Слово происходит от выражения sans culotte , то есть «без кюлот»; в XVIII в., мужчины из богатых сословий носили кюлоты (они же бриджи , то есть короткие обтягивающие штаны чуть ниже колен) с чулками, а бедняки и ремесленники носили длинные брюки.

После падения Робеспьера, санкюлоты потеряли политическое влияние.

Литература

  • Encyclopædia Britannica Eleventh Edition (1910–1911)

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Санкюлот" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    САНКЮЛОТ, санклюлота, муж. (франц. sans culottes). Революционер, республиканец. (Презрительное прозвище, данное во время французской революции 1789 г. аристократами республиканцами (мелким буржуа, ремесленникам), носившим длинные брюки вместо… … Толковый словарь Ушакова

    А, м., одуш. (фр. sans culotte букв. без коротких штанов). Участник Великой французской революции представитель беднейших слоев городского населения. | Название с. произошло от насмешливого прозвища городской бедноты, не носившей коротких штанов… … Словарь иностранных слов русского языка

    санкюлот - а, м. sans culotte.< sans без culotte короткие штаны. 1. Представитель революционных народных масс (мелких буржуа, ремесленников) в период фр. буржуазной революции конца 18 в. БАС 1. Он <великий Могол> боится, чтобы и к нему господа… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    М. 1. Представитель революционных народных масс мелких буржуа, ремесленников (в период Французской буржуазной революции конца XVIII в.). 2. Революционно настроенный человек, бунтарь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Санкюлот, санкюлоты, санкюлота, санкюлотов, санкюлоту, санкюлотам, санкюлота, санкюлотов, санкюлотом, санкюлотами, санкюлоте, санкюлотах (

Доктор Гаспар. В знак ставшего модным «нищенства» антииспански настроенные дворяне стали в своё время (а это был XVI век) носить нищенскую кожаную суму и деревянную миску для сбора подаяний.

Эмблема гёзов – сумка, миска для подаяний и другие «нищенские» атрибуты.

Между прочим, особенную ненависть простонародья вызывало во времена гёзов богатое церковное убранство: когда восставшие врывались в храмы, они устраивали там панк-молебен палками, камнями, молотами разбивали и ломали иконы, статуи, алтари, пол бывал усыпан золотом, серебром и драгоценностями, и толпа с ненавистью топтала их.

Потом, во времена Французской революции, та же самая история повторилась со словечком «санкюлоты».
Слово происходит от выражения sans culotte, то есть «без кюлот»: в XVIII веке мужчины-дворяне носили кюлоты, они же бриджи – короткие обтягивающие штаны из бархата чуть ниже колен, отороченные кружевами. Кюлоты носили с чулками, а мужская половина простонародья надевала длинные брюки из простой материии – вроде тех, которые сейчас носят все.
Первоначально, на заре революции, словечко «санкюлот» было презрительной кличкой, которую аристократы дали в насмешку предводителям «черни». Потом слово переосмыслили и стали употреблять с гордостью, как обозначение восставшего простого люда.

Два изображения санкюлотов времён Французской революции


Санкюлот и носитель кюлотов


Контрреволюционная карикатура – аристократ (носитель кюлотов) на суде перед санкюлотами в сентябре 1792 года

И вот теперь то же самое, похоже, случилось со словечком «ватники», тоже презрительно (и неосмотрительно!) запущенного в качестве оскорбительной клички простонародья в противовес знаменитым «п...тым шубам» имени Ксении Собчак и Божены Рынски.
Как справедливо заметил один из комментаторов у Доктора, «мем перевернулся: граждане уже вовсю записываются в ватники».
Чтобы никто не упрекнул автора этих строк в непоследовательности – о необходимости вытеснения «п...датых шуб» ватниками мне приходилось писать ещё два года назад :
«Революция "п...датых шуб", о необходимости которой столько времени говорили собчаки, похоже, завершилась, так толком и не успев начаться. А что за ней? За ней начинается революция курток на синтепоне и ватников – а, с поправкой на время года, – футболок, джинсов и прочей простецкой одежды, в которой никак не явишься на великосветский раут. Впрочем, разве в других НАСТОЯЩИХ революциях бывало иначе? Французскую революцию начинали "кюлоты" – то есть приличные господа в коротких придворных штанишках до колен, а заканчивали санкюлоты, то есть носители (общепринятых сейчас во всём мире) простонародных брюк. Кюлоты были ликвидированы как класс. Русская революция 1905 года начиналась "банкетной кампанией", когда приличные господа в смокингах и с моноклями, собравшись в дорогих ресторанах и держа перед собой хрустальные бокалы с изысканным вином, произносили выспренние речи. Завершали её синие блузы и рабочие кепки забастовщиков и баррикадников конца 1905 года, у которых в руках не было бокалов – только булыжники из мостовой. А монокли, смокинги и цилиндры вскоре отправились в утиль истории...»
Впрочем, недореволюция 2012 года до стадии «ватников», увы, так и не докатилась (может быть, потому и осталась «недо»), на подходе к ней по левой части протеста нанесли удар, и именно представители левых оказались на скамье подсудимых всех «болотных» процессов.
А затем либералы, – те самые, что гордо нарекли, как заклеймили, болотную недореволюцию «революцией п...тых шуб», уничижительно обозвали своих оппонентов «ватниками». Хотя люди из списка «Форбса» и кооператива «Озеро», сплотившиеся ради защиты своих капиталов вокруг Кремля, так же мало походили на «ватников», как автор этих строк – на балерину Большого театра. Ну, то, что либералы так своего врага определили – это понятно, хотя тоже могли бы постыдиться, ведь они некогда именно натурального ватника Ивана Денисовича вознесли на пьедестал, определив себя в известной новомирской статье, как «друзья Ивана Денисовича» (а своих оппонентов – как его «недругов»). Один хорошо известный либеральный диссидент сочинил целую оду, настоящий панегирик телогрейке, сиречь ватнику и предлагал поставить ей памятник на одной из городских площадей. И куда всё это испарилось?..
Но особенно печально, что и некоторые левые или считающие себя таковыми подхватили это «модное поветрие» и вовсю стали использовать кличку «ватник» в уничижительном смысле. Получалось, что «п...датая шуба» автоматически оказывалась в союзниках, если главный враг определялся как «ватник». Но когда левые или изображающие себя таковыми своего главного врага видят не в «буржуе», не в гордом носителе «п...той шубы», а в «ватнике», то есть в простом народе – это уже полный, мягко говоря, абзац.

И вот, похоже, мем переворачивается. Что не может не радовать.

Великая французская революция 1789 года оставила значительный след в европейской истории. Участниками революционных выступлений были разные слои в том числе и санкюлоты. Это слово, наверное, слышал мало кто из людей у нас в стране. Даже не все учителя истории сразу смогут сказать, кто это.

Значение слова "санкюлоты"

По-французски слово пишется как sans-culottes. Что ж это за такие загадочные уникальные личности? Санкюлоты - это название представителей так называемого "третьего сословия". Незнатные люди во времена Французской революции были настроены особенно революционно по отношению к монархии, поэтому именно они часто бывали наиболее активны в происходящих событиях. По социальному статусу к "третьему сословию" в 18-м веке относились ремесленники и мелкая буржуазия. Именно эти слои французского общества и носили в то время название "санкюлоты".

Название происходит от стиля одежды

Французская историческая традиция предусматривает для каждой социальной прослойки определенный фасон одежды. Исходя из этого мы попытаемся понять происхождение этого слова. Представители элиты французского общества (мужчины) практически на всех картинах изображены в "кюлотах". Это короткие узкие штаны, которые имели право надевать только представители высших сословий.

Соответственно, особы, не имеющие специального юридического статуса (принадлежность к определенному высокому сословию обязательно подтверждалась документально), не могли надевать такие штаны. Они обычно носили длинные брюки.

Роль санкюлотов в революции

Санкюлоты - это наиболее активные участники восстания. Именно они 14 июля 1789 года смогли ворваться в Оружейную палату, где смогли раздобыть более 30 000 мушкетов. Революционно настроенным силам оружие было жизненно необходимо, поэтому вопрос, который решили санкюлоты, был чрезвычайно важен. Захват такого количества мушкетов во многом определил успешность большинства будущих действий революционеров.

Именно санкюлоты, распределив между подразделениями захваченное оружие, организовали взятие 14 июля 1789 года Бастилии. Кроме этого, "третье сословие" было базовым для формирования Штурм также организовали санкюлоты. Это событие, как известно, привело к падению монархии во Франции.

При формировании органов местного самоуправления представители монархической элиты, безусловно, не могли получать важные должности, поэтому социальной основой для подбора кандидатов в эти структуры стали именно ремесленники, бедняки и мелкая буржуазия.

В 1787 году во Франции запретили деятельность научных и литературных клубов: король счел, что его подданным вредно думать. Однако уже в 1789-м, с началом революции, стали формироваться клубы уже сугубо политические: передовые умы собирались порассуждать на тему «как нам обустроить Францию». Что это были за клубы? И кто в итоге стал основной движущей силой Великой революции?

Жирондисты

Клуб возник на основе кружка адвокатов из Жиронды - департамента на юго-западе Франции. Отсюда и название.

Поклонники Руссо, жирондисты яростно выступали за свержение монархии и даже мечтали «раздуть мировой пожар», освободив от угнетателей всю Европу. Однако суда над королем опасались, полагая, что за этим последует террор.

Среди жирондистов хватало сладкоречивых ораторов (адвокаты как-никак), но недоставало талантливых организаторов. В 1793-94 годах большинству из них пришлось познакомиться с «продажной девкой революции» - гильотиной.

Как сказал один из жирондистов Пьер Верньо, отправляясь на эшафот, «Революция, подобно Сатурну, пожирает своих детей».

Кордельеры

Именовали себя Обществом друзей прав человека и гражданина. Но поскольку собирались эти «друзья» в монастыре францисканцев-кордельеров, то вскоре к ним прилипло это монашеское название.

Ругательски ругали врагов республики и защищали права простого народа. На заседаниях клуба присутствовали и голоштанники-санкюлоты, и - что по тем временам было неслыханным новшеством - даже женщины. Верховодили среди кордельеров великолепный оратор Жорж Дантон и журналист Камиль Демулен.

После попытки короля эмигрировать кордельеры возглавили республиканское движение; после свержения монархии на смерть схватились с жирондистами - и вскоре слились с якобинцами.

Якобинцы

Этот клуб тоже носит монастырское название: пунктом сбора якобинцев был доминиканский монастырь святого Якова. Они называли себя друзьями свободы и равенства. На заседаниях Конвента депутаты-якобинцы восседали на самых верхних скамейках, под самым потолком, или, как тогда говорили, «на Горе» (la Montagne); отсюда еще одно их название - монтаньяры, то есть горцы.

Клуб был довольно разнородным: его правое крыло возглавлял Дантон, левое - Марат, а центральное - Робеспьер. Однако программа клуба была едина: развитие революции и защита ее завоеваний.

Придя в 1793 году к власти, якобинцы тут же установили революционно-демократическую диктатуру.

Фельяны

В свое время отпочковались от Бретонского клуба, то есть собственно от будущих якобинцев. Причиной обособления фельянов было их недовольство радикальными взглядами товарищей вроде Робеспьера.

Лидеры фельянов - Лафайет, Барнав, братья Ламет - стояли за конституционную монархию; их голубой мечтой был компромисс между крупной буржуазией и либерально настроенными аристократами. Призывали остановить наконец революцию и зажить спокойно; на этом-то основании якобинцы после свержения короля и прикрыли клуб фельянов, объявив их предателями и злобной контрой.

Болото, оно же Равнина, оно же Брюхо

Собственно, никакой не клуб, а попросту подавляющая часть депутатов Конвента, которые склонялись то влево, то вправо, поддерживали то одних, то других - в зависимости от ситуации. Соответственно, перед ораторами стояла задача перетянуть Болото к себе, чтобы оно проголосовало должным образом.

Санкюлоты

Так называли рабочих лошадок революции - всех радикально настроенных представителей третьего сословия. Это их усилиями штурмовались Бастилия и Тюильри, их руками свергалась монархия.

В отличие от аристократов, щеголявших в коротеньких панталонах, или кюлотах, простолюдины носили удобные длинные штаны; отсюда и название - sans-culottes.

После 1792 года так стали называть всех революционеров-радикалов - хотя, к примеру, тот же Робеспьер носил самые настоящие кюлоты.

Шуаны

Крестьяне, выступающие за короля - дико звучит, не правда ли? Однако шуаны формировались именно из таких.

С чего бы крестьянам с северо-запада Франции выступать в защиту королевской власти и католической церкви? Все очень просто: одним не нравились якобинские реквизиции, другие наслушались агитации сладкоголосых роялистов, третьи просто не желали идти в армию и воевать.

Шуаны вели себя как настоящие разбойники, жили набегами - причем даже после того, как якобинцы потеряли власть. Только в 1803 году были окончательно разгромлены.