
Без палки ходит он, безглазый и безногий,
Боится не собак, не кошек, не коров,
А кур и петухов. (червяк)

10. Маленькая, легкая, а за хвост не удержишь. (ящерица)

Подведение итогов игры.
Награждение победителей.

Урок сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познания, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут,
И помните всегда:
Что без труда, в учебе побед не добиться!

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе ,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук )

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое - это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол )

Называем так домишко,

Хлам где всякий и дровишки.

Буквам место изменить -

Будет рыбка в море плыть.

(Сарай - сайра )

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш )

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом.

(Конёк )

Первый - большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары - второй ,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий .

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф )

С «Б » - он в атаку солдат поднимает,

В дальней Австралии с «В » обитает.

(Комбат - вомбат )

С буквой «Р » - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х » - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

(Р обот - хобот )

С первой «С » - огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш » - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

(Страус - Ш траус)

C «Г » - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г » - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр - тир)

С «Л » - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С » - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

НА СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей , которые из них «убежали».

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери : гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл,

баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

НА СОДЕРЖАНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ

С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.

Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

(Череда)

Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

(Чехлик)

Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

(Узел)

Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

(Рубец)

Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

(Бархотка)

Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.

(Борец)

Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.

(Мушки)

Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.

(Коромысло)

Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.

(Грифон)

Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.

(Водолаз)

Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.

(Тур)

Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.

(Секрет)

Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.

(Телескоп)

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

(Клетка)

Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.

(Немки)

Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.

(Вахта)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.

(Юла)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.

(Волчок)

Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.

(Шип)

Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.

(Перевязка)

Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.

(Топорик)

Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.

(Портниха)

Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.

(Кабачок)

Не только шоколадные конфеты, но и грибы.

(Трюфели)

Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.

(Стопа)

Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.

(Таз)

Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.

(Лопатка)

Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.

ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

У кого есть язык (язычок) , но нет рта ?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

У кого есть горлышко , но нет шейки ?

(У бутылки, у графина)

У кого есть зубы , но нет языка и рта ?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

У кого есть ушко , но нет головы ?

(У иголки)

У кого есть кисти , но нет рук ?

(У винограда, у рябины)

У кого есть спинка , но нет животика ?

(У стула, у дивана)

У кого есть ножки , но нет ручек и головы ?

(У стола, у табуреток, у дивана)

У кого есть ручки , но нет ножек ?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

У кого есть нос (носик) , но нет лица ?

(У корабля, у чайника)

У кого есть лицо , но нет головы ?

(У ткани, у одежды)

У кого есть рёбра , но нет позвоночника ?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

У кого есть головка , но нет волос, ручек и ножек ?

(У спички, у булавки, у луковицы)

У кого есть почки , но нет желудка и печени ?

(У дерева)

У кого есть косточки , но нет скелета ?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

У кого голос есть, а головы и тела нет?

(У эха)

У кого нет ни кулаков , ни бицепсов , а любого силача с ног свалит?

(У сна)

Из какой чашечки невозможно пить?

(Из коленной чашечки)

Кто без языка говорит и поёт?

(Радио, магнитофон)

Кто бежит без ног ?

(Река, ручей, время)

Без рук , без ног , а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?

(Ветер)

Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?

(Облака)

Кто без глаз , а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

Кто не имеет ни лёгких , ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

У кого есть усы , но нет лица ?

(У клубники, огурцов, кабачков)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

Как правильно: пя тнистый пя тон или пи тнистый пи тон?

(Правильно писать пя тнистый пи тон.)

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

(С точкой - ласточка )

Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?

(Курица - Куда? )

Какого рода кольраби?

(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

Название какой змеи может быть наречием?

(Уж)

Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?

(Попугай)

Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

(Летающих насекомых - рой.)

Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?

(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?

(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)

Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?

(Если хотите написать название животного-грызуна , то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?

(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка . Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

Правильно ли написано слово «тели фон»?

(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)

Правильно ли написано слово «каретт а»?

