Корсу́нская часовня или Часовня Корсунской Божией Матери находится в Изборске , Псковская область . Располагается у Талавской башни , с северо-западной стороны Изборской крепости .

Построена на месте древнего могильника. Согласно преданию, это братская могила воинов-изборян - участников обороны Изборской крепости в 1657 году.

Здание часовни - квадратное в плане, почти кубическое. В основании уложен тёсаный гранит. Кровля четырёхскатная, венчается небольшим барабаном с четырьмя узкими окнами по сторонам света и луковичной главкой с крестом. Над входом - киот, в котором помещена икона «Корсунской Божьей Матери», написанная в 1931 года иконописцем Пименом Сафроновым.

Внутри в восточной и западной стенах находится закладной крест и часть древнего креста из бывшего здесь могильника.

Напишите отзыв о статье "Корсунская часовня (Изборск)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Корсунская часовня (Изборск)

Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
– Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
– Ничего, мой друг.
– Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
Анна Михайловна покачала головой.
– Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.

К 1150-летию первого упоминания Изборска в летописи
(862 год)

Никольский собор

Как и во многих русских крепостях, внутри Изборской крепости находился храм. Его местонахождение очень символично. Никольский собор Изборска, который впервые упоминается в летописи под 1341 годом, располагался у самого въезда в крепость. Таким образом, в момент осады храм должен был морально поддерживать защитников, которые стояли у ворот - самого важного места обороны.

Таким же православным символом стойкости, мужества, готовности грудью встать на защиту веры и родной земли являются три каменных креста, выложенные из плит известняка на стене между башнями Вышка и Рябиновка и как бы смотрящие в сторону католического Запада. Эти три больших каменных креста и две полосы орнамента из уложенных на ребро плит (орнамент, характерный для псковских церквей) не смягчают, а, наоборот, подчеркивают суровый вид крепости.

Никольский собор в Изборске
первая половина XIV века

Морозкина Е.Н.

Никольский собор в Изборске / Е.Н.Морозкина // Морозкина Е.Н. Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Т.1. - М.: Северный паломник, 2007. - С. 44-51

Среди историков русской архитектуры до сих пор высказывается сожаление о том, что не сохранилось ни одного псковского памятника XIV века - времени, когда в результате Болотовского договора Псков юридически получил самостоятельность и когда шло формирование псковского архитектурного стиля, давшего плеяду блестящих построек XV - XVI веков. Единственным памятником этого времени, у которого уже имелись новые черты, считался Троицкий собор 1365-67 гг., известный лишь по рисунку Государственного Исторического музея.

До нас, однако, дошёл один псковский памятник, сохранившийся в натуре, в котором искания зодчих XIV века видны более ярко, чем в архитектуре снетогорского собора, - памятник, обладающий высокими художественными достоинствами и вместе интересный именно тем, что в нём идёт выработка новых форм.

Это Никольский собор в Изборске.

Никольский собор, венчающий гору Жеравью, - главое здание древнего Изборска. Так же, как София для Новгорода и Троица для Пскова, он олицетворял весь город, служил его символом. По тогдашним понятиям, святой Никола охранял город, как некогда щур охранял дом: Изборск находился под его моральной защитой. Культ Николы, связанный с земледелием, был чрезвычайно популярен на Руси, о чём свидетельствуют русские и иностранные источники. Из покровителя сельских работ Никола скоро превратился в «поборника земли Русской», заступника пленённых и угнетённых, в смелого борца за правду, спасителя погибающих на воде, «скорого помощника» во всех бедах. Не случайно, что в Псковской земле гланые церкви большинства городов-крепостей были посвящены Николе. Собор был перенесён сюда со старого городища вместе с городом, как неотъемлемая часть его, и расположен так же, как и там, - у южного края крепости, близко от въездных ворот.

Изборск был перенесён на новое место в 1303 году. Каменная крепость завершена в 1330 году. Никольский собор впервые упоминается под 1342 годом. Правда, в летописи под этим годом упоминается только «дом святого Николы». Что речь шла о каменном соборе, подтверждает летописное сообщение 1349 года, в котором говорится, что в Изборске освящён «престол святого Спаса оу святого Николы на полатех, апреля в 15 день», то есть каменный собор построен до 1349 года. Таким образом, дата постройки собора заключена между 1303 и 1342 годами, то есть в первой половине XIV века.

