Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.

На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира - малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или иные моменты, застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований». Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определенное различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет социологического исследования обычно имеет достаточно сложную структуру. Отношение человека к труду в качестве общего предмета исследования включает субъективные и объективные показатели отношения к труду, мотивы и ценностные ориентации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и др. Но не только наличие объекта и предмета социологического исследования определяет существование социологии как науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ достижения теоретического или практического результата решения проблем для получения новой информации, осознания специфики изучаемой предметной сферы и закон о функционировании ее объектов и называется методом в социологии.

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка - вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов - положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности аргументации.

Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.

Системный подход - способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход сформировался путем конкретизации принципов материалистической диалектики при изучении сложных объектов и получил распространение в социологии во второй половине XX в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый как сложное целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных точек зрения, системный подход предполагает выделение определенного системообразуемого параметра, то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между ними, ее структуру. В виду того, что любая система находится в определенной среде, то системный подход должен учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда происходит второе требование системного подхода - учитывать, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход в социологии обязательно предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга. При изучении общественного сознания, общественного мнения различных социальных общностей - классов, слоев, потребностей и притязаний различных социальных слоев и т. п. используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т. п. При исследовании межличностных отношений внутри малых групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным явлениям, жизненных и ценностных ориентаций и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа, использования математики и т.п.

Методы социологического исследования – система правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Необходимо выделить приемлемые технические приемы, объединенные единой методикой социологического исследования. Методика – это понятие, обозначающее совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Методы в зависимости от типа социологических исследований подразделяются на качественные и количественные, а в зависимости от этапа исследования – на методы сбора данных, анализа социологической информации, обработки социологических данных.

Методы количественных социологических исследований – совокупность приемов, отличающихся направленностью на выделение в предмете самых типичных и устойчивых признаков. Преимущество: способность охватывать большое количество объектов, выделять самое существенное и необходимое для целей исследования. Три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Наблюдение – прямая регистрация событий, непосредственное восприятие действительности или использование наблюдений других людей.

Анализ документов – исследование письменных, устных или фотографических документальных данных, передающих социальную информацию. Выделяют два типа анализа документов: традиционный анализ и контент-анализ. Традиционный анализ – это обычный способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания, просматривания. Контент-анализ – формализованный метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования. Его спецификой является выделение единиц анализа: слова, имени, факта; определение единицы отсчета: знаков, абзацев.

Опрос – метод сбора информации при взаимодействии социолога с опрашиваемыми индивидами; предназначен для сбора сведений об общественном мнении социальных групп. Социальный опрос предполагает наличие анкеты или плана действия, подразделяется на четыре типа: 1) интервьюирование – сбор данных путем непосредственного обобщения; 2) социометрический опрос – сбор данных о межличностных отношениях в малой социальной группе. Этот метод позволяет оптимально формировать группу и улучшать в ней климат; 3) тестирование – система заданий, используемых для установления личностных особенностей опрашиваемых индивидов; 4) анкетирование – сбор данных с помощью специального бланка опроса. Его предметом являются личностные мнения и оценки индивидов.

Обработка информации – изучение и классификация полученных данных с целью их дальнейшего анализа. Она составляется в соответствии с методическими требованиями, т.е. с предметом, целями и задачами исследования. Анализ данных -сопоставление обработанных данных с гипотезами и установление истинности или ложности предложений. Методами анализа данных являются метод типологии и классификации данных, метод гипотез, аналогии и формализации данных. Методы качественных социологических исследований – совокупность приемов и принципов, уделяющих внимание частному, особенному в описании целостной картины социальных практик.

Социологический метод представляет собой собирательное понятие, включающее в себя конкретные познавательные ориентации, приемы, подходы, инструменты и способы, которые применяются в социологическом исследовании.

Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Итак, как уже было изучено выше, объектами социологии могут являться: социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты. Предметом социологии считается совокупность основных свойств и законов, характеризующих сущность объекта социологии, его внутреннее определение, механизм проявления и функционирования явлений, социальных процессов и отношений. Одно из главных мест, в структуре социологии занимает методология.

Методы социологии - это система правил и приемов теоретической и практической направленности для исследования социальных объектов. Социологическая методология - это система всех применяемых методов в социологии.

Выделяют следующие методы социологии:

  • 1) Всеобщие (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, классификация, средняя статистика);
  • 2) Общенаучные (системный принцип, принцип объективности, принцип историзма);
  • 3) Специальные методы социологии (методы общей социологии, кросскультурный анализ, сравнительно - корреляционный анализ).

