МАОУ “Земская гимназия”

Сочинение

Тема :

"Патриотизм – основа героизма"

Выполнил : учащийся 10 “В” класса

Сергеев Артём

Руководитель : Пашко Н.В

учитель истории и обществознания

г. Балашиха

2014 год

«Патриотизм есть любовь к Родине» – общеупотребимое, известное всем значение. Но, на мой личный взгляд, оно не отражает истинной сути великого слова «патриотизм». Давайте попробуем заглянуть глубже, раскрыть все потайные дверцы.

Что значит любить свою Родину? Ведь очевидно, что Родину можно любить и только лишь на словах. Говорить: «Как прекрасна наша страна, как я счастлив здесь родиться и жить», а потом заработать себе состояние и уехать за границу, никогда больше не вернувшись, порой даже не вспомнив о своем родном, некогда любимом крае.

На самом же деле, патриотизм подразумевает то, что ты знаешь и ценишь прошлое своей страны, принимаешь активное участие в ее настоящем и думаешь, заботишься о ее будущем. Человек, считающий себя патриотом, должен знать и уважать родную культуру, родные традиции, родной язык, относиться с уважением к своим соотечественникам. Считается, что любовь к своей стране – незыблемая ценность, которая должна воспитываться с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе в целом.

Эта ценность, я считаю, не может проявляться лишь на словах. Настоящего патриота характеризуют поступки, все то, что он способен сделать для своей Отчизны, как будет вести себя он, если ей будет угрожать опасность. Бесспорно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою родную землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Возможно, не любой человек способен обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Однако, он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя других.

Но я не раз задавался вопросом, сможет ли нынешнее поколение молодых людей в случае военной угрозы с таким же стремлением и рвением пойти на фронт защищать свою страну, как это было в период Великой Отечественной Войны. В те трагичные времена мальчишки, не достигшие 18-тилетнего возраста, специально прибавляли себе возраст в паспорте с тем, чтобы они непременно могли собственнолично постоять за свою великую Державу. Способно ли на такое теперешнее подрастающее поколение? Сомневаюсь. Более того, ни для кого не секрет, что все больше и больше парней призывного возраста стремятся, во что бы то ни стало, уклониться от прохождения военной службы, изощряясь на всевозможные способы – от подделывания медицинских справок, до просто-напросто попыток скрыться от представителей военкомата. А что, если завтра война? Кто пойдет навстречу лицом к лицу со смертью, не боясь этого, думая не о себе, а о своей Родине?

И вот мы затронули еще одно значение патриотизма – самопожертвование. Вспомним всю ту же Великую Отечественную – разве думали о себе, своей жизни те, кто под проливным дождем пуль, под страшнейшими обстрелами и бомбардировками шли выполнять приказы, спасая жизни, освобождая захваченные города? Разве их побуждала к отважным поступкам мысль о предстоящей награде? Ведь нет же. Они прекрасно понимали, что именно от них зависит будущее их страны, только они могут спасти множество ни в чем не повинных жизней.

Стоит помнить также и о том, что у настоящего патриота всегда найдется место для героического поступка, порой – подвига, который пойдет во благо его Отчизны. И такого человека мне, к неимоверному своему счастью, удалось узнать лично. Имя ему – Вячеслав Алексеевич Бочаров.

Случилось это тринадцатого марта нынешнего года. Это был знаменательный день моей жизни. В моей школе прошла встреча с таким великим человеком, Героем России. Прошедший Афганскую войну, Первую и Вторую Чеченские компании, совершивший героический поступок во время освобождения заложников в школе города Беслан, он – истинный патриот своей Родины, воплощение чести и мужества.

Вячеслав Алексеевич рассказывал о героях нашей страны, начиная со времен Первой Мировой Войны, показывая их мужество и героизм их поступков, давая всем нам понять, что таких людей нельзя забывать, их нужно помнить и чтить. Была затронута тяжелая тема событий 2004-ого года в городе Беслан. Все мы помним эти страшные три дня с 1 по 3-е сентября, но мало кто знает и помнит имена героев, отдавших свою жизнь за спасение тысячи человек, подвергшихся захвату террористами. Сам он, участвующий в операции по освобождению заложников, спас несколько человек, “уложил” несколько террористов и разведал ценную информацию об их расположении, которая в дальнейшем сыграла важную роль в операции по освобождению. Он был тяжело ранен в голову, и то, что он остался жив, – настоящее чудо.

Особое внимание я обратил на то, что о себе он говорил не очень много. В основном, он рассказывал о своих боевых товарищах, об их подвигах и словах, очень важных и правильных, которые они говорили, некоторые – перед смертью. Меня поразила история о том, как один боец, услышав в своей сумке щелчок взрывного механизма гранаты, лег на сумку, прикрыв ее полностью своим телом. Таким образом, ценой своей собственной жизни он спас жизни своих товарищей. Вот он – настоящий поступок, вот он – неподдельный героизм.

Итак, мы постарались заглянуть в истинную суть понятий «героизм» и «патриотизм», понятий, который не могут не откликаться в душе каждого российского человека, ведь наша страна – одна из немногих стран с такой сложной историей, одна из немногих стран, вырастивших так много настоящих героев и патриотов!