Никольский собор - главное здание не просто города, но города-воина, оплота Пскова на его западной границе. Возможно, собор был единственным каменным зданием крепости. Он стоит у главных ворот, охраняя въезд в город, как дополнительная башня.

Расположенный над обрывом, у края крепости, собор далеко виден со старой псковской дороги. Блистающий в венце суровых башен, он выражает город вовне. От ворот собор воспринимается с угла, объёмно, сразу заявляя о своей мощи. Сейчас этот эффект пропадает, так как вход в крепость устроен рядом, в проломе. Нужно войти в неё через старинные ворота.

Рядом, на Колокольной башне, стояла двухпролётная звонница-всполох, служившая и колокольней собора, и набатом, оповещавшим окрестное население о приближении врага, то есть тоже обращенная вовне: «Да у судебни под стрельницею, на которой стрельне колоколница, ледник камени» (Опись конца XVI века). Изображение этой звонницы сохранилось на рисунке Мартынова середины XIX века и фотоснимке Кампрада, сделанном в 1871 году.

Никольский собор представляет мощный кубический объём, увенчанный одной главой и имеющий всего лишь одну апсиду. С юга к нему примыкает придел, построенный в XVI веке, с запада - притвор и колокольня XIX века (1845 год).

Собор покрыт на четыре ската. Первоначально форма была или восьмискатная, или имела лопастную форму по новгородскому образцу, хотя расчленённый верх мало вяжется с исключительной монолитностью памятника. Рано утром или под вечер, когда стены собора освещены косыми лучами солнца, хорошо видно, что углы его надложены под четырёхскатную кровлю, - причём линия, по которой их надложили, воспринимается как прямая. Окончально вопрос о завершении собора можно решить, только вскрыв верхние части его стен. Необходимо вскрыть кровлю собора и проникнуть на «чердак», тогда можно будет также проверить, не имел ли придел, расположенный на хорах, дополнительную главу. Это могло существенно повлиять на форму завершения всего памятника. Фасады разделены на три части лопатками, которые вверху соединялись лопастными кривыми. Апсида без каких-либо украшений. Древние окна имеют форму бойниц. Окна собора расширены в 1873 году; видимо, тогда же с восточной стороны устроен контрфорс. Сохранился документ о сборе денег на «исправление церкви» за 1871 год. В документах за 1908 год указывается, что «контрфорс ветх». Далее говорится о новых переделках. «В самом же храме, около клироса, на юг, два окна, верхние и нижние обращены в одно, а с западной стороны притвора прирублено новое окно, расширены двери из придела в собор», произведены и другие переделки, касающиеся притвора. (В 1908 году собор обследовал Покрышкин). Окна барабана без бровок. Нависающий карниз отдалённо напоминает поднятое забрало или край кольчуги. Он состоит из двойного ряда эллиптических арочек, лишённых профиля, которые размещены вразбежку.

Форма главы - полусферическая. Она увеличивает приземистость собора. По форме глава близка к полусфере, однако зрительно возникает впечатление, что внизу она имеет некоторое подвышение, центр сферы приподнят над верхним краем барабана. Это спасает главу от проседания, которым грешат главы у псковского Ивановского собора и у некоторых других отреставрированных памятников. Хотя глава сделана в середине XIX века, она могла повторить древнее очертание.

Собор четырёхстолпный. Столбы квадратны в плане. К западным примыкают деревянные хоры с каменной «палаткой» на них, которая служила приделом.

Особенно интересны своды собора. Они представляют собой тип ступенчатых подпружных арок, которыми перекрыты концы креста. Арки расслаивают свод на три части: средняя арка выше крайних и лежит на них. Западный конец креста, включающий хоры, имеет не три, а четыре членения, так что в разрезе арки вы­ глядят, как два зубца. Такого покрытия до нас не донёс ни один памятник Пскова. Это вариант ступенчатых арок, распространившихся позже во Псковской земле. Однако в XV - XVI веках во Пскове преобладали ступенчато-повышенные подпружные арки, а здесь как бы идёт выработка этих форм. Создаётся впечатление, что зодчий ещё не может преодолеть материала: повышая арку в середине, затем снова понижает её. Вместе с тем такая форма имела конструктивный смысл: рёбра увеличивали жёсткость свода (они могли облегчить постановку кружал).