(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)

Описание: Я предлагаю урок-игру по теме «Формы размножения. Бесполое размножение», которая проводится в форме эфира некоторых известных телевизионных передач. С первой минуты - «Оргмомент» и до последней - «Рефлексия», он построен в на игровом сюжете. Обучающиеся сразу интригуются учителем в «Прогнозе погоды», под лирическую мелодию, на ближайшие 45 минут (психологическая установка на «добро») и затем виртуально попадают в телецентр «Останкино», где, сначала, озвучивается «Программа передач на сегодня» (этапы урока), а затем ребята заочно участвуют в хорошо знакомых им телевизионных играх, которые завуалированы под традиционные этапы урока: киножурнал «Хочу всё знать!», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать биологом?», «Огород круглый год», и конечно программа «Вести». Смена одного этапа другим сопровождается несколькими аккордами музыкальной заставки той телепередачи, которая начинается (т.е. следующий этап урока), если ребёнок на секунду отвлёкся, он всё равно обратит внимание на звук! В ходе игры обучающиеся участвуют практически во всех видах деятельности присущих для урока и данного возраста. Этот урок-игра предназначен для обучающихся 9 класса общеобразовательных школ (обучающихся по программе В. В. Пасечника). Методическая разработка урока-игры может быть использована учителями биологии при подготовке и проведении открытого урока по данной теме. Этот урок-игра был разработан мною специально для участия в районном туре конкурса «Учитель года» и получил огромный успех не только у учеников из районной школы, но и у коллег, и жюри!

Цель урока:

1. Сформировать теоретические знания о формах размножения организмов. Дать сравнительную характеристику способам бесполого размножения как у растений, так и у животных. Закрепить знания о споровом и вегетативном размножении растений.

2. Содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

3. Воспитывать интерес к урокам биологии, через игровую форму проведения урока, применение мультимедийного оборудования; уважение к учителю, одноклассникам, их труду (работа в парах и группах); ответственное отношение к собственной работе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядный, практический

Форма проведения урока: эфир телепередач

Организационная форма: групповая работа, индивидуальная, работа в парах

Материалы и оборудование:

1. Мультимедийный проектор и экран, компьютер;

2. Презентация «Вегетативное размножение растений»с музыкальными заставками известных телепередач, используемых на уроке

3. Модель «Окно»для рефлексии (магниты, магнитная доска)

Натуральные объекты : комнатные растения: сенполия, зефирантес, гибискус, сансевьера, хлорофитум, фиалка

Раздаточный материал:

Контрольные карты,

Инструкция для практической работы,

Этикетки для цветов,

Цветные ручки (зелёный - для взаимопроверки)

Материал из СМИ «Клонирование овцы Долли», схемы для заполнения

«Формы размножения организмов» (на каждого ученика)

Оборудование для практической работы:

Небольшие горшочки, заполненные грунтом - (по количеству учеников)

Палочки для пикировки

Салфетки;

Посадочный материал: стеблевые черенки гибискуса, листовые черенки сенполии, фиалки, побеги хлорофитума (отделённые от усов), корневые черенки сансевьеры, луковицы зефирантеса; гладиолуса, тюльпана, клубни георгин

Вода для полива растений.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами заочно побываем в телецентре «Останкино» и примем участие в различных эфирах известных вам телепередач. К тому же, каждый из вас уйдёт с урока с новым другом, а каким, вы узнаете чуть позже…

«Прогноз погоды» на ближайшие 45 минут: в Шебалинской школе ожидается спокойная, солнечная погода, грозовых туч в кабинете биологии и ливневых дождей на лицах девятиклассников не ожидается…

Итак, программа телепередач на сегодня (слайд)

Киножурнал «Хочу всё знать!» (Изучение новой темы)

. «Что? Где? Когда?»

. «Кто хочет стать биологом?» (Закрепление изученного)

. «Огород - круглый год» (практическая работа)

. «Вести» (итог урока)

2. Изучение нового материала

Учитель: Итак, я приветствую вас в киножурнале «Хочу всё знать»!

О том, какую сегодня будем изучать тему урока, вы должны угадать сами, прочитав на слайде слова американского биолога Меллера и ответив на вопрос: «О каком процессе идёт речь?».

(слайд): «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем».

Об этом же процессе еще говорят: «Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время».

Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? (размножение)

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов - способности к размножению. А что такое размножение? (воспроизведение себе подобных) Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других.

Запишите число и тему урока в тетради: «Формы размножения. Бесполое размножение»

Благодаря этому свойству, жизнь на нашей планете существует и продолжается. Это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

Что лежит в основе размножения организмов? (деление клеток)

Уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов.

Какие формы размножения свойственные живым организмам вам известны?

Девизом к нашей дальнейшей работе я выбрала слова А. Дистервега:

“Развитие образования ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.