На чтение 14 мин. Опубликовано 10.04.2017

Патриотизм в буквальном смысле слова означает любовь к Родине, такой, какая она есть, со всеми ее достоинствами и недостатками. Патриот - человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Патриотизм – это высокое, доминирующее чувство. Патриотизм – база любой идеологии. Если патриотизмом охвачено большинство народа, значит, это общество обладает силой, способной решить любую проблему. Такую, какая была решена советским народом в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

В XX в. совершила две агрессии против России. Но если первое нападение (1914 г.) являлось военным противоборством с участием Германии и России, то в 1941 г. это был крестовый поход против России, поскольку стоял вопрос о жизни и смерти нашего государства, о том, быть ему свободным, независимым или впасть в порабощение, а то и полностью потеряться с исторической поверхности человечества.

У горцев есть поговорка: «Чтобы измерить высоту горы, надо подняться на ее вершину». Именно такой вершиной в проявлении патриотических чувств советского народа явилась Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., ставшая убедительной проверкой несокрушимости нашего многонационального государства.

У нашего народа имелось славное патриотическое прошлое – символы несгибаемого боевого духа в борьбе против захватчиков: битые шведы на Неве (1240 г.), немцы – на Чудском озере («Ледовое побоище», 1242 г.), монголы на Куликовом поле (1380 г.), вновь шведы - в Полтавской битве (Пётр I, 1709 г.) и при Гангуте (1714 г.), турки у мыса Тендра (адмирал Ф.Ф. Ушаков, 1790 г.), у Измаила (генералиссимус А.В. Суворов, 1790 г.) и у Синопа (адмирал П.С. Нахимов, 1853 г.), поверженные французы (1812 - 1813 гг.) – всего не перечесть. Немецкие фашисты об этом хорошо знали и стремились сделать все, чтобы разрушить нашу главную героическую традицию – бить, уничтожать, гнать врага с родной земли до полной победы. Гитлер прекрасно понимал, что многовековой патриотизм русского народа даст моральное превосходство Советскому Союзу над Германией. Поэтому еще до войны относительно русских людей он потребовал: нещадно истреблять, расстреливать при малейшем подозрении на неповиновение, угонять в рабство миллионами (по плану – 15 млн человек).

Благородные освободительные цели внезапно начавшейся войны были горячо поддержаны всем советским народом. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» вошел в основной смысл жизни всех наших людей.

Массовым проявлением патриотизма стали героические подвиги советских воинов – от защиты Брестской крепости до водружения Знамени Победы над рейхстагом и разгрома Японии.

Тридцать двое суток бойцы и командиры Брестского гарнизона, представители 30 национальностей и народностей, вели ожесточенные оборонительные бои группами и в одиночку. Немцы слышали, как из подземных этажей глухо доносилось пение «Катюши». Большинство советских солдат и офицеров пало в неравных боях.

Массовый героизм был проявлен под Москвой. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - это призыв 28 героев-панфиловцев, прозвучавший на всю страну и поддержанный всем народом. Под Сталинградом родился новый патриотический призыв: «За Волгой для нас земли нет!» - и Дом сержанта Павлова мужественно удерживал оборону до полного освобождения города. На Курской дуге в невиданной миру битве 1200 танков и самоходных артиллерийских установок на земле и тысяч самолетов в воздухе (только лейтенант Александр Горовец, вступив в бой с 20 вражескими бомбардировщиками, лично сбил 9 самолетов противника) наша победа возвестила о коренном переломе в войне.

В годы войны не было дивизии, полка, батальона, роты, которые не имели бы своих героев. Отличались все: от солдат, младших командиров до генералов.

Первым множественным проявлением высочайшего патриотизма стали многотысячные очереди добровольцев в военные комиссариаты. Только в Москве за первые три дня войны от жителей поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт. Многие патриоты, забракованные, как тогда говорилось, по состоянию здоровья или имевшие «броню» (обеспечение пребывания в тылу), рвались на линию огня. Летом и осенью 1941 г. было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения, численность которых составила до 2 млн человек. В ополчение вступали и не прошедшие медкомиссии, и имевшие «бронь», и не подлежавшие мобилизации по возрасту.

С первых дней войны мир узнал о невероятных для многих народов, уже сдавшихся на милость Гитлеру, подвигах советских летчиков – о таранах немецких самолетов. Уже 22 июня 1941 г. ст. лейтенант И.И. Иванов винтом своего И-16 срезал хвост вражеского бомбардировщика. В этом же месяце таранными ударами сбивали самолеты летчики мл. лейтенант С.И. Здоровцев, мл. лейтенант М.П. Жуков, мл. лейтенант П.Т. Харитонов (все трое - первые Герои Советского Союза с начала Великой Отечественной войны). В ночном бою впервые в мировой практике пошел на таран мл. лейтенант В.В. Талалихин. Всего за годы войны 636 летчиков таранили вражеские самолеты. При этом более половины пилотов спасали свои машины и продолжали сражаться. А мл. лейтенант Б.И. Ковзан совершил 4 тарана, каждый раз побеждая врага и смерть.

