Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия - страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии - 2,9. В постоянно воюющем Израиле - тоже 2,9. При этом полицейские - это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок - плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России - это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них - это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД - это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре - 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, - уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке, - из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы - это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра - такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой , человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели - это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая - все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

«Конец ФСБ» – под таким заголовком в одном из июньских номеров «Нашей Версии» вышла статья о грядущей реформе ведомства. Службу «ждут большие перемены, – писали мы, – переименование и, по сути, преобразование в гигантское министерство государственной безопасности времён Виктора Абакумова и Лаврентия Берии». Спустя три месяца все наши предположения подтвердились: ФСБ действительно предстоит масштабная перестройка.

Контрразведку, которая до последнего времени была лишь одной из многих силовых структур, преобразуют в ключевой орган государственного управления. В позднюю советскую эпоху таким органом был Комитет государственной безопасности (КГБ).

Всё, что пишет пресса о грядущем преобразовании, в известной мере лишь досужие домыслы и спекуляции. Дело в том, что законодательного пакета, на основании которого будет проводиться реформа, ещё нет и в помине, хотя работа идёт полным ходом и первая редакция положения о новой структуре будет готова не позже ноября. Юристы, вовлечённые в работу над этой редакцией, поясняют: за основу им предложили взять положение о структуре и деятельности КГБ, утверждённое в январе 1959 года. Что же, это многое объясняет, если вообще не всё. В России вот-вот появится суперведомство, подчинённое главе государства лишь формально. Формальное подчинение – это вообще по-нашему: скажем, ещё не так давно Следственный комитет формально являлся частью прокуратуры, но генпрокурору не подчинялся. Что же касается «Министерства госбезопасности», сейчас разъясним, что к чему.

От контрразведки – к органу государственного управления

Что такое ФСБ? Контрразведка, силовая структура. Подчинённая президенту России и подконтрольная правительству, хоть и весьма условно. А теперь давайте-ка припомним, чем был КГБ? Это был не просто полноценный орган государственного управления, а структура, стоявшая как бы в стороне от властных институтов, но, по сути, над всеми ними. Включая и самого главу государства. При этом статус КГБ формально был невысок, это было даже не министерство, так, комитет при Совете министров. С боку припёку. Согласно «Положению о КГБ», с которого сегодня списывают весь рабочий уклад будущего ведомства-правопреемника, Комитет госбезопасности провозглашался «политическим органом», подконтрольным лишь Центральному комитету КПСС (а не Совмину, к которому КГБ был «пристёгнут»). Есть у нас сегодня аналог ЦК? Может, Совет безопасности? Нет, это совсем не то же самое. Как намекнули разработчики нового положения, предполагается, что контроль над создающейся структурой будут осуществлять президент страны, правительство и Совбез. Хотя прямой подчинённости при этом не предполагается. По сути, место руководителя новой структуры будет где-то чуть в сторонке от руководства страны, но неформально – чуть выше.

А теперь давайте пофантазируем. Как вы считаете, кто бы у нас мог занять это место, чуть выше, чем президент? Есть подходящие кандидатуры? Даже не сомневайтесь, одна точно есть. Но об этом чуть ниже.

А пока ещё несколько слов о подотчётности. Теоретически каждый руководитель областного КГБ был подотчётен главе местного партийного органа. На деле же всё было не так просто: ни одному региональному руководителю, даже самому могущественному и пользующемуся самым высоким покровительством центра, и в голову бы не пришло действовать вразрез или в чём-то перечить руководителю областного комитета. По закону КГБ имел право вести следствие по делам о государственных преступлениях строго под надзором органов прокуратуры, но при этом мог без санкции прокурора производить обыски, задержания и аресты лиц, изобличённых или подозреваемых в деятельности, направленной против советского строя. Разумеется, у прокуратуры и в мыслях не было хоть в чём-то чинить препятствия деятельности комитета. Бывали, конечно, исключения, но все они, как правило, очень плохо заканчивались для чудачествующих прокурорских работников. В не самом плохом случае – долгой отсидкой. В России ведь как: был бы человек, а подходящая статья всегда найдётся.

Юрий СКУРАТОВ, бывший генеральный прокурор России:

– Борис Ельцин не доверял системе КГБ и по этой причине раздробил структуру комитета на мелкие кусочки. Правительственная связь – отдельно, служба охраны руководства государства – отдельно. Итог – разрастание штата, удорожание его содержания и отсутствие эффективности. Поэтому я считаю, что идея реформы ведомства в целом здравая. Она позволит скоординировать работу и существенно удешевит деятельность подразделений. Главное, чтобы ключевые позиции в новом ведомстве заняли люди порядочные, ничем не запятнанные. Судя по тому, что мне известно, именно такие люди его и возглавят.

«Товарищ майор» возвращается в силовые структуры

Что нам ещё известно о новом государственном ведомстве? В состав то ли обновлённой ФСБ, то ли министерства государственной безопасности (говорят, это название очень нравится руководству страны) войдут Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО) и Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ). А возможно, и Следственный комитет (если, конечно, его не переподчинят надзирающей за ним Генпрокуратуре – что также обсуждается авторами реформы и, как нам кажется, вполне оправданно).

