Природа страны давала все возможности для благодатной жизни. Земли было мало, но те участки, что имелись, оказались очень плодородны. Влажные морские ветры приносили дожди и делали ненужным искусственное орошение. С глубокой древности местные жители выращивали оливки, финики, виноград, разводили коров и овец. Следы земледелия археологи находят уже в X тысячелетии до н. э.

К середине III тысячелетия до н. э. на месте посёлков земледельцев и рыбаков выросли города. Самыми крупными из них стали Угарит и Арвад на севере, Библ в центре, Тир и Сидон на юге.

Раскопки археологов позволили восстановить их облик. Города укреплялись стенами, в центре их находились святилища и резиденции местных правителей, окружённые лепившимися друг к другу глинобитными и кирпичными домами. В маленькой стране земля была огромной ценностью, потому города застраивались очень плотно. Недостаток места особенно сильно ощущался в Тире и Арваде. Эти два города располагались на небольших островах недалеко от берега. Дошло даже до того, что в IX в. до н. э. царь Тира Хирам насыпал дамбу и расширил островок, на котором раскинулся город.

Дома в Финикии строили обычно двухэтажные, с открытой или зарешеченной галереей на верхнем этаже, где обитали хозяева. В нижнем, часто каменном, этаже хранились различные запасы и жили рабы.

Ещё более тесно застраивался Карфаген - крупнейшая финикийская колония в Северной Африке. По словам древнеримских историков, в Карфагене было много шестиэтажных зданий с плоскими крышами. Они стояли так плотно, что римские солдаты во время штурма города в 146 г. до н. э. перебрасывали с крыши на крышу доски и так перебирались на другой дом.

Судя по раскопкам в Угарите, в древней Финикии возводились и многоэтажные круглые дома башни. Модель такого дома в три этажа найдена и в Карфагене.

Снаружи дома украшались расписной штукатуркой. Роспись являла собой расположенные друг под другом фризы, состоявшие из цветных треугольников, кругов и овалов, сплошных лент и зубчиков. Внутри через весь дом шёл коридор. В его середине открывался двор. По обе стороны от двора размещались жилые помещения.

Раскопки позволили получить и некоторое представление о мебели и обиходных предметах, окружавших финикийцев. Правда, о мебели можно судить главным образом по маленьким копиям из металла и глины, сохранившимся в могилах. Скорее всего, финикийцы использовали невысокие столы, стулья, табуреты, плоские ложа. Почётное место в доме занимал большой деревянный сундук, в котором хранились основные богатства дома. Те, кто был побогаче, покрывали его ковром, а бедняки - циновкой.

В центре улиц выкапывались специальные дренажные канавы, позволявшие содержать город в относительной чистоте.

Каждый город с ближней округой был маленьким государством. Ни один из них не смог объединить всю страну в единое целое. На протяжении веков борьба между ними шла с переменным успехом. В середине II тысячелетия до н. э. на севере господствовал Угарит, а в центре - Библ. В первой половине XV в. до н. э. ведущая роль перешла к Си-дону (современный город Сайда в Ливане), который возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н. э. Но около 1200 г. до н. э. его разрушили «народы моря» (группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам древнего Египта и государства хеттов, предположительно из региона ). На смену Сидону вскоре пришёл Тир. Он сумел даже объединить большую часть Финикии, но тоже ненадолго.

Понять устройство и жизнь финикийского города-государства помогает огромный архив глиняных табличек середины II тысячелетия до н. э. с текстами, выполненными клинописью из 29 букв. Он был обнаружен археологами в Угарите.

Угаритское общество состояло из «людей царя», в число которых входили чиновники и воины, пахари и ремесленники - все свободные граждане, «сыновья Угарита», и рабов. По документам известно о сборе коллективных налогов и вызове членов общин на общегосударственные повинности. Важнейшими из них были воинская, гребцовая и трудовая на государственных работах. Отбывавшие их содержались казной.

Во главе государства стоял царь, но его власть была слабой. Её ограничивали советы городских старейшин. Выборы должностных лиц в городах производились на основании имущественного ценза. Такой порядок действовал, например, в Карфагене, государственное устройство которого описал древнегреческий философ ГУв. до н. э. Аристотель.

