Презентация "Развитие науки и образования в России в XVIII веке" по истории – проект, доклад. Презентация на тему "история образования в россии" Основные события педагогической истории X-XVII вв
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Презентацию на тему "Развитие науки и образования в России в XVIII веке" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Выполнил: Маиров Лиуан Русланович учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №684 «Берегиня»
Развитие науки и образования в России в первой четверти XVIII века
Слайд 2
План изучения темы:
1. Состояние образования 2. Кунсткамера 3. Развитие науки Закрепление нового материала
Слайд 3
1. Состояние образования
В первой четверти XVIII века, при Петре I, начала формироваться государственная политика в области образования. Царь понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.
Слайд 4
Образование при Петре Первом
По началу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети крепостных обучаться в государственных школах не могли. Петр запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки.
Слайд 5
Книгопечатание
Создание системы образования потребовало издания множества книг - учебников, справочников, наглядных пособий. Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
Слайд 6
2. Кунсткамера
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных глобусов. Это был первый русский музей.
Слайд 7
Альберт Себ
Во время своего второго посещения Голландии в 1716-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».
Слайд 8
Кунсткамера сегодня
Сегодня Кунсткамера является одним из самых известных музеев страны, а так же важнейшей достопримечательностью г. Санкт-Петербурга.
Слайд 9
3. Развитие науки
При Петре складываются основы для развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. В 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 года в Петербурге стали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.
Слайд 10
Слайд 11
Академия наук
Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств.
Слайд 12
Подготовить самостоятельно сообщения по темам:
«Рудознатец» Григорий Капустин; «Молотовой мастер» Рябов; «Арифметик» Л.Ф. Магницкий.
Слайд 13
Закрепление нового материала:
1. При каком российском царе складываются основы профессионального образования? При Петре Первом 2. Какое сословие при Петре Первом должно было иметь образование? Дворяне 3. Крупное научное учреждение основанное Петром в 1714 году: Кунсткамера 4. В каком году был издан указ об учреждении Академии наук? В 1724 году
Слайд 14
Источники и литература:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 7 класса. М., 2002. Кунсткамера // http://ru.wikipedia.org/wiki Петербургская академия наук // http://ru.wikipedia.org/wiki Изображение здания Академии наук: http://yourcity.spb.ru/datas/users/1-znb_15_1.jpg Портрет Петра Первого: http://spb-familia.ru/wp-content/gallery/portretyi/petr1.jpg Изображение гражданской азбуки: http://portal.lgo.ru/tz/img/shnizer27-big.jpg Изображение книгопечатания: http://www.migdal.ru/images/migdal-24242-23679.jpg Изображение рисунка Кунсткамеры: http://places.arch-grafika.ru/HOT_PEPPER/Kunstkamera/002.JPG Портрет Альберта Себа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/da/Albertus_Seba_Portrait_farbig.jpg?uselang=ru Изображение Кунсткамеры: http://img-2.photosight.ru/de4/3210715_large.jpg КОЛЛЕКЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕТРА I: http://www.nedug.ru/common/data/pub/images/articles/76721/normal.jpg Изображение Академии наук (11-й слайд): http://bench.nsu.ru/?db=vp_art_history&el=4875&mmedia=CONTENT
1 из 12
Презентация на тему: История образования в России
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Основные события педагогической истории X-XVII вв. X в. – крещение Руси, создание славянского алфавита, появление церковных школ С XIII в. – распространение грамоты через школы мастеров грамоты 1564 – начало книгопечатания; появление печатных азбук XVI - XVII вв. – братские школы 1633 – создание Киево-Могилянской академии 1687 – открытие Московской славяно-греко-латинской академии
№ слайда 4
Описание слайда:
Школа и педагогика в XVIII в. В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода: I период охватывает первую четверть XVIII в. это время создания первых светских школ, создание Академии наук, университета и гимназии при ней (С.-Петербург) II период – 1730-е – 1765 г. – возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, создание Московского университета III период – 1766 – 1782 гг. – развитие просветительских педагогических идей, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений. VI период – школьная реформа1782-86гг. – первая попытка создания государственной системы народного образования.
№ слайда 5
Описание слайда:
Развитие образования в XIX веке Мальчики распределялись по пяти возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет 2-й возраст – от 9 до 12 лет 3-й возраст – от 12 до 15 лет 4-й возраст – от 15 до 18 лет 5-й возраст – от 18 до 21 года Все науки были разделены на четыре раздела: Науки, дающие руководство к познанию других наук Науки, нужные для гражданских занятий Науки, имеющие практическую пользу Художества
№ слайда 6
Описание слайда:
Развитие образования в XIX веке Девочки распределялись по четырем возрастам: 1-й возраст – от 6 до 9 лет (кофейный цвет платья) 2-й возраст – от 9 до 12 лет (голубой цвет платья) 3-й возраст – от 12 до 15 лет (серый цвет платья) 4-й возраст – от 15 до 18 лет (белый цвет платья) Образовательный процесс: от 6 до 9 лет – Закон Божий, все части воспитания и благонравия, российский язык, иностранные языки, арифметика, рисование, танцевание, музыка вокальная и инструментальная, шитье и вязание всякого рода. от 9 до 12 лет – продолжение прежнего, география, история, часть экономии и домостроительства.
