Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

  • Суточная физ. потребность в жидкости


  • отеке головного мозга (и его угроза) – общий объем жидкости не должен превышать 2/3 ФП при этом в/в часть не более ½ ФП.

  • дыхательной недостаточности – при II ст. ограничить до ½ ФП, при ДН III ст. – 1/3 ФП.

  • сердечной недостаточности – максимальный V в/в инфузии не более ½ - 1/3 ФП, при гипосистолии полное прекращение ИТ.

  • почечной недостаточности – за исключением преренальной ОПН V в/в инфузии не более суммы "неощутимых" потерь (25 мл/кг/сут у детей младшего возраста и 10 мл/кг/сут – старшего возраста) и диуреза за предыдущие сутки


Клинические признаки дегидратации


Клинические признаки дегидратации (продолжение)




Скорость инфузии (кап/мин)=

  • …..объем жид-ти (мл)….

  • кол-во часов инфузииХ3

  • При шоке за первый час вводится 10-15мл/кг

  • При эксикозе I-II степени за первые 6-8 часов регидратации целесообразно вводить (вместе с питанием) объем жидкости, приблизительно равный его исходному дефициту внеклеточного объема:


  • Кальций ФП=0.1-0.5 ммоль/кг/сут

  • (у новорожденных, недоношенных 1-3 ммоль/кг/сут)

  • Ca хлорид 10%=1 мл =1 ммоль

  • Ca глюконат 10%=1 мл = 0.25 ммоль

  • Вводим 10% р-р 0.5 мл/год/сут (СаCl) -1 мл/год/сут (Са глюк.)

  • (не более 10 мл), за 1-2 введения


Калий ФП= 1.0-2.0 ммоль/кг/сут

  • Калий ФП= 1.0-2.0 ммоль/кг/сут

  • Скорость введения К не должна превышать 0.5 ммоль/кг/час!

  • Вводим: - в растворе глюкозы

  • - при наличии диуреза

  • - суточную дозу делим на 2 введения

  • - концентрация К в растворе не более 1%

  • 7.5% р-р = 1 мл = 1 ммоль

  • 4% р-р = 1 мл = 0.5 ммоль

  • Вводим 7.5% р-р 1-2 мл/кг/сут

  • 4% р-р 2-4 мл/кг/сут


Магний ФП = 0.1-0.7 ммоль/кг/сут

  • Магний ФП = 0.1-0.7 ммоль/кг/сут

  • 25% = 1 мл = 2 ммоль

  • Вводим в р-ре глюкозы из расчета 0.5-1 мл/кг/сут не более 20 мл за 2 раза

  • Натрий ФП = 2 – 4 ммоль/кг/сут

  • 10% NaCl=1 мл = 1.71 ммоль

  • 0.9% NaCl=10мл = 1.53 ммоль


Сода

  • Сода

  • (коррекция декомпенсированного метаболического ацидоза)

  • Объем 4% соды(мл) = ВЕ*вес/2

  • Полученный объем делим на 2,

  • вводим его в р-ре глюкозы 1:1, повторяем КОС

  • Если нет КОС, то вводим 2 мл/кг

  • Нельзя вводить соду при нарушениях вентиляции

  • Нельзя стремиться к полной и быстрой компенсации ацидоза, как только рН достигнет уровня 7,25 и более инфузию прекращают и вводят КCL, так как может возникнут гипокалиемия ввиду перехода К в клетку



Клинический

  • Клинический

  • Контроль веса 2 раза в сутки

  • Почасовой контроль диуреза

  • Нормализация гемодинамики (ЧСС, АД)

  • Лабораторный

  • Биохимические показатели (Электролиты, глюкоза, мочевина, креатинин, белок, КЩС, коагулограмма)

  • ОАК с Ht

  • ОАМ с удельным весом



Абсолютное количество мочи объемом жидкости

  • Абсолютное количество мочи , выделенное за определенное время, нужно соотносить с объемом жидкости , введенным в организм за тот же временной интервал.