Методы социологии как науки следует рассматривать отдельно. Инструментом познания в этом случае является социологическое исследование, включающее в себя две основные части:

  • 1) Основной метод социологии, включает в себя: разработку программ исследования, выбор цели и задач, постановку гипотез и этапов исследования.
  • 2) Инструментальная часть. Процедура исследования включает в себя: выбор инструментов для сбора информации, определение метода сбора информации, обработку информации, получение характеристик состояния исследуемого объекта.

Методы - это способы или приемы, с помощью которых достигается цель исследования. Метод наблюдения в социологии и изучение документов являются основными, однако, самый распространенный метод социологии - это опрос, применяемый с середины XIX века. Этот метод служит для получения первичной информации и требует подтверждения другими методами исследования. Объект предмет и метод социологии хорошо описаны в трудах отечественных и зарубежных ученых-социологов.

Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах (рис. 3).

Рис. 3

Каждый человек, сам того не замечая, пользуется методом наблюдения каждый день, например, наблюдая за детьми или за другими людьми. Но метод наблюдения в социологии существенно отличается от простого наблюдения.

Научное наблюдение имеет четко определенные цели, задачи и план действий и отличается систематичностью, планомерностью и обязательной проверкой результата, полученного в процессе исследования.

Метод наблюдения в социологии требует обязательного выполнения некоторых правил: наблюдать изучаемый объект нужно в разных ситуациях, при наблюдении необходимо пользоваться четкими индикаторами, ни в коем случае нельзя смешивать описание события с его представлением. Для достижения достоверных результатов наблюдение могут независимо друг от друга осуществлять несколько человек.

Метод наблюдения в социологии имеет как преимущества, так и определенные недостатки. Преимущество этого метода заключается в том, что исследователь непосредственно связан с объектом изучения, а это позволяет получать информацию оперативно, и дает возможность уловить какие-то важные детали изучаемого явления.

Еще одним важным преимуществом, которым обладает наблюдение, является его гибкость. Опрос, самый распространенный метод в социологии, также приносит интересные результаты.

Все эти достоинства, плюс дешевизна метода не исключают его недостатков, одним из которых является некоторая субъективность восприятия, выражающаяся в том, что наблюдатель прямо или косвенно влияет на результаты исследования. Это приводит к тому, что все результаты обязательно должны быть перепроверены другими методами.

Встречаются несколько различных видов наблюдений. Он бывают формализованными, неформализованными, включенными - в этом случае наблюдатель становится непосредственным участником событий (журналист меняет профессию) или невключенными, когда наблюдение ведется со стороны при полном невмешательстве наблюдателя в происходящее.

В естественных условиях проводятся так называемые полевые исследования и наблюдения, а лабораторные проводятся в специально созданных условиях и выполняются обычно в рамках проводящихся экспериментов.

Различных видов наблюдений бывает много, и в некоторых случаях, например при изучении быстро протекающих процессов, катастроф или военных конфликтов они могут стать единственным методом изучения объективной реальности.

Методы социологического исследования подбираются в зависимости от содержания исследуемой проблемы. Так, например, в эмпирических исследованиях, которые опираются на массовый спрос, понадобится когнитивный анализ вопросника, а также следующие методы: формирования выборочной совокупности, сбора эмпирических данных, многомерного математического анализа, дескриптивной статистики, проверки статистических гипотез. Методы социологического исследования должны тщательно подбираться. Подобная процедура заключается в осмыслении адекватности и взаимообусловленности методов. Для того чтобы исследования было максимально достоверным, очень часто используется процедура методной триангуляции, которая подразумевает использование одновременно нескольких методов для изучения какого-либо социального феномена.

Социология управления - это отдельная теория социологии, специализирующаяся на рассмотрении и совершении процессов управления в отдельных типах обществ, организаций, институтов. Эти процессы осуществляются для сохранения и обеспечения устойчивого развития соответствующей системы. Эта теория имеет свои методы социологии управления, объекты, функции и предмет. Предметом принято считать изучение, оценку и совершенствование процессов управления. Объектом являются управленческие процессы, протекающие в отдельных подсистемах общества.

Методы социологии управления:

  • 1) Организационно - административные. Сюда входит система законодательных актов страны, система нормативных документов, система, разрабатываемых планов, программ, система оперативного управления.
  • 2) Экономические - налоговая система страны, кредитно-финансовый механизм, система заработной платы, социально-психологические механизмы.

Все методы социологии управления и науки ориентированы, прежде всего, на создание эффективных управленческих схем и мотивации к созиданию, в этом и заключается весьма ощутимый экономический эффект от их применения.