Архивные записи и находки археологов свидетельствуют о богатстве финикийских городов и мастерстве их ремесленников и ювелиров. Что же было основой их процветания?

Плоды сельского хозяйства обеспечивали достаток, но из-за нехватки земли не могли дать богатства. Его источником стала торговля. В этом древнем госудастве сходились торговые пути со всей Передней Азии. Караваны шли на юг, в древний Египет и Палестину, на север - в Малую Азию и Междуречье, корабли везли товары в дельту Нила, на острова Эгейского моря и дальше на запад.

Главным товаром финикийцев являлась древесина, в которой остро . Города, в первую очередь Библ, торговали кедром, дубом и кипарисом, растущими по склонам Ливанских гор. Из дерева изготовляли корабли и саркофаги, в них помещали мумии египетских вельмож. Большую роль в торговле играло высоко-качественное вино. Важным продуктом было также оливковое масло.

Финикийцы первыми начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков. Ею окрашивали шерстяные и льняные ткани. Эти ткани сразу же вошли в моду и пользовались огромным спросом во всех соседних странах. Во время раскопок древних финикийских городов найдены груды пустых раковин, оставшихся после получения краски.

Размах производства был очень велик. Своей ткани не хватало, и дешёвую некрашеную шерсть ввозили в Финикию из скотоводческих районов Сирии, с Крита, а позже из всей Передней Азии. Высоко ценились в древности и прекрасные изделия финикийских ремесленников из бронзы и серебра, а также знаменитое стекло из Сидона, секреты изготовления которого открыли в XVII в. до н. э. Кроме товаров местного производства финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, . Их города являлись крупнейшими центрами транзитной торговли. Из Малой Азии поступали серебро и свинец, позднее - железо. С острова Кипр финикийцы вывозили медь. С Крита они получали предметы художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморья. Главным центром торговых связей с Западом был Угарит, а после его разрушения - Тир.

Тот конгломерат городов-государств, что ныне известен нам как Древняя Финикия , занимал в далеком прошлом всю приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу.

Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (Гебал) означает “гора”, города Тира (Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон , что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Как предполагают некоторые исследователи, первые жители Финикии говорили на несемитском языке. Однако уже в III тысячелетии до н.э., согласно показаниям египетских источников, здесь проживали семитические племена, относящиеся к группе западно-семитских племен, населявших примерно в то же время палестинские земли, так как их языки почти тождественны. Все эти племена назывались ханаанеями . Пришельцы в скором времени не только смешались с коренным населением, но и ассимилировали его.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех ”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес ”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи , или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Города-государства на территории Финикии

Одним из наиболее древних городов-государств на территории Финикии, был основанный в конце III тысячелетия до н.э. Угарит , расположенный южнее устья реки Оронта, напротив северо-восточного мыса острова Кипр и на перекрестке морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Был раскопан укрепленный приморский город, в котором вместе с ценными вещественными памятниками были обнаружены во множестве таблички середины II тысячелетия до н.э. с текстами, исполненными клинописью из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы, которые проливают свет на древнейшую культуру Финикии.

На острове южнее Угарита находился город Арвад , островное положение которого способствовало сохранению им независимости в военных столкновениях того времени. Почти в центре финикийского побережья располагался город Библ , поддерживавший с древнейших времен связь с Египтом. Через Библ еще в III тысячелетии до н.э. производился вывоз финикийских товаров в Египет. Культура последнего пустила глубокие корни именно в этом финикийском городе-государстве. В середине II тысячелетия до н.э. Библ подчинил себе соседние небольшие города и поселения. Египетские цари XVIII династии сделали этот город своим главным опорным пунктом на побережье. Здесь широко пользовались египетским иероглифическим письмом, а также особенным слоговым письмом и позже - линейным алфавитом.

Сидон и Тир , самые южные города Финикии, постоянно враждовали между собой. Не потому ли, что были защищены скалами от нападения внешних врагов? Самым недоступным был Тир, который состоял из двух поселений: островного и материкового. Когда невозможно было спасти материковую часть, все жители перебирались на остров, который с помощью кораблей мог снабжаться водой и был недоступен для вражеской армии, не имевшей флота.

