А было ли у Обломова хоть раз прояснение в жизни? Да и не однократно. К жизни его возродила любовь. Любовь двух женщин - одной: утончённой, нежной, изящной,и другой: хозяйственной, простодушной, искренней. Кто может понять Илью Обломова? Что он ищет в жизни,в женщине? Ведь его возлюбленные были различны как земля и небо.

Созревает вопрос: почему Обломов остался с Пшеничной - "простой бабой",а не с божественной Ольгой? Да, найти похожее в этих женщинах нельзя. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Неземная любовь Ольги выражена в сирени, музыке, прогулках по парку, признаниях. Любовь же Агафьи Матвеевны...это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.

По-моему любовь Ольги была немного странной: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был "усовершенствованный", не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила Обломова таким каким хотела видеть его, нарисованного в своём воображении. Она требует искренней любви от Обломова; и после того как они расстались, она долго не может прийти в себя, считает себя умершей. Ольга пробудила в Обломове любовь к жизни, природе, людям она разбудила заснувшую душу которая способна чувствовать, плакать, смеяться.

Обломов попал в водоворот любви из которого не мог выбраться! Мысль о женитьбе просто "убивала" его: ведь для этого надо ехать в имение, устраивать хозяйство, иметь деньги на содержание жены; с этими мыслями рассеивались иллюзии о поэтическом идеале свадьбы...Обломов "испугался" Ольги, он боялся той ответственности, которая ляжет на него после свадьбы. Только сейчас он начал понимать, что Ольга не кукла, которую можно держать за верёвочки, а женщина с достоинством.

Место Ольги заняла другая. Это Агафья Пшеничная - хозяйка дома, в котором поселился Обломов. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью через тело. Это была та женщина, которой Обломову можно было только мечтать. Её внешность говорила обо всём: простодушна, добра, ласкова, приветлива, но помимо этого она была отличной хозяйкой. Без её заботы всё хозяйство рухнуло бы. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Их симпатия переросла в любовь, женитьбу, и Обломов не испугался семейной жизни. Он любил жену, сына, семейный быт, ему ничего не надо было - это было его счастье, которое не смогла бы ему дать Ольга. Обломов был счастлив с Агафьей, но он не забывал Ольги. Каждую из этих женщин он любил по своему.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Теги: Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная Сочинение Литература

Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот. Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое предложение. Поэтому они жили одной дружной семьей.

После расставания Ольги и Обломова, Агафья стала сама не своя, бранила Акулину и Анисью, если они сделают что-то не так, как надо. Потом, на следующий день, сама сходит и проверит, так ли сделали что-либо девушки. Когда Обломов уезжал куда-нибудь и долго не возвращался, она могла всю ночь не сомкнуть глаз, «ворочаться с боку на бок» и креститься. А когда что-либо застучит на улице, она могла подбежать к окошку и посмотреть, не он ли это идет. Когда Обломов болел, она никого не пускала к нему в комнату, а сама с ним сидела и лечила его, даже когда ребятишки начнут шуметь, она будет на них браниться и ругать.

Внешне Агафья менялась, когда менялось отношение Обломова к ней. Когда он был молчалив и мрачен, она становилась другой – задумчивой, грустной, она худеет и бледнеет. А когда он веселый и добрый, хозяйка меняется на глазах, и вся жизнь становится такой же бодрой и размеренной.

Агафья Матвеевна раньше почти никогда не видела таких людей, как Обломов, скорее всего он и понравился ей потому, что не был из ее круга, и им не приходилось никогда встречаться. Она сравнивает его с покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой.

Агафья скрывала свои чувства ото всех, не могла пококетничать с Обломовым, невидимая рука держала все тайны Пшеницыной в ее душе.

Но Обломов относился к ней иначе, она напоминала ему картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило», вернее о любви, которую он испытывал к Ольге. Может, он любил Агафья, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.

Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.

Добролюбов и Писарев приветствуют Ольгу Ильинскую, как образ «новой, мыслящей женщины, устремленной в будущее». Анненский же, говоря о чувстве Ольги к Обломову, пишет следующее: «Ольга — миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга... Миссия у нее скромная — разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно и так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удобным объектом для ее девической мечты и игры в любовь». Да, Ольга знает другой путь, путь нравственный, основанный на уважении, а это значит, что надежный.
Ольга из любопытства посмотреть, есть ли у Обломова душа, спела и затронула живые струны. Ведь прекрасное было доступно им, так как у Обломова была живая душа и чуткое, теплое сердце.

