Дед Иван Студентка Оля Виктор Иванович и собранный его руками мотоцикл

  • Хотели бы вы жить в данном городе?
  • Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено?
Гражданские правоотношения Гражданское право
  • это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения .
Гражданские правоотношения Практикум:
  • Имущественные
  • Личные неимущественные
Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):
  • 1. заключение брачного договора, 2. заключение договора о поставке продукции, 3. конфискация имущества,
  • 4. установление авторства, 5. нарушение дисциплины труда, 6. совершение покупки в магазине, 7. публикация стихов в газете, 8. признание права собственности на объект недвижимости, 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника,
  • 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.
  • Имущественные
  • Личные неимущественные
  • 2, 6, 8
  • 4, 7, 9
В каких источниках содержатся нормы гражданского права?
  • Международные документы;
  • Конституция РФ;
  • Федеральные законы и подзаконные акты;
  • Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Что такое гражданские правоотношения?
  • Гражданские правоотношения – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права .
Элементы гражданских правоотношений Практикум: Укажите элементы гражданских правоотношений на конкретных примерах.
  • 1. Гражданка Панина закала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенного договора, должны были быть установлены в течение трех дней.
  • 2. 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине «Мьюзикшоп» диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.
  • 3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.
Сделка
  • это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
  • Какие три действия включает в себя сделка?
Практикум: На примере конкретной ситуации заполните таблицу:
  • Практикум: На примере конкретной ситуации заполните таблицу:
  • По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.
Виды сделок
  • Завещание
  • Договор аренды, договор мены
Задание: Заполните схему
  • ВИДЫ ДОГОВОРОВ
Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.
  • а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;
  • б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;
  • в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;
  • г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.
  • д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.
Итог урока. Рефлексия
  • Спасибо
  • за урок!!!

Урок в 9 классе по теме «Гражданские правоотношения».

Общая информация

Тема урока

Гражданские правоотношения

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

Сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений; развить умение проводить правовой анализ социальной информации; создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам; научить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений; формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков; формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

Необходимое оборудование

Доска, мультимедиапроектор, презентация Карточки с заданиями

Планируемые результаты урока

Личностные

Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, уважение к праву как основе правового и демократического государства, способствовать воспитанию уважения к праву и правовым нормам, стимулировать интерес к активной правовой позиции оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Предметные

Формирование понятий о сущности и особенностях гражданских правоотношений.

Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Умение организовать свою деятельность во время самостоятельной работы, коррекция, саморегуляция, прогнозирование.

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, структурирование знаний, сформировать знания о гражданских договорах, их видах и формах заключения, характеристика субъектов гражданских правоотношений и источниках гражданского права, развивать полученные знания на практике, осознанное построение речевого высказывания.

Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы,
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Обществознание. Учебник. 9 кл/ А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. М.: Русское слово, 2013.

Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс; под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.

Обществознание в схемах и таблицах. Учебное пособие. Махоткин А.В., Махоткина Н.В.,М.: Эксмо, 2013.

Дополнительная

Конвенция по правам ребенка//Консультант плюс

Гражданский кодекс.

Ход урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I организационный этап

1-2 мин

Установление тишины, приветствие, проверка подготовленности, отмечание отсутствующих в журнале

Установление тишины, приветствие учителя вставанием

II проверка выполнения домашнего задания

8-10 мин

Домашнего задание было §12.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием и статьи Конвенции о правах ребенка.

Задания:

Разрешите ситуацию.

Разрешите ситуацию.

Обсуждение результатов работы в группах.

Работа в группах.

Нет, у каждого человека есть право на личную жизнь. Ст. 16 п.1.

Очень много прав нарушено, например, она также не имела права на личную жизнь Ст. 16 п. 1, ее труд не ценился ее использовали в качестве прислуги Ст. 32 п. 1, мнение Золушки никто не слушал Ст. 13 п.1.

Во-первых, Макар выражал свое мнение, на которое он имеет полное право Ст. 13 п.1. Во-вторых, он своим криком нарушал дисциплину в классе Ст. 28 п. 2, тем самым нарушая права других детей на получение образования Ст. 28 п. 1. В- третьих, Макар забыл, что высказывая свое мнение, он не должен оскорблять учителя Ст. 13 п.2.