Поэтому я предлагаю вам, в ходе урока заполнить левую часть таблицы, которая лежит перед вами, а правую мы заполним на следующем уроке.

Учитель: Какое размножение называют бесполым?

Ученики: Бесполое размножение широко распространено в природе, наиболее распространено оно у одноклеточных, но часто встречается и у многоклеточных. Для бесполого размножения характерны следующие особенности:

При бесполом размножении принимает участие только одна особь;

Осуществляется без участия половых клеток;

В основе размножения лежит митоз;

Дочерние организмы возникающий из материнского, являются точной его копией. Потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особями.

Преимущество - быстрое увеличение численности.

Недостаток? Не обеспечивает выживания в измененной, непостоянной среде.

Учитель: Какое размножение называется половым?

Ученики: Половое размножение - это развитие новой особи, как правило из зиготы, образующейся от слияния женских и мужских половых клеток, то есть в результате оплодотворения. Характерными особенностями полового размножения являются:

В размножении принимают участие, как правило, 2 особи.

Происходит с образованием гамет.

Преимущество: потомки генетически отличаются друг от друга и от родителей.

Слияние гамет ведет к обогащению наследственного материала потомков и лучшей приспособленности к условиям среды.

Недостаток: риск остаться без потомства.

Обсуждение: в чем плюсы и минусы бесполого размножения. Обобщить ответы учащихся (при бесполом размножении в процесс принимает участие одна особь, и потомки получаются одинаковые с одним набором генов). Почему половое размножение считается более прогрессивным (в результате полового размножения особи несут наследственные признаки от двух родителей и в результате оказываются более жизнестойкие и лучше приспособленные.)

У многих видов существует чередование разных форм размножения (полового и бесполого) что позволяет им оптимально решать задачу воспроизведения себе подобных в разных условиях обитания.

В природе существуют разные варианты этих двух основных форм размножения. Учитель: Какие формы бесполого размножения вы знаете?

Ученики: Деление клетки, спорообразование, вегетативный….

Учитель: Правильно! Запишите в схему первый способ бесполого размножения: деление клетки. Какие организмы размножаются этим способом? (бактерии, амёбы, простейшие…)(слайд)

Учитель: Второй способ бесполого размножения, который вы назвали - спорами. Перед вами на столах лежат гербарии различных растений. Выберите только те, которые размножаются спорами. (Работа в группах: выбирают мхи, хвощи, плауны, папоротники). Проверяется правильность выполненного задания. Записывают в схему.

Запишите третий способ бесполого размножения, который вы назвали вначале урока - вегетативное размножение.

Учитель: Что значит вегетативное размножение?

Ученики: Частями организма.

Учитель: Правильно. Назовите эти части растений. (….) Перед вами на слайде изображение трёх растений. Ваша задача: угадать их и назвать какими частями размножается каждое из них. (на слайде: картофель - клубнями, виноград - черенками, клубника - усами)

Обратите внимание на следующий слайд: Какие растения изображены? (фиалка, тюльпан, пырей ползучий, вишня). Ребята, перепутались названия способа размножения этих растений. Ваша задача, всё расставить на свои места. Итак, вишня размножается (вылетают на слайде стрелки)-корнем, фиалка - листом, пырей ползучий - корневищем, тюльпан - луковицей). Запишите в схему.

Скажите, а бесполым путём размножаются только растения? (….)

(на слайде изображены: гидра, дождевой червь, медуза и дрожжи)

Учитель: Назовите эти организмы. Что их объединяет?

Ученики: Гидра и дрожжи размножаются почкованием, дождевой червь и медуза - могут размножаться фрагментацией. Что произойдет с дождевым червём или медузой, если мы их нечаянно разделили. (восстановление утраченных частей тела - регенерация)

Запомните:

Можем резать гидру смело

Восстановит свое тело

Это не сенсация,

А регенерация.

У животных в силу высокой специализации клеток организма вегетативное размножение встречается значительно реже. Кроме кишечнополостных, оно встречается у губок, плоских и некоторых кольчатых червей. У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма.

