Период наивысшего культурного и идейного развития стран Европы называют эпохой Возрождения (14-16 века, Ренессанс), а сам термин придумал Новое веяние сменило Средневековье. Это было время развития искусства, торговли, уже зарождалась современная наука, было совершено множество открытий, изобретений. Центром культуры стала Италия. Появилось книгопечатание, что ускорило процесс получения знаний. Основные черты эпохи Возрождения - это светский характер культуры и направленность на деятельность человека и его самого. Возрастает интерес к истории античности, происходит своего рода её возрождение (отсюда и название новой эпохи). В это время Западная Европа захватила лидерство как в науке, технике, так и культуре. Рассмотрим подробнее этот период перемен и творческого взлёта.

Характерные черты эпохи Возрождения

  1. Превознесение человека, преимущественно гуманистическое мировоззрение.
  2. Отрицание привилегий высшего сословия, антифеодализм.
  3. Новое видение Античности, ориентация на это направление.
  4. Подражание природе, предпочтение естественности во всем.
  5. пренебрегали схоластикой и правом (как её разновидностью).
  6. Интеллигенция начинает формироваться в качестве социальной прослойки.
  7. Нравственный нигилизм, религиозный анархизм (дело в том, что люди эпохи Возрождения проповедовали аморальное поведение).


Перемены в обществе

Развивалась торговля, росли города, начали формироваться новые классы в обществе. Рыцари сменились наёмной армией. Из-за началось широкое распространение рабовладения. В Америку и Европу вывезли порядка 12 миллионов негров из Африки. Изменились общественные идеалы и мировоззрение. Образ человека в эпоху Возрождения изменился, теперь он превратился из покорного раба Бога в центр поклонения. Господствовала вера в безграничные возможности людского разума, в красоту и силу духа. Удовлетворение всех естественных (природных или натуральных) потребностей — вот идеал человека в эпоху Возрождения.

Творчество

В это время искусство отделили от ремесла. Архитектура, живопись, скульптура - всё изменилось.

Архитектура

Какие же характерные черты эпохи Возрождения в этом виде искусства, что изменилось по сравнению со Средневековьем? Теперь начали активно строить и украшать не только церковные здания. Широко распространилась «ордерная система» Античности, несущие и несомые конструкции, будь то балки или стойки, изготавливались в либо украшались орнаментом. В архитектуре преобладала готика. Ярким примером может служить собор в Сиене Джованни Пизано.

Живопись и скульптура

Люди эпохи Возрождения привнесли в искусство живописи пространственную и знание пропорций и анатомии тела. Появились картины с изображением сюжетов из Античной мифологии, повседневные и бытовые иллюстрации, а также темы национальной истории. Масляные краски помогали художникам воплощать их замыслы.

Виды искусства переплетались между собой. Многие гении посвящали себя нескольким видам, а не останавливались на развитии только в чём-то одном.

Литература

Данте Алигьери (1265-1321) - самый известный поэт этой эпохи. Он родился в семье феодалов во Флоренции. Считается основоположником современного литературного итальянского языка. Сонеты Данте, воспевавшие любовь не к Богу, а к простой девушке Беатриче, были смелы, дерзки и по неземному прекрасны.

Свои страстные сонеты он написал на наречии простолюдинов, сделав этот язык словом высокой поэзии. Лучшим произведением в творчестве считается «Божественная комедия», которую называют энциклопедией человеческой души. Поэт был бунтарём, потому его два раза приговаривали к смертной казни, однако он избежал такой кончины, а умер в итоге от болезней и нищеты.

Наука

Знание стало превыше всего. Своего рода культ науки. В период Ренессанса активно велись раскопки, поиски древних книг, создавались музеи, экскурсии, библиотеки. Древнегреческий и иврит начинают преподавать в школах. Учёные открыли гелиоцентрическую систему, появилось первое обоснование бесконечности Вселенной, пополнились знания по геометрии и алгебре, очень много преобразований и открытий было в сфере медицины.

Знаменитые люди эпохи Возрождения

Это время подарило множество известных гениев. В статье хотелось упомянуть тех, без кого просто не было бы эпохи Возрождения.

Донателло

Великий человек (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) создал новый тип круглой статуи и скульптурной группы, который впоследствии стали классикой вида и формы архитектуры Ренессанса. У Донателло много заслуг. Этот человек придумал скульптурный портрет, решил проблему устойчивости постановки фигур, выдумал новый тип надгробий, отлил бронзовый памятник. Донателло первым показал человека обнажённым в камне, сделал это красиво и со вкусом. Лучшие работы: Георгия, прекрасная Юдифь, конный памятник Гаттамелате, Мария Магдалина.

Мазаччо

Настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (1401-1428). Одержимый живописью художник был рассеян, беспечен и равнодушен ко всему, кроме искусства. В его работах можно проследить основные черты эпохи Возрождения.

Во фресках, написанных во Флоренции для церкви Санта-Мария-дель-Кармине, впервые использовалась система линейных перспектив. Новыми для того времени были: выразительность лиц, лаконичность и почти трехмерная реальность форм. Изображая чудо, художник лишал его мистики. Самые известные работы: «Изгнание из Рая», «Грехопадение».

Иоганн Гутенберг

Одним из величайших достижений этого человека стало изобретение книгопечатания. Благодаря этому открытию распространялись смелые повысилась грамотность населения.

Леонардо да Винчи

Этим гением восхищались во все времена. Итальянец был настолько многогранен, что удивляет, сколько же талантов соединилось в одном человеке. Родился Леонардо 15 апреля 1452 г. вблизи Флоренции (местечко Винчи), он был сыном нотариуса Пьера да Винчи и простой крестьянки. В 14 лет мальчик поступил на учебу к скульптору и живописцу Верроккьо, занимался около 6 лет. Самые популярные произведения: «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Мона Лиза». Самой любимой наукой считал математику, говорил, что нет достоверности там, где нельзя её точно просчитать. Порой совершенство Леонардо во всём пугает, он обладал необычными способностями, совершил тысячи открытий, которые и сейчас с трудом поддаются пониманию. Это был великий человек. Леонардо изучал полёты птиц, которые вдохновляли его на новые открытия. Он придумал паровую машину, домкрат, будильник, пирамидальный парашют, спроектировал первый летательный аппарат, самолёт (сделали его только в 20 веке) и многое другое. Леонардо говорил, что даже самые смелые замыслы человека когда-нибудь будут воплощены в реальность, и он был прав. Вклад гения в развитие общества велик. Молодой человек был хорош собой, силён, остроумен. Говорят, что он был модником. Таким образом, Леонардо просто уникален, гениален и идеален во всем.

