«Отечественная история»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

«Отечественная история»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Составители: к.и.н., доцент В.Д. Бацекало; к.и.н., доцент С.К. Белых; к.и.н., профессор А.Б. Бучкин; доцент Л.П. Гречкина; к.и.н., доцент С.А. Даньшина; к.и.н., доцент Л.Н. Ерохина; ст. преподаватель О.В. Ильина; ст. преподаватель Д.В. Репников; к.и.н., доцент С.А. Стерхова; ст. преподаватель М.А. Фетцер; к.и.н., доцент Л.Д. Фирулева; к.и.н., доцент И.В. Чернышева; ст. преподаватель А.К. Шадрин.

Общая редакция: д.и.н., профессор Г.В. Мерзлякова, д.и.н., доцент Л.Н. Ерохина, ст. преподаватель Д.В. Репников, к.и.н., доцент Л.Д, Фирулева.

Рецензент: д.и.н., профессор А.А. Тронин

Отечественная история: учебно-методическое пособие для семинарских занятий/Под общей редакцией Г.В. Мерзляковой, Л.Н. Ерохиной, Д.В. Репникова, Л.Д. Фирулевой, УдГУ – Ижевск, 2009. – 142 с.

УДК 94(47)(07) ББК 63.3(2)р30

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» составлено на основе государственного образовательного стандарта РФ по блоку общегуманитарных дисциплин, предназначено для студентов 1 курса всех специальностей ГОУ ВПО «УдГУ».

© ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2009

1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине

«Отечественная история»

2. Введение

3. Программа семинарских занятий с методическими указаниями

и справочно-библиографическими материалами

Тема 1. Формирование Древнерусского государства

Тема 2. Русь в период политической раздробленности

Тема 3. Русь в эпоху монгольского ига

Тема 4. Формирование и укрепление единого

Российского централизованного государства

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие

России в XVII веке

Тема 6. Россия в эпоху реформ Петра I

Тема 7. Россия в период правления Екатерины II

Тема 8. Реформационный процесс в России XIX века

Тема 9. Общественно-политические движения в России в ХIХ веке

Тема 10. Революционный процесс в России в начале ХХ века

Тема 11. Социалистический вариант модернизации России

Тема 12. Внешняя политика и международное положение

советского государства между двумя мировыми войнами.

Советский Союз в период Второй мировой войны

Тема 13. Попытки модернизации социализма во второй половине

Тема 14. Россия в конце XX – начале XXI веков

4. Тестовые задания по курсу

5. Словарь исторических терминов и понятий

6. Основные события и даты

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического

знания. Методы и источники изучения истории.

классификация

исторического

источника. Отечественная историография в

прошлом и настоящем: общее и особенное.

Методология и теория исторической науки.

История России – неотъемлемая часть

всемирной

истории. Античное наследие в эпоху Великого

переселения народов. Проблема этногенеза

восточных славян. Основные этапы становления

государственности. Древняя Русь и кочевники.

Византийско-древнерусские связи. Особенности

социального

Этнокультурные

социально-политические

процессы

становления

государственности.

Принятие

христианства.

Распространение

Эволюция

восточнославянской государственности в XI-XII

вв. Социально-политические изменения в русских

землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы

взаимовлияния.

средневековые

государства

Европы и Азии. Специфика

формирования единого российского государства.

Возвышение Москвы. Формирование сословной

системы организации общества. Реформы Петра I.

Век Екатерины. Предпосылки и особенности

складывания

российского

абсолютизма.

Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности

и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурнопромышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы

и реформаторы в России. Русская культура XIX в.

и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия

в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ века. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война

и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социальноэкономическое развитие, общественнополитическая жизнь, культура, внешняя политика

СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-х – 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 года

и его провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной, социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2. ВВЕДЕНИЕ

Курс «Отечественная история» ориентирован на обучение студента умению овладеть историческим материалом, систематизировать его, выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.

Дисциплина решает воспитательные и просветительские задачи. Знание истории своего Отечества формирует гражданские позиции, вырабатывает чувство национального достоинства, помогает раскрыть нравственные качества человека, истоки национальной культуры и т.д. Обогатившись этими знаниями, можно определить место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад своего народа в мировую цивилизацию.

