СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда относятся "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.

Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа "Отцы и дети".

Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают "Отцы и дети". Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. "Война и мир", "Преступление и наказание" как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. "Отцы и дети" заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с "Волками и овцами" А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе "Евгения Онегина":

Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...

Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются "вечные" темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о "вечном примирении и о жизни бесконечной...". Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему "отцов и детей" критик пытался решить практически, исследуя, "как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...". Для Писарева Тургенев - "один из лучших людей прошлого поколения". Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его "мнения и суждения", "выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей". Писарев увидел "выведенные явления жизни" как очень близкие для себя, такие близкие, "что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа". Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: "теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". Поэтому критик мог написать такие слова: "Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?" Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.

Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию "Отцов и детей".

На сюжетном уровне название "Отцы и дети" задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы - разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и "третьим" сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает "его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал". А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику". Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: "Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку". "Одежонка" Базарова - "длинный балахон с кистями". Не случайно в то же "мгновение" появляется Павел Петрович, "одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки". Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его "нигилизм", а за изысканностью Кирсанова - его "принсипы". Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие - только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это "заложено" в понятие "отцов и детей", которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению "отцов" (либеральных дворян) и "детей" (демократов). Политический конфликт - может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется "детская" черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. "Отцы" в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее "детей", пока последние, в свою очередь, не стали отцами. "Отцы" не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка "отставляет" таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что "песенка наша спета". Однако "дети", вытесняя "отцов", сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: "...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет..." Проблема "отцов и детей" получает в романе Тургенева философское обобщение.

Что представляет название романа в плане словесном? Выражение "отцы" и "дети" в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под "отцами" можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - "дети". Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: "Старые и новые". Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!

Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема "отцов" и "детей" буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, "получившего, как некогда он сам, звание кандидата", и как сын "боевого генерала 1812 года". Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что "вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям". "Вот теперь настала наша очередь..." - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: "Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я..." Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. "Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость".

В романе Тургенева звучит мотив перемен. "Преобразования необходимы..." - думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. "Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты", - восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и "ферма" уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то "новое" у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роман «Отцы и дети» , одно из самых лучших произведений русского писателя И.С. Тургенева, был представлен читателям еще во второй половине 19-го века. Спустя многие годы, этот роман пользуется особой популярностью в школьной программе и также читается в наше время.

Причин, которые делают это произведение таким востребованным, довольно много, а именно: описание тем природы, дружбы, любви, а также главный конфликт романа и убеждений главного героя. И.С. Тургеневу удалось не просто описать события тех времен, рассказать о конфликте, но также умело и профессионально проанализировать психологию главных героев. Писателю мастерски удалось раскрыть их внутреннюю борьбу, стремление душ и порывов.

Наиболее развернуто и в полном объеме Тургенев показал отношение старшего и младшего поколения, а именно тему «отцов» и «детей». Читая произведение, можно проследить, как автор описывает пропасть, которая разделяет эти два мира. Здесь все заключается в разных взглядах на жизнь, ценности, понятия и идеалы. Автор показывает, как два поколения по-разному воспринимают одни и те же убеждения, явления, чувства, традиции, авторитеты, определенные нормы и правила жизни. Кроме того, автор также показывает, что невзирая на все эти постоянные противоречия и противостояния между поколениями, они связаны одним целым, а именно, любовью. Это любовь отцов к детям, детей к отцам, какие бы ситуации не были, и в каком бы противостоянии они не находились бы.

У молодежи нет такового богатого опыта, она радуется жизни, стремится вперед к новым свершениям, ей не терпится узнать новое, неизведанное, и при этом молодежь торопится жить, чтобы ничего не упустить и исправить все, если это понадобится. Молодое поколение, как будто окрыленное, мчится вперед, чтобы не потерять свой шанс, который возможно дается раз в жизни, не проворонить важный момент, который может поменять все кардинально. Старшее поколение, наоборот, не спешит, живет в мире воспоминаний, наблюдает за молодыми, как они торопятся жить. Взрослые уже могут рассуждать обо всем, исходя из своего жизненного богатого опыта.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что И.С. Тургенев назвал свой роман «Отцы и дети», потому что он хотел максимально реалистично сравнить и показать все те различия, которые есть между двумя поколениями «отцов» и «детей». Писатель точно изобразил представления и переживания каждого поколения из разных сторон, а также их мысли.

Роман показывает, что невзирая на все противоречия между взрослым и младшим поколением, можно увидеть в каждом из них что-то прекрасное и чудесное.

Взаимоотношения разных поколений являются одной из вечных проблем, которую пытаются решить психологи и журналисты, писатели и критики, художники и композиторы. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» эта тема звучит уже в самом его названии. Можно предположить, что автор произведения стремился найти ответ на один из «вечных» вопросов.

Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. Злободневность произведения подтверждается той бурей критики, которую вызвало его появление. Так, критик А. Скабичевский в «Отечественных записках» 1868 года отметил, что главная цель романа – противопоставить философию отцов и философию детей. Д.И.Писарев в статье «Реалисты» основную мысль романа определил как ответы на вопросы к молодому поколению: "Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать". Попробуем и мы ответить на вопрос, в чем же смысл названия романа?

В центре сюжета конфликт Евгения Васильевича Базарова – представителя нового поколения, нигилиста, отрицающего красоту, искусство, чувства, эмоции и Павла Петровича Кирсанова – отставного военного, консерватора, уважающего общественные устои. Их взгляды были совершенно противоположными, они не поладили с первой же встречи, между ними возникали разногласия по каждому вопросу. Павел Петрович является ярким представителем высшего общества и, несмотря на то, что живет в деревне, сохранил привычки аристократа.