Идеи

Учение эпохи Возрождения сводилось к тому, что людское существование можно объяснить не только религиозными догмами.

Отстаивал республиканскую форму правления. Более не считалось, что политика связана с церковью, много времени начали уделять вопросам свободы человека.

Первым отказался от идеи дарования власти Богом своему наместнику на земле. Эта идея раскрыта в его знаменитой работе «Государь». Студенты юридических университетов и сейчас в обязательном порядке знакомятся с этим трудом.

Жан Боден также отвергал идею о даровании Богом власти, но силу государства видел именно в монархии. Правитель должен заботиться о людях, а если народ против правления тирана, то он может его свергнуть или убить.

Период Возрождения подарил человечеству множество талантливых людей, полезных открытий, культурное развитие, потому эта тема всегда интересна и востребована.

Или «полимат» (универсальный человек) - это всесторонне развитая личность, которая обладает многими знаниями и является специалистом в нескольких научных дисциплинах.

Определение в значительной степени появилось благодаря выдающимся художникам, великим мыслителям и ученым эпохи европейского Возрождения (начиная примерно с 1450 года). Микеланджело Буонарроти, Галилео Галилей, Николай Коперник, Мигель Сервет, Леон Баттиста Альберти, Исаак Ньютон - это самые важные имена людей, которые являлись исследователями сразу в нескольких сферах науки и искусства. Но, пожалуй, самый яркий представитель, истинный человек эпохи Возрождения -Леонардо да Винчи. Он был художником, инженером, анатомом, интересовался многими другими дисциплинами и добился больших успехов в своих исследованиях.

Термин «полимат» предшествует эпохе Возрождения, он происходит от греческого слова «polymathes», что можно перевести как «владеть многими знаниями» - идея, которая была чрезвычайно важна для Платона и Аристотеля, великих мыслителей Древнего мира.

Леон Баттиста Альберти сказал так: «Люди могут сделать всё, если захотят». Эта идея воплотила основные Ренессанса, определявшего то, что индивид безграничен в своих возможностях и развитии. Конечно, понятие «человек эпохи Возрождения» следует относить только к одаренным личностям, которые старались развить свои навыки во всех областях знаний, в искусствах, в физическом развитии, в отличие от других людей, живших в ту эпоху, в большей степени представлявших малообразованный социум.

Многие люди, получившие образование, стремились к положению «универсального человека».

Они постоянно занимались самосовершенствованием, развитием полученных ими возможностей, изучением иностранных языков, проводили научные исследования, могли понять и объяснить философские проблемы, ценили искусство, занимались спортом (совершенствовали свое тело). На раннем этапе, когда вообще определилась концепция, образованные люди имели доступ ко многим знаниям - трудам греческих мыслителей и философов (многие произведения были утрачены в последующие века). Кроме того, человек эпохи Возрождения явился продолжателем рыцарских традиций. Рыцари как известно, были людьми грамотными, разбирались в поэзии и искусствах, имели хорошие манеры, обладали личной независимостью (исключая обязанности перед феодальным правителем). А право человека на свободу -главная тема истинного

До определенной степени гуманизм не являлся философией, а методом исследований. Гуманисты полагали, что человек в эпоху Возрождения должен прийти к концу своей жизни с прекрасным умом и великолепным телом. Всего этого можно было достичь, постоянно обучаясь и совершенствуясь. Главная цель гуманизма заключалась в том, чтобы создать универсального человека, который бы объединил в себе интеллектуальные и физические превосходства.

Повторное открытие древних текстов и изобретение книгопечатания демократизировали обучение и позволили быстрее распространяться идеям. В период раннего Ренессанса особенное развитие получили Вместе с тем труды Николая Кузанского (1450), предшествовавшие гелиоцентрическому мировоззрению Коперника, положили в определенной степени начало естественным наукам. Но всё-таки наука эпохи Возрождения и искусства (как дисциплины) были очень смешаны в начале эпохи. Яркий пример тому - великий гений Леонардо да Винчи, который является выдающимся живописцем, его же называют отцом современной науки.

В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды. Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

2. Причины и предпосылки культурного взлета в эпоху Возрождения.

В Италии уже в XIV в. возникают первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов – государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах – государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависти все.

Эстетический идеал Ренессанса, образ самого себя создающего, свободного, универсального человека было не столько прямым отображением эпохи, сколько ее великой мечтой, завещанной грядущим векам. Но в искусстве этот идеальный образ свободной универсальной личности обретал живую плоть и кровь и получил блестящее воплощение.

Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья – их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально – экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование.


3. Человек как индивидуальность в Эпоху Возрождения.

То что принято называть Возрождением, или по – итальянки, Ренессансом, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами. Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу, счастье, признает благо человека основой социального устройства, утверждает принципы равенства, справедливости, человечности в отношениях между людьми и освобождает их от религиозных пут. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Наслаждение земным бытием – это непременная часть культуры Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступавшие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Началась новая культурная эпоха – эпоха Возрождения, которая фактически означала конец культуры Средневековья.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла отражение в философско – эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило ярко выраженный светский характер, противостояло духовному господству церкви, выступало против феодальных привилегий, отстаивая новый, кардинально отличный от средневекового, взгляд на человека и его место в мире. Гуманизм базировался на самом передовом и прогрессивном мировоззрении эпохи, носителем которого выступала ремесленная группа.