Данный курс готовит студента к углублённому восприятию дисциплин общегуманитарного цикла (политологии, правоведения, социологии, экономической теории, философии, культурологии, искусствоведения и др.) и предметов профессиональной подготовки.

Основная цель курса – показать место и роль России в мировом историческом процессе, выявить особенности ее социально-политического, социально-экономического и культурного развития.

Структура методического пособия ориентирована на то, чтобы помочь студенту в самостоятельной работе над курсом «Отечественная история». В пособии выделены элементы всего учебного комплекса. Это программа семинарских занятий с методическими указаниями и справочнобиблиографическими материалами, тестовые задания, словарь исторических терминов и понятий, хронологическая таблица.

В освоении курса «Отечественная история» важное место занимают семинарские занятия , которые предполагают углубленное изучение предмета, формирование у студентов навыков самостоятельной работы с источниками и научной литературой, умения готовить цельные устные выступления и вести научную дискуссию. Одной из важных задач семинарских занятий является также дополнение соответствующего лекционного курса, как с точки зрения фактического материала, так и в плане обсуждаемых проблем. Задача студента заключается в том, чтобы, используя уже приобретенные на лекциях знания, научиться ориентироваться в литературе и источниках и правильно их анализировать и комментировать, сопоставлять факты и решать учебные задачи.

Планы семинарских занятий учитывают требования Государственного образовательного стандарта и являются частью единого учебнометодического комплекса по дисциплине «Отечественная история» для студентов всех факультетов Удмуртского государственного университета в цикле общегуманитарных дисциплин.

противоречивостью исторических процессов и соответственно дискуссионностью в их оценках.

Планы семинарских занятий включают перечень основных вопросов для обсуждения и рекомендации по подготовке к изучению каждой темы. Кроме того, по каждой теме семинарского занятия имеется библиографический список, состоящий из основной и дополнительной литературы, а также имеется общий перечень интернет-источников (в конце Раздела 3 «Программа семинарских занятий с методическими указаниями»). Преподаватель выбирает форму проведения семинара, перечень вопросов, определяет темы докладов, сообщений, рефератов.

Основными видами семинарских занятий являются коллективное обсуждение тем и обсуждение подготовленных студентами докладов. Коллективные обсуждения проводятся в обязательном порядке; темы докладов выбирают сами студенты. На семинаре планируется проведение свободных дискуссий в рамках сформулированных в программе вопросов, заслушивание и обсуждение кратких сообщений (5–7 минут).

Для лучшего усвоения исторического материала к каждой теме даются вопросы и задания, словарь терминов и понятий. Список литературы и тем рефератов предназначен для оказания помощи студентам при выборе исторической проблемы, которая станет предметом более глубокого исследования.

Тестовые задания по курсу, представленные в методическом пособии, рассчитаны на самоконтроль студентов. Работа над тестом позволит студенту выявить ключевые сюжеты изучаемых исторических тем. Задания для рубежного контроля могут включать некоторые из предложенных в методическом пособии тестовых заданий. Вместе с тем, для рубежного контроля каждым преподавателем готовятся специальные тестовые задания, которые учитывают специфику специальности, общий уровень подготовки студентов данной группы или потока, требования ФЭПО.

По опыту многих зарубежных и отечественных вузов в УдГУ вводится балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Основными целями этой системы являются – стимулирование повседневной систематической работы студентов; снижение роли случайностей при сдаче экзаменов или зачетов; повышение состязательности в учебе; создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура); обеспечение участия в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения академической мобильности обучающихся и конкурентоспособности его выпускников на международном рынке образовательных услуг.

В основу системы оценки успеваемости студентов положены принципы, в соответствии с которыми формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. При этом предполагается разделение всего курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и модулей и проведение по ним контрольной акции. Балльно-рейтинговая система включает все виды

учебной нагрузки студента (теоретический материал, реферат и т.д.). Безупречное усвоение учебной дисциплины оценивается в 100 рейтинговых баллов.

