Цели урока:

Обучающая: раскрыть понятие о тканевой совместимости, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крои понятие антиген, антитело, резус-фактор, донорство.

Развивающая: развивать способность анализировать и прогнозировать ситуацию, умение сравнивать разные группы крови, сопоставлять разные факты и события развивать логическое мышление.

Воспитательные: стремиться воспитывать чувство гуманности, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости к чужой беде, чувство долга, ответственности за порученное дело, гордости за нашу страну.

Оборудование: раздаточный дидактический материал в 2-х вариантах, компьютер, карточки разного цвета - красного,желтого, синего.

Организационный момент.
Самостоятельная работа по теме кровь. (10-12 мин)

Найти ошибки в тексте.Подчеркните неправильные предложенияна листочке.

Вариант

1.Кровь - жидкая соединительная ткань

2. Кровь движется по системе незамкнутых сосудов.

3.Она не доставляетклетке питательные вещества.

4.Всостав крови входит плазма и форменные элементы.

5. Плазма - жидкая часть крови - межклеточное вещество.

6. В ней растворён белок крови-гемоглобин, способствующий свёртыванию крови.

7. Форменные элементы крови- эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

8. Эритроциты- красные кровяные клетки.

9.Это мелкие ядерные клетки дисковидной формы.

10. Эритроциты заполнены фибриногеном.

Вариант

1.Лейкоциты белые безъядерныеклетки крови.

2. Они способны изменять свою форму и двигаться самостоятельно.

3. Лейкоциты обеспечивают иммунитет, способны захватывать и убивать микробы.

4.Это явление открыл Луи Пастер.

5.Оно называется - фагоцитоз.

6.Тромбоциты не участвуют в свёртывании крови.

7. Это самые крупные образования.

8.Внутри тромбоцитов находиться фибрин.

9. При соприкосновении с воздухом тромбоциты разрушаются, что способствуетобразованию нитей фибриногена из фибрина.

10. В них запутываются клеткикровии образуется тромб.

А теперьпоменяйтесь своими вариантами с соседоми проверьте, исправив при необходимости своей ручкой (можно предложить поставить оценки для повышения заинтересованности и ответственности).

Давайте обсудим результаты.

Правильные ответы:К1 вариантанеправильные предложения это: 2, 3, 6, 9, 10.

К 2 варианту неправильные предложения это:1, 4, 6, 7, 9.

3.Ход урока:

Задача нашего сегодняшнегоурока раскрыть понятие тканевой совместимости, выяснить основные отличия разных групп крови, раскрыть механизм переливания крови от одного человекадругому.

Ещё в древности люди заметили важную ролькровиипытались кровью лечитьлюдей. Гиппократ рекомендовалбольным, страдающим заболеваниями пить кровьздоровых людей. В сочинениях Цельсасообщалось о том, что старики и больные эпилепсией пили кровь умирающих гладиаторов.

Крови приписывали омолаживающее действие, например, папа Иннокентий удрученный старостьюлечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Исцеления не нашёл и вскоре умер.

Из крови делали ванны древнегреческому царю Константину для лечения проказы.

Считалось, что кровь -это чудодейственная жидкость, стоит только её применить.как жизнь может продлена на многие годы. "Первые успешные эксперименты по переливанию крови од одной собаки к другой были произведены в 1666 году английским анатомом Р. Лоуэром.А в 1667 году французский ученый Д.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.

Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца - рыбий пузырь. Дени перелил один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился.

Тогда ученый объявил, что тот, кто даст себе перелить кровь, получит значительное вознаграждение. Рабочий бедного квартала Парижа согласился и был первым кто предоставил себя для опытов по переливанию крови. Операция прошла удачно. После переливания реципиент чувствовал себя отлично. Обрадованный этим результатом Дени стал проводить переливание одно за одним. Но не все переливания Дени были удачными. Начались осложнения, появились смертельные случаи.

Ребята, как вы думаете, что сделал не так Дени?

Причина заключалась в том, что кровь животных и человека несовместима.

В 1832 петербургский врач Г.Вольф сделал первое переливание крови от человека к человеку. Роженице, потерявшей много крови при родах, перелили кровь её мужа. Женщина была спасена.

Да, первые попытки переливания крови от человека к человеку были удачными, хотя это была сложнейшая операция, не дававшая уверенности в результате. В ряде случаев возникали серьезные осложнения, вплоть до смертельных случаев. В 1873 году подсчитали,что из 247 переливаний крови - 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог.

А как вы ребята. думаете? Почему возникали осложнения?

И всё же использование крови как лечебного средства, было заманчивым и привлекало внимание ученых. Разгадка пришла тогда, когда величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер.

Экспериментальные исследования 1900 г.-1907г. позволили выявить группы крови человека. После чего появилась возможность избежать смертельных осложнений.

Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующей фиксацией, склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета — защиты организма от проникновения чужеродных белков.

К. Ландштейнер предположил, а затем доказал наличие двух реагирующих веществ в эритроцитах и двух, способных вступать с ними в контакт, — в плазме.

При встрече «одноименных» антигенов и антител (например, А и α или В и β) происходит склеивание эритроцитов. Значит, в крови каждого человека должны содержаться такие агглютиногены, которые не склеивались бы агглютининами собственной плазмы. (таблица из учебника или схема)

В результате многочисленных опытов с кровью in vitro (в пробирках) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

Первая группа имеет обозначение I 0 αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare — дарить).

Вторая группа имеет формулу II Aβ, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиноген А, а плазма — агглютинин β.

В третьей группе III Bα эритроциты содержат агглютиноген В, плазма — агглютинин α.

В эритроцитах четвертой группы IV АБ 0 присутствуют оба агглютиногена А и В, но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.

А теперь, ребята я вам скажу, что у вас в крови присутствует обезьяний признак!

В эритроцитах человека содержится ещё один из важнейших факторов. Его впервые обнаружили в крови мартышек - резусов. Отсюда его такое интересное название.

Кто, ребята, догадался, о чем я сейчас говорю?

Это изоантиген резус. Обозначается он так: Rh + и Rh-.

А что это за плюсы и минусы плавают в нашей крови?

Оказывается, те люди у которых есть в крови этот антиген называются резус-положительными, а у которых нет резус-отрицательными.Резус - фактор содержится в крови приблизительно 85 % а у 15% он отсутствует.

А теперь давайте поговорим о том, что иногда случается в нашей жизни. При травмах и кровотечениях срочно нужна бывает кровь. Лучше всего переливать кровь идентичной группы, но в исключительных случаях кровь первой группы может быть перелита лицам с любой группой крови, реакции несовместимости не будет.

Кровь второй группы совместима со второй и четвертой группами, третья — с третьей и четвертой. Кровь четвертой группы может быть перелита только лицам, имеющим четвертую группу крови.

Правда при переливании разных групп крови эритроциты донора могут агглютинироваться сывороткой реципиента. Поэтому вливать можно строго ограниченное количество, не более 500 мл. при этом условии агглютинины альфа и бета разводятся в крови реципиента и их титр становится слишком низким. Эту закономерность впервые вывел Отенберг. С тех пор она называется правилом Отенберга

Люди, дающие свою кровь для переливания называются донорами. От лат.dono - дарю.

Человек, которому влили донорскую кровь называется реципиентом. От лат. recipiens - получающий.

Донорство крови— добровольное жертвование собственной крови или её компонентов для последующего переливания нуждающимся больным или получения компонентов медицинских препаратов.

Но донорской крови не хватает, да и компоненты крови недолговечны, поэтому остро встал вопрос о создании искусственной крови. и такая кровь была создана. В конце 70-х годов сотрудник Института биофизики АН СССР профессор Феликс Федорович Белоярцев изобрел препарат - заменитель человеческой крови. у неё поэтическое название - «голубая кровь», да и по цвету эта жидкость была голубоватая.

А научное название его - перфторан, В основу нового препарата были положены перфторированные углероды, способные растворять в себе кислород и углекислый газ, то есть выполнять функции газообмена, как и природная кровь. «Голубая кровь» обладала поистине уникальным свойствами: могла доставлять кислород через мельчайшие капилляры, которые при этом не закупоривались. Это был прорыв в медицине.Много жизней было спасено. Но много было и проблем.