Исследование любой области проводится по некому заранее продуманному плану и имеет свою структуру. Основные этапы социологического исследования можно представить следующим образом:

  • 1. Подготовка к исследованию: составление плана, разработка инструментария (например, вопросы для интервью, анкеты).
  • 2. Сбор первичной информации (интервьюирование, анкетирование).
  • 3. Обработка полученных данных.
  • 4. Анализ полученных данных, подведение итогов исследования.

Следует обратить внимание на то, что все этапы социологического исследование представляют собой структуру, в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Это значит, что нельзя переходить к следующему этапу, если предыдущий этап выполнен некачественно, не до конца. А все потому, что полученные данные на одном этапе является основой для проведения последующих этапов. Особое внимание следует уделять этапу подготовки, так как от того, насколько будет продумано все исследование, будет зависеть достоверность полученных данных.

Методы науки – это совокупность основных познавательныхприемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания, постигается предмет науки.

Методы социологии – это пути, средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.

Методы социологии – это правила социального познания, технологический принцип изучения объекта и его предметных областей (состояний и свойств).

Особенности социологических методов заключаются в том, что они: научные; объективные, то есть, основаны на изучении конкретных фактов, явлений; реализуются специфическими способами – посредством различных видов социологических исследований.

Основополагающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, мировоззренческие методы, философские, которые выражают наиболее универсальные принципы. Всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями (всеобщая связь, взаимозависимость и развитие явлений, закономерности, отношения причины и следствия, переход количественных явлений в качественные, единство и борьба противоположностей, диалектика единичного, особенного и общего, отрицание отрицания.

Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: наблюдение, описание, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, факторный анализ, системный анализ.

Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические, кибернетические и др.)

1. Социально-философский метод . Используется в целях общего подхода к изучению, познанию, анализу и рассмотрению общества как единого организма.

2. Структурно-функциональный метод используется для анализа, рассмотрения общества через сферы – экономическую, политическую, духовную, культурную, социальную, национальную, религиозную; через субъекты – личности, классы, нации, семьи. Согласно этому методу, названные факторы рассматриваются как подсистема, выясняется их место и роль в обществе как целостной системе, их действия и взаимодействия, то есть этот метод рассматривает общество с точки зрения структуры, функционирования, развития всех его элементов.

3. Сравнительный метод . Данный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций, религий.

4. Методы, формирующие социологическое знание , а именно: факты, гипотезы и теории. Здесь особо выделяются методы:

– выборочного и полевого обследования;

– компаративно-историческое исследование и эксперимент;

– диалектический метод;

– наблюдение включенное и не включенное;

– опросы – интервью, анкетирование;

– статистические и методические методы;

– количественный и качественный анализ содержания;

– доказательства;

– наблюдение;

– специфический анализ документов + контент-анализ.

Социология также использует методы: субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя), объективный, статистического анализа, позитивный (научно-инструментальный), исторический, научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов).

В процессе развития социологии существенно изменился ее методологический инструментарий благодаря ряду обстоятельств:

– произошло осознание качественного усложнения процесса развития общества; появились новые методы сбора и анализа данных, служащих созданию широкой эмпирической базы; внедрение в практику привычного обобщения эмпирических данных (итогов массового опроса, наблюдения, анализа документов, экспериментов). Выбор метода исследования стал все более зависеть от спецификации объекта и задач исследования.

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер . Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт ) ;

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм ) ;

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер ) ;

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм ).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

2. Социология в системе гуманитарных наук

Совершенно очевидно, что если объектом социологии является общество, то она тесно соприкасается с другими общественными и гуманитарными науками, изучающими эту область реальности. Она не может развиваться изолировано от них. Более того, социология включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук.

Социологические методы исследования общества, его элементов, членов и их взаимодействий сегодня активно применяются во многих других науках, например, политологии, психологии, антропологии. В то же время очевидна зависимость самой социологии от этих наук, так как они значительно обогащают ее теоретическую базу.

Другой существенной причиной тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

Однако эти различия только подчеркивают самостоятельность социологии как науки, но не умаляют значение ее взаимосвязи с социальной философией. Опираясь на конкретно-исторические реалии, социальная философия стремится выявить общие тенденции и закономерности.

Социология же, используя знания этих закономерностей, осуществляет анализ места и роли человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов, исследует специфику общностей разного типа и уровня.

Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования.

Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой.

Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии.

Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым-историкам анализировать исторические явления с позиций описательно-фактологического подхода.

Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

Важной составляющей общественной жизни является материальное производство. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой . Более того, в системе социологического знания существует такая дисциплина, как экономическая социология.

