Классные часы о патриотизме. Н.А. Мордовина «Серебряный ветер»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.
Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)
Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!
Иван Саввич Никитин (1824 -1861)
Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Виктор Фёдорович
Бо́ков
(1914-2009)
В.Ф. Боков «Поклон»
Стороне моей родной
Как ему живётся?
Шлю поклон я поясной,
Как ему поётся?
Сосенкам, берёзкам,
С этой жизнью я знаком,
Всем лесным дорожкам.
День начался – нужен корм!
Ручейкам, озеркам,
В чаще иволга поёт.
Не меня ли узнаёт?
Всем непойманным зверькам:
Солнце тонет в небе,
Белкам и куницам,
Полдень полон неги.
Зайцам и лисицам.
Низко кланяюсь траве,
Сел на камень отдохнуть,
Расстегнул пиджачок.
Тёмной ночи и заре,
Не успел чихнуть:
Омутам и мельницам,
Будь здоров, землячок! –
Песенницам-девицам.
Вся родная сторона
Говорит эти слова.
Два поклона соловью,
Как коллеге своему.
Говорят, у соловья
Народились сыновья.
Николай Михайлович
Рубцов
(1936-1971)
Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»
Я так люблю осенний лес,
Над ним- сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: -Я был в лесу листом! -
Сказать: -Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою...
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы... Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут. как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной...
Высказывания о любви к природе
- Не беречь поросли, не видать и дерева (русская пословица)
- Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени (русская пословица)
- Сила природы велика (Цицерон)
- В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)
- Природа - творец всех творцов (И. Гёте)
- Леса учат человека понимать прекрасное (А.П. Чехов)
- Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (А.И. Герцен)
- Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский)
- Охранять природу - значит охранять Родину (М.М. Пришвин)
Расул
Гамзатович Гамза́тов
(1923-2003)
Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»
Слышишь песнь соловья?
В ней звучит торжество.
Но о чем он поёт?
Неизвестно, увы, никому.
Я уверен:
О родине песня его.
Ведь другая давно б надоела ему!
Пословицы о Родине
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. (Русская)
- Где выросла сосна, там она и красна. (Русская)
- Дома и стены помогают. (Русская)
- Своя земля и в горсти мила. (Русская)
- Человек без родины – соловей без песни. (Русская)
Пословицы народов мира:
- На своей улице и собака – тигр. (Афганская)
- Кто строит не на своей земле, тот теряет и цемент, и камень. (Итальянская)
Н.А. Мордовина «Серебряный ветер»
… Измаясь в ожидании тепла,
Я как-то распахнула марту двери…
И ветер об одном прошу теперь я:
Весну земли не оброни с крыла!
Не обернись обманным серебром –
От зимних вьюг ещё свежи ожоги.
Не добавляй земле моей тревоги,
Не задержи весну с её добром!
Когда нагонит воду в култуки
Весенняя, ознобная моряна
И в них заплещет, словно лещ икряный,
Луна, обдав сияньем тальники, -
От зимнего очнётся забытья
Земля, вдохнув серебряного ветра…
Как широко распахнуты, как щедро
Раскрыты понизовые края!
Входи, весна, и – празднуй: твой черёд
Приказывать всему, что есть на свете, -
Не зря луной и морем полон ветер
И даль сквозная за сердце берёт!
Автор проекта
Предмет, класс
Литература, филология 9,10 класс
Краткая аннотация проекта
Литература – это искусство слова. Литература рисует перед нами действительность через образы, созданные писателем-художником. Через литературу мы попадаем в новый мир, полный открытий. Мы видим глазами автора далекое прошлое или сегодняшний день, и это помогает нам глубже познать реальность. Особый интерес вызывает чтение произведений о родном крае: по-новому ты видишь родную землю, по-новому открывается перед тобой история людей, живущих с тобой рядом. Мы попробовали проследить жизнь родного края по произведениям художественной литературы и публицистики и посмотреть, как местные поэты воспевают Родной край.
Целями и задачами своей работы мы считаем:
- Найти произведения художественной литературы и публицистики о родном крае.
- Найти отражение событий в литературе, затрагивающих историю родного края.
- Развивать интерес к произведениям литературы о родном крае у сверстников.
Объектом проекта являются исторические документы о родном крае, произведения русской литературы и местных поэтов и писателей, семейные архивы, а также весь собранный учащимися краеведческий материал.
Предметом проекта является проектная деятельность, направленная на повышение интереса к истории родного края, к литературе, а также организация поисковой научно-исследовательской деятельности с учащимися.
Гипотеза проекта: если изучить и внедрить в систему внеурочной деятельности и уроков литературы и краеведения данный материал, а также организовать с учащимися поисковую и научно-исследовательскую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации, то это не только расширит представления о русской литературе и историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует у учащихся активную гражданскую позицию.
-Проект развивает у учащихся способность к самостоятельной работе над проблемой, формирует стойкий познавательный интерес к литературе и положительную мотивацию к учению. -Благодаря проекту у учащихся развиваются творческие способности и совершенствуются коммуникативные качества. -Проект позволяет формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками. -Предлагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
С чего начинается Родина?..
Проблемные вопросы
- Отражается историческое прошлое родного края в произведениях художественной литературы и публицистики?
- Встречается описание родного края в произведениях современных авторов?
- Можно ли найти отражение реальных событий в художественной литературе?
Учебные вопросы
- Когда и где мы встречаем первое упоминание о Нижегородской земле?
- Как отражается жизнь нашего края в публицистике и художественной литературе 19в. и начале 20 века?
- Как описывает Нижегородский край в своих романах П.Мельников-Печерский?
- У кого из современных авторов нашло своё отражение историческое прошлое нашего края?
- Как изображают родной край в своем творчестве местные поэты?
План проведения проекта
Визитная карточка проекта
Публикация учителя
Русские поэты XX века о родине и родной природе
- Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?
- Какие строки понравились, запомнились?
- Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания.
- Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
- Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
- Тема (гр. thema ) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
- Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
- Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
- Эпитет – (гр. ер itheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
- Инверсия (лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.
Анализ стихотворения
«Помню долгий зимний вечер…
Основная тема стихотворения
И.Бунин
Главная мысль (идея)
Стихотворение о детстве, родине, родной природе
Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину
Родная природа дает человеку силы, успокаивает
Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»
Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»
Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»
Прямая речь
- околица – в словаре Даля, с. 189 1) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья
- омут – в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде
- стойбище - 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах
- вотчина – в словаре Даля, с. 42-43 – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою
- лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый
- нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, веч
Анализ стихотворения
«Алёнушка»
Основная тема стихотворения
Д.Кедрин
Главная мысль (идея)
Художественные средства, использованные автором
О родине: ее сказочной природе, силе
Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней
«Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать…»
- дороже Родины нет ничего на свете!
Метафоры: «Ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу…»
«На пеньке у омута лесного песенку Алёнушки поёт»
- « … ангел Родины незлобивой моей»
Г. Свиридов
- Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой.
Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу
Анализ стихотворения
«Родная деревня»
Основная тема стихотворения
Н.Рубцов
Вологодский поэт. Годы жизни: 1936-1971.
Человек и природа – основная тема творчества
Главная мысль (идея)
Художественные средства, использованные автором
Отношение к тому месту, где ты родился и вырос
Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.
Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам
Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен
- Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции.
- … Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.
Анализ стихотворения
Дон-Аминаго
Основная тема стихотворения
Главная мысль (идея)
Художественные средства, использованные автором
Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор
Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами.
Ничто не сравнится с Родиной:
«…одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега»
Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»;
Метафора: «толпятся тени У последнего порога»