В XVIII в. большие перемены произошли не только в государственных делах и художественной культуре, но и повседневной жизни русских людей, прежде всего привилегированного сословия — дворянства. На сегодняшнем занятии вы узнаете о жилище, одежде, питании и досуге основных слоев русского общества.

Тема: Россия в XVII -XVIII вв.

Урок: Повседневный быт в XVIII веке

В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Парадные дворцы российских императоров в конце века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII в., но и со скромными жилищами петровской эпохи. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад. Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже городов. Впервые в XVIII в. появилась нумерация домов на улицах (раньше она не была порядковой и рядом с домом № 24 мог быть дом № 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна были вставлены стекла, а не слюда, как прежде. Крестьянские же дома и строились, и содержались по-старому.

Рис. 1. Помещичья усадьба XVIII в. ()

ХVIII в. ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Изучение петровского законодательства позволило сделать выводы, с одной стороны, о широте начатых преобразований, с другой — об осторожности и корректности в проведении «костюмной» реформы. Национальная корректировка европейских стандартов одежды выражалась в использовании преимущественно сукна, мехов, яркой палитры костюмов. В период правления Елизаветы Петровны окончательно утвердились модные французские стандарты. Екатерина II пыталась наряду с французскими модами ввести английские веяния, причем и то, и другое соотносила с национальными традициями. Дворяне носили тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Сверху надевали кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки украшались даже бриллиантами. Обязательными предметами туалета были аксессуары: перчатки, часы, трости, напудренные парики. Непременным атрибутом дамского наряда был корсет, затягивали его изо всех сил, чтобы талия казались совсем тоненькой. Юбки носили пышные, на кринолинах (каркасы). Шили платья из дорогих тканей. В свете считалось неприличным появляться несколько раз в одном и том же наряде. Светские дамы носили драгоценности. Мелкопоместным дворянам и бедным чиновникам такая роскошь была недоступна. Однако они тоже стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьяне продолжали носить все те же овчинные тулупы, армяки, зипуны.

Питание основной части населения России XVIII в. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар-француз Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.

Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра. В 1756 г. в Санкт-Петербурге создан театр — Русский императорский драматический театр. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780 г. открыт Петровский театр (по названию улицы). Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т. д. Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. Очень полюбились горожанам народные гулянья — новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.

У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник — с Рождества до Крещения — колядовали, водили хороводы.

В быту, повседневной жизни россиян все более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества.

Список литературы по теме "Повседневный быт в XVIII веке ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. — М., 1987

3. Культура и быт России с древнейших времен до ХХ в. / Автор-составитель М. В. Короткова. — М.: Дрофа, 2009

4. Марков Б. В. Культура повседневности. Учеб. пособие / Б. В. Марков. — СПб.: Питер, 2008

5. Терещенко А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко. — М.: Эксмо, 2007

3. Российский общеобразовательный портал ().

Домашнее задание

1. Какие изменения произошли в строительстве дворцов и усадеб для аристократов?

2. Что нового появилось в одежде вельмож?

3. Какие изменения произошли в еде россиян, способах приготовления пищи?

4. Опишите досуг представителей высших слоев?

5. Почему изменения в быту XVIII в. в основном затронули только высшие слои общества?

14 июля 2015

Эпохальное правление Петра I, а также его многочисленные реформы, направленные на европеизацию и искоренение средневековых пережитков в быту и политике, оказали огромное влияние на жизненный уклад всех сословий империи.

Различные новшества, активно вводившиеся в повседневный быт и обычаи россиян в 18 веке, дали сильный толчок к превращению России в просвещенное европейское государство.

Реформы Петра I

Петр I, как и сменившая его на престоле Екатерина II, главной своей задачей считал приобщение женщин к светской жизни и приучение высших сословий российского общества к правилам этикета. Для этого создавались специальные наставления и руководства; молодые дворяне обучались правилам придворного этикета и отправлялись на обучение в западные страны, откуда возвращались вдохновленные желанием сделать народ России просвещенным и более современным. В основном изменения затрагивали светскую жизнь, семейный уклад остался неизменным — главой семьи был мужчина, остальные члены семейства обязаны были ему подчиняться.

Быт и обычаи 18 века в России вступали в острое противостояние с нововведениями, ведь достигший расцвета абсолютизм, а также феодально-крепостнические отношения не позволяли безболезненно и быстро воплотить планы по европеизации в жизнь. Кроме того, налицо был явный контраст жизни обеспеченных сословий и крепостных крестьян.

Придворная жизнь в XVIII веке

Быт и обычаи царского двора во второй половине XVIII века отличались невиданной роскошью, удивлявшей даже иностранцев. Все сильнее чувствовалось влияние западных тенденций: в Москве и Санкт-Петербурге появились воспитатели-гувернеры, парикмахеры, модистки; обязательным к изучению стал французский язык; была введена специальная мода для дам, являвшихся ко двору.