В Италии в силу ее социальных и экономических особенностей светские черты идеологии выражены были всегда сильнее, чем в остальной части Европы. И это также, в первую очередь, связанно с городской культурой. Мировоззрение горожан – плод ее побед в антифеодальной борьбе и ее самостоятельного духовного развития. Потребительское отношение к производству, когда еще не прибыль, а человек и его потребности определяют цель последнего, сближает труд с искусством, требует творческого развития мастерства и выбора работы по таланту, выдвигает творческую личность на передовой план. Активное участие в общественной жизни городов, от которого зависел успех как антифеодальной, так и внутри партийной борьбы, широкие гражданские права и часть политических формировали самосознание граждан. Идея свободного человека вела за собой широкие демократические слои в борьбе за эти права. Человек, его свободное развитие становится теперь в центре жизни, к нему устремлено внимание, а не к богу. Человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служит разум. Следует отметить, что социально – экономические изменения привели к появлению довольно многочисленного слоя городской интеллигенции. Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных и высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством и, как правило, не связанных с церковью. Именно появление этого качественно нового социального слоя и привело к появлению новой культуры, получившей название гуманизма.

Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Но если говорить в целом, то итальянский возрожденческий гуманизм и античный и имели различия. Античный гуманизм более коллективного порядка, а в основе ренессансного лежит индивидуализм в лучшем его понимании: уважение, понимание и любовь не только к массе людей, но и отдельному человеку, мыслящемуся современным.

Возрожденческий индивидуализм породил главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.

Итак, в целом в эпоху Возрождения происходит грандиозный переворот в мироощущении людей. Не случайно, что произошел этот переворот на Итальянской земле после того, как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии.

Формирование нового взгляда на Человека и Культуру происходило под воздействием социальных и экономических преобразований.

Вслед за Италией эпоха Возрождения «прокатилась» по большинству стран Европы, оставляя за собой культурные памятники, по сей день признанные гениальными.

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека. Один из главных моментов нового взгляда на общества как суммы независимых друг от друга.

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве - dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».п рирода, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца - благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».

Рассуждения на эту тему были любимым предметом гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат «О семье» , 1433-43, 41; Манетти, трактат «О достоинстве и превосходстве человека», 1451-52; Фичино; Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека», 1486)

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей - преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум - это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье - и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирская Академия Государственной службы»

Реферат по предмету:

Культурология

Тема: «Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ».

Выполнила:

студентка группы 10113

Поцелуева Анна

Проверила:

Отургашева Наталья Вадимовна

Новосибирск 2010

Введение………………………………………………………….…….... 3

1. Идеальный человек………………………………………….…..... 4-7

1.1 Представления народа об идеальном человеке……….……. 4-6

1.2 Аспекты идеального человека, сформированные обществом.. 6-7

2. Идеал человека в античности……………………………………... 8-13

2.1 Сущность человека по Сократу…………………………..…… 8-9

2.2 Проект идеального государства, общества…………….…….. 9-11

2.3 «Середина» в идеале человека…………………………….… 11-13

2.4 Понятие «калокагатия»…………………………………….…… 13

3. Идеал человека в христианском Средневековье……………….…...14-16

4. Идеальный человек в эпоху Возрождения…………………….…. 17-19

Заключение………………………………………………………………. 20

Список литературы………………………………………………………. 21

Введение

Человек, сам по себе, на протяжении уже нескольких десятков веков является предметом изучения различных ученых, но до сих пор он таит в себе загадки. Во все времена самым актуальными были вопросы: каким должен быть человек? Что считать идеалом человека? Можно ли достичь идеала в реальной жизни?

На мой взгляд, очень правильный ответ дал французский историк 19 века Томас Карлейль в своей работе «Герои, почитание героев и героические истории»: «Идеалы никогда в полной мере не осуществляются в действительности, но они должны существовать, если мы вовсе не будем к ним приближаться, то все погибнем». Таким образом, именно благодаря стремлению к идеалу, в частности к идеалу человека, происходит прогресс в обществе.

Однако в разные времена представление об идеальном человеке было разное. Во многом эти взгляды формировались под влиянием исторической действительности и отвечали потребностям соответствующей эпохи.

Целью данной работы является: проследить, каким виделся идеал человека в трех эпохах: Античности, христианском средневековье и Возрождении и дать сравнительный анализ этим представлениям.

Так как интересующей меня проблемой занимались философы, то целесообразно при написании данной работы было использовать их труды, и прежде всего, труды Сократа, Платона, Аристотеля, как ярких философов античности. Среди философов Средневековья - Фомы Аквинского и Святого Августина. Идеал человека в эпоху Возрождения изучался, прежде всего, на основании творчества итальянских гуманистов, начиная с Франческо Петрарки и закончивая Джованни Пико де Мирандола.

1. Идеальный человек

1.1 Представления народа об идеальном человеке

Идеал - высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления, также – это:

1) образец личных качеств, способностей;

2) высшая норма нравственной личности (личностный идеал);

3) высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал);

4) совершенство в отношениях между людьми (этический идеал);

5) наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их». Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека – залог народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие «совершенства» претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

1.2 Некоторые аспекты идеального человека, сформированные обществом

Издревле человек – общественное существо. Он живёт среди людей. Люди объединяются в семьи, в коллективы. Человек постоянно находится среди себе подобных. В зависимости от того, в каком коллективе человек находится, он старается соблюдать правила поведения, установленные в этом коллективе. Коллектив оценивает человека по нескольких критериям:

· Настойчивость (именно настойчивый человек добивается много в своей жизни);

· Выдержанность (как часто нам не хватает выдержанности, а ведь порой мы находимся в двух шагах от намеченной цели);

· Непоколебимость (идя к намеченной цели, человек встречает множество преград на своём пути);

· Целеустремлённость (у человека должна быть цель);

· Энергичность (всем известно, что энергичные люди добиваются гораздо больше, чем люди пассивные);

· Интеллект (люди, добившиеся успеха в своей жизни, чаще всего люди с большим умственным потенциалом);

· Знания (чтобы добиться успеха в намеченной цели, необходимо обладать некоторыми знаниями, использовать опыт других людей);

· Реализм (нужно трезво оценивать свои возможности, а, оценив, идти к своей цели);

· Динамическая корректировка (всё в мире меняется, открываются новые возможности, и чтобы легче было добиться своей цели, нужно подстраиваться под условия жизни);

· Хорошая физическая подготовка (выдержка);

· Внушение доверия к себе (человек, который внушает к себе доверие, может много добиться);

· Отсутствие плохих ярлыков (на каждого человека «вывешиваются» ярлыки, пусть это будут хорошие ярлыки).

