Московский храм в честь Воскресения Христова на Семеновском кладбище , патриаршее подворье Русской Православной Церкви

При храме действуют: воскресная школа для детей, Евангельский кружок, Кружок трезвости, проводятся Катехизические беседы, осуществляют свою деятельность Православный Центр кризисной психологии, где оказывается квалифицированная психологическая помощь детям и взрослым, переживающим тяжелое горе в связи с потерей близких, кризис семейных отношений, потерю смысла жизни и др.. Кроме того, при храме функционирует Молодежный Центр во имя святой великомученицы Екатерины, в рамках которого проводится множество мероприятий: совместные паломнические поездки и празднования, встречи с психологами, ставшие уже традиционными встречи с настоятелем, архимандритом Августином (Пидановым). Осуществляет свою работу Служба приходского консультрования.

Архитектура

Это довольно редкий тип храмового сооружения. Одноглавый храм имел оригинальную систему трех цилиндрических сводов, опирающихся пятами на подпружные арки. Базы колонн-пилястр точно повторяли конструкцию храма Христа Спасителя. Алтари приделов – по одной линии с главным алтарем, имеются три престола. Центральный – во имя Воскресения Христова, придел южный – во имя св. благ. кн. Владимира и Всех Святых, и северный придел – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Невысокая шатровая колокольня не была вынесена за пределы храма как самостоятельное архитектурное строение, она была расположена с запада и напоминала скорее вторую, асимметричную главу, нежели колокольню. В объемно-планировочном решении храма были сделаны акценты на роль колокольни как доминанты окружающего пространства и на его внутреннюю монументальность и масштабность.

Святыни

  • икона блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XIV века, находящегося в соборе города Чефалу на острове Сицилия (Италия);
  • икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей;
  • икона с частицей мощей

На месте, где сегодня стоит храм Воскресения Христова , некогда было Семеновское кладбище. Выросло оно из обычного сельского погоста, принадлежавшего Введенской церкви, что в Семеновском.

Это место упокоения престижным никогда не считалось, хоть здесь и было похоронено немало великих людей. Главным образом, предназначалось оно для захоронения военных, поскольку рядом находился военный госпиталь.

Из истории Воскресенского храма на Измайловском шоссе

После революции Семеновское кладбище было решено уничтожить, а на его месте разбить сквер.

Более 30 лет длилась ликвидация кладбища: надгробия шли на государственные нужды, ограды и часовни переплавляли. В результате место захоронений разделили на 2 части: на первой возвели жилые дома, вторая ушла под сквер.

Задолго до уничтожения кладбища, в 1855 году, здесь построили храм Воскресения Христова. Средства предоставил купец Мушников. За основу взяты образцы и эскизы архитектора К.А. Тона . Сооружение получилось редкое для того времени.

Воскресенский Храм имел одну главу, однако шатровая колокольня, примыкающая с западной стороны, воспринималась больше как вторая глава церкви, нежели самостоятельная постройка.

Из воспоминаний свидетелей известно, что храм был прекрасен: пол в нем был выложен мозаикой из мрамора, в превосходном иконостасе стояли старинные иконы, коих было немало.

Храм после революции и в наши дни

В 1917 году храм Воскресения на бывшем Семеновском кладбище закрыли.

Колокольню и купол разобрали, а в здании устроили еще один этаж. К южному фасаду и апсидам пристроили несколько помещений для хозяйственных нужд. Только после всех переделок здесь разместился ремонтно-механический цех.

Настоятеля храма (на тот момент им был Ансимов П.Г.) арестовали, а позже расстреляли. Сегодня он в числе святых Российских новомучеников.

В 1996 году Воскресенский храм у метро Семеновская передали РПЦ. Тогда же перед Пасхой на крыше святого здания установили крест. Вскоре здесь уже освящали пасхальные куличи.

Службы велись на 2 этаже, где в советское время размещался актовый зал. Другие помещения были уставлены станками, на полу лежал слой асфальта с заводской грязью на нем. Ремонтный цех еще долго занимал стены храма.

Лишь в 2000 году все сдвинулось с «мертвой точки» и начались полноценные восстановительные работы.

На сегодняшний день силами прихожан удалось вернуть храму его прежний облик. Получилось также отстоять земли, некогда принадлежавшие Воскресенской церкви.

Двери святыни открыты всем. Для пожилых людей здесь предусмотрены скамейки, в церковной лавке можно найти множество православных печатных изданий, для детей и взрослых всегда открыта Воскресная школа, также действует Молодежный центр.

В районе Соколиной горы, на территории зеленого и уютного парка, возле метро Семеновская в Москве, возвышается Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище .

Возведен он был в 1855 году. Однако первая деревянная на Семеновском кладбище была построена в 1643 году, называлась она церковью Введения, но в 1728 году деревянная постройка сгорела. Спустя столетие, в середине 19 в., решено было вновь возвести при кладбище.

Средства на строительство нового каменного храма выделил купец Михаил Николаевич Мушников. А архитекторой здания занялся Константин Андреевич Тон. В облике храма Воскресения Христова читается русско-византийский стиль. Это одноглавый , который имеет оригинальную систему, состоящую из трех цилиндрических сводов. Они опираются пятами на подпружные арки. А базы колонн-пилястр повторяют в точности конструкцию ныне восстановленного в Москве.

