Вот уже без малого пять столетий в селах, разбросанных по берегам Дона и Воронежа, рассказывают о легендарном разбойнике Кудеяре и его несметных кладах, зарытых в землю или укрытых в пещерах. О нем слагают легенды, о нем поют песни:

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан.


Впрочем, что за человек был знаменитый атаман, народ запомнил нетвердо. В одних преданиях он предстает разбойником; в других - опальным боярином, скрывавшимся от гнева грозного царя; в третьих - самозванцем, выдававшим себя за царского родственника, или даже братом Ивана Грозного.

По документам XVI века известен дворянин Кудеяр Прокофьевич Тишенков - изменник, который в 1571 году помог крымскому хану Девлет-Гирею скрытно обойти русские заставы у Оки и сжечь Москву. О нем писал в 1574 году приближенный царя Василий Грязной из крымского плена, что были разогнаны все изменники и только «одна собака осталась - Кудеяр». Возможно, его-то разбойничьи подвиги и легли в основу многочисленных легенд о Кудеяре.

Что с ним потом стало, сказать трудно. Один записанный этнографами рассказ утверждает, что поймать Кудеяра власти так и не смогли: «Где-где Кудеяр не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки полушубок и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит; а как завидит сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали... Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались».

Предания, г ипотезы, и факты

Тюркское имя Кудеяр образовано от персидского Худояр - «возлюбленный Богом». У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. В XVI веке имя Кудеяр было уже обычным и на Руси, его носили такие известные исторические личности как князь Мещерский и посол Мудюринов. «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. От него пошла фамилия Кудеяров.

По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был баскаком — ханским сборщиком податей, человеком огромного роста. Разграбив подмосковные селения, он с большим богатством возвращался в Орду, но по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке — редкой красавице, которую увез силой.

По легенде, записанной в селе Лох в 1919 году, Кудеяр был царского роду и приходился младшим братом Ивану Грозному. Царь якобы слышал от кого-то, что родной брат, когда вырастет, лишит его престола, поэтому и решил убить ребёнка. Но его слуги Сим и Иван ослушались царского приказания и вместе с царевичем бежали к турецкому султану. Здесь брат Ивана Грозного был назван Кудеяром и принял ислам.
По другой версии Кудеяр является сыном Соломонии, первой жены Василия III, отца Грозного. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре, его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.

Согласно еще одной распространенной легенде, Кудеяр — сын Жигмонта Ботория, рожденный еще до того, как его дядя, Стефан Баторий стал польским королем. Поссорившись с отцом, Жигмонт бежал к казакам на Днепр. Затем он перешел на службу к Ивану Грозному под именем князя Габора-Георгия Сигизмундовича. Он был опричником, но после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр — опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. В Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

С именем Кудеяра связано название множества мелких географических пунктов. Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. На укромное место, под названием Кудеяров Лог, указывали в Задонском уезде. В Липецкой области, на Дону, напротив села Долгого, возвышается гора, именуемая Черным Яром, или Городком. На ней лежит очень большой камень синеватого цвета. По преданию, здесь находилась Кудеярова крепость.
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну и Болдыря. Рассказывают, что Кудеяр вместе с ними укрывался в донских лесах, грабя караваны купцов, шедших вниз по Дону. Донские казаки ополчились против Кудеяра. Сначала они разгромили ставки Болдыря и Анны, затем добрались до пристанища Кудеяра. Его крепость нельзя было взять ни приступом, ни осадой. Тогда казаки обложили ее хворостом и подожгли со всех сторон. Кудеяр зарыл все свои сокровища в землю, поставил над ними свою любимую лошадь, обратив ее в камень, чтобы она не сгорела, а сам бежал в лес. Но казаки погнались за ним, взяли в плен, сковали и бросили с Черного Яра в Дон.

В поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» включен рассказ Ионушки «О двух великих грешниках», где говорится о том, что в пожилом возрасте Кудеяр подался в монахи с целью искупить свои грехи. Ему было велено перепилить ножичком дуб, и тогда они будут отпущены. Он потратил на это многие годы. Но как-то польский шляхтич стал перед ним хвастаться, как убивает и мучает своих холопов. Старик не выдержал и всадил нож в сердце пана — и в этот момент дуб рухнул сам собой.
На стихи Некрасова написана песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Шаляпина.

Разбойник Кудеяр -- один из самых популярных персонажей фольклора.

Легенды о нем записаны во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской:

«А то еще был Кудеяр — этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так, какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул — левый сторожит, а там — левый спит, правый сторожит — так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку — поминай как звали...

Так и издох своей смертью — никак изловить его не могли, как там ни старались.»

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад.»

Кто такой Кудеяр?

Большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) — татарского происхождения: Кудеяр (тюрк. перс. Xudāyār «возлюбленный Богом»). Но ряд исследователей не согласны с тюркским происхождением имени Кудеяр и указывают на то, что имя Кудеяр было достаточно распространено в Западной и Центральной Руси и означало «сильнейший из чародеев».