Обломов влюбляется в Ольгу. Это чувство такое неуклюжее, незнакомое, такое неоформленно детское, такое послушное, стыдливое, чувство благоговения. Мысли Обломова путаются, сбиваются, в него вливается что-то новое, живое. Он смотрит на Ольгу, «как смотрят в бесконечную даль, в бездонную пропасть, с самозабвением, с негой». Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать.
У Ольги же все наоборот. В силу своей нравственности, окрыленной мечтой, которая заключается в «оживлении» Обломова, она взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она «перерастает» Илью Ильича и берет на себя трудную роль — роль «путеводной звезды». Ольга пытается «поставить Обломова на ноги», научить действию, вывести из покоя и лености. Все это просчитывается в голове Ольги, и поэтому-то, наверное, на многие вопросы чувств она пытается найти ответы в своей голове.
Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает «червь неуверенности и лености» и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на «страже», всегда поможет, всегда научит. Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

И вот оно, это противоречие!!! Ольга видит в своих мечтах
деятельного и активного человека, а Обломов — все ту же идиллическую картинку, то есть «они выдают то, что говорит сердце, а голос сердца проходит через воображение». Только, увы, воображают они по-разному. Обломов не учится любить, не понимает, чего хочет от него Ольга, а стремится к своей идиллии, пытаясь поскорее покончить с «требованиями Ольги».

И Обломов постепенно понимает, что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. В силу его идиллического воспитания любовь Ольги для него превратилась из «радужной» в «требующую». Он тяготится ею: Обломов начинает чаще обедать дома, ездить в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: «Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика... Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу...»

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

И происходит разрыв. С одной стороны, из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов "сам виноват. Он не оценил, не понял. Анненский писал по поводу этого разрыва следующее: «Ольга — девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли, главное. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения в Саз1а (Ну, в сиреневой ветке; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

Нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать эти совсем утончившиеся нити».
Тот же Анненский пишет по поводу Ольги: «Любовь — это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Так понимает это Ольга». Но у Обломова свое понимание.

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: «...Я слишком понадеялась на свои силы... Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..»

Но для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. Это — обломовщина. Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.
А какова же любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной? И любит ли ее Обломов?
Пшеницына — другой тип женщины. У нее другое воспитание, другой образ мыслей. Она простая, вся душа ее сосредоточена в хозяйстве. Агафья Матвеевна добрая, верная жена, но к будущему героя не ведущая.

Пшеницына любит Обломова без всякой внешней идеи, принимая его таким, каков он есть. Она любит человека, а не личину и не будущего Илью Ильича. И ее любовь намного естественней, задушевней и проще. Агафья Матвеевна просто добрая, преданная, заботливая. И любовь свою она выражает, как может, как позволяет ей ее воспитание: штопает рубашки, печет пироги. Она по-своему старается облегчить жизнь Обло-мову и делает для этого все, что может. В ее понимании, если человек накормлен, то он счастлив, и мы не можем осуждать ее за это. Каждый по-разному понимает счастье. Гончаров пишет о чувствах Пшеницыной: «Она так полно и много любила Обломова; любила Обломова — как любовника, как мужа и как барина; только рассказать она это не могла никому. Да и никто и не понял бы ее вокруг. Где бы она нашла язык? В лексиконе братца, Тарантьева, невестки не было таких слов, потому что не было понятий.

Да, у Агафьи Матвеевны не было высоких идей, но ей было дано умение просто любить. Возможно, что она была исключением в своей среде, так как она обрела понятие, понятие такого чувства, как любовь. Просто выразить его не умела по-другому, кроме как печь пироги. Но главное в том, что оно было ей доступно».
Критик Григорьев в 1859 году писал: «Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому, что у ней локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, — а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга. Если Штольц антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени антипод Ольги, «головной», рассудочно-экспериментальной любви которой противопоставлено душевно-сердечная любовь, о которой можно сказать, что она «стара, как мир». Женитьба на Агафье Матвеевне — это соединение обломовского образа и духа жизни».

А что же Обломов? Что же для него Пшеницына? Чувство это не духовное, оно не перерождает «героя, не затрагивает» в нем духовное, а скорее является физической, в нем нет «нравственной искры». А потому быт Агафьи Матвеевны так близок к его идиллии, а сама она такая простая, не требует ничего.

