Актуализация знаний.
  • - Вспомните, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
  • Какие предложения называются односоставными?
  • - Назовите изученные нами виды односоставных предложений.
  • Давайте поупражняемся в определении видов односоставных предложений. Выполните тест.
Взаимопроверка
  • 1 (А) 7 (А)
  • 2 (Б) 8 (В)
  • 3 (В) 9 (Б)
  • 4 (В) 10 (А)
  • 5 (В)
  • 6 (В)
  • 10-9 – «5»
  • 8-7 – «4»
  • 6-5 – «3»
  • 4 и меньше –«2»
Тема урока
  • Назывные предложения
Усвоение новых знаний
  • Две недели… Вот и все, что у нас было. Две недели, чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки, если у нас были эти две недели…
  • Ночь... Шепот... Сонный город...
  • Окна настежь... Лунный обломок...
  • Дым... Кофе... Горечь в горле...
  • Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
  • Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
  • Песок... Часы... Мечты... Звезды...
  • Земля... Воздух... Люди... Вечность...
  • Я... Ты... И знак бесконечность...
  • Две недели … Вот и все, что у нас было. Две недели , чтобы влюбиться в тебя по уши. А теперь мы расстаемся на год. Ну что нам год разлуки , если у нас были эти две недели…
  • Ночь... Шепот... Сонный город...
  • Окна настежь... Лунный обломок...
  • Дым... Кофе... Горечь в горле...
  • Любовь... Тоска... Сердце с кровью...
  • Звонки... Слезы... Шипы... Розы...
  • Песок... Часы... Мечты... Звезды...
  • Земля... Воздух... Люди... Вечность...
  • Я... Ты... И знак бесконечность...
  • Односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее, выраженное существительным в им. падеже, являются назывными или номинативными. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления.
  • Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия.
  • Принято считать, что номинативными называются только предложения с подлежащим, выраженным существительным. Случаи с местоимениями относят к неполным предложениям, в которых опущены какие-либо члены предложения, восполняемые из контекста.
  • Назывные предложения могут употребляться с конкретно-указательной частицей ВОТ, либо с эмоционально-оценочными частицами КАКОЙ, ВОТ И, ВОТ ТАК, НУ И, ЧТО ЗА и пр.)
Промежуточный вывод.
  • Назывными (номинативными) являются предложения….
  • Главный член этих предложений выражен….
  • Назывные предложения могут употребляться…
  • По наличию или отсутствию второстепенных членов…
  • Назывные предложения могут быть распространены только…, выраженным….
  • Назывные предложения нужно отличать…
  • В конце назывных предложений может ставиться…
Физкультминутка
  • Поэзия - есть одна из форм познания при помощи слова
  • А.А. Потебня
А.А. Блок
  • Ночь, улица, фонарь, аптека,
  • Бессмысленный и тусклый свет.
А.С. Пушкин
  • Мороз и солнце! День чудесный!
С.А. Есенин
  • Балаганы, пни и колья,
  • Карусельный пересвист.
С.А. Есенин
  • Мелколесье, степь и дали.
  • Свет луны во все концы…
Константин Бальмонт
  • Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
  • Величавый возглас волн.
А.Фет «Шепот, робкое дыханье…»
  • Шепот, робкое дыханье,
  • Трели соловья,
  • Серебро и колыханье
  • Сонного ручья,
  • Свет ночной, ночные тени,
  • Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений
  • Милого лица.
  • В дымных тучках пурпур розы,
  • Отблеск янтаря,
  • И лобзания, и слезы,
  • И заря, заря!
Л.Н. Толстой
  • В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина
А.Т. Твардовский
  • Черновой вариант
  • Кому смерть, кому жизнь, кому слава, На рассвете началась переправа. Берег тот был, как печка, крутой, И, угрюмый, зубчатый, Лес чернел высоко над водой, Лес чужой, непочатый.
  • А под нами лежал берег правый, Снег укатанный, втоптанный в грязь, Вровень с кромкою льда. Переправа В шесть часов началась.
  • Окончательный вариант
  • Переправа, переправа!
  • Берег левый, берег правый,
  • Снег шершавый, кромка льда…
  • Кому память, кому слава,
  • Кому темная вода, -
  • Ни приметы, ни следа.
Рефлексия
  • - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • - Каковы особенности назывных предложений? Где их можно встретить?
  • - Какие виды деятельности на уроке, с вашей точки зрения, были интересными?
  • - Что вызвало затруднение?
  • - Что вы можете сказать о качестве урока? Достигли мы поставленной цели?
  • - Кого из одноклассников вы бы отметили за хорошую работу на уроке?
Домашнее задание.
  • Придумайте небольшой текст (стихотворный или прозаический), используя назывные предложения, на тему
  • «Школьная перемена».

    Метод обучения: репродуктивный

    Межпредметная связь: с литературой

    Оборудование: ПК, интерактивная доска

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Блиц-опрос:

    1. Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
    2. На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
    3. Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
    4. Какие предложения называются определенно-личными?
    5. Какие предложения называются неопределенно-личными?
    6. Какие предложения называются безличными?

    III. Новая тема

    Сфера употребления назывных предложений: Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи (поэзии, прозе).

    Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов.
    Земская больница. Утро . (Рассказ «Хирургия»)
    . (Рассказ «Тоска»)

    А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения:
    Двадцать первое.

    Ночь.

    Понедельник.

    Очертанья столицы во мгле.

    А. А.Фет в своих стихах часто использовала назывные предложения:

    Шёпот, робкое дыханье,

    Трели соловья,

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучах пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзания, и слезы,

    И заря, заря!.

    IV. Закрепление

    - упражнение № 224

    -Блиц-опрос: (физминутка)

    1.Назывные - односоставные предложения?

    2. Назывные - двусоставные предложения?

    3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

    4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

    5. Может ли назывное предложение быть распространённым?

    - Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику,
    расставьте знаки препинания.

    1.Объявили тревогу и через несколько минут отряд двинулся дальше.(Сложное, 1- н-л)

    1. В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро. (Сложное, 2- н-л)
    2. Тайга. Река. Откосы гор. (Простые предложения, односост.,назывн.)
    3. На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало. (Сложное, 2- безличн.пр.)

    - Тест

    1. Какое из предложений является односоставным?

    c) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на

    2. Какое из предложений не является односоставным?

    a) Делать было нечего.

    b) Вдруг мелькнула ей мысль.

    3. Укажите номер определённо-личного предложения.

    d) Мне холодно.

    4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.

    a) Нужны песок, лопата.

    b) Смелому всюду почёт.

    c) Любишь кататься - люби и саночки возить.

    5. Укажите номер назывного предложения.
    a) Не уходи, побудь со мною!
    b) Недвижный камыш.
    c) и сердцу так грустно.
    d) Вечер свеж.

    ОТВЕТЫ

    Задание Ответ

    Составить эссе по картине

    V. Домашнее задание

    Упражнение № 229

    VI. Оценки

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Назывные предложения"»

Назывные предложения


  • дать понятие назывного предложения;
  • формировать умение нахождения назывных предложений в художественной литературе;
  • показать их значение и сферу употребления;
  • развивать речевую культуру учеников.

Блиц-опрос:

  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
  • На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?
  • Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
  • Какие предложения называются определенно-личными?
  • Какие предложения называются неопределенно-личными?
  • Какие предложения называются безличными?

По наличию главных членов предложения делятся на:

двусоставные

односоставные

подлежащее и сказуемое

подлежащее или сказуемое


Односоставные предложения с главным членом

подлежащим

определенно-личные

неопределенно-личные

назывные

безличные


Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных , нужно знать грамматические признаки назывных предложений:

а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено

  • именем сущ. в И.п. (Лес. Поляна. );
  • количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого. );
  • личным местоимением (Вот и она. )
  • числительным (- Двадцать три!- продолжает Гриша).

В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и , тогда такие предложения приобретают указательное значение.

б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.


Сфера употребления назывных предложений:

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной речи

(поэзии, прозе).


Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро . (Рассказ «Хирургия») Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег . (Рассказ «Тоска»)

А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения: Двадцать первое.

Ночь.

Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.


Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

(А.А.Фет )


Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А. Фет


Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

(Д. Кедрин)

Глушь да топь, коряги да пеньки.

Старая берёзовая роща,

Редкий лес на берегу реки.

(Д. Кедрин)



Блиц-опрос:

  • Назывные – односоставные предложения?

2. Назывные – двусоставные предложения?

3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

5. Может ли назывное предложение быть распространённым?


Назовите грамматическую основу предложений, дайте им характеристику, расставьте знаки препинания.

  • Объявили тревогу и через несколько минут отряд двинулся дальше.

(Сложное, 1- н-л)

  • В кузнице молот стучит мельницу выстроят скоро.

(Сложное, 2- н-л)

  • Тайга. Река. Откосы гор.

(Простые предложения, односост.,назывн.)

  • На луну стало постепенно наползать облако но света ещё хватало.

(Сложное, 2- безличное пред)


1. Какое из предложений является односоставным?

a) Всё это было чрезвычайно ново в той губернии.

b) Сырая земля упруга под ногами.

c) В прочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио

что-нибудь похожее на робость.

d) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

2. Какое из предложений не является односоставным?

a) Делать было нечего.

b) Вдруг мелькнула ей мысль.

c) Мне всё же нельзя будет с ним познакомиться…

d) Не до смеху было чопорной англичанке.

3. Укажите номер определённо-личного предложения.

a) Я бы сделал уроки пораньше.

b) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

c) После драки кулаками не машут.

d) Мне холодно.


4. Укажите номер неопределённо-личного предложения.

a) Нужны песок, лопата.

b) Смелому всюду почёт.

c) Любишь кататься – люби и саночки возить.

d) И на обломках самовластья напишут наши имена!

5. Укажите номер назывного предложения. a ) Не уходи, побудь со мною! b) Недвижный камыш. c) и сердцу так грустно. d) Вечер свеж.


Задание Ответ

2 - b

3 - b

4 - d

5 - b



Дифференцированное домашнее задание.

1) Для творческих ребят: составить сказку о назывных предложениях.

2) Всем остальным: упр.229

Класс: 8

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)

Слайд 2

Цель урока: ЗНАТЬ: основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления. УМЕТЬ: находить назывные предложения; отличать их от других типов односоставных предложений и двусоставных предложений с составным именным сказуемым; использовать назывные предложения в речи.

Слайд 3

Задачи: Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений. Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным именным сказуемым. Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи. Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи. Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.

Слайд 4

Блиц-опрос: - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

Слайд 5

Блиц-опрос: - На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

Слайд 6

Блиц-опрос: - Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Слайд 7

Блиц-опрос: Какие предложения называются определенно-личными?

Слайд 8

Блиц-опрос: Какие предложения называются неопределенно-личными?

Слайд 9

Блиц-опрос: Какие предложения называются безличными?

Слайд 10

Мини – тест. - Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ. 1. Брожу по набережной снова. 2. Повеет полем, первой бороздой. 3. Его везли из крепости, из Бреста. 4. Цыплят по осени считают. 5. В лесу держался запах прелой травы. 6. Пальто купил к зиме. 7. Листопадит в роще, листопадит. 8. В Сибири не любят горячку и спешку. 9. Уже смеркалось, и в комнате стало темно. 10. Прочитайте Гоголя.

Слайд 11

Лингвистический диктант.

Наука о языке (…). Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (…). Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу (…). Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица (…). Неопределённая форма глагола (…). Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего (…).

Слайд 12

А. Шахматов (1864 – 1920), великий русский лингвист. Один из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике.

Слайд 13

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучах пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А. Фет

Слайд 14

«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.

Слайд 15

Блиц-опрос: Назывные – односоставные предложения? 2. Назывные – двусоставные предложения? 3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? 4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? 5. Может ли назывное предложение быть распространённым?

Слайд 16

Блиц-опрос: Назывные – односоставные предложения? (Да). 2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет.) 3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да). 4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да). 5. Может ли назывное предложение быть распространённым?(Да).

Слайд 17

Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов. Земская больница. Утро. (Рассказ «Хирургия»)Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег. (Рассказ «Тоска»)

Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина. А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложения:Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.

Слайд 18

Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:

а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем сущ. в И.п. (Лес.Поляна.); количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого.); личным местоимением (Вот и она.) и числительным (Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение. б) Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.