Учение о «Дао» возникло две тысячи лет назад в древнем Китае, где люди поклонялись силам природы и духам предков. Китайцы считали, что все в мире держится на гармонии и при нарушении равновесия между природой и людьми возникают бедствия: войны, наводнения, голод.

На основе понимания и стремления к мировой гармонии был заложены основные идеи даосизма.
Идей в философии даосизма не так много, но они отражают всю суть учения.

Основополагающих понятий для понимания всего несколько, и к ним относятся:

  • Дао – в значении «путь», то есть та дорога, которой должен следовать человек, чтобы не нарушать равновесие между человеком и природой
  • Дао — в значении «бытие», «первоначало»,
  • Дэ – благодать, сила, достоинство, совершенство
  • У-Вэй – недеяние, или невмешательство, приводящее к реализации того, что предначертано бытием

Идея всеобщей взаимосвязанности

Идея взаимосвязи между вещами, явлениями и предметами одна из самых важных в даосизме.

Даосы считают, что мир – это единство, все явления и предметы присутствуют друг в друге, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать раздельно. Сами по себе вещи не могут быть прекрасными, уродливыми, большими, маленькими, сухими или сырыми, не могут иметь вкуса, запаха, цвета, все познается только в сравнении, то есть во всеобщей взаимосвязи.

Единство мира

Вторая, основополагающая идея даосизма заключается в представлении мира, как единой субстанции – дао.

Дао никто не создавал, оно безгранично, господствует надо всем, невидимо, недоступно для чувств, не имеет формы, но дает всему в мире «дэ», то есть некое начало, форму, имя, которые позволяют оценивать вещи и явления.

Дао — абсолютно и безлико, дэ, в свою очередь, относительно и имеет индивидуальность. Оба этих понятия не могут существовать друг без друга: дао выражает себя в мире через дэ, и все явления по сути своей — это воплощение бытия. Когда вещь заканчивает путь, она возвращается в первозданность, снова становится дао.

Круговорот материи

Идея о круговороте материи в природе заключается в том, что любое живое существо, неодушевленный предмет, растение, и любая другая форма существования, воплощенная на Земле, после смерти станет строительным материалом для следующих форм жизни и природных явлений. Этот круговорот бесконечен и построен на идее о единстве мира и материи дао.

Покой и недеяние

Согласно даосизму законы природы, ход истории и мироустройство – незыблемы и воля человека не может повлиять на них, значит, человек должен жить так, чтобы не мешать течению жизни, то есть оставаться в покое и недеянии, называемых У-Вэй. У-Вэй нельзя расценивать, как полное отсутствие деятельности. Скорее эта сила, которая будет помогать придерживаться естественного хода миропорядка. Противоречить дао, как бытию, как общему пути означает пустую растрату сил, приводящую к гибели. Цель У-вэй – понять и достичь дао, как вечности, как корней миропорядка.

Священный император

Трепетное отношение китайцев к особе императора отразилось и в даосизме. Идея предполагает, что император – это священный идеал, через которого на простых людей исходит дэ – благодать. Император в управлении должен проявлять недеяние, поскольку только спокойное правление принесет счастье народу. Деятельность императора влечет нарушение гармонии, которое проявится в различных бедствиях. «Незаметный» правитель, действующий в соответствии с дао – путем мироздания, становится истинно великим и чем ближе будет он к дао, тем больше дэ перейдет на него, его приближенных и народ.

Путь к счастью в освобождении от суеты

Чтобы человеку приблизиться к счастью, ему необходимо освободиться от желаний и страстей. Достичь познания истины можно только через соблюдение законов учения: стремиться к слиянию с первоначалом, быть послушным императору. Путь к дэ доступен только через освобождение от желаний и страстей.

Уступать друг другу

Идея даосизма в стремлении уступать друг другу родилось из У-Вэй — воздержания от активности. Активность – это всегда противоречие, вмешательство, сход с истинного пути в сторону, а значит и удаление от дао и дэ. Уступать же – означает не идти против порядка мироздания, а следовать в ногу с ним, не нарушая гармонии.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим основные идеи даосизма, учения, которое и в наше время не утратило своей актуальности, особенно в Китае, на Тайване и в Сянгане.

Тысячи верующих посещают даосские храмы и монастыри, в которых нередко монахи демонстрируют свои навыки овладения боевыми искусствами.

Легенда

Существует интересная легенда о Лао-Цзы, китайском учёном, который написал трактат «Дао дзе дзин» и является основоположником этой религии.