Новшества, появлявшиеся в Париже, обязательно перенимались русской знатью. Придворный этикет походил на театральное представление — чинные поклоны, реверансы создавали острое ощущение наигранности.

Со временем большую популярность получил театр. В этот период появляются и первые русские драматурги (Дмитриевский, Сумароков).

Возрастает интерес к французской литературе. Представители аристократии все большее внимание уделяют образованию и развитию многогранной личности — это становится своего рода признаком хорошего тона.

В 30-х — 40-х годах XVIII века, в период правления Анны Иоанновны, одним из популярных развлечений, помимо шахмат и шашек, стала игра в карты, которая ранее считалась неприличной.

Быт и обычаи 18 века в России: жизнь дворян

Население Российской империи состояло из нескольких сословий.

В наиболее выгодном положении были дворяне крупных городов, особенно Санкт - Петербурга и Москвы: материальное благополучие и высокое положение в обществе позволяли им вести праздный образ жизни, уделяя все время организации и посещению светских приемов.

Пристальное внимание уделялось домам, на обустройство которых заметное влияние оказывали западные традиции.

Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы.

Роль образования в XVIII веке

Быт и обычаи второй половины 18 века еще теснее были связаны с влиянием западной культуры на Россию: модными стали аристократические салоны, где кипели споры о политике, искусстве, литературе, велись диспуты на философские темы. Большую популярность получил французский язык, которому дети дворян с детства обучались специально нанятыми учителями-иностранцами. По достижению 15 — 17 лет подростков отдавали в учебные заведения закрытого типа: юношей обучали здесь военной стратегии, девушек — правилам хорошего тона, умению играть на различных музыкальных инструментах, основам семейной жизни.

Европеизация быта и устоев городского населения имела огромное значение для развития всей страны. Нововведения в искусстве, архитектуре, питании, одежде быстро приживались в домах знати. Переплетаясь со старорусскими привычками и традициями, они определяли быт и обычаи 18 века в России.

В то же время новшества не распространялись по всей стране, а охватывали только наиболее развитые ее регионы, в очередной раз подчеркивая пропасть между зажиточными слоями и бедняками.

Жизнь провинциальных дворян

В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием — рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.

Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.

Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.

Крестьяне: быт и обычаи 18 века в России

Тяжелее всех приходилось самому низкому сословию Российской империи — крепостным крестьянам.

Работа шесть дней в неделю на помещика не оставляла крестьянину времени на обустройство своей повседневной жизни. Собственные клочки земли им приходилось обрабатывать в праздничные и выходные дни, ведь семьи крестьян были многодетными, и нужно было хоть как-то их кормить. С постоянной занятостью и отсутствием свободного времени и средств связан и простой быт крестьян: деревянные избы, грубый интерьер, скудная еда и простая одежда. Однако все это не мешало им придумывать развлечения: в большие праздники устраивались массовые игры, водились хороводы, пелись песни.

Дети крестьян, не получая никакого образования, повторяли судьбу своих родителей, также становясь дворовыми и слугами при дворянских усадьбах.

Влияние Запада на развитие России

Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века в большинстве своем оказались под полным влиянием тенденций западного мира. Несмотря на устойчивость и закостенелость старорусских традиций, веяния развитых государств постепенно входили в жизнь населения Российской империи, делая зажиточную его часть более образованной и грамотной. Этот факт подтверждается появлением различных учреждений, на службе которых состояли уже получившие определенный уровень образования люди (например, городские больницы).

Культурное развитие и постепенная европеизация населения довольно ярко свидетельствуют о истории России. Быт и обычаи в 18 веке, видоизменившиеся благодаря политике просвещения Петра I, положили начало глобальному культурному развитию России и ее народа.

В XVIII в. большие перемены произошли не только в государственных делах и художественной культуре, но и повседневной жизни русских людей, прежде всего привилегированного сословия — дворянства. На сегодняшнем занятии вы узнаете о жилище, одежде, питании и досуге основных слоев русского общества.

Тема: Россия в XVII -XVIII вв.

Урок: Повседневный быт в XVIII веке

В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Парадные дворцы российских императоров в конце века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII в., но и со скромными жилищами петровской эпохи. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад. Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже городов. Впервые в XVIII в. появилась нумерация домов на улицах (раньше она не была порядковой и рядом с домом № 24 мог быть дом № 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна были вставлены стекла, а не слюда, как прежде. Крестьянские же дома и строились, и содержались по-старому.