  • Необходимо вести таблицу учета


Почасовой диурез




Если на фоне регидратации

  • Если на фоне регидратации

  • Диурез не повышается:

  • исключить ОПН

  • возможно введено избыточное количество солевых растворов

  • Диурез превышает объем полученной жидкости

  • введен избыток растворов содержащих воду (5% глюкоза)

  • из-за избытка концентрированных растворов глюкозы у больного развился осмотический диурез


Естественные многочисленны. Как и социальные. Человеку свойственно в чём-то нуждаться. И когда он ощущает острую необходимость в чем-либо, он старается её удовлетворить. Впрочем, обо всём по порядку.

Понятие

Перед тем как перечислять естественные нужно определить, что вообще они собой представляют. Для этого можно обратиться к работам психолога Ильина Евгения Павловича. Учёный уверял: важно разделять потребности организма и личности. У них разные предпосылки. Потребности организма могут быть неосознаваемыми. Мы дышим и не придаём этому значения - нам нужен кислород, и это нормально. А вот потребности личности всегда осознаваемы. Человек хочет получить в вузе, чтобы почувствовать себя самодостаточным - и для этого он намеренно хорошо учится.

Также надо помнить, что каждая естественная биологическая потребность человека связана с нуждой. И подразумевается не дефицит чего-то. А именно нужда. Или желанность - в случае с социальными или интеллектуальными потребностями.

Общая информация

Итак, рассказывая про естественные потребности человека, необходимо отметить вниманием биологические. Или, как ещё говорят, физиологические. Они обуславливаются необходимостью в поддержании нормальной жизнедеятельности. К ним относится здоровый сон, отдых, потребление еды и воды. Это нужно для нормального обмена веществ. Такие естественные называются ещё витальными. Это от латинского слова vitalis - животворящий.

Физиолого-психологические нужды тоже важны. Человек нуждается в ощущении безопасности, а также в уверенности, что будет сохранён его гомеостаз. Это - способность личности и её организма преодолевать сопротивление внешней среды.

Биологической естественной потребностью человека является потребность в энергетических затратах. Тут всё предельно просто. Мы едим для того, чтобы восполнять свои ресурсы. Сравнить можно с принципом работы автомобиля. Когда его топливный бак полон - машина едет. Так же и с человеком. Чтобы чувствовать себя нормально, ему нужно двигаться. Базовый происходит постоянно, даже если человек лежит перед телевизором. Но нормальной повседневной активностью являются регулярные перемещения (поход на работу, в магазин, прогулки и т. д.).

Самореализация

Естественной потребностью человека является потребность в ощущении себя самодостаточной личностью. Всем нам важно «найти себя». Человек, реализовывая свой потенциал, способности и проявляя знания, чувствует себя полезным. Когда личность занимается тем, что ей нравится и приносит определённый результат, наступает гармония. Человек перестает чувствовать себя бесполезным и безнадежным пустым местом. Вслед за этим удовлетворяется потребность в признании, похвале. Человеку свойственен и нужда быть в центре внимания хоть иногда. Всем ведь знакома такая ситуация: на работе похвалили перед коллективом за определенное достижение, выписали премию. Обычно говорят в таких случаях: "Мелочь, а приятно!" В этот момент удовлетворяется социальная потребность достижений и самодовольства. Так что приподнятое настроение и улыбка на лице - вполне понятное явление.

Зависимость

Бывает и такое, что естественные органические потребности человека перерастают в то, без чего он не может представить своего существования. Взять, к примеру, еду. Потребность в еде является биологической. Мы употребляем пищу, чтобы поддерживать обмен веществ, баланс витаминов и энергетический ресурс. Но есть люди, которые едят постоянно. Нет ничего плохого в том, чтобы употреблять вкусную пищу, деликатесы, получать от неё удовольствие. Но ведь некоторые просто «заедают» всё происходящее в их жизни. Особенно если это что-то плохое. Депрессия, например. Это - деструктивная зависимость. Человек, начиная есть при каждом своём переживании, не проживает его. А избегает. Это влечёт за собой проблемы в виде болезней почек, сердца, печени или ожирения.