2. Идеал человека в античности

2.1 Сущность человека по Сократу

Интерес античных философов к человеку появился не сразу. Долгое время в центре их внимания находился космос и мировое устройство. Лишь софистам удалось произвести смещение оси философского исследования с космоса на человека. Благодаря Протагору (491-481гг. – к. 5 в. до н.э.), провозгласившему: человек есть мера всех вещей, стало возможно дальнейшее изучение человека.

Одним из первых, изучением человека занялся Сократ (470 -399 г. до н.э.) Главный вопрос, который мучил Сократа: что есть сущность человека? А ответ, полученный им, в конечном счете: человек – это его душа. Причем под душой Сократ понимал наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение.

Таким образом, в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа человека: «Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели – богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства». В соответствии с этим, идеальный человек, по мнению Сократа, – человек добродетельный.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы).

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное.

Необходимо отметить также, что Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение".Таким образом, истинный гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты.

2.2 Проект идеального государства, общества

IV в до н.э. ознаменовался кризисом полисной системы в Греции. Во многом это было последствием Пелопонесской войны (431–404гг), которая привела к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей греческого общества. Э. Д. Фролов отмечал, что “кризис полиса был прежде всего кризисом гражданского общества”, то есть произошло разрушение существовавших ранее в обществе социальных связей, резко повысилась социальная мобильность, что привело к дифференциации общества. Были предприняты попытки разрешить вставшие перед полисом проблемы. Платон (427-347до н.э.) – видный философ того времени, ученик Сократа, который уже в 23-летнем возрасте включился в политическую жизнь своего родного города Афины, выдвинул свою концепцию переустройства государства. Проект, так называемого, идеального государства содержится в его произведении “Государство”. А в тесной связи с ним находится и идеал человека.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. А поскольку между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам миф о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников – серебра, а в души земледельцев и ремесленников - железа и меди .

Для Платона идеальный строй - тот, где каждый гражданин тождествен в своих интересах общественному целому, не представляет собой еще личности, претендующей на индивидуальную самоценность и полную автономию в поступках. А идеальный гражданин – тот, кто занимается «своим делом» на благо общества (плотник – плотничает, крестьянин – растит хлеб, воин - воюет).

По его мнению, люди - существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче всякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй жизни - определить и предписать его могут только правители-философы: «Пока в городах не будут царствовать философы, либо искренне и удовлетворительно философствовать нынешние цари и властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно… до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю, для рода человеческого нет конца злу».

Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусическое и гимнастические искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После этого, юношей, показавших себя наиболее знающими и добродетельными, начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

2.3 «Середина» в идеале человека

Еще один философ Античности, на котором я остановлюсь в своей работе, это Аристотель (384- 322 гг. до н.э.). Будучи учеником Платона, он многое принял от своего учителя. Аристотель, как и Платон усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека. Но далее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем. Прежде всего у Аристотеля мы видим, что идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Кроме того, Аристотель сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье человека определяется капризами судьбы.

В своем труде «Никомахова этика» Аристотель связывает этическую добродетельность с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетелей Аристотель разделил на два вида: диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения. Вторые - добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек. И те и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

Идеал человека по Аристотелю заключается прежде всего в добродетельности. “Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка”. Нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно”. Мало совершенных людей и много посредственных.

Что же в его понятии “середина”? - это “ничего слишком”. Так, великодушие есть “середина” между тщеславием (“избыток”) и малодушием (“недостаток”). Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - между расточительством и скупостью, скромность - между бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом.

2.4 Понятие «калокагатия»

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что идеалом человека в Античности была личность, соответствующая понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - личность наделенная добродетелями. И хотя каждый из философов выделял свои добродетели (Сократ: умеренность, храбрость и справедливость; Платон: мудрость, мужество, сдерживающая мера и справедливость; Аристотель: «середины» интеллектуальных и нравственных добродетелей), все они представляют собой совокупность военных качеств и гражданских достоинств. Добродетельность не дается человеку от рождения, ее можно добиться с помощью самосовершенствования.

3. Идеал человека в христианском Средневековье

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в Vвеке до эпохи Возрождения (XIV-XVв.в.).

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «служанкой религии». И первыми видными философами средневековья не случайно являются «отцы» и «учителя» церкви. Например, Василий Великий (ок. 329 – 379) – греческий «отец» церкви, епископ, посвятил свои труды разработке моральной концепции аскетизма. В них он осуждает тех, кто старается обучаться искусству. Человек, по его мнению, должен проводить свою жизнь в посте и молитве.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). "Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе". Этим предложением начинаются "Исповеди", в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор, пока не обрел внутренний покой - покой души - в христианстве. Главным произведением Августина, содержащим историко-философские взгляды, считается трактат "О граде божьем".

Августин сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом.Поэтому человек должен заботиться о душе и подавлять чувственные наслаждения.

Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, и в то же время выступает и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага. Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, человек же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Достигнуть счастья человек может,прежде всего, познанием бога и испытанием души.

По его мнению, это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа и, прежде всего, в вере.

Наивысшим авторитетным источником веры Августин провозгласил церковь как единственную непогрешимую, последнюю инстанцию всякой истины. Церковь занимает особое положение: она является обществом Христа,объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле.

Таким образом, в христианском средневековье господствующее положение надо всем, в том числе и человеком, занимает Бог. Человек же, являясь его творением должен быть смиренным и покорным как перед богом,так и перед церковью, которая является зримым представителем царства божьего на земле, а также источником веры. В человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала – тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказывающиеся от мирских благ с целью испытания души, которые ни на минуту не забывают о Боге.

4. Идеальный человек в эпоху Возрождения

Возрождение, или Ренессанс - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха перехода от средневековья к Новому времени, эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.Как уже отмечалось выше, на протяжении всего средневековья господствовало представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной. Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии – Данте и Петрарки.

В «Божественной комедии» Данте (1265-1321) учит о том, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную - природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение. Одно из них достигается в земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетельности, другое достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли.

Наиболее выразительно об изменении отношения к земной жизни сказал Монье: «Жизнь – это что-то таинственное, что в средние века бичевалось, теперь бьет ключом, входит в полную силу, расцветает и дает плоды».