Текущий контроль осуществляется в ходе аудиторных занятий, проводимых по расписанию, по графику выполнения самостоятельной работы, на семинарских занятиях, которые проводятся в разнообразных формах (опрос, обсуждение докладов и рефератов, дискуссионные обсуждения проблемных исторических тем и т.д.). Максимальное количество баллов по данному виду контроля, которые может получить студент, составляет 10 баллов.

Рубежный контроль осуществляется по отдельным разделам (модулям) курса. В течение семестра проводятся три рубежных контроля, что позволит аттестовать (не аттестовать) студента по пройденному модулю изучаемого предмета. Модуль студенту считается зачтенным, если им выполнены в необходимом объеме и защищены все виды учебной работы, предусмотренные по данному модулю рабочей программы дисциплины. При проведении непосредственно рубежного контроля (контрольные работы, тесты, срезы знаний и т.д.) студент может набрать до 15 баллов. Сумма баллов в период текущего и рубежного контролей считается положительной, если студент набрал от 14 до 25 баллов. Соответственно, при трех рубежных контролях максимальная сумма баллов равна 75.

Итоговый контроль проводится в конце семестра в форме экзамена или зачета, максимальное количество баллов, которое может быть получено студентом на данном этапе – 25 баллов. Сдача экзамена/зачета обязательна для всех студентов.

Уровень допуска к промежуточному контролю (зачету, экзамену) должен быть не менее 41 балла.

Студент, набравший в семестре менее установленного количества баллов по дисциплине, к экзаменам не допускается и может быть представлен к отчислению за академическую неуспеваемость.

Экзамен или зачет может быть заменен интернет-тестированием (ФЭПО), где показывается процент качества выполненных заданий: 85-100%

– 5 (отлично); 66-84% – 4 (хорошо); 51-66% – 3 (удовлетворительно); 0-49% – 2 (неудовлетворительно).

Перевод баллов в оценки: «отлично» (91-100 баллов), «хорошо (81-90 баллов), «удовлетворительно» (61-80 баллов), «неудовлетворительно» (менее 61 балла).

3. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Восточнославянские племена в докиевский период.

2. Норманнская теория о происхождении древнерусской государственности. Дискуссия норманнистов и антинорманнистов.

3. Крещение Руси и ее влияние на развитие древнерусской государственности и культуры.

Темы докладов и рефератов

1. Исторические портреты первых русских князей.

2. Начало древнерусской письменности, живописи, зодчества.

По первому вопросу семинарского занятия необходимо изучить и проанализировать литературу по ранней истории славян. Прежде всего, нужно разобраться, какие современные народы называются славянскими и на какие три группы славян принято подразделять. Следует уяснить, где учеными принято локализовать прародину славян, когда и в связи с какими событиями славяне впервые появляются на исторической арене. Изучите вопрос о происхождении древнего самоназвания славян. – словене . Проследите основные направления миграций славян в VI-VIII вв. и разберитесь в причинах и последствиях этих миграций. Необходимо иметь чёткое представление о том, как расселились восточные славяне к VIII в. на Восточно-Европейской равнине, из каких племенных союзов состояла восточнославянская общность, где конкретно проживали те или иные племенные группы; из чьих племенных центров позднее выросли древнерусские города: Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск и др.

По второму вопросу следует познакомиться с соответствующей литературой и уметь рассказать, в чем, собственно говоря, состоит так называемая «норманнская теория» о происхождении древнерусской государственности, кем и когда она была выдвинута. Объясните, почему эта теория вызывает столь жаркие и эмоциональные споры норманнистов и антинорманнистов, продолжающиеся уже третье столетие, каковы основные аргументы и контраргументы дискутирующих сторон; какие политические и идеологические учения и доктрины использовали норманнскую теорию в своих целях. Сформулируйте и постарайтесь обосновать свою собственную точку зрения на эту тему.