Впрочем, нет особой необходимости интегрировать СКР в структуры нового суперведомства. Ведь как оно было раньше: если некое уголовное дело интересовало КГБ, комитет без всяких церемоний забирал его из милиции или прокуратуры и проводил самостоятельное расследование. Вот и разработчики статута новой структуры подтверждают: сотрудники условного МГБ получат возможность не просто сопровождать расследование уголовных дел, возбуждённых СКР или МВД, но и осуществлять за ними процессуальный надзор. До сих пор подобный надзор осуществляло Главное управление процессуального контроля СКР. Но в связи с недавними скандалами его, по некоторым данным, решено ликвидировать. «Именно это меня более всего настораживает в реформе ФСБ – попытка возложить на органы МГБ функции процессуального контроля, – делится своими сомнениями бывший генпрокурор России Юрий Скуратов. – Как, спрашивается, могут оперативные службы контролировать деятельность следствия? Как раз этого, на мой взгляд, не следует допускать». Что же до Следственного комитета, то он по большому счёту не нужен ни новому МГБ, ни Генпрокуратуре. Ведомство, по всей видимости, вскоре упразднят.

Справка

Проблема сдержек и противовесов

Силовики в лице МГБ и Росгвардии (которую, в общем-то, тоже могут включить в состав единого «суперведомства») получат невиданные прежде полномочия. В создающейся конфигурации МГБ получает практически неограниченные права. И если этот орган возглавит первое лицо государства, сомнений в его полномочиях ни у кого не возникает. Главное, чтобы новое мощное оружие не оказалось в неумелых руках, не так ли?

А вот ещё один занятный штришок: в законе о «новой ФСБ» будет закреплена норма, обеспечивающая представительство «условного МГБ» во всех силовых структурах. Были когда-то такие «первые отделы» – может, припоминаете? Таким образом, новое ведомство одновременно накроет своим «колпаком» всех силовиков! Вот это номер!

Основными функциями КГБ были внешняя разведка, контрразведка, оперативно-разыскная деятельность, охрана государственной границы, охрана руководства страны и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью. У создающегося МГБ будут, по сути, те же самые функции – кроме, пожалуй, борьбы с инакомыслием. Ведь если раньше существовала необходимость противостоять Западу, то теперь мы партнёры, не так ли? Цели перед МГБ выстроят в следующем порядке: сперва проблемы госбезопасности, потом борьба с коррупцией и лишь затем борьба с терроризмом.

Кто возглавит МГБ?

Итак, подобьём бабки. Что сможет себе позволить новое ведомство? Проводить расследование наиболее резонансных уголовных дел. Понравилось дело – забрали себе. Не объясняя причин. Курировать силовые ведомства изнутри – «товарищ майор» из пресловутого «первого отдела» вернётся в каждое из них. Вот кстати: как вы считаете, почему в 1991 году за реформу КГБ, не сговариваясь, выступило руководство и армии и милиции? Да потому, что такой «товарищ майор» запросто мог довести до отчаяния (а бывало, что и до самоубийства) любого генерала, хоть военного, хоть милицейского! В общем, «передовой отряд партии», как раньше именовали КГБ, в лице условного МГБ возвращается на своё место – во главу государства. Но позвольте, а как же тогда президент?

Тут, знаете ли, такое дело. В одном из приложений к июльскому письму Минфина идёт речь о выделении на 2017 год 15 млрд рублей на проведение президентских выборов в России. Между тем очередные выборы главы государства должны состояться лишь весной 2018 года. Ошибочка? Едва ли. Политолог Валерий Соловей, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО, одновременно с «Нашей Версией» три месяца назад озвучивший планы реформирования ФСБ, убеждён: вероятность проведения президентских выборов на год раньше весьма высока. И кандидатом от партии власти на них может стать не Владимир Путин. Как отметил эксперт, «обсуждение идеи досрочных президентских выборов началось ещё этой весной», а сегодня «уже обсуждают сроки и технику их проведения». Отчего, как вы думаете, штабы «Единой России» оставили в рабочем состоянии после парламентских выборов? Идея, кстати, блестящая: в России избирают нового главу государства, а Запад, в свою очередь, немедленно отменяет все санкции. А как же Владимир Владимирович? А он переходит на другую работу. Можно сказать, по профилю. Возглавит Комитет государственной безопасности. Ну, или министерство, не суть.

Кстати

В своё время премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю – творец местного «экономического чуда» – также был вынужден лично возглавить процесс борьбы с коррупционерами. Когда его спрашивали, как ему удалось обуздать коррупцию (именно обуздать, а не победить), политик неизменно отвечал: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они тоже знают за что». Кстати, Ли Куан Ю оценивал экономическую политику Владимира Путина как «излишне либеральную», а Путин, со слов его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, «высоко ценил опыт Ли Куан Ю по проведению экономических реформ.

Обуздать коррупцию удалось и в Гонконге. Тогдашний губернатор Мюррей Маклхоуз упразднил бесполезную антикоррупционную службу, входившую в состав МВД, и вместо неё учредил Независимую комиссию по противодействию коррупции, которую сам и возглавил. Чтобы избежать притока в комиссию продажных полицейских, на работу принимали исключительно выпускников университетов и молодых специалистов, не успевших обрасти порочащими их связями. Губернатор лично назначал каждого члена комиссии на шесть лет без возможности переизбрания. Коррупцию в Гонконге удалось ликвидировать за год. Комиссию наделили беспрецедентными полномочиями, работала она как военно-полевой суд. Сотрудники комиссии могли арестовать чиновника, руководствуясь лишь подозрениями, и удерживать его под арестом без предъявления обвинений ровно столько, сколько требовала целесообразность. Любая крупная покупка чиновника могла стать поводом для возбуждения уголовного дела. Обвиняемый мог избежать наказания лишь в том случае, если ему удавалось доказать легальность происхождения денег. В ином случае ему грозило 10 лет тюрьмы. Сотрудники комиссии могли бы, наверное, и сами стать взяточниками, но Маклхоуз позаботился о том, чтобы этого не произошло. Он назначил им беспрецедентно высокие зарплаты, а ещё – на всякий случай – поручил «общественным комитетам» приглядывать за ними.