Федор прав в том, что разрешены мирные собрания Ст. 15 п.1, однако он забыл, что после 23.00 шуметь нельзя, поскольку нарушаются права других людей Ст. 15 п. 2.

III переход к изучению новой темы

3-5 мин

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка Вера. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.

А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.

Вопросы к учащимся:

1. Хотели бы вы жить в данном городе?

2. Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и

защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Верно, тема урока (под запись): Гражданские правоотношения.

План урока:

    Сущность гражданского права

    Особенности гражданских правоотношений

    Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних

Нет!

Необходимо навести порядок!

Жители данного города должны соблюдать законы!

Права граждан?

Гражданское право.

Записывают тему урока в тетрадь

IV изучение нового материала

17-19 мин

Изложение программного материала. Рассказ с элементами беседы. Давайте вспомним, что вообще понимается под правовыми отношениями?

Какими отраслями права они регулируются?

Вот сегодня мы с вами как раз и познакомимся с самым главным регулятором рыночных, т.е. товарно-денежных отношений - с гражданским правом. Не случайно его часто называют фундаментом делового мира.

Гражданское право, как вам известно, является одной из отраслей права. Оно охватывает самый широкий круг отношений, в которые вступает гражданин. Многие даже не подозревают, что, покупая продукты в магазине, сдавая пальто в гардероб или беседуя с другом по телефону, совершают действия, которые регламентируются нормами гражданского права.

В чем же Сущность гражданского права?

Гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Из определения видно, что гражданское право регулирует два вида общественных отношений: имущественные и личные неимущественные. Запишите себе схему:

Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ.

К ним относятся …

словом, всё то, что имеет денежную оценку. Например, летом на отдыхе вы берёте напрокат лодку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки является возмездной, т. е. возмещённой в денежном эквиваленте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ. Приведите примеры.

Верно. Вы как автор произведения имеете право на его обнародование под своим именем, а издательство – соответствующие этому праву обязанности (неимущественные правоотношения). Кроме того, вы вправе получить за свой труд денежное вознаграждение, а издательство обязано выплатить вам гонорар (имущественное правоотношение). Другой пример. Журналист местной газеты опубликовал статью, в которой содержатся ложные сведения, порочащие доброе имя вашей семьи. В связи с нарушенным правом на честь и достоинство личности ваши родители могут по суду требовать от редакции опровержения ложных сведений (неимущественное правоотношение), а также денежной компенсации (имущественное правоотношение) за причинение морального вреда – стыда и унижения, которые они испытали.

Основными источниками гражданского права являются:

    Гражданский кодекс РФ

    Федеральные законы

    Указы президента, министерств и т. п.

Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федеральных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Усваивают материал, участвуют в беседе.

Это отношения, которые возникают между людьми.

Это социальные отношения, регулируемые нормами права, участники которого имеют юр. права и обязанности.

Семейным правом, трудовым, административным и т. д.

Регулирует отношения между людьми.

Переносят схему в тетрадь, приводят примеры.

- Вещи, работы, бытовые услуги

Изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоинство личности, права на неприкосновенность частной жизни и пр.

Ребята, вы видите у себя на партах конверты, вам нужно правильно разложить карточки, в результате у вас получится схема «По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?» и пояснить ее своими примерами.

Учитель следит за ходом работы групп и за правильностью выполнения задания.

Работа в группах. Ученики из карточек собирают схему:

В чем же заключаются Особенности гражданских правоотношений?

Под гражданским правоотношением понимается урегулированное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участниками, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

    Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отношениями личными неимущественными.

А кто может участвовать в гражданских правоотношениях?

А еще кто?

Правильно, и запомните, что РФ, субъекты РФ, муниципальные образования приравниваются к юридическим лицам.

Участники гражданских правоотношений равны, автономны и самостоятельны – каждая сторона независима и принимает решение свободно, по доброй воле.

2. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организации).

3. Гражданские правоотношения характеризуются и особыми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объектами могут стать работы, услуги, информация. Видами объектов являются и результаты интеллектуальной деятельности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.

4. Содержанием гражданских правоотношений являются закреплённые в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юридическую связь участников.

Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви.

Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возместить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.

5. Гражданские права предполагают наличие правоспособности и дееспособности.

Посмотрите, у вас на партах есть карточки, давайте найдем соответствие между ними.

Итак, дети до 6 лет

А какие сделки?

От 6-до 14 лет

Приведите примеры

От 14 до 18 лет

От 16 лет по статье 27 ГК РФ

И у нас осталась одна карточка: свыше 18 лет

Скажите, возраст полной дееспособности можно увеличить или уменьшить?

С какого возраста можно стать президентом?

А судьей?

Можно заключать брак в 16 лет?

Правильно.

А сейчас, посмотрите пожалуйста на доску.

Что вы видите?

Вам в своих группах нужно привести примеры, иллюстрирующие каждую позицию схемы, рассказать о видах договоров и условиях возникновения обязательств при их заключении. Вы можете пользоваться учебником.

Виды договоров:

Обсуждение результатов работы групп.

Договоры могут заключаться устно и в письменной (простой и заверенной нотариусом) форме. Так, наиболее распространена устная форма заключения договора купли-продажи с выдачей покупателю кассового или товарного чека.

В устной форме договор дарения, который, в отличие от других видов договоров, является безвозмездным.

А вот договоры обмена жилья и других сделок с недвижимостью требуют не только простого письменного подтверждения, но и нотариального удостоверения и, кроме того, государственной регистрации. Нотариальное удостоверение говорит о том, что сделка является честной и законной, а государственная регистрация – о её официальном, публично-правовом признании и сопровождается выдачей сторонам свидетельства о праве собственности.

Неисполнение условий договора влечёт за собой гражданско-правовую ответственность: штраф, пени и пр.

Заключаются договора.

Регулируют личные неимущественные отношения.

Мы!

Физические лица.

Юридические лица

Работа в группах.

Полностью недееспособны (все сделки за них совершают родители).

Полностью за ними ухаживают, покупают игрушки, одежду, еду.

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершают мелкие бытовые сделки, а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды; получают от родителей средства (карманные деньги) для определенных целей или для свободного распоряжения.

Покупают хлеб, тетради и пр.

Принимают подарки от бабушек

Например, через год я могу вступить в кооператив.

Ура! Через год я смогу открыть свое дело!

Полностью дееспособны.

Можно идти на выборы

В армию заберут

Пойду учиться на права и куплю себе машину!

Да.

Нет.

С 50, 45.

Старше 35 лет.

С 25.

Нет, только с 18.

Можно! При определенных обстоятельствах.

Схему «Виды договоров»

Например, договор купли-продажи квартиры или машины

По договору мы можем взять на прокат машину, лодку, мотоцикл и т.д.

Когда мы оплачиваем проезд в транспорте, нам дают билет, он является договором перевозки

Моя бабушка заключила договор дарения, по которому я получаю ее квартиру в собственность.

Договор на оказание услуг заключается в медицинских центрах.

На выполнение каких-либо работ мы заключаем договор подряда, например, ремонт крыши, уборка мусора и т. д.

По договору найма снимают квартиру, комнату, дом.

В камерах хранения на вокзалах мы заключаем договор хранения, также в ломбарде, в гардеробе.

Договор мены – это тот же бартер, т. е. участники договора на взаимовыгодных условиях обмениваются какими-либо вещами.

V Домашнее задание.

2 мин

§ 12,выучить записи в тетради, с. 101 вопросы 1-4 (у)

Записывают д/з.

VI Подведение итогов урока, выставление оценок, рефлексия.

4 мин

Ребята, я каждому раздала лист самооценки и рефлексии для учащихся, отметьте нужный ответ.

Самостоятельно подводят итоги урока, выставляют оценки.

Выполняют задание.

VII Закрепление.

2-3 мин

На с. 102 выполнить Практикум письменно.

Выполняют задание.

Приложение.

Задание на карточках.

    Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право?

    Какие права Золушки нарушала ее мачеха?

    Макар учится в 10 классе, он интересуется информатикой, изучение же гуманитарных предметов считает не нужным. Однажды, получив двойку по истории, он выкрикнул учительнице:

Вы – плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! – возмутилась учительница.

У меня есть право свободно выражать свое мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Разрешите ситуацию.

    К Федору часто приходят одноклассники. Ребята не делают ничего противоправного: просто общаются, смеются, иногда вместе смотрят диски с фильмами. Бабушка Федора часто делает им замечания, требуя, чтобы после 23:00 они обязательно расходились. Федор говорит бабушке: «Дремучая ты! Конвенцию о правах ребенка не знаешь! И вообще… мы, дети, имеем право на свободу мирных собраний!»

