Печорин и Вера

в) конфликт Печорина с Грушницким.


3. Зачем понадобилось Лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?

а) чтобы показать развитие героя, его эволюцию,

б) чтобы выявить в Печорине сердцевину его характера, не зависящую от времени,

в) чтобы показать, что Печорин всю жизнь мучается одними и теми же проблемами.


4. Почему роман имеет такую композицию?

а) такая система повествования соответствует общему принципу композиции романа - от загадки к разгадке,

б) такая композиция позволяет разнообразить повествование.
5. Почему последней повестью романа является «Фаталист»?

а) потому что он хронологически завершает сюжет,

б) потому что перенесение действия в кавказский аул создает кольцевую композицию,

в) потому что именно в «Фаталисте» ставятся и решаются главные для Печорина проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении.


6. Можно ли назвать Печорина фаталистом?

а) с некоторыми оговорками,

б) нельзя,

в) Печорин сам не знает, фаталист он или нет.


7. Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»?

а) он лишний для общества, в котором живет, но не лишний для своей эпохи - эпохи анализа и поисков,

б) Печорин - «лишний человек» прежде всего для самого себя,

в) Печорин во всех отношениях «лишний».


8. Положительный или отрицательный герой Печорин?

а) положительный,

б) отрицательный,

в) нельзя сказать однозначно.


9. Чего больше в характерах Онегина и Печорина - сходства или различия?

а) больше сходства,

б) есть сходство, но много и различий,

в) это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах.


10. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

а) жизнь ему надоела,

б) по малодушию,

в) он понял, что не нашел и не найдет своего высокого предназначения в жизни.


Ответы: 1 в; 2 б; 3 б, в; 4 а; 5 в; 6 в; 7 а; 8 в; 9 в; 10 а, в.

УРОКИ 66-67

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОЧИНЕНИЕ ПО РОМАНУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

1. Действительно ли Печорин - герой своего времени?

2. Печорин и Онегин.

3. Печорин и Гамлет.

4. Печорин и Грушницкий.

5. Женские образы в романе.

6. Психологизм романа.

7. Тема игры и фарса в романе.

8. Анализ одного из эпизодов романа, например: «Дуэль Печорина с Грушницким», «Сцена погони за Верой».
Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы: «Детство Н.В. Гоголя », «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Творческая зрелость» (по карточкам 41, 42, 43).

Карточка 41

Детство Н.В. Гоголя

В мальчике рано пробудилось обостренное внимание к таинственному и страшному, к «ночной стороне жизни».

В 1818 г. Гоголь вместе с братом Иваном наступил в уездное училище в Полтаве.

В 1819 г. его брат умер. Гоголь тяжело перенес эту смерть. Он ушел из училища и стал заниматься дома с учителем.

1 мая 1821 г. Гоголь был принят в открывшуюся в Нежине Гимназию высших наук. Это учебное заведение соединяло в себе, по образцу Царскосельского лицея, среднее и высшее образование. На вступительных экзаменах он получил 22 из 40 баллов. Это был средний результат . Первые годы учебы были очень трудными: Гоголь был болезненным ребенком, очень скучал без родных. Но постепенно гимназическая жизнь вошла в привычную колею: вставали в половине шестого, приводили себя в порядок, потом начиналась утренняя молитва, затем пили чай и читали Новый завет. С 9 до 12 проводились уроки. Затем - 15-минутная перемена, обед, время для занятий и с 3 до 5 опять уроки. Потом отдых, чай, повторение уроков, приготовление к следующему дню, ужин с 7. 30 до 8, потом 15 минут - время «для движения», опять повторение уроков и в 8. 45 - вечерняя молитва. В 9 часов шли спать. И так каждый день. Гоголь был в гимназии пансионером, а не вольноприходящим, как жившие в Нежине ученики, и это делало его жизнь еще более монотонной.

Зимой 1822 г. Гоголь просит родителей прислать ему тулуп - «потому что нам не дают казенного ни тулупа, ни шинели, а только в одних мундирах, несмотря на стужу». Деталь мелкая, но немаловажная - мальчик на собственном жизненном опыте узнал, что значит не иметь в суровую пору спасительной «шинели»...