Она гласит, что он появился на свет благодаря солнечным и лунным лучам, что одновременно коснулись его матери. Которая вынашивала его 8 десятилетий, отчего Лао-Цзы родился старым, но мудрым, седым и с большими ушами. Его имя поэтому и переводится как «Старый ребёнок» или «Вечный учитель».

Работал архивариусом, то есть хранителем книг, от которых набирался ещё большей мудрости.Однажды он сел на красно-чёрного быка и ускакал в поисках места, где нет разочарования, боли и печали.

Только, когда он пытался покинуть Китай, на выезде ему встретился мужчина, который попросил продиктовать основные принципы и постулаты даосизма. Лао-Цзы согласился и надиктовал ему более 5 тысяч слов, из которых и была вскоре создана книга «О дао и дэ».

Что это такое?

Дао – это путь, то, что сложно постичь и что является вечным. Он объединяет воедино женское и мужское начало. Кстати, картинка, на которой изображены Инь и Янь как раз и есть символом этого единения.

Мужское начало указано белым цветом, как символ активности и силы. Женское же тёмным, как проявление спокойствия, баланса. Оба эти начала дополняют друг друга и не могут по отдельности достичь гармонии.

Поэтому человек, стремящийся к познанию Дао, обязан признать, что обе части находятся в нём. И если какая-то из них будет проявляться активнее, ему не удастся достигнуть своей цели.

Лао-Цзы считал, что Дао пусто, но именно это и есть самым ценным. Его невозможно увидеть, услышать, словить, или почувствовать.

В доказательство своей теории, он приводил пример с комнатой, стены которой не являются ключевыми. Человек пользуется и ценит непосредственно пустоту, которую они помогают создать. С сосудом, пространство в котором и позволяет его использовать, например, хранить молоко, воду.

Поэтому самое ценное во Вселенной – это непосредственно пустота, благодаря которой она и существует.

Интересен факт, что понятия и вообще сам даосизм возникли как оппозиция учению Конфуция. С ним Лао-Цзы встречался не раз и после бесед испытывал разочарование. Именно это и вынудило его отправиться в путешествие, в поисках истины.

Основные идеи Дао

  • Человек обычно уделяет много внимания размышлениям о себе, придаёт ценность материальным вещам, забывая, что жизнь находится в данном моменте и её следует замечать. Иначе можно и не заметить, как она проходит.
  • У него отсутствует единение с окружающим миром. Он с ним борется ради выживания, но не стремится стать единым. Следовательно, находится в иллюзии, что что-то понимает о нём.
  • Пока человек не станет обычным наблюдателем, а будет продолжать стремиться действовать, влиять на события и прочее, всё, что его окружает, будет обычной иллюзией. Познать истину возможно только став ею. А для этого необходимо просто быть. Даже правитель не должен что-то делать для своего народа. Его основной задачей является создание всеобщей гармонии. А со своими проблемами люди сами разберутся. Именно таким образом, какой посчитают нужным.
  • Дао – это Абсолют. Тот, кто смог его познать, станет бессмертным. Но для этого необходимо соблюдать жесткую диету. Имеется в виду полный отказ от пищи. Питательные вещества организм может получать только от собственной слюны и от эфира, который человек вдыхает от росы по утрам. Также обязан совершать только благие поступки. Именно от их количества зависит срок его дней на земле. Этот подсчёт ведут небесные духи, поэтому никаким образом слукавить и что-то скрыть не выйдет.
  • Люди равны друг другу, они свободны и никому ничего не должны.

Формы проявления

  • Философская. использовали дао как способ самовыражения. Они пытались понять смысл бытия, а также своего существования.
  • Мистическая. Необразованный народ стремился попасть к монахам, чтобы те ответили на волнующие их вопросы, помогли советом, дали рецепт для выздоровления и прочее.
  • Научная. Монахи исследовали законы природы и стремились использовать их в различных науках. Именно благодаря даосам человечество получило стекло, фарфор, порох и прочее.

Притча

Постараюсь кратко и понятно изложить притчу, которая отражает всю суть и философию этого учения.

Один царь потребовал у своего министра, чтобы тот сделал его счастливым. Если не удастся – пообещал казнить в знак непослушания. Министр, ответив, что для этого ему необходима рубашка человека, который познал счастье, отправился на её поиски.

Но повсюду ему встречались опечаленные или несчастные люди, которые ну никак не могли признать, что на самом деле они счастливчики, поцелованные судьбой. Каждому чего-то не хватало для ощущения полноты жизни, кому здоровья, кому денег или еды.

Уже почти смирившись с мыслью, что придётся лишиться головы, министр узнал от добрых людей, что на берегу реки каждый вечер играет на флейте какой-то мужчина. Музыка его бодрая и весёлая, поэтому у служащего появилась надежда на спасение.