Высочайший патриотизм проявили советские воины, закрывавшие вражеские огневые точки своим телом. Первым такой подвиг совершил мл. политрук А.К. Панкратов, который 24 августа 1941 г. в критический момент боя пожертвовал своей жизнью ради обеспечения успешной атаки подразделения. Бросались на амбразуры противника солдаты и офицеры С.У. Куликов, А.А. Удодов, Александр Матросов – всего 215 человек; 134 из них получили звание Героя Советского Союза. Заметим: ни один из гитлеровских солдат не отважился на подобный подвиг за всю мировую войну.

Патриотизм, охвативший советских людей на ниве защиты Отечества, ярко проявился в партизанском движении, развернувшемся в тылу врага. Первый отряд из добровольцев был создан в день начала агрессии - 22 июня 1941 г. Партизаны поддерживали связь с подпольщиками городов и сел, получали от них сведения и передавали их в Москву. Уничтожение железнодорожных составов и рейды по тылам противника наносили огромный ущерб захватчикам: было убито свыше 1 млн фашистов, пущено под откос 20 тыс. железнодорожных эшелонов. В результате саботажа и диверсий «вклад» оккупированных районов СССР в экономику Германии составил лишь 1/7 часть того, что Гитлер «получил», например, от Франции.

Возвышенный патриотизм в годы войны проявился среди населения оккупированных территорий, которое противодействовало продвижению оккупантов в глубь страны. Удивительный подвиг, совершенный Иваном Сусаниным зимой 1613 г., более 50 раз повторили наши соотечественники в условиях гитлеровского нашествия. Это 18-летняя разведчица Настя Дроздова и 86-летний сторож Матвей Кузьмин, лесник Никита Александров и рабочий Трофим Прушинский. «Сусанинцы» стали боевым отрядом миллионной армии борцов с фашизмом за линией фронта.

Война высветила лучшие патриотические качества советских граждан - тружеников тыла. Жизнь людей в годы войны была сопряжена со смертью: на фронте - от пули, снаряда, бомбы; в тылу - от тяжелого труда, недоедания, болезней. Советские фронт и тыл в военные годы функционировали как единый организм. Сегодня трудно представить, как можно было за полгода напряженного военного времени перевезти на восток и ввести в строй более 1500 предприятий. Станки устанавливались в цехах без стен. Начинали выпускать самолеты и танки, когда еще не было окон, крыш. Снег покрывал работающих людей, из цехов не уходили, в цехах и жили.

Труд миллионов граждан, облагороженный патриотической идеей защиты Отечества, давал поразительные результаты. Танк Т-34 стал лучшим танком войны. Ужас на врага наводили «катюши». Основным видом стрелкового оружия становился автомат ППШ, новые самолеты завоевывали преимущество в воздухе. В 1944 г. СССР стал опережать Германию в выпуске военной продукции: бронетанковой техники - в 3 раза, самолетов - в 2,6 раза.

В годы войны высокий патриотизм проявили сельские жители. Там рабочую силу составляли женщины, старики и подростки. Урожайность сельскохозяйственных культур по причине войны упала. Тем не менее, за 1941- 1944 гг. страна получила более 70 млн т зерна.

Даже заключенные в лагерях в годы войны проявили тревогу за судьбу Родины. 95 % пребывавших за колючей проволокой включилось в трудовое соревнование, число «отказников» составляло лишь 0,25 % от всех трудоспособных. Однако роль заключенных не следует преувеличивать, как это делают некоторые историки,– максимальное население ГУЛАГа составляло более чем в 40 раз меньше общей численности рабочих, служащих и колхозников в народном хозяйстве страны.

Истинный патриотизм проявили миллионы советских граждан, жертвовавших последним куском хлеба ради победы над врагом. Люди добровольно сдавали деньги, облигации, драгоценности, вещи, продукты. Колхозница И. Пономарёва из Свердловской области продала корову, хлеб, а деньги передала в фонд обороны. Мать шестерых детей из Новосибирска (фамилия не сохранилась) принесла в фонд Красной Армии две пары варежек и серебряную ложку. Пасечник К. Головатый передал на строительство самолета 100 тыс. руб. Жительница блокадного Ленинграда (фамилия не сохранилась) принесла на приемный пункт кусок мыла, золотой кулон и 60 г. сахара. Всего в фонд обороны поступило 17 млрд руб. наличными, 131 кг золота, 9 519 кг серебра и т.д. На эти средства было построено 2 500 боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, другое оружие. Массовый патриотизм проявился в донорском движении: в нем участвовало 5,5 млн человек, сдавших для спасения раненых 1,7 млн литров крови.

В годы войны не молчали патриотические музы. Вместе с рабочими, колхозниками, другими представителями народного хозяйства, бойцами на фронте боролись и приближали Победу деятели искусства – писатели, поэты, композиторы, художники, артисты. Прозой, стихами, музыкой, средствами изобразительного искусства они воспитывали советских людей в духе пламенного патриотизма и ненависти к врагу, «приравняв к штыку перо и слово». Произведения отражали народную ненависть к фашизму, уверенность в их разгроме. Голос диктора радио Юрия Левитана стал символом надежды и уверенности в победе. (Гитлер приказал по захвату Москвы первым повесить именно Левитана). Задевали душу слова песен «о четырех шагах до смерти», о материнской слезе у детской кроватки, о любви и верности жен, матерей, подруг, ждущих своих воинов с победой.

