, новомучеников и исповедников Соловецких , Архангельских , Воронежских , Липецких , Московских и Нижегородских святых

В миру Василий Константинович Зверев, родился 18 февраля года в семье священника Константина и Анны (урожд. Русовой) Зверевых.

Через два года удостоен степени кандидата богословия . По окончании академии иеромонах Петр был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию .

В году стал инспектором Новгородской духовной семинарии .

Настоятель Белевского монастыря

Спокойные годы, которые оставались до начала первой мировой войны, он провел в непрестанных трудах и заботах, много внимания уделяя не только монастырю, но и жителям окрестностей.

Настоятель монастырей в Твери

Там произошел первый арест: он был заключен в тюрьму в качестве заложника.

Епископ Балахнинский

Епископ Старицкий

В Москве владыка был назначен епископом Старицким , викарием Тверской епархии.

Комиссия НКВД по административным высылкам 26 февраля года приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года. На пятой неделе Великого поста, в день "стояния Марии Египетской", епископа Петра отправили с этапом в Ташкент , местом его пребывания определили город Перовск . В апреле года этап прибыл в ташкентскую тюрьму. Вместе с владыкой в этом этапе были представители тверского духовенства. Во время пребывания в ссылке владыке удавалось переписываться со ссыльными священниками.

После смерти патриарха Тихона, 16 июля г., владыка был послан местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром в Воронеж , в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу) , которому тогда было уже 84 года.

Соловецкий лагерь

Владыка был определен в 6-ю рабочую роту 4-го отделения, в стенах монастыря, затем был переведен в 4-ю роту 1-го отделения, также располагавшегося в упраздненном монастыре. Он работал сторожем вместе с архиепископом Курским Назарием . Потом владыку перевели на должность счетовода на продовольственном складе, где в то время работало заключенное духовенство. Он жил в помещении при складе, вместе с епископом Печерским Григорием (Козловым) .

На Соловках еще действовала церковь преподобного Онуфрия Великого , и владыка имел возможность служить. Молитва в храме была для него великим утешением.

В первую зиму на Соловках владыка лишился своего верного сподвижника и помощника, архимандрита Иннокентия , он скончался 24 декабря (6 января) года.

Владыка Петр находился на лагерной командировке, расположенной в доме "спасательной станции" на Троицком мысу. 15 января года владыка писал:

"Слава Богу за все, что пришлось мне за это время пережить и переживать. Нынешний раз как-то особенно грустно и скорбно я встретил и провожу праздники - ведь шестые праздники провожу вне дома, не с теми, с кем бы желалось. Но все это решительно надо терпеть. Ну, что делать. Не так живи, как хочется, а как Бог велит: У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями, так что ветер едва не валит с ног: Живу в уединенном и пустынном месте на берегу глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать себя пустынножителем."

Имя Петр, которым назвал апостола Симона Господь наш Иисус Христос, в переводе с греческого языка обозначает «камень».

Конечно, Господь прозревал в этом вифсаидском рыбаке ту твердую веру, подобную монолитному камню, и пламенную любовь к Богу, позволившие стать святому Петру одним из главных первоверховных апостолов.

Думается, что как нельзя лучше это имя подходит и еще одному человеку – священномученику Петру, митрополиту Крутицкому, имевшему очень большое значение в истории Русской Православной Церкви XX века.

И, наверное, недаром он вместе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном, священномучеником Владимиром, митрополитом Киевским и Галицийским, и священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским и Гдовским, возглавляет Собор новомучеников и исповедников Российских.

Будущий святой родился в благочестивой семье приходского священника 28 июня 1862 года в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской епархии. В миру его звали Петр Федорович Полянский.

С самого рождения жизнь Петра была связана с Церковью. В 1885 году он по первому разряду окончил полный курс Воронежской духовной семинарии и был направлен псаломщиком при храме в село Девицы родного ему уезда. Два года спустя он поступает в Московскую духовную академию. По воспоминаниям его сокурсника митрополита Евлогия, во время учебы Петя отличался благодушием, покладистостью, доброжелательностью. Академию он окончил очень хорошо. Получил степень кандидата богословия и был оставлен при Академии помощником инспектора.

