Коулрофобия — паническая неконтролируемая боязнь клоунов как у детей, так и у взрослых. В числе глубинных причин коулрофобии психологи выделяют невозможность разглядеть настоящее лицо человека под гримом, чересчур активное поведение и громкий смех клоуна, указывающие на него как на психически нездорового человека, и боязнь быть публично осмеянным. Сотрудник университета Тринити в Техасе Джозеф Дервин отмечает два наиболее распространенных пути возникновения фобии: негативный личный опыт, обычно приобретенный в детстве, и образ «злого клоуна», созданный и поддерживаемый массовой культурой.

Кто придумал злых клоунов

Точное происхождение архетипа злого клоуна неизвестно, но в художественной культуре XIX и почти всего XX века шуты и клоуны изображались скорее нейтрально. В числе исключений — рассказ Эдгара Аллана По «Лягушонок»: в нем шут наряжает короля и свиту орангутангами и поджигает их. В 1892 году в Италии состоялась премьера оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», где клоун из ревности убивает жену.

Эксплуатация образа в поп-культуре

ДЖОКЕР

Злодей с клоунским гримом из серии комиксов издательства DC Comics о супергерое Бэтмене. Джокер упоминается уже в первом выпуске комикса за апрель 1940 года. На экране появился в киноверсии «Бэтмена» 1966 года.

ПЕННИВАЙЗ

РОББИ

Игрушечный клоун из фильма Тоуба Хупера по сценарию Стивена Спилберга «Полтергейст» 1982 года большую часть картины остается неподвижным, однако в финале становится одержим и нападает на маленького мальчика.

БОБО

Неуравновешенный юноша, в прошлом работавший цирковым клоуном, из фильма Майкла Шредера 1988 года «Из тьмы». Убивает девушек из службы «Секс по телефону», используя самое разное оружие, но всегда в клоунской маске.

ТВИСТИ

Серийный убийца в костюме клоуна, персонаж четвертого сезона сериала «Американская история ужасов». Похищает своих жертв, держит их в фургоне и заставляет смотреть фокусы в собственном исполнении.

Злые клоуны в жизни

Клоун Пого — настоящее имя Джон Уэйн Гейси. Серийный убийца из Чикаго, с 1972 по 1978 годы изнасиловавший и убивший 33 подростков и молодых людей. В 1975 году вступил в клоунское объединение Jolly Jokers и стал выступать на частных вечеринках в образе клоуна Пого. В 1980 году Гейси приговорили к 21 пожизненному заключению и 12 смертным казням.

Усталый Вилли — псевдоним Пола Келли, внука знаменитого американского клоуна Эмметта Лео Келли. В конце 1970-х, как рассказывал сам Пол, к нему явился во сне дух клоуна Вилли с просьбой «не дать ему умереть» после выхода отца на пенсию. В 1978 году был арестован за убийство двух своих партнеров: позднее у него диагностировали раздвоение личности.

Из официального обращения французской полиции от 27 октября 2014 года

Национальная полиция получила от граждан множество сообщений о клоунах, пугающих прохожих. Распространяющиеся слухи подбивают некоторых преступников совершать преступления под их масками. В социальных сетях набирает популярность инициатива по сбору групп «охотников на клоунов». Будьте ответственны, в том числе в интернете (родителям стоит рассказать детям о рисках, следующих за подобными нарушениями). Если у вас возникли сомнения, немедленно звоните по номерам 17 или 112.

Происшествия в 2014 году


Васко, США

В октябре на улицах калифорнийского города Васко стали замечать человека в клоунском костюме и пугающем гриме. Вскоре у него появились последователи: жуткие клоуны ни на кого не нападали (один из них, как оказалось, вместе с женой снимал фотопроект), однако жители были напуганы их появлением.


Портсмут, Великобритания

В октябре местных жителей встревожило появление на улицах жуткого клоуна в рыжем парике. Сообщалось, что клоун навязчиво предлагал некоторым людям посмотреть, как он жонглирует, пересекал им дорогу на своем велосипеде и гнался за теми, кто пытался его сфотографировать.


Монпелье, Франция

Переодетый клоуном мужчина погнался за прохожим с требованием отдать ему деньги и телефон. Догнав жертву, клоун избил ее железным прутом. В конце октября преступника приговорили к году тюремного заключения.


