ПРИКАЗЫ –органы центрального управления в России 16 – начала 18 вв. Термин родился от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 в.

До 1370-х центральное управление строилось по моноцефальной модели (полная концентрации власти у главы государства. К концу 15 в., когда возникла необходимость перестройки великокняжеского дворцово-вотчинного хозяйства, возникли Казна (Казенный приказ, созданный в 1512, который являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые изготавливавшими эти вещи) и Большой Дворец (1534, для решения вопросов дворцового хозяйства, управления населением Кормовым и Сытным дворами). По иным данным, первым приказом был Ловчий (1509), ведавший царской охотой.

Как правило, приказы возникали по личным поручениям князей. Вначале вновь создаваемые учреждения именовались «дьячими избами», а с 1512 (первое упоминание) – «приказами».

В отличие от «путей» (форма управления периода феодальной раздробленности), приказы были постоянно действующими учреждениями и обладали определенной компетенцией, штат приставов, подъячих, толмачей, сторожей, в некоторых приказах штат достигал 100 чел. Все приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы, при этом обладая исполнительной функцией, они были ограничены царем или думой в распорядительной деятельности.

В разное время в России существовало от 20 (в 16 в.) до 100 приказов – государственных (внешне- и внутриполитических) и дворцовых.

Первыми возникли Разрядный (1535), ведавший обороной, учетом и управлением служилыми людьми и Поместный (1577) – по вопросам обеспечения этого войска землей, ведавший также судом по земельным спорам, Аптекарский (Аптекарская палата, 1594) – ведал медицинской службой, Большого прихода (1554) – ведал сборами с населения и таможнями, Земский (1564) руководил управлением Москвы, судом по уголовным и гражданским делам, Посольский (1549) занимался отношениями с иностранными государствами. Постельный (1573) управлял царской спальней и лицами, обслуживавшими царскую семью, Пушкарский (1577) ведал артиллерией и обслуживающим ее населением, а Житный (конец 16 в.) приемом и выдачей казенных припасов. Специально созданный Печатный приказ (конец 16 в.) занимался лишь тем, что хранил и прикладывал государственные печати.

Вместе с расширением территории государства возникали приказы Казанский (1560-е), Сибирский (1637), Лифляндских дел (1658), Калмыцких дел (1661).

После Смуты появились приказ Большой казны (1621) ведал сборами налогов с торговли и ремесел, монетным делом, кабацкими сборами, Иконный (1622), Иноземный (1624) наблюдавший за иностранцами, поступившими на русскую службу, Городового дела (1638) ведавшего строительством укреплений и т.д. На территории Кремля для них было выстроено специальное здание; при крупных приказах были организованы школы для подготовки умелых работников. Во главе каждого приказа был поставлен «судья», некоторые из которых были думными дворянами, боярами и даже окольничими. Крупные приказы имели свои печати, на документах, исходивших от них, необходима была личная подпись дьяка. Так складывалась приказная бюрократия, противостоящая боярской аристократии.

Активная внешнеполитическая деятельность России (русско-польская война 1653–1667, присоединение Украины) стала причиной появления приказов, компетенция которых состояла в управлении новыми территориями. Социальные функции государства были реализованы в создании в 1670 приказа строительства богаделен. Абсолютистский характер власти проявился в создании в 1654 Тайного приказа (приказа Тайных дел), который занимался вопросами, интересовавшими лично царя Алексея Михайловича и стал его своеобразной «личной канцелярией». Приказ Верхней типографии (1680) стал управлять придворной типографией, Разбойный (1680-е) осуществлять контроль за решением уголовных дел, Судный (1699) вел судебные дела служилых людей. Поскольку приказы возникали по мере надобности, вне обдуманного плана, многие из них функционально дублировали друг друга, что приводило к неразберихе, волоките, бюрократизму, казнокрадству и взяточничеству.

