Рассмотрим понятия ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼличностьʼʼ, ʼʼразвитие личностиʼʼ.

Понятие ʼʼчеловекʼʼ используется в двух значениях:

1.Человек как биологическое существо.

2. Человек как социальное существо.

В первом значении понятие ʼʼчеловекʼʼ воспринимается как биологический вид. Биологическая сущность проявляется в телœесной организации (прямо хождение, наличие двигательных органов – рук, большой череп, развитый мозг и др.) и наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности.

Во втором значении понятие ʼʼчеловекʼʼ воспринимается как член общества, семьи, коллектива, обладающий социальными качествами помогающими жить в данном обществе.

Итак, человек это биосоциальное существо, объединяющий в себе как биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.

Второе значение понятия ʼʼчеловекʼʼ совпадает с понятием ʼʼличностьʼʼ.

Личность - это социальная характеристика человека.

Понятие ʼʼличностьʼʼ характеризует социальную (общественную) сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

Структура личности. Включает следующие компоненты:

1) Общечеловеческие свойства (психические процессы: память, мышление, эмоции, ощущения, восприятие).

2) Социально – специфические свойства присущие людям одного государства, классу, группы (ценностные ориентации, взгляды, опыт, знания, умения, навыки, социальные роли [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчинœенный]).

3) Индивидуально – неповторимые свойства, присущие только конкретному лицу (стремления, интересы, способности, черты характера [доброта͵ честность и др.], темперамент, наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Новорожденный рождается как биологическое существо, не имеет еще социальных свойств. Только в общении с родителями и другими людьми у него появляются первые качества и свойства, которые характеризуют его как социальное существо.

К примеру, с полуторамесячного возраста ребенок начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности и т. п. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает моральные нормы и правила, учится следовать моде, развивает способность к более успешному выполнению какой-либо работы и т.д. При этом характерно, что речь и разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Это показывает, что социальные свойства и качества не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Изоляция ребенка от людей в течение 4-5 лет (дети маугли) ведет к утрате овладения языком и других социальных качеств. Общение е себе подобными в процессе совместной разделœенной предметной деятельности с опорой на активность и самостоятельность является основным условием становления личности.

Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 - мед-

ведями, один случай - павианами, другими породами обезьян - не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопардом, один - овцой.

В 1920 ᴦ. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было лет 7-8, другой - года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую - Камалой. Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через три года - до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. К этому времени Камапа полюбила общество людей, перестала бояться яркого света͵ научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста͵ Камапа по уровню своего развития была как четырехлетний, в случае если не трехлетний ребенок.

Процесс развития человека характеризуют количественные и качественные изменения в его свойствах и качествах.

Развитие прежде всœего означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах человека. Так, родившись, он растет физически, отмечается увеличение его отдельных органов и систем. У него появляется речь, обогащается его словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек. При этом главными в развитии человека являются изменения качественные. Так , обогащение речевой деятельности влечет за собой повышение и совершенствование познавательных способностей человека, развитие логического мышления и памяти. Разрозненные мнения и взгляды на жизнь постепенно приобретают определœенную систему и способствуют формированию мировоззрения.

Изменения происходят либо под влиянием внешних влияний (факторов) - среды, воспитания, либо под влиянием внутренних влияний ᴛ.ᴇ. в результате собственной активности человека в изменении себя, раскрытии своего потенциала.

Развитие личности - ϶ᴛᴏ процесс его изменений по следующим направлениям:

1.Физическое развитие - изменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы, половое развитие и созревание.

2.Психическое развитие - изменение свойств памяти, мышления, воли, характера, воображения, речи;

3. Интеллектуальное развитие – связано с углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом.

4. Социальное развитие - связано с нравственным становлением, приобретением значимых социальных качеств [законопослушность, конкурентноспособность, коммуникативность и др.], нравственных качеств [милосœердие, доброта͵ толерантность и др.]; социальных ролей [ в семье: матери, сына; в трудовой деятельности: предприниматель, служащий; управленческому статусу: руководитель, подчинœенный]).