Все это расслабляет, успокаивает, Обломов постепенно засыпает, на него часто находит «тупая задумчивость».

И отношение Обломова к Пшеницыной совсем другое — физическое. Если Ольга — это ангел, на которого он смотрит с благоговением, то на Агафью Матвеевну он смотрит, как «на горячую ватрушку». И он сам не смеет сравнивать чувства к Ольге и к Агафье Матвеевне, говоря, что любовь Ольги можно сравнить только с жизнью в раю.
И мир Пшеницыной — это продолжение того, обломовского мира. Здесь, на Выборгской стороне, живя с доброй, хорошей женщиной, простой и заботливой, Обломов находит «тот покой, довольство и безмятежную тишину».

В романе написано: «...Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал жизни осуществился... Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования... И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделаться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе покой».

В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нем жизнь, действие, то есть с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство не продвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало.

Этот выдающийся роман был создан в средине XIX века и сразу же его признали классикой. Имя главного героя стало нарицательным. Книга была написана ко времени. На повестке политической жизни России стояла Пушкин и Лермонтов уже создали Онегина и Печорина - лишних людей в российском обществе, людей, не оставляющих за собой в Истории никакого следа. Иван Александрович Гончаров, руководствуясь своим творческим умением, создает образ еще более бесполезного человека - Ильи Ильича Обломова. Он доводит лень в характере этого помещика до ужасающих размеров. Как важно это было прочитать дворянам, воспитывающимся в XIX веке в традиционном стиле - в пренебрежении ко всякому труду! В их понимании, работа была мужицким занятием! Гончаров же и сам же в молодости получил аналогичное воспитание, поэтому знал о чем и как следовало писать…

О теме статьи

Предметом нашей статьи станет не главный герой - Илья Ильич Обломов. Нас привлекает другое: мастерски созданная писателем в романе система образов. «Обломов» Гончарова, благодаря удачно выбранному типажу своих героев, прогрессивная мысль России в лице Николая Добролюбова нарекла «знамением времени». Как мы уже упоминали, книга писалась в период пробуждения национального самосознания, накануне освободительной Крепостное право, этот давно отживший феномен, вот-вот должно было быть ликвидировано. И роман Гончарова, который являлся настольной книгой Императора Александра II, прозванного Освободителем, действительно поспособствовал его отмене.

О персонажах романа

В книге Ивана Александровича немного героев. Это позволяет автору представить по ходу романа развернутую характеристику каждому из них. Причем Гончаров талантливо использует выстроенную им самим систему образов-антиподов: Штольц - Обломов, Ильинская - Пшеницына.

Женские образы в романе "Обломов" - сюжетообразующие. Вначале это была мать, затем предмет влюбленности главного героя - Ольга Ильинская и, наконец, женщина, ставшая ему супругой и народившая ему сына Андрюшу - Агафья Матвеевна Пшеницына. Сам же Илья Ильич Обломов - человек крайне безынициативный и инертный, лелеющий свою лень и постоянно пребывающий в пассивном размышлении. Он по своей натуре - ведомый. Поэтому вся его жизнь как бы проистекает в русле, обозначенном другими людьми. Точнее сказать - близкими ему женщинами.

Образы женщин. Мать Обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе "Обломов" характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Ольга Ильинская

Другой женский образ - Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе "Обломов" обрели в нем наиболее яркую составляющую.

В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность - многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.

Вдова Пшеницына

Сюжет романа автору не удалось бы раскрыть без наличия еще одного персонажа - Агафьи Матвеевны Пшеницыной, органично дополнившей женские образы в романе. Обломова она действительно любила. Агафья Матвеевна - настоящая хозяйка домашнего очага: добрая, любящая, заботливая. Более того, она готова на жертвенность ради этой любви. Эта женщина происхождением - не из дворянского сословия, как Ильинская, она - из мещан. Как и большинство населения в то время, она неграмотна.

Идея создания образа Ольги

Ильинская - дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу - вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.

Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.

Ольга всецело увлечена своим замыслом - перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление - изменить Обломова - она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.

Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги - «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны - естественность, а с другой - органичное соединение размышления и действия.