Рис. 1. Помещичья усадьба XVIII в. ()

ХVIII в. ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Изучение петровского законодательства позволило сделать выводы, с одной стороны, о широте начатых преобразований, с другой — об осторожности и корректности в проведении «костюмной» реформы. Национальная корректировка европейских стандартов одежды выражалась в использовании преимущественно сукна, мехов, яркой палитры костюмов. В период правления Елизаветы Петровны окончательно утвердились модные французские стандарты. Екатерина II пыталась наряду с французскими модами ввести английские веяния, причем и то, и другое соотносила с национальными традициями. Дворяне носили тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Сверху надевали кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки украшались даже бриллиантами. Обязательными предметами туалета были аксессуары: перчатки, часы, трости, напудренные парики. Непременным атрибутом дамского наряда был корсет, затягивали его изо всех сил, чтобы талия казались совсем тоненькой. Юбки носили пышные, на кринолинах (каркасы). Шили платья из дорогих тканей. В свете считалось неприличным появляться несколько раз в одном и том же наряде. Светские дамы носили драгоценности. Мелкопоместным дворянам и бедным чиновникам такая роскошь была недоступна. Однако они тоже стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьяне продолжали носить все те же овчинные тулупы, армяки, зипуны.

Питание основной части населения России XVIII в. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар-француз Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.

Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра. В 1756 г. в Санкт-Петербурге создан театр — Русский императорский драматический театр. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780 г. открыт Петровский театр (по названию улицы). Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т. д. Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. Очень полюбились горожанам народные гулянья — новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.

У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник — с Рождества до Крещения — колядовали, водили хороводы.

В быту, повседневной жизни россиян все более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества.

Список литературы по теме "Повседневный быт в XVIII веке ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. — М., 1987

3. Культура и быт России с древнейших времен до ХХ в. / Автор-составитель М. В. Короткова. — М.: Дрофа, 2009

4. Марков Б. В. Культура повседневности. Учеб. пособие / Б. В. Марков. — СПб.: Питер, 2008

5. Терещенко А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко. — М.: Эксмо, 2007

3. Российский общеобразовательный портал ().

Домашнее задание

1. Какие изменения произошли в строительстве дворцов и усадеб для аристократов?

2. Что нового появилось в одежде вельмож?

3. Какие изменения произошли в еде россиян, способах приготовления пищи?

4. Опишите досуг представителей высших слоев?

5. Почему изменения в быту XVIII в. в основном затронули только высшие слои общества?

Петр I и его реформы широко раздвинули горизонт российской жизни. Во времена правления Екатерины II этот процесс ускорился. Россия все дальше уходила от своей средневековой, во многом изолированной от остального мира культуры и превращалась в просвещенное европейское государство.

Идеи европейских просветителей, государственная практика просвещенных монархов стали достоянием не только императорского двора и просвещенной элиты России. Они проникали в широкие круги населения - дворянство, растущий средний класс и даже крестьянство. И если предшествовавшие крупные повороты в истории европейской цивилизации - эпохи Возрождения и Реформации - прошли во многом мимо России, то эпоха Просвещения стала для нее собственной эпохой. Изменилось отношение к человеку, его месту в системе общества и природы, к целям и задачам общества.

Но в России царил феодализм, абсолютизм достиг своего расцвета, крепостничество, сословные привилегии и ограничения составляли незыблемую основу человеческих отношений. Это приводило к острым противоречиям между еще мощным в России старым миром и новыми явлениями в культуре. И все же новое упорно пробивало себе дорогу.

Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры XVII в. и новых культурных веяний.

Христианское мировоззрение оставалось основным для русского человека. И Петр I, и Екатерина II были глубоко верующими людьми, но проявляли совершеннейшее равнодушие к церковным обрядам, традициям, правилам. Освобожденная от этого постоянного церковного влияния и давления российская культура во всех своих проявлениях становилась все более светской.

Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.

Членами этого общества и этой нации были и императрица, и вельможи, и провинциальные дворяне, и городские жители, и казачество, и крестьянство, в том числе крепостная интеллигенция (актеры, музыканты, живописцы). Конечно, между высшими слоями общества и его низами лежала непреодолимая пропасть, но культура незаметно перекидывала через эту пропасть мостки. Лишь к|н>ностное крестьянство оказалось отверженным в этом новом наступающем мире.

Появление новых культурных ценностей приобретало и условиях многонациональной России интернациональный характер. Новые культурные ценности и просветительские идеи накладывались на культурные традиции и достижения ш-ех народов России и делали их сопричастными к судьбам истей страны. Они начинали ощущать себя россиянами, жителями колоссальной и многонациональной державы.

Носителем новых научных и культурных традиций являлось в первую очередь дворянство. Но это не означало, что русская культура была чисто дворянской. Дворянство создавало и пестовало в России общечеловеческую культуру.