С этого времени его дальнейшая жизнь проходит на послушаниях при различных духовных учебных заведениях. Это Звенигородское и Жировицкое духовные училища. В последнем он исполнял Указом Святейшего Синода должность смотрителя. Будущий святитель привел Жировицкое училище, по отзыву ревизора Нечаева, в блестящее состояние. За усердную и плодотворную службу он был в 1899 году удостоен ордена Св. Станислава 3-й степени, а в 1903 г. пожалован тем же орденом 2-й степени.

Не оставлял Петр Федорович и научную деятельность. Работал над магистерской диссертацией на тему «Первое послание св. Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования», которую успешно защитил в 1897 году.

В 1906 году он был переведен в Петербург на должность младшего помощника правителя дел Учебного Комитета при Святейшем Синоде; впоследствии стал членом Учебного Комитета, исполняя главным образом обязанности ревизора духовных учебных заведений. При переводе из Жировиц в Петербург священномученик Петр обнаружил подлинно христианское бессребренничество: жалование его убавилось в два с половиной раза; он лишился казенной квартиры, какую имел при училище. И это его новое недостаточное жалование оставалось неизменным вплоть до 1915 года, когда он уже был высокопоставленным чиновником, имея чин действительного советника.

Здесь, в Петербурге, он подружился с архиепископом Литовским Тихоном (Белавиным) – будущим святителем и Патриархом Московским и всея Руси.

Это знакомство становится поворотным моментом в жизни Петра Полянского.

В 1917 году начинается революция, надолго ввергнувшая страну в смуту и хаос. Но параллельно с ней происходит и огромное по значимости событие в жизни Русской Православной Церкви – Поместный Собор. На нем впервые за несколько столетий был избран Патриарх Московский и всея Руси. Промыслом Божьим им становится святитель Тихон. Он, конечно, понимал, какую пользу может принести Церкви Петр Федорович со своим богатейшим опытом управления, глубокой верой и обширными знаниями. В 1920 году святитель Тихон предлагает Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать ему помощником в делах церковного управления. Вот как об этом писал брату и родным будущий священномученик: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».

В 58 лет от руки будущего Патриарха – нынешнего митрополита Сергия (Страгородского) – он принимает монашеский постриг и благодать священства, а его хиротонию во епископа возглавляет святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

Владыку Петра арестовывают сразу после хиротонии и ссылают в Великий Устюг. После освобождения Патриарха Тихона из тюрьмы выводят из заключения многих архиереев, в том числе и епископа Петра (Полянского). Вскоре его возводят в сан архиепископа, потом митрополита Крутицкого. Он был введен в состав Временного Патриаршего Синода. Владыка Петр всегда стоял на защите канонического Православия. Он очень много сделал для того, чтобы был невозможен компромисс с раскольниками-обновленцами и стоявшими за ними «чекистами», желающими одного – уничтожения РПЦ.

В 1925 году после кончины святителя Тихона по оставленном им духовному завещанию митрополит Петр становится Местоблюстителем Патриаршего Престола. У кормила высшей церковной власти он показывает себя ревностным защитником чистоты Православия, ни под каким видом не соглашаясь на сотрудничество с раскольниками. Между тем он продолжал помогать многим архиереям и священникам, верующим, находящимся в местах лишения свободы.

И благодать Божья не покидала его. Тому были дивные подтверждения…

…30 августа (12 сентября) 1925 г. на престольный праздник Патриарший Местоблюститель служил в Троицком соборе монастыря, где покоились мощи благоверного князя Даниила Московского. Монастырь был заполнен молящимся народом. Путь к раке со святыми мощами устилал ковер из живых цветов. Войдя в храм, митрополит Петр прошел к мощам святого и благоговейно приложился к ним. Некоторые монахи видели, что, когда он пошел к солее, над мощами образовалось как бы облако, в котором возник образ святого князя Даниила; и во все время, пока митрополит шел к алтарю, образ этот сопровождал его…

9 декабря 1925 года будущий священномученик был снова арестован. На этот раз навсегда. Предчувствуя свое восхождение на Голгофу, он пишет духовное завещание, из которого следует, что в случае его ареста Местоблюстителем Патриаршего Престола становится митрополит Сергий (Страгородский).