Причем объектом деструктивной зависимости нередко становится любая потребность в её крайнем проявлении. Нам нужен сон, но есть люди, которые спят по 12 часов в сутки. Мы нуждаемся в общении, но некоторые испытывают явную созависимость от других людей (или от одного человека). Работа необходима для самореализации и обеспечения материальной состоятельности, но ведь есть трудоголики. А ведь в основе всего лежат естественные потребности человека. Примеры, приведенные выше, отражают далеко не всё, что имеет место. Деструктивная зависимость намного более глобальна. А всё потому, что у многих нет чувства меры, которое так необходимо человеку.

Материальная составляющая

Это тоже относится к естественным потребностям человека. Нужду в достойных условиях своего существования испытывает каждый из нас. Всем нам известны люди, кричащие: «Деньги - это не главное!» Они неправы. Возможно, деньги - не самая главная ценность для кого-то. Но уж точно одна из основных.

Деньги - единственный способ удовлетворения своих базовых потребностей. Единственное, что человек получает бесплатно (из необходимого для жизни), - это кислород. Всё остальное нужно покупать. Еду, жильё, воду, мебель, одежду, лекарства. Так что, как можно видеть, работа - это способ удовлетворить не только желание реализоваться как личность. Потому так важно получать профессию, которая по душе. Чтобы потом, во время работы, получалось удовлетворить себя как личность и заработать деньги для обеспечения себе достойного существования.

Отличия в потребностях

Сейчас на дворе царит XXI век. Когда потребности человека всесторонне развиваются и расширяются. Кто бы ни говорил, что все люди одинаковые, это не так. Мы разные. В плане не базовых, а расширенных потребностей. Простой пример: людям среднего достатка вполне хватает простого добротного седана в гараже. Богатые же люди стремятся купить последнюю новинку именитого концерна за сотни тысяч долларов. Одни едят икру раз в неделю, а другие - через день. Это - современное общество. В котором каждый живёт так, как позволяет ему достаток.

Но, по сути, всё упирается в способы удовлетворения нужд. Один гречневую кашу с котлетой, другой - стейк из мраморной говядины. Но итог-то будет один - оба окажутся сытыми. И потребность в восполнении энергетических ресурсов как того, так и другого будет удовлетворена.

Спрос и предложение

Эту всем известную фразу очень легко примерить на обсуждаемую тему. Сегодня уровень производственной деятельности определяет, насколько хорошо она удовлетворяет запросы тех или иных людей. Если в государстве не произведено должное количество того или иного блага, то в должной мере потребности граждан не удовлетворены. Исходя из уровня достатка общества, определяется и то, сколько всего нужно завезти или изготовить. А понять роль и место нужд населения получается за счет взаимодействия потребностей и производства. И никак иначе.

Переход производства на более высокий, лучший уровень повлиял на потребности. Если люди, жившие в первобытные времена, довольствовались едва поджаренным на открытом огне куском сырого мяса, то сейчас нам нужна плита, духовка или гриль, чтобы сделать годную для потребления в пищу еду. И поскольку к хорошему быстро привыкают, возвышение потребностей нередко обгоняет производство. Что и говорить, если даже работники швейных фабрик пытаются как можно быстрее узнать, какие тенденции и новинки разработаны в домах моды.

Человек в обществе

Социальные потребности также относятся к естественным. Но они, в отличие от биологических, существуют как нечто само собой разумеющееся. И не побуждают к немедленному их удовлетворению. Сколько дней человек может прожить без воды? Точный ответ зависит от условий, но в целом - не более 10 дней. Сколько может прожить человек без общения? Некоторые годами пребывают в одиночестве.

Но как бы то ни было, человек - существо социальное, и общение ему необходимо. Да и вообще, контактировать с другими надо. Человек, находя себе родственную душу, друга, единомышленника, перестаёт чувствовать себя одиноким. Ему есть с кем разделить эмоции, радость, грусть, получить поддержку. Находя «вторую половинку», он чувствует себя нужным и любимым. И самое главное - исчезает ощущение того, что мир пустой.

Духовность

Как уже говорилось ранее, движение - естественная потребность организма человека. Но важно отметить ещё один нюанс. А именно - движение вперёд, к целям и мечтам, как самодостаточной личности. Духовных потребностей очень много. И довольно сложно их определить, так как они у всех нас разные. А зависят от личного мировосприятия. Но самая главная духовная потребность человека заключается в осознании своего существования. Каждый хоть раз задавался вопросом - а в чём смысл жизни? Так вот, если человек нашел для себя ответ, значит, он удовлетворил самую главную духовную потребность.