Коренная перестройка системы государственного аппарата при Петре I , замена приказов коллегиями (1718–1720) была первым шагом к ликвидации старой административной системы. Часть приказов уцелела и была окончательно уничтожена лишь губернской реформой Екатерины II 1775. Остался лишь Приказ общественного призрения, который являлся уже учреждением нового типа и сохранил лишь название приказа.

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Образование единого Русского государства принято относить к концу ХV века и связывать с именем Ивана III, в 1485году принявшего официальный титул «великого князя всея Руси». Создание единого государства потребовало формирования соответствующего аппарата государственного управления, необходимого для регулирования хозяйственной и политической жизни государства, качественных изменений системы государственного управления. Первое упоминание приказов обнаруживается в источниках с конца XV века, однако процесс образования собственно приказной системы управления был длительным.

Первоначально, в конце XV - начале XVI века общегосударственными органами управления являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы управления Дворец и Казна. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью и архивом. В их недрах постепенно появляются специальные учреждения - «пути», отвечавшие за отдельные группы дел и возглавлявшиеся путными боярами. Позднее они и стали именоваться приказами. В начале XVI века функционировало уже не менее 10 приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства. Для управления присоединенными к Москве землями с конца XV века создавались «областные» дворцы - Тверской, Новгородский, Рязанский и др. Процесс формирования приказной системы государственного управления растянулся на несколько десятилетий и занял всю первую половину XVI века.

Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастаниемих функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организации и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществление отдельныхфункций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения, то есть приказы в буквальном смысле слова, приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» - своеобразные отрасли управления. Стоявшие во главе «путей» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI века возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов.

Во второй половине XVI века приказными становятся почти все отрасли государственного управления.

На протяжении конца XV - XVII веков приказная система управления являлась важной составной частью механизма государства. Определение «приказное управление» акцентирует внимание на конкретно-исторических особенностях центрального управления конца XV - XVII веков. Они имеют важное значение в сравнении с иными системами центрального управления, например, более раннего или позднего периода истории России. В этом случае отличительные черты приказного управления будут, прежде всего, характеризовать особенности механизма государства конца XV - XVII веков.

Появление первых приказов было вызвано распоряжениями монарха Ивана III. В равной мере это относится и к дальнейшей эволюции приказного строя управления. Основная причина появления новых органов государственной власти и трансформации старой системы управления заключалась в изменении условий общественной и государственной жизни, происшедших в последней четверти XV века в связи с созданием единого русского государства. Необходимость эффективного управления повлекла за собой изменения в структуре органов государственного управления. Указанные изменения не были итогом целенаправленной политики по реформированию механизма государства. Новые ведомства возникали по мере необходимости и в формах наиболее целесообразных в конкретных исторических условиях. В условиях партикуляризма как характерной черты средневекового права это не обязательно означало унификацию органов и принципов управления. Данное обстоятельство объясняет относительно длительный процесс формирования приказов как системы центрального управления на протяжении более чем полувека: с появления первых приказов в конце XV века до административных преобразований 50-х годов XVI века.

Однако в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе «поручений» - какой-либо круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.

Особенности приказов как органов государственной власти XVI-XVII веков заключались, в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими бюрократическими принципами: 1) должностные лица приносили присягу и должны были лично исполнять обязанности; 2) существовал порядок продвижения по службе; 3) велась подготовка кадров служащих приказов; 4) существовал единый порядок подготовки и рассмотрения дел; 5) в приказах было развитое делопроизводство; 6) существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц на выполнение определенных функций; 7) за исполнение должностных обязанностей было предусмотрено частичное государственное обеспечение. Многие из указанных принципов, лежали в основе деятельности приказов уже в XVI веке, но наибольшее значение они приобрели лишь в XVII веке, в эпоху расцвета приказного управления.

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Приказы

В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.

Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.

Когда в 10–20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений по сбору налогов (приказ Большой казны).

Усиление значимости в Смутное время таких социальных групп, как дворянство и казачество, предопределил возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриаршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие приказы).

Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исторической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие – управляли определенной категорией населения (Приказ холопий – холопами, Стрелецкий – стрелецким войском и т. д.); третьи заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.).

Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мастерские палаты и др.).

Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «товарищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не являлось: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б. И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22–27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73). Казанского дворца (46), Разрядный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ – Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов – уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформляется крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время занимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных приказов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянными, так и временными, вводимыми правительством в связи с конкретными событиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. – 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гранаты.

Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управления. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части – думных дьяков (от 2–3 до 11–12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего был личной канцелярией царя.

Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило сокращение их числа до 37–38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658–1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание комиссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода – резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек – в местных государственных учреждениях.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществляли дьяки (с греч. – служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры - военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

автора Ключевский Василий Осипович

Приказы Удельное управление по отношению, какое существовало в нем между центром и областью, не подходит ни под один из основных административных порядков: это не была ни централизация, ни местное самоуправление. Деятельность местных земских властей остается

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Приказы счетных и тайных дел Контроль финансовый был поручен приказу Счетных дел: он считал государственные доходы и расходы по книгам всех других центральных приказов и областных учреждений и стягивал к себе остатки от текущих расходов, где таковые оказывались,

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

РАСИСТСКИЕ ПРИКАЗЫ ВЕРМАХТА Антисемитские взгляды в вермахте были, по-видимому, распространены столь же широко, как и в германском населении в целом. Они проистекали не только из нацистской пропаганды, но и из более старых традиций. Характерное освещение такого

Из книги Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте автора Хаапе Генрих

Приказы о расстрелах По моим субъективным ощущениям, через несколько считаных минут мы уже продолжали наше размеренное походное движение по направлению к реке Мемель, двигаясь по широкой песчаной дороге. Полуторачасовой сон оказался, скорее, во вред, чем на пользу. Не

Из книги Немецкая оккупация Северной Европы. Боевые операции Третьего рейха. 1940-1945 автора Зимке Эрл

Оперативные приказы по армии «Норвегия» В марте армия «Норвегия» приостановила планирование операции, дожидаясь уточнения своей задачи. Началась концентрация 2–й горнострелковой дивизии в районе Киркенеса для участия в операции «Реннтер»; передовые части группы СС

Из книги Пилоты Его Величества автора Грибанов Станислав Викентьевич

Высочайшие приказы ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 16-й день декабря 1914 года, всемилостивейше соизволил пожаловать за отличия в делах против неприятеля.Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени: 4-го Туркестанского стрелкового полка поручику Андрею Олейнику за

Из книги Студзянки автора Пшимановский Януш

Приказы На командном пункте собрались четыре капитана - Кулик, Гжегож Вашкевич (заместитель командира по технической части), начальник штаба Эдвард Вонсовский и даже начальник отдела вооружения из штаба бригады Чеслав Наперальский, прославившийся тем, что, еще сражаясь

Из книги Последний бой Василия Сталина автора Алексашин Максим

Приказы о маскировке перед войной ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ№ 0367 27 декабря 1940 г.Приказом НКО 1939 г. № 0145 требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной

Из книги Войска НКВД на фронте и в тылу автора Стариков Николай Николаевич

Приложение 11. Приказы Сталина Середина лета 1942 года. Идет война народная. Ее горячее дыхание ощущается во всех делах советских людей, в их горестях, слезах, в труде. Катастрофическое поражение Красной Армии на южном крыле советско-германского фронта. Решается вопрос

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Часть третья Приказы ВВС Великобритании

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Приказы В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни

Из книги Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах автора Андреев Александр Радьевич

Приказы и телеграммы Махно Приводимые нами приказы и телеграммы Махно относятся к последним дням совместного сотрудничества Батьки с советским командованием. Первые два документа, нами публикуемые, являются ответом на телеграмму т. Каменева, тогдашнего Чрезвычайного

Введение

Прика́зы - органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами , избами , дворами , дворцами , третями или четвертями .

