Разделы: Литература

ЦЕЛИ УРОКА:

образовательные:

  • показать учащимся, что герои книги отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием;
  • выработать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;

воспитательные:

  • заложить в детские души понятия “дружба”, “детство”, “фантазия”;
  • развить в детях чувство товарищества, взаимовыручки;
  • продемонстрировать образец детской дружбы;

развивающие:

  • приобщить ребят к миру увлекательного чтения приключенческих произведений;
  • научить детей творчески размышлять над художественным произведением;
  • подготовить ребят к осознанию ценности дружеских отношений между людьми.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Портрет Марка Твена (цветная репродукция).
  2. Выставка произведений Марка Твена (оформляется за несколько дней до урока).
  3. Выставка детских рисунков к роману “Приключения Тома Сойера” (оформляется за 1-2 дня до урока).
  4. Фотография памятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США).

ХОД УРОКА

Даже самый серьёзный, самый деловитый человек,
когда говорит об этом всемирно известном мальчике,
начинает улыбаться, и глаза его добреют.

И. Ильф и Е. Петров.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока сегодня: “Мир детства в книге Марка Твена “Приключения Тома Сойера”.

К сегодняшнему уроку мы шли с вами почти год. В течение целого учебного года на уроках литературы мы с вами обращались к этой замечательной книге, следили за событиями, разворачивающимися на её страницах, переживали за судьбы юных героев романа. А сегодня мы с уверенностью можем сказать, что книга нами прочитана и понята. К уроку вы должны были сделать рисунки к главам книги, которые привлекли ваше внимание, понравились вам и запомнились. Обратите внимание на выставку рисунков, к ней мы ещё обратимся в ходе урока.

Наша цель сегодня - выяснить, каковы же герои Марка Твена, как автор относится к своим героям, а также закрепить умение работать с текстом произведения.

Перед тем, как говорить о произведении и его героях, необходимо познакомиться с писателем, к чьему творчеству мы прикоснулись.

Несколько человек на прошлом уроке выразили желание самостоятельно подготовить небольшие сообщения о Марке Твене. Пожалуйста!

II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О М. ТВЕНЕ.

Марк Твен – известный американский писатель. С двенадцати лет начал он свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком в типографии, золотоискателем, репортером, лоцманом на реке Миссисипи.

Марк Твен – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Сэмюэль Клеменс. Такой псевдоним был выбран не случайно. “Марк твен” у лоцманов Миссисипи в то время означало: “ все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно”. Марк Твен написал много книг. Самые известные из них: “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий” и, конечно же, “Приключения Тома Сойера”.

Итак, М.Твен – это литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса, который перед тем как стать писателем, поменял несколько профессий, в том числе был лоцманом на реке Миссисипи.

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Благодарю ребят за сообщение. Продолжаем работу.

Ваши впечатления о книге. Что вам понравилось? Расскажите.

Часто ребята называют наиболее интересными следующие главы:

Глава IV. О том, как Том выдумывает болезни, чтобы не идти в школу.

Глава VIII. О том, как Том вместе с Джо Гарлером играют в Робин Гуда.

Главы XIII, XIV, XVI. О том, как Том, Гек и Джо живут на острове, словно пираты.

Главы XXXI, XXXII. О том, как Том и Бекки Тэтчер путешествовали, заблудившись в пещере.

Глава XXI. О том, как Том вместе с друзьями проучил злобного учителя Доббинса.

Выслушиваю каждого ребёнка. Его мнение важно для результата урока в целом.

IV. КОММЕНТАРИИ ДЕТЕЙ К РИСУНКАМ.

На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги.

И сейчас я попрошу тех, кто желает, прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги Вам захотелось изобразить на бумаге?

V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, на основе ваших отзывов о книге, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что книга понравилась. Приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. И мы не одиноки. Книгу Марка Твена о приключениях никогда не унывающего сорванца Тома Сойера читали и читают во многих странах мира.

А чем так привлекает эта книга? Попробуем выяснить этот вопрос.

VI. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.

1. Давайте вспомним, с чего начинается роман? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Чтение)

Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.

2. А каким представляете себе Тома вы? (Свои ответы подтвердите ссылками на текст)

4. Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости?

5. Кстати, а в каком городе происходит действие романа? Что это за город? Найдите его описание на страницах книги. (г. Сент-Питерсбург (Санкт-Петербург)).

Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.