Как прийти к гармонии?

Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи. Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности. Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы. Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого. И натолкнуть на какие-то мысли. К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.

Развитие человеческого организма происходит непрерыв­но, на протяжении всей жизни, и в процессе индивидуально­го развития человека, как и любого биологического организ­ма, можно выделить ряд периодов, этапов возрастной био­графии, каждый из которых имеет свои характерные черты. Продолжительность каждого из этих периодов определяется биологическими особенностями организмов данного вида, а также во многом зависит от действия экологических факто­ров. Помимо действия биологических и экологических фак­торов, на продолжительность того или иного периода разви­тия человека, как существа биосоциального, оказывают влия­ние и общественные факторы (экономическое состояние сре­ды обитания, степень интеллектуального развития, образ жизни).

Понятие периода жизни человека тесно связано с поняти­ем «возраст». Под возрастом принято понимать:

1) период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;

2) биологическую эволюцию организма, т.е. характеристи­ку его жизни, отражающую момент рождения, рост, разви­тие, созревание и старение.

Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.

Хронологический возраст - это период от рождения до мо­мента его исчисления, т.е. разность между датой исследова­ния и датой рождения.

Биологический возраст - совокупность признаков, харак­теризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.

Хронологический возраст имеет четкие границы во време­ни - час, день, месяц, год. При этом биологические особен­ности данного конкретного организма не учитываются.

Биологический возраст определяется всей совокупностью обменных, анатомических, функциональных, регуляторных, психологических особенностей, приспособительными воз­можностями организма.

Биологический возраст может не соответствовать хроноло­гическому. При некоторых патологических состояниях (на­пример, при прогерии) биологический возраст опережает ка­лендарный, а при некоторых других - отстает от него (напри­мер, при инфантилизме).

Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения опреде­ленного этапа морфологического и функционального разви­тия отдельных тканей, органов, систем организма и всего ор­ганизма в целом.

На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - можно выделить три основных периода:

Период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, по­ловой, психологической зрелости;

Период относительной стабильности, зрелости функцио­нальных систем организма;

Период угасания, ослабления и деструкции функциона­льных систем во время старения организма, наступающий по­сле прекращения репродуктивной функции.

Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает прежде всего этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевате­льного аппарата, становление высшей нервной деятельно­сти. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее.

В настоящее время в жизни взрослого человека выделяют следующие периоды:

1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин);

2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 года до 60 лет у мужчин). Он в свою очередь подразделяется на два подпериода:

а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 года до 35 лет у муж­чин - I подпериод зрелого возраста;

б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин -

II подпериод зрелого возраста.

Ряд исследователей выделяют в зрелом возрасте следую­щие группы:

а) молодой возраст - до 45 лет;

б) средний возраст - 45-60 лет.

На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый воз­растной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);

3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);

4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);

5) позднестарческий, или макробиотический, возраст (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).

Возрастные границы этих периодов достаточно условны, особенно это касается старших возрастных групп. В мире об­щепринятого определения пожилого возраста не существует.

С понятиями «период жизни», «возрастной период», «био­логический возраст» тесно связаны такие понятия, как «рост» и «развитие». На каждом этапе возрастной биографии имеют­ся специфические черты, отражающие стадии роста и сте­пень развития организма. Рост и развитие человека - это непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей его жизни, при котором простые количественные изменения ведут к коренным качественным сдвигам. Процессы роста и развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.



Рост - это количественные изменения, связанные с увели­чением числа и/или размеров клеток, размеров и массы орга­нов, тканей, всего организма в целом, накопление опреде­ленного объема информации, умений, опыта и т.д.

Развитие подразумевает качественные изменения - мор­фологическая дифференцировка тканей и органов, их функ­циональное совершенствование, появление новых знаний, умений, навыков или их исчезновение, угасание со време­нем, т.е. развитие может идти по двум линиям - восходящей (прогресс) и нисходящей (регресс). Кроме того, различают две формы развития: эволюционную и революционную, скачкообразную.

