ВАРИАНТ 1

Часть 1

Часть 2

(1) В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шёл я по улице, поскользнулся и упал... (3)Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4) Было это примерно в семь часов вечера. (5) В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. (6) Решил повернуть назад, домой.

(7)Я шёл по улице, думаю, что не шатаясь; шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. (8) Хорошо помню этот путь - метров примерно триста. (9) Народу на улице было много. (10) Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (11) Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

(12) Позже я раздумывал над этой историей. (13) Могли ли люди принять меня за пьяного? (14) Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (15) Но даже если бы и принимали за пьяного... (16) Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (17) 3начит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

(18) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (19) А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

(20) Одно из таких чувств - чувство милосердия. (21) Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (22) Нечто свойственное лишь прежним временам. (23) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь даёт их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(24) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. (25) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. (26) Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? (27) Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (28) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. (29)Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...

(30)Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (31)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (32)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д. Гранин, русский советский писатель и общественный деятель)

2 . В каком предложении даётся ответ на вопрос «Из чего состоит нравственность»?

1) К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер.

2) А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.

3) Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности.

4) Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим.

3 .Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

  1. Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, всё лицо разбил, рука выскочила в плече.
  2. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
  3. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.
  4. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?

4. Из предложений 11-13 выпишите слово , написание приставки в котором зависит от звонкости/глухости первого согласного корня.

Часть 3

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста С.И.Львовой : «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».

С.И.Львовой

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финальных предложений текста «И ещё я понял, что, может быть, впервые надо сказать уже ей:«Кто же это в нашей жизни хнычет, а?»




Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 ДОБРОТА?

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение .

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

ВАРИАНТ 4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение .

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1)- Я не могу идти к автобусу, - обратился Витя к старику.

(2) Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

(3)- Оставайтесь здесь, - сказал он Олегу и Вадиму, - и никуда от него не уходите. (4) Я иду на дорогу ловить машину.

(5) Остановить машину ему с ходу не удалось. (6) Он возбуждённо размахивал руками, но машины проносились мимо. (7) Старика поразило абсолютно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.

(8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге ухоженные машины - по другую. (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом. (10) Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

(11) Собрав силы, старик вознёс над головой тяжёлую, неуклюжую руку, чтобы установить контакт между миром своей старости, долины, реки и гор и миром скоростным, который не замечал его...

(12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

(13) Мальчики поняли: ждать опасно. (14) Витя страдал от боли. (15) Ему становилось хуже. (16) Чего ждать? (17) Мальчики знали: в таких случаях надо действовать. (18) Это знают, конечно, все. (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих. (20) Мальчики входили в малый, решающий процент. (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми. (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

(23) Они решили как мужчины: немедленно идти на дорогу. (24) Старик сказал, что нельзя, но они решили идти. (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

(26) До асфальта они добрались быстро. (27) Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида». (28) Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель:

Надо ехать?

(29)- Вите плохо, он упал с обрыва, - сказал Олег.

(30)- Где он? - спросил водитель.

(31)- Он лежит в долине, здесь недалеко.

(32)- Вы здесь одни? - спросил водитель, открывая высокую тяжёлую дверцу.

(33)- На дороге дедушка, он тоже останавливает машину.

(34)- Пошли, - сказал водитель и спрыгнул с подножки на землю.

(35) Через несколько минут Витя был уже на его руках. (36) Руки были мощные, как рычаги. (37) Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали. (38)Рядом со стариком он притормозил и прокричал: «Я его отвезу в больницу!»

(39)- Отвези, сынок, - проговорил охрипшим голосом старик, наблюдавший из своего мира за действиями водителя.

(40) «Колхида» направилась в город, а старик пошёл по обочине дороги навстречу мальчикам, которые шли навстречу ему.

(41)Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда.

(По Г. Бочарову)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему машины проносились мимо старика?»

  1. Остановить машину ему с ходу не удалось.
  2. Старика поразило абсолютно конкретное обстоятельство: уже в трёх «Жигулях» сидело по одному человеку, но машины не останавливались.
  3. Два разных мира даже не соприкасались друг с другом.
  4. В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

3.Укажите предложение, в котором содержится сравнение .