Интересно отметить, что уже в гимназии за Гоголем замечают такие качества, как колкость и насмешливость в отношении товарищей. Его называли «таинственным карлой». В студенческих спектаклях Гоголь показал себя талантливым артистом, играя комические роли стариков и старух.

Гоголь учился в 6 классе, когда умер отец. За несколько месяцев, прошедших после смерти отца, Гоголь повзрослел, в нем окрепла Мысль об общественном служении.

Как мы знаем, он остановился на юстиции. Так как «неправосудие... более всего взрывало сердце». Гражданская идея слилась с выполнением обязанностей «истинного христианина». Наметилось и место, где он все это должен был исполнить - Петербург.

В 1828 г. Гоголь окончил гимназию и, полный самых радужных надежд, направился в Петербург. Он вез написанную романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» и надеялся на быструю литературную славу. Он напечатал поэму, потратив на это все свои деньги, но журналы высмеяли его незрелое произведение, а читатели не захотели его покупать. Гоголь в отчаянии скупил все экземпляры и уничтожил их. Разочаровался он и в службе, о чем пишет матери: «Что за счастье дослужить в 50 лет до какого-нибудь статского советника, пользоваться жалованием, едва стающим. Себя содержать прилично, и не иметь силы принесть на копейку добра человечеству».

Гоголь решил покинуть родину, сел на корабль, идущий в Германию, но, высадившись на немецком берегу понял, что денег на путешествие у него недостатачно, и вынужден был вскоре вернуться в Петербург. Как ни кратковременно было путешествие (около двух месяцев), оно расширило жизненный опыт, недаром в его произведениях начнут появляться заграничные реминисценции. Более критично он смотрит и на Петербург. Устроиться на службу удалось осенью 1829 г., но скоро полученное место показалось «незавидным», жалования он получал «сущую безделицу».

В это трудное время Гоголь напряженно работал как писатель. Он понял, что литература - дело его жизни, что он прозаик, а не поэт, и что ему следует отказаться от проторенных литературных дорог и искать свой путь. Путь был найден - он погрузился в изучение украинского фольклора, сказок, легенд, исторических песен, яркого народного быта. Мир этот противостоял в его сознании серому и унылому чиновному Петербургу, в котором, как он писал матери, «никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах и коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь». Поворотным моментом в судьбе Гоголя стало знакомство с Пушкиным, который поддержал начинающего писателя и сыграл решающую роль в направлении его творческих поисков. В 1831-1832 гг. Гоголь опубликовал два тома рассказов под общим названием . Повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» сделала его известным, что, по-видимому и открыло Гоголю двери новой службы - в Департаменте уделов. Службе этой он был рад, мечтал влиять на политику, управление. Вскоре он стал помощником столоначальника с жалованием в 750 рублей в год. Настроение его улучшилось. Тем не менее, он продолжал испытывать себя и на других поприщах: регулярно бывал в императорской Академии художеств , совершенствовался в живописи. К этому времени он познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым, был рекомендован в качестве домашнего учителя в несколько семей. Он уже не чувствовал себя одиноким. Его педагогическая деятельность выходила за рамки частных уроков - Гоголь был назначен младшим учителем истории в Патриотический женский институт. Он подает прошение об увольнении из Департамента уделов и навсегда прощается с чиновничьей службой, а вместе с ней и с той мечтой, которая вдохновляла его с гимназических лет. Служба теперь не была утомительной, напротив, давала возможность больше заниматься творчеством.

Карточка 42

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Первый сборник рассказов Гоголя был произведением писателя-романтика. Чиновничий мир Петербурга был Гоголю отвратителен и страшен. Романтик, убежденный в том, что «жизнь наша - вечный раздор мечты с существенностью», Гоголь погрузился в сказочный мир украинской старины , фантастики, национальных легенд и героизма народных преданий. В его рассказах - то смешных, то лирических, то страшных - действуют веселые, красивые и сильные люди, преодолевающие препятствия ради любви, свободы и родины. Они открыто вступают в борьбу со злом, которое облекается в образы нечистой силы - бесов и ведьм, иногда ужасных, но чаще и иностранных захватчиков, стремящихся отнять казацкую волю.