Невысокая шатровая колокольня не вынесена за пределы храма, как это часто можно увидеть в других церквах. Она находится сразу за четвериком и скорее напоминает вторую главу, чем колокольню. Тем не менее, облик здания выглядит гармонично. Архитектор сделал акцент на роли колокольни — она является доминантой в окружающем пространстве, придает ему масштабность и некоторую внутреннюю монументальность.

Внутри не менее красив, чем снаружи. Алтари его приделов расположены на той же линии, что и главный алтарь. Всего тут три престола. Южный придел был возведен во имя святого благоверного князя Владимира и Всех Святых. Противоположный придел, северный – во имя иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. А основной или центральный придел – во имя Воскресения Христова.

Безусловно, была очень красивой. Имеются описания очевидцев, которые рассказывают о ее богатом внутреннем убранстве. Например, в храме был созданный из мрамора мозаичный пол. Причем мрамор был редчайшей олонецкой породы. Также здесь находились старинные иконы, а иконостас можно было назвать произведением искусства.

До советского времени при храме существовала бесплатная библиотека, действовала церковно-приходская школа, располагалось Общество трезвости, проводились различные собеседования на тему Веры. Кроме того, в церкви был организован сбор денег в пользу слепых. А в праздничные дни батюшка рассказывал о религии и вел нравственные беседы.

Но в 1917 году жизнь храма изменилась. Сначала его закрыли, затем стали разрушать. В тридцатые годы колокольня и купол храма были полностью разобраны. В 1937 г. настоятеля храма Павла Георгиевича Анисимова арестовали, а позднее расстреляли. Ныне он причислен к лику святых. После этого события помещения храма были конфискованы, в них созданы хозяйственные постройки, а вскоре здесь расположился ремонтно-механический комбинат.

Восстанавливать начали в 1996 году, когда он был передан Русской Православной Церкви. Сначала установили крест на крыше, затем сразу стали проводиться службы, а параллельно шел сбор средств на его восстановление. На первом этаже храма до 1998 года все еще стояли различные станки, была кухня, буфет и администрация комбината.

В 2000 году начались уже значительные работы по его возрождению. На стенах появились росписи, был очищен пол, в колокольне заговорили колокола. К настоящему времени храм восстановлен практически полностью, в чем основная заслуга принадлежит прихожанам.

По будним дням и субботам начало Божественной Литургии - в 8:30.
Начало вечернего Богослужения - в 17:00.
По воскресным и праздничным дням служатся две Божественных Литургии: в 7:30 - ранняя, и в 10:00 - поздняя.

ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ
По благословению настоятеля - архимандрита Августина /Пиданова/ - в нашем храме возобновлена древняя благочестивая традиция, пришедшая к нам еще от апостольских времён - пение Божественной Литургии всем народом (прихожанами). До начала службы желающие могут взять у регента ноты со словами Божественной Литургии. Общее пение незримо, но явно, сквозь века, объединяет нас с теми, кто своими очами видел Господа нашего Иисуса Христа, соединяет нас со всей полнотой церковной. И когда держишь перед собой тексты Богослужения и следишь за рукой регента, за ходом самой службы, то чувствуешь себя участником службы Господу. Благодаря таким службам, начинаешь лучше понимать содержание и смысл Литургии, слова песнопений, молитвы священнослужителей.

В истории нашей Церкви бывали такие времена, когда священникам зачастую приходилось служить литургии в любых, совершенно иных условиях: без храма, большого состава духовенства, клиросного хора. Тогда своим присутствием, молитвами, пением миряне могли поддержать священника. И мы считаем своим долгом быть готовыми к любым временам и условиям. В этом нам помогают в том числе и такие службы с пением Божественной Литургии всем народом.

Москва издревле славилась своими церковными хорами. Даже в самые тяжелые времена находились энтузиасты и ревнители церковной певческой традиции. В годы Великой Отечественной войны на клиросах московских церквей собирались известные музыканты и великие певцы.

Более полутора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся подвижник и церковный писатель XIX века, под впечатлением распевов Валаамской обители так писал о церковном пении: «Тóны этого напева... изображают стоны души, кающейся, воздыхающей в стране своего изгнания о блаженной, желанной стране радования вечного, наслаждения чистого, святого... Эти тóны с тихою скорбию приносят жалобы на греховность, выражают томящую и снедающую скорбь по причине греховного бремени, то как бы от невыносимой тяжести... начинают вопиять и призывать помощь неба: тогда они гремят!»

ЗНАЧЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
Так говорит о значении Богослужения Алексей Ильич Осипов, богослов, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии: «Надо понимать значение Богослужения, следить за своим духовным состоянием. Задача Богослужения и духовного пения - помочь человеку молиться. Есть церковная обиходная музыка, она хороша тем, что не отвлекает человека. Простое пение хорошо тем, что помнишь о Боге... И потом мы все привыкли, что наше Богослужение сопряжено с пением».

Церковное пение является важной составляющей церковного литургического действа, которое, по меткому выражению священника Павла Флоренского, является «синтезом искусств». Оно должно доходить до сердца каждого молящегося, восприниматься всеми собирающимися в храме за Богослужениями, и в первую очередь исполнителями. Это великая задача, и выполнить ее - наш долг не только перед нашими прихожанами, но и теми, кто впервые переступает порог храма.