№ слайда 7
Описание слайда:
Основные события педагогической истории XIX в. Были основаны: Государственные лицеи 1811 (до 1844) – Царскосельский лицей 1844-1918 - Александровский лицей Университеты 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) 1888 - Томский
№ слайда 8
Описание слайда:
Особенности развития образования в начале XX в. 1918 год - введение несословной единой трудовой школы. Гимназии еще существуют, но ликвидировано разделение на мужские и женские гимназии. Поскольку церковь была отделена от государства и в учебных заведениях упразднено преподавание Закона Божьего. Исчезают церковно-приходские школы и учительские семинарии. 1920-е годы: пора самых смелых и рискованных школьных экспериментов.
№ слайда 9
Описание слайда:
Особенности развития образования в начале XX в. Середина и конец 30-х годов. школа вернулась к системе оценок ("отлично", "хорошо", "посредственно", "неудовлетворительно" или "плохо"), к стабильным учебникам и программам. В 1943 году, когда Сталин ввел "золотые", подзабытые за четверть века "царские" погоны, появились мужские и женские школы, красные кадеты ("суворовцы") и красные гардемарины ("нахимовцы"). Были созданы школы рабочей молодежи (ШРМ) для людей, работавших на производстве.
Описание слайда:
Особенности развития образования в начале XX в. В 1984 году в школу могли идти дети шестилетнего возраста, появились странные "перескоки" в пятый и одиннадцатый класс. Но учились реально 10 лет. Всю перестройку (1985-1991) и последующее десятилетие в советской, а затем российской школе шел вал всевозможных экспериментов с учебниками, со школьными программами. Появились школы-лицеи, школы-гимназии, школы-колледжи. Школы оснащали компьютерами и постепенно утратилось представление о школьной форме.
№ слайда 12
Описание слайда:
Особенности развития образования в начале XX в. В 1997-2000 гг. развернули яростную полемику вокруг реформы. Сменилось несколько министров образования. 2001 год - первый год нового тысячелетия, год эксперимента с единым выпускным-вступительным экзаменом. 2010 год – согласно Болонскому соглашению Россия должна будет перейти на обязательное 12летнее школьное образование и двухступенчатое высшее образование.
Департамент образования г. Москвы
Средняя общеобразовательная школа
с этнокультурным(грузинским) компонентом образования № 1331
Августовский педсовет
доклад на тему:
« История российского образования»
Докладчик: учитель истории и
обществознания
Мгалоблишвили Л.В.
Образование и наследство
Понятие "образование" (аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Дорога к знаниям
От построения образования зависит, насколько подрастающее поколение сможет осознать свою роль в жизни общества, как хорошо оно сможет проявить себя, улучшить мир вокруг себя и во всем обществе. Образование решает, будет человечество двигаться вперед, стоять на месте или двигаться в обратном направлении развитию. В процессе образования развиваются и впоследствии появляются либо великие личности, либо деградирующие биологические виды. Образование решает ход развития жизни страны, всего мира и каждого человека в отдельности. Недооценивать мощнейшую силу этого педагогического процесса было бы большой ошибкой.
Начало образования на Руси.
Ученические упражнения и рисунки мальчика Онфима на бересте. Новгород
Собор Святой Софии. Киев.
Ярослав Мудрый
Братья Кирилл и Мефодий
глаголица
Кириллица
Образование в Московском государстве
Школа. Миниатюра "Житие Сергия Радонежского"
Московский Кремль XVII-XVIII вв..
Миниатюра из Букваря. Москва. 1637 года
Кириллица
Симеон Полоцкий проверяет знания Никиты Зотова. Миниатюра из "Истории Петра I"
Урок нотного пения в школе. Рисунок из Лицевой рукописи 1681 г.
Обучение детей грамоте. Миниатюра из рукописи "Житийная повесть об Антонии Сийском". 1648 г.
Образовательная реформа Петра Великого
и первые послепетровские десятилетия
Навигаторская школа
Артиллерийская школа
М.В. Ломоносов
Первое здание Московского университета
Академии наук в Санкт-Петербурге.
Российское образование при Екатерине II и Александре I
гимназия
Смольный институт благородных девиц
Екатерине II.
Царскосельский лицей
Александр I
"дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям".
Александровское коммерческое училище.
Николай I
Манифест об отмене крепостного права
Александр II
Женская Романовская гимназия,
В своём недавнем послании Федеральному Собранию Д.А.Медведев прямо указал на необходимость возрождения российской образовательной системы и в дополнение к ранее озвученной им концепции четырёх "и" - институты, инвестиции, инфраструктура и инновации, развитие которых должно привести Россию к вхождению в 2020 году в пятёрку крупнейших мировых экономик, добавил пятую составляющую - интеллект, развитие которого также неразрывно связано с образованием.
Д.А. Медведев. Президент РФ
- Методика обучения истории
- Т.Г. Питинова
- Зарождение и становление исторического образования в XVIII в.
- Историческое образование в XIX в.
- Первые публикации по методике обучения истории
- Литература
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 2000.
- Степанищев Методика изучения истории в школе. Ч.1. М., 2002.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
- http://dic.academic.ru
- Период появления первых исторических сведений и сборников, содержащих исторические сведения:
- ПВЛ, Слово о полку Игореве,
- Нашествие Батыя на Русь,
- Житие А. Невского,
- Сказание о Мамаевом побоище,
- Азбуковники, Синопсис.
- «Летописец русских царей»
- XV в.
- «Хронограф»
- XVI-XVII вв.
- «Синопсис»
- 1674 г.
- «Азбуковник»,
- XV-XVII вв.
- Пуфендорф
- «Введение в историю европейскую» 1718
- «Книга степенная царского родословия», XVI в., «Царственный летописец» XVII в.
- «Плутарх. Сравнительные жизнеописания» XVIII в.
- Источники исторических знаний
- «Азбуковник» XVII века
- Розга: «Розга ум вострит и возбуждает память».
- хронографический свод. Впервые русская история и история южных славян рассматривалась наравне с всемирной историей.
- Первый хронограф на Руси появился в XI в.
- На рубеже XV-XVI вв. создан
- Русский хронограф -своеобразная историческая энциклопедия.
- Хронограф распространялся в рукописях.
- «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» -
- компилятивный обзор истории Юго-Западной Руси, составленный во второй половине XVII столетия.
- Впервые издан в 1674 в типографии Киево-Печерской Лавры, последний раз - в 1861 в Киеве.
- Автор - монах Иннокентий Гизель.
- До начала XIX века «Синопсис» использовался как учебник по истории.
- 1705г.
- 1721г.
- 1726г.
- начало преподавания истории (Московская гимназия пастора Глюка).
- преподавание истории в школе Феофана Прокоповича.
- начало государственного обучения истории
- (Академическая гимназия).
- Дети бояр, служилого и купеческого люда занимались историей по желанию в конце учебного дня.
- Выпускники гимназии шли на государственную службу.
- Здание гимназии Иоганна Эрнста Глюка
- С 1705 по 1715 год гимназия занимала палаты Нарышкиных
- Здание перестроено.
- Расписание занятий:
- 6 часов утра – подъем, молитва и чтение церковных книг.
- С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Я.А.Коменского;
- с 10 до 12 часов штудировали латынь и латинскую грамматику;
- с 12 до 13 часов - завтрак;
- с 13 до 14 часов – правописание, подготовка к урокам;
- с 14 до 15 часов - уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики;
- с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, а старшие - риторикой и фразеологией;
- с 16 до 17 часов - уроки французского языка.
- С 17 до 18 часов занятия историей и приготовление домашнего задания.
- Обучение - бесплатно, на содержание школы выдавали 3 тысячи рублей ежегодно.
- В школе - 8 учителей-иностранцев и 30 учеников.
- В 1716 г. Феофан Прокопович в собственном доме открыл семинарию.
- Историю изучали дети «всякого звания».
- В своем доме на Карповке он собрал огромную библиотеку из 30 тыс. книг.
- В школе - строгая дисциплина, надзор, точное расписание, отсутствие суеты, беспорядка.
- Программа основана на «триязычии» (русский, латынь, греческий).
- Большое внимание уделялось истории и географии, арифметике и геометрии, рисованию и музыке.
- Обучали дисциплинам необходимым будущей светской и духовной интеллигенции России.
- Первая правительственная академическая гимназия при Петербургском университете.
- Структура:
- 3 года - приготовительная немецкая,
- 2 года - латинская школа.
- Поступали в 5 класс, заканчивали обучение в 1 классе. Историю изучали с 3 класса.
- В 3-2 классах - 3 часа в неделю изучали древнюю историю, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого.
- В 1 классе - 2 часа в неделю, хронологически изучали до 40-х гг. XVIII века.
- Первая в России академическая гимназия в Санкт-Петербурге
- В 1755 г. при Московском университете основана гимназия (ее называли Университетской или Академической).
- «Введение в генеральную историю» Гильома Кураса
- Изучение только всеобщей истории.
- Преподавание - на иностранных языках: латинском, немецком.
- 1747 г.
- 1760 г.