Гринвудское кладбище, США

Человек в костюме клоуна, в красном парике и со связкой воздушных шаров в июле был несколько раз замечен на кладбищев Бруклине. Клоун молча гулял среди могил, не приближаясь ни к комуиз посетителей.

Шуты знакомы человечеству с глубокой древности. Первые упоминания об этой профессии были еще в рассказах Плиния, когда тот посещал дворец короля Птолемея I. В Средние века был настоящий "шуточный бум". Именно на это время, как говорят историки, пришелся самый расцвет и процветание шутовского ремесла.

Кто такой гаер

Прямая аналогия и современный перевод некоторых старорусских слов доступен сегодня не каждому. Например, мало кто знает, кто такой гаер. Заглянем в толковые словари.

Гаер - это человек, работающий на улице и веселящий людей на ярмарках и праздничных гуляньях. Сегодня такое слово забыто и совсем не употребляется. Но в старые времена это была довольно популярная профессия. Умение смешить людей своими несуразными кривляниями и шутками-прибаутками передавалось по наследству. Отцы учили детей смешить народ, забавлять его и зарабатывать этим на

Гаер - это потешник и балагур, который призван развлекать и смешить народ. С давних времен гаером называли уличного шута. Он работал как в одиночестве, так и в артистической труппе. К примеру, во Франции гаеры принимали активное участие в создании комических шоу и народных спектаклях.

В переводе с языка Наполеона Бонапарта гаер - это весельчак. В английском или немецком языках это слово означает «клоун, скоморох».

Шут или клоун

Многие думают, что шут и клоун, следовательно и гаер, это одни и те же слова, имеющие общий смысл. Но на самом деле клоун очень сильно отличается от шута. Даже великий Чарли Чаплин всегда обижался, когда его в прессе называли гаером. Он в свое время сильно полюбил Францию именно потому, что это была первая страна, где «икону комедии двадцатого века» не звали гаером, а признали именно актером комедии.

Кто такой гаер на самом деле: шут или клоун? Историки утверждают, что гаеры ближе к шутам, кривлякам и балагурам. С некоторых языков это слово и переводится как "кривляться" и "показывать рожи". Они всегда старались шутить неуместно и даже пошло, чтобы только привлечь внимание.

Собираясь и работая на праздничных гуляньях или ярмарках, гаеры получали чаще всего «заработную плату» продуктами питания. Особенно это было распространено в Средневековье. Спустя века гаер стал получать и какие-то деньги за свои кривляния. Клоуны же появились значительно позже. Это была уже профессия, за которую платил зарплату не народ на ярмарках, а работодатель. Профессиональные клоуны всегда обижаются, если их называют шутами или гаерами. Однако если верить истории, именно от гаера произошел шут, а от шута - современный клоун.

Немного истории

Традиционно гаер изображался на картинах в смешном колпаке, на котором весело позвякивали колокольчики. Этот наряд использовался не только для яркости костюма, но и для привлечения зрителей. В средневековой Англии были пуританские нравы, поэтому гаер и шут здесь поначалу никак не приживались. Значение слова "гаер" ассоциировалось с умственно отсталым человеком, слоняющимся по улице и просящим краюху хлеба за свои кривляния.

Однако не только бедные и больные становились шутами. Гаером человек мог стать по собственному желанию, а не по нужде. Рождались уже и в те времена талантливые люди, способные понимать тонкости комедии, трагедии и подавать людям свой талант достойно.

Из шута в клоуны

Уже во времена Шекспира гаер был не просто шутом, веселящим народ. В пьесах автора он частенько играет уже более продуманную, серьезную, лирическую роль. Шут уже не просто кривляется, а музицирует, жонглирует и рассказывает стихи.

В русских боярских домах также работали гаеры. Они веселили гостей, смешили их прибаутками. При этом профессиональный гаер, который почитался в профессии и неплохо зарабатывал, уже не строил рожицы, дабы насмешить публику. Опытный шут в то время был довольно образованным человеком: знал стихи, читал пьесы, мог артистично рассказать анекдот и т. д.

Все мы знаем, что клоуны работают в цирке, раскрашивают свое лицо красками и смешат людей. Согласитесь, эта информация довольно общая и не дает ответа на вопрос почему клоуны так популярны у детей и взрослых во всем мире?