Философы Возрождения выступают с критикой аскетизма, который считался идеалом в средние века. Леонардо Бруни (1370-1444) считает, что призвание людей действовать во славу государству, а уединение – удел только низких духом людей, неспособных ни к какой деятельности. Лоренцо Валла (1405- 1457) провозглашает, что целью человеческой жизни является наслаждение и счастье. Кроме того, по его мнению, достичь нравственного идеала можно только в полнокровной земной жизни.

С эпохи Возрождения наблюдается торжество идеи индивидуальности, начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида.

Рассматривая особенности возрожденческого учения о человеке, можно сказать, что в те времена происходило возвеличивание, даже какое-то обожествление человека.

«Человек, - говорит Леон Батиста Альберти, - может извлечь из себя, все что пожелает». «Мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы желаем быть». В своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолла (1463-1490) говорит о том, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделяет его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире – либо возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, либо, отдавшись во власть плоти, опускается до животного. «Я не сотворил тебя ни добрым, ни злым, ни… чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».

В трактате «О жизни» Марсилио Фичино, ставший в 1460 г. главой Платоновской академии, пишет следующие строки: «Если божественное проведение есть условие существования всего космоса, то человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми, конечно, является некоторого рода богом. Он - бог неразумных животных, которыми он пользуется, которыми он правит, которых он воспитывает. Он – бог стихий, в которых он поселяется и которые он использует; он – бог всех материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения, также бессмертен».

Таким образом, идеал человека эпохи Ренессанса – образ свободного, универсального (разносторонне-развитого), творческого человека, создающего самого себя. Превыше всего ставится индивидуальность, неповторимость личности. В эпоху Возрождения человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.

Заключение

Итак, на протяжении рассматриваемых нами эпох происходило изменение идеала человека, правильнее сказать его видение.

Идеалом человека в Античности была личность, соответствующая понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - личность наделенная добродетелями. И хотя каждый из философов выделял свои добродетели, все они представляют собой совокупность военных качеств и гражданских достоинств.

Основным в классической калокагатии было представление о единстве нравственного совершенства и физической красоты, гармонии внутреннего и внешнего, души и тела. Социально-политический смысл калокагатии по сути дела оставался неизменным – она прославляла «добрых» граждан, полных сил и здоровья, пользующихся богатством и властью, почетом и славой.

В христианском средневековье господствующее положение надо всем, в том числе и человеком, занимает Бог. Человек же, являясь его творением, причем изначально греховным, должен быть смиренным и покорным как перед богом, так и перед церковью. В человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала – тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души».

Идеал человека эпохи Ренессанса – образ свободного, универсального (разносторонне-развитого), творческого человека, создающего самого себя. Превыше всего ставится индивидуальность, неповторимость личности. В эпоху Возрождения человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.

Список используемой литературы

1. Антисери Д.«Западная философия от истоков до наших дней»1994, с. 65

2. Фролов Э.Д. «Античная Греция» 1983. Т.2. С.121

3. Асмус В.Ф.Платон. М.: Мысль, 1969, с.155

4. Асмус В.Ф.Платон. М.: Мысль, 1969, с. 157

5. Антология античной философии 2001, с.151

6. Антология античной философии 2001, с.187

7. Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1978, с.243

8. Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1978, с.350

9. Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения» 1978, с.327

10. Ожегов и Шведова «Толковый словарь» М., 1999, с.236

ВВЕДЕНИЕ

Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.

Возрождение - достаточно спорная эпоха. Она не определяется точными рамками времени, так как везде она начиналась в свое, неопределенное точно, время. Эпоха Ренессанса очень обширна, богата и непроста, что так же создает трудности в определении временного ареола, обозначающего данный период времени. Эта эпоха ознаменовывает собой переход к новому времени, к новому отсчету жизни. Но ученым достаточно трудно это определить, так в некоторых обсуждениях Ренессанс вообще перестали выделять. Очень много споров до сих пор существует по поводу эпохи Возрождения. А называется она так именно потому, что отличительные черты возвращаются к античным началам, то есть, возвращается культурное наследие античности.

Целью данного реферата является рассмотреть образ человека в философии Эпохи возрождения. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

.изучить философию Эпохи Возрождения;

.выявить проблемы философии Эпохи Возрождения;

.рассмотреть образ человека в философии Эпохи Возрождения;

.проанализировать концепцию человека в философии того времени;

.познакомиться с проблемой личности, часто поднимаемой в философии данного периода.

Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определена цель и задачи работы. В первой главе содержится характеристика философии Эпохи Возрождения, а также рассматриваются проблемы философии данного периода. Во второй главе раскрываются образ человека в философии Эпохи Возрождения. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Завершается данный реферат списком источников и литературы, которые были изучены при подготовке настоящей работы.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1Общая характеристика философии эпохи Возрождения

Философия Возрождения - направление в европейской философии XV -XVI веков . Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности . Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт +польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук .

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Распад корпоративной системы средневековья привел к тому, что человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое .

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя, тем самым, обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

1.2Проблемы философии эпохи Возрождения

)Гуманизм - понимается воззрения признающие ценность человека как личность. Его права на свободу, самовыражения, счастья и развития. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг).

)Этика эпохи возрождения - это этика благородства, заключающаяся в доблести духа, а не богатства. Новая этика представляется этикой активной молодой буржуазии. Схоластика допускала преклонение перед авторитетом, этому противопоставляется право на поиск новой философии - научной истины. В эпоху возрождения создаются новые концепции о человеке, человек рассматривается не просто природным существом, а творцом самого себя, который сам определяет свое место в мире. В связи с этим гуманисты подвергают критике так называемый астрологический детерминизм. Согласно которому расположение звезд и других небесных тел полностью предопределяет все особенности человеческой жизни.

)Детерминизм - взаимообусловленность. В эпоху возрождения ослабевает убежденность мыслителей в греховности человека, в испорченности человека природы. Это связано с тем, что человек уже не нуждается в боге для своего спасения (условия уже не те). Человеку не нужна милость бога он сам творец, становится символом ренессанса. (Да Винчи, Рафаэль). Центром гуманистического движения в 14-ом веке стала Флоренция. Гед родился Данте (1265 -1321) автор: Божественной комедии. В своей комедии он изображает нового человека судьба, которого определяется не условностью рождения, а складывается на основе не уставного стремления к знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов главные учителями в жизни были не церковные авторитеты, сколько собственный опыт.