Тут же он отправился к реке и действительно встретил мужчину с флейтой. Радости не было предела, когда, задав вопрос: «Счастлив ли ты?» министр получил утвердительный ответ. Но вот просьбу отдать рубашку счастливец не смог выполнить. Потому что был полностью голым и лишённым каких-либо личных вещей. Флейта была его единственным имуществом.

Министр был обескуражен, он никак не мог понять, почему мужчина считает себя счастливым, являясь по факту нищим. Музыкант объяснил это так: «Однажды я потерял абсолютно все, не только рубашку, но и понимание того, кто я и что собой представляю. Именно благодаря этому я и постиг счастье. Я играю на флейте и представляю собой одно целое с музыкой и миром».

Как обрести просветление?

Даосы утверждали, что для обретения просветления необходимо вести аскетический образ жизни. Только так можно со временем стать духом. Для этого последователи этой философии и религии обязаны уйти в горы, отказаться от всех своих близких людей, родственников. Также перестать волноваться и думать об обыденных вещах, обо всём, что раньше представляло ценность и просто созерцать то, что их окружает. Чем то схоже с .

Ясно, что не каждый современный человек способен на такой поступок. Поэтому существуют небольшие поблажки. Чтобы познать реальность, необходимо раствориться в ней. Например, когда вы убираете свою квартиру, куда-то идёте или даже едите, постарайтесь ни о чём не думать в процессе.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лао Цзы. Дао Дэ Цзин - «Книга пути и достоинства» (аудиокнига)

    ✪ Философия. Даосизм Лао Цзы.

    ✪ Дао наука для любого человека.

    ✪ Личность и учение Лао Цзы Алексей Маслов

    ✪ Мировоззрение древних китайцев. Даосизм и конфуцианство (рус.) История древнего мира.

    Субтитры

История

Формирование даосизма

Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке , но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае, в - III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века .

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая .

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э. , практически одновременно с учением Конфуция . Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди . Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы . Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма - «Дао Дэ Цзин ». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Ещё одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы », автором которого является Чжуан Чжоу (369-286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы , в честь которого и названо его произведение.

Первые даосские школы

Оформление религиозного даосизма произошло во времена правления поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 - 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже - Небесных Наставников 天师) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок 184-204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань , которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в и прекратило своё существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников .

Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (она же Шанцин) и Линбао .

В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма . Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью брахманов . Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования.

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в трактате «Чжуан-цзы» говорится о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать.

Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.

Формирование канона

Даосизм в дальнейшем разделился на два течения: школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой.

Даосизм в настоящее время

При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти учёные призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже учёные-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции ». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина . На Тайване даосизм сохранил своё влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается по традиции преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра .

Элементы учения

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм . Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй - означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребёнок рождается от смешения изначального ци (юань ци ) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци ), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Основные категории даосизма

  • Дао (道) - буквально «путь», в даосизме - бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.
  • Дэ (德) - буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете ». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным
  • У-вэй (無為) - буквально «недеяние» - понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
  • Пу (樸) - буквально «необработанный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

Компоненты даосизма

  • Даосская философия
  • Книга Перемен , особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме
  • Даосское учение о бессмертии , внешняя алхимия , внутренняя алхимия
  • Даосская медитация
  • Хуантинцзин - «Канон Жёлтого Двора»
  • Шанцин - «Школа Высшей Чистоты»

Видные фигуры в даосизме

Об интеграции элементов даосизма в конфуцианство см. неоконфуцианство .

Даосизм и буддизм

Первой даосской школой, возникшей на изучении буддийских трактатов, была школа Линбао . Её основатель Гэ Чаофу перенял из буддизма представление о перерождениях в пяти мирах и в сильно упрощённом виде элементы космологии . При этом даосы не оставили практику достижения бессмертия, однако усовершенствовали понятие бессмертия , отказавшись от буквальной трактовки бесконечного пребывания в том же земном теле, и введя для небожителей другие миры - счастливые земли, острова бессмертных и т. д. Из буддийской теории перерождений следовало учение о карме и воздаянии. Позднее буддийские элементы стали привычны для даосских школ, которые переняли также буддийские методы медитации.

Синтетические учения

Даосизм в традиционном образовании

Популярность даосизма в ранний имперский период сказалась на том, что «Лао-цзы» в эпоху Тан (618-907) являлся одним из текстов в программе на сдачу имперских экзаменов кэцзюй . В 1080-1120 гг. эпохи Сун (960-1279) было возможно получение «степени по даосизму» даокэ . Впоследствии, однако, даосская литература исчезла из экзаменационной программы .