  • Согласно распространенной легенде, Кудеяр — сын Василия III и его жены Соломонии, рожденный уже после того, как она была сослана в монастырь за неплодие. Таким образом, он оказывается старшим братом Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Георгий Васильевич. Её силой заточили в монастырь под именем Софьи, для того чтобы Василий III смог жениться на Елене Глинской. Соломония родила Кудеяра в монастыре и его вывезли в Керженские леса и тайно воспитывали в лесных скитах.
  • Согласно другой легенде, Кудеяр — сын Жигмонда Батори, рождённый ещё до того, как его родственник Стефан Батори (Жигмонд приходился Стефану племянником) стал королём польского государства. Поссорившись с отцом, который к тому времени уже был стар, он бежал к казакам на Днепр. Затем он переходит на службу к русскому царю. Таким образом, он оказывается среди опричников Грозного Царя Ивана Грозного и его настоящее имя — князь Габор-Георгий в русском варианте Сигизмундович.
  • Ещё одна версия гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) — сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного. В мае 1571 года показал ордам крымского хана Девлета I Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков — один и тот же человек, нет. О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых.
  • По упомянутой ранее версии, Кудеяр принадлежал к роду Батори, был отправлен к казакам на Днепр, служил затем Ивану IV опричником, а после царской опалы бежал и разбойничал, имея лагерь у села Божедаровка, современный Щорск.

Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (её призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни).

Могилу его помещают недалеко от Тулы за Косой горой или в одном из курганов Саратовской губернии (по поволжским легендам).

Легенда о Кудеяровой пещере и её сокровищах

Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям. Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской губернии. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.

Вот одна из легенд о кладе Кудеяра.

Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, - густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора - высокий конус, поросший в то время соснами.


Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище "Пушки" были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.

Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.

У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.

Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.

Похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет - грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

По другим сведениям, на все свои клады Кудеяр положил зарок на 200 лет. Срок этот уже прошел. Рыть должны рабочие в нечетном числе. Золотой ключ от железных дверей лежит в Симовом роднике, и достать его может лишь тот, кто вычерпает этот родник или почерпнет воды из Ужиного озера. Где оно, Ужиное озеро, никто не знает.

Народная песня

БЫЛО ДВЕНАДЦАТЬ РАЗБОЙНИКОВ

Слова Н. А. Некрасова

Исполняет Ф.Шаляпин в хоровом сопровождении (запись 1932 года):


Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!

инок честной Питирим.

Много добра понаграбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр, из-под Киева
Вывез девицу красу.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Днём с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
инок честной Питирим.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить;
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу помолимся,
древнюю быль возвестим!
Так в Соловках нам рассказывал
сам Кудеяр - Питирим!

Песенная обработка сказа «О двух великих грешниках» (1876) из неоконченной поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) (сказ приведен в конце страницы). Сказ основан на фольклорных легендах о Кудеяре-атамане. Смысл стихотворения Некрасова и первоначальной легенды в песне не сохранен. И в легенде, и у Некрасова герой выступает как народный мститель: бросив разбой, он становится паломником и отшельником, живет в лесу один (а не уходит в монастырь), но молитвы ему не помогают. Искупление грехов приходит, как только Кудеяр своим старым разбойничьим ножом убивает помещика, который «мучит, пытает и вешает холопов». Также в некрасовском оригинале нигде нет упоминания о том, что инок Питирим и Кудеяр - одно лицо. Вероятно, что данная песня - не стихийная народная обработка, а результат деятельности какого-то автора из церковной среды.

Легенды о Кудеяре-атамане связаны с районом Волги. В Жигулевских горах есть Кудеярова гора, а также иные названия, доставшиеся в память о волжских разбойниках - село Отважное, село Обшаровка, Молодецкий курган, Воеводино урочище, Воровское городище и др. Но вообще, легенда о двух великих грешниках - очень распространенная у разных народов, особенно она популярна у восточных славян; в данном случае герой назван Кудеяром, но это не обязательно. Вместо помещика может выступать надзиратель, купец, поп и т. д. Чаще всего для прощения грехов бывший разбойник должен поливать обгорелую головешку, пока она не прорастет (у Некрасова герой режет дуб), но затем герой встречает и убивает еще большего грешника, мучителя народа, и головешка прорастает сама.

ВАРИАНТ 1

Было двенадцать разбойников

Слова Н. А. Некрасова (в нар. обработке)

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Инок честной Питирим.


Был Кудеяр-атаман.
Много разбойнички пролили
Крови честных христиан.

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Сам Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.


Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам в монастырь пошел он
Богу и людям служить.

«Господу Богу помолимся!
Древнюю быль возвестим», -
Так в Соловках нам рассказывал
Сам Кудеяр-Питирим.

ВАРИАНТ 2

Жили двенадцать разбойников

Жанна Бичевская - "Баллада о двенадцати разбойниках"

Жили двенадцать разбойников,
Жил Кудеяр атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!
Много разбойники пролили
Крови честных христиан!

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу.
Вождь Кудеяр из-под Киева
Выкрал девицу-красу.

Днём он с любовницей тешился,
Ночью набеги творил.
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.

Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь ушёл
Богу и людям служить!

Господу Богу он молится,
Будет ему он служить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.
За Кудеяра мы будем все
Господа благодарить.

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Старые русские народные деревенские и городские песни и баллады», Часть 2, ZeKo Records, 1996 (запись 1994 г.)

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

О двух великих грешниках
<Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»>

Н. А. Некрасов

Господу богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,

Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр из-под Киева
Вывез девицу-красу.

Днем с полюбовницей тешился,
Ночью набеги творил,
Вдруг у разбойника лютого
Совесть господь пробудил.

Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!

Долго боролся, противился
Господу зверь-человек,
Голову снес полюбовнице
И есаула засек.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

И прегрешенья отмаливать
К гробу господню идет,
Странствует, молится, кается,
Легче ему не стает.

Старцем, в одежде монашеской,
Грешник вернулся домой,
Жил под навесом старейшего
Дуба, в трущобе лесной.

Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек: «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Будет работа великая,
Будет награда за труд,
Только что рухнется дерево -
Цепи греха упадут».

Смерил отшельник страшилище:
Дуб - три обхвата кругом!
Стал на работу с молитвою,
Режет булатным ножом,

Режет упругое дерево,
Господу славу поет,
Годы идут - продвигается
Медленно дело вперед.

Что с великаном поделает
Хилый, больной человек?
Нужны тут силы железные,
Нужен не старческий век!

В сердце сомнение крадется,
Режет и слышит слова:
«Эй, старина, что ты делаешь?»
Перекрестился сперва,

Глянул - и пана Глуховского
Видит на борзом коне,
Пана богатого, знатного,
Первого в той стороне.

Много жестокого, страшного
Старец о пане слыхал
И в поучение грешнику
Тайну свою рассказал.

Пан усмехнулся: «Спасения
Я уж не чаю давно,
В мире я чту только женщину,
Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!»

Чудо с отшельником сталося:
Бешеный гнев ощутил,
Бросился к пану Глуховскому,
Нож ему в сердце вонзил!

Только что пан окровавленный
Пал головой на седло,
Рухнуло древо громадное,
Эхо весь лес потрясло.

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Слава творцу вездесущему
Днесь и во веки веков! (1876)

Н. А. Некрасов. Полн. Собр. соч. и писем в 15-и томах. Т. 5. - Л., «Наука», 1982 (печатается по типографскому оттиску 1876 года с восстановлением по наборной рукописи фрагментов, измененных Некрасовым для печати)

В некоторых изданиях последняя строфа:

Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Господу богу помолимся:
Милуй нас, темных рабов!

Разница в текстах объясняется тем, что известно несколько вариантов главы «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Наборная рукопись Некрасова 1876 года для журнала «Отечественные записки» за ноябрь 1876,
- сделанный на ее основе типографский оттиск 1876 года (с изменениями по цензурным соображениям),
- нелегальное издание Петербургской вольной типографии 1879 года,
- публикация в «Отечественных записках» за февраль 1881 (в урезанном и искаженном виде; вероятно, многие правки внесены редакторами).

«Правильным» авторским вариантом принято считать текст Петербургской вольной типографии - он воспроизводит текст оттиска 1876 года с восстановлением измененных фрагментов по наборной рукописи автора. В таком виде текст включен в Полное собрание сочинений Некрасова (1982).

Сказ о Кудеяре-атамане содержится в главе «Пир на весь мир» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов умер 8 января (по новому стилю) 1878 года, оставив поэму неоконченной. Автор не знал, каким должен быть финал, и не мог найти ответа на вопрос, кому на Руси хорошо жить.

Прототипом пана Глуховского мог быть реальный смоленский помещик середины 19 века Глуховский, который засек до смерти крестьянина, о чем сообщал «Колокол» Герцена от 1 октября 1859 года.

Главу «Пир на весь мир» тяжелобольной Некрасов пытался опубликовать в «Отечественных записках» за ноябрь 1876, а затем за январь 1877, но оба раза получил отказ цензуры. Глава напечатана посмертно в нелегальном издании Петербургской вольной типографии в 1879 году. В 1881 году искаженный и урезанный вариант был опубликован в февральском номере «Отечественных записок».

Выход главы совпал с пиком народовольческого террора, увенчавшегося в марте 1881 убийством Александра II. (

Клады разбойника Кудеяра

Один из самых популярных и загадочных персонажей русского разбойничьего фольклора – знаменитый Кудеяр. Историки так и не могут толком ответить на вопрос – реальное ли он лицо или собирательный образ народных преданий. Единственное, что установлено более-менее точно: легенды о Кудеяре относятся к XVI веку. Так, в 1640 году в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

Некоторые историки считают его татарином, так как имя его тюркского происхождения и образовано от двух персидских слов «худи» – «бог» и «яр» – «любимый», то есть «любимый богом». Причем в те времена имя Кудеяр было довольно распространенным. У Карамзина, например, упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». Согласно другой версии, Кудеяр служил у хана баскаком, то есть сборщиком дани. Однажды, собрав богатую дань, он не вернулся к хану, бежал и встал во главе разбойничьей шайки.

Следует упомянуть и о реально существовавшем во времена Ивана Грозного человеке, некоем Кудеяре Тишенкове. боярском сыне из города Белева, перешедшем на сторону татарского хана Девлет-Гирея. Это благодаря ему в 1571 году татары смогли совершить опустошительный поход на Москву и поджечь ее.

Одна из самых распространенных версий связана с Иваном Грозным, которому Кудеяр якобы приходился старшим братом по отцу, князю Василию III. Как вы помните, княгиню Соломонию Сабурову Василий сослал в монастырь по причине бездетности, а сам вторично женился на литовской княжне Елене Глинской, которая родила ему мальчика, будущего царя Ивана IV Грозного.

Соломония же в обитель попала уже «в положении» и вскоре тоже разрешилась сыном, которого нарекли Георгием. Глинская отправила в монастырь своих людей, чтобы те убили младенца. По преданию, Соломония спрятала сына: по совету ведуньи объявила его умершим и даже инсценировала похороны, уложив в гроб деревянную куклу. Княгиня погибла от рук наемных убийц, проклиная род Глинских, а законный наследник Василия выжил.

Дальнейшая судьба ребенка описывается в преданиях по-разному. По одной из версий, Георгия тайно переправили в Крымское ханство. В Крыму мальчик получил новое имя – Кудеяр. Он вырос там и возвратился в Московию, рассчитывая занять престол. Это ему не удалось, и тогда молодой человек занялся разбоем.

В другом варианте развития событий мальчика тайно воспитала все та же ведунья в лесной избушке под Волоколамском. Когда же царский сын вырос и стал разбойничать, он взял себе прозвище Кудеяр (здесь «кудь» означает жестокую расправу, а «яр» – крутой берег, обрыв).

Поговаривали, что отец и царственный брат знали о своем тайном родиче и даже виделись с ним. Несколько раз Василий III будто бы останавливал погони за Кудеяром: только выйдут его люди на след ватаги, приказывал поворачивать коней. Может, жаль было родную кровь, а может, и без колдовства не обходилось.

Народная молва рисует Кудеяра человеком огромного роста, небывалой силы, с черной бородой и суровым взглядом. По преданиям, записанным этнографами в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином богатырского сложения, хорошо знавшим русский язык. В некоторых легендах он предстает не просто атаманом шайки грабителей, а своего рода русским Робин Гудом, народным заступником. Но чаще всего о Кудеяре говорили как о злобном разбойнике, которому было все равно кого убивать и грабить, и людям не было от него пощады. Народ его осуждал и боялся, его именем пугали непослушных детей. А сказы о богатейших кладах Кудеяра живут до сих пор.

Зарывал клады с награбленным Кудеяр, согласно былинам, там, где и лиходействовал. При этом золото разбойник не просто прятал, а проклинал и заговаривал, чтобы никто не мог его найти. О колдовских умениях Кудеяра народных баек ходило не меньше, чем о лихих его делах и тайных кладах.

«А то еще был Кудеяр, – говорится в одном из преданий. – Этот где-где ни разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Смоленске – везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями. И какой силой владел! Раскинет на берегу речки или озера полушубок и ляжет спать. Одним глазом спит, а другим сторожит: нет ли погони. А как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок лодкой с веслами. Сядет в нее, переплывет на другой берег, накренит лодку – в руках полушубок. Встряхнет его, и поминай как звали».

Истории о похождениях Кудеяра и его несметных богатствах рассказывали почти во всех южных и центральных губерниях России. И всякий уважающий себя регион имеет свои кудеяровы места. Одних только Кудеяровых городков по центру России разбросано более сотни. Встречаются и Кудеяровы леса и Кудеяровы пещеры. По дороге на Липецк есть Кудеяров лог. На Волге, в Жигулевских горах – Кудеярова гора, Молодецкий курган, Воеводино урочище. Воровское городище. В Нижегородской области – село Кудеярово и деревня Кудеяровка. Есть еще Кудеяров притон, Кудеярова крепость. В Шатурской Мещере, богатой лесами, реками, озерами и болотами, это – Воруй-городок.

Надо сказать, и по природным чудесам, и по различным аномальным явлениям Шатурский край явно выделяется среди остальных лесных регионов средней полосы. Окрестности озер Карасево, Долгое и Великое – место и само по себе загадочное, обжитое древними колдунами из племени, жившего в этих краях еще до появления славян. Непосвященные не могут попасть в заколдованный Воруй-городок, так как его окружают непроходимые для чужаков болотные топи, летом окутывает туман, а зимой вокруг гуляют свирепые вьюги. Однако Кудеяр нашел туда путь благодаря магическим знаниям, которые получил от крестной матери – волоколамской ведуньи. И ватагу свою сюда приводил, и награбленные сокровища тоже здесь прятал.

То, что в этих местах действительно происходит что-то непонятное, подтвердит любой искатель разбойничьих кладов, сумевший достаточно близко подобраться к таинственным местам. Кажется, тропка найдена, стоит только свернуть на нее – и откроется Воруй-городок. Но тут же незваный гость шатурских болот сбивается с пути, а то и вообще начинает вести себя странно, в беспамятстве бродя по берегам трех озер.

Согласно легендам, Кудеяр с товарищами орудовал одновременно во многих местах, причем на чрезвычайно обширной территории. Это наталкивает на мысль о том, что, прикрываясь именем легендарного атамана, разбойничали немало разных банд. Но нельзя исключать и то, что все их главари действительно подчинялись одному «криминальному авторитету» – реально существовавшему Кудеяру.

В любом случае награбленные сокровища должны были оседать в кладах, которые Кудеяр прятал в разных краях, создавая там Кудеяровы городки. Таких городков, а значит, и кладов, историки насчитали не менее сотни. Рассказывали, что над камнями, прикрывающими сокровища разбойника, время от времени должны вспыхивать огоньки. И тем не менее разыскать такой клад – задача не из легких.

В каждом районе существовала своя история о кудеяровских сокровищах – золоте, серебре, жемчуге, драгоценных камнях – и о попытках найти их. В Тульской и Калужской губерниях ходили слухи о кладах, спрятанных в ярах и колодцах, но для поиска нужны кладовые записи. Одну такую запись будто бы имел некий монах Оптиной пустыни. После его смерти, говорили, она попала в монастырскую библиотеку.

В качестве одного из мест, где зарыты заветные клады, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин. Именно на этой дороге злой разбойник и поджидал бедолаг-купцов.

Чертово городище расположено на заросшем лесом высоком бугре, где поднимается тремя отвесными стенами из сероватого песчаника, изборожденными многочисленными трещинами и поросшими мхом. Четвертая стена почти сравнялась с площадкой. По преданию, ранее это был «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой за одну ночь. Черти соорудили на горе двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд, но тут прокричал петух, и они разбежались, не закончив постройку. На одном из камней, лежащих у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след дьявольской лапы. Рассказывают, что в городище скрыты великие сокровища – только в Кудеяровом колодезе укрыты двенадцать бочек золота, но нечистая сила тщательно их оберегает.

По ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра – Любаши, которая была за что-то проклята отцом и навеки заточена в недрах Чертова городища. Ее призрак выходит на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» Чтобы избавиться от нечистой силы, оптинские монахи, чья обитель расположена рядом с той дорогой и километрах в двадцати от проклятого места, дважды устанавливали на городище крест, но это не помогло.

В Саратовской губернии есть село Лох, стоящее на берегу одноименной реки. Поселение окружают покрытые лесом возвышенности. Одна из них – Кудеярова гора – знаменита своей пещерой, в которой, по мнению саратовских краеведов, жили Кудеяр и его разбойники. По легенде, там же спрятаны богатейшие сокровища.

Легенда описывала подземные апартаменты разбойников: «Прорыли ходы и комнаты, убрали их всяким добром. А чтобы в горе воздух был легким и в ней можно было разводить огонь и держать коней, пробили сверху трубу». И правда, какая-то труба в Кудеяровой горе была.

А что же можно увидеть здесь сейчас? Внутрь таинственной горы ведут три хода, но забираться в них рискованно из-за возможных обвалов. Однако много лет назад смельчаки пробирались по этим ходам на сотни метров и упирались в непроходимые завалы камней. К тому отдаленному времени относится свидетельство одного из кладоискателей, которому удалось подойти к завалам и разглядеть за ними какие-то кольца, возможно, прикрепленные к дверям кладовой с сокровищами.

Поиски кладов Кудеяра начались с давних времен, продолжаются они и сегодня. В описи Саратовского музея за 1893 год есть такие строки: «Две медные монеты. Поступили 18 августа 1893 года от Гавриила Петровича Светского, найдены в Кудеяровой горе». Значительно позже, как рассказывали старожилы, одному крестьянину в тех же местах удалось найти большой клад, состоявший из двенадцати ведер старинных монет, но тоже медных. Впрочем, это не мешает нынешним кладоискателям снова и снова отправляться на поиски сокровищ, надеясь на удачу. Но заклятия жестокого разбойника надежно хранят награбленные богатства.

О последних годах жизни знаменитого Кудеяра у народной молвы версии тоже разные. Согласно одной из легенд, в конце жизни разбойник решил раскаяться и начал честную жизнь. Как писал Некрасов:

Денно и нощно Всевышнего

Молит: грехи отпусти!

Тело предай истязанию,

Дай только душу спасти!

Ходили даже слухи, что на склоне дней Кудеяр построил церковь с золотым иконостасом и колоколом из серебра, принял монашеский постриг и стал замаливать грехи свои тяжкие. Так ли было на самом деле, точно никому не известно.

Согласно другим легендам, Кудеяр утратил на старости лет память и, позабыв, где прятал сокровища, до самой кончины бродил в одежде странника по России и искал зарытые клады. Рассказывают, что и по сей день на шатурских болотах можно увидеть старика в лохмотьях, который обращается к каждому встречному со словами: «А скажи-ка, мил человек, где мой Воруй-городок?»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этика Михаила Булгакова автора Мирер Александр Исаакович

18. Третий Мефистофель. Клады Заметнейший член компании Воланда, его фактотум, «длинный клетчатый» с глумливой рожей, отзывающийся на имя Коровьев и на кличку Фагот – «шут, забавник», – и на феодальный титул «рыцарь»; он не черт, как Азазелло, а человек, как Гелла; он –

Из книги В конце концов автора Полевой Борис

13. Нож разбойника Югославские друзья деятельно готовятся к каникулярному путешествию.До войны жил я в своем городе Калинине, ездил мало, даже в Москву выбирался редко и с туристскими путешествиями по Европе вовсе не знаком. Но югославские коллеги выросли в иных условиях.

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Клады - От Красной Пожни пойдешь на зимний восход, будет тебе могилка-бугор. От бугра на левую руку иди до Ржавого ручья, а по ручью до серого камня. На камне конский след стесан. Как камень минуешь, так и иди до малой мшаги, а туда пять стволов золота Литвой опущено.В

Из книги Проклятые места планеты автора Подольский Юрий Федорович

Заговоренные клады Панов На Урале, в Сибири, на севере России и даже на Алтае во множестве преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием чудь. Эти предания чаще всего рассказывают к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и

Из книги автора

Заколдованные клады Степана Разина Легендарный атаман, ставший персонажем фольклора и героем художественных произведений, родился в зажиточной казачьей семье около 1630 года в станице Зимовейской на Дону. Его отец – старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и

Из книги автора

Клады гетмана Мазепы Гетман Иван Мазепа – один из наиболее загадочных и противоречивых деятелей украинской истории. Полководец, дипломат, полиглот, поэт, музыкант, человек, влюбленный в искусство и большой любитель женщин, он стал символом стремления к свободе для одних

Разбойник Кудеяр принадлежит к одним из самых популярных персонажей фольклора.

Рассказы о нем были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России - от Смоленской до Саратовской. Говорят, что жил он в очень древние времена - аж до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка). Очень часто встречаются рассказы о многочисленных кладах, спрятанных разбойником, которые активно разыскивались в XIX в. по подложным письмам и описям.

Таких Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. Особенно много этих мест находилось в пределах Воронежской, Тульской и Калужской губерний. В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребенка.

В числе соратников Кудеяра называют разбойницу Анну, Болдыря и проклятую им дочь Любашу (ее призрак показывался неподалеку от Оптиной пустыни), а также знаменитого сподвижника .

«А то еще был Кудеяр - этот где-где не разбойничал! И в Калуге, и в Туле, и к Рязани, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску - везде побывал, везде свои станы раставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями: страшный колдун был. И какою поганой силой владел: раскинет на берегу речки, озера, так какого ручья, раскинет полушубок или свиту и ляжет спать; одним глазом спит, другим сторожит: нет ли погони где; правый глаз заснул - левый сторожит, а там левый спит, правый сторожит - так вперемену; а как завидит где сыщиков, вскочит на ноги, бросит на воду полушубок, на чем спал, и станет тот полушубок не полушубок, а лодка с веслами; сядет Кудеяр в ту лодку - поминай как звали... Так и издох своей смертью - никак изловить его не могли, как там ни старались».

Это только одно из кратких жизнеописаний Кудеяра, бытовавших в народной среде. Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра.

Само имя Кудеяр, по одной из версий, происходит от персидского Xudāyār - «возлюбленный Богом». По другой версии, Кудеяр - Кудя Ярый, т.е. Кудин Ярый. Кудин – это форма церковного имени Акиндин (с греческого «безопасный»). Но большинство историков согласны и с тем, что имя Кудеяр (Худояр) - татарского происхождения. У Карамзина упоминается крымский мурза Кудояр, который в 1509 году очень грубо обошелся с русским послом Морозовым, назвав его «холопом». С тем же именем известны послы крымский и астраханский. Но, как нередко бывало в прошлом, от татар это имя могло быть усвоено и русскими. Так как область распространения легенд очень широка, исследователи предлагают версию, согласно которой имя Кудеяра могло стать нарицательным, и им пользовалось несколько атаманов. «Кудеяр» встречалось как имя собственное в Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Харьковской, Курской, Орловской, Тульской, Калужской губерниях. Отсюда пошла фамилия Кудеяров. Упоминают также, что слово «кудеяр» могло быть названием тюркской должности сборщика податей.

Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

О чем говорят предания...

Многие легенды прямо называют Кудеяра татарином. По преданиям, записанным в Саратовской и Воронежской губерниях, Кудеяр был татарином, знавшим русский язык, человеком огромного роста. Он был баскаком - ханским сборщиком податей. Разграбив подмосковные селения и с большим богатством возвращаясь в Орду, в Саратовские степи, Кудеяр по дороге решил скрыть от хана взятую дань и поселился в Воронежских землях, где стал промышлять разбоем. Здесь он женился на русской девушке - редкой красавице, которую увез силой.

В Рязанской и некоторых местностях Воронежской губернии рассказывали, что Кудеяр - опальный опричник, который отбивал скот у местных жителей, грабил и убивал московских купцов. А в Севском уезде Орловской губернии Кудеяра вообще считали не человеком, а нечистым духом-«кладовиком», который стережет заговоренные клады.

Легенды Тульского края гласят, что родом он из наших мест, из бывшего Белевского уезда. Одна из версий гласит, что им мог быть Кудеяр Тишенков (XVI в.) - сын боярский, родом из г. Белева. Современник Ивана Грозного, предатель. В мае 1571 г. показал ордам крымского хана Девлет-Гирея пути подхода к Москве. Отступая вместе с крымскими татарами, покинул пределы московского государства и остался в Крыму. Затем упоминается в письмах пленного Василия Грязного из Крыма к царю. Через некоторое время Тишенков обращается к Ивану IV с просьбой о помиловании и разрешении вернуться в Москву. Разрешение было дано. Дальше следы исторического Кудеяра Тишенкова теряются. Никаких свидетельств, что разбойник Кудеяр, живший примерно в ту же эпоху и, как рассказывают, также родом из Белева, и Тишенков - один и тот же человек, нет.

О том, что Кудеяр принадлежал к их семейству, рассказывали также в курском роду Марковых. Весьма популярна увлекательная гипотеза о том, что Кудеяр - не кто иной, как старший брат Ивана Грозного, претендент на русский престол. Основанием для подобных утверждений послужили следующие исторические события. Первая жена великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, Соломония Сабурова была бездетна. После долгих ожиданий стало ясно, что наследников у князя не будет. Тогда Соломония Сабурова, в нарушение всех церковных канонов, была насильно пострижена в монастырь, а князь вторично женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей - Ивана и Георгия (Юрия). Меж тем у монахини Соломонии Сабуровой, заточенной в монастыре... тоже родился сын! Новорожденный вскоре умер и был погребен в Суздальском Покровском монастыре. Однако раскопки его могилы в 1934 году показали, что похоронена была кукла в одежде мальчика. Существует предположение, что ребенка скрыли, опасаясь убийц, подсылаемых второй женой - Еленой Глинской, и тайно переправили к крымскому хану. Там он вырос, и под татарским именем Кудеяр явился на Русь как претендент на престол. Не добившись успеха, Кудеяр занялся разбоем.

Как можно заметить, почти все перечисленные гипотезы связывают Кудеяра с Крымским ханством. А места, где, по преданиям, разбойничал Кудеяр, несмотря на свою географическую разбросанность, объединены одним общим признаком: здесь проходили древние торговые и посольские пути из Крыма в Московскую Русь. На этих дорогах разбойники выслеживали богатую добычу, а затем прятали ее в потайных местах, около своих станов и городищ.

Кудеяровых городков, где, по преданию, зарыты разбойничьи клады, известно в Южной России около сотни. В Тульской и Калужской губерниях рассказывали о кладах Кудеяра, зарытых в различных «колодцах», «верхах», «ярах», а кое-где сохранялись и кладовые записи на Кудеяровы клады. Одной из таких записей в конце прошлого века владел монах Оптиной пустыни, после смерти которого рукопись попала в монастырскую библиотеку. В ней содержались обширные сведения о кладах, зарытых Кудеяром в окрестностях Козельска и Лихвина (ныне Чекалин).

В качестве одного из мест, где положены клады Кудеяра, рукопись называла Чертово городище или Шутову гору - таинственное лесное урочище в 18 верстах от монастыря Оптина пустынь, неподалеку от старинной дороги из Козельска в Лихвин, на которой так удобно было грабить проезжавших купцов.

На заросшем лесом высоком бугре, господствующем над окружающей местностью, почти на самой его вершине тремя отвесными стенами поднимается из земли громадная глыба сероватого песчаника, изборожденная многочисленными трещинами и поросшая мхом. Из-за этих четких граней городище иногда называли еще Гранный Холм. Четвертая сторона городища, полуразрушенная временем и заросшая травой, почти сравнялась с площадкой на вершине бугра, образуя «двор» Чертова городища. По преданию, здесь находился «замок» Кудеяра, построенный для него нечистой силой. Будто бы за одну ночь бесы соорудили на площадке городища двухэтажный каменный дом, ворота, выкопали пруд. Однако постройку закончить до рассвета не успели - прокричал петух, и нечистая сила разбежалась. И, по рассказам свидетелей, еще долгое время спустя, вплоть до начала 1800-х годов, на городище можно было видеть недостроенное здание - «памятник бесовской архитектуры», которое затем начало быстро разрушаться.

Следы выкопанного «бесами» пруда указывали еще в 1880-х годах, а многочисленные каменные обломки, разбросанные вокруг городища, свидетельствуют как будто о каких-то постройках, некогда бывших здесь. А на одном из камней, лежавших у подножия городища, еще сто лет назад явственно был виден след «лапы» нечистого.

В толще песчаника, из которого сложено городище, скрывается несколько пещер. В главной пещере, называемой «входом в нижний этаж», могло свободно разместиться несколько человек. Из нее два узких лаза уходят вглубь горы. Рассказывают, что строившая замок нечистая сила сберегает теперь зарытые на городище и в окрестных оврагах и лесных урочищах клады Кудеяра. А по ночам на городище появляется привидение дочери Кудеяра Любуши, проклятой отцом и навеки заточенной в недрах Чертова городища. Будто выходит она на гору, садится на камни и плачет, просит: «Тяжко мне! Дайте мне крест!» В прежние времена монахи Оптиной пустыни дважды устанавливали на городище крест. Неподалеку от городища находится Кудеяров колодезь, в котором укрыты, по преданию, 12 бочек золота.

Принадлежали ли эти клады легендарному разбойнику? Неизвестно. Да и вообще трудно поверить, что один человек мог «населить собой» огромные пространства степи. Давно уже высказывается мнение, что под именем Кудеяра могло скрываться несколько разных людей - как под именами царевича Дмитрия или Петра III. А может быть, из личного имени какого-нибудь особо дерзкого русского или татарского разбойника имя Кудеяр превратилось в нарицательное имя всякого предводителя разбойничьей шайки и стало синонимом слова «разбойник»? Поэтому так разнятся версии о происхождении, жизни и смерти Кудеяра. Поэтому так много у нас кудеяров - уж в чем-в чем, а в разбойниках на Руси испокон веку недостатка не было.

Какой же реальный исторический персонаж скрывается за этим именем? На этот счет уже высказано множество гипотез, но, увы, ни одна из них не проливает свет на тайну Кудеяра. Но кто же таков на самом деле Кудеяр? Миф? Реальная личность? Когда жил Кудеяр? Здесь мнения, в основном, совпадают: в середине XVI века. Он был современником Ивана Грозного. Это отчасти подтверждается документами. Так, в 1640 году, в ответ на запрос из Москвы тульский воевода писал, что ему про Кудеяра «сказывали давно старые люди, лет с сорок назад».

В первую очередь имя это напоминает о персонаже некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Помните: «Было 12 разбойников, Был атаман Кудеяр. Много разбойники пролили Крови честных христиан…»?

Символ вольницы и молодецкой удали - Кудеяр, судя по фольклорным источникам, промышлял по всему югу России. Право считать его «своим» героем оспаривают Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская и даже Тамбовская области.

Версия 1. Просто бандит

Скрываясь в чаще леса, Кудеяр и его «бандформирование» выслеживали лакомую добычу (в фильме - обоз, который должен был доставить казакам царское жалованье) и совершали на нее нападение. Смутное время определенно способствовало таким «подвигам». Однако, как известно, смута чаще всего начинается с головы, еще точнее - с главы государства. Отсюда вытекает …

Одним из знаменитейших персонажей русской мифологии является Кудеяр. Он, прежде всего, интересен тем, что есть, как минимум, несколько трактовок кем он был по своей «профессии» и даже по происхождению.

В фольклоре курской, брянской, воронежской, тульской, смоленской, рязанской, и многих иных земель, он фигурирует как коварный и известный разбойник, который за свою «карьеру» успел украсть несчётное количество различных кладов. Ныне, согласно поверьям, все они спрятаны в сети пещер и подземелий центральной Руси.

Многие учёные, специализирующиеся на изучении народных преданий и верований, считают, что Кудеяр имел татарское происхождение. Тот же Карамзин упоминает некого мурзы из Крыма Кудояра. Безусловно, эта версия заслуживает того, чтобы рассматривать, как одну из наиболее вероятных и правдоподобных, но, тем не менее, существуют и иные теории. Многие из них базируются на более подробном аналитическом изучении имени разбойника. В Южной части русских земель имелось колоссальное количество сёл, которые носили название «Кудеяровка», что позволяет поставить под сомнение татарское происхождение этого слова. Так же имеются и Кудеяровы горы, пустоши и курганы.

Существует предания, которое повествует о Кудеяре, как об одном из волхвов. Согласно этой легенде он имел колоссальные богатства, добытые из земных недр, ведь, для его блага, трудилось множество кузнецов. Они плавили и ковали различные металлы, например, серебро, золото, медь, чугун, сталь и железо. Данная теория также предлагает сосредоточить внимание на том, что кузнечное ремесло в более древние времена было достоянием только Магов-Волхвов, и лишь позднее основы этих тайн были переданы обычным людям. Отсюда происходит слово «кудесник». Также волхвы обладали силой, которую именовали «Ярь». Ярь представляет собой светлую силу, одного из главнейших рангов Небес. Кудесник-Ярь это ничто иное, как Кудеяр. В соответствии с этой версией не наблюдается никаких исторических конфликтов имён, и она смотрится более подходящей, поскольку даёт объяснение абсолютно всем вехам легенды, и правдоподобной.

Слова «ярь» постепенно преобразовалось в слово «ярость», ведь именно с помощью силы предками русских побеждались неприятели и враги Рода. Изначально ярь, как энергию и силу, приписывали только воинам «карабам», которые являлись воинским отрядом Светлых сил. Этот отряд составляли кудесники, ведьманы и чародеи, и они представляли собой главную силу защиты Духа традиций, а православными священниками именовались, как язычники, варвары и огнепоклонники, иначе говоря, абсолютно не угодные церкви элементы. Потому в легендах имя Кудеяра постепенно стали искажать, и из Светлого Воина Волхва-Мага сделали обычного убийцу и разбойника.