)Пантеизм - это философское учение, отождествляющее бога и природу. Бог находится во всех объектах. Философия данной эпохи тяготеет к отрицанию божественного творения мира. Обожествление природы человеком Она коренным образом пересматривает содержание таких понятий как бог, человек, природа. Бог философии возрождения это не бог ортодоксальный религии, он лишается свободы, он не творит мир из ничего, природа из служанки творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей, наделение внутренними силами. Крупнейшим представителем пантеизма был Жор дано Бруно (1548-1600). Согласно его учению вселенная не сотворена богом, она существует вечно и не может исчезнуть, бог не противостоит природе, как творец и создатель, а находится в ней самой, как внутреннее деятельное начало.

Натурфилософия - философия природы, т.е. совокупность онтологических и космических проблем. Она ставит и решает проблемы о вечности и бесконечности вселенной, самодвижение материи (природы) материальности небесной субстанции, существование множества миров и.т.д. Жор Дано Бруно разрабатывает учение о материи, как активном творческом начале, полном жизненных сил. Новыми были его представления о самодвижении материи необходимости поисков источников движения в недрах природы. Внутренняя способность материи к изменению называется - душой мира. Душа мира находится внутри материи и главенствует над ним. Мировая душа это не что иное, как всеобщая физическая действующая причина. Бруно высказывал мысли о единстве земли и неба. Это был новый подход к изучению движения небесных тел и космических тел, порывающий с богословием. Небесные тела лишались своего привилегированного положения, оказывались вместе с земными телами во власти единых физических законов, это означало отказ от внешних двигателей, отказ от перводвигателя.

ГЛАВА 2. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1 Концепция человека в философии эпохи Возрождения

Возрождение или Ренессанс - целая историческая эпоха (XIII-XVI вв.), характеризующаяся тремя основными тенденциями: широким свободным чувством человечности и человеческой индивидуальности, освобождением человеческого разума от незыблемых религиозных и схоластических догм, возвращением к высоким идеалам античной цивилизации. Эти тенденции обеспечили соединение экономических, политических и духовных стимулов, позволивших преодолеть длительную стагнацию предшествующей средневековой экономики, политики, культуры, человеческой личности. Но главными, являющимися внутренней силой развития цивилизации в ту эпоху, были ценностные стимулы. Важный сдвиг, осуществленный возрожденческой мыслью, произошел на уровне мировоззренческих и этико-эстетических ценностей и норм. Соответственно этому был пересмотрен, прежде всего, вопрос о человеке: о его положении в обществе, о назначении, о достоинстве человеческой личности, потребностях человека, обусловливающих его бытие и поведение. Фактически легитимными становятся все потребности человека: материальные, духовные, тела и души. Ценностный аспект философской антропологии Ренессанса подтверждается обилием философских трактатов с такими названиями: «О преимуществе и превосходстве человека» Фацио, «О наслаждении как истинном благе» Лоренцо Валла, «О достоинстве» Манетти, «О средствах против счастливой и несчастной судьбы» Франческа Петрарки и др.

Философские ориентации и размышления подводятся к наиболее важному для Возрождения вопросу «велик или ничтожен человек?», а философское мышление этого периода характеризуется как антропоцентрическое. Оно должно было сменить господствующее теоцентристское представление о сущности, возможностях и достоинстве человека.

Итак, велик или ничтожен человек? Постановка этого вопроса и выдвижение его на передний край исследования, в том числе и философского, обусловливалась субъективными и объективными процессами, происходящими в ту эпоху. Анализ содержания эпохи Ренессанса показывает, что в ней превалировали субъективные процессы. Это была эпоха стихийно-человеческого самоутверждения на уровне сознания. Как говорил Р. Монье, человек как-то по-иному подумал о себе, о том, что он не Бог, не Сатана, но и не человек в истинной его сути.

Естественно встает вопрос, почему это произошло именно тогда, почему именно в эту эпоху возникла идея самоутверждения личности человека? Конечно, ответ нужно искать, во-первых, в характере общественного бытия, всей системе объективных потребностей зарождающегося буржуазного общества, реализация которых потребовала нового человека, «человека-личности», мыслящей, рассуждающей, активной, ответственной, то есть свободной. Во-вторых, идея самоутверждения шла от самого человека как индивида, от его стремления иметь другое, собственное материальное и духовное бытие, другой образ жизни, другое понимание смысла жизни и своего собственного предназначения с учетом всей своей природной и социальной сущности. То есть возрожденческому человеку важно было, прежде всего, утвердить свое самостоятельное существование и удовлетворять все, что он считал важным и нужным лично для себя как для человека. Заходя вперед, скажем: человек считал, что достичь всего этого он сможет любыми способами, лишь бы самоутверждение произошло, лишь бы была достигнута конечная цель - свобода. По его мнению, такая цель оправдывала все средства ее достижения.

Но какова же была объективная реальность? С одной стороны, возрожденческий человек считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо поесть, красиво одеться, иметь удобное жилище, без предрассудков удовлетворять и другие свои физические потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но не характерно ли это в своей основе (отбросив эстетическую форму) и для животного, не остается ли человек с такими потребностями на уровне животного? К счастью, возрожденческий человек поставил себе такой вопрос. А потому, с другой стороны, самоутверждаясь на такой основе, человек все-таки хотел (прежде всего, хотел) оставаться духовным существом, пусть вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы при всем этом не были потеряны, изгнаны идеалы Добра, Благородства, Красоты и из его человеческой духовности, и из условий его реального обыденного бытия. Именно они должны были быть не только ценностными ориентирами его жизни, но и выполнять роль внутренних и внешних «тормозов», не позволяющих человеку перейти грань, за которой терялась бы его сущность.

Где же эти ценности можно было взять возрожденческому человеку? Как они могли сформироваться в его сознании, если действительность (бытие) была другой и ориентировала человека на другие ценности. Новые ценности возрожденческий человек брал из прошлого. но все прежние высшие начала: Бог, Истина, Прекрасное - снижались до обыденного человеческого отражения, упрощались до обыкновенного житейского понимания.