Развитие человека продолжается в течение всей его жиз­ни, начиная от момента образования зиготы и заканчивая смертью; рост же (увеличение длины и нарастание массы тела) заканчивается в конце юношеского возраста, хотя про­исходит клеточный и тканевый рост (например, рост ногтей и волос продолжается даже в течение некоторого времени после биологической смерти организма).

Процессы роста и развития имеют ряд закономерностей, к которым можно отнести:

Генетическую предопределенность;

Стадийность;

Определенные морфофункциональные изменения, харак­терные для каждого периода жизни человека.

Основной закономерностью соотношения роста и разви­тия является их несовпадение во времени или пространстве, т.е. они не происходят одномоментно: вначале наблюдаются количественные изменения, приводящие затем к качествен­ным. Этим объясняются скачки роста в отдельные возраст­ные периоды, несоответствие сроков физического и психосо­циального развития (особенно выраженное в подростковом периоде), снижение отдельных функций организма в опреде­ленные периоды жизни.

Процессы роста подчиняются определенным законам:

1. Закон неуклонного торможения энергии роста . Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед гестации. Относительно небольшая интенсивность клеточного деления до 8 нед коррелирует с активной дифференцировкой и морфогенезом органов и систем. С 34 нед гестационного периода замедление роста идет на фоне существенных нарастаний массы тела.

К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе.

2. Закон неравномерности изменений скорости роста . Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления».

Период первой «полноты» или первого «округления» (turqor primus): с 1-го по 4-й годы жизни с преимущественными прибавками массы тела над длиной тела

Период первого «вытягивания» (proceritas prima): с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;

Период второй «полноты» или второго «округления» (turqor secunda): с 8-го по 10-й годы жизни;

Период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет;

Период очень замедленного роста: с 15 до 18–20 лет.

3. Закон аллометрического роста - непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Во внутриутробный период жизни, в силу особенностей кровоснабжения плода, отмечается преимущественный рост частей тела, расположенных ближе к голове и, прежде всего, самой головы. После рождения, наоборот, наиболее интенсивно растут части тела, расположенные дистально. Таким образом, в постнатальном периоде стопа вырастает больше, чем голень, последняя - больше, чем бедро и т. д. Благодаря этому у ребенка с возрастом происходят изменения пропорций тела и внешнего облика, которые постепенно приближаются к таковым у взрослого

4. Закон половой специфичности роста. Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, хотя девочки относительно раньше (на 1–2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2–3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам.

Развитие человека, как существа биосоциального, проис­ходит в различных сферах: физической, социальной, психо­эмоциональной и связанной с ней познавательной.

Физическая сфера, или физическое развитие, включает в себя совокупность морфологических и функциональных свойств организма, соответствующих хронологическому и биологическому возрасту. В детском возрасте физическое развитие представляет собой динамический процесс роста - увеличение длины, массы, отдельных частей тела, органов и систем организма - и биологического созревания и станов­ления зрелого организма. Так как в детском возрасте процес­сы физического развития протекают наиболее интенсивно, его оценку производят чаще, чем в другие возрастные перио­ды, когда физическое развитие, достигнув определенного уровня, стабилизируется. Наиболее просто физическое раз­витие можно оценить, используя антропометрические по­казатели, к которым относятся длина (рост), масса тела, окружности головы и груди.

Психоэмоциональное и социальное развитие представляет собой специфический аспект развития человека, связанный с его взаимодействием с окружающей средой и проявляю­щийся совокупностью душевных процессов и явлений (ощу­щения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

Уровень физического развития, скорость увеличения рос­та, нарастания массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела определяются многими факторами, среди которых можно выделить:

Наследственные (длина и масса тела родителей, бабушек, дедушек);

Биологические (здоровье индивидуума, его психологиче­ское, эмоциональное состояние, состояние здоровья его роди­телей);

Климатические и экологические;

Социально-экономические (материальное положение се­мьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей, уровень развития здравоохранения и медицинской культуры, профессиональные вредности);

Образ жизни (режим и стиль питания, двигательная ак­тивность, вредные привычки, взаимоотношения индивидуума с окружением).