Учитель: Ребята, а как будет называться вегетативное размножение зародышей? (полиэмбриония)

У отдельных видов млекопитающих (южноамериканский броненосец)(слайд) встречается вегетативное размножение зародышей, когда в ранний период эмбрионального развития зародышевый диск дает начало нескольким особям (от 4до 8). Подобное явление можно наблюдать и у человека - однояйцевые близнецы. (слайд)

А что произойдёт с однояйцевыми близнецами, если произойдёт нарушение в цитокенезе и зигота не полностью разделится на 2 части?) (сиамские близнецы- слайд)

Как называется искусственный способ бесполого размножения животных? (клонирование)

При любой форме бесполого размножения потомки являются точной копией материнского организма и часто называются клонами.

Что такое клонирование?

Дети: Клонирование - это выращивание целой особи из соматической клетки. Клонирование - это образование идентичных потомков (клонов) путем бесполого размножения, процесс изготовления генетически идентичных копий отдельной клетки и организма.

Учитель: Ребята! Вам наверняка известен случай с появлением на свет овцы Долли. О её клонировании нам сейчас расскажет… (на предыдущем этапе, одному из сильных учеников даю распечатку материала об овце Долли, и он рассказывает то, что понял)

Итак, ваша схема заполнена. Проверьте её правильность (слайд). Дома вклеите её в тетрадь для конспектов и выучите.

3. Закрепление

Учитель: Я приветствую вас в эфире телепередачи «Что? Где? Когда?» (муз. заставка и логотип передачи на слайде)

Самым интригующим моментом этой игры является «чёрный ящик». Не обошлись без него и мы. (Учитель достаёт «черный ящик).Когда я шла к вам сегодня на урок, я достала из морозильной камеры микроорганизмы, создала на кухне из того что было под рукой питательную среду им, и сейчас они, в этом ящике не только питаются, но растут и размножаются! Что лежит в чёрном ящике?

Ученики: дрожжи. (учитель достаёт баночку с дрожжами, показывает). Каким способом размножаются дрожжи? (почкованием)

Молодцы! Перед вами на парте тестовое задание «Характеристика бесполого размножения». Ваша задача, выбрать правильный ответ на каждый вопрос.

(Работа в парах, взаимопроверка. На слайде - правильно заполненная таблица). Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки!(…) Вы получаете «5»,одна ошибка?(…)-«4», две ошибки? (…) «3». Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием!

Учитель: Итак, я приглашаю вас принять участие в телеигре «Кто хочет стать биологом?» (звучит муз. заставка игры и логотип передачи, только слово «миллионером» заменено на «биологом»). У вас есть две подсказки: 50/50, помощь друга.

Вопросы:

1. Что такое размножение?

А) увеличение числа особей

Б) Деление клеток

В) Воспроизведение себе подобных

Г) Образование новых видов

2. Пресноводная гидра размножается:

А) регенерацией

Б) фрагментацией

В) почкованием

Г) делением клетки пополам

3) Клонирование-…

А) способ полового размножения

Б) Способ искусственного бесполого размножения

В) Способ селекции организмов

Г) способ гибридизации

Молодцы! Вы настоящие биологи!

4. Практическая часть.

Учитель: Я с удовольствием приглашаю вас принять участие в передаче «Огород-круглый год» (в ходе всей пр. работы звучат разные голоса птиц) Учитель приглашает по группам подойти к первым партам, на которых стоят маленькие горшочки с землёй с приклеенными фамилиями, именами учеников, сосуды с водой, лежат инструкции по выполнению практической работы «Вегетативное размножение растений», луковицы тюльпанов, гладиолусов, клубни георгин, различные отростки комнатных растений).

Помните, вначале урока я вам сказала, что каждый из вас сегодня уйдёт с урока с новым другом? Вот его то вы сейчас и обретёте, посадив одним из способов вегетативного размножения понравившееся вам растение. Нового «друга» заберёте домой и будете ухаживать за ним. Приступайте.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ»

1. Выберите посадочный материал: луковица, стеблевой черенок, листовой черенок, корневище с побегом.

2. В почве с помощью палочки сделайте углубление.

3. В углубление поместите луковицу, корневище или 1/3 часть черешка листа или стебля. Луковица и корневище должны полностью находиться в почве.

4. Присыпьте почвой и слегка придавите.

5. Проверьте правильность посадки: слегка потяните надземную часть, если растение не вытаскивается из почвы, то посажено правильно.

Обязательно полейте растение

5. Подведение итогов урока и задание на дом . Программа «Вести» (звучит муз. заставка к телепередаче)

Д/З: выучить таблицу,которую заполнили на уроке, реферат «Клонирование: «за» и «против»

6. Рефлексия.