Повести сборника объединены рамкой (сюжетное обрамление, соединяющее новеллы сборника в единый цикл) - это, как уверяет читателей, сказки и были, рассказанные на украинском хуторе долгими вечерами несколькими бывалыми и помнящими старину сказочниками. Главное место среди них занимает рудый (т.е. по-украински «рыжий») пасечник Панько. Его именем Гоголь подписал предисловие, ему приписал и авторство всего сборника.

В сказочном мире этого сборника кузнец ловит черта за хвост и, оседлав его, летит на нем прямо в Петербург, для того чтобы достать у самой царицы туфельки для своей строптивой возлюбленной (назовите произведение, о котором идет речь); русалка помогает веселому парню Левко добиться у отца разрешения на брак , за то что он, в свою очередь, помогает ей отличить в толпе русалок ее погубительницу - ведьму (назовите произведение); смелый и пьяный казак обыгрывает чертей в карты, забравшись в самый ад (назовите произведение).

Но есть и страшные рассказы. В них повествуется, как жажда денег губит человека, заставляя его продавать душу черту скрепив союз с ним кровью невинного младенца (о какой повести идет речь)? Рассказывается о самом страшном грехе, которому нет искупленья, предательстве (назвать повесть).

4 Вечера на хуторе близ Диканьки» были сочувственно встречены публикой. Пушкин отозвался о них в печати с большой теплотой, отметив светлый характер этого сказочного рассказа о «племени поющем и пляшущем». Имя Гоголя сделалось известным. Преобладающая нота, которую услышали все при выходе «Вечеров...», - веселость. Тон задал Пушкин: «Вот настоящая веселость, Искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». Это мнение утвердилось в русском общественном сознании на десятилетия. Однако нельзя не заметить, что у всех повестей «Вечеров...» есть некая общность финалов. Как бы ни протекало действие, в какие бы разнообразные тона ни окрашивалось, от мажорного до трагического, кончается оно всегда на грустной или, правильнее сказать, тревожной ноте. Словно некий скрытый поток эмоций прорывается на поверхность.

Герои »Вечеров...» живут в близком соседстве с чертями и ведьмами... Подвижность, пограничность линии между этими мирами, их взаимопроницаемость - источник забавного, и в этом смысле те, кто интерпретировал повести в духе веселости, имели на то основания. Но та же подвижность и проницаемость миров имели другую сторону, так как рождали чувство неопределенности и неустойчивости. В мерцающем, тревожном свете выступает в повестях и описание любви. С одной стороны , никто не сравнится с героями Гоголя по силе переживаний, бескорыстию. С другой - открывается и оборотная, рискованная сторона любовного переживания: под его влиянием человек на все способен, на все может решиться. Достоин внимания тот факт, что во всех пяти повестях герой не может обойтись своими силами и прибегает к сторонней помощи - ирреальной силе - и только в одном случае она добрая (утопленница - панночка в «Майской ночи»)... В самостоятельную способность человека противостоять злу автор «Вечеров...» не верит.

«Поэт Лермонтов» - 3. Почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом? Из письма: Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке. 1838 г. М.Ю. Лермонтов 1814-1841. Масло. 1837-1838гг. Ф.О. Будкин. 1. Чем обогатили меня воспоминания современников о жизни Лермонтова? Трагизм судьбы поэта. Николай I. А.И. Клюндер. И.С.Тургенев:

«Лермонтов биография» - Папа – Ю.П.Лермонтов. Развалины близ селения Караагач в Кахетии.1837-1838. Бабушка –Е.А.Арсеньева. Место дуэли М.Ю.Лермонтова у подножия горы Машук г.Пятигорск. М.Ю.Лермонтов. Творческая работа по литературному чтению. Крестовая гора. 1837-1838. Творческая работа по литературному чтению учащихся 4 класса Б МОУ «СОШ № 13» Осипова Никиты Гризунова Дмитрия Каратыгина Андрея Учитель: Самойлова Татьяна Степановна.