Вообще, стоит отметить, что морскому делу финикийцы уделяли очень большое значение. В деле кораблестроения и кораблевождения в то время им не было равных в мире. В течение многих веков жители крупных городов восточного побережья Средиземноморья сохраняли славу искусных кораблестроителей. Финикийское слово “галера” вошло во все существующие европейские языки и продолжает существовать поныне. Впрочем, как и «галерный раб» — применять рабов в качестве гребцов также первыми придумали финикийцы. До них, гребцами в основном были только свободные люди.

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана — лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия — из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ — к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами — не мало «египетских» золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле — финикийские. А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и “вийана”, восходит к финикийскому “йайн ”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее - железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит ” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Государство и власть в древней Финикии

Удивительно, но не смотря на крайне удачное географическое положение страны, смелый характер и предприимчивость её жителей, финикийцам не только не удалось отстоять свою независимость, они даже толком не смогли построить собственное единое государство. При всем своем богатстве и могуществе, каждый из финикийских городов был сам по себе, и очень ревностно относился к сохранению своей политической независимости.

Благодаря этому, ни о каком военном союзе финикийских городов-государств речь никогда не шла. Что там государство, если даже говорящие на одном языке люди Финикии никогда не имели никакого единого самоназвания и обозначали себя следующим образом: “люди такого-то города”. Парадоксально, но факт — для самих «древних Финикийцев», никакой «Финикии» не существовало!

Выборы должностных лиц в городах ханаанеев (позднее и в их колониях, например в ) производились на основании имущественного ценза. При этом финикийские «олигархи», держали под контролем не только неимущих граждан, но и царя, который в торговых городах-государствах Финикии не обладал деспотической властью, подобно царям Египта и Вавилонии. Не исключено даже, что в ряде городов даже не было царей, а сами такие государственные образования представляли собой своеобразные олигархические республики в миниатюре.

С одной стороны всё это способствовало росту богатства, но с другой, именно в результате такой политики не один из их городов не имел достаточно сил для того, чтобы объединить всю Финикию в единое государство.

Результаты такой политики сказались чуть позже, когда «централизованные» соседи наконец закончили «собирание земель» у себя дома и стали оглядываться по сторонам, в поисках богатой, но слабой жертвы.

Первым пал Угарит — когда-то один из сильнейших городов финикийцев. Из-за гражданской войны город был ослаблен и потому легко пал жертвой державы хеттов, оказавшись завоеванным царем Суппилулиумой и войдя в состав его державы. Лишь на считанные годы пережил Угарит другой крупный город Финикии — Библ . Город оказался разорен соседями, поскольку покровительствовавший городу египетский фараон Эхнатон помощи не прислал, а своих сил для отражения угрозы не хватило. Следующей «жертвой» стал Сидон — на тот момент остававшийся крупнейшим городом ханаанеев-финикийцев. Около 1200 г. до н.э. он был разрушен “народами моря”, которые после разгрома хеттов опустошили Финикию и побережье .

Казалось, Древняя Финикия вот-вот совершенно прекратит существование, однако политические кризисы у некогда могущественных соседей (и вторжение «народов моря», конечно) привели к тому, что угроза неминуемого уничтожения от Финикии временно отступила.

После разрушения Сидона “народами моря” гегемония перешла к Тиру, который достиг в это время наибольшего расцвета, особенно при царе Хираме I, современнике Соломона, царя Израиля (около 950 г. до н.э.).

Хирам расширил остров, на котором была расположена основная часть Тира, при помощи искусственной насыпи, и, открыв здесь источник с водой, сделал Тир почти неприступной крепостью для внешнего врага.

В это время Тир, пользуясь своим географическим положением, вступил в тесные торговые сношения со всеми окружающими государствами. При Хираме, вероятно, началась колонизация современной области Туниса на африканском берегу Средиземного моря, а позже при его наследниках и преемниках там был основан город Карфаген (по преданию в 814 г. до н.э.). Благоприятное географическое положение страны позволило финикиянам принимать активное участие в сухопутной торговле с Месопотамией и долиной Нила, а также постепенно овладеть морскими путями в Средиземное море.