Создателями российской науки и культуры XVIII в. стали также выходцы из-за границы. В течение всего столетия иностранцы оказывали сильнейшее влияние на становление российской цивилизации. Они участвовали в создании системы образования, стояли у истоков организации Академии наук, внесли огромный вклад в развитие русской архитектуры, скульптуры, живописи, театра, музыки. В большинстве своем это были талантливые и увлеченные своим делом люди, которые принесли немало пользы России, передавая русским людям свой опыт, свое мастерство. Но постепенно набирали силу и влияние отечественные таланты.

Образование и просвещение народа

Образование и просвещение народа к концу XVIII в. достигло значительных успехов.

Образование в основном было сословным. Это означало, что каждое сословие имело свою, закрытую от других, систему образования. И чем выше и привилегированней было сословие, тем выше являлся уровень образования.

В 1730-е гг. открылся Сухопутный шляхетский кор­пус, а в 1750-е - Морской шляхетский корпус. Таким образом, армия и флот пополнялись высококвалифицированными кадрами, и одновременно дворянским детям предоставлялась возможность сразу после обучения начать службу в чине офицера, а не тянуть, как при Петре I, солдатскую лямку. Это была привилегия дворянства.

Другими закрытыми учебными заведениями стали Артиллерийский и Инженерный шляхетские корпуса.

Появилось немало частных дворянских пансионов в Москве, Петербурге, других городах. Дворянские дети в таких пансионах и жили, и учились. Одновременно в моду вошло обучение в домашних условиях.

Однако обучение в пансионах и на дому нуждалось в повышении профессионального и общегуманитарного уровня. Это могли дать лишь высшие учебные заведения гражданского типа. В связи с отсутствием в России высших учебных заведений современного уровня вполне естественным шагом властей стало открытие в России сразу двух университетов.

Один, при Петербургской Академии наук, готовил кадры отечественных ученых. Эта цель ограничивала приток в университет тех, кто хотел получить университетское, т.е. универсальное, общее образование. К тому же поступлению в университет предшествовало обучение в академической гимназии.

С открытием в 1755 г. Московского университета положение значительно переменилось. Поначалу здесь было три факультета - философский, юридический и медицинский. На философском факультете изучали математику, механику, физику, географию, филологию. На медицинском факультете значительное место отводилось изучению химии и биологии.

Московский университет стал первым, и единственным, в Европе XVIII в. университетом, в котором не было богословского факультета и не преподавались богословские науки. Новое учебное заведение России покоилось целиком на светских принципах обучения.

Московский университет недаром носит имя великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711 - 1765). Он был инициатором его создания, разработал проект университета, настоял на том, чтобы преподавание в нем велось на русском языке, что в пору всеобщего употребления в обучении латыни являлось также необычным. М. В. Ломоносом ловился превращения университета в публичное, т. е. недоступное, учебное заведение.

Не случайно в стенах университета в XVIII в. училось выходцев из семей разночинцев. Из них же формировался преподавательский состав. Уставом университета запрещались телесные наказания студентов. Университет ныл автономной самоуправляемой организацией и не зависел от местных властей. Подчинялся он Сенату.

При университете существовала гимназия. Одна ее сеть предназначалась для детей дворян, другая - для детей разночинцев. Огромную роль в создании университета И.И. Шувалов сыграл фаворит Елизаветы Петровны - И. И. Шувалов (1727-1797). Именно при его активной поддержке М. В. Ломоносов осуществил свои замыслы.

Наряду с учебными заведениями для дворянства в стране расширялась сеть духовных учебных заведений.

Постепенно развивалась сеть общеобразовательных школ. В 1780-е гг. впервые в истории страны была введе­на система народного образования. В Петербургской губернии, а позднее еще в 25 губерниях страны открылись двухклассные и четырехклассные народные училища. В первых детей учили чтению, письму, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. Во вторых прибавлялось обучение грамматике, арифметике, геометрии, механике, физике, географии, истории, естествознанию и архитектуре.

Систему образования Екатерина II стремилась поставить на европейский уровень. Ей хотелось, чтобы в стране появились люди широко мыслящие, гуманные, просвещенные. И не только среди дворян, но и среди других со­словий. Для этой цели предполагалось создать закрытые учебные заведения - отдельно для дворян, купечества, прочих обывателей. Обучение там мыслилось проводить на основе принципов просвещения - путем убеждения, без наказаний и принуждения.

Закрытые учебные заведения появились прежде всего в Петербурге. В 1767 г. был открыт Институт благородных девиц (Смольный институт). Отдельными группами в нем обучались девочки из мещанского сословия.