«Уроки по Лермонтову» - Желтая дорожка Вопрос 2. А теперь вспомните, пожалуйста, где состоялась дуэль. Здравствуйте! Попробуйте свои силы на других дорожках. Переход на 3ступень. 3. Одно написано Пушкиным, другое принадлежит перу Лермонтова. Выберите дорожку. 1. Итоговый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова для учеников 7 класса.

«Лермонтов о Кавказе» - Среди прочих в комнате был Л. С. Пушкин, брат поэта. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Особенно сдружился Лермонтов с известным декабристом А.И.Одоевским. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик. Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником.

«Лермонтов о любви» - «Я не унижусь пред тобой…»: Екатерина Быховец. После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Любит Лермонтова.». Нищий. Вместо заключения... Любовные адресаты лирики М.Ю.Лермонтова. М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова.

«Судьба Лермонтова» - Сонет «К портрету Лермонтова». История души поэта. Воспоминания современников. Лирический герой – «лермонтовский человек». Домашнее задание: Напишите эссе «Мое впечатление о Лермонтове», используя ключевые слова и выводы, записанные на уроке. А.Герцен. Мотивы лирики Лермонтова. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах.

Всего в теме 18 презентаций

Сергей ШТИЛЬМАН

Эпизод - часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Словарь иностранных слов

Среди тем экзаменационных сочинений, которые наши дети традиционно пишут в первый день лета, есть своеобразные “старожилы”. Это рецензия на рассказ или повесть, разбор лирического стихотворения, сочинение на свободную тему по жизненным впечатлениям или на материале художественного произведения. Это и давно ставшая привычной тема, связанная
с определением роли эпизода в одном из литературных произведений русских писателей-классиков.

Разумеется, по поводу того, какова роль того или иного фрагмента (эпизода) в прозаическом, поэтическом или драматическом произведении, написано немало. Поэтому в своей работе я коснусь наиболее ярких публикаций последних лет.

Как практически все остальные слова, начинающиеся на “Э”, слово эпизод - иноязычного происхождения. В переводе с греческого episodios - это “привходящий, посторонний”. Слово “привходящий” мне кажется интересным и с точки зрения его лексического значения, и с точки зрения того, с помощью каких приставок оно образовано, и в плане того, какое место привходящий занимает в структуре того или иного литературного произведения, как связан с произведением в целом.

Приставки при- и в-, “встретившись” вместе, как и в слове “привносить”, придают слову “привходящий” очень любопытную смысловую окраску. По сути - это своеобразная расшифровка того, что такое эпизод в структуре текста литературного (и не только!) произведения. Действительно, будучи частью текста, о чём свидетельствует префикс в-, эпизод привносит с собой нечто своё, особое, имеющее, с одной стороны, относительную законченность, а с другой - развивающее тему произведения в целом.

Вообще же об эпизоде и его роли в художественном произведении только в последние годы написано немало глубоких, интересных статей. Так, в «Литературе» № 11 за 1999 год была опубликована статья известного московского словесника Эдуарда Безносова «Роль эпизода». Вот несколько выдержек из неё, прямо относящихся к теме нынешнего разговора. “Эпизод - основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического или драматического произведения, - начинает свою статью Э.Л. Безносов. - Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями, из которых наиболее распространёнными являются причинно-следственные, причинно-временные или просто временные (выделено мной. - С.Ш.). Сюжет произведения - это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нём выполняющими определённую художественную функцию”.

Не менее важно и следующее высказывание Э.Л. Безносова: “Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия, времени, события или его участниками. Событие, заключённое в конкретном эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определённый мотив: встречу героев, их спор, ссору и тому подобное. Содержательная функция эпизодов, таким образом, может быть самой различной: характерологической, то есть раскрывающей какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологической, дающей представление о его душевном состоянии; может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев; может быть просто оценочной, когда авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям...”

Поскольку тема сочинения, связанного с раскрытием роли эпизода в художественном произведении, была на выпускных экзаменах в школе и в 1998 году, то в № 12 «Литературы» за 1998 год мы находим и ещё одну замечательную статью - Сергея Волкова, в которой автор на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» излагает своё видение подготовки ребят к этой теме и разбирает ряд наиболее важных, поворотных эпизодов пушкинского романа.