Место человека в системе труда оказывает значительное влияние на его положение в социальной структуре. С другой стороны, под воздействием различных социальных процессов и изменений происходит изменение и самой трудовой деятельности.

Еще одной смежной с социологией наукой является психология . Областью пересечения этих наук является прежде всего проблема человека в обществе.

Однако несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны.

Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии , которая пока входит в состав социологии.

Тесная связь существует также между социологией и политологией . Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. При этом необходимо помнить, что в основе политической жизни всегда лежат социальные закономерности, анализ которых необходим при исследовании политических процессов и явлений. Итак, совершенно очевидно, что социология находится в тесной взаимосвязи с системой общественных и гуманитарных наук и является ее элементом.

3. Структура социологии

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания. Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты – научно обоснованные знания, полученные в ходе исследования какого-либо фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на решение вопроса о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические теории – системы научного социологического знания, направленные на описание отдельных сфер жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа данных – технологии получения эмпирического материала и его первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение общества как целост-ного организма, раскрытие места и роли социальных связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические теории. На этом уровне располагаются отрасли социального знания, имеющие своим предметом исследование относительно самостоятельных, специфических подсистем социального целого и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы развития отдельных социальных общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности и механизмы функционирования общностей в тех или иных сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

3. Социальная инженерия. Уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Помимо указанных уровней, в структуре социологического знания выделяются макро-, мезо– и микросоциология.

В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология прежде всего изучает: структуру общества (какие элементы составляют структуру раннего общества и какие – современного), характер изменений общества.

В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.

На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Однако эти уровни нельзя рассматривать отдельно друг от друга как независимо существующие элементы социального знания. Наоборот, эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи, так как понимание общей социальной картины, общественных закономерностей возможно только на основе поведения отдельных субъектов общества и межличностного общения.

В свою очередь социальные прогнозы о том или ином развитии общественных процессов и явлений, поведения членов общества возможны только на основе раскрытия универсальных социальных закономерностей.

В структуре социологического знания выделяются также теоретическая и эмпирическая социология. Спецификой теоретической социологии является то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания преобладают над эмпирическими, так как именно теоретические знания в конечном счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая социология – это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающих их интерпретацию.

Эмпирическая социология носит больше прикладной характер и направлена на решение актуальных практических вопросов общественной жизни.

Эмпирическая социология в отличие от теоретической не направлена на создание всеобъемлющей картины социальной действительности.

Эту проблему решает теоретическая социология путем создания универсальных социологических теорий. В теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным со времени ее основания.

Существует множество концепций и теорий в теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К. Маркса основывается на приоритете экономических факторов в развитии общества (исторический материализм); существуют различные концепции стратификации, индустриального развития обществ; конвергенции и др.

Однако необходимо помнить, что определенные социальные теории не подтверждаются в ходе исторического развития общества. Некоторые из них не реализуются на том или ином этапе общественного развития, другие не выдерживают испытания временем.

Спецификой теоретической социологии является то, что она решает проблемы изучения общества на основе научных методов познания действительности.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет исследования.

Это позволяет рассматривать социологию как систему научного знания.

Функционирование данной системы направлено на получение научного знания как о всем социальном организме, так и об отдельных его элементах, которые выполняют различную роль в процессе его существования.

Таким образом, социология является многомерной и многоуровневой системой научного знания, которая состоит из элементов, которые конкретизируют общее знание о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления . Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.

Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.

Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий.

Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:

По времени действия:

1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);

2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).

По способу проявления:

1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;

2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;

3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;

4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.

Однако несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.

Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.

Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях .

Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.

Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:

1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. т. е. если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;

2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;

3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности) (пример: чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом);

4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности) (пример: необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин);

5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности) (пример: рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов).

При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, т. е. закономерность.

Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей .

5. Основные парадигмы социологии

Прежде всего, необходимо указать, что парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой ученных.

Впервые термин «парадигма» ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун . Исходя из данного определения, можно утверждать, что понятие парадигмы шире понятия теории. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Необходимо также отметить, что наличие в социологии нескольких парадигм также подтверждает ее статус самостоятельной науки. Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова , который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель , в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье , А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном .

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм . Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем . Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом . Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий. Особое внимание в современных социологических парадигмах уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вообще необходимо отметить, что в современной социологии очень ярко проявляется тенденция к плюрализму различных парадигм, что выражается в усилении дифференциации системы социологического знания. Данная особенность остро ставит проблему разработки и проведения единой теоретико-методологической линии в социологии. Этот факт позволяет говорить о социологии как о «мультипарадигмальной» науке.