Наука

В центре российской науки оставалась Академия наук с ее тремя отделениями - философским, физическим и историческим. Поначалу членами Академии являлись лишь приглашенные из-за границы ученые. После воцарения Елизаветы Петровны и окончания немецкого засилья во многих сферах общественной жизни страны положение в Академии стало меняться. Двинулись вперед научные исследования, появились среди ученых свои, русские кадры. В 1740-1750-е гг. ведущая роль в Академии принадлежала Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Для русской науки Ломоносов стал целой эпохой. Кажется, не было отрасли знаний, в которую он бы ни проник и где ни оставил бы свой замечательный след. Он создал первую в истории России химическую лабораторию. Именно в ходе серии химических опытов он пришел к открытию закона сохранения материи и движения. Ему принадлежит разработка атомно-молекулярной теории строения вещества. Объяснил он и явление нагрева тел: не мифический теплород, как считалось прежде, а движение частиц тела вызывает этот процесс. Астрономы называют Ломоносова отцом своей науки. Именно ему принадлежит честь открытия атмосферы на планете Венера. Немало сделал Ломоносов в области геологии, минералогии, горного дела, географии. Он обосновал великую значимость для России Северного морского пути, по которому и по сей день идут корабли в северо-восточные порты страны.

М. В. Ломоносов никогда не был кабинетным ученым. Он достигал поразительных результатов во многих прикладных науках, совершил ряд открытий, имевших практическое значение. Так, ему принадлежит идея громоотводов, оберегающих людей от атмосферного электричества, от молнии. Он стал основоположником отечественной научной метеорологии. Много трудился он в производственной сфере - в области разработок новых сортов фарфора, стекла, красок, создания мозаики, из которой выполнял великолепные картины.

М. В. Ломоносов был гением не только в области естест­венных наук, но и выдающимся гуманитарием. Он внес большой вклад в формирование русского литературного языка и стал автором Русской грамматики. Его поэтические сочинения, в частности оды в честь Елизаветы

11стровны, побед русского оружия, явились образцом для Г многих литераторов XVIII в. Наконец, М.В.Ломоносов проявил себя как яркий историк. Его «Древняя российская история представляет собой сочинение, наполненное гордостью за историю славянского мира.

Во второй половине XVIII в. шагнула вперед и техническая мысль. Теплотехник И. И. Ползунов (1728-1766) разработал проект универсального парового двигателя. Механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818) изобрел множество различных механизмов, среди них - удиви- И. П. Кулибин тельные часы. Он предложил проект одноарочного моста через Неву длиной почти 300 м.

Важной частью научной деятельности стали исследовательские экспедиции. Если XVII в. был веком великих русских открытий на востоке, то XVIII в. стал временем их исследования и освоения. Интересовало все - пути сообщения, климат, недра, морские течения, географические очертания Евразийского материка, его население.

С 1733 по 1741 г. при поддержке Сената, Адмиралтейства, Академии наук состоялась Вторая Камчатская экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова в ходе которой был обнаружен пролив, отделяющий Америку от Азии, и назван именем первооткрывателя - Берингов пролив. Экспедиция открыла для мира Северо-Западную Америку. Члены экспедиции исследовали и описали берега Камчатки, Курильские и Алеутские острова, Северную Японию.

Направлялись экспедиции и в Южную Сибирь, Нижнее Поволжье, в Приуралье и на Урал, в Башкирию, на Северный Кавказ, в Крым, к озеру Байкал.

Специальная исследовательская экспедиция отплыла на Аляску. Материалы этих экспедиций широко публиковались в России и за рубежом.

Литература и искусство

Литература второй половины XVIII в. становится все более светской, выходит из-под влияния Церкви. Формируется русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Церковно-славянский язык остался лишь в религиозных текстах и в богослужении. Большое влияние на реформу языка оказали сначала М.В. Ломоносов, а позднее писатель и историк Н.М.Карамзин (1766-1826), чей Петру I. Он создает прозаические и поэтические произведения, осуществляет переводы древней и современной европейской классики на русский язык. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского (1706-1768), а также трагедии и комедии А.П.Сумарокова (1717-1777), отца русской драмы, по признанию современников.

Русская литература развивалась быстро. И не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль - сентиментализм, с его интересом к внутреннему миру, переживаниям не выдающегося героя, а простых горожан, крестьян. Ярким представителем этого направления стал Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза о любовных переживаниях скромной девушки, закончившихся трагедией, зачитывалась вся грамотная Россия.

XVIII в. еще не кончается, а в русскую литературу властно вторгаются начала реализма, под знаком которого существовала литература всего XIX в.

Реалистические мотивы чувствуются в поэтических произведениях Г.Р.Державина (1743-1816), в пьесах Д. И. Фонвизина (1745-1792). Его комедия «Недоросль выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, никакого прогресса и прочно держалась за крепостничество и свои привилегии.