Примечания

Литература

  • Бондаренко Ю. Я. Этика парадоксов [: очерк этики и философии даосизма]. - М.: Знание, . - 62, с. - ISBN 5-07-002544-9 .
  • Вэнь Цзянь , Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. [: Монография]. - Благовещенск: Изд. АмГУ , 2002. - 210 с. - ISBN 5-85803-306-6 ; - 2-е изд. : СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - 160 с. - ISBN 5-85803-306-6 .
  • Гомулин А. Л. Рецензия на главу «Даосизм» 2-го тома «Истории Китая» // Общество и государство в Китае: 44-я научная конференция. - М.: ИВ РАН, 2014. – Т. XLIV. Ч. 2. - 900 с. - С. 584-599. - (Учёные записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 15.)
  • Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае / Отв. ред. Л.С. Васильев . - М.: Наука, 1982. - 289 с. - С.80-106.
  • Лукьянов А. Е. Древнекитайская философия: Курс лекций. Часть II. Философия даосизма. - М. : ИДВ РАН , 2015. - 546 с. - ISBN 978-5-905379-73-4 .
  • Маслов А. А. Даосские символы // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003. - С.70-82. - ISBN 5-89321-117-0 .
  • Масперо А. Даосизм. - СПб.: Наука, 2007. - 294 с. - ISBN 978-5-02-026924-8 .
  • Мышинский, А. Л. Проблемы раннего даосизма в отечественной историко-философской литературе. Автореферат диссертации… к. филос. н. Екатеринбург, 1996.
  • Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. - М.: Наука, ГЛВР, 1984. - С.230-270. - (Культура народов Востока).
  • Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имён в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока [ В 2 ч.] / Отв. ред. М. Т. Степанянц . - М. : , 1986. - Ч.I. - 89 с.
  • Торчинов Е. А. Алхимия и ритуал в даосизме: к постановке проблемы // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 1985. - Ч.1. - С.96-101.
  • Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 310 с. - (Мудрость веков). - ISBN 5-87452-042-2 . - 2-е изд .: СПб.: Лань, 1998. - 448 с. - ISBN 5-8114-0015-2 .
  • Торчинов Е. А. Даосизм . «Дао-дэ цзин» / Предисл. пер. с кит., коммент. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 288 с. - (Мир Востока, 1). - ISBN 5-85803-130-7 ; 2-е изд. : СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. - 256 с. - (Мир Востока). - ISBN 5-85803-257-5 , ISBN 5-352-00648-4
  • Торчинов Е. А. Даосизм: Пути обретения бессмертия. - СПб.: Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2007. - (Academia). - ISBN 978-5-352-02178-1 , ISBN 978-5-85803-350-9
  • Торчинов Е. А. Даосские практики. 2001. - ISBN 5-85803-159-5 ; - 2-е изд. : СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2004. - 256 с. - (Мир Востока); - 3-е изд. : Даосские практики: Путь золота и киновари. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. - ISBN 978-5-85803-351-6 , ISBN 978-5-352-02179-8
  • Филонов С. В. Вехи отечественной историографии в изучении даосизма // Россия и Восток: Основные тенденции социально-экономического и политического развития: Тезисы докладов к общероссийской научно-методической конференции. - Ярославль: Изд. ЯрГУ , 1998. - С.64-66.
  • Филонов С. В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности // Религиоведение (журнал) . - 2009. - № 3 . - С. 56-69 . - ISSN 2072-8662 .
  • Шкуркин П. В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. - 1925. - № 53. - С.121-125.

на английском языке:

  • Balfour, Frederic Henry . The Divine Classic of Nan-Hua; Being the Works of Chuang Tsze, Taoist Philosopher : With an Excursus, and Copious Annotations in English and Chinese. - Kelly & Walsh, 1881.
  • Barrett, Rick . Taijiquan: Through the Western Gate. - Blue Snake Books, 2006. - ISBN 1-58394-139-8 .
  • Cane, Eulalio Paul . Harmony: Radical Taoism Gently Applied. - Trafford Publishing, 2002. - ISBN 1-4122-4778-0 .
  • Carr, Michael . Whence the Pronunciation of „Taoism“? // Dictionaries: Journal of the Dictionary Society of North America. - 1990. - #12. - Рp.55-74.
  • Carr, David T. & Zhang, Canhui . Space, Time, and Culture. - Springer, 2004. - ISBN 1-4020-2823-7 .
  • Chan Wing-tsit . A Source Book in Chinese Philosophy. - Princeton, 1963. - ISBN 0-691-01964-9 .
  • Chang, Stephen T. The Great Tao. - Tao Longevity LLC, 1985. - ISBN 0-942196-01-5 .
  • Demerath, Nicholas Jay Crossing the Gods: World Religions and Worldly Politics. - Rutgers University Press, 2003. - ISBN 0-8135-3207-8 .
  • Dumoulin, Heinrich ; Heisig, James W. ; Knitter, Paul . Zen Buddhism: A History: India and China. - World Wisdom, Inc, 2005. - ISBN 0-941532-89-5 .
  • Eliade, Mircea . A History of Religious Ideas, Volume 2 / Translated by Willard R. Trask. - Chicago: University of Chicago Press, 1984.
  • Fasching, Darrell J. & DeChant, Dell . Comparative Religious Ethics: a narrative approach. - Blackwell Publishing, 2001. -

Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Легенды повествуют о его чудесном рождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком – откуда и имя его, «Старый ребенок», хотя тот же знак цзы означал одновременно и понятие «философ», так что имя его можно переводить как «Старый философ») и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы любезно согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение – Дао-дэ цзин.

В трактате Дао-дэ цзин (сер. III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.

ДАО ДЭ ЦЗИН - это один из важнейших даосских текстов написанный Мастером Лао-цзы в 6-4 в. до н.э. Он один из выдающихся памятников китайской мысли, и оказавший большое влияние на культуру всего Китая.

Когда же Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад, он проходил через пограничную заставу. Ее начальник упросил Лао-цзы оставить в память о себе книгу, в которой бы отразились мысли «мудрого старца» о Пути Дао и Пути человека в нем. Так и появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов, которая сохранилась и до наших дней.

Для написания Дао Дэ Цзина использовался определенный символический язык. С одной стороны мы можем увидеть в нем ценные рекомендации по управлению страной, народом и указания каким должен быть Правитель. Поэтому этот трактат никогда не был запрещен, даже во время монгольской династии Юань в 1281 г., когда само существование «Дао цзана» (даосский сборник текстов) было поставлено под угрозу в связи с указом о сожжении всех даосских книг, кроме «Дао Дэ Цзин». Но, с другой стороны, даосские адепты понимали, что в Дао Дэ Цзине под народом нужно понимать жизненную силу (Ци), под правителем – дух (Шэнь) и т.д. Именно такой гениальный подход Лао Цзы к написанию трактата позволил его произведению просуществовать более 2000 лет и дойти до наших дней, независимо от того, кто был при власти и какое Учение эта власть поддерживала или запрещала.

Философия Дао заключается в понимании его беспредельности, невозможности заключить его в заранее очерченные рамки и правила. Поэтому она использует очень гибкий подход к самосовершенствованию человека и объяснению различных концепций. При этом всегда необходимо помнить о том, что проявленное и высказанное не есть окончательная Истина, а лишь способ указать направление движения, необходимое практикующему здесь и сейчас, на данном уровне мастерства. И здесь очень важно со временем не принять «палец за луну на которую он указывает». Помните, что любая однозначная концепция (о происхождении мира и человека, о том каким должен быть Путь, практика и т.п.) лишь ограничивает человека, поскольку Высшее (Дао) не может быть ограничено и однозначно/

высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности

Нравственный идеал даосизма - это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

Три сокровища (кит. трад. 三寶, упр. 三宝, пиньинь: sānbǎo) - в даосизме общее название основных добродетелей.

Первое сокровище - цы (кит. трад. 慈, упр. 慈, пиньинь: cí, буквально: «сострадание, доброта, любовь, человеколюбие»), а также термин вэньянь со значением «мать» (ассоциирующимся с любовью и заботой). В главах 18 и 19 Дао Дэ Цзина «ци» (родительская любовь) упоминается параллельно с «сяо» (孝 сыновняя любовь, почитание родителей).

Второе сокровище - цзянь (кит. трад. 儉, упр. 俭, пиньинь: jiǎn, буквально: «самоограничение, умеренность, экономность, сдержанность, бережливость»), практика, восхваляемая в ряде мест Дао Дэ Цзина (например в главе 59).

Третье сокровище передаётся фразой из шести иероглифов: бугань вэй тянься сянь кит. трад. 不敢為天下先, упр. 不敢为天下先, пиньинь: bugan wei tianxia xian, буквально: «не стремиться быть первым под небом». Дальнейший текст разъясняет, что стремление быть первым заставляет отталкивать других. Некоторые исследователи трактуют эту добродетель как способ избежать преждевременной смерти: быть на переднем крае мира значит сделаться заметным и уязвимым для разрушительных сил; оставаться скромным и незаметным позволяет полностью созреть и вести плодотворную жизнь.}