Темпы роста и разви­тия подвержены также половым (так, половое созревание у девочек и мальчиков начинается в разные сроки, основные антропометрические, функциональные показатели у мужчин остаются более высокими, чем у женщин) и индивидуальным различиям.

Факторы риска - факторы, оказывающих воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.

У каждого существа, которое живет на нашей планете, даже у одноклеточных, есть определенные потребности, которые ему необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя и жить.

Чем более развитым является существо, тем больше потребностей оно имеет.

Физиологические потребности человека — самые главные из всех, потому что, если их не удовлетворять, человек имеет стопроцентные шансы умереть . Даже кратковременный отказ удовлетворять их может приводить к серьезным нарушениям в работе внутренних органов.

Что это такое?

Потребность — некая нужда, которую нужно удовлетворить, чтобы человек чувствовал себя хорошо: был защищен, осознавал, что он важен для своего окружения и общества в целом, мог продуктивно функционировать, достигать своих целей, ощущать удовлетворения и так далее.

Физиологические потребности , которые также называются витальными, — разновидность потребностей, которые позволяют человеку поддерживать жизнедеятельность.

Если человек не сможет поддерживать их на должном уровне, возможность достигать более высоких целей будет нарушена. Если их полностью перестать удовлетворять, через некоторое время наступит смерть (за исключением потребности в удовлетворении сексуального желания).

В пирамиде потребностей Маслоу физиологические потребности являются основой для всех остальных, представляют собой своеобразный фундамент.

Что относится к физиологическим потребностям человека? Примеры витальных потребностей :

  • необходимость получать достаточно калорийную для поддержания существования и выполнения определенной деятельности пищу и жидкости;
  • потребность в отдыхе;
  • необходимость спать;
  • потребность в дыхании;
  • возможность удовлетворить сексуальное желание и продлить род.

Эти потребности считаются низшими .

В их удовлетворении нуждаются не только люди, но и животные, насекомые и другие существа.

У ряда простейших созданий список физиологических потребностей более короткий.

Значение и классификация

Современный мир ориентирован на достижения, поэтому практически каждый человек осознает, что от него требуется быть лучше, сильнее, умнее и, конечно, получать как можно более высокую зарплату.

Чтобы достичь большего, люди отодвигают удовлетворение физиологических потребностей на задний план.

Причем отодвигают подчас не только свои, но и потребности собственных детей, которых записывают в различные кружки и секции чуть ли не с рождения.

В итоге те могут просто не успевать поесть и отдохнуть. Все это приводит к появлению множества соматических и психических заболеваний.

Пища

Пища дает человеку энергию и полезные вещества, также она способна приносить удовольствие, спокойствие, удовлетворение.

Сытый человек обычно более уравновешен и счастлив , чем голодный.

Просто иметь возможность есть не всегда достаточно: важно, чтобы пища была достаточно калорийной и полезной.

Если человек занимается тяжелым физическим трудом или много тренируется, ему нужно потреблять больше калорий, чем тому, кто занимается умственным трудом и ведет умеренно подвижный либо малоподвижный образ жизни.

Что произойдет, если потребность в еде не будет удовлетворяться?

Организм человека ориентирован на запасание: он создает запасы энергии в виде жировых отложений и сохраняет полезные вещества в органах (к примеру, жирорастворимые витамины могут накапливаться в печени и некоторых других частях организма.

При длительном голодании организм начнет использовать созданные запасы, и человек продолжит жить некоторое время.

Без еды здоровый человек способен прожить от одного до двух месяцев , но при условии, что у него будет источник воды. Без жидкостей он проживет не более трех-семи дней.

В процессе голодания психика человека начинает работать с нарушениями: могут возникать галлюцинации, бредовые состояния, повышенная раздражительность, агрессивность. Нарушаются , разрушаются органы. Если голодает ребенок, его развитие замедляется.

Скрытое голодание — вид голодания, при котором пища есть, но она не содержит достаточное количество полезных веществ, — широко распространен в среде людей с финансовыми проблемами.