Итак, ответ на вопрос «велик или ничтожен человек», казалось бы, должен быть однозначен. Да, велик. И его величие состоит в его желании быть свободным, в свободном проявлении (так ему хотелось!) индивидуальности, в осознании необходимости и свободном поиске возможностей всестороннего совершенствования, и таким образом «творения себя самим» (Пико делла Мирандола). Причем телесная индивидуальная субъективность, вплоть до самых глубинных тайн, совершенно по-новому, в сравнении со Средневековьем, ориентирует человека. Физическое совершенство становится такой же целью, как и духовное. А их гармония и есть человеческое счастье. Как бы подводя итог, Пико делла Мирандола говорит, что человек рожден с тем условием, что он становится тем, кем он может быть.

Если принять такого рода учение о человеке классиков возрожденческой философии, то можно предположить, что в эпоху Ренессанса происходило буквально прямое обожествление человека, абсолютизация человеческой личности со всей ее материальной телесностью. Это в следующие века философы будут выводить сущность и существование человека из мысли о человеке или из его моральной сути. Для возрожденческой же философии ни та, ни другая концепция не была определяющей. Здесь «работала» идея, что человек исходит и базируется на материальной основе. И поскольку такая жизнь мыслилась личностно-материально, то она была свободна от всяких тяжелых и трудно выполняемых заповедей и норм. Рисуя образ такого человека, Мишель Монтень утверждает, что для него нет большего блаженства на Земле, чем жить спокойно и счастливо. Этот человек гонит от себя горе как нечто, не стоящее внимания, ведет себя так, как диктуют ему его эгоизм и сила. Он нисколько не страдает от разобщенности с людьми. Его действия и желания стоят на высоте, сила гармонирует с волей. Это какая-то девственная сила бытия, которой еще никогда не пользовался человек.

Однако историческая справедливость заставляет признать, что ранняя «беззаботная» юность Ренессанса завершилась довольно быстро, так как человеку стала понятной полная невозможность опираться в своей жизни только на свободу, проистекающую исключительно из своей личностно-материальной основы, личностного видения этой основы и способов ее созидания.

Эту трагедию и ее возможные следствия поняли не все и не сразу. Ее поняли великие личности, «титаны мысли и дела». А может быть, вернее было бы считать, что это противоречие эпохи и породило титанов, сумевших проникнуть в ее сущность и сущность антропологических проблем. Они-то и есть лицо, субъект той эпохи. Именно фигура человека-творца, а не просто свободного человека, доведшего имеющуюся и желаемую свободу до эгоцентризма, становится символом Ренессанса.

Но естественно встает новый вопрос о субъекте Возрождения. Можно ли считать этот возрожденческий индивидуализм (и со знаком плюс, и со знаком минус) и титанизм конечной целью истории? И этот вопрос имеет двоякий ответ. Да, можно и нужно, так как именно в индивидуализме была реализована необходимость самоутверждения человека, который предъявил, силой исторических обстоятельств, свои права на человеческое достоинство, свободу. Но правомерен и другой ответ: нет, нельзя, это не оправдано. Философы той эпохи прекрасно поняли всю ограниченность человека-индивидуалиста, даже если он и титан мысли и дела. И что более важно, они поняли всю порочность способа борьбы за самоутверждение, дошедшее до эгоцентризма, до потери не только чувства меры, границ свободы, но и сопричастности к общечеловеческим ценностям как надежной точке опоры. Для индивидуалиста же такой точкой опоры является он «сам» и только. В этом его «величие», и «трагедия», и в этом его «ничтожество».

Доказательством тому является вся реальная жизнь возрожденческого человека, все творчество и личная судьба великих писателей, художников, ученых особенно периода Высокого Ренессанса. Примеры тому, творчество Боттичелли и Микеланджело, черты бессилия и отчаяния у могучего Леонардо да Винчи, трагедия жизни и творчества Дж. Бруно и Галилея. Герои Шекспира и Сервантеса, с одной стороны, полны жажды самоутверждения, но, с другой, - еще большего трагизма, т.к. такая личность-титан, безудержная в своей жажде самоутверждения, наталкивается на себе подобную, и гибнет в этой борьбе.

Особого внимания заслуживает антропология философа, поэта, политического деятеля Пико делла Мирандола (1443-1495 гг.) В создании образа человека и определении его сущности он сливает в единое целое личности Платона и Аристотеля, образы Христа, Моисея и Заратустры, Авицены и Ф.Аквинского и многих других исторических, мифических и религиозных персон. Под этим скрывалось стремление определить человека как нечто бесконечное в его характеристиках и в его личностной активности.

В своем трактате «О достоинстве человека» Пико показывает, что человек, представляя собой «четвертый и последний мир», после поднебесного, небесного и подлунного, в своей сути есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственных ни одному из трех названных миров. Счастье человека в том и заключается, чтобы восходить к синтезу, свойственному только божеству. Он говорит, что счастье - это возвращение объекта к своему началу. Оно есть высшее благо, а благо - то, чего желают все, что есть начало всего. Из этой платоновской онтологии Пико выводит три этапа восхождения человека к высшему благу: очищение от страстей при помощи этики и эстетики, совершенствование разума диалектикой и философией природы, познание божественного при помощи теологии.

Несомненно, главное в философии человека Пико - учение о творении человеком самого себя. Он согласен с христианскими догматами о том, что Бог создал человека по образу и подобию своему и что Бог - существо никем не созданное. Но из этих посылок Пико делает вывод, противоположный религиозному: созданный Богом человек должен творить себя как личность, т.е. свободно и без всякого принуждения утверждать себя в Боге, в мире, в вечности. Пико утверждает, что Творец, ставя человека в центр мира, повелел: «... не даем мы тебе, Адам, ни определенного места, ни собственного лица, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». Следовательно, человек должен сотворить себя как личность и быть творцом своего счастья. В период восходящего индивидуализма подобного рода учение несомненно служило прогрессу свободомыслия, активно-личностному формированию человеком своего бытия.

Трагедия человека, в основе которой лежит личностно-материальный подход, осознана и другим великим деятелем эпохи Высокого Ренессанса, Микеланджело Буонаротти. Причем эта трагедия имеет у него уже космические масштабы. Личность, противостоя всему космосу, уже ощущает беспредельный ужас собственного индивидуального одиночества и беспомощности перед этим космосом. В своей отчужденности она уже не может опереться и на другую, столь же замкнутую в себе и одинокую личность. И в «Мадонне Марии», и в «Страшном суде» Микеланджело показывает тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед Судьбой.