После ответа ребят о привычках жителей городка и образе их жизни (Маленький город привык к тихой размеренной жизни, спокойствию. Обычную жизнь его жителей ничто не нарушает. Все в городке знают друг друга по именам и в лицо), спрашиваю о реакции питерсбуржцев на появление нового человека в городе или целой семьи (как это было с семьей Бекки Тэтчер). В ответ дети говорят, что это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.

6. Почему же Том ненавидел школу и церковь? (Ответ подтвердите текстом.)

Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.

Самое время узнать у ребят, какие приключенческие книги прочитали они. Если ответы детей скупы, стоит назвать им несколько произведений и рекомендовать к прочтению некоторые из них.

7. Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (Подтвердите свой ответ ссылками из текста.)

8. Но почему друзья всё же покидают чудесный остров?

9. Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?

Но перед тем, как ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками

(СЦЕНКА) К сценке ребята готовятся заранее, подбирают костюмы, мастерят реквизит.

Итак, чем же привлек вас Том Сойер?

10. А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?

VII. ВЫВОД.

Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.

У него доброе и отзывчивое сердце. В школе и церкви ему невыносимо скучно и неинтересно. За разные шалости и проделки его нередко наказывают, но он никогда не унывает и всякий раз находит новые забавы. Например, побелку забора Том превращает в увлекательную игру.

Он и его друзья (Гек, Джо) не могут мириться со скучной жизнью маленького провинциального городка и убегают на остров, где наслаждаются свободой и чувствуют себя счастливыми. Том бескорыстен, благороден, добродушен, а Бэкки называет его даже благородным.

12. А кого еще мы называем благородным? Что такое “благородство”?

Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

У вас на партах ребята репродукция со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

13. Как вы думаете, с какой целью американцы воздвигли этот памятник? (Обратите внимание на надпись, сделанную на памятнике).

Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

IX. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Важно, чтобы выводы по теме урока соответствовали и его ходу, и тем целям, которые были поставлены учителем.

X. НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ в конце урока отметить каждого ребёнка, принявшего в нём участие, прокомментировать каждую отметку, похвалить ребят, мотивируя их на положительное эмоциональное поле, на работу на следующем уроке.

Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство — это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований. Но самое главное, что детство — это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт.

Есть люди, которые на всю жизнь в душе остаются детьми. Они не теряют юношеского задора, жажды познания нового, верят в торжество добра. Мне кажется, что именно таким и был Марк Твен, иначе смог бы он так естественно воспроизвести мысли, переживания, стремление маленького мальчика Тома Сойера и его друзей.

Том обычный мальчик, который рано понял, что в маленьком сером городе каждый занимается только своими заботами, к проблемам других никому нет дела. Но, как все другие дети, он остро чувствовал несправедливость и со всем своим детским максимализмом выступает против зла. Маленький мальчик вместе со своим другом Гекльберри Финном сделал то, на что не решился ни один взрослый, — спас невинного человека.

Том был мечтателем и фантазером. Когда он с друзьями убежал из дома и оказался на острове, в его воображении возникли картины из жизни пиратов. Он уверял ребят, что когда-то давно на этом острове пираты спрятали несметные сокровища.

Писатель трогательно описывает переживания героя, связанные с чувством первой любви.

Поэтому очень нравится Бекки. Он пытается привлечь ее внимание, но у него это получается как-то по-детски неуклюже. Может, потому, что он боится потерять в глазах своих товарищей авторитет сорвиголовы, который не должен размениваться на какие-то нежности. Но чувство берут верх над разумом. Он невольно выводит имя девочки на песке, из-за чего очень злится на себя, вытирает написанное.

«Приключения Тома Сойера», я уверена, никого не оставили равнодушным. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот — именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.

Радостный мир детства в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Всемирную славу известному американскому писателю Марку Твену принесла трилогия, которая во многом носит автобиографический характер. Первая ее часть - «Приключения Тома Сойера» - давно уже стала духовным спутником многих поколений читателей, ибо в ней писатель рисует психологически достоверно мир детей с их тягой к свободе, романтики, непосредственности, которые противопоставляются затхлом, пронизанном лукавством мира взрослых людей.

Главный герой романа, Том Сойер - обыкновенный мальчик, шалун и озорник. Воспитывается он у тети - сестры покойной матери, которая всей душой любит мальчика, хоть и наказывает иногда, а все же жалеет. Жизнь Тома нельзя назвать беззаботным, однако она полна приключений, света и маленьких радостей. Он умеет в совсем простом, обыденном видеть необычное. И, кажется, обычные вещи он превращает в нечто странное, необычное, таинственное. Поэтому новые удивительные возможности открывает перед ним и вырванный зуб, который ему удается выгодно обменять, и задача тетушки Полли побелить забор, который вместо него отбелили его товарищи. Так наказание он сумел превратить в удовольствие. Любой предмет быта - ключ, гайка, грудка мела, медная защелка, собачий ошейник - благодаря его выдумке и воображении - все здесь необычное.

В характере Тома мы можем увидеть как положительное, так и отрицательное, но положительное перевешивает. Конечно, Том - беззаботный, непослушный мальчик, который может делать любые пакости. Иногда прогуливает уроки в школе, грубо ведет себя с тетушкой, может набешкетувати в доме, но вместе с тем этот озорник и сорвиголова - добрый, заботливый, благородный друг, смелый и мужественный, правдивый и честный. Одно слово, такой, как и многие его сверстники. А хулиганит он не со зла, а потому, что он неисправимый мечтатель, любит придумывать разные приключения, чтобы жизнь была веселее и интереснее. Но, встретившись с жестоким миром несправедливости, который существовал у взрослых, Том остается порядочным человеком и верным другом. Вместе со своим другом Геком он спасает от смерти невинного Потгера.

Том вместе с Геком мечтали о том, что они обязательно найдут клад. Но, когда сокровище наконец был найден, они поняли, что деньги им совершенно не цікаві. им надо было лишь героическая жизнь, приключения. И не чудо - честные, незапятнанные чистые детские души и не требовали большего.

Том - мужественный, благородный человек. Он, как настоящий рыцарь, сумел вытерпеть наказание за свою подружку Бекки. А как удивительно он «обручился» с ней? И сколько смелости, силы воли, выдержки обнаружил Том, когда вместе с Бекки они оказались, казалось бы, в безвыходном положении, попав в пещеру. И нашел-таки выход, спасая не только свою жизнь, но и жизнь Бекки. Итак, несмотря на некоторые недостатки в характере мальчика, с него, мне кажется, вырастет добрый, порядочный, настоящий человек.

Мечты, надежды, тревоги, надежды, приключения - все это остается в далекой стране, которая называется детством. Радостный, чудесный мир детства, куда мы, став взрослыми, можем вернуться лишь мыслью. Там нас ждут необычные приключения, любимые герои - такие, как Том Сойер, на которого нам тоже хотелось бы быть похожими. И роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера» навсегда стал любимым произведением, потому что это роман о человеческих идеалах, о становлении личности и поиски истины в душном среде обывательского существования.

Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман «Приключения Тома Сойера». Главный герой этого произведения — Том. Он — беззаботный школьник, непослушный, иногда даже грубый. В голове у него всегда полно всяких глупых россказней и пакостей. Том может прогулять занятие в школе, играясь в лесу и воображая себя то пиратом, то знаменитым разбойником Робином Гудом. Он даже убегает из дома. Но этот мальчик — большой мечтатель и выдумщик, смелый, честный, верный в дружбе, не любит неверных, нечестных людей и клеветников. Он берет вину девочки Бекки, которая ему нравится, на себя, старается сообщить тітоньці, что он живой, чтобы и не волновалась.

Том сумел благодаря своей изобретательности превратить наказание в развлечение — так привлекательность крашения забора, которая выстроилась целая очередь желающих. На судьбу Тома Сойєра выпадает много приключений, среди них и опасных. Но он вместе со своим другом Геком с честью выходит из всех опасных ситуаций, обнаруживает свои лучшие качества, хотя и наносит своим близким много забот.

Итак, Марк Твен ярко и убедительно показал детский мир американских мальчиков, которым пришлось столкнуться не только со своими, детскими проблемами, а и с жестокостью и несправедливостью взрослого мира. Читатели верят, что Том Сойєр вырастет добрым человеком и порядочным гражданином, не считая ни на что.

