Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские поэты 19 века о Родине, о родной природе

Федор Иванович Тютчев (1803-1873)

Зима недаром злится, Прошла ее пора- Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон- И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит... Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя... Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!" Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)

Весна Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят - кто больше всех Природы любит обновленье!

Иван Саввич Никитин (1824 -1861)

Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет - песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!


Виктор Фёдорович

Бо́ков

(1914-2009)


В.Ф. Боков «Поклон»

Стороне моей родной

Как ему живётся?

Шлю поклон я поясной,

Как ему поётся?

Сосенкам, берёзкам,

С этой жизнью я знаком,

Всем лесным дорожкам.

День начался – нужен корм!

Ручейкам, озеркам,

В чаще иволга поёт.

Не меня ли узнаёт?

Всем непойманным зверькам:

Солнце тонет в небе,

Белкам и куницам,

Полдень полон неги.

Зайцам и лисицам.

Низко кланяюсь траве,

Сел на камень отдохнуть,

Расстегнул пиджачок.

Тёмной ночи и заре,

Не успел чихнуть:

Омутам и мельницам,

Будь здоров, землячок! –

Песенницам-девицам.

Вся родная сторона

Говорит эти слова.

Два поклона соловью,

Как коллеге своему.

Говорят, у соловья

Народились сыновья.


Николай Михайлович

Рубцов

(1936-1971)


Н.М. Рубцов «В осеннем лесу»

Я так люблю осенний лес,

Над ним- сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: -Я был в лесу листом! -

Сказать: -Я был в лесу дождём!

Поверьте мне: я чист душою...

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне,

Потом валяюсь на спине,

Внимая жалобному крику

Болотной птицы... Надо мной

Между берёзой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут. как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной...


Высказывания о любви к природе

  • Не беречь поросли, не видать и дерева (русская пословица)
  • Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени (русская пословица)
  • Сила природы велика (Цицерон)
  • В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)
  • Природа - творец всех творцов (И. Гёте)
  • Леса учат человека понимать прекрасное (А.П. Чехов)
  • Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (А.И. Герцен)
  • Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин (Ф.М. Достоевский)
  • Охранять природу - значит охранять Родину (М.М. Пришвин)

























Расул

Гамзатович Гамза́тов

(1923-2003)


Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

Слышишь песнь соловья?

В ней звучит торжество.

Но о чем он поёт?

Неизвестно, увы, никому.

Я уверен:

О родине песня его.

Ведь другая давно б надоела ему!


Пословицы о Родине

  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. (Русская)
  • Где выросла сосна, там она и красна. (Русская)
  • Дома и стены помогают. (Русская)
  • Своя земля и в горсти мила. (Русская)
  • Человек без родины – соловей без песни. (Русская)

Пословицы народов мира:

  • На своей улице и собака – тигр. (Афганская)
  • Кто строит не на своей земле, тот теряет и цемент, и камень. (Итальянская)

Н.А. Мордовина «Серебряный ветер»

… Измаясь в ожидании тепла,

Я как-то распахнула марту двери…

И ветер об одном прошу теперь я:

Весну земли не оброни с крыла!

Не обернись обманным серебром –

От зимних вьюг ещё свежи ожоги.

Не добавляй земле моей тревоги,

Не задержи весну с её добром!

Когда нагонит воду в култуки

Весенняя, ознобная моряна

И в них заплещет, словно лещ икряный,

Луна, обдав сияньем тальники, -

От зимнего очнётся забытья

Земля, вдохнув серебряного ветра…

Как широко распахнуты, как щедро

Раскрыты понизовые края!

Входи, весна, и – празднуй: твой черёд

Приказывать всему, что есть на свете, -

Не зря луной и морем полон ветер

И даль сквозная за сердце берёт!

Автор проекта

Предмет, класс

Литература, филология 9,10 класс

Краткая аннотация проекта

Литература – это искусство слова. Литература рисует перед нами действительность через образы, созданные писателем-художником. Через литературу мы попадаем в новый мир, полный открытий. Мы видим глазами автора далекое прошлое или сегодняшний день, и это помогает нам глубже познать реальность. Особый интерес вызывает чтение произведений о родном крае: по-новому ты видишь родную землю, по-новому открывается перед тобой история людей, живущих с тобой рядом. Мы попробовали проследить жизнь родного края по произведениям художественной литературы и публицистики и посмотреть, как местные поэты воспевают Родной край.

Целями и задачами своей работы мы считаем:

  1. Найти произведения художественной литературы и публицистики о родном крае.
  2. Найти отражение событий в литературе, затрагивающих историю родного края.
  3. Развивать интерес к произведениям литературы о родном крае у сверстников.

Объектом проекта являются исторические документы о родном крае, произведения русской литературы и местных поэтов и писателей, семейные архивы, а также весь собранный учащимися краеведческий материал.

Предметом проекта является проектная деятельность, направленная на повышение интереса к истории родного края, к литературе, а также организация поисковой научно-исследовательской деятельности с учащимися.

Гипотеза проекта: если изучить и внедрить в систему внеурочной деятельности и уроков литературы и краеведения данный материал, а также организовать с учащимися поисковую и научно-исследовательскую работу, научить их правильно оформлять проектные папки, мультимедийные презентации, то это не только расширит представления о русской литературе и историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует у учащихся активную гражданскую позицию.

-Проект развивает у учащихся способность к самостоятельной работе над проблемой, формирует стойкий познавательный интерес к литературе и положительную мотивацию к учению. -Благодаря проекту у учащихся развиваются творческие способности и совершенствуются коммуникативные качества. -Проект позволяет формировать положительный образ малой Родины, учит любить свой край, гордиться известными земляками. -Предлагаемый подход к обучению эффективен в создании психологического комфорта на уроках, когда сотрудничество учителя и ученика, личностно-ориентированный подход считаются приоритетными направлениями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается Родина?..

Проблемные вопросы

  1. Отражается историческое прошлое родного края в произведениях художественной литературы и публицистики?
  2. Встречается описание родного края в произведениях современных авторов?
  3. Можно ли найти отражение реальных событий в художественной литературе?

Учебные вопросы

  1. Когда и где мы встречаем первое упоминание о Нижегородской земле?
  2. Как отражается жизнь нашего края в публицистике и художественной литературе 19в. и начале 20 века?
  3. Как описывает Нижегородский край в своих романах П.Мельников-Печерский?
  4. У кого из современных авторов нашло своё отражение историческое прошлое нашего края?
  5. Как изображают родной край в своем творчестве местные поэты?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация учителя


Русские поэты XX века о родине и родной природе


- Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

  • Какие строки понравились, запомнились?

  • Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое,выражающее душевные переживания.
  • Строфа (гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  • Рифма (гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  • Тема (гр. thema ) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  • Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  • Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  • Эпитет – (гр. ер itheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Метафора (гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
  • Инверсия (лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.


Анализ стихотворения

«Помню долгий зимний вечер…

Основная тема стихотворения

И.Бунин

Главная мысль (идея)

Стихотворение о детстве, родине, родной природе

Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину

Родная природа дает человеку силы, успокаивает

Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»

Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»

Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»

Прямая речь


  • околица – в словаре Даля, с. 189 1) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья
  • омут – в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде
  • стойбище - 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах
  • вотчина – в словаре Даля, с. 42-43 – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою
  • лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый
  • нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, веч

Анализ стихотворения

«Алёнушка»

Основная тема стихотворения

Д.Кедрин

Главная мысль (идея)

Художественные средства, использованные автором

О родине: ее сказочной природе, силе

Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней

«Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся б умирать…»

- дороже Родины нет ничего на свете!

Метафоры: «Ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу…»

«На пеньке у омута лесного песенку Алёнушки поёт»





  • « … ангел Родины незлобивой моей»

Г. Свиридов

  • Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой.

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу


Анализ стихотворения

«Родная деревня»

Основная тема стихотворения

Н.Рубцов

Вологодский поэт. Годы жизни: 1936-1971.

Человек и природа – основная тема творчества

Главная мысль (идея)

Художественные средства, использованные автором

Отношение к тому месту, где ты родился и вырос

Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.

Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам

Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен


  • Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции.
  • Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега.


Анализ стихотворения

Дон-Аминаго

Основная тема стихотворения

Главная мысль (идея)

Художественные средства, использованные автором

Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор

Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами.

Ничто не сравнится с Родиной:

«…одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега»

Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»;

Метафора: «толпятся тени У последнего порога»