Неотъемлемой частью российской культуры являлось народное творчество. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет - Емельян Пугачев и Салават Юлаев, герои прошлых славных событий, например Богдап Хмельницкий и Максим Кривонос. Знаменитый «Плач холопов, созданный в народной среде, повествовал о ненависти простых людей к крепостному праву.

Многие замечательные архитектурные памятники, подлинное украшение российских городов, были созданы и XVIII в. Чего стоят Петербург, Царское Село, Павловск, Петергоф, ставшие гордостью России и мировыми архитектурными шедеврами!

С именем В.В.Растрелли (1700-1771), итальянского скульптора, работавшего в России, связано появление у нас к стране стиля барокко. В этом стиле он создал знаменитый Зимний дворец, не менее известный Екатерининский дворец в Царском Селе, комплекс зданий Смольного монастыря, Строгановский дворец и другие здания Петербурга.

Следом за барокко в архитектуру России пришел классицизм с его строгими пропорциями, стройными колоннадами, монументальностью, гармоничностью. Ярким выразителем этого стиля стал придворный архитектор Екатерины II, шотландец Ч. Камерон (1730-е - 1812). Он автор ансамбля дворца и парковых сооружений в Павловске под Петербургом, галереи в Царском Селе, других сооружений.

Оставил заметный след в столичной архитектуре знаме­нитый итальянский архитектор Дж. Кваренги (1744- 1817). Это он создал Эрмитаж, Смольный институт, здание Биржи, великолепные дворцы в Петергофе (Большой дворец) и в Царском Селе (Александровский дворец).Все, кто бывал в Москве, видели напротив Кремля на взгорке возвышающийся монументальный и воздушный дом Пашкова (нынешняя Государственная библиотека). Это творение замечательного русского архитектора В. И. Баженова (1738-1799). Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца в Москве и Михайловского замка в Петербурге, императорского дворца в селе Царицыне под Москвой, другие постройки. В.И. Баженов был избран профессором Римской академии и действительным членом Болонской и Флорентийской академий.

Богатое архитектурное наследие оставил М. Ф. Казаков (1738-1812). Его главные работы - это здание Московского университета на Моховой, здание Голицынской больницы в Москве (ныне 1-я Градская больница), дом Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома союзов), иные сооружения в Москве, Твери и других городах.

Гордостью русской архитектуры XVIII в. стало творчество И. Е. Старова (1745-1808). Его лучшие творения - Таврический дворец Г. А. Потемкина и Троицкий собор Александре Невской лавры в Петербурге.

В последние десятилетия века в России развернулось мощное усадебное строительство. Продолжало развиваться и деревянное зодчество. Ярким образцом его стал Шереметевский дворец в Останкине, построенный русскими мастерами П. И. Аргуновым, Г. Е. Дикушиным и А. Ф. Мироновым.

Переживала расцвет и русская живопись. Этот расцвет выражался во все большем переходе от условностей иконописи к реалистическим полотнам. В XVIII в. получила развитие портретная живопись. Солдатский сын А. П. Антропов, крепостные художники И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов, выходцы с Украины Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали блестящую галерею портретов русских монархов, вельмож, государственных деятелей, полководцев.

Появилась историческая живопись библейские и древнерусские темы, а также жанровая живопись. Явлением времени здесь стала крестьянская тема. Художник И. А. Еремеев в своих полотнах показал жизнь простого народа, крестьян. Бытовые картины на крестьянскую тему создал крепостной художник М. Шибанов.

Частью общего развития русского искусства стали скульптура и музыка. Именно во второй половине XVIII в. в России осуществляется переход от прикладной, орнаментальной скульптуры к монументальной и портретной скульптуре. Примером первой является знаменитый Медный всадник - памятник Петру I, сооруженный по указанию Екатерины II французским скульптором Э. М.Фальконе (1716-1791) в 1775 г., а также памят­ник Минину и Пожарскому в Москве, автором которого стал скульптор И. П. Мартос (1754-1835).

Другое направление в скульптуре продемонстрировал Ф. И. Шубин (1740-1805). Он происходил из поморских крестьян, был другом М. В. Ломоносова. Его резцу принадлежат бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, Румянцева, Суворова, Потемкина.

В ряду замечательных деятелей культуры второй половины XVIII в. стоит и удивительная фигура основателя русского театра Ф.Г.Волкова (1729-1763). Сын ярославского купца, он стал первым русским актером и зачинателем русского национального театра. Поначалу он работал в Ярославле, затем переехал в Петербург и основал здесь первый профессиональный театр.

В музыкальном искусстве пока еще господствовали заезжие оперные, балетные труппы, но уже пришло время утверждения и самобытных российских талантов. Свою музыку для народных инструментов писал композитор И. Е. Хандошкин (1747-1804), чьи произведения исполняются и до сих пор. Создателем изумительных церковных хоралов стал Д. С. Бортнянский (1751-1825).

Российский быт

Наиболее разительные изменения в жизни населения произошли в Петербурге, Москве и некоторых других крупных городах страны. Петербурге, на Дворцовой набережной, Невском проспекте, вдоль каналов и речек, впадавших в Неву, вельможи строили для себя роскошные дворцы. Берега Невы оделись гранитными набережными. Сделано это было по указанию Екатерины И. Ей же принадлежала мысль сооружения знаменитой решетки Летнего сада.

Дворцы были богаты и изысканны. Аристократы стара­лись сделать их похожими на императорские. Здесь были большие залы, обставленные европейской мебелью гости­ные, удобные комнаты. Изразцовые печи зимой излучали по всему помещению ровное, сухое тепло. Свечи в люстрах и канделябрах прекрасно освещали комнаты, коридоры и переходы.

В этих дворцах гремели балы, устраивались великосветские приемы. Чего стоил знаменитый бал, который дал Г. А. Потемкин в своем Таврическом дворце в честь императрицы! Три тысячи гостей, выступление хора, балета, пантомимы, прием в зале, превращенном в сад с фонтаном и кущей цветущих деревьев, с пением живых соловьев и храмом со статуей Екатерины. Ужин до 2 часов ночи, танцы до утра. 140 тыс. лампад и 20 тыс. свечей освещали это действо.

К концу XVIII в. в Петербурге стало модным содержать аристократические салоны. Здесь слышалась французская речь, кипели споры о политике, литературе, искусстве. В таких салонах начинали блистать российские литературные знаменитости.

Мимо роскошных особняков по Невскому проспекту проезжали щегольские экипажи, прогуливались гвардейские офицеры и нарядно одетые обыватели.

Менялась и Москва. Хотя здесь не было такого богатства и блеска, как в Петербурге, но московская знать не хо отставать от запросов времени. Выравнивались улики. прекратилась хаотичная застройка города, хотя за ится.

Богатые дворяне и купцы строили, как правило, двух, трехэтажные дома усадебного типа. Такой дом был отдельно от улицы садом, газонами, дорожками. Он стоял в глубине пространства, отгороженный от улицы чугунной или железной решеткой, на улицу выходили лишь крылья флигеля. Таких усадебных домов XVIII в. до сих пор и Москве сохранилось немало.

Рядом с ними стояли дома других богатых людей - каменные, изящные здания с колоннами. Там размещалось до 7-8 комнат - гостиные, диванная, спальня, кабинет, детская, столовая, зал для танцев. Здесь тоже стояли вошедшие тогда в моду мебельные гарнитуры, софы и диваны. Ушли в прошлое лавки и грубо сколоченные столы. Появились стулья, кресла, изящные столы на изогнутых ножках, полки для книг. Стены были обклеены обоями.

По вечерам многие российские города освещались фонарями, в которых горело конопляное масло. По центру городов прокладывались, как в Петербурге, брусчатые, а чаще - деревянные мостовые.

Появились городские больницы. Медицинский персонал готовили в госпитальных школах и медико-хирургических училищах. К концу века была создана единая система медицинских учреждений для населения. В каждом губернском городе должен был состоять на службе один доктор, а в уездных городах - один лекарь. Открылись аптеки. Конечно, это было ничтожно и мало для обширной и многомиллионной страны. Строились больницы и на частные средства. Через какое-то время богатые люди передавали их городу.

Малые российские города больше походили на большие села. Кроме двух-трех каменных зданий, остальные дома были деревянными. Немощеные улицы, поросшие травой, лужи после дождей, грязь осенью и весной становились неотъемлемой частью таких городов.

На окраинах располагались рабочие бараки, где жили пришлые работные люди местных мануфактур, разный мастеровой народ. Это были тесные, грязные, душные помещения с нарами вместо кроватей. В таком бараке в общем помещении порой жило несколько десятков человек. Здесь же обитали и семьи. Лишь позднее внутренние по­мещения бараков стали разделять перегородками.

Города и городская жизнь с ее новшествами, конечно, имели огромное значение для общего цивилизационного развития страны. Здесь, как нигде, приживались последние европейские достижения в архитектуре, образовании, просвещении, образе жизни, одежде, питании, отдыхе, развлечениях. Соединенные со старорусскими традициями, обычаями и привычками, они определяли основные направления быта российского населения XVIII в.

Но это вовсе не означало, что новшества захватывали всю страну. Наоборот, они лишь подчеркивали общую застойность, традиционность, бедность российской жизни.

Вне городской цивилизации оставалась огромная область российской жизни - село, деревня, сельское население. Здесь, как и в городах, ощущались большие перепады в условиях жизни, особенностях быта. С одной стороны, частью сельского населения являлось дворянство. После указа о вольности дворянской и Жалованной грамоты дворянству, освобождавших дворян от обязательной государственной и военной службы, значительная часть дворян поселилась в своих поместьях, занялась хозяйством, стала устраивать свою сельскую жизнь.

Конечно же, между представителями сельского дворянства существовали большие различия. Одно дело - богатые помещики, владельцы десятков тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными лдебными домами, построенными по проектам знаменитых архитекторов. Другое дело - мелкопоместные лнпряне, обладавшие полутора десятками крепостных.

И все же основную часть дворянства составляли средней руки помещики, владельцы сельской усадьбы. Такие чноряне не были отделены от крестьянской жизни непреодолимой стеной. Они постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди, прислуга из тех крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили одинаковые настои и парились в бане одинаковыми березовыми вениками. К тому же значительная часть дворянства, вроде фонвизинов-ской госпожи Простаковой, была неграмотной или малограмотной. Сельские усадьбы таких дворян состав­ляли неотъемлемую принадлежность российской сельской жизни.

Последние новшества быта обходили стороной крестьянскую жизнь. Лишь небольшая часть крестьян выбивалась в люди. Они строили в селах хорошие, чистые, с печами-голландками избы, пользовались новыми предметами быта (посудой и мебелью), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили еду.

Урок истории в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века»

Цель урока:

Создать условия для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий.

Задачи:

Сравнить жизнь и быт российских сословий;

Пробудить интерес к российской культуре и быту;

Воспитывать уважение к традициям русского народа4

Формировать метапредметные навыки: работать с текстом, отбирать материал, анализировать данные, делать выводы, аргументировать свою позицию.

Технология : проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).

Методы и приемы:

Исследование

Групповая работа

Работа с учебником

Таблица и др.

Ход урока:

Стадия «Вызов»

Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.

Прием «Знаете ли вы?»

Что такое сословия?

Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?

Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии?

В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?

Тема нашего урока «Быт и обычаи сословий российского общества XVIII века».

Какие сословия мы можем сравнить?

Стадия «Осмысление»

Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.

Слайд 1. - Кому принадлежит этот великолепный особняк в стиле барокко? Обратите внимание на его размеры, материал.

Слайд 2. – А это внутреннее убранство дворянского дома. Посмотрите на детали интерьера (обстановка, украшения).

Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная.

Слайд 4. –Зайдем в гости. Кстати, стучать в дверь руками было у крестьян плохой приметой. Лучше в окошко. Связано это со множеством суеверий.

Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь - главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.

Слайд 6. - Результаты своих наблюдений внесите в сравнительную таблицу. Воспользуйтесь справочным материалом.

Какой вывод по таблице вы можете сделать?

Продолжим наше исследование. Мы можем стать экспертами в моде XVIII века.

Слайд 7. – К какому веку относится одежда на этом слайде? (XVII век)

Какие сословия здесь представлены? (Бояре и крестьяне)

Как называется верхняя одежда, изображенная на слайде? (Кафтан

Чем отличается одежда боярина и крестьянина? (Тканью, красотой, отделкой, обувью, шапками)

Какой вывод вы сделаете? (В XVII веке одежда всех сословий была традиционной русской).

Слайд 8. – Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда? (Нет, практически невозможно.).

Слайд 9. – И снова XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?

Это было трудно? (Нет, все очевидно).

Работа в группах.

Познакомимся подробнее с одеждой основных сословий XVIII века. Для этого поработаем в группах. На ваших столах лежит раздаточный материал, учебники, справочный материал и подробная инструкция для работы. У каждой группы свое задание. Изучите инструкцию, распределите обязанности. (Каждая группа работает с определенной информацией, затем должна ее представить классу). Время работы – 7-10 минут.

1 группа- одежда мужчин - дворян.

2 группа – одежда мужчин – крестьян.

3 группа – одежда женщин – дворянок.

4 группа – одежда женщин – крестьянок.

Группы представляют свои работы, согласно инструкции.

Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?

Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).

Это и будет еще один вывод по нашей теме.

Стадия «Рефлексия»

Слайд 10. – учащиеся 7 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр. 236 и 89).

Говорили в старину: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебушко ржаной – отец родной».

С чем связана простота и скудость пищи крестьян? (Бедность, дороговизна, нет времени на приготовления сложных блюд).

Стадия «Рефлексия»

Подведение итога, обобщение по теме.

Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?

Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).

Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?

Слайд 11. Прием «Найдите лишнее»

Какие предметы не относятся к XVIII веку?

Нынешний год Указом Президента объявлен Годом кино. С помощью киноискусства мы прямо сейчас можем оказаться в XVIII веке, увидеть настоящих дворян и крестьян. Посмотрите кадры кинофильма «Формула любви».

Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (праздники, обряды, развлечения).