Рассудочность любви Ольги

Рассуждая столь абстрактно, Ольга переступает границу дозволенного в отношении главного героя. Она пытается манипулировать Ильей Обломовым, используя убеждение, сарказм. Древние греки когда-то называли такую рассудочную любовь коротким словом "прагма". Таким образом, прагматичная любовь Ольги, как мы видим, не смогла преодолеть недостатки Обломова. Не дано подобному чувству исцелять!

Роль женских образов в романе Гончарова «Обломов» велика. Согласитесь, не будь в ней интриги, внесенной Ольгой Ильинской, то сюжет книги потерял бы свою красную нить.

В результате Обломов, дотоле признавшийся в любви к Ольге, идет на попятную. При этом возвращаясь к обычному своему образу жизни. Он расстается с ней, написав прощальное письмо. Илья Ильич понимает, что публичный образ жизни, к которому его склоняет Ольга - не подходит ему.

Образ Ольги... Только ли образование вызвало у нее стремление к дальнейшему развитию? Вряд ли. Этот типаж женщины - революционный для русской литературы.

Рассмотрим это на сравнительном примере. Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» чем-то напоминает пушкинскую Татьяну Ларину. То же дворянское происхождение, образованность, сходная внешность, изящество. Однако на этом подобие заканчивается. Если Татьяну можно назвать «нежной мечтательницей», то Ольга - самодостаточная личность, деятельная и энергичная. Это - характер, это сущность женщины-воина. Таким образом, женские образы в романе И. А. Гончарова, созданные через четверть века после пушкинских, эволюционизировали, стали другими, соответствуя динамике развития российского общества.

То, что она расстанется с Обломовым - неминуемо. Ольга Ильинская, наконец, признает свою несовместимость с избранником и оставляет Обломова со словами, что любила его будущего. Девушка осознает: совместная жизнь с Ильей Ильичем будет для нее в перспективе означать обоюдное неприятие каждым супругом жизненных ценностей другого. Поэтому она строит свою жизнь по-другому: выходит замуж за такого же деятельного, как и она, Штольца. Впрочем, Ильинская обладает еще большей жизненной энергией, чем ее муж.

Интересную точку зрения на это чувство Ольги высказал литературный критик Николай Добролюбов. Он считает, что Ильинской свойственно выбирать партнеров исходя из собственного интереса, т. е. личных выгод. Поэтому, по его мнению, если Штольц перестанет устраивать ее меркантильный интерес, Ольга оставит и его.

Простая и душевная Пшеницына Агафья

Сравнение двух женских образов в романе Гончарова «Обломов» начинается с момента его размолвки с Ольгой и переездом на Выборгскую сторону на постой к вдове Пшеницыной.

Ранее эта вдова потеряла мужа-чиновника и осталась с двумя детьми. Это взрослая женщина, искренне желающая тихого семейного счастья. Ей на момент знакомства с Ильей Обломовым примерно лет тридцать. Агафье не присуща аристократическая утонченность внешности, которой отличается образ Ольги Ильинской. Внешне она полна и белолица. У нее крупные руки и округлые локти. Ее серые глаза - зеркало души - простодушны и наивны.

Действительно, Агафью Матвеевну не интересует все, что не касается домашнего хозяйства. Сама молчаливая, она даже и не пытается слушать не интересующие ее разговоры. Впрочем, как хозяйка, эта женщина - всеведущая и всеумеющая. Если обсуждается интересующая ее тема, вдова Пшеницына, словно по мановению волшебной палочки, становится деловитой и сообразительной.

Эта женщина понравилась Илье Ильичу сразу же, когда он по совету Тарантьева приехал к ней - пожить на Выборгской стороне. Ее образ, несомненно, ближе для души Обломова, чем образ Ольги Ильинской. Именно такую женщину он представлял себе в детстве, когда читал о сказочной красавице Милитрисе Кирбитьевне. Дело в том, что главный герой романа, инфантильный по своей природе, подсознательно желал для себя жену-мать, ухаживающую за ним.

По своей природе Агафья Матвеевна добра. Она услужлива по отношению к своим близким людям. Ее не привлекают развлечения: посещения театров либо прогулки. Заботы: накормить, одеть, помочь - стали смыслом ее жизни. Поэтому, когда в ее доме появился Илья Ильич, он стал для нее объектом ухода.