Высокий дух патриотизма несли в солдатские массы артистические фронтовые бригады. Как символ стойкости и сопротивления в борьбе с фашизмом звучала знаменитая 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, созданная композитором в блокадном Ленинграде. Поднимали в атаку стихи Константина Симонова, Александра Твардовского, произведения Михаила Шолохова, газетные передовые статьи Ильи Эренбурга под лозунгом «Убей немца!»

Немалый вклад в патриотическое воспитание внесли работники кино. Для поднятия боевого духа красноармейцев первоначально создавались сатирические киносборники, где высмеивались немцы во главе с Гитлером. А с 1942 г. появились и полнометражные фильмы. Народ дорожил своими актерами, которые, сами испытывая лишения войны, создавали запоминающиеся патриотические образы, согревавшие сердца людей на фронте и в тылу. Нередки были случаи, когда судьбы артистов и их героев трагически переплетались. Например, у героини фильма «Радуга» Федосьи гибнет сын от руки немца, и в это же время погибает на фронте сын актрисы Елены Тяпкиной, исполнявшей эту роль. (Фильм «Радуга» был отмечен Сталинской премией, премией Национального совета кинообозревателей США (1944 г.) и в военные годы победно прошествовал по экранам СССР, США, Франции и других стран. Президент США Франклин Рузвельт в телеграмме Сталину отметил, что он «Радугу» «понял и без перевода, и она будет показана американскому народу в подобающей ей величии».

В годы войны высокими чувствами патриотизма были охвачены все – от рядового колхозника из самой дальней области до наркомов в Москве. Непосредственное участие в боевых действиях принимали все, в том числе и те, кого сегодня с иронией называют «золотой молодежью». Многие из ушедших на фронт не вернулись домой. Старший сын И.В. Сталина Яков, сын М.В. Фрунзе Тимур, сын А.И. Микояна Владимир, сын Н.С. Хрущева Леонид, племянник К.Е. Ворошилова Николай погибли на фронтах Великой Отечественной войны, как и многие другие выходцы из семей высокопоставленных партработников.

Определенной силой антифашистского движения стала патриотично настроенная часть «белой эмиграции», выступившая за победу соотечественников над Германией. Так, А.И. Деникин заявил, что «судьба России важнее судьбы эмиграции». П.Н. Милюков, считая, что Сталин, восстанавливая территорию Российской империи, фактически реализовал «идеалы белого движения», что и побудило его выступить с призывом к русской эмиграции встать на сторону СССР и др. В движении Сопротивления принимали участие русский поэт и историк Борис Вильде (расстрелян фашистами), потомок известного вольнодумца А. Радищева К. Радищев (погиб в концлагере), прямой потомок Е. Пугачева П. Дураков, дочь великого композитора А. Скрябина Ариадна Скрябина, княгиня Зинаида Шаховская, «красная княгиня» Вера Оболенская (обезглавлена в тюрьме) и многие другие эмигранты. И это неудивительно. Ведь большинство из них было воспитано в системе устойчивых русских духовных ценностей, среди которых патриотизм, чувство любви к Родине всегда стояли на первом месте. Когда их упрекали, что они, защищая Советский Союз, тем самым защищают Сталина, писатель - эмигрант М. Осоргин ответил: «… когда швыряются бомбы в Московский Кремль, они не в Сталина швыряются, а в сердце России, в ее историческое бытие».

Патриотизм нашего народа в годы войны носил многогранный характер. Его характерными чертами являлись:

  • убежденность советских людей в правоте своего дела, беззаветная любовь к Родине;
  • всенародный характер (на борьбу с врагом поднялся весь народ - от мала до велика, недаром эта война названа «народной, священной»);
  • интернациональный характер, который заключался в дружбе народов СССР, их совместном стремлении разгромить врага, коварно напавшего на Родину;
  • в уважении национального достоинства и национальной культуры народов Европы и Азии, готовности оказать им помощь в освобождении от захватчиков;
  • массовый героизм советских людей на фронте и в тылу;
  • опора на богатейшую многовековую историю, культурные и героические традиции;
  • высокая жертвенность во имя свободы и защиты Родины.

Патриотизм советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, показал, что героизм фронта и тыла – это не единовременный порыв фанатиков, ослепленных идеологией, а закономерный результат длительного процесса формирования личности патриота своей страны - защитника Родины, достойного гражданина Отечества.

Те, кто в СМИ и литературе опошляет патриотизм нашего народа в Великой Отечественной войне, окажись в военной ситуации, не пойдут ради Отечества грудью на амбразуру, на таран, добровольцами в ополчение и т.д. Многие «специалисты» по войне, откосив от службы в Российской армии, не идут в места, где стреляют, чтобы выяснить реальную обстановку для передачи в СМИ, не идут добровольно сдавать кровь для тех, кто во имя их сытого благополучия получил ранения и увечья в боевых действиях с бандитами и террористами. Они не идут в госпиталя к раненым солдатам, в ветеранские организации к участникам войн, в детские дома к сиротам, в больницы к тяжелобольным детям. Не пойдут, не сдадут – «работа у них такая». Но их ложь о патриотизме остановить довольно «просто»: лиши их высоких гонораров, они тут же перестанут врать. Не бесплатное ведь это дело – поливать Родину грязью.

В 90-е гг. ХХ в. высокое чувство патриотизма было подорвано. Сейчас стоит задача возродить его у всех наших граждан – от мала до велика. По нашему мнению его взращивание должно базироваться:

  • на объективном освещении нашего исторического прошлого, независимо от времени (великокняжеское, царское, советское, современное), политического, идеологического, экономического состояния государства;
  • на иллюстрациях героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан в войнах по защите Отечества – прекрасных примерах для подражания;
  • на выработке непримиримости к современным недоброжелателям и врагам Отечества;
  • на исключении бацилл превосходства одних людей над другими, проявлений шовинизма и национализма в России;
  • на искоренении шапкозакидательства, уверенности в легкой победе над любым противником.

Патриотическое воспитание российских граждан даст положительные результаты только в том случае, если этой работой будут пронизаны все структуры нашего общества: детский сад, школа, армия, вуз, семья, трудовые коллективы, общественные организации.

Степанищев А.Т., Хасанов Р.Ш.

"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

"Россия начиналась не с меча"

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Список литературы

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
  2. Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.

1. Понятие чувства патриотизма.
2. Самоотверженность русского народа.
3. Патриотизм и героизм дворянства.
4. Антинародное настроение аристократии.
5. Роль Андрея Болконского в романе.

Патриотизм — особое чувство, живущее в душе человека. Это преданность и любовь к отчизне, своему народу, готовность к жертвам и подвигам во имя нее. Эти светлые чувства издревле присущи народным массам. Окрыленный чувством патриотизма, народ делал во истине удивительные вещи — поднимался на борьбу с врагами и побеждал, несмотря ни на преимущества врага, ни на условия боя. В основе этого чувства лежит преданность родному народу, стремление помочь ему, отдать все силы на его защиту. Историческая действительность говорит о том, что на русский народ, начиная еще со времен Киевской Руси, подвергался постоянным нападениям извне. И в таких случаях на защиту страны поднимались не только воины, но и простой народ. Создание Л. Н. Толстым романа-эпопеи, посвященного мужеству русского народа, также можно считать проявлением патриотизма. Вдвоем произведении автор признает решающую силу в историческом процессе именно за народом. В своем видении исторической действительности Толстой был наиболее близок взглядам русских революционных деятелей. Тем более что идея создания романа возникла у писателя под воздействием настроений 60-х годов XIX века, во время, когда начало формироваться движение революционных демократов.

Начиная свое повествование, Толстой описал во вступлении романа первые столкновения русских и французских войск в 1805 году. Были достаточно точно описаны Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, в которых русские войска потерпели поражение. Но и в описании проигранных битв писатель не забывает о мужестве солдат и командиров. С симпатией рассказывает автор о П. И. Багратионе, поведшем свои войска в битву под деревней Шенграбен. Есть еще один незаметный герой — капитан Тушин, человек простой и скромный, разделяющий жизнь и взгляды солдат. Начальство проявило свое недовольство касаемо неумения соблюдать парадный военный устав. Но в бою именно Тушин демонстрировал героизм, доблесть и мужество — с горсткой солдат он удерживал в течение длительного времени укрепления, несмотря на серьезный натиск со стороны противника, не ожидавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». С неказистой, некрасивой внешностью, но с прекрасной и чистой душой патриота предстает перед читателем Тимохин, «чья рота одна удержалась в порядке». При этом солдаты не видят смысла в сражениях на чужих территориях и не могут ненавидеть солдат вражеской армии, да и разобщенные офицеры не в состоянии донести до подчиненных необходимость ведения боевых действий.

Иное состояние возникает у солдат и офицеров, после того как армия Наполеона начинает движение в России. Эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна. На поддержку российской армии становятся все чины и сословия: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» поднялись люди и пошли на своего врага. Девизом освободительного движения в России стало высказывание: «Лучше уничтожить, но не дать врагу». Купцы в ущерб своему делу стали отказывать в помощи французской армии.

Читатель может вспомнить поведение купца Ферапонтова. Он забывает от личных целях в трагическую для своей страны минуту, и это патриотическое чувство роднит простых людей и богатого купца: «Тащи все, ребята... сам запалю».

Подобным становится и патриотический порыв Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы Наполеону. Такое чувство было свойственно дворянам, сохранившим национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — любимые герои писателя. Именно на примере двух семей — Болконских и Ростовых — Толстой показывает самоотверженность русского дворянства. Эти семьи как никакие другие были близки русскому народу, уважали и любили природу и культуру своей страны. Их национально-нравственные запросы во время трудных для страны событий и легли в основу слаженного патриотического порыва. Это и есть «скрытый патриотизм», выражающийся в действиях, а не в словах. Благодаря этому чувству понимали все, что сдача Москвы в руки врага не трусость и не предательство, а жестокая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после него».