Морская торговля Финикии значительная уже во время египетского владычества стала еще больше расширяться после распада Египетской державы. Вся торговля Египта перешла теперь в руки финикийцев, их многочисленные торговые корабли постоянно прибывали к пристаням городов, расположенных по берегам Нила.

Исторические источники свидетельствуют об острой классовой борьбе в Финикии. О восстании рабов в Тире, к которому, возможно, примкнули и неимущие свободные, сообщает греческая традиция. Руководил этим восстанием Абдастрат (Старатон). Это восстание, происшедшее, возможно, в IX в. до н.э. закончилось, по преданию, полным уничтожением мужских представителей господствующего класса, а женщины и дети были распределены между восставшими.

Греческие историки сообщают нам о каких-то “финикийских несчастиях”, которые также можно предположительно считать восстаниями угнетенных масс финикийских городов-государств. Но эти восстания, однако, как и другие многочисленные восстания рабов, не приводили к изменениям сложившихся отношений. Рабовладельческое общество и государство по-прежнему продолжали существовать в Финикии.

В результате внутренней борьбы в Тире могущество его ослабело и с конца IX в. до н.э. наряду с Тиром, временами превосходя его значением, вновь возвышается город Сидон (современный Сайда в Ливане) - финикийский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. Возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н.э. Во II тысячелетии до н.э. был крупным центром международной торговли; вел упорную борьбу с Тиром за гегемонию в Финикии.

В конце II - начале I тысячелетия до н.э. Сидон участвовал в финикийской колонизации Западного Средиземноморья. В начале I тысячелетия до н.э. находился под властью Тира. В 677 г. до н.э. разрушен ассирийцами; затем отстраивался заново. Во второй половине VI в. до н.э. Сидон вошел в состав .

Однако вскоре период полной независимости финикийских городов приходит к концу. Со второй половины VIII в. до н.э. ассирийские войска стали все чаще доходить до берегов Средиземного моря, и, хотя экономическое значение финикийских городов сохраняется, в конце концов все финикийские города-государства, кроме Тира, были вынуждены покориться Ассирии.

С конца VII в. до н.э. начали снова усиливаться Египет и Вавилония, и финикийские города-государства попали в зависимость от них. Во второй половине VI в. до н.э. Финикия была включена в состав Персидской державы. При этом финикийские города по-прежнему сохраняли свое самоуправление и свое значение богатых центров торговли. Финикийский флот составлял опору персидского могущества на море.

Культура древней Финикии

Финикийские художники в основном использовали мотивы и сюжеты египетского, хетто-хурритского и вавилонского искусств, однако и собственно финикийские мотивы также имелись, а предметы финикийского прикладного искусства, как уже говорилось, высоко ценились даже за рубежом.

Вполне возможно, что два известных угаритских эпических произведения - эпос о Керете и эпос о Данеде - являются памятниками не столько религиозной, сколько светской литературы. Лишь с вполне понятной долей условности относим мы к литературе несколько более поздних надгробных начертаний, которые в большинстве своем были короткими.

Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Следующий шаг на пути создания алфавитного письма был сделан, по мнению ученых, писцами гиксосских завоевателей. Возможно, это они на основе египетского иероглифического письма создали первое алфавитное письмо из 26 знаков для согласных - так называемое “синайское письмо”, именуемое по месту нахождения надписей.

Предполагается, что это письмо восходит к египетской иероглифике. Алфавит гиксосских писцов не успел окончательно оформиться из-за кратковременности существования гиксосского государства, но вместе с тем оказал воздействие на создание алфавитного письма Южной Финикии. На севере же, в Угарите, на той же основе создалось алфавитное письмо из 29 букв, приспособленное для писания клинописью на глиняных табличках.

Некоторые ученые полагают, что финикийское письмо могло развиваться совсем не на основе египетского, а на основе крито-микенского или финикийского слогового письма, памятники которого дошли до нас из города Библа. В любом случае очевидно одно: впервые именно финикийцы стали употреблять чисто алфавитную систему письма. Несомненно, также и то, что в этом должно было сыграть весомую роль наличие алфавитных знаков для согласных в египетском письме, с которым финикийцы были давно знакомы.