Третий вопрос семинарского занятия требует особого внимания и особо вдумчивой работы. Познакомьтесь с историческим портретом киевского

, Учебное пособие.docx , Методическое пособие.Тесты по патанатомии для лечебного и педиат , Правовые акты пособие.doc , Настройка и испытания автоматических систем и судового электрооб .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________________________
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________________

М.И.СМИРНОВА

Введение в курс «Отечественная история»

Методическое пособие

по курсу Отечественная история

для студентов МЭИ (ТУ),

обучающихся по все направлениям подготовки

МОСКВА 2009

Утверждено учебным управлением МЭИ
Подготовлено на кафедре Истории и культурологии МЭИ (ТУ)
Рецензент: д.и.н. профессор, заведующий кафедры Философии, политологии и социологии МЭИ /ТУ/ Андреев А.Л.
Смирнова М.И . Ведение в курс «Отечественная история»: Методическое пособие для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки

– М.:Издательский дом МЭИ. 2008. .- 48 с.

В методическом пособии формулируются целевые установки и главные задачи изучения курса отечественной истории в высших учебных заведениях, даются основные понятия исторической науки, ее вспомогательные дисциплины , освещаются основные этапы развития отечественной историографии истории России и ведущие направления современной исторической мысли.

Издание предназначено для студентов МЭИ (ТУ), обучающихся по все направлениям подготовки.

© Московский энергетический институт, 2009

Отечественная история – обязательная учебная дисциплина федерального компонента Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации.

Цель курса : изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачи курса:


  • сформировать у студентов научные представления об отечественной истории;

  • познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями исторического пути России, альтернативами ее развития;

  • на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского общества и выявить возможные перспективы будущего;

  • способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.
В результате изучения учебной дисциплины «Отечественная история» студент должен

  • усвоить основные исторические факты , даты, события отечественной истории;

  • иметь научные знания о важнейших периодах истории России в контексте мировой истории;

  • уметь выражать свою позицию по дискуссионным проблемам курса и по вопросам, касающимся ценностной ориентации в историческом процессе.

Раздел I. Понятие истории. Основные отрасли исторических знаний .

История (от греч. historia) - одна из старейших наук. Как только у человека появилось прошлое, неизбежно возник интерес к его познанию. Согласно древнегреческой мифологии среди девяти муз, которые составляли свиту бога Аполлона и покровительствовали наукам и искусствам, была неотразимая Клио - муза истории. Она имела облик юной девы с одухотворенным лицом и свитком пергамента в руках. Веками ей поклонялись те, кто относил себя к людям образованным и культурным.

Понятие « история» включает несколько значений:

В широком смысле под историей понимается любой процесс развития , происходящий в природе и обществе. В этой связи очевидно, что история представляет собой основу научного познания во всех областях знаний;

Более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом;

Кроме того, история - это особая отрасль знаний, наука о прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет свою источниковую базу, теорию и методологию познания, 11. 02. 02Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники">методику исследовательской деятельности , историю самой исторической науки.

В системе высшего образования преподавание и изучение студентами истории имеет особое значение.

Владение историческими знаниями - необходимое качество образованности и культуры человека. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно», - утверждал Н.Г. Чернышевский.

Исторические знания - это не только хранилище человеческой памяти, но и действенный инструмент для понимания настоящего и предвидения будущего. Древние люди были уверены, что «История - это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»). Однако часто исторический опыт и уроки истории придаются забвению. Выдающийся русский ученый В.О.Ключевский в своих дневниках сделал такую запись: «Хотя часто сетуют, что история никого и ничему не научила, но жизнь жестоко мстит тому , кто совсем не знает истории... Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».

Главная ц ель и сторической науки - объяснить прошлым современные процессы человеческого бытия и помочь определить перспективы развития.

Важн ейшая цель и сторического о бразования - воспитание историей, формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств, свободных от национализма и шовинизма.

Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение.

Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая и систематизирующая материальные и письменные источники как памятники деятельности человека.

Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. , печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т. д. –

то есть все остатки прошлой исторической жизни.

Справочный материал.

Типы источников

В науке существует представление о двух типах исторических источников

1 тип - исторические остатки* 2 тип - историческая традиция*
*1 тип - исторические остатки - остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты, монеты, архитектурные памятники, предметы быта и т. д.).

*2 тип - историческая традиция - отражение какого - либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков. Она передает историческое событие так, как оно преломилось в сознании людей (авторов летописей или мемуаров, певцов и сказителей былин и т. п.).