  1. Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.
  2. Из высокой кабины высунулся шумный, как и его машина, водитель: «Надо ехать?»
  3. Они не успели освоиться с дорогой: рядом с ними затормозила огромная гремящая «Колхида».
  4. Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали.

4. Из предложений 35-41 выпишите слово(-а), приставка в котором(-ых) имеет значение «неполнота действия».

5. из предложений1-9 выпишите слово, правописание НН в котором определяется правилом: «Если в прилагательном или причастии, от которого образовано наречие, пишется НН , то и в наречии сохраняется написание двух букв Н »?

6. Замените слово вознёс в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание размахивал возбуждённо (предложение 6), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
9.Среди предложений 26-34 найдите предложение с
обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Это знают,(1) конечно,(2) все. Но действует,(3) как правило,(4) лишь малый процент от ста процентов знающих.

11.Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Два разных мира не нуждались друг в друге,(1) а между ними,(2) на узкой полосе под высоким небом,(3) находился мальчик,(4) который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

13. Среди предложений 5-11 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 35-41 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя В.Г.Короленко : «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Г.Короленко . Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое доброта", взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В. Г. Короленко

Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.

Л. Н. Толстой

Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.

Употребление форм имени существительного и глагола.

Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». С. И. Львова

Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.

Функции знаков препинания (выделительная и разделительная).

Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.

Текст изложения

«Добрые чувства»

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.
Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.

Микротемы текста

Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными. Почему доброта не ставится в этот ряд? Без доброты невозможна душевная красота.

Добрые чувства уходят корнями в детство и рождаются в труде и заботах об окружающем мире; их можно воспитать только в детстве, потому что они утверждаются одновременно с познанием родной речи.

Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. Школа сердечности – это дружба, товарищество, братство. Подлинная любовь рождается в сердце ребёнка, заботящемся о судьбе другого человека.

Ответы к тестам

Зад.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

раздумывал

Приезжала

Изменение

Притормозил

запущенным

Огненный

Занавешенным

Возбужденно

убрать (забрать исключить вынуть)

Врач (доктор)

Сильный

поднял

сообществу животных

Говорили с резкостью

Кисель из вишни (вишен)

Размахивал в возбуждении

чувство свойственно

Пила была похожа

Было жаль

Два мира не соприкасались

1234

2930


(1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий. (З)Одно из таких чувств - чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков. (9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно - не модно? (12)Не нужно? (13)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя. (2б)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой: (27)И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. (28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (33)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова. (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет. (36)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36}Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов. (37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих - обиды, лишения, хамство, - изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось. (40)Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя. (По Д. Гранину)

Показать текст целиком

Милосердие и сострадание... Что означают эти слова для человека? Заслуживает ли падший человек прощения и помощи?
Над этими вопросами задумывались многие философы и писатели. Один из них - Д.Гранин. Именно проблему милосердия и милости к падшим он поднимает в одной из своих статей.
Безусловно, данная проблема была и остаётся "вечной" на протяжении всей истории человечества. Поэтому автор хочет привлечь к ней разум и душу читателя.
Д.Гранин сильно взволнован "отказом" общества от такого фундаментального нравственного понятия, как милосердие. По его мнению, люди считают это понятие устаревшим, что проявляется во многом: от пометок в словарях до запрета соответствующих тем в литературе. Причина этому - тяжелые периоды раскулачивания и репрессий, заставившие многих забыть о милосердии. Чтобы показать насколько этот "отказ" ощибочен , автор вспоминает произведения величайших русских писателей, чьи произведения во многом пронизаны милосердием и милостью к падшим.
Д.Гранин считает, что милосердие - это то, в чём общество нуждается больше всего, а главная роль литературы - пробудить в людях сострадание и милость к падшим. "К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ни