Клоун — это артист использующий приемы гротеска, преувеличения. Огромные ботинки, красный нос, вызывающий улыбку реквизит. Задача клоуна вызывать улыбку и поднять настроение людям. Это удается засчет остроумных шуток, игр, необычного внешнего вида и, конечно же, таланта актера. Надо сказать, что клоунада — это один из самых сложных актерских навыков. Ведь многие могут раскрасить лицо и одеть экстравагантный костюм, но искусство делать людей счастливыми и радостными подвластно очень немногим.

Большинство людей ассоциируют клоунов с цирком. Это потому, что в советское время самым популярным, а возможно и единственным местом в России, где можно было увидеть клоунов был именно, цирк. Клоун работал со зрительным залом между выступлениями других артистов. В цирках и сейчас работают клоуны с различными репризами и номерами, но в современном мире явление «клоунада» вышло за пределы цирка и используется во многих других случаях и жанрах.

Сейчас даже существует такое понятие, как — клоунотерапия!
Научно доказано, что смех спасает от стрессов, улучшает кровоснабжение тканей, нормализует давление, улучшает биохимический состав крови. Одна минута смеха и радости приравнивается по эффективности к суточной дозе витамина С.

Ниже мы расскажем о самых популярных и востребованных формах клоунской деятельности.

Первые клоуны

Первые клоуны были наездниками. Неожиданно, правда?
В 16 веке в Англии, да и во всей Европе, были очень популярны рыцарские турниры. На них собиралось поглазеть все население города и ближайших деревень. И вот между традиционными верховыми или пешими боями, когда рыцари перед выездом полировали доспехи и подтягивали подпруги, чтобы публика не скучала, перед ней появлялся наездник-неумеха. Он неуклюже старался справиться с лошадью, удержаться в седле, попасть ногами в стремена, и, в конце концов, таки падал на землю. Вся эта немудреная сценка была до того правдоподобной и смешной, что вызывала у зрителей дикое веселье. Как же не посмеяться над таким простаком и деревенщиной? Ведь только деревенщина, который на лошади не ездит, а пашет, не может справиться с уздой.

Кстати, и само название «клоун» происходит от английского слова «clown», а также от латинского слова «colonus» и означает: крестьянин, деревенщина, простофиля. Так в английских деревнях называли неловкого, недалекого грубоватого парня, над которым смеялась вся округа. Так могли обозвать и местного балагура, и хулигана, да и просто деревенского дурачка.

Как получилось, что простофиля, падающий с лошади, эволюционировал до артиста очень сложного жанра?
Чуть позже все в той же Англии клоун стал не только падать с лошади в перерывах между боями, но и отпускать разные «острые» шуточки на угоду публики. Так он превратился в одно из главных действующих лиц английского театра и шутил уже не только на турнирах, но и на рыночных площадях, и под шатрами бродячих цирков. Здесь от клоуна ждали не только воистину акробатических номеров и колких словечек в адрес высокомерных горожан. Артист разыгрывал целые сценки из жизни, где высмеивались и неуклюжесть, и недалекость персонажа.

Кто такие мимы

Клоуны появились еще до нашей эры в Древней Греции. Но были совсем не такие как сейчас. Тогда клоун называл себя «мим» (от др.-греческого mimos – подражание) и выступал перед зрителями на улицах, где разыгрывал сценки с пением и танцами, в которых пародировал и высмеивал людские пороки и известных личностей. За что, кстати, бывал неоднократно бит. Со временем из выступлений мима ушла песенная составляющая. Мим стал немым и общался со зрителем исключительно с помощью мимики лица и тела. Мимы путешествовали по городам и деревням, где и давали свои представления, иногда поодиночке, а иногда и вместе с бродячим цирком, становясь настоящими артистами.

Сейчас пантомима, а именно так называется искусство передавать чувства и мысли посредством языка тела, это отдельное направление в клоунаде. Проще говоря, мим – это клоун, который молчит. Даже грим и костюм мима разительно отличается от всех остальных клоунских нарядов. На нем чаще всего обтягивающая одежда черного или белого цвета, в зависимости от фона на выступлении, чтобы каждое движение было заметнее благодаря такому разительному контрасту. А на лице мима белый тон и ярко очерченные черным глаза и рот.

Самые известные в истории мимы – это Чарли Чаплин, мэтр французской пантомимы Марсель Марсо, знаменитые «Лицедеи» под руководством Вячеслава Полунина, создавшего свой неповторимый стиль на стыке клоунады, эстрады и трагифарса, радует новыми фееричными шоу и мастер-классами по всему миру.