Если рассмотреть ещё одно звено этих арок, соответствующее концу креста, то получается форма, из которой могло развиваться покрытие бесстолпного храма (типа Николы Каменноградского), стоит только в середине врезать световую главу.

Придел собора возведён в XVI веке вместо одноимённой деревянной церкви Преображения 1349 года. Придел бесстолпный, покрыт цилиндрическим сводом с глухой главкой, украшенной изразцами XVIII века. Многолопастная арка, обрамляющая его южную сторону, напоминает оформление притвора церкви Никиты во Пскове. Притвор появляется позже придела: известно, что от притвора придел отделяла арка на плитяных столбах, уничтоженная в 1873 году (В том же году увеличены окна в алтаре придела и притворе. Расширены двери из придела в собор и притвор). Видимо, это были традиционные псковские столбики, какие ставились при входах. Следовательно, вход в придел был наружным.

Итак, памятник разрастался постепенно: сперва он представлял монолитный кубический объём, потом получил с юга придел, затем - притвор и в середине XIX века - колокольню. С самого начала строители собора думали о какой-то пристройке или навесе над входом с севера (в северо-западном углу собора). Вокруг этого входа оставлено целое поле стены - лопатки начинаются выше него. Важность этого входа понятна: он был защищен самим собором от обстрела - ведь собор очень близко придвинут к крепостной стене.

Никольский собор сравнительно невелик: он гораздо меньше соборов Мирожского, Ивановского и Снетогорского монастырей. По размерам в плане он почти в точности совпадает с такими памятниками, как церкви Георгия со Взвоза, Космы и Дамиана с Гремячей горы, Воскресения со Стадища, Георгия в Сенно, однако производит впечатление мощного сооружения. Это достигается благодаря его положению, его обособленности (собор стоит на вершине холма, посреди безбрежного пространства); благодаря венцу из нескольких башен, которые, не затесняя, поддерживают его объём, - собор как бы объединяет их, выделяясь по контрасту; благодаря лаконизму, нерасчленённости объёма (апсида одна, декора ещё меньше, чем у других псковских памятников; рисунок барабана словно вырезанный в плите, прост и крупен, придает собору значительность) этому же служит форма его главы, усиливающая общую кубичность.

Глава важна и для масштабного решения храма: она увеличивает его относительные размеры. При большой, раздвинутой главе собор казался бы меньше - с маленькой «подобранной» главой он возрастает. При общем лаконизме памятника огромное значение в качестве единицы масштаба приобретают его щелевидные окна. Окна-бойницы выражают крепостной характер собора. По сравнению с ними поверхности стен воспринимаются грандиознее. Декор барабана не настолько крупен, чтобы ослабить его впечатление; вместе с тем он лишён суетливости.

Пристроенный придел несколько сбивает масштаб храма: не в силах лишить собор значительности, он всё же относительно уменьшает его (Собор похож на взрослого коренастого человека, а не на большого ребёнка). Пристройка с севера, задуманная с самого начала, но не осуществлённая, предполагалась меньшей, чем придел (Об этом можно судить по размерам оставленного для неё поля стены).

Основной художественной идеей Никольского собора в Изборске является его весомость, материальность, «тяготение к земле», столь характерное для памятников Пскова. Это выражено как во внешнем облике собора, так и внутри его; материальность сказывается и в кубическом объёме собора, и в откосах его стен, и в энтазисе и карнизе барабана, свисающем двойной аркатурой, и в свисающих внутри, приподнявшихся было друг над другом, но словно отяжелевших арках.

Архаическая лепка стен собора подчёркивает его мощь. Собор выстроен из грубо околотой местной плиты, и фактура его белёных стен, быть может, ещё богаче светотеневой игрой, чем у других памятников Пскова. Вместе с тем такая кладка, обволакивающая стены воздухом, сообщает Никольскому собору удивительную мягкость, словно он олицетворяет лучшие черты русского человека: соединение мужества и доброты. Вот почему, вписанный в просторы русской природы, памятник кажется таким национальным произведением.