Своеобразно, но в духе возрожденческого мировоззрения представлен человек в натуралистическом этико-философском учении Мишеля де Монтеня (1533-1592 гг.). Против схоластической модели «добродетельной, благопристойной», но довольно сумрачной жизни он выдвигает гуманистический идеал яркой любвеобильной добродетели.

Она соответствует природе человека, исходит из познания естества человека и естественных природных и бытовых условий его жизни. Жизнь - явление полностью земное, аскеза бессмысленна - человек должен быть свободен от предрассудков.

Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности. Его индивидуализм направлен против конформизма, когда под принципом «жизнь для других» часто скрываются эгоистические интересы, в которых другой человек выступает лишь как средство - «быть как все». Эти идеи пронизывали и творчество предшественников Монтеня, Эразма Роттердамского и Николло Макиавелли.

2 Природа личности, проблема этой природы

философия возрождение гуманизм этика

Можно рассматривать природу человека, как некую постоянную, уже данную и неизменимую, биологическую сущность. К слову, в этом плане можно утверждать, что все люди идентичны друг другу. Но суть не в этом. Человек даже в своем внутреннем мире не похож на самого себя. Наблюдая за человеком длительное время, возможно, не поверить, что разные, совершенные им, поступки, действия все исходят от него одного. Человек противоречив. Противоречив сам себе.... Все, что делает и думает человек, свойственно оставаться крайне непостоянным. Представляя человека постоянным, на самом деле, его сущность, природу загоняют в рамки обобщенного образа, что, конечно же, противоречит идеалу человека эпохи Ренессанс. И более индивидуально, или даже отличительно то, что человек зачастую сам от себя отличается больше, чем от окружающих его людей. Следовательно, проблема противоречия заключается именно в этом, в самом внутреннем мире индивида.

Еще одно обсуждение касается беспомощности человека. Как уже было отмечено, человек по мере своего роста свободы становиться все более и более одиноким. Одиночество это приводит к бессилию перед хаотичным ритмом повседневной жизни. А так же, зачастую в человеке срыта природа, которую не редко приходиться усмирять. Успокаивать порывы, стремление взбушеваться, отомстить за себя. Ибо это означает, что на протяжении долгого времени внутри человека может жить природа, которая долго не даст о себе знать, ровно также, как и не будет знать об этом никто другой. Но при любом подходящем случае, при соблазне, провокации, эта природа может ожить и дать о себе знать, и тогда её придется усмирять, останавливать вовремя её порывы.

Ренессанс исключает магию, тайну и недосказанность. Исключает эти понятия в прямом смысле этих слов. Но, рассуждая логически, можно предположить, что человек сам по себе - магическое существо. То, что он творит своими руками, то, что он может сделать. Во-первых, человек объединяет в себе сущность всех окружающих объектов, конечно в маленькой их доли, в самых необходимых жизненных функциях, человек превосходит всех представителей другого вида живых существ, в данном случае, животных. Но он не превосходит объекты, которые его окружают, - не превосходит материальные вещи, ведь внутри человека не просто телесный дух, в нем преобладают высокие начала. А выделяет его из всего животного царства именно его деятельность. Всю мистичность сказанного наглядно демонстрирует искусство предсказания, развитого с довольно давних времен. Что так же говорит о том, что человек божественен. Не смотря ни на что, существование человека, как индивида не отрицает веру в Бога, не отрицает божественности.

Говоря о проблеме личности человека, проблеме его природы, важно затронуть тему, как самоутверждение человека в стихийном плане. Здесь надо выявить то, что отношение к средневековой, уже прошедшей, ортодоксии, абсолютно независимое. Отношение к ней стало свободным. Мироощущение человека в эту эпоху стало радостным - жизнерадостным, немного поэтическим. Вся природа была наполнена божественными силами, и она понималась именно как божественная. Все эти признаки были определенными условиями к появлению гуманизма. Гуманизма, как единой системе взглядов на морали, на общество и прогресс общества, на отношения. Итак, самая важная проблема, обобщая все сказанное, является проблема противоречия и несоответствия. Тот идеал, кем является сам человек недосказан, не дополнен, не довыполнен... Образ человека не раскрыт до конца, так как слишком грандиозно и красиво отождествляется личность человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разобрав философию эпохи Возрождения, остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное ощущение, осознавая то, что человек все же занимает важное место в жизни, что многое все же происходит вокруг него, для него, из-за него. Взаимосвязанные между собой, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Ренессанс представляют две взаимоисключающие эпохи. Это особо касается видения их представителями сущности и предназначения человека.

Религиозно-идеалистическая концепция человека строится на христианских догматах. В ней человек - существо, созданное по образу и подобию Бога, но наделенное им свободой воли со всеми последствиями этого «блага».

Возрожденческая концепция строится на рационалистическом и натуралистическом подходах к человеку. Она рождена потребностями веры человека в свои собственные силы, в возможности созидания естественной свободной жизни для себя и построения гуманистического общества.

)изучена философию Эпохи Возрождения;

)выявлены проблемы философии Эпохи Возрождения;

)рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения;

)проанализирована концепция человека в философии того времени;

)исследована проблема личности, часто поднимаемая в философии данного периода.

В результате изучения данной темы был рассмотрен образ человека в философии Эпохи Возрождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Брагина Л.М. «Гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры» // М.: «Гардики», 2012. - 353 с.

.Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. - М.: Просвещение, 2002. - 502 с.

.Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. Философия: учебник. - М.: Академический проект, 2008. - 589 с.

.Иванов В.А. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М.: АСМ, 2001. Т. 1.-838 с.

.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: ЭКСМО, 1978. - 367 с.

.Невлева И. М. Философия. Учебное пособие.- М.: Изд-во «Русская Деловая Литература», 2006. - 347 с.

.Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Реннесанса.- М.: Верста, 2002. - 340 с.

.Спиркин А. Г. Философия.- М.: Изд-во «Гардарики», 2006. - 600 с.

.Человек: Антология. М., 1991. с. 217-277.