Е. А. Евтушенко - знаменитый современный русский поэт, прозаик, публицист. Занимался кинематографической деятельностью.

Ранние годы

Родился Евгений Евтушенко в Сибири, на станции Зима в Иркутской области (по другим источникам - в г. Нижнеудинске той же области), 18.07.1932 года.

Его отец - Александр Рудольфович Гангнус - был прибалтийским немцем, по-любительски занимался поэзией. Мать звали Зинаида Ермолаевна Евтушенко. Она была геологом по профессии и актрисой по призванию. За свою работу получила звание Заслуженного деятеля культуры РСФСР.

На каком-то этапе мать решила поменять сыну неудачную фамилию Гангнус на свою девичью. Во время оформления необходимых документов была допущена ошибка: вместо 1932 года рождения был записан 1933-ий, так что, по паспорту Евтушенко оказался на год моложе. Факт смены отцовской фамилии на материнскую упоминается в поэме Евгения Александровича «Мама и нейтронная бомба».

Первые шаги в поэзии

Первое стихотворение Евтушенко появилось на страницах газеты «Советский спорт» в 1949 г. Потом была учеба в Литературном институте, куда его взяли даже без аттестата о среднем образовании, и почти сразу приняли в Союз писателей, учитывая, видимо, что к тому времени (1952) у него уже вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего». Позднее, кстати, сам автор оценивал эту книгу как слабую и незрелую. Из института Евтушенко исключили в 1957 г., мотивируя это «дисциплинарными взысканиями», а фактически за то, что он был в числе тех, кто поддержал роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым».

Во время «хрущевской оттепели»

С конца 50-ых годов двадцатого столетия наступил период, когда в стране царил настоящий поэтический бум. У всех на устах были имена молодых поэтов Б. Ахмадулиной , А. Вознесенского, Р. Рождественского , Е. Евтушенко, а также более взрослого поэта и барда Б. Окуджавы . Их стихи переписывались из тетрадки в тетрадку (книги тогда были в большом дефиците), каждый уважающий себя студент в приятельских разговорах старался «блеснуть интеллектом» - процитировать наизусть строку этих поэтов. Их творчество и в самом деле было свежо, необычно и независимо.

Поэты выступали на огромные аудитории: на стадионах, в актовых залах университетов. И Евтушенко был тогда на пике популярности. А поэтические вечера в зале Политехнического музея с участием любимых всей страной поэтов названной плеяды стали своеобразным символом «оттепели». Именно в эти годы у Е. Евтушенко выходят несколько сборников, сразу приобретшие бешеную популярность: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Яблоко», «Нежность», «Взмах руки».

Разнообразие тематики

Поэзия Евтушенко отличалась широкой гаммой настроений, разнообразием тематики и жанров. В его стихотворениях и поэмах был и патриотический пафос, и тонкая интимная лиричность, и антивоенный дух, и размышления об исторических судьбах родины, о созидательном труде и политике. Названия произведений говорят сами за себя: «Братская ГЭС», «Северная надбавка», «Коррида», «Под кожей Статуи Свободы», «Голубь в Сантьяго», «Наследники Сталина», «Бабий Яр», «Просека», «Партбилеты», «Танки идут по Праге» и другие.

Успеху способствовали простота и доступность стихов Евтушенко, повествовательность и богатство образных деталей. Несмотря на множество скандалов вокруг его творчества, на негативные отзывы о нем как о поэте и человеке таких авторитетных людей, как Нобелевский лауреат Иосиф Бродский (1972), Андрей Тарковский, некоторые литературные критики, Евгений Евтушенко продолжал публиковать свои произведения в таких популярных журналах, как «Юность», «Знамя», «Новый мир», и выпускать все новые книги. А композитор Глеб Май написал даже рок-оперу на его стихи «Идут белые снеги», премьера которой проходила в 2007 г. на сцене спорткомплекса «Олимпийский».

В поддержку диссидентов

Известно, что Евтушенко был в числе тех немногих литераторов, кто публично выступал в защиту опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына. Но это не мешало Иосифу Бродскому недолюбливать Евтушенко и резко критиковать. В начале 90-ых Евтушенко уехал в США преподавать в университете г. Талса (шт. Оклахома). Был четырежды женат, имеет пятерых сыновей. Умер 1.04.2017 года.

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 г. в Сибири (10. Рис. 31). Вырос в Москве. На долю семьи выпало множество испытаний, однако разностороннее развитие детей всегда было на первом месте у этой семьи.

С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители учили сына познавать мир с помощью книг и регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...». «Он любил поэзию и свою любовь передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившемся ему» . Также отец водил его на поэтические вечера. Не удивительно, что его сын начал рано писать стихи.

Мать прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ивановна была солисткой театра имени Станиславского, постоянно гастролировала по стране. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Научила сына великолепно играть на фортепиано. Он рос очень эрудированным ребенком и многие сверстники даже завидовали ему.

В 1952 г. Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Продолжает принимать участие в поэтических вечерах рядом с устоявшимися и известными поэтами.

Евтушенко безразмерен, парадоксален, непредсказуем и, несмотря на исповедальность многих его произведений, весьма многосложен и неоднозначен.

Поэта Евгения Евтушенко можно назвать поэтом-гражданином. Мироощущение, умонастроение его складывались под воздействием сдвигов в самосознании общества, вызванных первыми разоблачениями культа личности Сталина. При всей тогдашней робости, половинчатости, непоследовательности поэты стимулировали начавшееся отречение от идеологии и морали сталинизма, создавали в жизни новый духовный климат «оттепели». Обнадёживающие ветры перемен молодой Е. Евтушенко почувствовал раньше и воспринял острее многих.



Его поэзия касается, пожалуй, каждого уголка жизни: Родина, история, время, отношения, творчество, дружба. В первых его произведениях отразилось влияние творчества Маяковского, в частности в форме. Однако с первых стихов определилась его манера: разнообразие образных средств, разговорность интонации, честность, простодушие, противоречивость и бунтарство лирического героя и т.д. Писатель много путешествует, побывав на всех континентах, кроме Антарктиды. Это помогло ему научиться мастерски читать человеческие души.

Евтушенко принимает все очень близко, его взгляд на мир поражает. Так, например, он по-особенному понимает Родину, как живое существо. Говорит, что она состоит из женщин, детей, людей, которых мы встретили в жизни. Родина – это не набор политических лозунгов и фраз. Любовь к Родине – это не любовь к политической системе. Это даже не любовь к природе (хотя природа тоже живое существо), но прежде всего это люди.

«Не сотвори из Родины кумира,

но и не рвись в её поводыри.

Спасибо, что она тебя вскормила,

но на коленях не благодари.

Она сама во многом виновата,

и все мы виноваты вместе с ней.

Обожествлять Россию - пошловато,

но презирать её - ещё пошлей».

Поэт пишет от собственного лица. Не мудрено, что открытие чужих душ началось с открытия самого себя. И исследовав себя, он не боится заявить громко во всеуслышание о результатах:

«Я разный -

я натруженный и праздный.

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый…».

Некоторые обвиняли его в разнообразие интересов, однако это делает автора неповторимым в своем роде. Взаимоотношения Евтушенко с критикой – тема особая и зачастую драматичная. Поэт прав, сетуя на её чрезмерное пристрастие к себе:

«Мне и везло, и не везло.

Одни, галдя, меня хвалили

И мёд мне на дорогу лили,

Другие дёготь лили зло».

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов и провокаций. Однако самый строгий критик в его творчестве – это он сам.

Его называют поэтом Времени и каждодневности, поэтом немедленного отклика, а также глубоким интернационалистом.

Евтушенко создал галерею лирических портретов, тем самым подтвердив свою известную строку: «Людей неинтересных в мире нет». Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. К любви и к женщине он относится почтительно, возвышая их, пишет трогательно и с особым теплом.

В конце 90-х гг. и в первые годы нового века заметно снижение поэтической активности Евтушенко. Объясняется это не только длительным пребыванием на преподавательской работе в США, но и всё более интенсивными творческими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства.

Кроме стихов автор также пишет поэмы, рассказы, песни (поэт-песенник), статьи и даже несколько романов и повестей. Он работал в мире кино: сценаристом, режиссером и актером, в театре, читая стихи со сцены и участвуя в постановке пьес.

Как поэт-гражданин он безбоязненно выступал в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека.

Произведения Евтушенко переведены более чем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. В 1991 г. Евтушенко подписывает контракт преподавать в одном университете в США. Он забирает свою семью и уезжает на постоянное место жительство в Америку, где живет по настоящее время.

Был женат четыре раза. С 1954 г. состоял в браке с известной поэтессой Изабеллой Ахмадулиной. Вторая супруга - Галина Сокол-Луконина (брак заключен в 1961 г.), третья - Джен Батлер, ирландка (с 1978 г.). В настоящее время его супруга - Мария Владимировна (1961 г.р.), врач, филолог. У Евгения Евтушенко пять сыновей.

В 2007 г. состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги» композитора Глеба Мая на стихи Евгения Евтушенко.

Он награжден орденами «Знак Почета» (1969 г.), Трудового Красного Знамени (1983 г.), Дружбы народов (1993 г.), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004 г.).

Лауреат Государственной премии СССР (1984 г.), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2009 г.), премии «Тэфи» за лучшую просветительскую программу «Поэт в России - больше, чем поэт» (1998 г.) и др.

Почетный член Российской академии художеств, Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. Почетный профессор «Нonoris Causa» Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Профессор в Питсбургском университете, в университете Санто- Доминго.

Почетный гражданин г. Петрозаводска.

17 июля 2010 г. Евгений Евтушенко открыл в Переделкино собственный музей, который он завещал государству. Планируется, что «Музей-галерея Евтушенко» станет филиалом Государственного центрального музея современной истории России.

В 1994 г. его именем названа малая планета Солнечной систем.

2.2 Несколько слов о стихах, выбранных для иллюстрирования

Первое стихотворение, которое сразу бросилось мне в глаза, считают программным к творчеству писателя.


Я разный -

я натруженный и праздный.

и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

Я так люблю,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

от запада

и до востока,

от зависти

и до восторга!

Я знаю - вы мне скажете:

"Где цельность?"

О, в этом всем огромная есть ценность!

Я вам необходим.

Я доверху завален,

как сеном молодым

сквозь ветки, свет и щебет,

сквозь щели!

Да здравствуют движение и жаркость,

и жадность,

торжествующая жадность!

Границы мне мешают...

Мне неловко

не знать Буэнос-Айреса,

Нью-Йорка.

Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,

со всеми говорить -

пускай на ломаном.

Мальчишкой,

на автобусе повисшим,

Хочу проехать утренним Парижем!

Хочу искусства разного,

Пусть мне искусство не дает житья

и обступает пусть со всех сторон...

Да я и так искусством осажден.

Я в самом разном сам собой увиден.

Мне близки

и Есенин,

и Уитмен,

и Мусоргским охваченная сцена,

и девственные линии Гогена.

Мне нравится

и на коньках кататься,

и, черкая пером,

не спать ночей.

Мне нравится

в лицо врагу смеяться

и женщину нести через ручей.

Вгрызаюсь в книги

и дрова таскаю,

чего-то смутного ищу,

и алыми морозными кусками

арбуза августовского хрущу.

Пою и пью,

не думая о смерти,

раскинув руки,

падаю в траву,

и если я умру

на белом свете,

то я умру от счастья,

что живу.


В то время, когда Евтушенко начал печататься, для многих поэтов существовал обобщенный образ лирического героя. Про это стихотворение уже было немного сказано. Прочитав немного о его деятельности, становится понятно, что заявленную программу Евтушенко выполнил сполна. Стихи эти знаменовали собой поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер, а не просто появление нового лирического героя.

Стихотворение очень гармоничное не только жизни писателя, но и в самой структуре. Лирический герой мечется. Он понимает, что перед ним необъятный мир, который богат на историю, культуру, характеры, события и т.д. Ему интересно все и сразу, т.к. он понимает благодаря своей образованности и широте души, что ценно абсолютно все. Его стремление попробовать и окунуться во все абсолютно понятно. Он смело мечтает, действует, творит. Не боится ничего. Мир не делится на хорошее и плохое. В нем воплотилась вся динамика современной жизни, стремление знать и почувствовать все, что может предложить человеку жизнь. Только тогда не страшна смерть, ведь зачем ее бояться, если прожил столь насыщенный век. И только тогда себя по праву можно назвать творцом искусства.

Продолжение этого буйства стремлений и желаний становится следующее стихотворение. Однако в нем появляется новая тема, столь классическая для литературы: тема любви.


Нет, мне ни в чем не надо половины!

Мне – дай все небо! Землю всю положь!

Моря и реки, горные лавины

Мои – не соглашаюсь на дележ!

Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.

Все полностью! Мне это по плечу!

Я не хочу ни половины счастья,

Ни половины горя не хочу!

Хочу лишь половину той подушки,

Где, бережно прижатое к щеке,

Беспомощной звездой, звездой падучей

Кольцо мерцает на твоей руке.


Пожалуй, все же в бушующем мире лирического героя есть сила, которая его защищает, успокаивает, дает возможность набраться силами для новых побед: это семья и любовь. Какой бы ни была насыщенной жизнь, однако и для такой натуры необходима родная душа. Любовь, как тихая гавань, в которой можно подумать о Вечном.

Следующее стихотворение очень поразило меня. Оно способно затронуть самые потаенные уголки сердца и задуматься. Поэтический текст словно продолжает классическую тему русской литературе о маленьком человеке, который живет своей жизнью и всем кажется серым и неинтересным. А ведь если бы можно было по-настоящему читать людские души! Не догадываться, не воспринимать их через призму себя, не коверкать смысл через ненужные слова, а общаться интуитивно, духовно. Тогда мы бы смогли оценить мир и потрясающий опыт каждого, даже самого маленького человека.

Казалось бы, человек проживает достаточно большой срок, однако как мало мы успеваем узнать о тех, кто рядом с нами. Как мало мы успеваем сказать друг другу по-настоящему ценных слов. И когда люди умирают, остается лишь некий образ от них, материальный мир, но духовное богатство исчезает навсегда.

Поэт призывает к внимательному и бережному отношению к человеку, к его духовному миру, тонкости мировосприятия, к пониманию его индивидуальной ценности. Это стихотворение-упрек, стихотворение-призыв.

Сравнение человека с миром высоко поднимает значение духовного начала в нем: воспринятых от предыдущих поколений и сформированных в индивидуальном опыте интеллектуальных, эмоциональных, нравственных ценностей; человек - мир, планета, он имеет «тайный личный мир», который умирает вместе со смертью самого человека, несмотря на то, что людям остаются творения его рук и ума. Сравнение с мирами людей говорит об огромности тех духовных ценностей, что делают человека индивидуальной личностью и составляют его основное достояние.

Его лирика философская. Жизнь и смерть являются привычными составляющими этой лирики. Человек – это загадка, ведь каждый проживает свой неповторимый опыт в этом многогранном мире, о котором автор писал в прошлых стихотворениях. Строфы проникнуты грустью и восторгом (снова два, пожалуй, непримиримых состояния).


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самой незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.


Песня написана Микаэлом Таривердиевым на стихи Евгения Евтушенко. Это стихотворение было создано в 1957 г., примерно за 18 лет до появления фильма «Ирония судьбы». Называлось оно «Б. Ахмадулиной». К тому времени поэт был женат на поэтессе Белле Ахмадулинной уже три года. На её стих «По улице моей...» в этом фильме тоже звучит песня.

Еще одно потрясающее, очень душевное произведение. В нем уже нет той лихорадочности жизни, что слышится в предыдущих стихах. Лирический герой чувствует «осатаненность». Мне кажется, что здесь показана обратная сторона суматошного многогранного мира. Не умея «читать» души друг друга, увлекаясь самой жизнью, думая о простых приземленных вещах, у людей нет сил, возможности или желания отыскать ту родственную душу, которая бы подарила покой, о котором говорил ранее автор. Лирический герой окружен большим количеством людей именуемых друзьями, любимыми, однако его подсознание подсказывает ему, что он живет не своей жизнью, что он упускает что-то важное.

Близость с чужими по духу людьми порождает в результате не нужные раздоры, расставания, переживания и, как следствие, разочарование. Жизнь словно проходит мимо, ведь не найдено самого главного – гармонии.


Со мною вот что происходит:

ко мне мой старый друг не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те.

не с теми ходит где-то

и тоже понимает это,

и наш раздор необъясним,

и оба мучимся мы с ним.

Со мною вот что происходит:

совсем не та ко мне приходит,

мне руки на плечи кладёт

и у другой меня крадёт.

скажите, бога ради,

кому на плечи руки класть?

у которой я украден,

в отместку тоже станет красть.

Не сразу этим же ответит,

а будет жить с собой в борьбе

и неосознанно наметит

кого-то дальнего себе.

О, сколько нервных

и недужных,

ненужных связей,

дружб ненужных!

Во мне уже осатаненность!

О, кто-нибудь,

чужих людей

соединенность

и разобщенность

близких душ!


И последнее стихотворение, на котором было остановлено внимание:

БЛАГОДАРНОСТЬ


Она сказала: «Он уже уснул!»,-

задернув полог над кроваткой сына,

и верхний свет неловко погасила,

и, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили про любовь,

Она шептала что-то, чуть картавя,

звук «р», как виноградину, катая

за белою оградою зубов.

«А знаешь: я ведь плюнула давно

на жизнь свою...

И вдруг так огорошить!

Мужчина в юбке. Ломовая лошадь.

И вдруг - я снова женщина... Смешно?»

Быть благодарным - это мой был долг.

Ища защиту в беззащитном теле,

зарылся я, зафлаженный, как волк,

в доверчивый сугроб ее постели.

Но, как волчонок загнанный, одна,

она в слезах мне щеки обшептала.

и то, что благодарна мне она,

меня стыдом студеным обжигало.

Мне б окружить ее блокадой рифм,

теряться, то бледнея, то краснея,

но женщина! меня! благодарит!

за то, что я! мужчина! нежен с нею!

Как получиться в мире так могло?

Забыв про смысл ее первопричинный,

мы женщину сместили. Мы ее

унизили до равенства с мужчиной.

Какой занятный общества этап,

коварно подготовленный веками:

мужчины стали чем-то вроде баб,

а женщины - почти что мужиками.

О, господи, как сгиб ее плеча

мне вмялся в пальцы голодно и голо

и как глаза неведомого пола

преображались в женские, крича!

Потом их сумрак полузаволок.

Они мерцали тихими свечами...

Как мало надо женщине - мой Бог! Чтобы ее за женщину считали.


Очень трогательное и вместе с тем грустное стихотворение, отражающее стремительно развивающуюся ситуацию современности, когда женщины теряют свою природную гармонию, созерцательность, чувство уважение к себе и своим корням. В бешеном ритме жизни на хрупкие плечи ложится тяжкий груз забот. Обесценивание брачного союза и отношений приводит к одиночеству и самоуничтожению. Все это особенно губительно для женской сущности, чье предназначение привносить в мир гармонию, связь с жизнью, лоном природы, рода. Одиночество приводит к депрессии и комплексам, а те, в свою очередь полностью уничтожают самоуважение. Как следствие встречаются потерянные люди, сближаются. Но их близость не продиктована природным единением. Скорее это защита, своеобразная подпитка для сердец и одичалых душ. Здесь нет места любви. Однако есть понимание, жалость, что приводит к само рефлексии.

Мальгин А.

Поэзию и поступок Евтушенко не разделял никогда. Перечитывая его стихи, убеждаешься в этом не раз.

«Людей неинтересных в мире нет», - считает Евтушенко, и его поэзия действительно густо населена самыми разными людьми. Всего несколько слов - «карлица двигалась, как обломок, - пакет с апельсинами прижав к груди», - но почему же защемило у вас сердце, почему стало вдруг так тревожно и неуютно?

Двадцатилетний Евтушенко сокрушался: «...жаль, что, как на грех, никак нельзя успеть подслушать сразу всех, всех сразу подсмотреть!» Он выводил свое кредо: «Я жаден до людей...» - и с завидным постоянством следовал ему, утверждая подлинный демократизм в изображении народа. Теперь уже можно сказать, что тот пестрый калейдоскоп лиц и характеров, который создал за три десятилетия творческой, работы Евгений Евтушенко, - срез едва ли не всех слоев общества.

А вот идет на пальчиках Уланова, и это тоже для меня народ!

В зарубежной лирике Евтушенко - еще одна длинная галерея портретов - «от битников до президентов» (как выразился недавно критик Е. Сидоров). И этого ему мало! Он обращается к истории - и осваивает новое, столь же пестрое многолюдье.

«Если люди в меня входят, не выходят они из меня», - заявляет Евтушенко. Евтушенко нравится фраза Флобера: «Мадам Бовари - это я». Он и сам мог бы так сказать о героях своей лирики.

Он любит перевоплощаться, в своих персонажей. Для этого хорошо освоил жанр «монологов»: «Монолог бродвейской актрисы», «Монолог реставратора», «Монолог доктора Спока», «Монолог проигравшего» и даже «Монолог бывшего попа, ставшего боцманом на Лене». Многие поэмы почти сплошь состоят из таких монологов - начиная с «Братской ГЭС» с ее Нюшкой, диспетчером света Изей Крамером, инженером-гидростроителем Карцевым и кончая зарубежными поэмами: «Я - лошадь пикадора», «Панчо Вилья - это буду я», «Я пристрелен эпохой, Роберт Кеннеди, Бобби...». Поэт хочет быть «всепрофессийным сразу», хочет «родиться во всех странах», «быть человеком в любой ипостаси» и даже «женщиной быть хоть однажды...»

Среди персонажей Евтушенко есть и лица отнюдь не привлекательные. На них поэт обрушивается со всей ненавистью, на какую способен, с сарказмом и убийственной иронией. Было бы, пожалуй, неверным называть стихи этого плана чисто сатирическими, хотя сам Евтушенко и объединяет их иногда в «Сатирическую тетрадь». Это и сатира, и публицистика, и гневная, страстная лирика.

Когда он обратился к прозе, неуемное желание охватить как можно больше «человеко-душ» перенеслось и туда: роман «Ягодные, места» просто перенаселен героями, и снова очень разнообразными - от пасечницы из сибирской глубинки до ленинградского академика, - некоторые не были нужны для развития сюжета, но зато были крайне необходимы для иллюстрации той или иной мысли автора. Удивительно ли, что многие из них кажутся нам старыми знакомыми. Когда мы, например, встречаем в «Ягодных местах» Селезнева-младшего, циничного юношу, мастерски читающего лекции о международном положении, а в уме подсчитывающего доходы от грядущих вояжей за границу, он странным образом напоминает нам небезызвестного дитятю-злодея: «Он с виду вроде бы приличен - не хлюст, не плут, но он воспринял как трамплинчик свой институт... Его зовет сильней, чем лозунг и чем плакат, вперед и выше - бесполосный сертификат...»

Во всем этом людском круговороте, в пестром мелькании лиц и голосов Евтушенко не забывает о главном: о поисках истинности. Все неистинное, ложное, подделывающееся осуждается им, опровергается, разоблачается. Он подозревает фальшь уже тогда, когда она еще ничем не обнаруживает себя.

Как болезненно относится лирический герой Евтушенко уже к самой возможности неистинности чувства любимой женщины! Одно только подозрение такое способно оттолкнуть его. «Нет, нет, я не сюда попал». Он вдруг обнаруживает: «Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет». Иногда ему удается себя убедить в том, что любовь состоялась, но и тогда эта иллюзия - всего лишь иллюзия! - продолжается недолго: «...и вдруг она, полна прозренья женского, мне закричала: «Ты не мой! Не мой». Страдание, причиняемое неистинной любовью, прощание со своим чувством - основные мотивы любовной лирики Евтушенко. Это даже и не о любви стихи - о нелюбви, о недостижимости, неосуществимости любви, о «разобщенности близких душ».

Тут важно заметить, что на истинность Евтушенко проверяет прежде всего себя. Законом поэтической исповедальности считает следующее: «Эпохи судья, осуди беспощадным судом сначала - себя, а эпоху - потом».

И судит себя судом воистину беспощадным. Рядом с заявлениями типа: «Все на свете я смею, усмехаюсь врагу, потому что умею, потому что могу» - уже в ранних стихах Евтушенко проскальзывают серьезные сомнения: «...неужто я не выйду, неужто я не получусь?». И чем дальше, тем строже себя судит: «хорошо я жил, но дурно жил...»; терзается: «...я, так больно и легко ранимый и так просто ранящий других».

«Саморазоблачение это вовсе не лишено для него приятности», - написал один критик. Я не верю этому. Не мог же поэт с «приятностью» для себя в зените своей популярности растерянно признаться:

«Что ж ты, оратор, что ж ты, пророк?» - с грустью и горькой самоиронией спрашивает себя Евтушенко. И он не находит ответа на этот полувопрос, полуукор.

Еще одно распространенное заблуждение - что Евтушенко страшно везло. Он и сам не прочь лишний раз подчеркнуть свою «везучесть» («Стал я знаменитым еще в детях» и т. п.). Но это обманчивое впечатление. Не многие из наших поэтов подвергались столь резкой критике, как Евтушенко. Достаточно прочитать только заголовки статей о его творчестве, появившихся в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов, чтобы понять, о чем в них говорилось. «В погоне за дешевым успехом», «Это тревожит», «Без четких позиций», «Напечатали, а что потом?», «Талант, размениваемый на пустячки», «Куда ведет хлестаковщина»...

В ответ на это Евтушенко то обобщал: «Большой талант всегда тревожит», - то не удерживался и начинал язвить: «Когда-нибудь я все-таки умру... Не будет хитрой цели у меня. Но кто-то, с плохо сдержанною яростью, наверно, прошипит, что умер я в погоне за дешевой популярностью».

Казалось: все с него - как с гуся вода. На самом деле резкая критика тяжело воспринималась поэтом. Она ранила и, хотя и заставляла кое-что переоценивать, хотя помогла ощутить «тягу к новому и смутному», в конечном итоге привела к глубокому кризису 1962-1963 годов, когда почти не писались стихи, когда вырвались отчаянные, растерянные строки: «Себе все время повторяю: зачем, зачем я людям лгу, зачем в могущество играю, а в самом деле не могу?!.. О, дай мне, боже, быть поэтом! Не дай людей мне обмануть».

И только поездка на Север, на Печору, когда поэт окунулся совсем в иную, незнакомую ему жизнь сплавщиков и рыбаков, лесорубов и матросов, вдохнула в его поэзию новую, свежую струю, дала новые силы. Поездки становятся лекарством для поэта. Он с жаром берется описывать новую, захлестнувшую его действительность. Жизнь простых людей, «работяг» становится одной из основных тем его творчества, что еще более демократичной делает его лирику, повышает ее авторитет в глазах читателей.

Возмужание рано пришло к поэту. Поначалу он бравировал своей молодостью, неопытностью, неустанно подчеркивая в первых стихах, что он не просто поэт, а поэт «молодой и отчаянный», «молодой да ранний», «возмутительно нелогичный, непростительно молодой», «остриженный и молодой», «прямой, непримиримый, что означает молодой». И вдруг перелом: двадцатипятилетний поэт неожиданно заявляет: «...немолодость угрюмо наступает». Правда, он добавляет: «...и молодость не хочет отступать», но уже через год во многих его стихах проходит лейтмотивом: «...быть молодыми мы перестаем...» И с этого момента в творчестве Евтушенко появляется и надолго закрепляется в нем мотив зрелости.

Сильная сторона дарования Евтушенко - актуальный политический отклик. Стихи его могут появиться на следующий после события день, поэт не боится, что они останутся однодневками. Главное для него, чтобы стихи «сработали» в данный момент, в данную секунду. Свою «книгу зарубежной публицистики», вышедшую в издательстве «Молодая гвардия», поэт с вызовом назвал: «Интимная лирика».

Поймать время, не отстать от него, отразить момент - задача непростая. И надо признать, что Евтушенко ни на полшага не отстает от движения времени. С самого начала: «...голосом ломавшимся моим ломавшееся время закричало».

Из быстротекущих моментов складывается история. Евтушенко это прекрасно понимает («Я - кинооператор твой, история, - иначе бы стихи писать не стоило...») и стремится зафиксировать момент с максимальной полнотой, выразить его в наибольшем объеме. Вот почему не существует для него тем «низких», недостойных поэзии. «Моя поэзия, как Золушка, - пишет он, - полы истории скоблит». И объясняет: «...ведь если так полы наслежены, кому-то надо же их мыть». Это напоминает резкие, столь же определенные установки Маяковского.

Отражать момент, выносить ему приговор, не имея стойких социальных, гражданских убеждений, невозможно. Гражданская позиция Евгения Евтушенко ясна. Вслед за Блоком он призывает «слушать музыку революции». И сам ее слушает с максимальным напряжением слуха. Ею он поверяет все. Даже преданья старины глубокой.

Актуальны, злободневны и так называемые «зарубежные» стихи Евтушенко. Он отзывается в общем-то на каждое серьезное событие международной жизни, будь то война во Вьетнаме, убийство Альенде или изобретение чудовищной нейтронной бомбы.

Но где бы поэт ни находился, он не забывает о том, что он русский, не забывает о родных местах. «Я был во всем огромном мире послом не чьим-нибудь - Сибири»; «...и до конца в ответ наветам - сибирским буду я поэтом». Он пишет, что желал бы прослыть «сибирским Вийоном».

И наоборот, размышления обычного парнишки-геолога, шагающего по сибирской тайге, приобретают поистине глобальный размах: «А земной шар потихоньку вращался вместе с Пискаревским кладбищем, вместе с разбомбленным Вьетнамом, вместе с тайгой, по которой шел Сережа... И Сереже, как многим новым людям, хотелось ходить по земному шару так, чтобы своими юными шагами помогать его вращению в сторону добра и справедливости». Фрагмент из романа не только напрямую связан с лирикой Евтушенко, он отражает и само мироощущение его, в немалой степени сложившееся во время поэтического осмысления действительности. И когда Валентин Распутин назвал «Ягодные места» «агитационным романом», он, по всей видимости, имел в виду эту его связь с поэзией Евтушенко, агитационной в лучшем смысле слова (как «агитационны» его фотографии, «агитационен» его Циолковский, «агитационен» замысел его нового фильма о московском ополчении).

Стремясь донести мысль, идею до каждого читателя, он облекает ее часто в афористическую форму, старается предельно освежить ее, сделать небанальной, яркой. Стихотворение обычно завершается парадоксальным, броским выводом, построенным на контрасте, противопоставлении, сталкивании понятий.

Евтушенко не боится назидательности, максимализм и категоричность никогда не кажутся ему чрезмерными. «Все женщины в душе провинциалки» - и все тут, места для споров не оставляется. «Поэт - политик поневоле». «Форма - это тоже содержание». «Бессодержательность - это трусость». Такие чеканные формулировки сразу же впечатываются в сознание, память, а этого-то Евтушенко и добивается.

Формулировочность Евтушенко как будто предельно облегчает работу человеку, взявшемуся писать о его стихах. Только задумаешься о преемственности его творчества, а нужная строчка уже тут как тут: «Не важно - есть ли у тебя преследователи, а важно - есть ли у тебя последователи». Гражданственность? И тут под рукой есть готовое: «Гражданственность - талант нелегкий». Или более пространное: «Поэт в России - больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства». Связь с народом? «Поэта вне народа нет», «Есть счастье: запеть, и не знать самому, где песня - твоя, где - народа». Максимализм? «Нет, мне ни в чем не надо половины». Душевная неуспокоенность? «Может, смысл существованья в том, чтоб смысл его искать?» И так далее... Напарываясь на такого рода готовые формулы, которые поэт заботливо подбрасывает читателю, критики не раз задавали вопрос: а может, это и не позиция вовсе, а поза? Не убежденность, а декларации? Евтушенко не развеивал эти сомнения, наоборот, признавался, что основным своим недостатком считает «разжевывание мысли, иногда до пюре... стремясь быть понятным всем, я впадаю в дидактизм, в разъяснительность. Не хватает отваги недосказанности».

Чтобы понять, насколько позиция является позицией, насколько искренни и выношены все эти хлесткие формулы, следует попытаться охватить взглядом все созданное Евтушенко (выходящий трехтомник, думается, облегчит нам эту задачу). Тогда-то, мне кажется, и обнаружится, что Евтушенко - при всех его противоречиях, метаниях, поисках - в главном остается верен себе. Взгляды его - социальные и нравственные - не изменились. Они-то и есть позиция. Поэта и гражданина.

Евтушенко не очень-то заботится о судьбе своих находок. «Бросаю слова на ветер. Не жалко. Пускай пропадают». Ему важно вовремя высказаться, выговориться. Делается это легко и естественно. Потому-то так не защищен он от недоброжелательной критики, что пишет, не оглядываясь на нормы и традиции, полагаясь единственно на свое социальное чутье и на вкус - пусть не всегда безупречный, но свой собственный.

Он может запросто процитировать Маяковского там, где в общем-то это и не необходимо: «Я с теми, кто вышел строить и месть, - не с теми, кто вход запрещает», и цитата эта легко и свободно ложится в его стихи. Примеров тому множество: «Дух, значит, шепот, робкое дыханье, и все? А где набат - народный глас?»; «...когда не бури ищешь ты, а тюри, хотя, конечно, в тюре тоже есть покой». Он может, экономии ради, воспользоваться нарицательным образом: «бузил командировочный Ноздрев», «усталый, как на поле боя Тушин...» или даже повторить чужую интонацию. Все идет в ход, если «работает» на Идею.

Обнаружив без труда заимствованные образы и интонации, критики кричат: «Караул, эклектика!». А вот что сказал по поводу подобных «разоблачений» сам Евтушенко в диалоге с Е. Сидоровым. Ничуть не стараясь оправдаться и скрупулезно показав, когда и как на него повлияли Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Кирсанов, Межиров, Луконин, Мартынов, Слуцкий, Винокуров, В. Соколов, П. Васильев, Смеляков, Вознесенский, Глазков,- он заключил: «...взрывчатка многоингредиентна, но если она взрывается, ее «эклектизм» оправдан».

Стих Евтушенко срабатывает. Что же еще нужно?

Он многое сделал и для развития формальной стороны стиха. Широко ввел ассонансную - корневую - рифму. Привнес в поэтическую речь гибкую разговорную интонацию, способную на разного рода переливы и модификации. Мне очень по душе та особенная повествовательная легкость, которая была присуща уже первым стихотворениям Евтушенко: «Я бужу на заре своего двухколесного друга. Мать кричит из постели: «На лестнице хоть не трезвонь!» Я свожу его вниз. По ступеням он скачет упруго. Стукнуть шину ладонью - и сразу подскочит ладонь! Я небрежно сажусь - вы посадки такой не видали! Из ворот выезжаю навстречу воскресшему дню. Я качу по асфальту. Я весело жму на педали. Я бесстрашно гоню, и звоню, и звоню, и звоню...» Не хочется прерывать здесь цитирование, не хочется расставаться с этим симпатичным юным героем - последовать за ним в Кунцево, попить там вместе с ним квасу, потом поехать к его другу на дачу, вернуться обратно...

Наконец, Евтушенко утвердил свой собственный способ чтения стихов, и ныне множество авторов и даже профессиональные актеры читают стихи по-евтушенковски. Если вы даже никогда не слышали «живых» выступлений Евтушенко, телевидение и грамзапись наверняка донесли до вас его голос, и вы понимаете, что я имею в виду. Его стихи и так достаточно неоднородны, не похожи друг на друга.

Читая их вслух, Евтушенко делает их еще более разнообразными, выделяет в них вторые и третьи планы. С вызывающей, прямо-таки блатной интонацией читает он «Марьину рощу» («Марьину-шмарьину рощщщу» - о 607-й школе, «школе неисправимых»: «Ну а в зубах папирёска!» Он почти кричит, чуть ли не лезет на вас с кулаками. И рядом - «Слеза», негромкое стихотворение, которое автор читает почти шепотом, теплым и немного тревожным голосом. Новое стихотворение - и новая, приличествующая случаю, беззащитно-умоляющая интонация: «Приходите ко мне на могилу...».

Евтушенко испробовал себя во всех мыслимых поэтических жанрах - от оды до басни (разве что венка сонетов пока не написал), в разных, отнюдь не смежных видах искусства. Его фотовыставку оценили по достоинству знатоки фотографии. Много лет назад поэт, балагуря, грозился обрушить на голову читателя «роман страничек на семьсот», а теперь вот, надо же, обрушил... Недавно издал интереснейшую книгу критики. Много переводит, прежде всего грузинских поэтов. Сыграл в кино, а нынче и сам ставит фильм.

И во всем - в стихах и поэмах, в своей прозе, в кипучей деятельности на ниве других жанров и родов искусства - Евтушенко остается поэтом. Большим русским поэтом. Теперь это уже не подлежит никакому сомнению.

В старых перьях мне тяжко летится, новых перьев еще не обрел.

Ключевые слова: Евгений Евтушенко,критика на творчество Евгения Евтушенко,критика на произведения Евгения Евтушенко,анализ поэзии Евгения Евтушенко,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Кто является зеркалом эпохи? Чаще всего таковым считают великого поэта или писателя современности. «Зеркалом русской революции» называли Льва Толстого. А кто сейчас мог бы претендовать на столь высокое звание?
Я считаю, что поэт Евгений Евтушенко по праву может быть назван «зеркалом нашей эпохи». Свои 79 лет он активно жил и во времена Сталина, и во времена Хрущёва, и во времена Брежнева, Горбачёва, Ельцина, Путина, Медведева… Надеюсь, ещё поживёт и многое опишет.
Евгения Евтушенко неоднократно выдвигали на Нобелевскую премию, которой он безусловно достоин. Или премии «Большая книга», которую следовало бы вручить за его последнюю ну очень большую книгу «Весь Евтушенко». На презентацию этого издания был приглашён и я в Санкт-Петербургский Дом Книги.

Евгений Александрович Евтушенко (по отцу Гангнус), родился 18 июля 1932 года. Отец Евгения Евтушенко геолог и поэт-любитель Александр Рудольфович Гангнус (1910-1976). Мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, в 1944 году, по возвращении из эвакуации в Москву, поменяла фамилию сына на свою девичью.

Евгений начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт». В 1952 году выходит его первая книга стихов «Разведчики грядущего», которая послужила основанием для поступления в Литературный институт (без аттестата зрелости) и почти одновременно в Союз писателей. С 1952 по 1957 год учился в Литературном институте имени М.Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».
В 1952 году Евтушенко стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП. Длительное время был секретарём правления Союза писателей СССР.

«Евтушенко – это целая эпоха», признавал Булат Окуджава.

В книге «Преждевременная автобиография» Евгений Евтушенко писал: «Для того чтобы иметь право беспощадно правдиво писать о других, поэт должен беспощадно правдиво писать и о себе. Раздвоение личности поэта – на реальную и поэтическую – неминуемо ведёт к творческому самоубийству… К сожалению, многие поэты, когда их жизнь начинает идти вразрез с поэзией, продолжают писать, изображая себя не такими, какие они есть на самом деле. Но им только кажется, что они пишут стихи. Поэзию не обманешь. И поэзия покидает их. … Умолчание о самом себе в поэзии неизбежно переходит в умалчивание о всех других людях, о их страданиях, о их горестях».

Лично я считаю, что нельзя оценивать произведение в отрыве от его автора. Хотя бывают случаи, когда создаваемые автором тексты явно выше его личности. Такова сила вдохновения!

«Поэт в России больше чем поэт» – эти слова Евтушенко стали его манифестом. Евтушенко известен не только как поэт, но как и режиссёр, актёр, драматург, сценарист.
«… я прожил большую жизнь, побывал во всех регионах России, во всех республиках Советского Союза, в 96-ти странах. Я был одним из первых поэтов, кто проломал своим голосом "железный занавес"».

Заключив в 1991 году контракт с американским университетом в г.Талса, штат Оклахома, Евтушенко уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

Политические оппоненты и беспристрастные наблюдатели отмечали, что поэт умел находить общий язык с властями при любом режиме. Среди других поэтов-шестидесятников Евгений Евтушенко пользовался особым авторитетом. Рассказывают, будто Евтушенко мог из ресторана позвонить председателю КГБ Юрию Андропову, и поэта сразу соединяли.

В 2007 году по инициативе Всемирного конгресса русскоязычных евреев Евтушенко выдвигался на Нобелевскую премию по литературе 2008 года.

Лично я считаю, что Евгений Евтушенко вполне достоин присуждения ему Нобелевской премии. В нашей стране он уже давно стал классиком.

"Можно всё еще спасти", – уверен Евгений Евтушенко, и потому так и назвал свою новую книгу. В предисловии он пишет: «Мы все – потенциальные спасатели друг друга. Многие из-за крушения стольких "измов" вообще разуверились в том, что в жизни существует какой-либо смысл. Но смысл жизни – именно во взаимоспасении».

На встрече в Санкт-Петербургском Доме Книги Евгений Александрович показался мне таким же энергичным, как и пятьдесят лет назад, когда режиссёр Марлен Хуциев снимал выступление поэтов-шестидесятников в Политехническом музее для своего фильма «Мне двадцать лет». После окончания встречи я сказал об этом Евтушенко, а он подарил мне книгу со своим автографом.

Недавно один петербургский журнал назвал 50 современных великих русских писателей и их 120 книг, которые все читают и обсуждают. Евгений Евтушенко в этот список почему-то не попал.
Данный журнал организовал «круглый стол», на котором с помощью главных городских писателей и издателей, попытался разобраться, что будут читать в следующем веке, кто из ныне пишущих авторов лучше всего фиксирует современность и за кем из них стоит следить особенно внимательно.

Не буду перечислять этих самопровозглашённых «главных» «великих» русских писателей. Сейчас как-то легко бросаются словами «великий» и прочими пафосными эпитетами. Многие с гордостью называют себя поэтом. А сколько политиков, актёров, спортсменов, шоуменов считают себя писателями – не перечесть!

Многие издательства составляют список из 100 величайших писателей и произведений.
Кого же действительно можно назвать Писателем, а тем более великим?

Литература, как, впрочем, и всё искусство – дело вкуса. Нет хороших или плохих писателей; есть любимые и нелюбимые. Одному нравится Лев Толстой, но он терпеть не может Достоевского; другому нравится Достоевский, но он не любит читать Льва Толстого.

Некоторые великие писатели весьма нелестно отзывались друг о друге. Лев Толстой откровенно говорил Чехову: «А всё-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы ещё хуже!»

Сегодня стишки на злобу дня, по примеру Саши Чёрного, пишут многие. Но мало кто из них останется в истории литературы.
Хотя, на мой взгляд, цель – остаться не в истории литературы, а в человеческих сердцах как можно большего количества людей.
В конечном итоге, всё измеряется жизнеспособностью идей, которые предлагает автор.

Меня многие называют писателем, некоторые считают поэтом. Но «не понимаю я этих больших слов: поэт, бильярд…», как говорила Анна Ахматова.
Называть себя поэтом, и быть поэтом – не одно и тоже. Да и нескромно это…
Важно не то, кто себя как называет, а как назовут нас в будущем.

Поэт это не тот, кто пишет стихи. Это тот, кто может уловить и поэтически выразить настроения и чувства в рифмованном стихе (иногда верлибром).
Лично я пишу и прозу, и поэзию в едином контексте, не разграничивая их, и не называю себя поэтом или прозаиком.

Когда признанья нет, поэт, увы, свободен, когда известен - раб пустой толпы. Он лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Лишь без наград, без всякого признанья, вдали от липкой жизни суеты творит он для себя, как в покаянье. Он Дара раб, а не людской молвы!

Настоящий писатель - не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь её отразить. Правда выше вымысла! А выше правды Поэзия правды!

Заслужить талант невозможно! Это дар! Поэт - пророк! В вечности остаются поэты! И оценивает истинно только Вечность!

Высшее достоинство писателя - не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Публикуя свой роман, я не имел цели заработать денег или стать известным. Я писал ради того, чтобы помочь своим опытом самоспасения тем, кто оказался в схожей трудной ситуации.

Моя задача не учить читателя, а побудить его вместе разгадывать Тайну. И для меня счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл я. Я хочу помочь человеку задуматься, создаю пространство для размышлений, не навязывая своего мнения, поскольку каждый должен сам постичь себя и загадку мироздания.

Цель моего творчества – не других переделать, а себя создать!
Главный итог прожитой жизни - не количество написанных книг, а состояние души на пороге смерти.

Всякая книга - плод страданий и раздумий автора, и она должна иметь для читателя ценность практическую. Поэтому писать нужно и можно лишь то, что самолично пережил и выстрадал. Причём если не уверен, что твои произведения будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. Можно опубликовать тома, а на слуху останутся только строчки. Так что справедливо, когда настоящий талант оценивается после смерти. Купить посмертную славу невозможно. Только Вечность даёт истинную оценку.

Талант писателя и состоит в умении разглядеть в случайном закономерное, выделить в суетном неизменное, чтобы перевести временное в вечное.

Вот что советовал Фёдор Достоевский.
«Чтобы написать роман, надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно. В этом дело поэта. … При полном реализме найти в человеке человека. …
Никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь. Уважайте жизнь! … Как только художник захочет отвернуться от истины, тотчас же станет бездарен. …
Искусство, без сомнения, ниже действительности. … Чего бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, - никогда вы не сравняетесь с действительностью. …
Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах? …
В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное - ничего и не значит...»

Многие стихотворения Евгения Евтушенко можно и нужно воспринимать как заповеди, ниспосланные поэту с Небес.

Ничто не сходит с рук:
ни самый малый крюк
с дарованной дороги,
ни бремя пустяков,
ни дружба тех волков,
которые двуноги.

Ничто не сходит с рук:
ни ложный жест, ни звук –
ведь фальшь опасна эхом,
ни жадность до деньги,
ни хитрые шаги,
чреватые успехом.

Ничто не сходит с рук:
ни позабытый друг,
с которым неудобно,
ни кроха-муравей,
подошвою твоей
раздавленный беззлобно.

Таков проклятый круг:
ничто не сходит с рук,
а если даже сходит,
ничто не задарма,
и человек с ума
сам незаметно сходит…

Зеркало с укором смотрит на меня,
молча наблюдая как старею я,
как проходят глупо годы без любви,
требуя осмыслить прожитые дни,
задавая вечный мне всегда вопрос:
для чего живу я, и зачем я рос?
в чём предназначенье у моей судьбы?
чем я наполняю годы, дни, часы?
стану ли достоин счастья бытия,
иль умру в запое, тем предав себя?
воплощу ли делом давние мечты,
или оправдаюсь ленью суеты?
Что же ты такое - зеркало моё:
отраженье лика или Суть всего?
Смотришь беспристрастно вроде бы на всех,
заставляя видеть потаённых грех.
Почему с волненьем я смотрю в себя,
словно это кто-то вроде и не я?
Сквозь тончайшей ртути на стекле налёт
из другого мира виден мой полёт,
или прозябанье в скуке, мелкой лжи,
убивая ленью лучшей жизни дни.
Не простит никто мне бегства от себя.
Нету оправданья пустоте бытия.
Час давно мой пробил - так смелей вперёд.
Веры стань достоин, не живя уж в долг!
Всё сейчас творится, сделать сможешь ты,
только лишь поверив делом суть мечты.
Не прошу уж боле жизни я в кредит.
Кто себе не верит, тот и не свершит!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

А как Вы считаете, КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ЗЕРКАЛОМ НАШЕЙ ЭПОХИ?

Евгений Евтушенко - советский и российский поэт, пик популярности которого пришелся на шестидесятые годы. На его стихи написаны песни, которые прозвучали в самых популярных отечественных кинолентах. Он получил известность также как сценарист, прозаик и публицист.

Город с зимним названием

Биография Евгения Евтушенко начинается в 1933 году, в небольшом сибирском городе. Отец был геологом. Мать - актрисой. Населенный пункт, с которым связан ранний период биографии Евгения Евтушенко, имеет необычное название - Зима. Став известным, поэт посвятит родному городу лирическое произведение. "Откуда родом я? С сибирской станции Зима" - слова из стихотворения Евтушенко.

В мире иллюзий и литературы

Сочинительством он занимался с пяти лет. Уже в конце тридцатых годов создавал стихотворения, которые, не зная возраста автора, можно принять за произведения состоявшегося поэта. По крайней мере, так утверждает один из авторов биографии Евгения Евтушенко.

Родители поддерживали занятия литературой. Благодаря им будущий писатель часто посещал вечера поэзии. Отец мог часами говорить о творчестве великих русских и зарубежных писателей. В автобиографии Евгений Евтушенко однажды сказал: "В моей голове тогда был настоящий винегрет. Я жил в мире иллюзий, не замечал никого и ничего вокруг".


Родители

Они развелись в начале сороковых. С 1944 года Евгений с матерью жил в Москве. Но и с отцом у поэта всегда были хорошие отношения. Мать очень внимательно и бережно относилась к сочинениям своего сына. Она собирала его стихотворения, нередко показывала их бывшему мужу. И вместе они обсуждали поэтический дар Евгения. Но большая часть произведений поэта утрачена.