Кроме всего прочего, С.Волков совершенно справедливо замечает, что “целесообразно при подготовке к сочинению обговорить с учащимися варианты формулировки темы. Нужно учесть, что список крупных произведений невелик (речь идёт о XIX веке), тогда как количество возможных эпизодов практически неограниченно. В принципе, любой фрагмент текста может быть предложен для анализа. Однако, несмотря на это, стоит очертить круг эпизодов, наиболее значимых с точки зрения целого, поскольку степень вероятности их появления на экзамене выше. Сон Татьяны («Евгений Онегин»), повесть о капитане Копейкине («Мёртвые души»), дуэль Печорина с Грушницким («Герой нашего времени»), финал «Отцов и детей», сон Раскольникова («Преступление и наказание»), сцена встречи с дубом («Война и мир») - это лишь некоторые из возможных вариантов”.

Предложу и я вашему вниманию своё видение разбора эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - эпизода, который, по-моему, играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей, в их оценке, знаменует собой некий поворот в отношениях героев и очень точно с психологической точки зрения характеризует их.

Итак, во второй части лермонтовского романа, а именно - в повести «Княжна Мери», почти в самом её конце, после трагической развязки дуэли с Грушницким Печорин получает от своей возлюбленной Веры письмо, в котором та сообщает Григорию Александровичу, что между ними всё кончено, что они никогда уже больше не увидятся.

После завершения чтения этого довольно большого по объёму послания Печорин, как известно, бешено скачет в Пятигорск и насмерть загоняет своего коня Черкеса. Дневниковая запись красноречиво свидетельствует о том, какая буря чувств поднимается в душе Печорина: “Мысль не застать уже её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья. Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей...”

Настоящее отчаяние охватывает главного героя лермонтовского романа, когда Черкес не выдерживает этой безумной погони: “...изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребёнок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал, горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся”.

Не правда ли, в этом фрагменте «Княжны Мери», который завершается фразой “я возвратился в Кисловодск в пять часов утра”, перед нами очень непривычный Печорин - Печорин, глубоко страдающий, способный на безумство, на отчаянный поступок.

Да, конечно (из песни слова не выкинешь), следующий после процитированного абзац расставляет всё по своим местам: “Когда ночная роса и горный ветер освежили мою голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне ещё надобно? - её видеть? - зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться”.

Однако всё же необходимо разобраться в том, почему Печорин так неистовствовал, пытаясь настичь Веру и её мужа по дороге в Пятигорск. Вряд ли и в самый момент погони он не понимал, что Вера, замужняя женщина, связана условиями света и узами супружества и не сможет резко изменить свою жизнь. Да и сам он этого вряд ли захочет - стать её спутником жизни (не говоря уж о том, что перспективы развода Веры с мужем по тем временам были более чем сомнительны). К тому же Печорин откровенно сообщает в своей дневниковой записи от 14 июня: “...надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова”.

И чуть ниже Григорий Александрович вспоминает о том, что, “когда я был ещё ребёнком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе...”

Так из-за чего же Печорин так хлопочет, почему он так страстно стремится настичь беглянку? Конечно, дело не только (и не столько) в любви к Вере, хотя эта женщина (отчасти, быть может, в силу того, что она - замужняя) пользуется особой симпатией этого странного господина.

Вспомним о том, что ни в одном из эпизодов всех пяти глав романа «Герой нашего времени» никто из героев не посмел, да и не смог поставить Печорина в зависимое положение, навязать ему свою волю. Даже воинский начальник прапорщика Печорина Максим Максимыч, попытавшийся сгоряча арестовать своего подчинённого за авантюру с Бэлой и отобравший у того шпагу, в конце концов идёт на попятный и подчиняется воле своего прапорщика: “Я и в этом согласился. Что прикажете делать? есть люди, с которыми непременно должно соглашаться” (выделено мной. - С.Ш.). Чего стоит одна только эта выдержка из дневника Печорина: “...первое моё удовольствие - подчинять моей воле всё, что меня окружает...”