Разрешите ситуацию.

По поводу каких объектов возникают гражданские правоотношения?

Материальные объекты Нематериальные объекты

Предприятия

Информация

Работы и услуги

Гражданская дееспособность несовершеннолетних

Полностью недееспособны (все сделки за них совершают родители).

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно (без согласия родителей) совершают мелкие бытовые сделки (покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (принять подарок); получают от родителей средства (карманные деньги) для определенных целей или для свободного распоряжения.

Частичная гражданская дееспособность: самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами; право вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами; осуществление авторских прав; право вступать в кооператив (с 16 лет). Имущественная ответственность по заключенным сделкам и за причинение вреда.

Полностью дееспособны, если они работают по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей либо попечителя занимаются предпринимательской деятельностью.

Полностью дееспособны.

"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 13

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц; или

b) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения.

Статья 14

1. Государства - участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства - участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

Статья 15

1. Государства - участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 16

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 28

1. Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства - участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 31

1. Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства - участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 32

1. Государства - участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства - участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства - участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

b) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

c) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.

На этом занятии вы рассмотрите тему «Гражданские правоотношения». Рассмотрите систему гражданского права - одну из самых больших и сложных отраслей в системе права, регулирующей широкий круг вопросов. Также изучите, как в нашем государстве устанавливаются гражданские отношения, чем они регулируются.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 КЛАСС

Тема: Гражданские правоотношения.

Рассмотрение данной подтемы начнем с определения: гражданское право – это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и авто­номии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения возникают, как вы знаете, по поводу имущества – материальных благ. К ним относятся вещи, работы, быто­вые услуги – словом, все то, что имеет денежную оцен­ку. Например, летом на отдыхе вы берете напрокат лод­ку. Оплачивая эту услугу, вы распоряжаетесь своим имуществом – деньгами. Услуга собственника лодки (она обязательно кому-то принадлежит) является, как говорят юристы, возмездной, т. е. возмещенной в денежном экви­валенте. Напомним, что предпосылкой возникновения имущественных отношений является право собственности (владение, пользование и распоряжение имуществом).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ: изобретений, произведений науки, литературы, искусства, права на честь и достоин­ство личности, права на неприкосновенность частной жиз­ни и проч. Эти отношения могут быть как связаны, так и не связаны с имущественными отношениями.

Равенство сторон означает отсутствие между ни­ми властного подчинения, зависимости. Так, налоговые и таможенные отношения не подпадают под действие граж­данского права, потому что основаны на властном подчи­нении гражданина государству. Автономия воли сторон выражается в том, что каждая сторона, будучи независи­мой, принимает решение свободно, по доброй воле.

Отметим, что нормы гражданского права содержатся в международных документах, Конституции РФ, федераль­ных законах, подзаконных актах и других источниках. Основным актом гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ.

Особенности гражданских правоотношений. Под гражданским правоотношением понимается урегулиро­ванное нормами гражданского права имущественное или личное неимущественное общественное отношение. Оно представляет собой юридическую связь между участника­ми, которая выражается в наличии у них юридических прав и обязанностей.

Одна из особенностей гражданских правоотношений – превалирование имущественных отношений над отноше­ниями личными неимущественными, что будет показано ниже.

Участниками (субъектами) граж­данских правоотношений являются физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия, организа­ции). К юридическим лицам приравниваются также Рос­сийская Федерация, субъекты РФ и муниципальные обра­зования – города, села, округа, районы и проч., если они вступают в гражданско-правовые отношения.

Гражданские правоотношения характеризуются и осо­быми объектами, т. е. тем, по поводу чего субъекты всту­пают в правоотношения. К объектам относятся, как мы выяснили, вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Объекта­ми могут стать работы, услуги, информация. Видами объ­ектов являются и результаты интеллектуальной деятель­ности, а также здоровье, честь и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и пр.