Никольский собор гораздо ближе к последующим псковским произведениям, чем к предыдущим. Его покрытие было не позакомарным, как у предшествующих соборов, а восьмискатным, как у большинства последующих памятников Пскова, или трёхлопастным. Этому соответствовало расчленение и завершение стен; пришедшее из Новорода, оно получило во Пскове свою интерпретацию и стало затем традиционным. В соборе впервые на Псковской земле применены ступенчатые арки, однако ещё не сложившиеся в систему ступенчато-повышенных, которые как бы раздвигают своды, развивая внутреннее пространство в высоту.

Подпружные арки и у Мирожского, и у Ивановского, и у Снетогорского соборов были пониженными. Почти все известные нам церкви Пскова, построенные после Никольского собора, имеют ступенчато-повышенные подпружные арки. По сравнению с ними, систему арок Никольского собора можно назвать архаической. Составляя переход от пониженных арок к повышенным, она говорит о самостоятельной выработке псковичами ступенчатых сводов. Подобных конструкций до нас не донёс ни один из памятников Пскова - быть может, они были единственными.

У собора ещё не выработался традиционный декор. Апсида - гладкая. Декор барабана не повторился (Поиски новых форм декора начались ещё у собора Снетогорского монастыря). Никольский собор определил абсолютные размеры, ставшие характерными для многих псковских церквей. В отличие от предшествующих соборов у него не три, а одна апсида.

Никольский собор в Изборске можно считать первым из дошедших до нас памятников псковской архитектурной школы, получившей свой расцвет в XV - XVI веках. Однако он несёт переходные черты, являясь одним из узловых памятников в развитии псковского зодчества. В нём обозначился стык эпох. В этом его значение. Разумеется, и в его высокой художественной ценности. Несмотря на то новое, что заложено в Никольском соборе и что получило развитие в дальнейшем, сам он является памятником уникальным, не имеющим близкого повторения.

Морозкина Е.Н.

Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Т.1. - М.:Северный паломник, 2007. - 424с.

В основу издания легла диссертация Е.Н.Морозкиной, которую Высшая аттестационная комиссия (ВАК) Министерства образования решила опубликовать сразу после ее блестящей защиты в МАРХИ в 1968 году, а Елене Николаевне Морозкиной присвоить докторскую степень. Но судьба распорядилась иначе...

Мы счастливы, что в 21 веке, эта книга вышла и с нею можно поработать в Центральной городской библиотеке г.Пскова (ул.Конная, д.6; тел.57-11-73).

Монографический разбор архитектурных памятников XII-XIX веков, обследованных Е.Н.Морозкиной сорок лет назад, и сейчас представляет неоспоримую ценность для историков, исследователей и реставраторов.

Отдельная статья первого тома посвящена Никольскому собору в Изборске. А второй том открывает большой материал, посвященный Мальскому монастырю, расположенному всего лишь в четырех километрах западнее Изборской крепости.

Корсунская часовня

Построена возле Талавской башни в 1931 (возм.1929) году в честь знаменитой иконы Корсунской Божией Матери - изборской реликвии, долгие годы хранившейся в Никольском соборе крепости.

До наших дней дошла легенда о том, как Изборск чуть не оказался под немцем. Случилось это 22 марта (по ст. стилю) 1685 года, когда враги пожгли посад в Печерском монастыре и намеревались осадить Изборскую крепость. Узнав об этом, некая вдовица Евдокия поставила икону Корсунской Божией Матери и Иисуса Христа в своей клети, зажгла перед ней свечу и всю ночь молилась с дочерью Фотинией. И было им знамение, исходящее от образа иконы, - из очей Богородицы текли слезы. Вдова об этом рассказала клирику Симону. Тот принес икону в собор Николая, и Священный Собор, и воевода стали свидетелями сего чуда, увидев потоки слез, текущих от обоих очей Божией Матери, а от левого ока слезный поток протек до Превечного младенца Иисуса Христа. Не медля изборяне сообщили о чуде архиепископу Псковскому Макарию. Он повелел 40 дней перед иконой петь молебны. И был тогда Изборск избавлен от вражеского нашествия молитвами Пресвятой Богородицы. С тех пор изборяне иконе Корсунской Божией Матери - своей небесной заступнице - воздают «честь и невозбранное поклонение».

В XX столетии спасительная сила, исходящая от чудотворной иконы, нашла подтверждение в реальной жизни жителей Изборска. В конце 20-х годов жена бывшего морского офицера, изборского купца Л.Костенко-Радзиевского, страдавшая неизлечимым недугом, исцелилась с Божией помощью. Потрясенный совершившимся чудом, ее супруг вложил свои средства в строительство часовни иконы Корсунской Божией Матери. Этот факт стал известен совсем недавно, но он существенно дополняет историю создания миниатюрного культового сооружения.

Еще более удивителен другой эпизод. Во время Великой Отечественной войны, а именно 30 июля 1944 года, в день освобождения Изборска от немецко-фашистских захватчиков, в крышу часовни попал снаряд. Укрывавшиеся там от бомбежки люди, в основном дети, оказались целы и невредимы. Удар приняла на себя чудотворная икона (список с нее). На изображении Корсунской Божией Матери были обнаружены многочисленные осколки.

Один из списков с чудотворной иконы в марте 1981 года был похищен. Однако стоит нерушимо часовня, связанная с ее именем, названная в ее честь. Несмотря на то, что памятник уже нашего времени не может соперничать с древней крепостью - ни по возрасту, ни по монументальности - он прекрасно смотрится на фоне ее суровых стен и башен, гармонично сочетаясь с нею своим архитектурным обликом.

На восточной и западной стенах Корсунской часовни можно обнаружить деталь древнего креста из бывшего могильника и закладной крест.

Часовня поставлена на месте древнего могильника, обложенного каменными плитами и крестами. По местному преданию, это братская могила изборян - участников обороны крепости в 1657 году. На восточной стене есть закладная доска с надписью: «Проект часовни - дар художника - архитектора Александра Игнатьева Владовского». На другой доске текст с датой закладки здания, которая трудно читается. Предположительно здание выстроено в 1929 году, в то время, когда Изборск территориально относился к республике Эстония. Проект разработан известным петербургским зодчим А.И.Владовским, заслуженным мастером романтического неорусского стиля. Для его работ характерно творческое переосмысление традиций русской архитектуры. Изборская часовня - одно из лучших произведений автора в этом стиле.

Строительство часовни для изборян было своеобразным актом уважения к древним традициям исконно русской земли. Здание часовни - квадратное в плане, почти кубическое, перекрытое кровлей на четыре ската. На сферическом своде покоится небольшой световой барабан с узкими окнами по сторонам света, луковичная удлиненная главка и восьмиконечный крест наверху. Основание часовни сложено из тесаного гранита. Вход украшен архитектурным порталоми с киотом над ним, углы закреплены лопатками, барабан опоясывает псковскийй орнамент. В интерьере - свод зрительно поддержан угловыми столбиками. В восточной и западной стенах, закладной крест и деталь древнего креста из бывшего здесь могильника.

Икона «Корсунской Божьей Матери» для киота над входом подписная, 1931 года работы мастера Пимена Софронова.

Корсунская часовня с белыми оштукатуренными стенами очень гармонично смотрится на фоне серых суровых стен и башен, подчеркивая тонкостью своих линий и миниатюрностью размеров мощь и неприступность самой крепости.

Корсунская икона Божией Матери не одно столетие почиталась прихожанами. К сожалению, о Корсунском образе сейчас приходится говорить в прошедшем времени — тридцать лет назад его украли, и ныне на его месте находится копия. Но кто знает, может, эта еще вернется в эти стены?

С Корсунской иконой Божией Матери в Изборске связано множество легенд

Есть, например, такой рассказ. Один изборянин томился в плену, и однажды ему явился образ Богородицы на простой доске стола; Пресвятая велела взять его с собой и бежать. Побег удался. Вернувшись на родину, бывший пленник отдал образ знакомой вдовице Евдокии. Ей-то и было открыто, что не простую икону принес он, а чудотворную. Подтверждения не заставили себя долго ждать. Осаждаемый все время врагами, приграничный Изборск только успевал отражать нападения. В середине XVII века, во время одной из осад, изборяне сорок дней молились в Никольском соборе перед Корсунской иконой. Сорок дней мироточил образ, а потом неприятель отступил. С тех пор иконе стали воздавать «честь и невозбранное поклонение».

Чудодейственная сила Корсунской иконы Божией Матери

Позже, уже в XX столетии, икона снова неоднократно доказывала свою чудодейственную силу. Так, один местный купец, бывший морской офицер Л. Костенко-Радзиевский, был столь потрясен внезапным исцелением своей супруги от неизлечимой болезни (та неустанно перед тем молилась чудотворной), что на собственные средства возвел часовню в честь этой иконы. На восточной и западной стенах часовни и сейчас можно обнаружить фрагменты древнего креста из одного из местных могильников, а также закладной крест. И еще — купец постарался сделать так, чтобы постройка не выбивалась из архитектурного ансамбля всей крепости, а дополняла бы его. И ему это прекрасно удалось — едва ли неосведомленный человек примет миниатюрную, традиционно-русскую Корсунскую часовенку за памятник прошлого столетия. Выглядит она, словно испокон веков стояла у подножия Талавской башни.

Утрата Корсунской иконы Божией Матери

В лихие 80-е годы прошлого века случилась беда — великая изборская святыня пропала. Ее украли, причем, как рассказывал один из местных священников, вынесли, разобрав трубу. Позже безбожные злоумышленники похитили из Никольского собора все серебряные ризы с образов, унесли даже икону святителя Николая из алтаря. «Мира нет среди прихожан, — объяснял знаменитый старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн (Крестьянкин), отвечая на вопрос, почему нечестивцы дерзают прикасаться к святыням. — Чтобы в общем горе всех примирить, иногда Господь дает такие испытания». И точно — горе словно объединило всех изборян: сообща молились они об обретении драгоценных реликвий, и через две недели икону святителя Николая обнаружили под Новгородом.

Корсунский образ, правда, до сих пор не обретен, но его копию подарил храму отец — он любил приезжать сюда помолиться. И теперь, как и прежде, каждый снова может поклониться Корсунской иконе Божией Матери.

При-го-ро-да Из-бор-ска Псков-ской гу-бер-нии и по-ме-ща-ет-ся в ико-но-ста-се глав-но-го при-де-ла, по ле-вую сто-ро-ну цар-ских врат. В ру-ко-пис-ном ска-за-нии о быв-шем от этой ико-ны чу-де са-ма ико-на на-зва-на «пяд-нич-ной», по-то-му что изо-бра-же-ние ее по ши-рине рав-но ста-рин-ной рус-ской ме-ре — «пя-ди», или 4 верш-кам.

На иконе Бо-жия Ма-терь изо-бра-же-на по пер-си. Гла-ва Ее слег-ка скло-ни-лась в ле-вую сто-ро-ну к Бо-гом-ла-ден-цу, Ко-то-рый Сво-им немно-го при-под-ня-тым ли-ком при-ник к ли-ку Пре-чи-стой Ма-те-ри, охва-тил Ее шею пра-вой ру-кой и ле-вую про-стер к Ее пра-во-му пле-чу. Све-жесть кра-сок, яс-ность и от-чет-ли-вость изо-бра-же-ния изу-ми-тель-ны! Ико-на ка-жет-ся на-пи-сан-ной в са-мое недав-нее вре-мя, а меж-ду тем ни-кто не пом-нит, чтобы жи-во-пись об-нов-ля-лась; не вид-но это-го и из цер-ков-ных до-ку-мен-тов. Мест-ные жи-те-ли рас-ска-зы-ва-ют, что ни-ко-му не уда-ет-ся вос-про-из-ве-сти вполне точ-ную ко-пию: спи-сок все-гда рез-ко от-ли-ча-ет-ся от под-лин-ни-ка су-хо-стью изо-бра-же-ния. Ико-на укра-ше-на среб-ро-по-зла-щен-ной ри-зой, укра-шен-ной жем-чу-гом; на ней сде-ла-на сле-ду-ю-щая над-пись: «Воз-об-нов-ле-на Алек-сан-дром и На-ста-сьей Ка-мен-но-го-род-ски-ми 1833 го-да июля 5 д.». Ис-то-ри-че-ские све-де-ния об этой Кор-сун-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри на-чи-на-ют-ся со вто-рой по-ло-ви-ны XVII сто-ле-тия. В од-ной со-хра-нив-шей-ся ру-ко-пи-си го-во-рит-ся сле-ду-ю-щее:

«Бла-го-сло-ви, от-че, про-че-сти. Бысть убо сие ве-ли-кое и пре-слав-ное чу-до Бо-го-ма-те-ре, еже пре-чи-стою и Чест-ною и по-кло-ня-е-мою Ея ико-ною со-де-я-ся в ле-то 7165 (1657). Во свя-тый и ве-ли-кий пост, на ше-стой неде-ли, во втор-ник, ме-ся-ца мар-та 17 день при-шед-ше но-щию по-га-нии нем-цы к Пе-чер-ской оби-те-ли на по-сад и по-жго-ша весь по-сад той, и в той день мно-го кро-во-про-ли-тия со-тво-ри-ша. Вне же гра-да Из-бор-ска, на по-са-де, то-гда жи-ву-щии хри-сти-ане та-ко-же бо-я-ще-ся на-ше-ствия по-га-ных, при-не-со-ша име-ния своя во град Из-борск. Бе же некая вдо-ви-ца, име-нем Ев-до-кия, ту-то же на по-са-де жи-вя-ше, у нея же в до-му бе пяд-нич-ная ико-на Пре-свя-тыя Вла-ды-чи-цы на-шея Бо-го-ро-ди-цы и Прис-но-де-вы Ма-рии с Пред-веч-ным Мла-ден-цем Ея, Гос-по-дем на-шим Иису-сом Хри-стом. То-гда же та вдо-ви-ца, та-ко-же бо-я-щи-ся на-ше-ствия по-га-ных, взем-ши чест-ную ону ико-ну, при-не-се ю во град Из-бо-реск и по-ста-ви ю в кле-ти сво-ей. По сем же, то-го же мар-та 22 день, в неде-лю цвет-ную (Ва-ий), егда по-и-до-ша свя-щен-ный со-бор со свя-ты-ми ико-на-ми и с чест-ны-ми кре-сты вне гра-да во оби-тель св. Ни-ко-лая в го-ро-ди-щской, то-гда же у тоя вдо-ви-цы сто-я-ше та чу-до-твор-ная ико-на Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы в кле-ти ея; в то же вре-мя та вдо-ви-ца, вжег-ши, по-ста-ви све-щу пред тою ико-ною и на-ча мо-ли-ти-ся и со дще-рию сво-ею, име-нем Фо-ти-ни-ею, и абие ви-де-ша зна-ме-ние страш-но и ужа-са ис-пол-не-но, — по-ка-заш-а-ся от тоя ико-ны от об-ра-за Пре-чи-стыя Бо-го-ма-те-ре из обою оку сле-зы те-ку-ща. По сем же та вдо-ви-ца по-ве-да неко-е-му че-ло-ве-ку кли-ри-ку, име-нем Си-мео-ну; он же, взем чест-ную ону ико-ну, при-не-се ю в со-бор-ную цер-ковь св. Ни-ко-лая, ар-хи-епи-ско-па Мир Ли-кий-ских, чу-до-твор-ца. То-го же ме-ся-ца в 24 день освя-щен-ный со-бор и во-е-во-да сви-де-тель-ство-ва-ше о сем пре-слав-ном чу-де-си в со-бор-ной церк-ви и ви-де-ша слез-ные по-то-ки от обою очию от об-ра-за Пре-чи-стыя Гос-по-жи Бо-жия Ма-те-ре, а от ле-во-го ока слез-ный по-ток про-те-че и ста на Пред-веч-ном Мла-ден-це, Гос-по-де на-шем Иису-се Хри-сте. Свя-щен-ный же со-бор и во-е-во-да со-ве-то-ва-ше о том чу-де-си и воз-ве-сти-ша пи-са-ни-ем во гра-де Пско-ве ве-ли-ко-му гос-по-ди-ну, прео-свя-щен-но-му Ма-ка-рию ар-хи-епи-ско-пу. Он же по-ве-ле пред тою ико-ною че-ты-ре-де-сять дний по вся дни мо-леб-ная пе-ти. То-гда же мо-лит-ва-ми Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы град Из-бо-реск из-бав-лен бысть от на-ше-ствия по-га-ных. По сем же то-го же ле-та, В пост свя-тых апо-стол, по по-ве-ле-нию ар-хи-епи-ско-па Ма-ка-рия при-не-се-на бысть иере-ем та чу-до-твор-ная ико-на Пре-чи-стыя Бо-жия Ма-те-ре во град Псков, во свя-тую со-бор-ную цер-ковь Св. Тро-и-цы, и пре-бысть та ико-на во гра-де Пско-ве две сед-ми-цы, и укра-ше-на бла-го-чинне окла-дом; и па-ки при-не-се-на бысть во град Из-бо-реск и по-став-ле-на в со-бор-ной церк-ви св. Ни-ко-лая, яко да убо весь град честь ей и по-кло-не-ние невоз-бран-но воз-да-ет и бла-го-да-ре-ние. По сем же вре-мя пре-иде не ма-ло, егда пре-хо-дя-щу ше-сто-му на де-сять ле-ту, от нем же бысть чу-до сие Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы, дой-де в слух о том пре-див-ном чу-де-си ве-ли-ко-му Ар-се-нию ар-хи-епи-ско-пу; он же ве-ли-кий гос-по-дин, же-лая все-гда ми-ло-сти Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы и за-ступ-ле-ния Ея ро-ду хри-сти-ан-ско-му, по-ве-лел в том гра-де Из-бо-рес-ке по вся ле-та празд-но-ва-ти празд-ник Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы чест-на-го Ея зна-ме-ния ме-ся-ца мар-та в 22 день: на па-мять св. свя-щен-но-му-че-ни-ка Ва-си-лия, пре-сви-те-ра ан-кир-ския церк-ви. От то-ле же уста-ви-ся сие тво-ри-ти; на вос-по-ми-на-ние то-ли-ко-го пре-див-но-го чу-да все-нощ-ный со-де-ва-ем празд-ник, бла-годар-ствен-ныя пес-ни при-но-ся-ще Ма-те-ри Бо-жи-ей; празд-ну-ем и пред ли-тур-ги-ею, пев мо-леб-ная. И освя-ща-ют во-ду, и па-ки с мо-леб-ным же пе-ни-ем и со бла-го-вон-ным каж-де-ни-ем, взем-ше чу-до-твор-ную ону ико-ну Пре-чи-стыя Бо-го-ма-те-ре и свя-щен-ную во-ду и об-хо-дя-ще по стене гра-да бла-го-чи-ние и освя-ща-ю-ще его на вся-ко ле-то об-хож-де-ни-ем и па-ки воз-вра-щ-ше-ся в со-бор-ную цер-ковь свя-то-го Ни-ко-лая, по-став-ля-ют чест-ную ону ико-ну Бо-жия Ма-те-ри в той же церк-ви мно-же-ству бла-го-че-сти-вым при-хо-дя-щим на ви-де-ние и по-кло-не-ние; и та-ко то-го дне и про-чее цер-ков-на-го пе-ния празд-ник со-вер-ша-ют да-же и до от-пу-ста в па-мять убо про-чим ро-дом».

От древ-не-го Из-бор-ска, слу-жив-ше-го преж-де ме-стом кня-же-ской ре-зи-ден-ции бра-та Рю-ри-ко-ва Тру-во-ра, со-хра-ни-лось лишь од-но вос-по-ми-на-ние, что он су-ще-ство-вал на вер-сту к се-ве-ру, там, где ныне на-хо-дит-ся клад-би-ще с цер-ко-вью свя-ти-те-ля Ни-ко-лая. Это ме-сто те-перь но-сит на-зва-ние «го-ро-ди-ща». Совре-мен-ный же Из-борск воз-ник позд-нее — в по-ло-вине XIV ве-ка, но и он по-те-рял свою преж-нюю сла-ву и ныне по-хож боль-ше на се-ло, чем на при-го-род.