Мир Детства Тома Сойера

Другие сочинения по теме:

  1. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них — роман...
  2. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведении вена — «Приключения Тома Сойера». «Приключения Тома Сойера»...
  3. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  4. Американская действительность в сатире М. Твена (В произведениях «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна») Американская действительность в сатире М. Твена...
  5. В образе Тома Сойера Марк Твен изобразил самого себя «Я рассказывал в «Томе Сойере» о собственных проделках,- сообщил писатель своему...
  6. Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О...
  7. В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена — «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера»...
  8. С того времени, как они познакомились, жить один без одного уже не могли. Фин — сын известного в городке пропойцы,...
  9. Повесть «Принц и нищий» (1882). Англия 16 века, два очень похожих мальчика — один принц, другой нищий — поменялись одеждой...
  10. Это же бессмыслица — работать в субботу. Том, получив от тетушки Полли задачу белить забор, задумался: тридцать ярдов деревянного забора...
  11. Одним из средств создания комического эффекта служит писателю диалог, которым он владеет с поразительным совершенством. В сознании юных героев все...
  12. Много всяческих приключений было в жизни героев Марка Твена — Тома Сойера и Гекльберри Финна. И в каждом эпизоде оказывается...
  13. Поздравляю! Я — Том Сойер. Мое имя вам кажется чудным? Возможно, так оно и есть. Я англичанин. Живу с теткой...
  14. Глава I Тетя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть...
  15. Легко вообразить чувство двух мальчиков, которые оказались ночью на кладбище. Их всегда привлекало все тайное, неведомое, связанное с опасностью. Том...
  16. Бичер-Стоу Гарриет Дочь пастора, жена профессора богословия. В романе «Хижина дяди Тома» (1852), получившем мировую известность, впервые показала бесчеловечность рабовладения...
  17. Творческая деятельность американской писательницы Гарриэт Бичер-Стоу (1811 -1896) связана с подъемом аболиционизма, выраставшего вместе с усилением противоречий между промышленными северными...

Все мы родом из детства. Эта истина проста, как все гениальное. Детство – это целый мир: яркий, разнообразный, полный тайн и загадок. В нем всегда найдется место для шалостей и развлечений, для подвигов и нелепых поступков, для первой любви и для первых измен и разочарований.

Но самое главное, что детство – это неиссякаемый источник знаний, с которыми к человеку приходит опыт.

Есть люди, которые на всю жизнь в душе остаются детьми. Они не теряют юношеского задора, жажды познания нового, верят в торжество добра. Мне кажется, что именно таким и был Марк Твен, иначе смог бы он так естественно воспроизвести мысли, переживания, стремление маленького мальчика Тома Сойера и его друзей.

Том обычный мальчик, который рано понял, что в маленьком сером городе каждый занимается только своими заботами, к проблемам других никому нет дела. Но, как все другие дети, он остро чувствовал несправедливость и

Со всем своим детским максимализмом выступает против зла. Маленький мальчик вместе со своим другом Гекльберри Финном сделал то, на что не решился ни один взрослый, – спас невинного человека.

Том был мечтателем и фантазером. Когда он с друзьями убежал из дома и оказался на острове, в его воображении возникли картины из жизни пиратов. Он уверял ребят, что когда-то давно на этом острове пираты спрятали несметные сокровища.

Писатель трогательно описывает переживания героя, связанные с чувством первой любви.

Поэтому очень нравится Бекки. Он пытается привлечь ее внимание, но у него это получается как-то по-детски неуклюже. Может, потому, что он боится потерять в глазах своих товарищей авторитет сорвиголовы, который не должен размениваться на какие-то нежности. Но чувство берут верх над разумом. Он невольно выводит имя девочки на песке, из-за чего очень злится на себя, вытирает написанное.

“Приключения Тома Сойера”, я уверена, никого не оставили равнодушным. Создается впечатление, что не судьба посылает испытание мальчику, а наоборот – именно он испытывает судьбу. Некоторые поступки можно считать бессмысленными, но верность героя своим идеалам, уверенность в победе добра не могут не восхищать читателя. И хочется, чтобы все взрослые время от времени вспоминали, что они родом из детства, тогда, возможно, и их мир станет солнечным.

Сочинения по темам:

  1. Том Сойер – энергичный, остроумный, предприимчивый мальчик двенадцатилетнего возраста, сирота которого воспитывает тетя Полли. Тетя Полли – в общем то,...
  2. Выдающийся американский писатель Марк Твен написал много книжек, которыми зачитывается уже много поколений людей. И любимейший среди них – роман...
  3. Марк Твен провел детство в городке Ганнибал на Миссисипи. После смерти отца вынужден был оставить школу. Работая учеником наборщика в...
  4. В дом состоятельного сквайра Олверти, где он живет со своей сестрой Бриджет, подкидывают младенца. Сквайр, несколько лет назад потерявший жену...