- «Краткий Российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова
- Первый школьный учебник по русской истории
- 1747 - первое издание - в виде учебника.
- 1762 – второе - под названием «Сокращенная универсальная история…».
- Рассказы о всех важных событиях в Европе «от сотворения мира».
- Переводчик добавил сведения о российской истории.
- Сокращенная универсальная история, содержащая в себе все достопамятные в свете случаи от сотворения мира по нынешнее время со многим пополнением, вновь переведенная и с приобщением Краткой российской истории, вопросами и ответами в пользу учащегося юношества. [Перевел Б.А. Волков] СПб., при Имп. Акад. наук, 1762.
- Материал в учебниках - в вопросно-ответной форме для заучивания наизусть.
- Учитель руководит заучиванием вопросов и ответов на них.
- В привилегированных русских школах XVIII века геральдика, мифология, нумизматика изучались как отдельные предметы..
- Содержание учебников
- по всеобщей истории 40-х - начала 60-х гг. XVIII в. события излагались монографически - по средневековой схеме четырех монархий (Ассиро-вавилонской, персидской, македонской и римской);
- или синхронистически – в историко-хронологической последовательности по разным странам - короткими периодами.
- Первый русский историк XVIII века В.Н. Татищев
- По совету
- В.Н. Татищева
- история как учебный предмет впервые была введена в школу.
- М.В. Ломоносов «Древняя Российская история» (1766)
- Учебники и учебные пособия по истории
- 2 пол. XVIII века
- М.В. Ломоносов «Краткий Российский летописец с родословием» (1760)
- В 1783 г. в Петербурге открылись Главное народное училище с Учительской семинарией для подготовки учителей для малых народных училищ в доме купца Щукина на Садовой улице.
- С 1786 г. Учительская семинария стала самостоятельной.
- Впервые в число изучаемых предметов включается методика истории.
- Введение классно-урочной системы преподавания, использование доски и мела.
- Закреплено положение отечественной истории как самостоятельной учебной дисциплины
- Организатор учебного дела в России
- Автор первых учебников и пособий для учителей
- Автор учебника по всеобщей истории
- Основатель первых методов и средств обучения
- 1783 г. Янкович Ф.И.
- Руководство учителям народных училищ.
- О должностях человека и гражданина.
- Учебная книга для малых училищ: Книга для чтения в нар. училищах, издана в 1783 по указу Екатерины II.
- В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича напечатана настенная «Историческая карта Российской империи».
- 1787 г. Янкович Ф.И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи
- Шрекк И.М. Всемирная история для обучения юношества. Для 4 класса главных народных училищ
- 1799 г. Кириак Т. Краткая Российская история, сочиненная для употребления в народных училищах.
- История государства Российского (тт. 1-12, 1816-1829)
- Карамзин впервые дал образное изложение отечественной истории, отразил деяния, замыслы, чувства конкретных людей.
- Концепции Карамзина легли в основу учебников истории 1-й пол. XIX в. и способствовали формированию национального самосознания народа.
- Н.М. Карамзин
- И.К. Кайданова
- Краткое начертание всемирной истории (СПб., 1821, 16 изд.);
- Начертание истории государства Российского (СПб., 1829, 4 изд.);
- Учебная книга всеобщей истории для юношества. Древняя история (СПб., 1834, 5 изд.);
- Краткое начертание российской истории. 1834
- С.Н.Смарагдова
- Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений (СПб.,1840-1852),
- Руководство к познанию новой истории (СПб., 1844-1864),
- Краткое начертание всеобщей истории для первоначальных училищ (СПб., 1845-1855)
- Доктор философии, педагог А.А. Язвинский, изобретатель мнемонической методы изучения истории.
- "Всеобщая история: руководство к хронографической карте для изучения истории главных европейских государств (1837);
- "Синхронистические таблицы всеобщей истории, служащие к хронографическому атласу, содержащему в себе до 500 портретов государей" (1846);
- "Методы преподавания хронологической истории" (1837);
- "Хронологическое обозрение всеобщей истории" (1841);
- "Русская история, хронографическое обозрение и портреты" (1845).
- Директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт предложил рифмическую обобщительную методику.
- Шульгин В.Я.- историк написал три учебника всеобщей истории: «Курс истории древнего мира» (1856-1865), средних веков (1858-1881) и нового времени (1862-1898).
- Учебники имели большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» -это по Шульгину основа исторического преподавания.
- Стасюлевич М.М. предложил «реальный метод» на основе изучения учащимися исторических документов.
- В.Г. Белинский
- Н.А.Добролюбов
- Н.Г. Чернышевский
- «История России с древнейших времён» в 29 т.
- Принцип историзма в понимании национальной истории
- Учебная книга русской истории: учебник для гимназии (1860)
- С.М. Соловьёв
- «Краткие очерки русской истории» (1860)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|