Вот выдержки из завещания Владыки Петра:

« Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем пастырском особенно. Не будет ни энергии, ни евангельской любви, ни терпения в служении, если у пастырей не будет сознания долга. А при нем приставникам винограда Господня можно только утешаться, радоваться… Вас же прошу исполнять с любовью, как послушных детей, все правила, постановления и распоряжения Церкви… Уставы и правила ее многие считают произвольными, лишними, обремененными и даже отжившими. Но мудрецы все при всей своей самоуверенности не изобрели средств укрепить нашу волю в добре, дать человеку почувствовать сладость духовной свободы от страстей, мира совести и торжества победы в борьбе со злом, как это делают труды и подвиги, предписываемые уставами Церкви».

Цитата из допроса Местоблюстителя…

Следователь: «А возможно ли признание Церковью справедливости социальной революции?»

Ответ митрополита Петра: «Нет, невозможно. Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может…»

В общей сложности Владыка был в заключении почти двадцать лет. Очевидно, что убивать его было органам ЧК и ГПУ невыгодно. Они каким-то образом хотели включить его положение в план по разрушению Церкви. Но у них ничего не вышло. Архиерея Божия они не сломили.

Его отправили в поселок Хэ, который находился за Полярным кругом. Там, лишенный всякой медицинской помощи, уже тяжело больной, он был обречен на медленное умирание. Здоровье святителя становилось все хуже; он с трудом переносил лютый северный климат, особенно в зимние месяцы в связи с полярной ночью.

Каким-то чудесным образом письма, написанные им в заключении, просачивались на волю и поддерживали, укрепляли архипастырей и пастырей в своем служении Церкви.

В начале 30-х его переводят в Екатеринбургскую тюрьму, где 69-летний архиерей мучится от приступов астмы. От духоты тюремной камеры часто случались обмороки, во время которых узник часами лежал на холодном тюремном полу. Спустя некоторое время его парализовало; отнялись правая рука и нога. Рука впоследствии поправилась, а нога так окончательно и не выздоровела, что вызывало затруднения при ходьбе.

Но ему лишь ужесточили режим. Владыку не выпускали из одиночной камеры. Заменили ночные прогулки в общем дворе на прогулки в прохожем дворике, подобном сырому погребу, на дне которого постоянно скапливалась вода, а воздух был наполнен испарениями отхожих мест. Когда заточенный митрополит впервые увидел ночью свое новое место прогулки, ему стало дурно; он едва смог добраться до камеры и не сразу потом пришел в себя.

2 октября 1937 года тройка НКВД по Челябинской области приговорила митрополита Петра к расстрелу. Священномученик Петр был расстрелян 27 сентября (10 октября) в 4 часа дня, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа и Церковь. Место погребения священномученика Петра остается неизвестным.

Воистину он оказался тем евангельским камнем, на котором созидалась Церковь Христова, благодаря которому Она с Божьей помощью выстояла в годы лютых гонений.

Дни общецерковного поминовения священномученика Петра, митрополита Крутицкого: в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских; 10 октября по н. ст. и 18 октября по н. ст. в день памяти Собора Московских святителей.

Священномучениче Петре, моли Бога о нас!

Священномученик Петр (Зверев), Воронежский, архиепископ! 17 июня – Обре́тение мощей. Священномученик Пётр, архиепископ Воронежский, по титулу является Воронежским и Соловецким. Последний титул был усвоен ему сосланным на Соловки русским духовенством и епископатом, безусловно признававшим его лучшим в среде ссыльных. Последнее место служения святителя – Воронеж... Он родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева, служившего настоятелем храма святого Александра Невского при доме Московского генерал-губернатора, а затем в Сергиевом храме Чудова монастыря в Кремле. При крещении ребёнок, третий из четверых детей в семье, был наречён Василием. Религиозная одарённость оформилась в сыне священника, Васе Звереве, рано. Он рассказывал позже, как любил ходить с отцом к началу службы и по наивной детской вере считал, что три удара в колокол, которыми приветствовал звонарь идущего настоятеля, означали: два удара - батюшке, а третий - ему, батюшкиному сыну, который везде следовал за отцом. В 1895 году Василий окончил гимназию и три года учился на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета. В 1899 году поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Пётр. Вскоре он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Он окончил Казанскую духовную академию в 1902 году со степенью кандидата богословия за диссертацию “Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям”. По окончании Академии иеромонаха Петра назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а в 1903 году переведён священником Владимирской церкви при Московском епархиальном доме и одновременно определён епархиальным миссионером. В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 года являлся настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёв Тульской епархии. 8 августа 1910 года преосвященным Парфением (Левицким) Пётр был возведён в сан архимандрита. Спасо-Преображенский монастырь находился недалеко от знаменитой Оптиной пустыни. И его настоятель – будущий священномученик – часто посещал расположенную неподалёку пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Уже и до того молодой монах с благоговением относился к Оптиной пустыни, старцы которой были его духовниками, а после его назначения настоятелем постарался вводить её порядки и обычаи в своём монастыре. Вообще, везде, куда его забрасывала судьба, он старался улучшать богослужение, вводить всенародное пение в церкви. Церковные общины при нём превращались в крепкие и организованные коллективы духовно близких и любящих друг друга людей. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Пётр и в Сарове, и в Дивееве, не упуская при том случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну, Пашу Дивеевскую. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. В октябре 1916 года Святейший Синод распорядился направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Однако поездка не состоялась, и в конце того же года отец Пётр уехал проповедником на фронт, где служил священником в действующей Русской армии вплоть до Февральской революции 1917 года. После февральского переворота благочестивого воина Христова назначают на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. Излишне говорить, что не одна братия, но и прихожане очень полюбили архимандрита Петра, тем более что владыка Серафим (Чичагов) был тогда отстранён от управления епархией, а викарный епископ Арсений (Смоленец) совершенно не контролировал ситуацию. В епархии управление захватили священники-либералы, сочувствовавшие большевикам, изгонявшие всех, как-либо связанных с прежней властью. Усилиями отца Петра ситуация в несколько месяцев была изменена на противоположную, а духовным центром всех ревнителей благочестия, самой крепкой общиной в городе стал приход при Желтиковом монастыре. Блаженная Паша Дивеевская, которую владыка Пётр очень почитал и которая его также очень любила, предсказала ему в 1918 году: “Будешь еще арестован трижды”. Так это и случилось. Уже в первые же месяцы после Октябрьского переворота ему пришлось столкнуться с карательными органами: в декабре тверская губчека взяла его в качестве заложника, а в 1918 году он подвергся аресту. Пока судьба была к нему милостивой: пребывание в тюремной камере оказалось кратковременным. 15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным), святителем-исповедником, архимандрит Пётр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Пётр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришёл в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма и ввёл строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Пётр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. В Печерском монастыре он завёл преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нём настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведён в Канавино, за Оку. В мае 1921 последовал новый арест по обвинению в разжигании религиозного фанатизма. Верующие, работавшие на местных заводах, устроили забастовку, три дня бастовал Сормовский завод, протестуя против ареста любимого архипастыря, и власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря епископ Пётр находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь. Ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращённого. «Я хотел бы открыть им и показать своё сердце, как страдания очищают душу». С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда – в Таганскую. С плачем прощались с ним заключённые, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели. В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Пётр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. Владыка был освобождён по заступничеству верующих 4 января 1922 года и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В городе он поселился в хорошо знакомом ему Успенском монастыре. 1922 год - с Рождества по конец ноября - ознаменовался кампанией по изъятию церковных ценностей, началом обновленческого раскола, очередным гонением на верующих. Роль владыки Петра в организации духовной оппозиции власти, в укреплении верующих, в фактическом срыве политики раскольников-обновленцев была огромной. Практически он сделал тщетными все усилия властей расколоть Церковь изнутри. Разумеется, есть в этом заслуга и архиепископа Серафима (Александрова), тогдашнего управляющего Тверской епархией, но он находился больше в Москве и на дела в Твери влиял мало. В отсутствие правящего архиерея, архиепископа Серафима, отец Пётр фактически возглавил епархию. Одна из самых «либеральных» по отношению к большевикам епархий (какой Тверская епархия была до 1917 г.) обернулась на глазах в оплот здоровых церковных сил, безоговорочно поддерживавших патриарха Тихона. Более того, изъятие церковных ценностей превратилось в добровольное жертвование их верующими ради голодающих Поволжья. 31 марта 1922 года он обратился к пастве с призывом жертвовать на нужды голодающих в Поволжье и распорядился передать на эти цели из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для священнослужения. Владыка служил каждый день как простой священник, без пышной свиты, с девяти утра до четырёх часов дня, и его службы привлекали множество народа... Вскоре, летом 1922 года владыка Пётр вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором объяснял сущность обновленчества и осуждал это движение. В ноябре его снова доставили в Москву. На допросах епископ Пётр показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. 24 ноября 1922 года он был арестован, а в марте 1923 года Святитель был выслан в Туркестан на два года и отправлен по этапу в Ташкент. Местом его пребывания поначалу определили город Перовск, а оттуда отправили в ссылку в посёлок Кызыл-Орду. Жил Святитель в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов. В середине 1923-го был освобождён из заключения Святейший Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью, в их числе был и епископ Пётр. Так святитель Тихон смог добиться сокращения его ссылки, и летом 1924 года заточение отца Петра окончилось. После освобождения к концу года он прибыл в Москву, есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией. 16 июля 1925 года Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским; впоследствии прославленным как священномученик) он был послан в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу) в качестве викария. Епископ Пётр служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенской церкви Покровского Девичьего монастыря. Его богослужения собирали большое число верующих, с любовью и почитанием относившихся к владыке. 23 ноября 1925 года Пётр был вызван в Москву и покинул Воронеж. 10 января 1926 года преосвященный приехал на похороны митрополита Владимира. Погребение митрополита переросло в собрание верующих, которые пожелали видеть на воронежской кафедре епископа Петра. Выбор был утверждён в январе 1926 года Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Старгородским; впоследствии – Патриархом Московским и всея Руси), и отец Пётр был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Патриарший местоблюститель митрополит Сергий сказал воронежцам: “Я отправляю вам лучшего проповедника Русской Церкви”. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шёл к своему архипастырю непрерывно: входившие к отцу Петру с грустным видом выходили сияющими и утешенными. Человек твёрдых религиозных убеждений и моральных устоев, владыка Пётр был прекрасным оратором и проповедником. Его истовые богослужения в церкви Алексиево-Акатова мужского монастыря собирали множество верующих. При владыке Петре, пользовавшемся высоким авторитетом и абсолютным доверием паствы, началось массовое возвращение верующих, вплоть до целых приходов, из обновленчества в лоно патриаршей церкви. В этой миссии владыке сослужил, увещевал священников-обновленцев и принимал их покаяния о. Иоанн Андреевский (1875–1961), позднее ушедший в Катакомбную Церковь. Возвращавшихся священнослужителей архиепископ Пётр принимал в Православие через всенародное покаяние. Предвидя крах своих надежд на внутрицерковный раскол, администрация новой власти предприняла ответные меры. Уже в конце января 1926 года владыку Петра вызывали в милицию и расспрашивали о взаимоотношениях с различными группами верующих. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно устраивали массовые акции в его поддержку и в защиту его от административного произвола. Группа православных прихожан из 10–12 человек охраняла владыку днём и ночью (он жил в частном доме, недалеко от монастыря), верующие добились встречи с представителем облисполкома Шаровым и начальником местного ГПУ Шевелёвым с требованием “не беспокоить нашего архиепископа”. При очередной попытке в августе допросить архиерея за ним следом пришло около трёхсот православных. Как свидетельствовал в своём рапорте милиционер Пустовалов, четверо из сопровождающих вторглись в его кабинет. Попытки арестовать “зачинщиков” натолкнулись на яростное сопротивление верующих женщин. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то до 300 человек мирян сопровождали его, требуя свободы Святителя. Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы. Последней каплей, переполнившей чашу терпения советской власти, стала телеграмма в адрес 15-й партконференции, подписанная от имени верующих девятью рабочими. В ней говорилось: “Через местное воронежское ГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом, нашего православного архиепископа Петра (Зверева). Православные Воронежской губернии – 99% исключительно рабочих и крестьян. Вызов архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего архиепископа. Для предотвращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова архиепископа…” Надежда на то, что политическое руководство прислушается к мнению рабочих, была тщетной. Но, конечно, власти без ответа такую акцию не оставили. Это был открытый бунт, и «виновные» в нём сами стали мучениками за веру. Новой советской администраций удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его решено было немедленно вывезти из Воронежа. При выезде Петра по требованию властей в Москву на вокзале его провожало столь огромное скопление верующих, что “для предотвращения беспорядков” была задействована не только вся милиция, но и милицейская школа... 14 ноября 1926 года на “широкой беспартийной конференции рабочих” был разыгран спектакль осуждения авторов письма в защиту владыки Петра. Местная газета тут же разразилась статьёй под красноречивым заголовком: “Царский слуга архиепископ Пётр (Зверев) пытался спровоцировать воронежских рабочих. Широкая конференция рабочих требует расследования провокаторской деятельности Петра (Зверева)”. На следующий день ГПУ, воодушевлённое такой “подсказкой”, арестовало архиепископа Петра без санкции прокурора. Вскоре взяли наиболее активных его приверженцев. Автором телеграммы признал себя токарь Отроженских железнодорожных мастерских Василий Сироштан. Состоявший в 1919–1921 годах в ВКП(б) и “вычищенный” за религиозные убеждения, он был отнесён к числу основных виновников воронежского переполоха. Допросы владыки Петра вёл сотрудник секретно-политического отдела А.В. Казанский. Владыке ставились в вину распространение контрреволюционных слухов, имеющих целью вызвать недоверие к советской власти и дискредитировать её, и настраивание верующих против власти. Задавались вопросы и об отношении архиепископа к покойному Патриарху Тихону и митрополиту Сергию: первого не знал, со вторым переписывался, но позицию его не поддерживал. Упоминал владыка Пётр о том, что мысли митрополита Сергия о легализации Церкви и её мирному сожительству с государством разделяли митрополиты Иосиф (Петровых) и Серафим (Чичагов), епископы Рязанский Борис (Соколов) и Рыльский Павлин (Крошечкин; в 2000 году канонизирован как священномученик). Сам же он в своей деятельности руководствовался советами старца Нектария из Оптиной пустыни. Одновременно с владыкой Петром в тюремной камере оказались ещё десять человек, среди которых был настоятель Алексеевского монастыря, архимандрит Иннокентий (Беда). Архиепископ был давно знаком с архимандритом Иннокентием и, теперь им предстояло вместе терпеть лишения. Остальные арестованные были прихожанами, известными своей близостью к главе епархии, названные в материалах следствия “черносотенцами”. Служившие вместе с архиепископом в храме Покровского женского монастыря архимандрит Нектарий (Венедиктов) и протоиерей Иоанн Вениаминов тоже лишились свободы, но дело их рассматривалось изолированно от общего. 7 марта 1927 года следствие завершилось, архиепископ своей вины ни в чём не признал. 13 марта 1927 года Особое совещание при коллегии ОГПУ заочно вынесло приговор. Служащий почтово-телеграфной конторы П.Т. Атаманов, архимандрит Иннокентий (Беда), служащий коммунтреста И.М. Немахов и маляр железнодорожных мастерских С.А. Цыков («бывший слушатель Московской художественной школы, бывший политссыльный») получили по три года лагерей; послушницы Покровского девичьего монастыря Мария Барченко и домохозяйка Анна Буданова высланы на три года в Среднюю Азию; пекарь Г.И. Пушкин отправлен на три года в Казахстан. Ещё трём обвиняемым приговор вынесен позже: 22 марта 1927 года В.Е. Сироштан получил пять лет лишения свободы, а архиепископ Пётр и Д.К. Москалев, заместитель директора железнодорожного политехникума, – были приговорены к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Так закончилось воронежское служение владыки... Это был его третий арест как епископа, и владыка понимал, что четвёртого не будет. Соловки стали страшным и героическим местом в истории Русской Православной Церкви. Есть предание, что в начале XVIII в. соловецким монахам, основавшим скит на острове Анзер, в том числе преподобному Иову-Иисусу Анзерскому, явилась Матерь Божия и велела основать церковь во имя Распятия Господня, а гору, на которой стоит скит, назвать “Вторая Голгофа”. Это удивительное и таинственное пророчество исполнилось в 1920-х гг. В скиту разместился штрафной лагерь Соловецкого лагеря особого назначения. Мало кто возвращался отсюда живым. Сюда попал владыка Пётр в октябре 1928 года. П.Т. Атаманов, С.А. Цыков, архимандрит Иннокентий и архиепископ Пётр отбывали срок на Соловецких островах. Участь первых двух неизвестна. Архимандрит Иннокентий, «спутник и сотрудник Петра Воронежского», скончался в канун Рождества Христова, 6 января 1928 года, это видно из официальной справки, присланной с Соловков и подшитой в следственное дело. Архиепископ Пётр отбывал наказание вместе с архиепископом Курским Назарием (Кирилловым), архиепископом Прокопием (Титовым; в 2000 году канонизирован как священномученик) и епископом Печерским Григорием (Козловым). В Соловецких лагерях отец Пётр работал счетоводом на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Пётр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Поначалу у него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого, и Святитель возглавлял тайные богослужения, а после того, как был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра. О последних днях жизни владыки Петра вспоминает его соузник писатель Олег Волков: «Участь ксендзов (отправленных в штрафной изолятор на Заяцких островах) разделил тогда и Пётр, епископ Воронежский. То была месть человеку, поднявшемуся над суетой среди преследований и унижений. Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издёвку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа – ничтожного «зека»… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архиепископа. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза. Преосвященный Пётр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы. И на фоне древних монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие…Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющегося преступника. И отправили на те же Зайчики…». Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому. Зимой 1928 - 1929 годов на Анзере вспыхнула эпидемия тифа, и от неё умерла половина заключённых - свыше пятисот человек. Бывшая церковь была превращена в больницу, но такую, где, по словам А.И. Солженицына, “лечили смертью”. В конце 1928 года святитель Пётр заболел тифом, и в январскую стужу был помещён в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну в день кончины Святителя пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Сохранились свидетельства о последних моментах земной жизни владыки Петра. Его удалось перед смертью переоблачить в монашескую одежду, с трудом принесённую в лагерь. Друзья надеялись, что владыка поправится. Однако вечером в день смерти священномученик несколько раз написал на стене над нарами карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает». 7 февраля 1929 года священномученик Пётр, архиепископ Воронежский мученически скончался в Анзерском скиту на Соловках. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Но чудом стало и погребение владыки Петра. Против запрета начальства было совершено второе погребение, и в конце концов, Владыку похоронили его в отдельной могиле. На пятый день заключённые тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали чёрные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения владыки в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание. Отпевали три ссыльных священника, и на разрешительной грамоте все трое расписались. Одна монахиня спросила, зачем они это делают, те же ответили: «Когда обретут его мощи, узнают и о нас грешных». Так и узнали в 1999 году об отце Константине из Петербурга, отце Василии из Барнаула и отце Димитрии из Твери... Над могилой поставлен крест. Похоронен был святитель Пётр в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего. Его святые мощи были обретены во время раскопок 17 июня 1999 года. Как местночтимый святой Воронежской епархии святитель Пётр был канонизирован в 1999-м году. А на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Пётр (Зверев) канонизирован как священномученик и причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Тропарь священномученику Петру (Звереву) глас 4 Верою пламенною апостолу Петру подобяся, таже и трикратным слышанием воззвания Христова, душу твою за Того положил еси, святителю отче Петре, каменю твердый Церкви Православныя: светильниче во мраце беззаконий добродетельми сияй, радостию страдати за Христа претерпети изволил еси, со исповедники и страстотерпцы Российскими. Молися с ними о нас, архиерею Божий, священномучениче Соловецкий. Кондак священномученику Петру (Звереву) глас 8 Во святительстве твоем добро подвизался еси, богомудре, и мученичества венцем светло украсился еси, прещения врагов Христовых не устрашився, кровьми твоими землю во отоце Анзерстем освятил еси: сего ради силы небесныя удивишася терпению твоему, мы же с верою и любовию притекаем ко святым мощем твоим, досточудне. Ныне со всеми Соловецкими святыми моли о нас Христа Бога, всеблаженне Петре, да зовем ти: радуйся, отче приснопамятне.