Учитель: Ребята, перед вами лежат картинки комнатных цветов: фиалки и кактусы. Я подарила вам по другу, поэтому и вы выходя из класса поставьте на подоконник моего «окна» (магнитная доска искусственно преобразована в окно, штора и т.д.) фиалку, если вам было интересно на уроке и тема вами понята, и кактус, если вы что-то из нового материала не усвоили, и ещё хотели бы вернуться к нему.

Спасибо за урок (слайд). До свидания.

Список литературы:

1. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. Детгиз, 1954. - 335 с., ил.

2. Тавлинова Г.К. Комнатное цветоводство. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Агропромиздат, ТОО «Диамант», 1996. - 480 с., ил.

Цели мероприятия: ежегодно в школе проводится неделя “Окружающий мир”, которая дает возможность повысить интерес учащихся к предметам естественнонаучного цикла, в том числе и к биологии, позволяет выявить детей проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе. Такие мероприятия способствуют расширению кругозора учащихся, воспитывают любознательность.

Биологический блок игры по станциям состоит из трех этапов: занимательной олимпиады для учащихся 5–6-х классов, игры “Классификация”, занимательной викторины “В мире интересного”.

Занимательная олимпиада по биологии для 5-6-х классов.

Олимпиада проводится непосредственно во время игры. Каждая команда (класс) направляют на олимпиаду одного или двух “эрудитов”. Продолжительность олимпиады – 35 минут.

1. Вопросы.

  1. Самая крупная птица.
  2. Какое дерево цветет позже всех?
  3. Из древесины какого дерева делают спички?
  4. Как называется площадь, на которой выращиваются с\х культуры?
  5. Как называется искусственный травянистый покров?
  6. Дышит ли цыпленок в яйце?
  7. От чего плавают утки?
  8. Как называется лазающее и вьющееся растение.
  9. Что должно утратить дерево, чтобы считаться кустом?
  10. Вода в твердом состоянии.
  11. Самое высокое животное.
  12. Органы дыхания у человека.
  13. Нижние конечности у человека.
  14. Кто написал сказку “Гадкий утенок”?
  15. Газ, выделяемый при фотосинтезе?
  16. Какие дрова дают больше всего тепла?
  17. Где зимуют раки?
  18. Как называется сушеный виноград?
  19. В сушеном виде это называется курагой, а в свежем?
  20. Есть ли у грибов хлорофилл?
  21. Как называется часть гриба, которую люди употребляют в пищу?
  22. Из чего изготавливают кашу “Геркулес”.

2. Биологические задачи.

  1. Из предложенных растений выберите культурные:
    Одуванчик, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница,
    череда, камыш, тимофеевка луговая, рожь, овес, рябина, калина.
  2. Из предложенных названий грибов выберите съедобные и ядовитые:
    Подосиновик, мухомор, сыроежка, сморчок, волнушка, бледная
    поганка, масленок, ложные опята, дедушкин табак, зеленая поганка.
  3. Сколько килограммов лепестков розы следует собрать, чтобы получить 1 кг. розового масла? Если для приготовления 100 г. Масла нужно 50 кг. Лепестков.
  4. Это ранневесеннее растение сначала цветет, распуская свои ярко-желтые корзинки, а уже потом на нем появляются листья, послужившие причиной для названия этого растения. Его название……..?

3. Загадки.

  1. Вьется веревка на конце головка.
  2. Эти лесные жители – умелые строители, всей артелью строят себе жилье.
  3. Чья голова не имеет ног?
  4. Под землей птица гнездо свила, деток нанесла.
  5. Под землей огонь горит, а над землей зеленый вихор торчит.
  6. Название птицы и фрукта.
  7. С буквой “с” живу в пруду,
    Все рыболовы меня знают,
    С буквой “ф” за красоту
    Меня жар – птицей называют
  8. Не море, а волнуется.
  9. К прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подбери названия хорошо известных тебе растений:
    Отец-и-отчим – мать-и-мачеха
    Здоровоголов –
    Заячье лыко –
    Зверолюб –
    Василий-да-Ольга –
    Марья-кофе –
    Мухолюб –
    Позднецвет –
  10. Лежит большая шкура – вся в дырочках.
  11. Шел я мимо
    Видел диво:
    Висит в небе
    Золотой котел.
  12. Главное, чем отличается Земля от других планет, это наличие:
    А) атмосферы;
    Б) жизни;
    В) спутников;
    Г) жидкой воды;
    Д) все верно.
  13. Ближе всего к Солнцу располагается:
    А) Марс;
    Б) Меркурий;
    В) Земля;
    Г) Венера.