Результат развития человека - его становление как биологического вида и социального существа.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют Действием присущих ему от рождения потребностей, Влечений и Инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое целение личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако ре­шающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвы­чайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах об­щения с другими людьми. Так, смелость может доходить до без­рассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внима­ние (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, мо­жет граничить с подхалимством, послушание – быть показате­лем пассивного исполнения требований, безразличия, а непо­седливость – свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л. С. Выготского, – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

Основ­ные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все сто­роны личности обнаруживаются только в деятельности и в отно­шениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая ха­рактеристика личности – социальный облик человека, всеми сво­ими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития лич­ности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количе­ственного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса раз­вития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и вос­питания, выступают движущими силами развития личности.

К таким противоречиям относятся:

    противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

    противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися форма­ми взаимоотношений и видами деятельности;

    противоречие между растущими требованиями со стороны об­щества, группы взрослых и наличным уровнем развития лично­сти.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через фор­мирование более высоких уровней деятельности. В результате ре­бенок переходит на более высокую ступень своего развития. По­требность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлет­воренная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие про­должается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конк­ретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитатель­ными воздействиями и «сопротивлением материала». В педагогическом процессе проявляются также противоре­чия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Расширение границ общения, развитие языка и культуры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограничены. Это противоречие разрешалось путем создания общественных структур, или социальных институтов, специализирующихся на накоплении и распространении знаний.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к семейному, когда в роли педагога выступали не община, а родители. Главной целью образования стало воспитание хорошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благосостояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных государственных учреждениях. Его взгляды отражали систему образования, сложившуюся в Древней Спарте. Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых был установлен суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в Древних Афинах.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладельческих обществ.

Движущей силой развития образования в этот период являлись его внутренние противоречия. Изобретение письменности, математической символики не только произвело переворот в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменило содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому.

Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и переход от неинституциональной социализации к институциональной.

Крупные школы имелись уже в IIIв. до н.э., например, в Двуречье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет: один – письменность, другой – математику, третий – религию и мифологию, четвертый – танцы и музыку, пятый – гимнастику и т.д.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской дея­тельности.

Усложнение общественной жизни и государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от церкви. В XII–XIIIвв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской – в университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в десятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обусловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленности, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманистическую, просветительскую ценность.

Положение стало меняться по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитарным, содержанием образования, в центре которого было изучение древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIXв. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.

Перед второй мировой войной для успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественно-научных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина XXв. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе.

Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.

Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Итак, образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

а) процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков

б) процесс и результат становления личности человека как социального существа под воздействием всех внешних и внутренних факторов

в) целенаправленная, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человека к жизни общества.

г) процесс и результат количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека

35. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями.

1. Наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения В

2. Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания Г

3. Разработка содержания, форм и методов изучения отдельных учебных предметов; повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся Б

4. Становление и всестороннее развитие личности (интеллектуальное, физическое, духовное); передача и усвоение системы знаний; выявление закономерностей воспитания, образования, обучения А

А) функции педагогики

Б) задачи педагогики

В) педагогика

Г) предмет педагогики

Объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических и духовных начал человека, называется

1) развитием

2) формированием

3) социализацией

4) становлением

1. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся В

2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу Г

3. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы Б

4. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека А

A) развитие

Б) воспитание

В) обучение

Г) социализация

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества А

3. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы В

4. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека Г

A) образование

В) воспитание

Г) развитие

Установите соответствие понятий и их определений.