История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации. Шевченко Н.И.

М .: 2012. - 128 с.

Пособие для учителей является составной частью учебно-методического комплекта по истории Древнего мира А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. В нём содержатся методические рекомендации по использованию в учебном процессе доработанного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебника «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс» А. А. Вигасина и др. Пособие включает введение, в котором представлены цели современного школьного исторического образования, требования к результатам исторического образования в 5 классе, а также тематическое планирование и рекомендации к каждому уроку.

Формат: pdf

Размер: 1,7 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тематическое планирование 8
Поурочные рекомендации 14
Жизнь первобытных людей 14
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники 14
Урок 1. Древнейшие люди 14
Урок 2. Родовые общины охотников и собирателей 18
Урок 3. Возникновение искусства и религиозных верований 20
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 23
Урок 4. Возникновение земледелия и скотоводства 23
Урок 5. Появление неравенства и знати 25
Глава 3. Счёт лет в истории 27
Урок 6. Счёт лет в истории 27
Древний Восток 29
Глава 4. Древний Египет 29
Урок 7. Государство на берегах Нила 29
Урок 8. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 32
Урок 9. Жизнь египетского вельможи 35
Урок 10. Военные походы фараонов 36
Урок 11. Религия древних египтян 38
Урок 12. Искусство Древнего Египта 39
Урок 13. Письменность и знания древних египтян 41
Глава 5. Западная Азия в древности 43
Урок 14. Древнее Двуречье 43
Урок 15. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 44
Урок 16. Финикийские мореплаватели 47
Урок 17. Библейские сказания 49
Урок 18. Древнееврейское царство 51
Урок 19. Ассирийская держава 52
Урок 20. Персидская держава «царя царей» 55
Глава 6. Индия и Китай в древности 56
Урок 21. Природа и люди Древней Индии 56
Урок 22. Индийские касты 58
Урок 23. Чему учил китайский мудрец Конфуций 60
Урок 24. Первый властелин единого Китая 62
Древняя. Греция 64
Глава 7. Древнейшая Греция 64
Урок 25. Греки и критяне 64
Урок 26. Микены и Троя 65
Урок 27. Поэма Гомера «Илиада» 66
Урок 28. Поэма Гомера «Одиссея» 67
Урок 29. Религия древних греков 68
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 69
Урок 30. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. . 69
Урок 31. Зарождение демократии в Афинах 71
Урок 32. Древняя Спарта 73
Урок 33. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 74
Урок 34. Олимпийские игры в древности 75
Урок 35. Победа греков над персами в Марафонской битве. . 77
Урок 36. Нашествие персидских войск 79
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии 80
Урок 37. В гаванях афинского порта Пирей 80
Урок 38. В городе богини Афины 81
Урок 39. В афинских школах и гимнасиях 83
Урок 40. В афинском театре 84
Урок 41. Афинская демократия при Перикле 85
Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э 88
Урок 42. Города Эллады подчиняются Македонии 88
Урок 43. Поход Александра Македонского на Восток 89
Урок 44. В Александрии Египетской 91
Древний Рим 92
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 92
Урок 45. Древнейший Рим 92
Урок 46. Завоевание Римом Италии 94
Урок 47. Устройство Римской республики 95
Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. . 96
Урок 48. Вторая война Рима с Карфагеном 96
Урок 49. Установление господства Рима во всём Средиземноморье 98
Урок 50. Рабство в Древнем Риме 100
Глава 13. Гражданские войны в Риме 102
Урок 51. Земельный закон братьев Гракхов 102
Урок 52. Восстание Спартака 103
Урок 53. Единовластие Цезаря 105
Урок 54. Установление империи 108
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры 110
Урок 55. Соседи Римской империи 110
Урок 56. В Риме при императоре Нероне 111
Урок 57. Первые христиане и их учение 112
Урок 58. Расцвет империи во II в. н. э 114
Урок 59. Вечный город и его жители 115
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 117
Урок 60. Римская империя при Константине 117
Урок 61. Взятие Рима варварами 120
Итоговый контроль 121
Список цифровых образовательных ресурсов 125
Рекомендуемая литература для учителей 125