Оценивание.

За каждый правильный ответ на вопрос ставится – 1 балл.
За каждую биологическую задачу ставится – 3 балла.
За каждую верно отгаданную загадку по 1 баллу.
Максимальное число баллов – 52 балла.

Ответы к вопросам олимпиады для 5-6-х классов.

1. Страус 8. Лиана. 15. Кислород.
2. Липа. 9. Ствол. 16. Дубовые.
3. Осина. 10. Лед. 17. В норах под водой.
4. Поле. 11. Жираф. 18. Изюм.
5. Газон. 12. Легкие. 19. Абрикос.
6. Да. 13. Ноги. 20. Нет.
7. От берега. 14. Андерсен. 21. Плодовое тело.
22. Овес.

Ответы на биологические задачи.

  1. Просо, яблоня, пшеница, рожь, овес.
  2. Подосиновик, сыроежка, сморчок, волнушка, масленок – съедобные.
  3. 500 кг.
  4. Мать-и-мачеха.

Ответы на загадки.

Игра: “Классификация

Используя карточки с названиями растений, распредели их по семействам.

На выполнения задания отводится 7 минут.

  1. Крестоцветные:
    Редька;
    Капуста;
    Хрен обыкновенный.
  2. Розоцветные:
    Шиповник;
    Яблоня;
    Малина.
  3. Пасленовые:
    Помидор;
    Баклажан;
    Дурман.
  4. Сложноцветные:
    Астра;
    Подсолнух;
    Одуванчик.
  5. Бобовые:
    Клевер;
    Вика;
    Фасоль.
  6. Злаковые:
    Рожь;
    Сахарный тростник;
    Ячмень.
  7. Лилейные:
    Ландыш;
    Лилия;
    Тюльпан.

Оценивание: за каждое правильно определенное растение – 1 балл.

Максимальное число баллов: 18.

Вопросы к викторине “В мире интересного”.

Вопросы викторины печатаются на отдельных карточках, и каждая команда вытягивает любые пять. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Наука о растениях.
  2. Органоиды клетки, синтезирующие белки.
  3. Какие птицы не умеют летать?
  4. Строят ли наши птицы в далеких странах гнезда?
  5. Непрерывный и необратимый процесс исторического развития.
  6. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?
  7. Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития?
  8. Из какого дерева делают спички?
  9. Лазающее и вьющееся растение.
  10. Наука, изучающая клетку.
  11. Носитель наследственной информации.
  12. Разводят ли страусов в нашей стране?
  13. Самая крупная артерия.
  14. Наука, изучающая животных.
  15. Область распространения любой систематической группы организмов.
  16. Число хромосом у человека.
  17. Пигмент растительных клеток, который принимает участие в фотосинтезе.
  18. Наука о сохранении и укреплении здоровья.
  19. Потовые железы относятся к железам внутренней или внешней секреции.
  20. Как называются подвижные сочленения костей?
  21. Бесплатное звуковоспроизводящее устройство.
  22. В Австралии самое большое в мире поголовье домашних животных, которые приносят от 4 до 6 кг. Шерсти в год, не считая мяса. Что это за существа?
  23. Какая нить в природе самая тонкая?
  24. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала?
  25. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга?

Ответы на вопросы викторины “В мире интересного”

Подведение итогов биологического блока игры по станциям

Максимальное число баллов, которое команда может получить за игру на этих этапах – 75.

Литература:

  1. Анашкина Е.Н. “Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды”. Ярославль. “Академия развития” 1998 г.
  2. Голубева Е.Б. “Занимательное естествознание. Нескучный учебник” С.-Петербург. “Тригон” 1997 г.
  3. Жукова Т.И. “Часы занимательной зоологии”. М., Просвещение. 1989 г.
  4. Парфилова Л.Д. “Тематические игры по ботанике. Методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания”. М., Творческий центр “Сфера” 2003 г.
  5. Мир растений. Детская энциклопедия в вопросах и ответах. Смоленск “Русич”. 2000 г.