Священномученик Пётр (Зверев)


Святой Пётр (Зверев) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея. Русский. Имя при рождении - Василий Константинович Зверев

  • После обучения на Историко-филологическом факультете Московского Императорского университета, поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Пётр.
  • Рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.
  • По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.
  • 1907 г. - получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёв Тульской губернии, в сане архимандрита. В это время будущий святой Пётр часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение.
  • Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых.
  • Святой Пётр в 1916 году служил священником в действующей армии.
  • После февральского переворота святой Пётр назначен на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. В 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту большевицкими властями.
  • 15 февраля 1919 г. в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печёрском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввёл строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Пётр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.
  • В Печёрском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трёхдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.
  • С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».
  • С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда - в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.
  • В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Пётр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Санкт-Петрбург, где оставался в заключении до зимы.
  • В декабре 1921 г. святой Пётр был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного жульнического обновленческого совета «Высшего церковного управления» не подчиняется.
  • В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжёлых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.
  • Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Пётр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву.
  • 30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.
  • В июле 1925 года святого Петра направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными. При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV конференции ВКП(б). Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы. Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».
  • Поздней осенью 1926 г. святой Пётр оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) святой Пётр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у святого Петра. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку.
  • Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.
  • В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».
  • 7 февраля 1929 г. - скончался. Первоначально святого похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный». После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был святой Пётр в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.
  • 1999 г. - канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии.
  • 17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и пребывали в Соловецком монастыре.
  • Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
  • 9 августа 2009 г. - мощи святого Петра (за исключением честной главы святого, которая пребывает на Соловках, на месте его мученической кончины) были доставлены из Соловецкой обители делегацией Воронежской и Борисоглебской епархии, которую возглавил Митрополит Сергий, в Алексиево-Акатов монастырь города Воронежа. Ковчег с мощами для поклонения верующих был поставлен в часовне, освященной в 2007 году в честь новомучеников Воронежских. С декабря 2009 (?) г. мощи пребывают в Благовещенском кафедральном соборе.

Праздник священномученика Петра (Зверева) установлен в день его кончины 25 января/7 февраля, в день обретения мощей 4/17 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.


Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

Священномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. При крещении был наречен Василием. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, гдев 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Петр. Вскоре он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха.

По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме.

В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время будущий священномученик часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение.

Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Отец Петр в 1916 году служил священником в действующей армии.
После февральского переворота благочестивого воина Христова назначили на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту.

15 февраля 1919 года в Москве Святейшим Патриархом Тихоном архимандрит Петр был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Сразу после хиротонии Владыка Петр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги. Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда епископ Петр привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе.

В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили Владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Однако вскоре Владыка был переведен в Канавино, за Оку, где в мае 1921 года его арестовали. Верующие, работавшие в местных заводах по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву.

С декабря он находился в заточении в Московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там Владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, Святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. «Я хотел бы открыть им и показать свое сердце, как страдания очищают душу».

С Лубянки Владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда – в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.

В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Здесь владыка Петр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы. В декабре Владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре он вновь был арестован за выпущенное им обращение к Тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества.

В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признает Патриарха Тихона единственным законным главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета Высшего церковного управления не подчиняется. В марте 1923 года Святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в ссылку в поселок Кызыл-Орду. Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.

Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву. 30 марта 1925 года он подписал Акт о восприятии священномучеником митрополитом Крутицким и Коломенским Петром (Полянским) власти Патриаршего Местоблюстителя.

В июле 1925 года владыку направили в Воронеж в помощь престарелому и больному митрополиту Владимиру (Шимкевичу). После его кончины отец Петр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где Владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными.

При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции.
Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы.
Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа, судили и приговорили к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти».

Поздней осенью священномученик оказался на Соловках. Там он работал счетоводом на продуктовом складе. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения.

Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамеиием. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущенного начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. Вскоре лагерная власть отомстила не сломленному ею человеку. Зимой 1928 года священномученик был отослан на остров Анзер «в уединенное и пустынное местожительство». Здесь, живя в бывшем Голгофском скиту, в молитвенном горении духа он написал Акафист преподобному Герману Соловецкому.

В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен втифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на (острове Анзер). Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб ине принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».

7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».

После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего.

17 июня 1999 года святые мощи священномученика Петра были обретены и сейчас пребывают в Соловецком монастыре.
Канонизован, как местночтимый святой Воронежской епархии в 1999-м году.