Базаров же – простой внук дьячка, сын уездного лекаря. Он энергичен и стремителен, сторонник всего нового и прогрессивного, атеист, материалист, "человек науки", очень умен, рационален, трудолюбив. Мировоззрение этих героев также абсолютно противоречиво: Евгений Базаров считал, что жить нужно исключительно разумом, отрицая чувства и эмоции, Кирсанов же придерживался либеральных взглядов на жизнь, защищал высокие идеи достоинства и прав личности, ратовал за самоуважение, честь и свободу каждого человека.

Еще одна сюжетная линия, которая раскрывает тему "отцов и детей" - противоречивые и сложные отношения Евгения Базарова со своими родителями. Старики очень любят своего сына, «души в нем не чают», но их сын не разделяет их эмоций, Родители не могут понять сына, а он достаточно холоден с матерью и отцом, относится к ним снисходительно и равнодушно, по крайней мере внешне.

На мой взгляд, И.С.Тургенев в своем романе помог читателям понять, в чем причина конфликта поколений. Стремительно врывающееся в жизнь новое, постоянные изменения легко подхватываются молодежью, но ценности и традиции, которое пытаются сохранить "отцы", нужно чтить.

сочинение рассуждение для 10 класса с цитатами

Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

Роман "Отцы и дети" занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.

Во-первых, основной конфликт произведения - это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что "Отцы" Кирсановы и "Дети" (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.

В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.

Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

Также название этого романа можно понять и как отношения между отцами и детьми в прямом смысле. Отношения Аркадия и его отца и отношения Базарова с родителями. Николай Петрович старается стать ближе к своему сыну, но в то же время стесняется сказать о его новой жене и ребёнке. Аркадий будучи добрым и чутким сам знакомится с Фенечкой. Герой с радостью помогает своему отцу.

Совсем другие отношения у Евгения с его родителями. В первый приезд он сдерживает свои чувства, его мать боится лишний раз что-то спросить, а отец пытается быть не навязчивым. Во второй приезд всё меняется, Базаров уже пережил любовь к Одинцовой, он начинает пересматривать свои взгляды. К тому же герой смертельно болен. В свои последние дни он ради утешения родителей позволяет выполнить религиозные обряды, что никогда бы не позволил нигилист в начале романа. Базаров просит родителей позвать Одинцову, чтобы последний раз увидеть её.

Таким образом, смысл названия романа заключается в противостоянии двух поколений. Как в одной семье, так и в большем масштабе, как противостояние либералов и демократов. В эпилоге мы видим, что Кирсановы счастливо живут в своём имении, Аркадий женился на Кате, Павел Петрович уехал за границу. Родители Базарова приходят на могилу сына. Почему погиб Базаров? Только смерть могла заставить героя отказаться от нигилистических взглядов. Базаров обречен на гибель потому что стоит лишь в преддверии будущего.

Есть в России тождественная дата, которая празднуется 9 декабря. В этот день памяти героев отечества, героев, которые ничего никогда не боялись, смело защищали родину и всегда были самыми смелыми жителями страны.

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

I. Вступление

Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения («Герой нашего времени», «Мертвые души», «Война и мир» и др.).

К этому типу относится и заглавие романа Тургенева.

(См. также Словарик, ст. Заглавие.)

II. Главная часть

1. Первое значение содержащегося в заглавии образа – прямое: в романе действительно идет речь о взаимоотношении поколений, родителей и детей. Эти взаимоотношения склады­ваются непросто, порой конфликтно. Основной проблемой для Тургенева является здесь понимание между поколениями, взаимное признание отцов и детей, преодоление барьера меж­ду ними. Поначалу такое понимание не складывается: дети считают взгляды родителей «устарелыми», а отцы при всем желании не могут понять слишком уж «новаторских» идей молодежи. Эта проблема, вечная во все времена, раскрывается и романе прежде всего на образах отца и сына Кирсановых и Базарова и его родителей. И в том, и в другом случае герои сумели преодолеть возрастную разницу и пришли к понима­нию друг друга, и это, с точки зрения Тургенева, вполне правильно и необходимо и тем и другим.

2. Второе значение заглавия – переносное. Здесь ставится уже не проблема взаимоотношения «биологических» поколе­ний, а проблема конфликта поколений общественных – дво­рянства и разночинцев-демократов. С начала XIX века в России дворянство выполняло роль лидера практически во всех сферах общественной жизни: политике, идеологии, культуре и.т.д. Однако уже с 30-х годов начинают появляться разночин­цы, а к концу пятидесятых – началу шестидесятых они уже заявляют о себе как о силе, идущей на смену дворянству и готовой взять на себя культурное лидерство. Дворянство же в это время начинает в значительной мере утрачивать свою про­грессивность. Дворяне и разночинцы были антагонистами во всем: в происхождении, условиях и образе жизни, воспитании, в системе ценностей и т.п. Поэтому конфликт между ними был в основном непримиримым. Именно этот процесс и отра­зил Тургенев в своем романе.

3. Конфликт дворянства и разночинной интеллигенции во­площается в романе в столкновении Базарова почти со всеми персонажами-дворянами. Наиболее открытую форму конфликт обретает в столкновениях Базарова с Павлом Петровичем, но в конце концов пропасть обнаруживается и между Базаровым и Николаем Петровичем, Базаровым и Аркадием и даже Базаро­вым и Одинцовой. Конфликт общественных поколений дейст­вительно непримирим.

III. Заключение

Сочетание слов «отцы и дети» оказалось очень емким и удачным, оно стало в русском языке пословичным выражени­ем наряду с такими заглавиями художественных произведе­ний, как «Горе от ума», «Что делать?», «Война и мир» и др.

Здесь искали:

  • смысл заглавия романа отцы и дети
  • смысл названия романа отцы и дети
  • смысл заглавия романа тургенева отцы и дети