Конкретно

Ни козни американцев, ни азиатские кризисы не обрушили нашу экономику, однако внутренние проблемы вполне могут похоронить всю скрупулёзно настроенную систему. Разговоры о том, что у нас процветает разгильдяйство, продаются должности и в наличии прочие формы коррупции, не прекращаются. Несложно предположить в этой связи, что реальной целью нового ведомства станет борьба с коррупцией. Казнокрадство пронизывает всю систему федерального управления снизу чуть ли не до самого верха. Вспомнить хотя бы отправленных за решётку губернаторов Гайзера и Хорошавина. Бурная деятельность целого ряда губернаторов тянет то ли на халатность, то ли на организацию преступных сообществ. Экономические реформы дают слабый результат. Центробанк не в состоянии противостоять «обналичке», вспомнить хотя бы молдавскую «прачечную», отбеливавшую сотни миллионов долларов в месяц. Каждый бизнес в той или иной степени связывают «откатами» по рукам и ногам. Из властной системы выдавливают при этом всех честных сотрудников – тех, кто отказывается передавать наворованное вверх по цепочке.

И вот итог – реформы буксуют. По-другому, кажется, уже и быть не может. Выделение Следственного комитета из Генпрокуратуры, реформа МВД, перестановка руководства силовых структур, создание новых систем контроля – меры всё жестче, а ни толку от них, ни видимых результатов. Понятно, что система власти в стране при таком раскладе явно «пробуксовывает». «Решают вопросы» у нас не системно, а, как принято говорить наверху, «в режиме ручного управления». Что-то «решается» напрямую с правительством, что-то через Совбез, но всякий раз сложившаяся система принятия решений демонстрирует свою порочность. Всё чаще раздаются возгласы, что, мол, для того чтобы стронуть дело с мёртвой точки, нужна воля президента. Воля-то есть, да только система уже перестала на неё реагировать. Сомневаетесь? Тогда поинтересуйтесь, как выполняются пресловутые майские указы 2012 года.

А вот если задуманная ведомственная реформа состоится, есть шанс, что к управлению заиндевевшей системой придёт человек с большим кредитом доверия, одинаково хорошо разбирающийся как в политических, так и в экономических проблемах, а заодно и в международных связях. Пока некий высший орган не возглавит всю систему государственного контроля напрямую, ничего хорошего у нас не случится. А пока у нас есть один такой орган – в лице президента России.