Внешний вид клоунов

С появления первого клоуна его задачей было привлечь максимум внимания и рассмешить народ. Поэтому яркий парик, кстати, не только рыжий, но, зачастую и желтый, и зеленый, а то и вообще всех цветов радуги, пестрый костюм, изначально из сотен тряпочек разного цвета, и красный нос – неизменный атрибуты клоунского костюма.

Каждая из этих деталей отражает характер, темперамент и даже личную историю этого конкретного клоуна. Актер, прежде чем стать настоящим клоуном, придумывает не столько внешний вид, сколько его характер и историю, а уж потом отражает их в костюме и гриме.

Кто-то создает свой образ один раз на всю свою клоунскую карьеру, а у кого-то много разных образов и, соответственно, грим каждый раз разный. Но изготовление костюмов – это всегда основательный и творческий процесс. Так, например, знаменитые клоунские носы делаются по индивидуальному заказу, так сказать под каждый нос, из мягкой кожи, а потом раскрашиваются в нужный цвет. Конечно, многие используют и мягкие поролоновые, через которые неудобно дышать, но это, как правило, на пару раз.

Но самое главное в каждом клоуне не выбранный им образ и наряд, а искреннее веселье и способность дарить детям радость.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк!

В различных языковых диалектах слово «клоун» имеет абсолютно непохожие значения: например, мужик, деревенщина в латыни («колонус»); болван, дерзослов, шут в Англии; некультурный, болтливый парень в Исландии («клуни»); сорванец в Голландии; дубина, колода в Швеции («клун»); дурак в Дании («клунт»).


"Эволюцию" клоуна стоит начать с древнегреческих пиров. Именно в то время и появились деревенские шуты («комос»). Они веселили народ в деревнях, показывали пародии, смешили народ, шутили над прохожими, спорили (называлось это «агоном») и порой злобно язвили друг над другом.

Вскоре самые проворные стали называться «бомолохами» . Партнёром «бомолоха» был «бохвал». Первый был лидером, всё время выигрывал и часто обижал бохвала, а когда у него недоставало слов, он его бил. Весельчаки были деревенскими «колонус», а шутки бомолоха приобрели такую же форму и перекочевали Греции в Италию, и там продолжали называться колонус. Однако значение стало другим. Теперь это уже был человек с острым юмором, а не деревня.

Так как шуточки этих весельчаков были достаточно саркастические и высмеивали в людях плохие черты, а афинское правительство было очень демократично, оно нашло в шутках положительное влияние на моральный уровень людей. Вскоре оно решило популяризировать это начинание и стало приглашать шутников на выступления в театр. Тогда еще никто не мог подумать о том, что бы пригласить клоуна на дом .

Бомолохи привнесли в театр эстетику , карнавальный язык и выразительность средств. Комические приёмы их выступлений стали основой клоунады. Они использовали различный реквизит, ловкость рук, жонгляж, иллюзии, вместе со стилем народного спектакля. Но они противились общепринятым нормам, вели себя свободно, не ограничиваясь традиционными условностями, и вскоре это к появлению совсем другого героя - циркового персонажа. Он продолжил своё развитие параллельно с театральным. В то время представления назывались «мимейнами», что переводилось как подражание.

Артисты «флиаки» были очень акробатичны и динамичны, показывали различные комические падения. Ещё существовали «буффоно». Это были карикатурные типажи, которые носили гротесковую маску из грима на лице, пользовались несимметричными формами, широко раскрывали рты, брили голову наголо. Их одежды были яркими с разноцветными пятнами, различные шляпы-треуголки стали характерными признаками комедии масок в Италии. Сейчас их используют и современные комики.

«Гистрионы» стали предтечей циркового искусства. Они жонглировали подожженными палками, дышали огнём, придумывали иллюзионные механизмы для фокусов, тренировали голубей. Вскоре они разделились на жанры (трубадуры, акробаты, эквилибристы). В XIV веке они поделились на два больших класса: «аристократический» , в который входили танцоры и музыканты, и низший. Последний включал в себя акробатов, канатоходцев, иллюзионистов, клоунов. Все эти жанры и стали вскоре цирковым искусством.

В середине XVI года впервые появился «клоун» (мужик). Сценическим образом это название стало через двадцать лет. В своей одной и той же маске, он выглядел неуклюжим, смешным, наивным. Каждый его выход на сцену был не связан с сюжетом пьесы, режиссёры нарочно оставляли пробелы для остроумных шуток и трюков клоуна. Первые же цирки появились в Англии и Франции, как раз в это время.

Седьмое июля 1782 года ознаменовалось появлением первого стационарного цирка во Франции (пригороды Парижа). Он назывался « Английский амфитеатр предместья Тампль». Его строительством занимались англичане, хозяином цирка был Филип Астлей. Известно так же и имя первого комика. Его звали Билли Саундерс, он показывал представления с дрессированными собаками.

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

Интересно, что в Америке образ клоуна сложился на удивление страшным. Виной тому многочисленные произведения, где этот образ выставляется кровожадным и жестоким (вспомнить хотя бы Джокера). Появилась даже такое психическое заболевание, как клоунофобия. Говоря о современной клоунаде нельзя не упомянуть имя Чарли Чаплина. Этот комедийный актер послужил источником вдохновения для актеров этого жанра, его образ копировался и многократно использовался.

Надо сказать, что самые выдающиеся клоуны реализовывали себя и далеко за пределами цирка, в кино, театре, исполняя при этом и трагический репертуар. О самых известных людях этой смешной, не непростой профессии и пойдет речь ниже.

Джозеф Гримальди (1778-1837). Этот английский актер считается отцом современной клоунады. Полагают, что именно он стал первым клоуном с европейским лицом. Благодаря Гримальди комический персонаж стал центральной фигурой английский арлекинад. Отец Джозефа, итальянец, сам был пантонимистом, художником и балетмейстером в театре. Да и мать выступала в кордебалете. Уже с двух лет мальчик выступает на сцене театра. Неудачи в личной жизни обратили взор молодого Гримальди к работе. Славу ему принесла постановка в Королевском театре «Сказок матушки гусыни». Актер стал явным новатором, ведь его персонаж, клоун Джой, схож с современными образами. Клоун являлся центральным персонажем в номерах, он придумывал буффонады и визуальные трюки, неизменно вызывая смех зрителей. Образ простака и дурачка берет свое начало еще со времен комедии дель арте. Гримальди принес в театр женскую пантомиму и заложил традицию участия в представления самой публики. Игра на сцене подорвала здоровье клоуна, фактически сделав его калекой. В 50 лет Гримальди разорился и жил на основе пенсии и помощи от благотворительных спектаклей в его честь. Когда он умер, газеты с горечью написали, что дух пантомимы отныне утрачен, ведь равных клоуну по уровню таланта просто нет.

Жан-Батист Ориоль (1806-1881). В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов. Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе. Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров - он и канатоходец, и жонглер и силам. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал. Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм. В преклонном возрасте Ориоль начал играть в комических сценах, участвуя в пантомимах.

Грок (1880-1959). Настоящее имя этого швейцарца - Шарль Адриен Веттах. Его семья была обычной крестьянской, однако отец смог привить сыну любовь к цирку. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию. К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Только вот в Национальном швейцарском цирке в городе Ним молодой артист добился только работы кассиром. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок. Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке. В 1911 году в Берлине клоун потерпел фиаско, однако гастроли в Австро-Венгрии и Германии в 1913 году прошли куда удачнее. Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. В начале 30-х клоун даже снял фильм о самом себе, который успеха не возымел. Уже после окончания Второй мировой войны артист выпустил еще две ленты со своими лучшими номерами, а в 1951 году даже открыл собственный цирк «Грок». Последний выход на арену знаменитого клоуна состоялся в 1954 году. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Михаил Румянцев (1901-1983). Клоун Карандаш является классикой советского цирка. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школ, однако обучение интереса не вызвало. Трудовая карьера будущего артиста началась с рисования афиш для театра. В 1925 году Румянцев переехал в Москву, где стал рисовать плакаты для кино. Судьбоносным для молодого художника стал 1926 год, когда он рядом с собой увидел Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Подобно им Румянцев решил стать актером. После курсов сценического движения была школа циркового искусства. С 1928 по 1932 года клоун появлялся на публике в образе Чарли Чаплина. С 1935 года Румянцев начал использовать свой новый имидж Каран д’Аша. В 1936 году клоун работает в московском цирке, финальной точкой формирования его нового образа стал небольшой скотч-терьер. Выступления клоуна были динамичными, наполнены сатирой на самые острые проблемы в обществе. Приезжая на гастроли в новый город, артист старался вставить в свою речь название какого-то местного популярного места. В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин. Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти. Работа артиста отмечена многочисленными наградами, он являлся Героем Социалистического труда, Народным артистом России и СССР.