Два основных женских образа в романе Гончарова «Обломов» - это два человека, испытывающие, казалось бы, одно и то же чувство. Но, в отличие от рассудочной любви Ольги Ильинской, любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной к Илье Ильичу совершенно другого свойства. Эта сердечная, не предполагающая оговорок разума. Автор с теплой иронией говорит о любви Пшеницыной к Обломову. Она влюбилась, не задумываясь, как будто «попав под тучу», простудилась и заболела лихорадкой.

Верность Агафьи Пшеницыной

Неслучайно наивысшей степени духовности достигает характер в женских образах романа И. А. Гончарова «Обломов», причем именно в образе неграмотной, несовременной Агафьи Матвеевны.

Вдова Пшеницына, незаконная жена Обломова, привлекает читателя своей цельностью, искренностью. Для нее в семейной жизни главное - не материальный аспект, а душевность отношений. Такая женщина действительно будет рядом с любимым человеком в горе и в радости, в богатстве и нищете. Для обеспечения надлежащего ухода за болеющим Обломовым она продает свои ценные вещи. А когда узнает о том, что ее братец и кум низко обманывают и разоряют Илью Ильича, то разрывает с ними всякие отношения.

После смерти Обломова она теряет всякий интерес к жизни. «Будто душу вынули», - говорит она о себе. Разве это не высокое чувство?

Какая она - любовь Агафьи?

Агафья Пшеницына интуитивно воспринимает любовь, как нечто естественное, не связанное с рассудком. Она полюбила Илью Ильича бескорыстно, не за присущие ему добродетели. Ее чувство вспыхнуло также не из-за жертвенности, т. е. не вопреки тому, что Обломов несовершенен.

Агафья полюбила его именно как человека, который изначально сам по себе прекрасен. Такая любовь на Руси называлась христианской (ранее это чувство не оценивали с позиций рассудочности или сердечности). Суть же любви христианской в том, чтобы просто любить, потому что человеку свойственно такое чувство, а не потому что другой человек - объект любви - заслуживает чем-то этого. Агафья Пшеницына бескорыстно любит Обломова. Очевидно поэтому, чтобы подчеркнуть истинность их любви, Иван Александрович ввел в сюжет романа эпизод, когда пришедшая к Обломову во сне покойная матушка благословила его на отношения с Агафьей.

Взгляды на любовь Агафьи и Ольги

Роль женских образов в романе Гончарова "Обломов", таким образом, также сводится и к оригинальному авторскому философскому толкованию любви. Если Ольга желает видеть в Илье Ильиче настоящего мужчину и пытается соответствующим образом его перевоспитать, то Агафье Матвеевне всего этого не нужно. Любовь Ильинской - это восхождение к идеалу. Любовь Пшеницыной - обожание. Впрочем, и та и другая, будучи влюбленными в Обломова, сами испытывают духовное пробуждение. Женские образы в романе Гончарова «Обломов» - высокохудожественны и неповторимы. Еще зоркий Белинский тонко подметил эту особенность Ивана Александровича Гончарова - «тонкой кистью» выписывать Ни одна из героинь гончаровских книг не повторяет ни в коей мере другую. Все они индивидуальны, штучны, особенны.

Вывод

И. А. Гончаров мастерски изобразил в романе «Обломов» два действительно прекрасных женских образа. В этом проявились его талант, наблюдательность, знание жизни. Женщина, активно обустраивающая жизнь, и женщина - хранительница домашнего очага. Женские образы в романе "Обломов" актуальны и для нашего времени. Илья Александрович, как настоящий волшебник слова, тонко раскрывает черты каждого из этих персонажей. В результате и Ольга Ильинская, и Агафья Пшеницына - персонажи, показанные своим создателем мастерски, с огромной художественной силой и убедительностью.

Характерно, что и Ольга, и Агафья, по ходу сюжета книги, очно не встречаются. Каждая из них живет и действует в своем окружении. Одна - деятельная, активная, поддерживающая и помогающая; другая - уютная, домашняя, самоотверженная, любящая до конца. Какой из них вам больше нравится? Решайте сами.

Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему Обломов остался с Агафьей Пшеницыной - “простой бабой”, а не с божественной Ольгой?
Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны - это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.
По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный” Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой - она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов “испугался” Ольги, ее требовательной любви.
Агафья Пшеницына - хозяйка дома, в котором поселился Обломов,- полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью - через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно - тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное - физический и душевный покой.
Слово найдено - покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор - деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое.