Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Юлия Игоревна

г. Калуга

2014

Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»

2 класс

Цели:

I . Образовательные:

1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.

2. Формирование представления о признаках наступления весны.

II . Развивающие:

1. Развитие наблюдательности

2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.

3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.

III . Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Воспитание культуры поведения в природе.

Оборудование:

Для учителя : савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.

Для учащихся : блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Выставление книжки – раскладушки:

Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений - от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней - отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.

Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.

Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки - светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль. свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки - около11 дней. За год бывает одно поколение. Зимует в дуплах и других укромных местах.

Грач – Грач очень похож на черную ворону и отличить его можно по голой окружности вокруг клюва, простирающегося до самых глаз. Также можно его заметить по очень вытянутому клюву и по мелким перьям на голове и шее, имеющим круглые края, чего нет у черной вороны. Оперение грача красивое, черно-синее с фиолетовым блеском, длина 43 сантиметра. живет в аллеях, парках и больших садах вблизи полей, лугов, выгонов, а также в небольших рощах, в степях и по берегам рек. Гнезда свои грачи устраивают на высоких деревьях, часто вблизи жилья, он гнездо грача так рыхло, что, упав на землю, оно разваливается, чего не случается с гнездами других птиц того же рода. В апреле появляются в гнездах яйца. Гнездуются эти птицы большими колониями.

Жаворонок полевой - оперение жаворонка очень скромное, сверху бурое, снизу белое, светлое, даже беловатое, обыкновенно с темными пятнышками и полосками.Жаворонок встречается у нас везде, за исключением крайнего севера. Водится он повсеместно и на хлебных полях, и на пустырях, поросших лишь вереском на почве сухой, бесплодной, также и на почве жирной, на пастбищах, выгонах, на альпийских логах и даже на островах и по берегам морей.

Гнездится жаворонок всегда на земле и вообще прекрасно и быстро бегает, при чем на бегу, он подымает перья на темени. Улетает жаворонок от нас на юг в сентябре и перед отлетом собирается в громадные стаи. Возвращается к нам ранней весной, смотря по климату, в феврале или марте месяце. Так как жаворонок питается насекомыми его надо ценить, не только как веселого, приятного певца наших полей, но и как полезную птичку, уничтожающую различных вредных насекомых с наших посевов.

2. Подготовка детей к рассказу стихотворения о весне и народных примет.

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Оксана.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Тютчев. Ф

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

О весне

Сегодня у нас урок-экскурсия и мы с вами отправимся в парк, чтобы пронаблюдать какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны.

Какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Какое время года предшествует весне?

Когда длиннее день весной или зимой?

Когда теплее весной или зимой?

Какие признаки наступления весны вы уже могли наблюдать?

Молодцы, а сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему (на доске: Экскурсия. Весенние изменения в природе).

Карточка №1

1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой.

2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.

К
арточка №2

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения.

2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.

Карточка №3

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты?

2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.

Карточка №4

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач?

2. Зарисуйте грача.

Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе).

Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет?

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Как вы понимаете эти пословицы?

Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны.

Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой?

Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете?

Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте).

Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился?

Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды?

Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах.

Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения.

Что происходило с растениями зимой?

Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям?

Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной.

Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете?

Появились пушистые почечки.

Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев).

Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану:

1. Начало сокодвижения (у клена и березы).

2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей).

3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков).

4. Начало развертывания листьев

5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).

А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение?

Мать-и-мачеха

Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут.

Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть?

Насекомых.

Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них?

Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали?

Пение птиц?

Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц?

А вы заметили, чем сейчас заняты птицы?

Строят гнезда.

Из каких материалов они строят гнезда?

И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить?

III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.

IV . ОБОБЩЕНИЕ.

- Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали?

Каких животных и растения мы с вами наблюдали?

А теперь возвращаемся в класс.

V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА.

Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений.

Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда.

Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны?

Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной?

Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали.

Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем

Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем

Что наблюдала 3 группа?...

Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария.

Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках.

Список литературы:

    Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222

    Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Экскурсия как этап формирования обобщенных представлений о том или ином времени года

2. Роль экскурсии в системе работы по экологическому образованию и воспитанию

3. Подготовка воспитателя и детей к экскурсии

4. Основные требования к методике проведения сезонных экскурсий

5. Работа с детьми после экскурсии

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

Образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня физического и эмоционального развития. Возникает необходимость обеспечения педагогических условий, позволяющих гибко реализовать различные виды деятельности в единый образовательный процесс.

Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Такие занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.

Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.

В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и перешивать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем.

С.Н. Николаева в своих исследованиях показала, что «задача совершенствования дошкольного обучения представляется не в расширении объема знаний через включение в программу дополнительного фактического материала, а в поисках принципов его систематизации, что позволит познакомить детей с некоторыми существенными связями между предметами и явлениями окружающего мира».

1. Экскурсия как этап формирования обобщенных представле ний о том или ином времени года

Экскурсия -- это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на предоставлении детям максимальных возможностей для организации непосредственных контактов, общении ребенка с миром природы. Именно поэтому особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба -- коричневого, у ивы --зеленовато-желтого, у осины -- красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Экскурсии это особый вид занятий по ознакомлению детей с природой за пределами дошкольного учреждения.11 Преимущества экскурсий-занятий состоит в том, что здесь дети имеют возможность в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Значительное место при формировании представлений о сезонных изменениях во время экскурсий отводится методу наблюдения. Наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности.

Наблюдения ярких картин природы -- лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке -- затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе -- установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т. д). Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.

Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны). Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).

Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы, для поделок, оснащения занятий (например, шишки для занятий по математике).

В конце экскурсии целесообразно организовать дидактические игры, которые в занимательной форме закрепляют усвоенные знания. Так, в лесу проводится игра «Найди дерево по листу» (старшая группа), после знакомства с огородными культурами -- игра «Узнай по описанию» (средняя группа).

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находиться в определенном месте.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника.В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе -- значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.

2. Роль экскурсии в системе работы по экологич ескому образованию и воспитанию

Экскурсия - особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического образования и воспитания. Она включает подготовку воспитателя к экскурсии (разработку программных задач, определение места и маршрута, подготовку детей к экскурсии, подбор оборудования для сбора природного материала, использование воспитателем разнообразных методов и приёмов на экскурсии, организацию разнообразной деятельности детей.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с определёнными объектами наблюдения.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Экскурсию провести значительно труднее, чем организованную деятельность в группе, поэтому её успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.)

Как писал В.А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.

Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:

Навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;

Сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов; цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); экскурсия дошкольный воспитание экологический

Мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);

Воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

3. Подготовка воспитателя и детей к экскурсии

Заключаются, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах - 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Подготовка детей

Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.

Воспитанники должны знать, что экскурсия - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

4. Основные требования к методик е проведения сезонных экскурсий

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: "Чем береза в парке похожа на березу на вашем участке? " и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д.

Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала.

Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога. Во время отдыха детей проводятся игры и игровые упражнения. Дети закрепляют знания о характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета, запоминают название растений («Угадай по запаху», «Узнай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три, к березе беги!») В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение д/с, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, ледоходом. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

5. Работа с детьми после экскурсии

Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.

Через 2 - 3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.

Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.

На занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.

Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.

Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы. Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее язык и передавать в музыкально-двигательных импровизациях свое настроение.

Педагогический процесс, организованный таким образом, совмещает все аспекты развития личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.

В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель продумывает систему вопросом так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.

Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за своими действия, влияющие на состояние природы.

Заключение

Использование интегративно - тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).

В старшем дошкольном возрасте возможно формирование сложных представлений о явлениях и объектах «неживой» природы, которые необходимы детям для общего умственного развития при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом уровня знаний и умений, индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.

Отношение к окружающей природе в дошкольном возрасте неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический и гуманистический компонент, каждый из которых оказывает влияние на поведение и деятельность ребенка.

Разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Это также позволяет нам утверждать, что синтез разных видов искусств на одном занятии будет являться оптимальным и эффективным средством умственного развития и нравственно-эстетического воспитания детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

1. Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике интегрированные занятия, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка- дошкольника.

3. Работа по экологическому образованию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ

4. Мероприятия интегрированного характера должны планироваться систематически, целенаправленно и охватывать все виды деятельности дошкольников.

Список литературы

1.Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.

2. Как познакомить дошкольников с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Значение природы как универсальной ценности. Задачи и содержание экологического образования в дошкольном возрасте. Изучение опыта педагогов-новаторов в решении проблемы экологического воспитания.

    реферат , добавлен 10.10.2015

    Историческое становление экологического воспитания дошкольников. Место этого направления в дошкольной педагогике. Современное состояние методики экологического образования. Структурно-функциональная модель преподавания в системе современного ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2010

    Роль экологического образования. Место экскурсии в процессе экологического обучения в начальной школе. Виды, условия и технология организации экскурсий. Анализ уровня сформированности элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2011

    Исследование особенностей экологического образования детей в дошкольном возрасте. Проведение опытно–экспериментальной деятельности по экологии с ребятами в современном учебном заведении. Организация эмпирического исследования, методики исследования.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2014

    Методика проведения производственных экскурсий для студентов и учащихся школ. Этапы подготовки и основные требования к экскурсии. Техника безопасности при проведении производственной экскурсии. Разработка производственной экскурсии на ОАО "Искитимцемент".

    курсовая работа , добавлен 03.07.2015

    Формы и методы экологического образования младших школьников, используемые педагогические приемы. Организация и методика проведения природоведческих экскурсий с младшими школьниками. Анализ общеобразовательных программ по предмету "Окружающий мир".

    дипломная работа , добавлен 18.09.2017

    Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Экскурсии - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Экскурсии знакомят в естественной обстановке детей с объектами и явлениями природы.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Обзор психолого-педагогических особенностей экологического образования. Изучение состава наблюдения как метода экологического воспитания. Анализ методики использования наблюдения в экологическом образовании старших дошкольник в условиях детского сада.

Познание мира 1 класс

Тема: Экскурсия в парк. «Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных»

Цель : -показать детям циклический характер жизни природы;

Формировать понятия о природных ритмах;

Воспитывать любовь к Родине, родной природе.

Задачи урока:

1. Учить детей наблюдать явления в природе.

2. Научить детей заносить свои наблюдения в специальный дневник, используя условные знаки.

Базовые знания . Изменения в природе. Деревья, кустарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, труд людей осенью.

Опорные знания . Живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека.

Оборудование урока: 1. Планшеты для обозначения условными знаками своих наблюдений.

2. Цветные карандаши.

Ход урока

1.Организация экскурсии

Наблюдение изменений в природе, свойственных для прихода осени.

На природе дети всегда чувствуют себя свободно и весело. Начать можно с того, что дети поделятся своими чувствами друг с другом. У детей появляется желание играть, бегать. Учитель настраивает детей на познавательный процесс обсуждением вопросов:

Почему у нас хорошее настроение?

(Хорошая погода, светит солнце, свежий воздух, красивые деревья, зеленая трава).

Дети вспоминают о том, что человека окружает природа, и что сам человек является частью природы и зависит от природы.

Дети, как понимаете слова: "Природа - мать, я поклоняюсь тебе. Ты есть всеродительница - наша матерь? "

(Люди с древних времен поклонялись природе и обожествляли ее,называя себя (детьми природы).

Скажите, а сейчас это так? (Как бы ни улучшался быт человека и ни росло его благосостояние, он остается зависим от природы).

Что такое природа? (Лес, речка, солнце, животный мир,...)

Называем ли мы природой то, что создано руками человека, например, мосты, машины, дома, заводы? (нет).

2. Живая и неживая природа

Какая природа бывает? (Живая и неживая; дети называют объекты живой и неживой природы)

Неживая природа (солнце, воздух, вода).

Живая природа (растения, животные, человек).

3. Вывод: в природе все взаимосвязано

Послушайте внимательно стихи и определите, о какой природе и о каких взаимоотношениях в природе идет речь:

Все, что меня окружает,

Двигается, летает, плавает и растет

Время придет - умирает, (Это признаки

Вновь рождается и размножается. живой природы )

(Живою природой то называется.) - дополняют дети

Из семени цветка

Цветов появилась поляна, (живая природа)

Где васильки расцвели.

Рядом с березкой вырос вдруг гриб,

Рядом - другой,

Вот он какой.

Мы наблюдаем и много узнаем, (человек и природа)

Что же природой мы называем?

Радуясь солнцу, песни поем.

Вовремя ягоды, гриб мы сорвем. (лето)

Всему свое время: цветку и росинке,

Ветру в степи и прозрачной дождинке. (наблюдательность)

Ты посмотри и увидишь вокруг, (взаимосвязь человека

Что эта природа - верный твой друг. с природой)

II . Работа над темой урока. Все познается в сравнении.

1. Рассматривание растений

А теперь внимательно посмотрим на нашу любимую русскую березку. Вспомните, как она выглядела зимой, весной, летом? А что происходит с березкой сейчас? (Дети теперь уже очень внимательно рассматривают листья на березе, траву, цветы, небо).

Дети отмечают разницу: листочки весной были клейкие, ярко-зеленые, а сейчас большие, тусклые, много желтых листьев. Дети видят на березе ветви с желтыми листьями. Это признаки приходящей осени.

11 сентября к нам в город приходит фенологическая осень . Календарная осень наступает 1 сентября.

2. Словарь.

Учитель объясняет значение словосочетаний ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСЕНЬ (основа - наблюдение за природой), КАЛЕНДАРНАЯ ОСЕНЬ (календарный месяц сентябрь открывает осень).

Учитель произносит словарные слова, которые дети употребляли уже в своей речи, и проверяет знание их значения. Предлагается, используя эти слова и словосочетания, дать определения некоторым экологическим понятиям и терминам.

ЭКОЛОГИЯ - учение о взаимосвязи между живой и неживой природой, о законах природы.

Вместе со знакомыми словами учитель произносит новые слова:

РИТМ - события или явления, повторяющиеся через какой-то отрезок времени (музыкальный ритм, ритмическая гимнастика).

ПРИРОДНЫЙ РИТМ - это повторение во времени какого-либо явления. Например, прилеты и отлеты птиц, ледоход и ледостав, восход и заход солнца.

СЕЗОННЫЕ РИТМЫ - длительные ритмы; поочередно сменяя друг друга, времена года продолжаются целый год: осень, зима, весна, лето. Прошел год, и снова все повторяется.

Дети запоминают новые слова и пытаются объяснить их значение.

Учитель корректирует мысли детей и появляется определение: Природный ритм - равномерное чередование явлений в природе.

Природные ритмы - новое словосочетание.

Смена времен года - природные ритмы. Их можно назвать сезонными ритмами.

3. Наблюдение

В ходе наблюдения дети уточняют порядок смены времен года: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА.

Теперь смену времен года учителю можно назвать сезонными ритмами.

Со сменой времен года меняется:

а) цвет неба;

б) листва деревьев;

в) место нахождения на небе солнца (сравнивается высота солнца летом и осенью);

г) частота дождей;

д) занятия людей;

е) солнце утром, в полдень, вечером, заход солнца;

ж) долгота дня и ночи (день длиннее ночи).

4. Работа с планшетами

Дети обозначают в своих листочках условными знаками состояние погоды: ясно, пасмурно, дождь, ветер, снег и т.д.

Дважды в году день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Эти дни 23 сентября и 21 марта.

Бывают очень короткие дни, а за полярным кругом, наоборот, очень длинные, в течение нескольких суток.

СУТКИ - день и ночь чередуются - СУТОЧНЫЕ РИТМЫ.

Дети работают в группах. Используя условные обозначения, они заполняют листок наблюдения. Затем группы объединяются и дополняют работу друг друга. Итогом работы является полный перечень наблюдений. Дети рассказывают, какие значки появились в листках наблюдений. Учитель следит за использованием детьми в речи новых слов и словосочетаний.

5. Развитие речи

Игра "Осенние слова"

проливной дождь (очень сильный дождь)

золотой дождь (переносное значение)

золотая осень (переносное значение)

листопад (явление)

листодер (ветер)

заморозки (понижение температуры)

6. Особенность осени как времени года

Учитель предлагает обсудить вопрос "Когда зарождается новая жизнь?" Дети должны понять, что именно осенью все живое готовится к жизни, которую продолжит весной. Трава завяла, но в земле осталась почка. Деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от холода и не сломаться от ветра и тяжести снега.

7. Вывод

Наступила календарная осень, но природа еще не перестроилась на осенний лад. На березах еще много зеленых листьев. Основным признаком прихода фенологической осени является полностью пожелтевшие листья на березах.

III . Закрепление учебного материала

1. Природа продолжает жить

Задача этого этапа урока - показать красоту природы, которая «цветет по-осеннему, готовясь к продолжению жизни». В любое время года природа живет, и мы должны радоваться ее жизни. Если мы это делаем, значит, мы - тоже природа и тоже живем.

Обильного листопада еще нет, но он не за горами. Листопад - это явление уникальное и полезное для природы.

Учитель читает стихотворение, а дети улавливают главную мысль - в природе все разумно и ритмично.

Природа все учла и рассчитала

Вот дерево растет, листвой сияет,

О том, что осень будет скоро, знает.

Подули ветры, холода настали - (осень)

Листочки с дерева уже опали.

И вот, большими хлопьями, кружась,

Летит снежок, на землю стылую стелясь. (зима)

Березка наша не сломалась

Лишь потому, что без листвы осталась.

Мороз трескучий не погубит почки,

Они уснули крепко, закрывшись на замочки.

И сок березовый почти движенье прекратил, (отдых растений)

Чтоб ствол могучий зиму пережил.

Природа дремлет, но не спит, родная!

Она живет и отдыхает, силы набирая.

Зима - прекрасный отдых для природы.

Нет на земле плохой и злой погоды. - (закон природы)

2. Загадки, пословицы, поговорки

Дети загадывают друг другу загадки о временах года, о труде, о растениях.

Краса пришла - урожай принесла. (осень)

Краски ярки, а деньки не жарки. (осенью)

Пословицы:

Осень пришла - урожай принесла. Лист опадает - дерево отдыхает.

IV . Итог урока

Каждый урок познания мира желательно заканчивать итогом, в котором отмечается важность изучения законов природы. Девиз уроков познания мира:

«Знать, чтобы не нарушать».

Основным итогом этого урока является знакомство некоторыми законами природы :

а) после лета наступает осень,

б) осенью растения увядают, чтобы весной расцветать,

в) у природы нет плохой погоды.

V . Домашнее задание

Нарисовать веточку березы, показав на ней сезонные ритмы: лето, осень, зима, весна (четыре вида, характерные для каждого времени года).

Дополнительный материал к уроку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

Так писал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о времени листопада. Осенняя пора раскраски листьев и листопада - действительно красивое время года.

Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают действительно багряные и золотисто-желтые тона? Осенние листья постепенно желтеют и краснеют потому, что похолодание и уменьшение количества света вызывают разрушение хлорофилла - вещества зеленого цвета. Другие же пигменты в хлоропластах кленок мякоти листьев (красные и желтые) продолжают сохраняться. Эти красящие вещества и становятся заметными после того, как в пластидах разрушился хлорофилл.

С понижением температуры затрудняется снабжение растений водой, ослабляется испарение. Листья к этому времени стареют.

ЛИСТОПАД - это приспособление растений к понижению испарения воды осенью и зимой. Зимой корни растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На смену опавшим листьям вырастают новые.