Печорин фактически манипулирует не только капитаном Максимом Максимычем, но и Азаматом, Грушницким, Верой, даже княжной Мери и её матерью. Он подобен опытному шахматисту, который видит развитие партии на несколько шагов вперёд. Он привычно и хладнокровно передвигает по шахматной доске тяжёлые и лёгкие фигуры. Недаром же в записи от 13 мая (глава «Княжна Мери») Печорин демонстрирует эту свою способность организовывать игру (интригу), в которой все роли им, режиссёром спектакля под названием «Человеческая комедия», давно распределены:

“- Завязка есть! - закричал я (Печорин. - С.Ш.) в восхищении: - об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.

Я предчувствую, - сказал доктор, - что бедный Грушницкий будет вашей жертвой...”

А ведь “бедный Грушницкий” всего лишь уронил стакан, который Мери подняла. Это не более чем экспозиция их “романа”! Да и триумфальное появление в доме у Лиговских после мастерски разыгранной интриги Печорин предсказывает задолго до этого самого “появления”: “...разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...”

Остаётся только вовремя очутиться около княжны в тот момент, когда ровно через неделю, 22 мая, на балу, желая скомпрометировать и оскандалить молоденькую княжну, около неё оказывается “господин во фраке с длинными усами и красной рожей”, направляющий “неверные шаги свои прямо к княжне”. Большей услуги “режиссёру” этого спектакля пьяный господин и его не менее нетрезвые товарищи и оказать не могли!

Примеров такого рода в романе предостаточно... Но вернёмся к сцене погони за Верой. Если бы сам Печорин “санкционировал” их расставание, если бы любовница главного героя романа исполнила его волю, никакой “скачки” бы, конечно, не было. Но как она посмела поступить по собственному разумению, сказать последнее слово! Право на это последнее слово всегда принадлежало ему, Печорину, и только ему!

Не менее красноречиво раскрывают характер главного героя романа «Герой нашего времени» связанные с предыдущими и последующими его эпизодами последние два абзаца разбираемого фрагмента:

“Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Всё к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принуждён на обратном пути пройти пятнадцать вёрст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих”.

Мы неспроста называем Григория Александровича Печорина рефлексирующим героем. В той же «Княжне Мери», в записи от 3 июня, Печорин приводит свой монолог, которым он, немного рисуясь, разразился перед наивной красавицей: “Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины...”

В том, что Печорин в этой своей исповеди перед княжной Мери не только кокетничает, мы убеждаемся в его откровенном признании самому себе в том же дневнике: “Я давно уж живу не сердцем, а головою... Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...”

Таким образом, и об этом пишет автор пособия по русской литературе XIX века «Текст» Н.М. Азарова, “именно во взаимоотношениях с Верой наиболее сильно ощущается трагизм положения Печорина, его отношение к любви: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя <...> раскрывается внутренний конфликт характера”.

Наутро Печорин, “получив приказание от высшего начальства отправиться в крепость N”, приходит проститься с княгиней (и княжной) Лиговской и говорит Мери убийственные для неё слова: “Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся!.. Вы должны презирать меня”. И в то же время в течение тех нескольких минут, пока продолжается эта невыносимая для обоих героев сцена, Печорин чувствует, что “ещё минута, и я бы упал к ногам её”.

Противоречивость натуры героя, его внутренний конфликт явлен Лермонтовым и в сцене погони, и в этом, последнем эпизоде, венчающем эту психологическую повесть - самую большую по объёму главу лермонтовского романа, исключительную во всех отношениях.

Следуя классификации, данной Э.Л. Безносовым, можем констатировать, что сцена погони за Верой играет и характерологическую роль, глубоко и полно раскрывает характер Григория Александровича Печорина, его образ мыслей; и - психологическую, поскольку, несомненно, даёт представление о душевном состоянии главного героя романа.

Эпизод этот наряду со многими другими фрагментами романа (разрыв с княжной Мери, прекращение отношений с Вернером) знаменует также поворот в отношениях Печорина с его возлюбленной.

Очевидны также причинно-следственные и причинно-временные связи сцены погони за Верой с другими фрагментами «Героя нашего времени».

Хорошо известно утверждение, что по одной капле воды с большей или меньшей точностью можно судить обо всём океане в целом. Разумеется, это относится и к тому, как эпизод (фрагмент) художественного произведения отражён во всём тексте повести, романа или драмы, свидетельствует о том, что собой представляет всё произведение в целом.