1. Система важных требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса Г

2. Система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности Б

3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений, навыков и формирование на этой основе мировоззрения личности А

4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы В

A) образование

В) воспитание

Г) принципы обучения

40. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

1. Воспитание Б

2. Образование А

A) процесс и результат усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений

Б) процесс целенаправленного формирования устойчивых взглядов воспитанников на окружающую действительность и жизнь в обществе, идеалов, норм и отношений

В) совокупность знаний учащихся, норм поведения, качеств личности, её ценностей и идеалов

Г) система научных знаний, практических умений и навыков, которые способствуют развитию умственных и творческих способностей

ЗАДАНИЕ № 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

41. Основной задачей психологической науки является:

а) изучение законов психической деятельности

б) разработка проблем истории психологии

в) коррекция социальных норм поведения

г) совершенствование методов исследования

42. В задачи психологии как науки входят:

а) изучение воспитания как фактора духовного развития людей

б) оказание психологической помощи

в) изучение закономерностей развития психики и её особенностей в различные возрастные периоды

г) получение знания об индивидуальности конкретного человека

ж) изучение психологических особенностей различных видов человеческой деятельности

з) изучение зависимости человеческого поведения от биологических, психологических и социальных факторов.

ЗАДАНИЕ № 5 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Функция педагогики, направленная на совершенствование конкретной практики обучения и воспитания человека, называется

1) методологической

2) прогностической

3) теоретической

4) практической

44. Основной задачей педагогической науки является:

г) изучение проблем социализации людей в современном мире

(выбрать несколько вариантов ответа)

45. В задачи педагогики как науки входят:

а) воспитание, обучение подрастающего поколения

б) изучение закономерностей в области образования и управления образовательными системами

в) изучение воспитания как фактора духовного развития людей

г) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности

д) изучение проблем социализации людей в современном мире

е) исследование человеческой природы

ж) разработка новых технологий обучения и воспитания, управления образовательными системами.

з) прогнозирование дальнейшего развития образования

ЗАДАНИЕ № 6 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

46. Психология как особая научная дисциплина зародилась в рамках:

а) естественных наук

б) педагогики

в) социологии

г) философии

47. Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания

48. Установите соответствие между этапами становления и развития психологии как самостоятельной науки:

1. IV-V вв. до н.э. – 60-е гг. XIX в. Г

2. середина XVII в. – середина XIX в. А

3. 60-е гг. XIX – 10-е гг. XX в. Б

4. 10–30-е гг. XX в. В

А) формирование психологического знания в рамках других научных дисциплин

Б) формирование первых парадигм

В) кризис психологии

Г) учение о душе

49. Установите соответствие между этапами исторического развития представлений о психологической науке:

1. IV в. до н.э. –XVI в н.э. Б

2. середина XVII в. – конец XIX в. А

3. 10–30-е гг. XX в. Г

4. c середины XX в. В

А) развитие психологии как науки о сознании

Б) развитие психологии как науки о душе

В) развитие психологической науки в рамках различных научных направлений

Г) кризис психологии

50. Основы рефлекторной теории психики заложили работы…

2) Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна

3) Аристотеля, Гиппократа, Платона

4) З.Фрейда, А. Маслоу¸ К. Юнга

Одним из принципов отечественной психологии является принцип

1) учёта возрастных особенностей человека

2) единства мышления и интуиции

3) единства сознания и деятельности

4) научения

52. Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды:

1) психоанализ

2) гуманистическая психология

3) психология сознания

Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Понятие "личность" выражает совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Это понятие используется как социальная характеристика человека. Каждый ли человек является личностью? Очевидно, нет. Не был личностью человек в родовом строе, поскольку его жизнь была полностью подчинена интересам первобытного коллектива, растворена в нем, а его личные интересы еще не обрели должной самостоятельности. Не является личностью человек, сошедший с ума. Не является личностью человеческий ребенок. Он обладает определенным набором биологических свойств и признаков, но до какого-то периода жизни лишен признаков социального порядка. Поэтому он не может совершать поступков и действий, движимый чувством социальной ответственности.

Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Педагогика должна иметь научное представление о личности учащегося, поскольку ученик - это предмет и одновременно субъект педагогического процесса. В зависимости от понимания сущности личности и ее развития строятся педагогические системы. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

Человек - биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

Индивид - это отдельная особь, человеческий организм с присущими только ему особенностями. Индивид соотносится с человеком, как особенное с типическим и всеобщим. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивидуальность так же соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) - это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально - исторического и онтогенетического развития человека.