И вот в в 1999 гду была присуждена Правительственная премия в области медицины «Признание» коллективу исследователей создавшим перфторан во главе с профессором Белоярцевым Ф.Ф правда посмертно.

В настоящее время перфторан активно используется в медицине для спасения жизни людей. Создано целое направление в косметологии на его основе - кислородная косметика.

Задачи урока:

  • формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемной ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию, усвоению и применению знаний, показывающих, что в основе совместимости групп крови лежит иммунная реакция организма, а иммунитет – важнейшее средство приспособления к условиям окружающей среды;
  • сформировать знания о группах крови, о правилах переливания; (Слайд 1, приложение 1)
  • умения самостоятельно работать с учебником, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, решать задачи проблемного характера, развивать умения, логически мыслить, делать самостоятельные выводы и обобщения;
  • расширять кругозор, осуществлять нравственное и гигиеническое воспитание.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемные, частично-поисковые.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, компьютер, презентация Microsoft Power Point(приложение 1), таблицы «Кровь», «Схема переливание крови».

Ход урока

1. Актуализация знаний.

1.1. Фронтальная беседа

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Что такое иммунитет? (Слайд 2, приложение 1)

Какие органы образуют иммунную систему?

Какие клетки отвечают за иммунную реакцию организма?

2. Изучение нового материала.

(Применение частично-поискового метода).

2.1. Тканевая совместимость. Пересадка органов.

(Проблемное изложение материала, применение частично-поискового метода).

Учитель: каждый организм уникален: у любого человека ткани имеют свои особенности, свои белки, поэтому пересадка органов – кожи, почек, сердца (трансплантация) возможна лишь в том случае, если ткани будут совместимы. Несовместимая ткань организмом будет отторгнута. Почему?

Ученик: трансплантант действует как антиген, вызывающий иммунный ответ, поэтому орган отторгается.

Учитель: что необходимо сделать, чтобы избежать отторжения?

Ученик: либо подобрать для пересадки орган, иммунологически близкий организму больного – орган его близкого родственника, либо ослабить его иммунитет, чтобы избежать реакции отторжения.

Учитель: но в этом случае пациент становится уязвим для микроорганизмов и может погибнуть от инфекции. Какой же выход предлагает сегодняшняя медицина из этого тупика?

Ученик: для того, чтобы уменьшить побочный эффект, необходимо при помощи специальных веществ уничтожить только те клетки, которые непосредственно реагируют на антиген: вид лейкоцитов т-киллеры. В этом случае остальная часть иммунной системы будет продолжать нормально функционировать.

2.2. Из истории переливания крови.

История переливания крови и донорство.(Слайды 3, 4, приложение 1)

Ещё в древности люди пытались лечить кровью животных. В сочинениях древнегреческого поэта Гомера говорится о том, что Одиссей давал пить кровь теням подземного царства, чтобы вернуть им речь и сознание. Гиппократ рекомендовал больным, страдавшим заболеваниями с нарушением психики, пить кровь здоровых людей. Указания о подобном лечении кровью имеются в сочинениях Плиния и Целься, сообщавших о том, что больные эпилепсией и старики пили кровь умирающих гладиаторов.

Крови приписывали омолаживающее действие. Так, например, в Риме дряхлый папа Иннокентий VIII лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Однако приготовленный из крови детей напиток не помог, и вскоре папа скончался.

2.3. Тканевая совместимость, пересадка органов

2.4. Группы крови. Условия совместимости групп крови.

Учитель : значит, в некоторых случаях кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого. Почему? Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых – австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Они открыли 4 группы крови. (Слайды 5, 6, приложение 1)

(Рассказ учителя с использованием материалов презентации. Самостоятельная работа с учебником).

Ландштейнер обратил внимание на то, что иногда сыворотка одного человека склеивает эритроциты крови другого. Это явление получило название агглютинации. Почему же происходит агглютинация? В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы, которые назвали агглютиногенами (склеиваемыми веществами). Их существует 2 вида: А и В. В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов – альфа и бета. Агглютинация происходит тогда, когда встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины. В крови одного человека никогда не встречается одновременных агглютиногенов и агглютининов.

Рассмотрите таблицу 1 на странице 77 учебника и ответьте на вопрос: какую кровь можно вливать людям с 1, 2, 3, 4 группами крови?

Донор – человек, дающий свою кровь для переливания. Реципиент – человек, получающий кровь донора при переливании.

Принадлежность к той или другой группе крови не зависит от расы или национальности. Группа крови не меняется в течение жизни. В обычных условиях в крови одного и того же человека не могут встретиться одноименные агглютиногены и агглютинины. Это может произойти только при неправильном переливании крови. Тогда наступает реакция агглютинации, при которой эритроциты склеиваются. Комочки склеивающихся эритроцитов могут закупорить капилляры, что очень опасно для человека. Вслед за склеиванием эритроцитов, наступает их разрушение. Ядовитые продукты распада отравляют организм. Этим и объясняются тяжелые осложнения и даже смерть реципиентов.

2.5. Резус-фактор. Причины и последствия резус-конфликта. (Рассказ учителя). (Слайд 8, приложение 1)

При переливании крови, даже при тщательном учете групповой принадлежности донора и реципиента, иногда встречались тяжелые осложнения, вызванные резус-конфликтом. В эритроцитах 85% людей имеется белок, так называемый резус-фактор. Так он назван потому, что впервые был обнаружен в крови мартышки макаки-резус. Людей, эритроциты крови которых содержат этот белок, называют резус-положительными. В эритроцитах крови 15% людей резус-фактора нет. Это резус-отрицательные по крови люди. В отличии от агглютиногенов, для резус-фактора в плазме крови людей готовых антител не имеется, но они могут образоваться, если в кровь резус-положительным людям перелить кровь резус-отрицательную. Поэтому при переливании крови необходимо учитывать и совместимость по резус-фактору.

Знания о резус-факторе имеют большое значение в акушерстве, в тех случаях, когда у резус-отрицательной матери развивается резус-положительный плод. Резус-фактор плода проходит через плаценту в кровь матери и приводит к образованию в ее крови резус-антител. Резус-антитела проникают обратно в кровь плода и вызывают агглютинацию, что приводит к тяжелым нарушениям, а иногда даже к гибели плода. В браке резус-положительного мужчины с резус-положительной женщиной дети рождаются здоровыми. К рождению больного ребенка может привести лишь комбинация «резус-отрицательная мать и резус-положительный отец». Знание этого явления дает возможность заранее планировать профилактические и лечебные мероприятия, с помощью которых можно спасти новорожденных.

Резус-фактор.

Гемолитическая болезнь новорожденных вызывается несовместимостью матери и плода по резус-фактору. Это происходит в том случае, если мать имеет резус-отрицательную кровь, а плод унаследовал от отца резус-положительную кровь. Эритроциты плода, имеющие резус-фактор, попадая в кровь матери, эритроциты которой не содержат его, являются там чужеродными, антигенами, и против них вырабатываются антитела. Но вещества крови матери через плаценту снова попадают в организм ребенка, теперь уже имея антитела против эритроцитов плода.

2.6. Доноры и реципиенты. (Слайд 10, приложение 1)

3. Закрепление материала.

3.1. Фронтальная беседа.

Что такое трансплантация?

Какие ученые открыли группы крови?

Когда возникает резус-конфликт?

Что необходимо учитывать при переливании крови?

Что такое агглютинация? Когда она происходит?

3.2. Решение задач проблемного характера по теме «Переливание крови». (Слайд 12, приложение 1)

4. Задание на дом.

Параграф 16. Подготовить сообщение об истории пересадки органов, повторить материал.

Издавна люди считали кровь носительницей жизни. И поэтому древние врачи пытались ее использовать для спасения раненых, для возвращения молодости старикам и здоровья больным. Но, к сожалению, в те времена еще ничего не было известно о законах кровообращения. И поэтому кровь просто давали больным пить. Но такое лечение не давало результатов. Идея о вливании крови в кровеносные сосуды возникла в XVII веке, благодаря открытию законов кровообращения Корвеем. Пока ученые только пытались найти способы такого переливания и поначалу использовали кровь животных. В 1667 году профессор математики, философии и медицины Сорбонны Жан-Батист Дени перелил страдающему лихорадкой юноше 9 унций крови ягненка, после чего больной быстро поправился (см. Рис. 1).

Рис. 1. Переливание крови ягненка

Ученые стали продолжать проводить такие переливания, но все последующие попытки были неудачными. Больные не выдерживали переливания крови и умирали. В конце XVIII века было доказано, что человеку необходимо переливать только человеческую кровь. Настоящим прорывом в этом были открытия врача Джеймса Бланделла (см. Рис. 2). Он впервые сделал переливание крови от человека человеку. Произошло это в 1818 году. Таким образом он попытался спасти умирающую роженицу, перелив ей кровь мужа. Переливание прошло успешно. С тех пор врачи начали активно использовать переливание крови от человека к человеку.

Рис. 2.

Однако процент неудачного переливания крови был очень высок. И симптомы их болезни были такими же, как и в XVII веке, когда людям пытались перелить кровь животных. Ответ на этот вопрос дал в начале XX века австрийский ученый Карл Ландштейнер (см. Рис. 3).

Рис. 3.

Он доказал, что по биологическим наследственным свойствам кровь человека делится на 4 группы. Эти свойства постоянны, врожденны и не меняются в течение всей жизни человека. Определить, к какой группе крови относится кровь человека, можно по способности эритроцитов склеиваться при попадании в плазму другой группы крови. Итак, групповая принадлежность зависит от наличия на эритроцитах и в плазме крови специальных белков (см. рис. 4). В плазме крови человека содержатся агглютинины α и β, а в эритроцитах - агглютиногены А и В.

Рис. 4. Белки, определяющие группу крови

Таким образом, существуют четыре допустимые комбинации (см. Рис. 5). Каждая из них характерна для каждого человека и определяет его группу крови. Наличие агглютининов α и β - это первая группа крови, еще ее называют - нулевая. Наличие агглютиногена А и агглютинина β - это вторая группа крови - (А). Наличие агглютиногена B и агглютинина α - это третья группа крови (В). Содержание только агглютиногенов А и В - это четвертая группа крови (АВ). В дальнейшем ученые установили, что переливать кровь человеку надо обязательно с соблюдением правил переливания.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 99, задания и вопрос 4, 5, 6.

2. Какие существуют группы крови, и чем они отличаются между собой?

3. Что такое резус-фактор? Какую роль он играет при переливании крови?

4. Подготовьте небольшое сообщение о современных открытиях в области трансплантации органов.



Гиппократ (460-377 до н.э.)


Д. Б. Дени

А в 1667 году французский ученый Д.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.


  • Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена и качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца- рыбий пузырь. Дени перелил один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился.

Первооткрыватели

. 1868 - 1943

Карл Ландштейнер .

В 1900 г. Открыл 3 основные группы крови. В 1830 г. Был удостоен Нобелевской премии.

1873 -1921

Ян Янский. Изучая агглютинацию он пришёл к выводу о существовании 4 группы крови и дал точное описание всей системы групп крови.


  • На поверхности эритроцита находятся особые белки, называемые антигенами: Антиген А и Антиген В или Агглютиногены А и В


Определение группы крови

Сыворотка Результат

Анти-А Анти-В Анти-А

Анти-В

II группа крови

III группа крови

IV группа крови

I группа крови


Правило Отенберга

Первая группа крови – универсальный донор.

Четвертая группа крови – универсальный акцептор

Вливать не более 500 мл во избежание реакции агглютинации


Добровольное донорство



Создатель голубой крови - перфторана

Профессор Феликс Федорович Белоярцев изобрёл препарат – заменитель человеческой крови – перфторан. В основу нового препарата были положены перфторированные углероды, способные растворять в себе кислород и углекислый газ, т. е выполнять функции газообмена, как природная кровь. Это жидкость голубоватого цвета могла доставлять кислород через мельчайшие капилляры.


В презентации были использованы сайты:

http://ospk-ro.ucoz.ru

http://suntime.ucoz.ru