Поднималось неудержимой могучей волной народное партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою. «И благо тому народу... который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Показывает здесь Толстой много разных судеб: и судьбы партизанских отрядов Долохова и Денисова, и судьбу простого дьячка, объединившего своей волей настоящую лесную армию, и старостиху Василису, истребившую сотни врагов. Совершенно с другими чувствами описывает писатель поведение аристократии. Ясно видно презрение к человеческому классу, далеко ушедшему от родного народа. Бездушие, зависть, жестокость и скудоумие — ярчайшие характеристики завсегдатаев салона мадам Шерер. Придворные сплетни и сложные интриги, сплетни и карьерный рот составляют основные жизненные интересы этих людей. Именно эта бездушная толпа выступала против назначения на командующий пост «старика» М. И. Кутузова.

К этой категории антипатриотично настроенных людей относятся и Борис Друбецкой, и Берг, попавшие в армию только ради служебной карьеры, ради желания стать командующими над массами. Андрей Болконский характеризовал их такими словами: «Они заняты только своими маленькими интересами и ждут только минуту, чтобы получить лишний крестик или ленточку».

Этот герой занимает особенное место в общей композиции романа. Он долго и сложно ищет смысл своей жизни, но становится настоящим героем благодаря любви к родине.

Он стремится жить для других, чтобы «не для меня одного шла жизнь моя». В тяжелое военное время князь проявляет себя истинным патриотом и офицером, который бережет свою честь воина. Он завоевывает симпатии подчиненных ему солдат, которые ласково зовут его «наш князь», гордятся им и любят своего командира.

Но не только полевые сражения рождают героев. Пьер Безухов сражается с врагами в захваченной Москве. Он проявляет лучшие сои душевные качества и бросается на помощь девушке, армянке, именно из-за этого и попадая в плен. Он не мог оставаться равнодушным к чужим страданиям, и сам не понимая того, шел на героические поступки.

В этих образах, к которым автор относится с симпатией и любовью, и есть настоящие герои. Преодолеть сомнения и выстоять во время сражений им помогла невидимая сила, исходящая от сотен жителей российской земли, и имя этой силы — патриотизм.

Heroism of the Soviet People in the Great Patriotic War as a Factor in Patriotic Upbringing

Issues of patriotic education of youth are considered. It is proved that one of the most important educational resources in Russian history is the heroism of the Soviet people in the Great Patriotic War. It is concluded that the central place in the system of patriotic education should be given to the traditions of heroism and self-sacrifice of the multinational Soviet people.

Key words and word-combinations: patriotism, heroism of the Soviet people, social adjustment and education of youth.

Рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи. Доказывается, что одним из важнейших воспитательных ресурсов российской истории является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Обоснован тезис о том, что центральное место в системе патриотического воспитания должно отводиться традициям героизма и самоотверженности советского многонационального народа.

Ключевые слова и словосочетания: патриотизм, героизм советского народа, социализация и воспитание молодежи.

УДК 371.4:94(47)"1917/1991" ББК 74.200+63.3(2)6

И.М. Сампиев

СОВЕТСКОГО

НАРОДА В ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

ПАТРИОТИЗМА

современных условиях актуализировалась проблема реализации воспитательной функции институтов и агентов социализации. Если в советский период воспитание подрастающего поколения осознавалось всеми субъектами образовательного пространства как важнейшая задача школы наравне с получением знаний и компетенций в образовательном процессе, то последние десятилетия отличаются сугубо утилитарным подходом к образованию, нацеленным в значительной мере на получение высоких показателей формальных оценок знаний в рамках ЕГЭ. Кроме того, семья как традиционный институт первичной социализации перестала выполнять воспитательную функцию в полном объеме, о чем свидетельствуют наблюдения и исследования социологов.

Об общем снижении качества и эффективности воспитательной работы с подрастающим поколением можно судить по получившим массовое распространение проявлениям делинквентности среди молодежи. Именно в этой среде все чаше проявляются нигилизм, девиации, жестокость в отношении более слабых - детей, стариков, животных. Выпадение из нормальной семьи как традиционной воспитательной среды вместе с навязываемым телевидением культом распущенности, насилия, жестокости, эгоизма и вседозволеннос-

ти формирует в неокрепших душах далеко не лучшие качества. То, что раньше считалось девиацией, сегодня постепенно становится нормальным, и, напротив, норма воспринимается как нечто исключительное, пограничное.

Вместе с тем, все большее влияние приобретает не контролируемое родителями «плавание» по рискованному морю интернета с его соблазнами и особой моралью анонимности. Как результат, в установках общественного сознания постепенно как нечто нормальное стало восприниматься бравирующее бескультурье, агрессия, хамство, безответственность, бездуховность. Очевидно, что именно в среде представителей молодого поколения наиболее легко распространяется система «ценностей» потребительской культуры: эгоизм, примитивизация, консюмеризм, свобода как воля без ответственности, немотивированная агрессивность и т.п. .