Почему милосердие уходит из нашей жизни? Такой вопрос рассматривает Д. Гранин.
Поднятая автором проблема актуальна, потому что касается каждого из нас. Д. Гранин убежден, что милосердие – одно из важных свойств нравственности. Оно свойственно всему живому, и человек рождается с ним. Милосердие необходимо ему для проявления отзывчивости и сострадания к ближним, всем, кому это требуется: «поверженным и пострадавшим».
Публицист считает, что людям нужно задуматься о сохранении милосердия в обществе, поскольку если это чувство не используется, оно атрофируется. Иными словами, проявляя милосердие лишь в отдельных случаях, а порой и вообще забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем это чувство в себе.
Согласен, что для развития здорового общества поставленные автором проблемы нужно решать. И, прежде всего, – возрождая славные традиции российского общества, которому были всегда присущи милосердие, отзывчивость, стремление помочь ближнему.
Эта способность в значительной мере и отличает социум от мира животных и растений. Именно такое чувство, присущее русской эмигрантке Тамаре Волконской, позволило ей спасти не один десяток жизней в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Иное ведет к атрофии у людей способности к сопереживанию, «машинизации» отношений, деградации человеческой личности и, в конечном итоге, – к гибели человечества.
Это же подтверждает и А.Н.Островский, чьи герои Тихон и Борис, воспитанные в злобе и невежестве, равнодушные к чужому горю, своей бессердечностью довели главную героиню произведения "Гроза" Катерину до самоубийства.
Сегодняшний мир в этом отношении все больше становится похожим на "темное царство" А.Н. Островского, где искореняется нравственность. Но все же каждый из нас может стать "лучиком света в темном царстве", если сохранит в себе нравственность и доброту.

Текст, по которому написано сочинение:

(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
(3) Одного из таких чувств - чувства милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно - не модно? (10) Не нужно?
(11)Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали - деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
(20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения- аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
(23) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль (24) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Все права на сочинение принадлежат владельцу сайта. Полное или частичное копирование разрешается только с согласия администратора.

Исходный текст

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий.
Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам.
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему:
милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д. Гранин)

Сочинение

Что такое нравственность? Каково содержание этого понятия? По мнению Д. Гранина, подлинная нравственность немыслима без милосердия. Именно о милосердии и его роли в нашей жизни размышляет автор.
Автор не случайно обращается к этой проблеме. К сожалению, в бешеном ритме современной жизни люди стали более эгоцентричными, невнимательными к проблемам окружающих. Нет ничего удивительного в том, что такие созидающие чувства, как милосердие и сострадание, утратили былую значимость, «заглохли» в наших душах. Даже воспринимаются они теперь по-другому. «Нечто свойственное лишь прежним временам», - с горечью иронизирует автор. Гранин предлагает читателям задуматься: «Как так получилось, что это чувство оказалось... запущенным?».
Позиция автора однозначна. Д. Гранин считает, что проявление милосердия, сочувствия ближнему является одним из важнейших показателей нравственности человека.
Умение «откликаться на чужую боль» - самое ценное качество человеческой души. Автор акцентирует внимание читателя на том, что, хотя эти чувства и даны от рождения, душевные силы, так же. как и физические, нуждаются в постоянной тренировке.
Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю. что милосердие является главным достоинством человеческой натуры и что мы во что бы то ни стало должны сохранить его в наших сердцах.
Эта проблема нашла отражение на страницах произведений русских писателей. Пожалуй, один из самых ярких примеров - образ Иешуа Га-Ноцри в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа - это воплощение безграничной доброты и сострадания ближнему. Для него нет плохих людей, он каждого называет «добрый человек». Даже Пилата, прокуратора Иудеи, казнившего его, Иешуа прощает.
Идея милосердия не менее ярко воплощена в образе Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Узнав о преступлении Раскольникова, она не оттолкнула его от себя, а постаралась понять, сочувствовала его трагедии и осознала всю тяжесть его греха. Именно её любовь и поддержка возрождают героя к новой, лучшей жизни.
Таким образом, Гранин призывает читателей не забывать самого важного из человеческих чувств - милосердия. Ведь именно на людях, способных проявлять сочувствие окружающим, и зиждется любое человеческое общество.