  • Правовой статус гражданина России
  • 4. Правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы, классификация государственных должностей и государственных служащих, стимулировании е деятельности.
  • 2. Характерные особенности президентской республики
  • 3. Гражданское общество: понятие, структура, практическое воплощение
  • 4. Характеристика современного Российского государства
  • Численность, расселение
  • 5. Понятие и стадии законодательного процесса
  • 6. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти
  • 7. Федеральное собрание рф: статус, полномочия, структура
  • 8 Контрольные полномочия палат федерального собрания рф
  • Выбрать структуру
  • 9. Структура и организация работы Государственной Думы
  • Председатели Госдумы
  • Комиссии
  • 10. Структура и организация работы Совета Федерации Российской Федерации.
  • 13. Федеральные округа. Полномочия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
  • 14 Обеспечение прав человека при Президенте Российской Федерации и Омбудсменом.
  • 15.Правовой статус и компетенции Правительства Российской Федерации.
  • 16. Структура правительства России
  • 17.Функции федеральных органов исполнительной власти.
  • 18.Функции федеральных органов судебной власти
  • 19. Силовые структуры российской федерации и управление ими
  • Министерство внутренних дел Структурируется территориальными управлениями по субъектам рф (областные, республиканские, краевые увд) и федеральным округам (гу мвд по соответствующему фо).
  • Федеральная служба охраны Включает:
  • 20. Разграничение полномочий органов государственной власти и органов власти местного самоуправления. Принципы их взаимодействия
  • 21. Понятие «государственная политика». Особенности разработки и реализации государственной политики.
  • 22. Государственное регулирование экономики: сущность, цели и направления.
  • 23. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование взаимодействия.
  • 24.Полномочия Губернатора и администрации Губернатора. Их роль в государственном управлении на уровне субъекта Российской Федерации.
  • 25 Современная организация выборов в Российской Федерации.
  • 27 Региональные особенности социальной политики.
  • 30 Понятия «Потребительская корзина», «Прожиточный минимум». Методика расчета потребительской корзины, ее нормативное правовое обеспечение.
  • 31Содержание и значение договоров о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерацией.
  • 33Организация социального обеспечения граждан на территории субъекта Российской Федерации.
  • 34 Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
  • 35. Особенности регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Роль Российской трехсторонней комиссии и областных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
  • 37 Государственное регулирование экологической, технической и ядерной безопасности.
  • 39 Статистика в государственном учреждении: основные показатели.
  • 40 Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  • 41 Правовое регулирование и социальные гарантии занятости населения. Роль государственных органов занятости населения.
  • 42 Роль государственного аппарата управления в осуществлении государственной политики.
  • 43 Государственное регулирование бизнеса.
  • 44. Формы и методы управления государственным имуществом
  • Раздел 4
  • 2. Цели и содержание региональной политики. Принципы регионального управления
  • 4 Нормативно – правовые особенности управления персоналом в органах гос. Власти
  • 5 Факторы внешней среды, влияющие на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
  • 6 Методы анализа, применяемые в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
  • Специфическое в применении методов анализа в огв и мс Цель анализа:
  • 7 Линейно-функциональные и штабные структуры в органах государственной власти. Их значение в практической деятельности органов власти.
  • 8 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
  • 9 Типы организационных структур в органах гос. Власти и местного самоуправления
  • 10 . Особенности системы планирования (сп) в органах гос. Власти
  • 11 Специфика создания программ социально-экономического развития в субъекте Российской Федерации.
  • 12 Особенности проектирования и реализации целевых программ в органах местного самоуправления.
  • Раздел 4 Вопрос 13. Особенности трудовой мотивации гос. И муниц. Служащих (гс и мс) в рф
  • Вопрос 14. Административный статус (ас) гос. И муниц. Служащих (гс и мс)
  • Раздел 4. 15. Факторы внешней среды, влияющие на деятельность органов местного самоуправления.
  • 2) Основные факторы, определяющие особенности муниципального управления
  • Вопрос 16. Организация связей с общественностью в органах гос. Власти и местного самоуправления
  • Вопрос 17. Понятие муниципальной службы (мс). Основные принципы муниципальной службы. Реестры муниципальных должностей муниципальной службы.
  • Раздел 4. 18. Особенности подготовки и реализации правовых актов органов местного самоуправления.
  • Раздел 4. 20. Федеральный Закон « о выборах в органы местного самоуправления в рф»
  • Раздел 4. 21. Структура органов местного самоуправления. Цели,задачи и полномочия отделов и управлений в органах мсу.
  • Раздел 4. 22. Особенности взаимодействия администраций муниципальных образований с федеральными органами гос власти и органами гос власти субъекта рф.
  • Раздел 4. 23. Устав муниципального образования. Его роль в муниципальном управлении
  • Раздел4. 24. Законодательная база деятельности администрации органов местного самоуправления.
  • Раздел 4. 25. Стратегическое планирование развития муниципального образования. Из практики реализации стратегического планирования в муниципальных образованиях.
  • Раздел 4. 26. Особенности проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы в рф.
  • Раздел 4. 27. Особенности аттестации муниципальных служащих.
  • Раздел 4. Вопрос 28. Особенности формирования кадрового резерва на гражданской и муниципальной службе
  • Раздел 4. 29. Нормативно-правовые особенности управления персоналом в органах местного самоуправления
  • Раздел 4. 30 Муниципальная собственность: назначение, порядок ее образования и правовое закрепление. Управление муниципальной собственностью.
  • Раздел 4. 31. Администрация как орган власти местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Взаимодействие омс с общественными движениями и организациями
  • 33. Организация выборов в органах местного самоуправления
  • 34. Основные принципы, методы формирования и исполнения бюджета органа местного самоуправления
  • 35. Роль исполнительного органа власти в субъекте рф в природоохранной деятельности. Особенности реализации экологических программ органами местного самоуправления.
  • Пример: Из стратегии развития Св. Области до 2020 г. Экологизация экономики
  • 37. Роль исполнительного органа власти в субъекте рф в управлении образованием. Особенности управления системой здравоохранения органами местного управления.
  • 38. Особенности социально-экономического планирования в органах местного самоуправления.
  • 39. Организация обратной связи между органами местного самоуправления и населением.
  • 40. Виды контроля как управленческой функции в деятельности органах местного самоуправления.
  • Причины необходимости контроля
  • Контроль в муниципальном управлении в Российской Федерации решает три важнейшие задачи:
  • 41 Современные проблемы экономического развития в органах местного самоуправления. Межбюджетные отношения.
  • 42 Особенности организационно-управленческих структур в органах местного самоуправления.
  • 43 Особенности кадровой политики в органах местного самоуправления.
  • 44 Виды планирования в органах исполнительной власти
  • 45. Виды планирования в органах местного самоуправления
  • 19. Силовые структуры российской федерации и управление ими

    Силы обесп-я безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, ОВД, органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрез-х сит-ций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании закон-ва.

    Силовые стр-ры подчинены Президенту. Указом Пр-та РФ от 3 июня 1992г. №547 был образован Совет безопасности РФ «для обеспечения реализации функций Президента по упр-ю гос-вом, формированию внутр., внеш. и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально – политической стабильности в об-ве, защите и свобод граждан». В него входят:МВД, Мин юст, Мин-во обороны, МЧС, гос-я фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, ФСБ, ФС по надзору за оборотом наркотиков, ФС охраны. В совет

    Президент РФ: 1.возглавляет Совет безопасности РФ; 2.контролирует и координирует работу гос органов обесп-я безопасности; 3.в пределах опред-ой законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Правительство РФ: 1. в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство гос органами обеспечения безопасности РФ;2.организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства РФ (по делам гражд-й обороны, ч/с и ликвидации последствий стихйных бедствий, Мин-во обороны), ФС (Служба внеш разведки, ФСБ, ФС охраны Р.Ф.), ФА (Главное упр-е спец. программ президента): 1 .в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; 2. в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

    Министерство внутренних дел Структурируется территориальными управлениями по субъектам рф (областные, республиканские, краевые увд) и федеральным округам (гу мвд по соответствующему фо).

    Вертикальное подчинение от центрального аппарата через окружные, областные (республиканские, краевые), городские и до районных управлений. Включает центральный аппарат и профильные «подсистемы» по всем территориальным управлениям:

      Департамент охраны общественного порядка (милиция общественной безопасности) – участковые отделы (ОВД), дежурные части, патрульно-постовая служба (ППС), вневедомственная охрана (УВО), дорожная инспекция (ГИБДД, ДПС), лицензионно-разрешительная служба (ЛРР), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН). Функции – поддержание «уличного» общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан, контроль в общественных местах, охрана объектов, предотвращение, пресечение, раскрытие преступлений и правонарушений, не требующих обязательного предварительного следствия, регламентация определённых процедур, дорожное регулирование и т.п.

      Уголовный розыск (департамент УР). Функции – оперативное пресечение и раскрытие общеуголовных преступлений, розыск преступников, подозреваемых и пропавших без вести, доследственное дознание, оперативное сопровождение предварительного расследования.

      Департамент экономической безопасности (Управление по борьбе с экономическими преступлениями, УБЭП, бывшее БХСС). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере экономических и налоговых преступлений.

      Департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ – создан в сентябре 2008 года на базе расформированных управлений по борьбе с оргпреступностью (УБОПов). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере уголовной преступности, мотивированной политическим экстремизмом и организованногоэ

      Следственные управления (СУ, Главные СУ, замкнуты на Следственный комитет МВД).Функции – предварительное следствие по уголовным делам.

      Охранно-конвойная служба (ОКС). Функции – охрана и конвоирование контингента изоляторов временного содержания, силовое обеспечение судебных заседаний.

      Управление «К». Функции – пресечение и раскрытие преступлений в сфере хайтека, контроль над провайдерами, выявление пользователей.

      Отряды милиции особого назначения (ОМОН).Функции – силовые столкновения в «уличных» условиях, пресечение несанкционированных массовых мероприятий (митингов, демонстраций), захват особо опасных преступников.

      Отряды милиции специального назначения (ОМСН). Функции – силовые столкновения в порядке борьбы с организованной преступностью, войсковые операции во взаимодействии с вооружёнными силами.

      Департамент собственной безопасности (УСБ).Функции – предотвращение и пресечение правонарушений, злоупотреблений и коррупции в системе МВД.

      Службы хозяйственного обеспечения, юридические службы, образовательные учреждения МВД. Функции очевидны по названиям служб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАБЕЗОПАСНОСТИ Структурируется:

      территориальными управлениями по субъектам РФ (УФСБ)

      управлениями и отделами в вооружённых силах

    особыми управлениями в пограничных округах

      «ситуативными» органами в иных организациях (на предприятиях, в учреждениях, спецназах, авиаотрядах и т.д.).

    Центральному аппарату ФСБ непосредственно подчинены:

      Оперативно-поисковое управление

      Следственное управление

      Центр спецтехники

      Центр безопасности связи

      Комендантская, дежурная, шифровательная службы

      Академия ФСБ

      СИЗО «Лефортово»

      «Профильные» службы ФСБ (распространённые по теруправлениям):

      Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Функции – пресечение деятельности антигосударственных формирований, покушающихся на конституционное устройство РФ, особенно террористических структур и проявлений.

      Служба контрразведки. Функции – выявление и пресечение иностранной разведывательной деятельности.

      Служба экономической безопасности. Функции – сбор, анализ и реализация информации экономического характера, относимой к сфере государственной безопасности. Пресечение антигосударственных проявлений в экономической области. Оперативно-силовое сопровождение финансовых и коммерческих процессов.

      Служба оперативной информации и международных связей. Функции – отслеживание систематизация информационных потоков, поддержание контактов и взаимодействия с иностранными ведомствами.

      Погранслужба. Функции – охрана государственной границы.

      Организационно-кадровая служба, контрольная служба, техническая служба, служба обеспечения (хозяйственная). Функции очевидны по названиям служб.

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

    К центральному аппарату относятся управления:

      по надзору за соблюдением федерального законодательства

      по надзору за следствием

      по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью

      по надзору за расследованием особо важных дел

      по надзору за делами о федеральной безопасности

      по надзору за делами о коррупции

      по обеспечению участия прокуроров в судебных процессах

      по надзору за транспортом и таможней

      по надзору за исполнением наказаний

      управление делами

      организационно-инспекторское

      кадровое

      первый отдел на правах управления

      Академия Генпрокуратуры.

    Функции очевидны по названиям управлений.

    Структурируется:

      Управлениями Генпрокуратуры по федеральным округам

      Прокуратурами субъектов РФ, городов, районов

      Главной военной прокуратурой (ГВП) с собственным центральным аппаратом и прокуратурами по военным округам и гарнизонам

      Специализированными прокуратурами в субъектах РФ (природоохранными, по надзору за исправительными учреждениями, по надзору за режимными объектами и т.д.).

    СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

    Бывший следственный комитет при прокуратуре РФ. Преобразован в самостоятельную структуру 15 января 2011 года.

    В центральный аппарат СК входят:

      Следственное управление

      Управление процессуального контроля

      Управление криминалистики

      Организационно-инспекторское управление

      Управление обеспечения деятельности

      Особо выделенное Управление по Северо-Кавказскому ФО.

    Функции – разработка государственной политики в сфере уголовного законодательства, качественное расследование особо значимых преступлений, обеспечение законности в ходе следственных действий (в т.ч. осуществляемых иными ведомствами).

    СК структурируется следственными управлениями по федеральным округам, правовым управлением, военным следственным управлением, управлениями по защите гостайны, физической защите. Налицо дублирование со следственными органами МВД. Создание обусловлено конкурентными отношениями Генпрокуратуры с МВД, затем внутренними прокурорскими «разборками» на фоне столкновения политических интересов в высшем эшелоне госвласти.

    МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

    Формально не относится к силовым структурам, однако ему подведомственны ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ и ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

    Центральный аппарат ФСИН включает, в частности, управления:

      оперативное

      правовое

      охраны и конвоирования

      режима и надзора

      организации деятельности мест лишения свободы

      финансово-экономическое

      капитального строительства.

    Отличие от охранно-конвойной службы МВД в сфере компетенции – места лишения свободы, контингент осужденных (а не подследственных и подсудимых). Через десятки территориальных управлений и отделов по федеральным округам и субъектам РФ контролирует сотни колоний, поселений, СИЗО, уголовно-исполнительных инспекций. ФССП также представлена отделениями во всех субъектах РФ.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

    Специализируется на борьбе с наркопреступностью – производством, сбытом, употреблением наркотиков, особенно в формате организованных групп. Включает:

      аппарат Государственного антинаркотического комитета

      оперативно-розыскной департамент

      следственный департамент

      организационный департамент

      кадровый департамент

      департамент межведомственного взаимодействия

      департамент спецобеспечения

      департамент собственной безопасности

      тыловой и финансовый департамент.

    Функции очевидны по названиям департаментов. Вертикально структурируется территориальными управлениями по федеральным округам и субъектам РФ. Функции по факту дублируются с МВД и отчасти ФСБ. Создание было обусловлено необходимостью «разведения» конкурирующих силовиков в первой половине 2000-х годов.


    Сегодня прочел о том, как московский спецназ штурмовал московское же отделение наркоконтроля.

    Это же что у нас такое делается?
    Уже давно, капитально и в крайне взаимно прокуроры **утся со следствием и фсбэшниками, менты, конвоиры и наркоконтролеры мужеложствуют друг над другом с разной степенью успеха.

    И как прикажете это понимать?

    А понимать это следует следующим образом:
    в России создано огромное количество силовых структур, каждая из которых крышуется какой-либо кремлевской (или около того) группировкой разной степени приближенности.

    В зависимости от того, какая группировка берет вверх в кулуарной борьбе, мы можем наблюдать усиление позиций тех или иных силовиков, которые, по сути, выступают в роли армий вассалов, которые, присягнув единому феодалу, продолжают жесточайшим образом долбить друг друга во все известные щели.

    Первые отклики этой борьбы мы могли услышать в далеком 2007 году, когда фсбэшники «взяли» заместителя руководителя ФСКН генерала Бульбова.
    Тогдашний начальник наркоконтроля Черкесов ввел понятие «война спецслужб»:
    налицо было противостояние ФСКН и ФСБ, Следствия и Прокуратуры.

    Потом понеслось: оказалось, фсбэшники хлопнули Бульбова за незаконную прослушку фсбэшного же начальства, а он, в свою очередь, на допросах показал, что делал это по заданию высшего руководства страны. Примерно тогда же «кадыровцы» (формально - МВД) взъебнулись схлестнулись с «ямадаевцами» (формально - ГРУ Генштаба МО).

    Но это всё лирика. Так что мы имеем?
    Начнем рейтинг по порядку, с самых «неприкосновенных».
    Итак, на первом месте у нас непотопляемое МЧС , внутри которой по факту существует несколько подведомств (пожарные, войска гражданской обороны, авиация, флот, войска химической защиты, войска специального назначения).
    МЧС - это на сегодня одна из самых слаженных, огромных и засекреченных структур.

    Затем, ФСБ и ФСКН (Наркоконтроль): с ФСБэшниками всё понятно, ФСКН же, создаваясь под конкретную задачу, в итоге оказалась заточена на самый широкий спектр функций, превратившись в одно из самых засекреченных ведомств.
    Возвращаясь к ФСБ, можно вспомнить ещё пару «государств в государстве»:
    Пограничную службу (ПС) и Службу авиационной безопасности (САБ).
    Последней, если брать отдельно, конечно же можно пренебречь, однако в качестве подмоги при установлении контроля над транспортными узлами - то что надо.

    Прокуратура и Следственный комитет (СК): обособившиеся и люто ненавидящие друг друга структуры с собственными силовыми подразделениями и огромными полномочиями. Плюс сюда же военная прокуратура и военное следствие - с теми же тараканами.

    МВД . В систему МВД кроме, собственно, милицейских подразделений разного рода полицейских служб, входят также внутренние войска (ВВ) и миграционная служба, которые, хоть и состоят при МВД, но внутренним органам не особо то и подчиняются, и формально хоть имеющие минимум полномочий, могут в любой момент встать под ружье для защиты интересов своих кураторов. Причем, это самое «под ружье» может быть по разные стороны баррикад: никакой теплоты или мвдэшной солидарности ВВэшники, менты и миграционщики друг к другу не испытывают.
    Сюда же можно приплести такие подразделения как ОМОН, ОМСН, ГИБДД, ППС, ВОХР, ФГУП Охрана и прочих.

    Министерство юстиции. Под крылышком данного ведомства тихо-спокойно сидят две очень даже силовые структуры, де-факто тоже не подчиненные министерству и друг другу: ФСИН (служба исполнения наказаний) и ФССП (служба судебных приставов) - каждая со своим оружием и спецназом.

    Министерство обороны (МО). Армия - вроде как далекое от всяческих интриг и простое как языческая дубина ведомство, при всем при этом, является далеко не последним фактором, который, начнись в стране реальная буча, и станет решать кому и куда идти. При этом, и внутри ведомства не всё ладно:
    помимо того, что вояки терпеть не могут ментов, прокуроров и следователей, фсбэшников (особенно!) да и просто гражданских лиц; так еще и армейские подструктуры на дух друг друга не выносят: противостояние сквозит и по горизонтали, и по вертикали - армия, авиация и флот, рода войск между собой, генеральный штаб с самим министерством обороны, ГРУ и прочая нечисть. При этом, каждый мало-мальский командир имеет за спиной роту-другую спецназа, начиная от командования ВДВ и пехоты, заканчивая войсками связи, артиллерии, стройбатом и медицинской службой.

    Служба внешней разведки (СВР). Быть может, так далеко я задвинул их не заслуженно и не по ранжиру, ибо несмотря на относительную свою немногочисленность эта служба может компенсировать всё своей секретностью и подготовкой. Тем не менее, перманентная и взаимная ненависть к своим визави из контрразведки (ФСБ) не обошла стороной доблестных разведчиков.

    Таможенная служба (ФТС). Казалось бы, стой себе на границе и листай декларации слюнявыми пальцами. Ан нет же. Куда таможне без собственного СОБРа. В итоге, таможня обладает таким ресурсом, что способна решать точечные задачи в любой точке мира (вплоть до ликвидации особо важных лиц), либо за несколько часов установить контроль над населённым пунктом вблизи таможенного поста (конечно, впоследствии их выметут оттуда силами ВВ или МЧС, но всё же).

    С основными мы закончили. Но сколько у нас есть еще силовиков «в рукаве»?
    Собственными легальными военизированными формированиями специального назначения в том или ином виде располагают:
    - Министерство транспорта
    - Центральный банк (инкассация)
    - Роскомнадзор
    - Российские железные дороги
    - Росфиннадзор
    - Росфинмониторинг
    - Казначейство
    - Налоговая служба
    - Министерство финансов (все четыре предыдущих ведомства формально в его структуре).
    И наверняка я ещё кого-то забыл.

    Сюда же мы можем прибавить службы безопасности крупнейших российских корпораций (банки, нефтянники) и достаточно большое количество крупных охранных предприятий.

    Вдогонку к ним (хотя кто мощнее - под вопросом) пойдут отряды «княжеских» дружин типа «кадыровцев», «Восток-Запада», казачества и прочих, которые хоть и входят формально в состав легализованных формирований, на самом деле служат только своим боссам.

    Всякую блатоту, бандподполье, оргпреступность и прочие незаконные формирования мы считать не будем, хотя и тут с несколько десятков тысяч вооружённых людей разной степени организации мы «настричь» можем.

    Итого, у нас насчитывается больше 20 ведомств, которые вполне легально и за наши с вами деньги содержат формирования разной степени мощи, вооруженные оружием одинаковой убойной силы, включая авиацию, танки и бронетехнику (армейские отряды, МЧС,
    ФСБ, ВВ МВД).

    Представляете, что будет, если «война спецслужб» наберёт обороты? Хуярить ебошить мочить будут всех и каждого, и даже фамилиЁ не спросят.

    Да и вообще, зачем нам столько силовиков?
    И, самое главное, КОГО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ОХРАНЯЮТ?

    В России насчитывается до 5 млн. человек в силовых ведомствах. Практически каждый восьмой мужчина в стране – силовик. Расходы на армию, полицию, охранку составляют более 30% федерального бюджета и весомую часть бюджетов регионов. Россия продолжает оставаться системой прусского образца, заложенной ещё при Петре I.

    Россия всегда считалась милитократией – государством, где главным интересом было всё, связанное с войной.


    Родоначальник России «нового образца» Пётр I просто взял и тупо списал государственное устройство с прусского образца. Выбор прусского пути тогда, в начале 1700-х был неслучаен – он считался наиболее удачным мобилизационным вариантом, позволявшим в краткие сроки создать армию, ВПК и тыловые предприятия, обслуживающие их. Государство «затачивалось» на войну – и эта «заточка» так и сохранялась тут последующие 300 лет. Все остальные отрасли хозяйства рассматривались как вспомогательная функция войны. Школа нужна, чтоб солдат был грамотным, медицина – чтобы солдата после ранения поставить побыстрее в строй, статистика и учёт – чтобы рекрутов лучше учитывать. А торговля нужна – чтобы на вырученные деньги строить корабли и пушки. Война ради войны.

    Казалось бы, в «демократической России» образца Ельцына-Путиных страна должны была бы избавиться от родовой травмы. Но нет, в стране главным приоритетом остаётся та же модель, заложенная Петром I – армия и контроль за пунктами вывоза сырья. Только теперь вместо портов, где перегружалось зерно, стала Её величество Труба. Все эти палки, трудодни, шагистика, человек как винтик машины – всё то, что было ценно при Фридрихе и Екатерине Великих, продолжало жить в нашей Системе. С небольшим отличием – к армии ещё и прибавился всевозможный сонм полицаев, сотрудников охранки и тюремщиков.

    Так, штатная численность персонала УИС (тюремщики) составляет 347,5 тысячи человек. Общая численность сотрудников МВД в прошлом году составляла 1,325 млн. человек, из них «нефедералы» – 39% личного состава. В этой же структуре 200 тысяч служащих во внутренних войсках МВД.

    Невозможно выяснить численность ФСБ – информация по службе засекречена. По разрозненным данным, она колеблется от 80 до 120 тысяч человек, не считая сотрудников Погранслужбы. Вместе с ними она превышает 200 тысяч человек. Секретной является и численность сотрудников СВР – по разным оценкам, вместе агентами она составляет до 20 тысяч человек. Численность ФСО также засекречена, хотя в СМИ называют цифры от 10 тысяч до 25 тысяч человек.

    Блог Толкователя уже писал, что современная Россия по сравнению со сталинским СССР образца 1953 года – суперполицейское государство. С учетом разницы численности населения, в ФСБ сегодня служит почти в 2 раза больше сотрудников, в МВД – на 60%.

    Российская таможенная служба насчитывает 68 тысяч человек.

    Штатная численность прокурорских работников составляет 63 тысячи человек (из которых около 20 тысяч трудятся в Следственном комитете).

    В МЧС работает 371 тысяча человек (включая 19,5 тысяч солдат Гражданской обороны), в противопожарной охране – еще 280 тысяч.

    Штатная численность судейского корпуса состоит из 23172 федеральных судей судов общей юрисдикции и 6779 мировых судей. Итого без малого 30 тысяч человек.

    В ФСКН (наркополицейские) занято 40 тысяч россиян.

    В Федеральной службе судебных приставов числится 23 тысячи человек, правда, заместитель главного судебного пристава РФ Воронин признавался, что службе разрешено иметь 60 тысяч сотрудников (значит, через год-два штат доукомплектуют, можно не сомневаться).

    Совсем мизерной по численности считается Фельдъегерская служба – всего 4475 человек.

    В Налоговой службе (хотя это не совсем силовики) занято 166 тысяч человек.

    Самой многочисленным является состав Минобороны – 1,16 млн. военнослужащих плюс 860 тысяч гражданских служащих. Однако численность военнослужащих по контракту составляет чуть более 55% (из которых 12% – солдатского и сержантского состава). Таким образом, число профессиональных военных – 638 тысяч человек. С «военными без погон» (те самые гражданские служащие МО) – 1,5 млн. человек.

    В федеральной миграционной службе работает 34,3 тысячи человек.

    Кроме того, к силовикам можно отнести и «гражданские армии» госкорпораций. Так, военизированная охрана только у РЖД составляет 80 тысяч человек. А вместе с «армиями» «Газпрома», «Транснефти», «Росатома» и т.п. общая их численность может превышать 150 тысяч человек.

    Таким образом, общая численность силовиков в России составляет 4,6-4,65 млн. человек.

    Много это или мало? Общая численность трудоспособного населения России составляет 87 млн. человек, из них около 42 млн. – мужчины. За вычетом инвалидов, лиц, находящихся в местах заключения – около 38 млн. Таким образом, силовиков в стране – около 12%, или каждый восьмой мужчина.

    Теперь посмотрим, во сколько же обходится содержание такой армии силовиков.

    Расходы по ведомству Министерства обороны на 2011 год – 1 трлн. 517 млрд. рублей.

    На правоохранительную деятельность – 1 трлн. 56 млрд. рублей.

    Существует ещё и т.н. «секретная часть расходов федерального бюджета». В неё включено содержание ФСБ, СВР и прочих спецслужб. В 2010 году эти расходы составили 1 трлн. 40 млрд. рублей.

    Таким образом, общие расходы по этим трём статьям составили 3 трлн. 613 млрд. рублей. От общего федерального бюджета в 9,9 трлн. рублей это составляет примерно 36% всех расходов.

    Однако не стоит обольщаться окончательностью этой цифры – расходы на силовиков включены и в «мирные» статьи федерального бюджета. Так, секретные статьи есть в «социальных» разделах. Они там появились потому, что в 2005 году была принята рекомендация Всемирного банка вывести «лишние» расходы из статьи «оборона»: военные госпитали – в «здравоохранение», школы в военных городках – в «образование», и т.д. В общей сложности это ещё десятки миллиардов рублей.

    Кроме того, расходы на охранку и полицейских заложены и в региональные бюджеты. Вот лишь один пример. В Магаданской области расходы областного бюджета на 2010 год на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составили 630,5 млн. рублей, в том числе на органы внутренних дел – 207,5 млн. рублей (всего же бюджет области составляет 15,3 млрд. рублей).

    В результате по статье «содержание силовиков» в целом по стране набегают ещё десятки, а то больше сотни миллиардов рублей. При этом существуют ещё различные внебюджетные и «общественные» фонды – МВД, ФСБ, ФСО, и т.д. Сколько денег аккумулируется в них – никто не знает. К примеру, только одна госкомпания «Транснефть» «подарила» только двум таким силовым фондам (среди них Фонд по содействию сотрудникам и ветеранам Федеральной службы охраны «Кремль-9») 1 млрд. рублей.

    В принципе, такие расходы бюджета России сравнимы с расходами бюджета США (1,6 трлн. долларов из 3,83 трлн. долларов; см. диаграмму ниже).