Воспитание - многогранный комплексный процесс, охватывающий многие сферы жизнедеятельности общества, и включает нравственное, патриотическое, физическое, эстетическое и другие формы, которые взаимодополняют друг друга. Одним из наиболее важных и эффективных в социальном плане направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. Справедливо мнение социологов, что основную цель патриотического воспитания составляет формирование гражданственности подрастающего поколения, осознанного восприятия исторических знаний о прошлом и традициях своего народа, его героической борьбе, уважения к государственной символике, воспитание верности и любви к Отечеству, непримиримости к его недругам .

Под патриотизмом понимается набор таких социально значимых характеристик, как уважение к обществу и историческому наследию своей страны, уважение к собственной культуре и традициям, ответственность перед социумом, развитые гражданственность и правосознание. По мнению специально занимающихся этой тематикой А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмарцева, «...патриотизм представляет собой своеобразный формат жизненных ориентаций гражданина России в реализации его жизненной стратегии, соответствующий реальным социальным интересам и ожиданиям окружающего его коллектива, общества и государства, впечатленный в его сознании, найденный в смысле собственного существования и опредмеченный в образе жизни» .

Патриотическое воспитание имеет не только телеологическое, формирующее необходимый результат, но и инструментальное значение, выступая, как отмечал К.Д. Ушинскиий, и задачей, и эффективным педагогическим средством . Однако в последнее время идеями патриотизма, к сожалению, стали прикрываться и откровенно националистические, неофашистские организации и деятели, которые стремятся подменить смысл патриотизма как любви к своей родине ксенофобией, неприязнью ко всему инородному. В связи с этим актуальной становится мысль А.Н. Вырщиикова и М.Б. Кусмар-цева о том, что патриотизм - это не движение против чего-либо или кого-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек . Отсюда авторы делают важный вывод: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. А любовь и ненависть несовместимы, антагонистичны по своей сути. Истинный патриотизм - источник мужества,

120 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration 2016. № 5 (56)

героизма и силы российского народа, составная часть национальной идеи, необходимое условие величия и могущества России .

На наш взгляд, нет другого настолько масштабного и общезначимого события в истории российских народов, как Великая Отечественная война. По мнению Л.В. Намруевой, «память о Великой Отечественной войне при всех ее проблемах, ошибках, пробелах - это практически сегодня единственное объединяющее российский народ историческое событие прошлого» . Более того, это событие роднит всех представителей народов СНГ - десятки миллионов людей. Именно поэтому одним из важнейших ресурсов воспитания межнациональной толерантности и взаимного уважения российских граждан является героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Такой подход является доминирующим и в общественном сознании: 62,7% респондентов считают патриотизм и 63% - героизм главными факторами победы. При этом показатели у всех возрастных групп молодых людей отличаются незначительно .

В общественном сознании россиян Великая Отечественная война - общенародный символ, а ее последствия оцениваются как выдающиеся во всемирной истории, что убедительно показывают результаты социологических исследований. Выступая основным структурообразующим элементом духовности народа, историческая память о боевом братстве в Великой Отечественной войне, несомненно, является фактором его сплочения и мобилизации на решение стоящих перед ним социально-политических и экономических задач .

Вопреки скептическим мнениям о молодом поколении, исследования демонстрируют благодарное отношение молодежи к ветеранам. Так, на вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли в нашей стране заботятся о ветеранах войны?» ответили «Нет» 71,3% опрошенных, среди которых больше всего 18-24-летних (76,2%). На втором месте 25-39-летние респонденты, среди которых считают заботу недостаточной 65,5% опрошенных . Вместе с тем в массовом сознании отмечен и факт недостаточного внимания государства к ветеранам: так, более 26% опрошенных назвали их «Поколением победителей, которые не сумели воспользоваться плодами Победы» . Из материалов опросов видно также, что наибольшее чувство гордости у респондентов вызывает именно «массовый героизм на фронтах» (84,6%) .

Российская Федерация, как и Советский Союз, правопреемником которого она является, - страна многонациональная и поликонфессиональная, в ней столетиями уживаются множество народов. Как верно отмечает В.И. Тютькова, дело патриотического воспитания невозможно без привития любви к Родине, к своему дому, стремления и умения беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Чтобы это множество народов, языков, культур и конфессий жило в гармонии, надэтнический, надрегиональный, общегосударственный патриотизм должен быть инклюзивным, объединительным, поистине общенародным. Гуманистический характер истинного патриотизма - это аксиома, как и его неразрывная диалектическая связь с межнациональным сотрудничеством и миром, связь с высокой культурой межнациональных отношений. Общероссийский, общенародный патриотизм и межнациональное согласие тесно связаны между собой, выступают в диалектическом единстве.

Вестник Поволжского института управления 2016. № 5 (56) 12. I

Однако находятся деятели, ложно трактующие понятие патриотизма, занимающиеся очернением доброго имени целых народов, разжигающие межнациональную рознь, проповедующие откровенно ксенофобские и профашистские настроения в среде молодежи. При этом используется и метод фальсификации истории Великой Отечественной войны, в частности героического участия в ней кавказских и некоторых других народов бывшего СССР.

Среди наиболее одиозных можно назвать кощунственный даже по несоответствию его содержания названию опус С.П. Куличкина «Вставай, страна огромная», опубликованный в серии «Национальная безопасность России» (М., 2005), по существу направленный только на одну цель - стравить российские народы, разделить и противопоставить их (что не удалось реализовать на практике Гитлеру). Другой перл этого «писателя» - «Черные тюльпаны перестройки» - вышел в журнале «Молодая гвардия» (2004 г., № 11-12). . Особым злопыхательством отличается и некий писатель И.В. Пыхалов в пасквиле «За что Сталин выселял народы», вышедшем в московском издательстве «Яуза-Пресс» в 2008 г.

Таких примеров, к сожалению, немало. Эти «писатели», искажая и фальсифицируя историю, превращая ее в «арену политической борьбы» , не получают своевременной и достойной оценки своей провокационной деятельности ни от органов прокуратуры, ни от Роскомнадзора. Отсутствие реакции на подобные экстремистские материалы существенно вредит патриотическому воспитанию молодежи, противопоставляет российские народы, разрушает сформированную великой Победой единую духовно-воспитательную среду. Отсутствие жесткого ответа на провокационные происки ксенофобов - один из существенных пробелов в патриотическом воспитании. Для опровержения всех этих измышлений имеется огромное количество исторических документов и мемуаров, достаточно привести авторитетные слова настоящего патриота, героя великой Победы маршала Г.К. Жукова: «В... дни суровых испытаний народы Кавказа не дрогнули, не потеряли веры в силу и мощь единства многонационального Советского государства. <...> Расчет гитлеровского командирования, что с приходом немецко-фашистских войск народы Кавказа отойдут от Советского Союза, провалился» .

70-летие Победы в Великой Отечественной войне как всемирно-историческое событие стало всенародным праздником и придало новый импульс системе патриотического воспитания молодежи . Несомненно, что и в дальнейшем важное место в патриотическом воспитании должно и будет отводиться славным традициям героизма и самоотверженности многонационального советского народа. При этом важно противостоять попыткам фальсификации истории, пресекать использование деструктивных этнополи-тических мифов при освещении вклада всех российских народов и народов бывшего СССР в победу в Великой Отечественной войне.

Библиографический список

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. Т. 2.

2. Социология молодежи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добренькое, Ф.Д. Кадария [и др.] под ред. Ю.Г Волкова. Ростов н/Д, 2001.

3. Вырщиков А.Н., КусмарцевМ.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград, 2006.

122 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration 2016. № 5 (56)

В.А. Ручин, А.В. Ручин

4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 2.

5. Намруева Л.В. Роль исторической памяти в формировании патриотизма // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.

6. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 11-22.

7. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: учебное пособие / под ред. И.А. Тютьковой. М., 2000.

8. Ефанова О.А., Лаврухина Е.А. Доминанты исторической памяти россиян: знания, оценки и отношение к Великой Отечественной войне. URL: http://credonew.ru/content/view/482/57/

9. Бембеев В.Ж. О новых попытках очернения «наказанных народов» // Вклад народов Северного Кавказа в победу над фашизмом в ВОВ 1941-1945 гг.: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. В.Б. Убушаев. Элиста, 2005.

10. ВельцерХ. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/vel3.html

11. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: в 4 т. М., 1974. Т. 4.

12. Кусмарцев М.Б. Наследие Сталинградской битвы и российский патриотизм: грани интеграции (70-летию Сталинградской битвы посвящается) // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ 2012. № 2 (16). URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1346137297.pdf

V.A. Ruchin, A.V. Ruchin Sociocultural Risks of the Events of October 1917

The specificity of sociocultural risks of Russia during the radical transformations of the institutions of family, education and entrepreneurship that emerged in severe conflict of different models of development is considered. The analysis is focused on the reasons for the collapse of the Orthodox civilization, which happened as a result of its collision with the Marxism ideology.

Key words and word-combinations: education, family, entrepreneurship, social institution.

Рассматривается специфика социокультурных рисков России в условиях радикальной трансформации институтов семьи, образования, предпринимательства, возникших на фоне острого конфликта носителей различных моделей развития. Анализируются причины коллапса православной цивилизации, возникшего в ходе ее столкновения с идеологией марксизма.

Ключевые слова и словосочетания: образование, семья, предпринимательство, социальный институт.

УДК 354:94(47)"1917/1991" ББК 66.3(0),123+63/3(2)6

В.А. Ручин, А.В. Ручин

социокультурныЕ

РИСКИ СОБЫТИЙ ОКТЯБРЯ 1917 г.1

еликая Октябрьская революция - событие мирового масштаба, в ходе которого сложилась принципиально иная картина социальных институтов. Процесс трансформации общества проходил в условиях ожесточенной классовой борьбы, завершившейся приходом к власти сторонников марксизма и возникновением новой комбинации компонентов российского общества .

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект «Россия в 1917 году: институциональный ресурс, социальные риски и цивилизационный коллапс» (№ 15-33-12009).

Вестник Поволжского института управления 2016. № 5 (56)