Этот фрагмент лермонтовского романа множеством незримых нитей связан с другими сценами. Вообще, применительно к этому, да и ко многим другим эпизодам романа «Герой нашего времени», можно сказать, что связь эта универсальная, исчерпывающая, всеобщая.

Этим, кстати, объясняется и то, что автор романа сумел всего на полутораста страницах текста сказать так невообразимо много о времени и его героях - о своём поколении и о себе.

Поэтому, как мне кажется, есть прямой резон, готовя ребят к выпускному сочинению за курс средней школы, выбирать именно такие эпизоды из произведений отечественных писателей-классиков XIX века, которые, так же как и отрывок из лермонтовского романа, имели бы максимальное число функций и связей с другими фрагментами произведения.

«Мы расстаемся навеки…»- это строчки из того последнего письма Веры. Незначительное, вроде, событие. Это для нас, со стороны читающих. Но я вчитываюсь в страницы и открываю для себя новое лицо Печорина, не пресытившегося всеми удовольствиями жизни, не то лицо уставшего, равнодушно взирающего на все окружающее лишь с любопытством, но без сожаления. Я чувствую взволнованную душу Печорина, его чуть дрожащие руки. Да, они дрогнули, потому что Печорин долго не решался открыть письмо. Чувствуется, что с ощущением тревожного, тяжелого предчувствия открывал он его. И вот она, та фраза, которой, наверное, боялся Печорин больше всего: «Мы расстаемся навеки…»

А далее пойдут страницы, описывающие погоню Печорина за Верой. Страницы, которые невольно заставили меня вспомнить дневниковую запись 14-го июня, в которой он признается, что «не способен к благородным порывам», что « двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … Но свободы моей не продам…

Но как много рассказал мне всего лишь маленький эпизод из жизни героя! Как изменил он мое окончательное мнение о нем. Как по-человечески переживаю вместе с ним. «Нет, господин Печорин, — хочется сказать ему, — душа ваша не угасла совсем, ей присущи благородные душевные порывы, ибо не вскочили бы « как безумный» на крыльцо, не прыгнули бы на своего Черкеса, не пустились бы во весь дух по дороге.

Одна лермонтовская фраза – а за ней целый кадр погони. Да какой! Как в последний раз (а, может, и в последний) вспыхнуло так ярко это чувство – он беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал его по каменистой почве. Казалось, что в эту минуту главным вопросом жизни Печорина стала Вера. Догнать несостоявшееся, погибшее счастье с ней. Он не думает, зачем это надобно ему. Ну, хотя бы ради одного горького, прощального поцелуя. Маленький эпизод, а в нем – отрезок жизни. Да какой!

Даже природа, кажется, почему-то противится этой встрече. «В черной туче» спрячется солнце, в ущелье станет темно и сыро. А между тем, душевное состояние Печорина жило одним всепоглощающим желанием; мысль молотком (какое сравнение!) ударяла в сердце: «видеть ее, проститься, пожать руку…» Так мог Лермонтов – писатель о многом сказать так коротко. Выразительные средства языка настолько убедительны, что ощущаешь рассказанное автором не как прочитанное, а как видимое. Напряженность душевного состояния я читаю в глаголах действия: «молился», «проклинал», «плакал», «смеялся», «пустился…»

И самый кульминационный момент. Конь пал, потерян последний шанс увидеть Веру. Но не потеряна надежда поднять коня, попробовать догнать пешком. Но «ноги мои подкосились». Подкашиваются ноги от напряженности, усталости и безнадежности. И вот Печорин один в степи. И уже не воин. А дальше последуют строчки, которые заставят нас плакать вместе с героем. Вот они: «И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь, удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся». Нет, не отвернулся бы, потому что Печорин впервые плакал, плакал горько, навзрыд. А ведь плакать может не каждый.

Всего несколько предложений о душевном состоянии, но в них можно увидеть и не высказанную автором мысль о том, что душа Печорина – не засохшая почва, ей свойственны и «души прекрасные порывы». Могла бы быть таковой. Но жизнь героя, которая протекала в борьбе с самим собой и светом, искалечила ее, лучшие порывы захоронил Печорин где-то в самой глубине её.

А потом короткой фразой Лермонтов напишет о том, что «ночная роса и горный ветер» освежит голову героя и приведет ее « в обычный порядок ». И мы понимаем, в какой «обычный порядок!»

Когда не сердцем, а трезвым рассудком с легкой иронией: «Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию». Приплетет еще сюда расстроенные нервы, ночь без сна, «пустой желудок ».

Но это уже слова другого Печорина, Печорина – страдающего эгоиста. Печорина с его порочным нравственным принципом: «Я смотрю на страдания и радости людей, как- на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Будучи частью текста, эпизод привносит с собой нечто свое, особое, имеющее, с одной стороны, относительную законченность, а с другой - развивающее тему произведения в целом. Поэтому главное в сочинении такого типа - показать, какую роль играет данный эпизод для идейного и художественного осмысления всего произведения.

Функции эпизода в контексте произведения

Характерологическая. (Эпизод раскрывает какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение).

Психологическая. (Эпизод дает представление о душевном состоянии героя).

Поворот в отношениях героев.

Причинно-следственная, причинно-временная или просто временная. (Эпизод, являясь одним звеном в цепи художественного произведения, непременно связан с другими эпизодами, которые в совокупности своей приводят к цельному восприятию произведения).

Практикум

Тема: «Роль эпизода «Погоня Печорина за княжной Верой» в контексте романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Сцена погони за Верой играет и характерологическую роль, глубоко и полно раскрывая характер Григория Александровича Печорина, его образ мыслей; и - психологическую, поскольку, несомненно, дает представление о душевном состоянии главного героя романа.

Эпизод этот, наряду со многими другими фрагментами романа (разрыв с княжной Мери, прекращение отношений с Вернером), знаменует также поворот в отношениях Печорина с его возлюбленной.

Очевидны также причинно-следственные и причинно-временные связи сцены погони за Верой с другими фрагментами «Г ероя нашего времени».

ЗАДАНИЕ: Определите роль эпизода в контексте произведения.

Финал романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Сон Татьяны в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

ЗАДАНИЕ: Прочитайте заключение к сочинению на тему: «Страшный сон Родиона Раскольникова. (Анализ эпизода)». В тексте сконцентрированы те положения, которые были доказаны в основной части сочинения. Попробуйте восстановить их, приводя примеры из текста.

«Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, являясь своеобразной пробой пробы, обладая многозначностью и символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то же время - предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории. Чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению».

План анализа эпизода

Для раскрытия темы важно предлагаемый эпизод вписать в контекст всего произведения в целом.

1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

2. Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описания можно считать ключевыми? Каков пафос авторского повествования?)

5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается?

7. Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?

Практикум

Одна из особенностей композиции романа Л.Н.Толстого «Война и мир» - соединение отдельных эпизодов в единое, монолитное произведение. Назовем некоторые эпизоды 1-2 тома, значимые для понимания образов, общей идеи произведения: охота, танец Наташи у дядюшки, святки, первая встреча Наташи и Марьи Болконской, увлечение Наташи Анатолем Курагиным, попытка бегства.

Попробуем теперь ответить на такие вопросы:

Для чего Толстому нужно было показать Наташу в столь, казалось бы, непривычной ей обстановке - в деревенском поместье дядюшки? Что нового открыли мы в ней?

«Наташа не только помогает людям в трудные минуты, вдохновляет их, зажигает своей жизненной силой, делая их лучше, добрее (Николая Ростова после проигрыша, Андрея Болконского...), просто приносит радость и счастье. Какое восхищение у всех вызывает ее зажигательная пляска в доме дядюшки или ее удивительное восприятие лунной ночи в Отрадном!»

Вывод: Каждый эпизод в романе направлен на раскрытие духовного мира героев, а их противоречие сходится в живое единство, необходимую связь - внутреннее противоречие человеческой жизни.

ЗАДАНИЕ: Попробуйте раскрыть тему: «Какова роль эпизодов в контексте романа «Война и мир»: увлечение Наташи Анатолем, попытка бегства. Что нового открыли мы в героине?»