Развитие личности как педагогическая проблема.

а) В чём сущность понятий: личность, её развитие и формирование.

Вспомним, что предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Поэтому важно знать, что же такоеличность как предмет воспитания, как происходит её развитие и её факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе её формирования. Эти вопросы важны для практической воспитательной работы учителя.

Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятиехарактеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно .

б) По каким критериям судят об уровне личностного развития человека.

Поскольку личностные качества и свойства формируются прижизненно, то у одного человека они могут быть более развитыми, у другого менее развитыми. По каким же критериям судят о мере личностного развития человека?

Психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что человек становится личностью, когда приобретает способность управлять собственным поведением (что так или иначе отмечается уже с 3-х - летнего возраста). В дальнейшем, в качестве критериев личностного развития человека выступают:

1. Разумность его поведения, ответственность, умение пользоваться свободой, социальная активность, требовательность к себе;

2. положительная направленность и прочность его общественных и нравственных взглядов и убеждений;

3. Психическая зрелость и юридическая способность отвечать за совершаемые действия и поступки (психически нездоровый человек, который не может отвечать за своё поведение- не есть личность.

в) Как трактуется проблема развития личности представителями преформистских взглядов?

Существует два основных методологических подхода в вопросе об источниках и факторах развития личности:

1.) Идеалистически - реформистский от лат. - зарание образую.

2.) Научно-материалистический.

В преформизме как методологическом течении о развитии человека существует два направления: теологическое и биологизаторское.

Многие философы, педагоги и психологи перенесли этот закон на социальное и духовное т. е. на личностное развитие человека . Французский социолог Ш. Летурно (1831-1902гг) считал, чтонравственность человека носит врождённый характер и различные моральные пороки людей (воровство, агрессивность, пьянство и т.д.) представляют собой явление биологического атавизма. Человек, по его мнению, постоянно находится во власти «психических остатков» прошлого, и воспитание, якобы, бессильно что – либо здесь изменить.

2. Сущность социализации и ее стадии.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализации». Этот термин широко используется в педагогике.

В традициях школы американских социологов слово социализация раскрывается через понятие адаптация. Являясь одним из центральных понятий биологии, оно означает «приспособление организмов к условиям среды». Это понятие «прижилось» и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникло понятие «социальная адаптация», результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям. С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Гуманистическая психология (А.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) рассматривает социализацию как процесс самоактуализации «Я-концепции», то есть «Я как система взглядов». Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет больше отдается первому.

Эти подходы имеют место и в педагогической практике, когда абсолютизируется роль одного из факторов: либо социальной среды, либо самовоспитания. Это объясняется тем, что многими практиками не осознан двусторонний характер социализации.

Итак, смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Социализация – процесс не единовременный. Человек живёт в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в новые виды деятельности, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течении своей жизни усваивает новый социальный опыт, воспроизводит новые социальные отношения, определенным образом влияя на своё окружение. Таким образом, социализация – процесс непрерывный, длящийся в течении всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определённых задач. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она осуществляется более продуктивно в трудовой деятельности.

3.Воспитание и формирование личности .

В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, школьное, религиозное воспитание), оно выступает своеобразными механизмами управления социализацией.

Воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей, своя степень свободы и ответственности личности.

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало. А.В.Мудрик условно выделил 3 группы задач для каждого этапа социализации:

1.Естественно – культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).

2.Социально – культурные задачи (познавательные, морально – нравственные, ценностно -смысловые) специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональном и ближайшим окружением человека.

3. Социально – психологические задачи вызваны становлением самосознание личности, её самоопределением, самоутверждением и на каждом возрастном этапе имеют свои способы решения.

В процессе воспитания как целенаправленной социализации перечисленные задачи появляются как ответ на кризисы, возникающие в жизни и деятельности детей и взрослых. Кризисы проявляются как обострение ряда противоречий развития личности.

Формирование личности – это процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формировать – означает «придавать определенную форму, законченность».