Следующая особенность: содержанием гражданских правоотношений являются закрепленные в гражданском законодательстве права и обязанности, выражающие юри­дическую связь участников. Например, если вы воспользовались услугами мастерской по ремонту обуви, то всту­пили с ней в гражданско-правовое отношение. У вас по­явилось законное право на качественное и своевременное выполнение услуги работниками мастерской, а также ва­ша обязанность оплатить ее. Вероятно, вы обратили вни­мание на то, что в гражданских правоотношениях каждая сторона обладает как правами, так и обязанностями. Но бывают случаи, когда одна сторона имеет только права, а другая – только обязанности. Представьте, что вы дали в долг деньги своему другу. Он (должник) обязан возмес­тить ваши убытки, а вы (кредитор) имеете право получить их возмещение.

К вопросу о юридических правах и обязанностях мы еще вернемся, а сейчас отметим, что гражданские право­отношения возникают чаще всего на основе сделок. Воз­можно, некоторые из вас удивятся, прочитав эти строки, так как слово «сделка» в обыденной речи употребляется, как правило, с негативным оттенком.

Итак, налицо три действия (сделки) физических лиц:

составление завещания дедушкой, что явилось осно­ванием установления прав собственности внука Петра на квартиру и обязанностей по ее содержанию – оплате коммунальных услуг, налога на собственность, обеспечению сохранности и надлежащего состояния;

сдача Петром квартиры внаем, что привело к из­менению его прав и обязанностей, например права поль­зования квартирой;

обмен квартиры на загородный дом как основание для прекращения прав собственности бывших владель­цев и установления их прав и обязанностей на новую собственность.

Сделки бывают односторон­ними и двух- или многосторонними. Для заключения од­носторонних сделок достаточно воли одной стороны (заве­щание, т. е. распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти; выдача доверенности и проч.). Сделки, в которых выражается согласованная воля двух и более сторон, называются договорами.

Обществознание, 9 класс

Урок № 20

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Д.З.: § 16, ?? (с.144), задания (с.144-145)

© А.И. Колмаков


Цели урока

  • Дать представление о содержании основных норм гражданского кодекса РФ, особенностях дееспособности несовершеннолетних в области имущественных и неимущественных отношений; о защите прав потребителей;
  • развивать правовое поле в понимании гражданских правоотношений;
  • способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности и уважения к имущественным и неимущественным правам граждан.

Понятия, термины

  • гражданское право;
  • имущественные и неимущественные отношения;
  • равенство сторон, автономия воли сторон;
  • гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и гражданские правоотношения;
  • физические и юридические лица гражданских правоотношений;
  • объекты Г. О., содержание Г.О.;
  • сделки, договора, виды договоров;
  • гражданская дееспособность;
  • права потребителя

Знать и уметь

  • Знать:
  • - основы гражданских правоотношений;
  • - права потребителей;
  • - основные виды гражданско – правовых договоров;
  • Уметь:
  • - анализировать правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений;
  • - находить в СМИ информацию по заданной теме;
  • -приводить примеры правовых отношений
  • Учащиеся должны понимать важ­ность права собственности


Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ

  • Соблюдать законы;
  • Платить налоги;
  • Состоять в рядах какой-либо политической партии;
  • Быть членом профсоюза;
  • Работать на предприятии;
  • Защищать Отечество;
  • Сохранять природу и окружающую среду;
  • Бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • Учиться, получать образование.

Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _________________________________________________ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
  • Брак королевича Елисея и царевны был заключен при _________________________________________________ (свободном и обоюдном согласии).
  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на __________________________________________ (неприкосновенность жилища).

Изучение нового материала

  • Сущность гражданского права.
  • Особенности гражданских правоотношений.
  • Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних.
  • Защита прав потребителя.

Гражданское право - отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений.

Имущественные отношения - это конкретные волевые экономические отношения между субъектами по поводу определенного имущества вне зависимости его использования, перехода средств производства, предметов потребления и других материальных благ.

Личные неимущественные права - вид субъективных прав, относящихся к категории нематериальных благ. Личные неимущественные права (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя и др.) возникают у человека от рождения.


1. Сущность гражданского права

Имущественные и личные неимущественные отношения

Имущественные отношения

(право иметь, наследовать имущество…)

Вещные отношения

(покупатель – продавец)

Обязательственные отношения

(должник кредитор)

Личные неимущественные отношения

Непосредственно не связанные

с имущественными отношениями

(охрана достоинства, чести,

деловой репутации, интересов…)

Непосредственно связанные

с имущественными отношениями


Гражданские правоотношения:

урегулированные нормами гражданского права имущественные или неимущественные общественные отношения;

- юридическая связь равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИВАЛИРУЮТ НАД НЕИМУЩЕСТВЕННЫМИ!

ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Объекты правоотношений

Субъекты правоотношений


2. Особенности гражданских правоотношений

Участники (СУБЪЕКТЫ)

гражданских

правоотношений

Физические лица

(граждане)

Юридические лица

(предприятия,

организации)

а также: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, если они вступают в гражданские правоотношения

Принцип равенства и независимости воли сторон

ГК РФ

в качестве объектов правоотношений рассматривает

вещи, работы и услуги, информацию, результаты

интеллектуальной деятельности и нематериальные блага.

Объектом гражданского правоотношения

понимается то благо, по поводу которого возникает

правоотношение. Именно в отношении этого блага у

сторон правоотношения существуют субъективные

права и обязанности.


2. Особенности гражданских правоотношений

взаимные

права

обязанности

покупатель

продавец

больной

клиент

врач

обувщик

ГПО чаще всего возникают на основе сделок

заёмщик

кредитор

(продолжите)

(продолжите)

Ситуация, с. 139

сделки – действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Бывают односторонними, двух- и многостороними.

Форма сделок

1. Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной ).

2. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

3. Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.

Виды сделок:

  • односторонние;
  • двухсторонние;
  • многосторонние.

Договор – сделка, где отражается согласованная воля двух и более сторон.

Сделки: аренда; купля-продажа; дарение; наследство; рента и т.д. Приобретение или получение во временное пользование на основании договора между сторонами или в индивидуальном порядке (дарение; завещание) изъявление воли и переход права.

до 6-летнего возраста

полностью лишены

6-14 лет - обладают

частично, а именно

(имеют право без

согласия родителей):

1) совершать мелкие бытовые сделки (покупать продукты в магазине, канцелярские товары, книги и т.д.);

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды (получать подарки, в т.ч. ценные: компьютер, сотовый телефон);

3) Получать от родителей средства на определённые цели (на питание в школе, карманные деньги).

Ответственность родителей за нарушение имущественных сделок, совершённых детьми в возрасте до 14 лет!


3. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних

  • Самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными законными доходами.
  • Вносить вклады в банк и распоряжаться ими (через сберегательную книжку).
  • Осуществлять авторские права своей интеллектуальной деятельности.
  • Быть членом кооператива. Прочие сделки совершаются с согласия родителей. Исключение: ст. 27 ГК РФ. Эмансипация… в 16 лет с согласия родителей по решению органа опеки и попечительства, без согласия – по решению суда.
  • От 14 до 18 лет несовершеннолетние самостоятельно несут имущественную ответственность по предусмотренным законам сделкам!!!

14-18 лет


4. Защита прав потребителя

При дефектах:

  • Право потребовать, чтобы недостатки были устранены в течении 20 дней
  • Право договориться об уменьшении цены на товар с продавцом
  • Право заменить аналогичным, но качественным товаром
  • Право возвратить товар в магазин до определенного срока и вернуть деньги
  • Все товары и услуги должны соответствовать стандарту и санитарным нормам
  • Потребитель имеет прав на подробную информацию о товаре
  • На этикетке должна быть указана марка производителя с адресом
  • Потребитель имеет право на безопасный и качественный товар
  • Устанавливать срок службы вещи
  • На некоторые товары устанавливать срок годности
  • Устанавливать гарантийный срок, в течение которого могут быть произведены ремонтные работы бесплатно

Изготовитель имеет право:


4. Защита прав потребителя

Имеет право:

  • на необходимую и достоверную информацию о товаре;
  • на качество товара;
  • на безопасность товара;
  • требовать сертификат соответствия;
  • возмещение материального и морального ущерба

Защита прав потребителя:

  • общество по защите прав потребителей;
  • муниципалитет;
  • суд

Потребитель – гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли

Покупайте товары в магазинах, отражающих в сделках содержание /наименование/ товара, сохраняйте чек – главный документ СДЕЛКИ!


Контрольные вопросы

  • В чём суть гражданского права?
  • Каковы особенности гражданских правоотношений?
  • Какие виды гражданско-правовых договоров вам известны?
  • В чём проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних?
  • Какие права имеет потребитель? Как он может их защитить?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…