На Брянщине широко известна история об уничтожении 25 октября 1941 г. карателями Хацуни. После открытия мемориала, посещения его Путиным В.В., трансляцией по телевидению эта трагическая история стала известна и за пределами Брянщины, хотя один из основных документов - отчет о карательной акции в Хацуни в Брянск привез уже известный нам С.Штоппер еще до открытия мемориала.
Недавно на просторах Инета "выловил" другую историю, которая показывает, что не все немцы были извергами. Представляю данную историю Вашему вниманию. До событий в Хацуни оставалось чуть больше трех месяцев...

Йозеф Шультц (Joseph Schultz), простой рядовой Вермахта, служивший в Югославии в 1941 году в составе 714-й пехотной дивизии.
19-го июля 1941 года, после разгрома сербской деревни Ораховач, его взводу был отдан приказ присоединиться к расстрельной команде и казнить группу задержанных "партизан". Йозеф безмолвно, но решительно отказался выполнять преступный приказ - бросив свое оружие, он встал в один ряд с приговоренными и был тут же расстрелян сослуживцами вместе с заложниками.
На фотографии Йозеф Шультц, идущий на встречу смерти...

Отрывок из статьи Карла Бетке «Немецкое антигитлеровское сопротивление в (бывшей) Югославии»:

Самые экстравагантные страницы истории немецко-югославских отношений посвящены делу ефрейтора Йозефа Шульца (Josef Schulz) из Вупперталя, который 20 июля 1941 года якобы отказался участвовать в расстреле 16 партизан в Смедеревской Паланке, вследствие чего был казнен сам. История была подвергнута сомнению (Х. Лихтенштайн, А.Рюкерль, Ф.Шталь), т.к. экспертизы исследовательского центра в Людвигсбурге и Фрайбургского военного архива доказывают, что Шульц погиб днем раньше, уже в два часа ночи 20 июля донесение о его смерти было получено командованием армии, родным была выслана фотография павшего. Поэтому утверждение, что дело Шульца есть показательный пример т.н. Befehlsnotstand (невыполнение преступного приказа), вызывает законные возражения. Тем не менее в Югославии равно как и среди немцев, дорожащих дружбой с Югославией и сербами, миф о Шульце имеет много сторонников – что и способствует его популярности. Поэт Антонье Искаович был свидетелем расстрела в Паланке и описал его в рассказе „Satovi”, однако, он не упоминает немецкого солдата, а лишь 16 расстрелянных партизан. Кроме того он утверждает, что видел фотографии расстрела на выставке, организованной комиссией по расследованию военных преступлений еще в 1945 году в Белграде.
По свидетельству директора фабрики (тогда служившей казармой), на территории которой был произведен расстрел, Часлава Влаича, после войны при эксгумации, на которой он присутствовал будучи школьником, были найдены немецкие сапожные гвоздики и куски пряжки – очевидно, в могиле был немецкий солдат, опознавательный знак тогда потерялся. Историю солдата, который по этическим соображениям выступил против своих – классический сюжет героического эпоса – решили увековечить на воздвигнутом в 1947 году памятнике, для чего германизировали имя расстрелянного в тот день хорватского рабочего. Марсель Межич стал Марселем Мазелем – из-за чужеродно звучащего имени решили, что он немецкого происхождения. История о расстрелянном немце всплыла снова в 1961 году в югославской прессе, в декабре того же года немецкие журналы (Нойе Иллюстрирте, в 1966 году Квик) опубликовали фотографии из военного архива. На них изображен расстрел заложников, проводимый в сельской местности, на одной можно увидеть размытую фигуру «немецкого солдата, чьи знаки воинского различия неидентифицируемы». Без каски и ремня, возможно, со связанными руками, он, похоже, направляется к жертвам, чтобы встать в один ряд с ними. Журналы обратились к читателям с вопросом: не был ли кто свидетелем этого происшествия. Пленка, по словам работника архива в Паланке, была снята местным фотографом, а после переброса дивизии на восточный фронт осталась в Паланке. Любопытно, что в книге об истории Паланки были опубликованы фотографии, но не сказано ни слова об истории с Шульцем.
Депутат бундестага от СДПГ Остманн на основании журнала боевых действий 714-й пехотной дивизии «опознал» фото как расстрел у Паланки, а расстрелянного как погибшего в этот день Шульца. Остманн нашел брата Шульца Вальтера и организовал тому в 1972 году поездку в Югославию. Ознакомившись с подробностями, Вальтер Шульц решил, что на фотографии его брат. Однако, боевые товарищи Шульца заверили вуппертальский Тагесцайтунг, что своими глазами видели, как Шульц погиб в бою с партизанами (Хайнц Уфер рассказал, что нашел тяжело раненого Шульца в его грузовике, а капеллан Браун вспомнил о том, что Шульц был погребен с военными почестями). Экспертиза исследовательского центра в Людвигсбурге в 1972 году однозначна опровергла легенду о расстреле. Директор фабрики Влаич, говоривший по-немецки и раздававший интервью многочисленным СМИ, поддерживал тогда деловые контакты с немецкими фирмами, в разговоре с автором он подтвердил, что раскруткой "дела Шульца" помимо прочего хотел привлечь туристов. Сегодня он рассказывает в сербской прессе, что история для него «по-прежнему большая загадка». Чтобы побороть сомнения был явлен еще один свидетель - Звонимир Янкович - он видел, как офицер злобно и «на повышенных тонах» разговаривал с протестующим немцем без знаков различия. На фоне возобновления дипломатических отношений Шульц стал использоваться обеими сторонами как символ «другой Германии». В Югославии история, изложенная во множестве публикаций и даже в школьном учебнике, демпфировала послевоенные антинемецкие выступления, которые никак не вязались со взглядами молодого поколения и развитием экономических связей. Бонн в Шульце из Смедеревской Паланки нашел своего «хорошего немца». Предраг Голубович экранизировал в 1972 году историю Шульца. Короткометражка, снятая по заказу армейской киностудии «Застава» показывалась в качестве журнала в кинотеатрах и демонстрировалась на международных фестивалях в Оберхаузене, Атланте, Бирмингеме и т.д. Любопытно, что режиссер творчески переработал аргумент критиков об отсутствующих на фото знаках различия. В фильме их театрально срывают. Мира Алешкович сочинила стихи о герое, намерение назвать в его честь улицу реализовано не было. В конце семидесятых случился скандал. Когда Мина Ковачевич в 1978 году изваяла фигуру Шульца, местные политики и союз партизан-ветеранов выступили с протестами. Тяжба длилась до 1981 года и закончилась поражением скульптора. Местный совет общины заявил, что скульптура, изображающая иностранного солдата, тем более немца, несмотря на его героизм, не вписывается в официальную парадигму. Однако коллеги в Белграде поддержали Ковачевич, а когда она обратилась за помощью в немецкое посольство, даже Штерн обратил внимание на «твердолобость товарищей из сербской глубинки».
Посол ФРГ Хорст Граберт летом 1981 г вместе с министром иностранных дел Югославии Врбовецом возложил к старому памятнику венки, после чего доложил Геношеру, что вся Югославия «на стороне Шульца». Исследовательский центр в Людвигсбурге информировал немецкое посольство о противоречиях легенды, но Граберт, апеллируя к свидетелю Янковичу и другим доказательствам, дал понять, что «не хотел бы идти против местных убеждений». В 1997 году Граберт еще раз вернулся к этой истории и назвал Шульца «убежденным католиком». В югославских газетах после 1973 года, когда журналисты посетили брата Шульца Вальтера, тоже постоянно всплывали новые подробности: подчеркивался художественный талант убитого ефрейтора, позже он даже стал членом секретной антигитлеровской организации. В нескольких метрах от старого памятника в начале 80-х был воздвигнут новый, на котором было добавллено имя Шульца (а имя хорвата Межича исправлено). 20 июля 1997 года перед памятником выступил немецкий посол Грубер, кадры выступления показали по телевидению. За последние 40 лет в Югославии напечатаны десятки статей о Шульце, в большей части которых об аргументированных возражениях немецких историков упоминается мельком или не упоминается вовсе. Фигура Шульца плотно вросла в коллективное сознание сербов вне всякой зависимости от правдивости изначальной истории. К примеру, в 1999 во время демонстраций в Войводине лидер тамошних социал-демократов Чанак призывал сербских полицейских последовать примеру Йозефа Шульца и перейти на их сторону.

Когда идут войны, всегда будет актуальна песня Владимира Высоцкого "про того, который не стрелял". Люди охотно верят, что среди потерявших всякий человеческий облик солдафонов и наемников обязательно найдутся те, кому свойственны гуманные поступки. История солдата вермахта Йозефа Шульца в свое время наделала немало шума в Югославии, но была мало известна в самой Германии. Почему?

Уроженец Вупперталя, ефрейтор 714-й пехотной дивизии Йозеф Шульц (Josef-Schulz ), чье имя на разных языках чаще всего пишут, как Josef Schultz , Йозеф Шультц, стал известен благодаря своему человеколюбию. 20 июля 1941 года в сербском городе Смедеревска-Паланка (Smederevska Palanka ) состоялась экзекуция 16 югославских партизан.

Когда военнопленных вывели на расстрел, то от расстрельной команды выделился человек в униформе, который со словами "Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!", бросил на землю свою винтовку. За неповиновение приказу Шульца расстреляли. Тело его захоронили вместе с трупами югославских партизан. В качестве доказательства приводились, найденные в захоронении гвозди от сапога и части застежки пояса, очевидно, принадлежавшие военнослужащему немецкой армии. После войны в Сербии Йозефу Шульцу воздвигли два памятника: один в частном саду поселения Горнии Локва (Gornji Lokva ), другой — в Смедеревска-Паланка, на месте гибели 16 партизан.

Словно возбужденная женщина (I need a hero ) страна нуждалась в герое. Эту пустующую нишу заполнил Йозеф Шульц. Национальному герою Югославии даже посвятили 13-минутный документальный фильм с кадрами немецкой военной кинохроники. В 1973 году эту короткометражную киноленту, снятую режиссером Предрагом Голубовичем (Predrag Golubović ) по заказу армейской киностудии Zastava , и которую первоначально демонстрировали вместо киножурнала перед художественными фильмами, показали на кинофестивале в Оберхаузене, а также в Атланте, Бирмингеме и других городах.

Фигура ефрейтора вермахта оказалась выгодной обеим сторонам. Немецкие дипломаты, ведущие журналисты и даже чиновники из ведомства федерального канцлера в равной степени были заинтересованы в распространении этой истории о благородном немце. Только вдумайтесь, "винтик" отказался подчиняться самому святому для всякого немца — приказу старшего!

В 1961 году супер популярный в ФРГ журнал Neue Illustrierte (спустя пять лет их снова воспроизведет не менее популярное немецкое издание Quick ) опубликовал серию снимков со сценами казни военнопленных в годы войны. На одном из фото видно, как один из трех военнослужащих вермахта (в отличие от своих товарищей, он без оружия, без каски и поясного ремня) стоит несколько ближе к группе людей, подлежащих расстрелу. Из подписей следует, что ефрейтор Шульц отказался выполнять приказ и, бросив свое оружие, направился к приговоренным к смерти, чтобы умереть вместе с ними.

После того как данная статья и фотоснимки оказались в руках у тогдашнего руководителя центра по преследованию нацистских преступников в Людвигсбурге (Ludwigsburg ), тот предпринял беспрецедентные для ФРГ меры по розыску, но не героя Шульца, а начальника расстрельной команды. Того самого, который в соответствии с уставом вермахта, никак не мог уклониться от приказа расстрелять пленных. В противном случае его должны были отдать под трибунал и он непременно был бы расстрелян за отказ выполнить приказ.

В немецкой историографии случай Йозефа Шульца однозначно трактуется как "миф о хорошем немце" (Guter-Deutscher-Mythos ), который призван обелить немецких военнослужащих времен Второй мировой войны. Это так называемая "легенда об обеленном вермахте" (Legende von der sauberen Wehrmacht ), дескать, бывшие солдаты вермахта не были варварами и садистами и на их совести нет кровавых пятен расправ с военнопленными.

1941 года за отказ от участия в казни партизан . Персонаж мифа с таким именем существовал в реальности и служил в 714-й пехотной дивизии вермахта . Вместе с тем в ходе архивных поисков уже в 1970-е годы было установлено, что солдат Шульц погиб за день до вышеуказанной даты расстрела от рук партизан. С учётом результатов дальнейших исследований, в немецкой историографии дело Йозефа Шульца (нем. Der «Fall Schulz» ) трактуется как миф .

Миф распространён в Сербии, где Йозеф Шульц считается героем-антифашистом. В городе Смедеревска-Паланка в 2009 году его именем была названа улица .

Фабула истории

В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту, а 16 пленённых партизан доставили в сербский город Смедеревска-Паланка. Всех их расстреляли 20 июля. Однако, согласно распространённой легенде, перед самой казнью 31-летний ефрейтор Йозеф Шульц из состава расстрельной команды бросил карабин на землю и произнёс: «Нет, я не буду стрелять!» За этот поступок Шульца, будто бы, расстреляли и захоронили рядом с казнёнными партизанами .

История получила дальнейшее развитие после того, как депутат бундестага от СДПГ Вильдерих барон Остман фон дер Лейе (Wilderich Freiher Ostmann von der Leye) «идентифицировал» солдата с фотографии как погибшего в тот же день ефрейтора Йозефа Шульца, упоминание о котором нашёл в записях дневника командира 714-й пехотной дивизии . Далее Остманн отыскал брата Йозефа Шульца - Вальтера и вдохновил его в 1972 году на поездку в Югославию. По фотографии и сюжету из дневника Вальтер Шульц якобы опознал своего брата, хотя сослуживцы Йозефа Шульца подтверждали гибель солдата от рук партизан в интервью газете «Вупперталер Тагесцайтунг» (Wuppertaler Tageszeitung) .

Однако история раскручивалась далее усилиями отдельных лиц, извлекающих выгоду из рассказов легенды о солдате Шульце. В качестве свидетеля появился некто Звонимир Янкович, утверждавший, что видел, как офицер на повышенных тонах раздражённо разговаривал с одним протестующим немецким солдатом без знаков различия. На фоне восстановления дипломатических отношений между ФРГ и СФРЮ , Шульц был превращён в символ «другой Германии». Теперь в обоих германских государствах нашли своих «хороших немцев» для символических ритуалов: в ГДР в память о «левых этнических немцах и перебежчиках в посёлке Миклеуш» , а в ФРГ - в честь Йозефа Шульца в городе Смедеревска-Паланка. C тех пор даже выдвигались предположения о том, что дело Шульца можно было бы классифицировать как пример действия правовых норм о вынужденном исполнении (противозаконного) приказа (нем. Befehlsnotstand ) . В Югославии история немецкого солдата, который отказался стрелять в партизан, была растиражирована во многочисленных публикациях и даже включена в школьные учебники. В Германии сюжет о Шульце был отражён в книге историка Кюнриха-Хице (Deutsche bei Titos Partisanen 1941-1945) . дело ефрейтора Йозефа Шульца «причудливейшей» страницей немецко-югославского прошлого. По его оценке, этот миф нашёл много сторонников главным образом в Югославии. Потенциал для реализации легенды, особенно среди немцев, историк видел в стремлении к преодолению прошлого и достижению согласия между Германией и Югославией .

Специалист по странам Юго-Восточной Европы швейцарский историк Андреас Эрнст (Andreas Ernst) в 2011 году констатировал в рецензии на книгу «Поиск героя» , что дело Шульца является не только ложной историей, но и примером противоречивых интересов политики и юстиции в «преодолении немецкого прошлого». С политической точки зрения - это был желаемый аргумент для наведения мостов между странами, поскольку случай с Шульцем отрицал коллективную вину немцев и способствовал примирению. С точки зрения органов юстиции, легенда о солдате Шульце была камнем преткновения, потому что она обосновывала тезис о вынужденном исполнении преступных приказов. В Германии легенда о «хорошем солдате» развеялась лишь через много лет после её опровержения. Долгое время она казалась слишком хорошей, чтобы не быть правдой .

Йозеф Шульц (нем. Josef Schulz (Schultz), сербохорв. Jozef ulc / Јозеф Шулц; 1909, Вупперталь - 19 или 20 июля 1941, Смедеревска-Паланка) - немецкий солдат, участник Второй мировой войны, ефрейтор вермахта. Предположительно, был расстрелян в сербском населённом пункте Смедеревска-Паланка 20 июля 1941 года за отказ от участия в казни заложников. В странах бывшей Югославии считается героем-антифашистом

В немецкой историографии дело Йозефа Шульца (нем. Der «Fall Schulz») трактуется как миф.

Биография и характеристика

Старший сын в семье (всего было трое детей). Отец погиб во время второй битвы при Ипре. В межвоенное время учился в ремесленном училище Вупперталя, работал оформителем витрин, зарабатывая немного денег для семьи. В 1939 году был призван в армию, в 1941 году направлен в Югославию. Нёс службу в 714-й пехотной дивизии, дослужился до воинского звания ефрейтора. Жил в квартале Бармен.

Сослуживцы считали Йозефа спокойным человеком, который мог поддерживать веселье в любой компании. Он не был вспыльчивым, безрассудным или агрессивным, чаще считался мягким. Увлекался игрой на пианино, а также был хорошим художником - у него прекрасно получались репродукции картин голландских художников. Письма, которые писал Йозеф родным и близким, не сохранились: во время бомбардировок города сгорела дотла квартира со всем имуществом. Среди имущества были не только письма, но и свыше 200 грампластинок.

Фабула истории

В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту. В сербской деревне Смедеревска-Паланка немцы взяли в плен 16 югославских партизан из той же роты и отправили их в тюрьму - в конюшню 5-го кавалерийского полка имени королевы Марии Карагеоргиевич. Военный суд приговорил всех 16 человек к расстрелу, приговор надлежало привести в исполнение вечером 19 июля (по другим данным - 20 июля).

Местом для казни была выбрана та же самая конюшня - пленных поставили спиной к стогу сена, предварительно партизанам были завязаны глаза. Однако согласно распространённой легенде, перед самым расстрелом Йозеф Шульц, который был включён в состав расстрельной команды, неожиданно бросил винтовку на землю и воскликнул:

Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!

Оригинальный текст (нем.) Ich schiee nicht! Diese Mnner sind unschuldig!

Командир расстрельной команды, услышав эту фразу, застыл в шоке: солдат дивизии отказался выполнять приказ. Решение было принято незамедлительно - Шульца признали бунтовщиком, а за невыполнение приказа он должен быть расстрелян. Приговор привели в исполнение немедленно. Йозеф был захоронен рядом с казнёнными партизанами.

Оценки историков

Немецкий историк Карл Бетке в 2002 году называет дело ефрейтора Йозефа Шульца «причудливейшей» страницей немецко-югославского прошлого. Он отмечает, что данное событие было поставлено под сомнение рядом исследователей (Хейнер Лихтенштейн, Альберт Рюккерль, Фридрих Шталь), так как экспертизы Центральной администрации земельных управлений юстиции по расследованию нацистских преступлений (нем. Zentrale Stelle der Landesjustizverwaltungen zur Aufklrung nationalsozialistischer Verbrechen), а также Федерального военного архива во Фрайбурге засвидетельствовали, что Й. Шульц погиб ещё за день до описываемого расстрела партизан. C тех пор бытует мнение, что дело Шульца можно было бы классифицировать как пример крайней необходимости в применении к преступному приказу, но, на самом деле, миф о ефрейторе Йозефе Шульце нашел много сторонников главным образом в Югославии. Причину этого историк усматривает в стремлении к преодолению прошлого и достижению согласия меду Германией и Югославией.

Специалист по странам Юго-Восточной Европы швейцарский историк Андреас Эрнст (Andreas Ernst) в 2011 году констатирует в рецензии на книгу «Поиск героя», что дело Шульца является не только ложной историей героя, но и примером противоречивых интересов политики и юстиции в «преодолении немецкого прошлого». В Германии легенда о «хорошем солдате» развеялась лишь через много лет после её опровержения. Долгое время она казалась слишком хорошей, чтобы не быть правдой. В Сербии, однако, она сохранилась до наших дней.

Память

В Югославии немецкого солдата фактически сделали национальным героем и символом антифашистского сопротивления. В Сербии ему были возведены два памятника: один расположен в селе Локве (посвящён ему самому), а другой в селе Смередянска-Паланка, на месте гибели (посвящён и 16 казнённым партизанам). Сами партизаны выступали против возведения памятника немцу, а поддерживавшая идею установки памятника писательница Мина Ковашевич даже попала в тюрьму. В 1981 и 1997 годах послы Германии в Югославии Хорст Граберт и Вильфред Грубер участвовали в памятных церемониях: оба возложили цветы к памятникам Йозефу. В 1973 году о событиях в деревне был снят небольшой 13-минутный фильм Предрага Голубича «Йозеф Шульц». В фильме были задействованы архивные кадры немецкой военной фото- и видеохроники.

Йозеф Шульц (Шультц)

Немецкий солдат, участник Второй мировой войны. Был расстрелян немецкими офицером в сербской деревне за то, что заступился за партизан приговоренных к расстрелу. В бывшей Югославии, а теперь в современной Сербии, считается героем-антифашистом.

Josef Schulz (Schultz) — нем. (Jozef Šulc — серб.) родился в 1909, Вупперталь, Германия. Расстрелян 19 июля 1941, в деревне Смедеревска-Паланка, Югославия. Он был немецким солдатом, 114-ой егерской (714-ой пехотной) дивизии.

Сослуживцы считали Йозефа спокойным человеком, который мог поддерживать веселье в любой компании. Он не был вспыльчивым, безрассудным, чаще считался мягким. Увлекался игрой на пианино, а также был хорошим художником - у него прекрасно получались репродукции картин голландских художников.

В июле 1941 года немецкие войска на горе Градиште близ села Вишевец разбили Паланацкую партизанскую роту. В сербской деревне Смедеревска-Паланка немцы взяли в плен 16 мирных жителей, обвинив их в пособничестве партизанам и отправили их в импровизированную тюрьму - в конюшню 5-го кавалерийского полка имени королевы Марии Карагеоргиевич. Военно-полевой суд приговорил всех 16 человек к расстрелу, приговор надлежало привести в исполнение вечером 19 июля.

Местом для казни была выбрана та же самая конюшня - пленных поставили спинами к стогу сена, предварительно партизанам были завязаны глаза. Но перед самым расстрелом Йозеф Шульц, который был включён в состав расстрельной команды, неожиданно бросил винтовку на землю и воскликнул:

— Ich schieße nicht! Diese Männer sind unschuldig! (Я не буду стрелять! Эти люди невиновны!)

Командир расстрельной команды, услышав эту фразу, застыл в шоке: солдат дивизии отказался

выполнять приказ. Решение было принято незамедлительно - Шульца признали бунтовщиком, а за невыполнение приказа он должен быть расстрелян. Приговор привели в исполнение немедленно. Йозеф был захоронен рядом с казнёнными партизанами.

Йозеф Шульц за несколько минут до своей смерти (обозначен стрелкой)

Йозеф стоит перед партизанами, оружия в руках уже нет, каски на голове также нет. С двух сторон - его вооружённые сослуживцы. Фотограф справа от расстрельной команды. Идентификация фигуры именно на этой фотографии как Шульца оспаривается рядом историков и биографов….

Для сокрытия факта мятежа в дивизии, семье Йозефа прислали сфальсифицированную «похоронку», которую инициировало командование.

В 1972 году брат Йозефа, Вальтер совершил путешествие в Югославию, чтобы ознакомиться с подробностями гибели брата. Изучив ту фотографию, о которой шла речь, Вальтер подтвердил, что на ней действительно изображён Йозеф Шульц.

Югославский журналист Звонимир Янкович также сумел найти фотографию с места расстрела, на которой были запечатлены спорящий офицер и солдат вермахта; хотя тот солдат был в немецкой униформе, отличительных знаков вермахта на ней не было. По всей видимости, это и был тот самый Йозеф. В 1973 году журналисты югославской газеты «Политика» нанесли визит Вальтеру Шульцу в Германию, который дал интервью и рассказал о своём брате.

В Югославии немецкого солдата фактически сделали национальным героем и символом антифашистского сопротивления.