У таких людей чаще развиваются различные соматические заболевания.

Норма физиологической потребности в еде и жидкостях:

  • Вода — порядка 1,5-2,5 литров в сутки (значительная часть жидкостей поступает в организм с едой).
  • Килокалории — 2000-3000 и более, в зависимости от пола, веса, рода занятий и уровня физической активности. Норма для каждого человека может меняться.
  • Белок — 35-87 грамм в сутки.
  • Жиры — 60-150 грамм в сутки.
  • Углеводы — 255-585 грамм в сутки.

Отдых и сон

Человек, не имеющий возможности полноценно отдохнуть и выспаться, неспособен полноценно функционировать в обществе .

Во время сна мозг перерабатывает информацию, полученную в течение дня, поддерживает иммунитет (во время сна активируются Т-лимфоциты), позволяет организму отдохнуть должным образом. Также во время сна из мозга удаляются токсические соединения.

Отдых, не связанный со сном, тоже важен: человек не способен заниматься одним и тем же занятием без перерывов, поэтому время от времени нужно менять деятельность либо не делать ничего.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сне и отдыхе?

Если человек будет регулярно отказывать себе в необходимости передохнуть либо ненадолго сменить деятельность, значительно возрастет вероятность развития различных психических нарушений, в особенности и . Также тем, кто отказывает себе в отдыхе, сложнее противостоять стрессам.

Если же человек будет систематически недосыпать (спать менее пяти-шести часов в день), его когнитивные способности значительно ухудшатся, увеличится вероятность возникновения различных инфекционных заболеваний, возрастет риск развития психических отклонений, возникнет эмоциональная нестабильность.

В долгосрочной перспективе систематический недосып может стать одной из причин возникновения:

  • ожирения;
  • онкологических заболеваний (повышается вероятность возникновения предраковых новообразований);
  • инсульта (риск в четыре раза выше, чем у людей, которые спят достаточно);
  • сахарного диабета второго типа;
  • сердечно-сосудистых болезней;
  • снижения количества сперматозоидов (почти на 30%);
  • ранней смерти.

Поэтому людям, которые страдают расстройствами сна, важно не откладывать визит к доктору.

Длительное отсутствие сна способно приводить к возникновению галлюцинаций, бредовых состояний .

Люди, которые долго не спят, способны заснуть на несколько секунд — это называется микросном, — и, если они в этот период ведут транспорт, может возникнуть ДТП. При этом они сами не осознают, что заснули на короткий промежуток времени.

Норма физиологической потребности во сне: индивидуальная. В среднем людям нужно спать не менее 7-9 часов в сутки.

Воздух

Не дышать люди в принципе не способны , и отсутствие воздуха, которым может дышать человек, убьет его за очень короткое время: большинство людей не проживут больше пяти минут, если лишить их возможности дышать.

Также важно, чтобы воздух, который вдыхает человек, был лишен токсических примесей, поскольку в противном случае возрастает риск возникновения множества соматических заболеваний, включая онкологические болезни.

Секс

Потребность в размножении и удовлетворении сексуального желания. Эту потребность важно ставить немного особняком: при ее неудовлетворении с человеком не произойдет ничего ужасного, он сможет продолжать свою жизнь, разве что ее качество может снизиться, особенно если у него сильно выраженное либидо.

Некоторые исследователи склонны причислять эту потребность не к физиологическим, а к физиолого-психологическим потребностям.

И на это есть причины: в современном мире необходимость активно размножаться практически исчезла , а секс стал прежде всего символом , близости, телесного удовольствия.

Еще сто-двести лет назад потребность быстро размножаться еще существовала, поскольку в противном случае человечеству грозило постепенное вымирание из-за инфекционных заболеваний и других негативных факторов.

Процесс эволюции ясно показывает, что высокую выживаемость имеют виды, которые способны производить много живучего потомства, поэтому секс и потребность в размножении обычно причисляют к физиологическим потребностям.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сексе? Человек станет несчастнее. Отдельных людей это может толкнуть на совершение противоправных действий.

У некоторых людей потребность в сексе значительно снижена, поэтому они в принципе практически не испытывают сексуального желания.