Нук (1908-1998). Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Когда в 1932 году он начал свою трудовую карьеру зубным врачом, никто и не предполагал такого резкого поворота в его судьбе. Но вскоре Георг отказался от этой работы, став музыкальным клоуном. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ. Рассказывают, что однажды некий клоун захотел купить к Нука один из его номеров, но тот отказался. Ведь его образ и есть вся жизнь, с ее опытом, чувствами, успехом и пощечинами. Долгие годы на сцену вместе с Георгом выходила и его супруга, игравшая на пианино. В 1991 году за свою благотворительную деятельность в адрес своих бывших коллег Германия наградила его крестом «За заслуги». Сам Нук говорил, что в обществе сложился стереотип, согласно которому клоун должен быть в жизни грустным человеком, а на сцене постоянно шутить. Но такой образ не имеет с ним самим ничего общего. Клоун писал, что для получения такой профессии учиться не обязательно, а вот упорный труд необходим. Секрет артиста был прост - все, что было в его представлении, было пережито лично Георгом.

Константин Бергман (1914-2000). Этот советский ковровый клоун появился в семье дирижера циркового оркестра. Неудивительно, что мальчика постоянно манила арена. С детства он участвовал в пантомимах, осваивая и другие жанры циркового искусства. Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров (1935-1972). Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Леонид с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание. В 1955 году Енгибаров поступил в Цирковое училище, где стал обучаться клоунаде. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима. А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске. Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным. Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз. Умер великий клоун в жаркое лето от разрыва сердца. Когда его хоронили, в Москве вдруг пошел ливень. Казалось, что само небо оплакивает потерю грустного клоуна. Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Юрий Никулин (1921-1997). Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. Отец и мать будущего клоуна являлись актерами, что и предопределило, должно быть, судьбу Никулина. Он прошел всю войну, получив боевые награды. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека. В жизни же партнеры на арене отношений практически не поддерживали. С 1981 году Никулин стал главным режиссером своего родного цирка, а уже со следующего года и директором. Нельзя обойти стороной и участие знаменитого клоуна в кино. Дебют на большом экране состоялся в 1958 году. Всенародную любовь Никулину-актера принесли комедии Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»). Однако за его плечами и немало серьезных картин - «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело». Талантливый клон проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. Юрий Никулин получил звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда. Возле цирка на Цветном бульваре установлен памятник знаменитому клоуну и его партнеру.

Марсель Марсо (1923-2007). Этот французский актер мим создал целую школу своего искусства. Родился он в еврейской семье в Страсбурге. Интерес к актерскому искусству появился у Марселя после знакомства с лентами Чарли Чаплина. Марсо учился в Школе декоративных искусств в Лиможе, затем в Театре Сары Бернар, где Этьен Декру и научил его мимическому искусству. Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны. Последующие годы Марсо выступал уже самостоятельно. Несколько раз он с гастролями бывал в Советском Союзе, впервые это произошло в 1961 году. В одной из сценок грустный Бип, сидя за столом, выслушивал своих собеседников. Повернувшись к одному, клоун делал веселое выражение лица, а к другому - грустное. Реплики чередовались и постепенно убыстрялись, заставляя клоуна постоянно менять настроение. Такое было под силу только Марсо. Миниатюры с участием Бипа вообще наполнены сочувствием к бедняге. В 1978 году клоун создал собственную Парижскую школу пантомимы. В его арсенале появились новые миниатюры и новые герои. Говорят, что именно Марсель Марсо научил его знаменитой лунной походке. За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Олег Попов (род.1930). Знаменитого артиста называют отцом-основателем советской клоунады. В 1944 году, занимаясь акробатикой, юноша познакомился со студентами циркового училища. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность "эксцентрик на проволоке". Но уже в 1951 году Попов дебютирует в качестве коверного клоуна. Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку. Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло. В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Ныне он живет и работает в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.

Слава Полунин (род. 1950). Полунин получил образование в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа. В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона. Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира». Несмотря на «несерьезное» занятие клоун основательно подходит к своей работе. Даже самое сумасшедшее и авантюрное шоу в его исполнении на самом деле тщательно продумано и взвешено. Полунин много работает и совершенно не умеет отдыхать, правда, его жизнь - удовольствие, на сцене и вне ее. А самое главное - этот человек создает праздник.