Очевидно, что необходимость создания алфавитного письма возникла в самых разных полисах Финикии. С развитием мореплавания и торговых отношений, в которых была занята значительная часть населения, потребовалось письмо гораздо более простое, более доступное, чем то, которое могли изучать только немногие писцы.

Недостатки у финикийского алфавита были следующие: он передавал одни согласные звуки, не передавались различные дополнительные значки, при помощи которых египтяне, например, облегчали чтение текстов, написанных так же, только согласными. Поэтому чтение было все же делом нелегким, понимание более сложных текстов было достаточно затруднительным.

Пришло время, когда северный алфавит был вытеснен южным, который состоял из 22 знаков и впоследствии распространился по всей стране. От него берет свое начало и греческий алфавит, что видно из древнейших форм греческих букв, а также из того факта, что названия ряда греческих букв - семитического происхождения. Так, слово “алфавит” содержит в себе названия первых двух греческих букв альфа и бета (в византийском произношении - вита), которые соответствуют названиям первых двух финикийских букв - “алеф” и “бет”, что в западно-семитских языках означает “бык” и “дом”.

В основе этих алфавитных знаков лежали более древние знаки-рисунки. Большинство названий букв греческого алфавита соответствуют названиям финикийских букв. Греческий и арамейский алфавиты являются предками большинства современных алфавитных систем.

К сожалению, собственно финикийские литературные и исторические произведения до нас не дошли, однако в сочинениях поздних писателей имеются ссылки, например, на труды финикийца Санхотиатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности).

В период эллинизма и римского господства в Финикии была развита литература на греческом языке: по космогонии, по теогонии, исторические повествования Менандра, Дия (II - I вв. до н.э.), Феодота (I в. н.э.), Филона Библского (I - II вв. н.э.) и др. Эти авторы ссылаются на “Тирские хроники” и другие собственно финикийские произведения.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Значительную роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географические исследования.

Финикийцы внесли значительный вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматическая теория.

Финикийские города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного производства.

Под непосредственным влиянием финикийцев развивались литература и другие отрасли культуры народов Сирии, Палестины и Малой Азии.

Культурное влияние Финикии сказывалось и в том, что в этот период финикийский алфавит распространяется в странах Средиземноморья.

При всех положительных качествах финикийцев, эти ребята вовсе не были примером для подражания — вездесущие работорговцы приносящие в жертву рогатому богу (Молоху) грудных детей, как вы понимаете, — это тот ещё имидж

Религия Финикии

Политическая раздробленность Финикии, так никогда и не преодоленная, содействовала тому, что финикийская религия не знала системы мифов, которая имела место у вавилонян. Жречество городов не имело возможности выдвинуть своего бога в качестве “царя богов”, подобно тому, как фиванский бог Амон был объявлен “царствующим богом” Египта во времена владычества Фив. Бог неба был главным богом в городах Финикии и носил имя нарицательное, а не собственное. Он назывался просто “владыка” (Ваал ), “царь города” (Мелькарт ), просто “власть” (Молох ) или же “бог” (Эль ).

Рядом с богом неба Ваалом стояла его жена - богиня Астарта (вариант имени - Аштарт, Ашерат). Наряду с богами неба и земли почитался также бог умирающей и воскресающей растительности. Чаще всего он назывался Адони - “господин мой” или, согласно греческому варианту, - Адонис. Некоторые черты умирающего и воскресающего бога встречаются в мифе о Ваале и его сестре Анат (по другой версии - жена Астарта).

Впрочем, имена финикийских богов вообще были табуированы, их нельзя было произносить (сами ханаанеи говорили просто «бог», «богиня»), и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев могут быть не точны.

Основная тема обширного мифологического эпоса - это повествование о смерти и воскресении Ваала, о верности его жены Анат как в жизни, так и в смерти. Некоторые эпизоды из этого мифа близки сюжетам египетского мифа об Осирисе и его сестре Исиде.

В культе Финикии, как и в культах Палестины и Сирии, достаточно долго сохранялись человеческие жертвоприношения. Часто в качестве жертв использовались дети и особенно грудные первенцы. Преимущественно - в моменты грозной опасности для государства. Стоит назвать и такой факт: еще в IV в. до н.э. во время осады Тира греко-македонскими войсками на городской стене в качестве жертв были зарезаны иноплеменники - македонские военнопленные.

Стоит отметить также, что боги-покровители также имелись у финикийских городов: у Тира - Мелькарт (“царь города”), у Сидона - Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества «беспокойных элементов». Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ «слива» беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость” .

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы - греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма.

Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н.э.

В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н.э. - Александр Македонский.

В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк.7:26; Мф.15:22; Деян.11:19; 15:3; 21:2).

История

В XIII в. до н.э. Финикия испытала нашествие народов моря.

С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир.

Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность.


Уже в XII в. до н.э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо.

В VIII в. до н.э. Финикия была захвачена Ассирией.

Финикия перешла под власть персов в 538 г. до н.э.

В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины.

При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка. Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила.

Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской.

При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах» , чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли «пунами».

Отношения с другими народами региона

От финикийцев греки получили знания о производстве стекла и переняли алфавит.

Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода персидского господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Вскоре, однако, Тир был восстановлен.


Тяжёлым ударом для финикийской торговли впоследствии стало падение и окончательное разрушение Карфагена. В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

Отношения Финикии с Израилем носили эпизодический характер. Во времена и тирский царь Хирам оказывал Израилю экономическую помощь и предоставлял финикийских мастеров для строительства флота и мореходов для его эксплуатации.

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию.

В Деяниях Финикия упоминается как земля, через которую проходил путь от Иерусалима до Антиохии (Деян. 11:19; 15:3).

Для Илии (3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.

Морские экспедиции

В 1500 г. до н.э. им удалось выйти в Атлантический океан из Средиземного моря и достичь Канарских островов.


Около 600 г. до н.э. обогнули Африканский континент. Путь от Красного моря до пролива Гибралтар занял три года. Во время этого путешествия они начали использовать весла, которые располагались на трех палубах, и четырехугольный парус площадью около 300 кв. м.

В 470 г. до н.э. основали колонии в Западной Африке.

Финикия — это древнее государство, которое находилось на узкой полосе земли на восточном берегу Средиземного моря у Ливанских гор .

Финикийские города

Города Тир, Сидон, Библ были главными торговыми портами в Финикии. Их защищали мощные стены. Во главе каждого города стоял живший в роскошном дворце царь.

Финикийцы для изготовления дорогого пурпурного красителя ловили моллюска мурекс. Название «финикиец» происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «пурпурные люди».

  • Ок. 1200-1000 гг. до н. э. — финикийцы становятся богатыми и могущественными.
  • Ок. 814 г. до н. э. — основание Карфагена.
  • Ок. 701 г. до н. э. — ассирийцы завоевывают Финикию.
  • 332 г. до н. э. — Александр Великий покоряет Финикию.
  • 146 г. до н. э. — Карфаген разрушен римлянами.

Финикийцы происходят из племени ханаанеев, обитавших на восточном побережье Средиземного моря. Примерно с 1200 г. до н. э. они являются самыми энергичными и предприимчивыми купцами всего древнего мира .

Гибель финикийцев

Несмотря на то, что Финикия попеременно становилась частью то Ассирийской, то Вавилонской, то Персидской империи , образ жизни финикийцев не претерпевал изменений, пока в 332 г. до н. э. Александр Великий не завоевал их. Город Карфаген просуществовал еще двести лет и был полностью разрушен римлянами.

Ремесла финикийцев

Искусные ремесленники изготовляли различные товары, которые купцы могли продавать в чужих землях. Финикийцы славились своими изящными резными изделиями из слоновой кости, стеклянными сосудами и бусами. Финикийские мастера строили суда из кедра и сосны.

Торговля финикийцев

Финикийцы продавали в другие государства кедровое масло, вино, пряности, кедровую древесину, рулоны пурпурной ткани. Ввозили соль, медь, слоновую кость из различных стран Средиземноморья: Северной Африки, Кипра, Египта. Финикийские и египетские моряки плавали на юг по Красно-му морю. Они привозили из Африки золото и благовония, слоновую кость и рабов. Из Брита-нии финикийцы привозили олово, а на северных побережьях обменива-ли свои товары на солнечный камень янтарь — окаменевшую смолу древних деревьев. Янтарь, который находили на берегах Балтийского моря, очень дорого ценился в странах Средизем-номорья.

Товары для торговли перевозили купцы на своих судах. Для транспортировки товары хранили под палубой, стеклянные сосуды для сохранности клали в глиняные кувшины. Для защиты торговых судов от пиратов впереди шёл боевой корабль с двумя рядами весел, который называется бирема.

Финикийцы были искусными мореплавателями. Рожденные на мор-ских берегах, они не боялись моря. Из прочного ливан-ского кедра, хвойного дерева, росшего на горных склонах, они строили корабли — галеры. Финикийцы управляли судном с кормы при помощи двух огромных весел. Плавали на галерах финикийцы по всему Среди-земному морю. На его берегах они основывали новые города — колонии. Так на африканском берегу возник город Карфаген, ставший впоследствии центром могучей державы.

В VI веке до нашей эры, больше чем 2500 лет тому назад, фини-кийские мореплаватели, выйдя из Красного моря в Индийский океан , соверши-ли плавание вокруг всей Аф-рики. Они плыли три года, несколько раз высаживаясь на берег, чтобы посеять зер-но и дождаться урожая. Многие не верили тем чуде-сам, о которых они расска-зывали вернувшись, напри-мер, о том, что солнце свети-ло и на севере. Но как раз эти удивительные вещи, объяс-нить которые люди сумели гораздо позже, подтвержда-ют, что такое плавание было совершено в глубокой древности . Материал с сайта

Крепкие торговые суда финикийцев бороздили Средиземноморье, добирались даже дальше, до Британских островов . До финикийцев никто не отваживался выходить через узкий Гибралтарский пролив из Средиземного моря в бурный Атлан-тический океан. По океану финикийцы плавали на юг вдоль за-падных берегов Африки. Так, в плавании Ганнона из Карфаге-на участвовало 60 судов. Финикийцы направляли свои корабли и на север, к далеким Британским островам.

По всему побережью Средиземного моря финикийские купцы основали торговые фактории и колонии.

Финикия – это одна из древнейших стран, которая была расположена на Средиземноморском побережье, на территории современных Сирии, Израиля и Ливана. Населению страны удалось построить могущественную цивилизацию, основой которой была морская торговля и ремесло.

Культура Древней Финикии

Так же на очень высоком уровне была развита культура и наука древних финикийцев: у них был собственный алфавит, который со временем был перенят греками. Пик расцвета финикийской цивилизации датируется примерно 1 тыс. до. н.э.

В Древней Финикии не было хороших плодородных земель, постоянные дожди, обусловленные климатом Средиземноморья, также не давали возможности финикийцам заниматься земледелием. Единственным выходом для жителей страны стало занятие мореплавательством, которое значительно расширяло торговые связи с другими народами, а обилие лесов позволяло им самостоятельно строить суда.

Мореплавательство и торговые связи

Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.

Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.

Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавательства, древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.

Одним из самых известных городов, колонизированных финикийскими мореплавателями, был Карфаген, который со временем стал центром, которому подчинялись все финикийские города-колонии. Естественно, звание лучших мореплавателей в то время было тождественно званию лучших торговцев.

Чем торговали Финикийцы?

Финикийцы продавали в других странах то, чем была богата их страна: это в первую очередь ткани красного цвета (красную краску финикийцы научились добывать из моллюсков, выброшенных штормом на берег), прозрачное стекло, производимое финикийскими ремесленниками, древесину ливанских кедров, виноградное вино и оливковое масло.

Возвращались домой финикийские мореплаватели так же не с пустыми руками: в Египте они покупали зерно и листы папируса, в Испании – серебро и медь.

Также, основным товаром финикийцев были рабы, которых они покупали в других странах и продавали дома для того, чтоб они строили новые суда. Также рабы, закованные в кандалы, использовались финикийскими мореплавателями для гребли.

Иногда мореплаватели Финикии не стеснялись разбойничать: как только предоставлялся удобный случай, они захватывали чужие корабли и грабили маленькие портовые города.

Вытесненные с моря Греками

Однако в результате внутренних междоусобиц и значительного дефицита материала для строения новых кораблей, финикийцев из торгово-морского дела вытеснили греки, которые также научились строить прочные и более совершенные суда.