1. Этимология

По мнению В.И.Сергеевича, приказы как государственные учреждения возникли непроизвольно: какому-нибудь лицу, или нескольким, поручается ведение некоторых дел, «приказывается» ведать этими делами - и возникает приказ , который иногда даже называется именем человека, кому приказано, например «Приказ (четь) дьяка Варфоломея».

Название избы и приказа употреблялось сначала смешано, но затем за известными органами управления утвердилось название приказов, за другими - изб.

Название палата было более почётным, чем изба .

Дворами и дворцами назывались органы управления, заведовавшие преимущественно хозяйственной частью; иногда, впрочем, этим именем назывались и те органы управления, которые ведали отдельными областями государства.

Названия палата , двор , дворец заимствованы от помещений.

Происхождение названий трети и четверти стоит в связи с делением государства при Иоанне III на три части, при Иоанне IV - на четыре. Впоследствии название четверти стало присваиваться и другим приказам.

2. Появление и краткая история

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году, в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю .

2.1. Приказы при Иване III

Ко времени Ивана III Неволин относит появление приказов разрядного , холопьего , житного , Большого двора , казённого , постельного , конюшенного , а также приказов для управления отдельных княжеств и земель, приобретенных Иоанном III, и, наконец, приказов, которые позже носили название четвертей . Причем, наименование Большой приказ возможно, принадлежало приказам, заведовавшим делами собственно Московского Великого княжества, то есть земель, наследованных Иоанном III от своего отца, в противоположность приказам, которые, заведуя делами только отдельных княжеств, носили название от этих княжеств.

2.2. Василий III

При Василии Ивановиче (1505-1533) число придворных чинов увеличилось тремя: ловчим (с 1509 г.), оружничим (1511) и кравчим (1514), причём, вероятно, при каждом из них был учреждён особый приказ.

С завоеванием Смоленска появляется Смоленский разрядный приказ .

В 1516 г. был учреждён Ямской приказ.

2.3. Эпоха Ивана Грозного

Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды:

    Челобитный,

    Посольский,

    Поместный,

    Стрелецкий,

    Пушкарский,

  • Разбойный,

    Печатный,

    Сокольничий,

    Земские приказы,

а также четверти:

    Галицкая,

    Устюжская,

  • Казанский приказ.

2.4. Федор Иоаннович

С присоединением Сибири был образован Сибирский приказ.

С учреждением в 1589 г. патриаршества появились, вероятно, и патриаршие приказы - патриарший разряд и патриарший казённый приказ .

Борис ГодуновПри Борисе Годунове был вновь учреждён один только приказ каменных дел. Смутное время

После смерти Бориса Годунова до избрания на престол Михаила Фёдоровича Романова новых приказов не было учреждено, ввиду общей разрухи некоторые прекратили свою деятельность. Так, с потерей для России Смоленска был уничтожен Смоленский разрядный приказ, не встречаются также Дмитровский и Рязанский судные приказы.

2.7. Михаил Федорович

При Михаиле Фёдоровиче учреждено было несколько временных приказов, которые по достижении свое задачи прекращали свою работу. Из постоянных приказов в это царствование были основаны Дворцовый, Судный и Аптекарский приказ.

2.8. Алексей Михайлович

При Алексее Михайловиче создалось много новых приказов. Некоторые из них вызывались военными обстоятельствами и исчезали в мирное время: так, исчезли ещё при Алексее Михайловиче приказы столовых и счетных дел, полоняничный, денежной раздачи, литовский, лифляндских дел. Кроме них, при нём были основаны приказ тайных дел, хлебный приказ, панихидный, рейтарский, счетных дел, строения богаделен, монастырский, смоленский, малороссийский.

2.9. Федор Алексеевич

При Фёдоре Алексеевиче заметно стремление к сокращению количества приказов и к более правильному распределению между ними круга ведомства.

В 1677 г. челобитный приказ был соединен с владимирским судным, монастырский - с приказом Большого дворца.

В 1680 г. были соединены вместе приказы новгородский, владимирский, новой чети, галицкой чети и Большого прихода, при чём многие предметы их ведомства были отданы приказу Большой казны. В том же 1680 г. было сделано новое распределение ведомства ратных людей между П.

В 1681 г. дела холопьего приказа были переданы в судный. Вскоре после воцарения Фёдора Алексеевича был закрыт Приказ тайных дел, а в 1680 г. - Приказ строения богаделен.

2.10. Регентство царевны Софьи

В правление Софьи Алексеевны (1682-1689) был закрыт Панихидный приказ и вновь учреждён Великороссийский приказ.

2.11. После правления царевны Софьи до учреждения коллегий

Первоначально у Петра не было, по-видимому, определённого плана преобразования административных порядков; приказная система продолжает существовать, подвергаясь только частичным видоизменениям, в большинстве случаев не касавшимся сущности приказного строя: некоторые П. соединяются в одно целое, круг ведомства других расширяется, они получают новые названия, оставаясь, в сущности, старыми учреждениями, создаются новые П. Рядом с П. учреждаются канцелярии, по типу сходные с П. и отличающиеся от них только названием и, может быть, меньшим объёмом: ингерманландская, мундирная, банная и т. п. Впоследствии название канцелярия стало употребляться вместо П. Решительное преобразование приказного управления началось только с учреждением коллегий. В 1721 г. в Духовном Регламенте были изложены главнейшие основания реформы. В П. управление и решение дел было единоличным; в коллегиях дела решаются несколькими лицами. Этим гарантируется: 1) большая успешность в раскрытии истины; 2) большее уважение к приговору со стороны общества; 3) большая быстрота в решении дел; 4) меньшая возможность злоупотреблений со стороны судей и 5) большая свобода при решении дел.

2.12. Поздняя история приказов

Коллегии заменили П., но последние не исчезли совсем. Некоторые из них - под собственным именем (Малороссийский, Сибирский П.), другие - под именем канцелярий (Ямская канцелярия) продолжали существовать и пережили даже Петра I. Приказная система только постепенно уступила место новому порядку вещей. К ней иногда возвращались и после Петра I. В 1730 г. был восстановлен, например, Сибирский П., просуществовавший до 1755 г., вновь учреждены Судный и Сыскной П. Окончательно следы старого приказного московского строя исчезли только с изданием в 1775 г. при Екатерине II Учреждения о губерниях. Название П. удержано и здесь для некоторых учреждений (например Приказ общественного призрения), но характер этих учреждений и их положение в общем строе государства были совсем иные.

см. также Приказ общественного призрения

3. Расположение приказов

Основная статья: Здание приказов

Приказы располагались в Кремле. Большая часть приказов размещалась в длинном здании приказов, располагавшемся по бровке Кремлевского холма от Архангельского собора почти до Спасских ворот. Здания были разобраны в период с 1767 года по 1770 год .

4. Состав приказов, их ведомство и устройство

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие - письменной частью. Первые назывались судьями, вторые - дьяками и подьячими.

Судей в приказах было по одному, а в более важных - по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же - стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.

Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце - трубники, в других приказах - дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.

Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям. Профессор В. И. Сергеевич полагает, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин и профессор М. Ф. Владимирский-Буданов думают иначе. «Хотя по закону, - говорит первый, - в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел» («Соч.», VI, 141). «Даже в случае множественности членов, - замечает профессор М. Ф. Владимирский-Буданов, - присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718 г. (Полн. Собр. Зак., 3261), который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, по словам М. Ф. Владимирского-Буданова, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».органами управления в соответствующее подразделение о представлении...

  • Управление вексельным обращением в коммерческом банке (2)

    Реферат >> Астрономия

    Безусловное денежное обязательство, т.к. приказ его оплатить и принятие... кредитором (трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный... городским отраслевым органам управления - департаментам, комитетам, главным управлениям (далее по...

  • Управление финансами муниципальных образований: состояние, направления совершенствования

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Г. № 114. 2.2 Характеристика деятельности органов управления финансами Лебедянского района Перечень органов управления финансами Лебедянского района... , Федеральными законами, Законами Липецкой области, приказами Министерства Финансов РФ, Бюджетным кодексом...

  • Управление качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения

    Реферат >> Медицина, здоровье

    ... – осуществляется посредством обязательных для исполнения приказов , указаний, требований нормативной документации воспитательная... контроля Результат использования Аттестация персонала Орган управления здравоохранением Добровольно Экспертная оценка Присвоение...

  • Введение

    На рубеже XV и XVI веков у некоторых путных бояр, выполнявших постоянные поручения - приказы по управлению государственным хозяйством, стал формироваться вспомогательный аппарат в лице дьяков и подьячих. Они образовывали канцелярии («дворы» и «избы»), где велось делопроизводство. Этот процесс затянулся на несколько десятилетий (до середины XVI века). По существу, каждая «изба» была зародышем приказа - постоянно действующего центрального государственного учреждения.

    Впервые слово «приказ» как учреждение встречается в документах 1512 года, но как система учреждений приказы оформились при Иване Грозном.

    Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Появление приказной системы центрального управления, просуществовавшей до петровских времен, можно назвать одним из важнейших фактов русской истории середины XVI века.

    История возникновения приказов и их классификация

    Зарождение приказной системы управления относится к концу XV - началу XVI веков. Центральные и местные органы власти отличались архаизмом и не могли обеспечить необходимую меру централизации государства. Возникновение приказов связывается с процессом перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.

    В период раздробленности великий князь «приказывал» (поручал) решение дел своим боярам по мере необходимости. Быть «в приказе» означало ведать порученным делом. Поэтому в своем становлении система приказов прошла ряд стадий: от временных поручений «приказов» (в буквальном смысле слова) как разовых поручений отдельным лицам до приказа как постоянного поручения, что сопровождалось соответствующим оформлением должности - казначея, посольского, поместного, ямского и других дьяков. Затем должностным лицам стали давать помощников, выделять специальные помещения. С середины XVI века учреждения канцелярского типа перерастают в государственные органы центрального и местного управления. Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI века. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М. 2003. С. 9.

    Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов История российской государственности / Сост. Л. А. Коханова, Т. С. Алексеева. М. 2007. С. 104. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами.

    Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца).

    Приказы можно разделить по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на шесть групп.

    Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) - ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё два важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел - своеобразное контрольное ведомство.

    Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др.

    В третью группу входят судебно-административные органы, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

    К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

    В пятую группу могут быть объединены органы специальных ветвей управления: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др.

    Шестую группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор, Приказ церковных дел, Монастырский приказ Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Новосибирск. 2000.

    Характерной чертой приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями существовали областные приказы, управлявшие территориями отдельных земель, упраздненными удельными княжествами и вновь завоеванными землями. Существовали также различные мелкие ведомства (Земский двор, Московское тиунство и др.). Не только областные, но и центральные приказы имели в своем ведении специально выделенные территории. В пределах своей территории приказ собирал налоги, творил суд и расправу. К примеру, посольский приказ осуществлял управление Карельской землей Скрынников Р. Г. История Российская. IX - XVII вв. М. 1997. С. 269.

    XVII век был временем расцвета приказной системы управления в России. Проявились основные недостатки приказной системы управления в целом -- отсутствие чёткого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге в последней четверти века сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Чтобы ощутить масштабы и динамику процессов в этой сфере следует принять во внимание такой весомый показатель как численность служащих московских приказов. Общее количество служащих центральных приказных учреждений в середине 1620-х годов составляло всего 623 человека, а к концу столетия их количество возросло до 2 739 человек Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М. 2003. С. 11.

    Приказы просуществовали вплоть до XVIII столетия, пока наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями, их недостаточная специализация, запутанное положение со штатами приказов и другие факторы не обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.