Также существуют асексуальные люди : они не практикуют секс (либо практикуют, чтобы порадовать не асексуального партнера или чтобы зачать ребенка, поскольку асексуальность не означает, что человек причисляет себя к чайлдфри), хотя и могут создавать союзы с другими людьми.

А на вопрос, продолжать ли собственный род, каждый человек должен ответить самостоятельно.

Разница в физиологических потребностях ребенка и взрослого

Потребности ребенка незначительно отличаются от потребностей взрослого человека: детям также нужны качественная еда, достаточный и регулярный сон, отдых, чистый воздух.

До подросткового возраста потребность реализовывать сексуальное желание практически отсутствует, но ощущать определенные импульсы дети способны: часты случаи мастурбации в детском возрасте.

Они являются вариантом нормы (ребенок изучает свое тело, прислушивается к ощущениям), за исключением случаев, когда ребенок занимается этим очень часто и пренебрегает другими занятиями: в таком случае его нужно показать детскому психологу.

Норма физиологической потребности в еде для детей :

  • от года до четырех лет: 3-3,5 г белков на килограмм (вес ребенка умножается на указанное число), 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов.
  • от четырех до семи лет: 3-3,5 г белков, 3 г жиров, 15-16 г углеводов.
  • школьный возраст: 2,5-3 г белков, 2,5 г жиров, 10-13 г углеводов.

Лучшая и максимально сбалансированная пища для ребенка до года — материнское молоко .

Если же возможности кормить ребенка молоком нет, важно совместно с доктором подобрать оптимальный вариант кормления, учитывающий индивидуальные потребности младенца.

Норма сна :

  • Первые полгода жизни: 16-20 часов в сутки.
  • От шести месяцев до полугода: 14-15 часов.
  • От года до семи лет: 12-14 часов.
  • От семи лет до совершеннолетия: 8-10 часов.

Также ребенку важно иметь достаточно возможностей для регулярного отдыха.

Как не позволить им перерасти в зависимость?

Существуют состояния, при которых человек испытывает чрезмерное желание удовлетворять определенные потребности , к примеру, много спать, часто и много есть.

В таких случаях нужно говорить не о зависимостях: как правило, подобные изменения сигнализируют о наличии у людей тех или иных проблем в психическом либо соматическом здоровье, с которыми нужно разбираться.

Специалисты выделяют целый спектр психических заболеваний, так или иначе связанных с едой. Эти заболевания называются РПП: расстройствами пищевого поведения.

К ним относятся анорексия, булимия, компульсивное переедание, орторексия, бигорексия и другие болезни. Их нужно лечить совместно с психотерапевтом.

РПП часто сочетаются с другими психическими заболеваниями , такими как депрессия, неврозы, ПТСР, обсессивно-компульсивное расстройство, и могут возникать на их фоне.

Также чрезмерный аппетит может свидетельствовать о наличии гормональных нарушений в организме.

Иногда он возникает на фоне приема некоторых лекарственных препаратов.

Если человек ощущает, что его аппетит неадекватно вырос без видимых причин и это сохраняется продолжительное время, ему важно обратиться в больницу.

Чрезмерная потребность в сне и отдыхе — частый признак различных психических и соматических нарушений. К примеру, люди с хроническими заболеваниями нуждаются в отдыхе больше, чем здоровые люди.

Существует термин «гиперсомния». Это состояние, при котором человек много спит и чувствует сонливость вне сна.

Она наблюдается и у здоровых людей (из-за стресса, после периода без сна, при приеме определенных медикаментов). Также она может наблюдаться при наличии следующих нарушений:

  • травмы головы;
  • депрессия;
  • уремия;
  • апноэ.

Чрезмерная потребность в сексе может быть признаком различных гормональных нарушений, наличия опухолей (и доброкачественных, и злокачественных), травм головы, осложнений после нейроинфекций, некоторых психических нарушений. Но также она может быть и нормой, особенно у подростков.

Чтобы не стать заложником собственных физиологических потребностей, важно прислушиваться к себе и при появлении тревожных сигналов обращаться к врачам , которые специализируются на соматике, либо к психотерапевтам.

Фрустация физиологических потребностей ребенка: