ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, П. с. начала интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX века (П.А.Рудик, А.Ц.Пуни и др.), причем в этой области основные исследования были первоначально сосредоточены на изучении индивидуальных различий спортсменов (см. Дифференциальная психология), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (см. Стресс), способах повышения эффективности спортивных тренировок. В настоящее время спектр вопросов, разрабатываемых П. с, существенно расширился. Применительно к каждому виду спорта с учетом достижений общей, педагогической, возрастной и социальной психологии разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение как физической, так и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой (см. Эмоции; Воля), этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности (см. Коллективизм). В П. с. достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основывающиеся на концепции уровня построения движения Н.А.Бернштейна (см. Уровня построения движений концепция). В этих исследованиях изучаются пути и способы формирования специализированных восприятий спортсменов, например чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (см. Антиципация; Интуиция), “чувство мяча”, “чувство воды” и т. д. Кроме того, уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и т. д. Углубление этих исследований идет как в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора (см. Отбор психологический) на разных возрастных стадиях, так и по пути воспитания и формирования этих способностей в процессе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления П. с, как психическая саморегуляция, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, а также отношению спортсменов к своим победам и поражениям уделяется больше внимания в последних исследованиях П. с. В отдельное направление выделяются социально-психологические исследования, рассматривающие проблемы формирования команд, межличностные отношения в них, приемы и способы повышения их сплоченности и ценностно-ориентационного единства, вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом, с болельщиками (в том числе со “спортивными фанатами”), проблемы межкомандных взаимоотношений (см. Межгрупповые отношения) и т. д. Основные задачи современной П. с. состоят не только в содействии достижению спортсменами высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.

Агитационно-массовая работа лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;

Активная гибкость это способность человека достигать больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав. Например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка».

Амплитудадвижения – это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, полуприседание).

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос педагога следует ответ занимающихся.

Воспитательная работа доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;

Врачебный контроль – сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;

Выносливость – способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности.

Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Гибкость – комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга. Термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Например, движения позвоночника часто называют «гибкими». Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах).

Гипотеза – научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.

Двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека.

Двигательная реабилитация – вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.

Двигательное умение – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Детали техники – это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основы техники).

Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения.

Знания – один из ведущих компонентов содержания физического образования личности.

Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение действий. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков.

Инновации педагогические – распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений

Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки во времени.

Информативность теста – это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (передвижение ребенка). Если используется тест, не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленности занимающихся (при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 м.).

Информативность теста – это степень его точности для оценки определенных свойств конкретного человека (например, передвижение ребенка). Если используется тест, не прошедший проверку на информативность, можно прийти к ложным заключениям относительно того или иного показателя физической подготовленности занимающихся (при тестировании скоростных качеств широко и слишком вольно используют бег на 100 м.).

К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.



Координированность – есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида.

Ловкость – это сложное и комплексное психофизическое качество человека.

Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Метод тренировки – совокупность способов работы тренера и спортсменов, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня спортивной подготовленности: воспитываются необходимые качества, осваиваются умения и навыки, происходит познание закономерностей спортивной подготовки (Суслов).

Методика (понятие) употребляется в теории физической культуры в двух смыслах: в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, лазанья, плавания и т.д.); в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания – в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).

Методика тренировки – система методов, методических приемов, упражнений, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования.

Методические приемы понимаются способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Методический подход представляет собой совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор которых обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления процесса обучения, воспитания и развития.

Методическое направление – это один из путей в методике обучения двигательным действиям или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных, однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.

Методология – наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

Моделирование (фр. мойек – образец) – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.

Мониторинг (лат. monitor – предостерегающий) – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Наблюдение – исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.

– это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей.

Надежность отражает степень сходства результатов при повторном тестировании одних и тех же испытуемых в одинаковых условиях. Тест можно считать надежным, если он гарантирует получение близких друг к другу или одинаковых показателей измеряемого свойства в следующих одна за другой нескольких попытках. Игнорирование этого требования сводит на нет объективность числовых показателей и затрудняет оценку динамики физической подготовленности.

Направление движения – это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).

Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Новации педагогические – разработка таких прогрессивных образовательных систем, методик, технологий, образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены.

Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность учеников – учением.

Общая выносливость – это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явлений «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.

Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Общеподготовительные упражнения – это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.

Объект – область социальной реальности, включенную в процесс научного познания.

Объективность теста отражает независимость результатов измерений от личных особенностей специалистов (экспертов, судей и т.п.), проводящих тестирование, или использованной аппаратуры. При этом объективность оценок увеличивается с ростом числа экспертов. Однако она в значительной степени зависит и от точности измерительных средств, способов, в целом - от всей процедуры измерения. Если объективность теста низка, то сопоставление результатов будет сведено к сопоставлению ошибок экспертов, проводивших тестирование.

Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.

Описание – это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так.

Опытная педагогическая работа – специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.

Организационная работа – комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;

Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Оценивание – исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума.

Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счет приложения к движущейся части тела внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнера и т.д. Показатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикладываемой силы (т.е. от степени насильственного растягивания определенных мышц и связок), от порога болевых ощущений у конкретного индивида и его способности терпеть неприятные ощущения.

Прием – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны - при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Проблема – конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ.

Пульсометрия – для выяснения реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку;

Развитие – приобретение новых качеств, способ прогрессивного преобразования человека или системы.

Рассказ – это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности.

Сила движения – это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и т.д. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь в виду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.

Словесная саморегуляиия – методы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя таких слов приказов, как «сильнее», «выше», «энергичнее» и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям.

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности.

Специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.

Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения.

Спорт – вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.

Структура урока – это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов времени и условий работы.

Темп движения – это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается.

Тест (англ. test) – стандартизированное задание, позволяющее выявить наличие или отсутствие каких-либо характеристик у изучаемого объекта, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным объектам.

Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.

Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением и амплитудой.

Тренировочный процесс – последовательный ход развития чередующихся циклов тренировки спортсмена, сопровождающийся изменением его состояния, уровня подготовленности.

Учебно-методическая работа – составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;

Учебно-тренировочная работа сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Физическая подготовка – вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Физическая рекреация – вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения.

Физические упражнения двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Физические упражнения – движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

Физическое воспитание – вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей (Педагогический процесс).

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений. Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

Физкультурно-оздоровительная работа занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;

Характеристика – это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Используется она в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос «Как делать?» К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д.

Хозяйственная работа – обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.

Цель в педагогическом исследовании – образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.

Эксперимент – научно поставленный опыт – исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. [Текст]: Учеб. пособие. – М., 2000.

2. Годик М.А. Спортивная метрология. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ.культ. – М., 1988.

3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. [Текст]: Учеб. пособие. – М., 2000. 472 с.

4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. [Текст]: Учебник – М., 2000.

5. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1976. 205 с.

6. Коц Я.М. Физиологические основы выносливости [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1986. 198 с.

7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник. М.: Советский спорт, 2004. 166 с.

8. Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. [Текст]: Учеб. пособие. – М., 1999.

9. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.,1998.

10. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]: – М., 1999.

11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. [Текст]: Учебник. – М., 1997.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М., 1991.

13. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. [Текст]: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. – М., 1997.

14. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст]: / Под ред. Л.Б.Кофмана. – М., 1998.

15. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера [Текст]: учебник. М.: ООО Издательство Астрель, 2004. 863 с.

16. Определение физической подготовленности школьников [Текст]: /Под ред. Б.В.Сермеева. – М., 1973.

17. Основы теории и методики физической культуры. [Текст]: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М., 1986.

18. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. [Текст]: Учебник. – М., 2000.

19. Теория и методика спорта. [Текст]: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. – М., 1997

20. Теория и методика физического воспитания. [Текст]: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1976.

21. Теория и методики физического воспитания. [Текст]: Учеб. для пед. институтов / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М., 1990.

22. Теория и методика физического воспитания. [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., ФиС, 1976.

23. Тренировка юных спортсменов. [Текст]: Сб. под общ. ред. В. П. Филина. М., ФиС, 1965.

24. Учение о тренировке (введение в общую методику тренировки). [Текст]: Под общ. ред. Д. Харре. М., ФиС, 1971. Разд. 2.2.

25. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. [Текст]: – М., 1994.

26. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. [Текст]: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. – М., 1997.

27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательцентр «Академия», 2002.– 480 с.

Для заметок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарь терминов спортивной психологии

АБАЗИЯ (от греч. а - отрицат. частица + basis - ходьба) - нарушение способности ходить при сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии.

АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА (англ. absolute scale) - вариант шкалы, предназначенный для измерения непрерывных свойств объекта, для которой выполняются все 4 типа отношений.

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ. absolute threshold) - вид сенсорного порога.

АБУЛИЯ (от греч. abulia - нерешительность) - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности.

АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio- отвращение) - общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов.

АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ, АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification) - самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. Movement automatization) - один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения.

АВТОМАТИЗМ (англ. automatism) - фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем.

АДАПТИВНОСТЬ (неадаптивность) - тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемые в ходе деятельности результатов.

АКТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - продолжение активации физиологической. Связана с расшифровкой внешних сигналов, зависимой от уровня бодрствования и от состояния сознания, а также от потребностей, вкусов, интересов и планов человека.

АКТИВАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ - связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие от мира внешнего и от самого организма, прежде чем они - при их достаточной важности - отправляются в кору большого мозга. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружения, что обеспечивает ему сохранение физиологического и психического равновесия.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: БИОРИТМ (биоритмы психической активности человека) - периодическое чередование состояния напряжения и расслабления в психической деятельности человека.

АЛЕКСИТИМИЯ - неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план.

АСКЕЗА - античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ - вид терапии телесно-ориентированной, основанной В. Райхом. По его представлениям, любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей»; поскольку душа и тело едины, «распуская» эти панцири, можно помочь клиенту высвободить сдержанную, застоявшуюся энергию и тем облегчить душевные страдания. Основные приемы вегетотерапии связаны с массажем и дыханием, а также с двигательными и голосовыми упражнениями разного типа.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - в психологии - термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

ВЕРИФИКАЦИЯ - при проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ - одно из проявлений единства сферы сенсорной. Особенно полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Выявленные закономерности нарушения взаимодействия анализаторов применяются в диагностике заболеваний.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ - вид влияния, характер, интенсивность и направленность коего определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от влияния индивидуально-специфического происходит благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и за счет демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний.

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических.

ВНУШАЕМОСТЬ - повышенная податливость по отношению к побуждениям.

ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ (внушение послегипнотическое) - феномен поведения, когда заданная в гипнотическом состоянии задача затем беспрекословно исполняется в нормальном состоянии, причем сам факт наличия задачи не осознается.

ВОЗБУДИМОСТЬ - свойство живых существ приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей или стимулов - с сохранением его следов на некое время.

ВОЛЯ - способность человека достигать поставленных им целей.

ВЫТЕСНЕНИЕ - форма психологической защиты.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - форма психологической защиты.

ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ - форма психологической защиты.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без раздумий.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. indiduum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств.

ИНСАЙТ - момент озарения, схватывания тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимый из прошлого опыта субъекта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся в абстрагировании от психотравмирующих переживаний.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, при которой непреодолимые препятствия отвергаются как «нежеланные».

ИНТРОЕКЦИЯ - противоположность проекции, замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании "сверх-Я", совести и пр.

ИНТРОСПЕКЦИЯ - метод психологического анализа, наблюдение собственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов.

ИНТУИЦИЯ - неформализуемые знания, основанные на опыте.

ИСТЕРИЯ - патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением.

КАТАРСИС (абреакция) - эмоциональное отреагирование на ранее подавляемые тягостные переживания.

КАТЕКСИС - направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения

КОМПЛЕКС - совокупность представлений (сознательных и бессознательных), оказывающих влияние на поведение человека. (Эдипов комплекс и др.).

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - теоретическое понятие в индивидуальной психологии.

КОНВЕРСИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся в соматизации психопатологических проявлений.

КОНТРПЕРЕНЕСЕНИЕ - «перенесение» в процессе терапии отношения врача к пациенту (и наоборот).

ЛИБИДО - совокупность «жизнеутверждающих» инстинктов (в узком смысле слова -половое влечение).

МАЗОХИЗМ - феномен, охватывающий широкий спектр способов получения удовольствия от страдания: нормального или патологического, физического или морального.

МЕЛАНХОЛИК - темперамент в классификации Гиппократа.

НАВЯЗЧИВОСТИ - состояния, когда неконтролируемо непреодолимо воспроизводятся мысли, воспоминания, страхи, влечения, действия, чувства, приводящие к нарушению деятельности.

НЕВРОЗ - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта, коренящегося в детской психике субъекта и представляющего собой компромисс между желанием и защитой от него.

ОБЪЕКТ - предмет, используемый для снятия эмоционального напряжения в процессе психотерапии.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ - адекватное осознание ранее «вытесненной» психотравмирующей ситуации с целью снятия эмоционального напряжения. В психоаналитической ситуации создаются безопасные условия для этого.

ОТРИЦАНИЕ - форма психологической защиты, заключающаяся в полном или частичном отказе от осознания психотравмирующей ситуации; бессознательное игнорирование событий во внешнем и внутреннем мире.

ПЕРЕНОС/ТРАНСФЕР - эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе. Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например, родителям

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЗАЩИТА - форма психологической защиты, проявляющаяся в бессознательном «затруднении» восприятия психотравмирующей информации.

ПОДСОЗНАНИЕ - термин, объединяющий предсознательное (факты, которые могут быть осознаны) и бессознательное.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - осознание индивидом своей половой принадлежности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - форма «психического образа» (сознательного или подсознательного).

ПРИВЯЗАННОСТЬ - комплекс положительных чувств, исключающий сексуальность.

ПРОЕКЦИЯ - форма психологическиой защиты, неосознанное наделение другого собственными чертами и свойствами.
Проекция(от лат. projectio - бросание вперед) - психологический механизм.

ПСИХОАНАЛИЗ - основан З. Фрейдом в конце XIX в вначале как метод изучения и лечения истерических неврозов; в дальнейшем вылился в теорию, в центре внимания которой движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психики определяется как 3-уровневая: сознательный, подсознательный, бессознательный. Изучение и осознание отношений между уровнями в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

ПСИХОДИНАМИКА - одна из психоаналитических теорий, описывающих человеческое поведение и мотивацию.

ПСИХОЗ - общее психическое расстройство, характеризующееся дезинтеграцией личности и неспособностью соотносить себя с другими.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивы-
ми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся стремлением к «разумному» объяснению собственных неправильных или бессознательных действий.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты.

РЕВЕРСИЯ - «обращение» инстинкта в противоположный по знаку.

РЕГРЕССИЯ - «возвращение» к более инфантильному реагированию.

РЕПРЕССИЯ - форма психологической защиты, подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

РЕФЛЕКСИЯ - анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

РИГИДНОСТЬ - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - неготовность к изменениям.

САДИЗМ - половое удовлетворение путем причинения страданий или унижения сексуальному партнеру.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного самоутверждения.

САНГВИНИК - темперамент в классификации Гиппократа.

СГУЩЕНИЕ - один из бессознательных психических процессов, определяющий возникновение сна.

СИМВОЛИЗАЦИЯ - один из бессознательных психических процессов, определяющих «искажение сновидений».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

СУБЛИМАЦИЯ - форма психологической защиты, при которой инстинктивные влечения, неприемлемые для сознания, направляются на социально- и личностно- допустимые цели.

ТРАНСФЕР/ПЕРЕНОС - эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе. Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. Бывает позитивный и негативный.

ТРЕВОГА - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, несвязанные с конкретными событиями.

ТРЕВОЖНОСТЬ - личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ - мысль (действие), снимающая эмоциональное напряжение. ФЛЕГМАТИК - темперамент в классификации Гиппократа. ФОБИИ - навязчиво возникающие состояния страха.

ФРУСТРАЦИЯ - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

ХОЛЕРИК - темперамент в классификации Гиппократа.

ЧУВСТВА - эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

ЭГО (Ид) - понятие, характеризующее «разумную» («инстинктивную») деятельность.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты (противоположная интернализации), при которой непреодолимые препятствия осознаются как «вынужденные», обусловленные внешними факторами (по К.Хорни).

ЭМПАТИЯ - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования психология спорта сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок и . Позднее спектр психологии спорта разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности. В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Психология спорта изучает пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция), «чувство мяча», «чувство воды» и пр. Психология спорта уделяет внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности. Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания. Основные следующие: а) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений; б) психология спорта как развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции); в) психология спорта как подготовка к соревнованиям; г) психология спорта как произвольная психическая регуляция; д) психология спорта как формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры. В отдельное направление психология спорта выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие: 1) проблемы формирования команд; 2) отношения межличностные в них; 3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства; 4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом; 5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с «фанатами»; 6) проблемы межкомандных взаимоотношений (-> отношение межгрупповое), и пр.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Психология спорта
Психология спорта — область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности. Основными задачами психология спорта являются следующие: 1. Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений, развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции); 2. Подготовка к соревнованиям; 3. Произвольная психическая регуляция; 4. Формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером.

Список случайных тегов:
,
Гомофобия - Гомофобия — нерефлексируемая, иррациональная неприязнь к гомосексуалистам, часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и побуждениями.
,
Ценность - ЦЕННОСТЬ - значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности. Специфичность осознания объектов, явлений действительности как ценности предполагает и наличие особых психологических механизмов их освоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и освоение объективно содержательной стороны предмета, явлений, но и на оценку их свойств с точки зрения необходимости, полезности, приятности и т. п. В результате происходит осознание личностью ценности объекта, явления окружающего мира и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение.
,
Холотропная терапия - Холотропная терапия (от греч. holos – целый и tropos – направление, поворот) — психотерапевтическая методика, разработанная С. и К. Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики. К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.