Важный период в биографии и творчестве Евгения Евтушенко - конец 50-х - начало 60-х. В те годы талантливые поэты собирали целые стадионы. Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава были настоящими знаменитостями, послушать их стихи приходили сотни поклонников.

Евтушенко не уступал в популярности Рождественскому и Ахмадулиной. Мастерство выступления он унаследовал от матери. Зинаида Ермолаевна Евтушенко, как уже было сказано, по профессии была актрисой. В 1938-м она стала солисткой Московского театра имени Станиславского. Правда, играла на сцене всего три года. Во время войны выступала на фронтах. После завершения актерской карьеры поступила в геологоразведочный институт.


Исключение из школы

В биографии поэта Евгения Евтушенко нет внезапных взлетов и падений. Жизнь его складывалась относительно благоприятно, чего нельзя сказать о большинстве его коллег, например Иосифе Бродском. Правда, в возрасте 15 лет Евтушенко был исключен из школы по обвинению в поджоге журнала. Отец тогда отправил Евгения в Казахстан, в геолого-разведывательную экспедицию. Некоторое время Евтушенко работал и на Алтае.

Первые произведения были опубликованы в 1949 году. Как ни странно, появились они в газете "Советский спорт". Аттестат о среднем образовании Евтушенко так и не получил. Однако в возрасте 19 лет поступил в Литературный институт имени Горького. Но был исключен за поддержку произведения Владимира Дудинцева.

Раннее творчество

В 1952 году вышел сборник стихов Евтушенко. Среди его ранних произведений немало восторженных, патриотических, посвященных Ленину и идеям коммунизма. Позже поэт скажет, что во всем виновата советская пропаганда, во власть которой он попал, будучи юным.

Даже в краткой биографии Евгения Евтушенко всегда упоминается членство в Союзе писателей СССР. Ему удалось не только стать студентом Литературного института, не имея аттестата зрелости, но и вступить в солидную и престижную по советским меркам организацию в возрасте 19 лет. Он стал самым молодым членом Союза писателей. Это удивительный факт в биографии Евгения Евтушенко. Кратко он упоминает об этом событии в одном из своих произведений так: "Меня приняли в институт и Союз писателей на основании написанной книги". Примерно в то же время Евтушенко стал секретарем комсомольской организации.


Поэтический бум

В начале шестидесятых годов начинается самый яркий период в биографии Евгения Александровича Евтушенко. Кратко свою позицию в литературе и в обществе он выразил так: "Поэт в России больше, чем поэт". Еще в пятидесятые годы Евтушенко опубликовал сборники "Третий снег", "Обещание", "Шоссе Энтузиастов", "Стихи разных лет". В начале своего творческого пути издал книги "Нежность", "Взмах руки", "Яблоко".

Ровно и благоприятно складывалась биография Евгения Евтушенко. В творчестве его, однако, наблюдалось удивительное разнообразие. Ему не чужда была интимная лирика. В юности он сочинял патриотические произведения. В семидесятые годы написал цикл стихотворений, посвященных антивоенной теме, например "Под кожей статуи Свободы", "Коррида", "Голубь в Сантьяго".

В годы "оттепели" в литературе появились новые имена. Одним из символов этого периода, пронизанного духом свободы, стали выступления в Политехническом музее. Свои стихии в аудитории этого вуза читали Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава и, конечно, Евгений Евтушенко. Биография и личная жизнь поэта насыщены событиями. В 1957 году он женился впервые. Его избранницей стала знаменитая поэтесса Белла Ахмадулина. Всего женат он был четыре раза.


Белла Ахмадулина

В нее он влюбился заочно, прочитав стихотворение в журнале "Октябрь". Когда же увидел хрупкую фигуру и необычное неславянское лицо, понял, что пропал. Они прожили вместе три года. Вокруг Ахмадулиной всегда было много поклонников, что с трудом переносил ревнивый муж. В этом браке не было детей.

Личная жизнь Евгения Евтушенко, биография которого является темой нашего обзора, после разрыва с Ахмадулиной складывалась хорошо. Уже в 1961-м он женился на Галине Сокол-Лукониной, в том же году на свет появился первенец поэта Петр. Ахмадулиной же не везло. Она долго не могла забеременеть. Многие годы Евтушенко полагал, что в этом виновен он – в 1961-м Белла забеременела, а он настоял на аборте.


Личная жизнь

От второго брака, продолжавшегося около десяти лет, у поэта сын. В 1978 году Евтушенко женился на ирландке Джен Батлер - страстной поклоннице его творчества. В этом браке на свет появились еще сыновья - Антон и Александр. В 1989 году поэт женился на Марии Новиковой, которая родила ему еще двух сыновей – Евгения и Дмитрия.


Эмиграция

В середине восьмидесятых Евтушенко занял должность секретаря правления Союза писателей. В 1989-м стал членом правозащитного общества "Мемориал". А в 1991 году уехал в США. Много лет Евтушенко читал лекции в университете города Талсе.

Последние годы

В весьма преклонном возрасте поэт перенес недуг, который закончился ампутацией ноги. Но и после операции он продолжал встречаться с поклонниками и даже снялся в документальной киноленте "Диалоги с Евгением Евтушенко". Даже в последние годы своей жизни, будучи очень больным человеком, он продолжал работать. В 2012 году Евтушенко издал сборник стихов "Счастья и расплаты". В 2013-м - "Не умею прощаться". В последние годы он также работал над антологией "Поэт в России больше, чем поэт".


Смерть

В марте 2017 года поэта госпитализировали. У Евтушенко был обнаружен рак четвертой стадии. За шесть лет до этого ему сделали операцию по удалению почки, что и привело, по мнению врачей, к онкологическому заболеванию. Знаменитый поэт умер 1 апреля 2017 года от остановки сердца. Спустя девять дней в городе Зима, в котором прошли ранние годы Евтушенко, был объявлен траур.

Советского и российского поэта, легенду XX века похоронили в Переделкино, рядом с Борисом Пастернаком. Отпевание прошло в храме, расположенном в писательском поселке.

Произведения

Интересные факты из биографии Евгения Александровича Евтушенко можно найти в книге "Волчий паспорт", изданной впервые в 1998 году. В этом произведении автор вспоминает прожитые годы, ранний период творчества. К мемуарной прозе, созданной Евгением Евтушенко, относятся книги "Шести-десантник" и «Я пришел к тебе, Бабий Яр…». Последняя вышла в печать за пять лет до смерти автора.

К произведениям Евгения Евтушенко, изданным в 60-е годы, относятся поэмы "Бабий Яр", "Братская ГЭС", "Пушкинский перевал". Он автор трех романов - "Ягодные места", "Берингов тоннель", "Не умирай прежде смерти".

Кинематограф

Евгений Евтушенко снялся в пяти фильмах. В 1965 году он исполнил эпизодическую роль в картине "Застава Ильича". В 1967-м сыграл поэта в фильме «Я любопытна - фильм в желтом». Другие картины с участием Евтушенко: "Детский сад", "Взлет", "Похороны Сталина". К последнему поэт написал сценарий.

Многие помнят произведения Евгения Евтушенко по фильмам Эльдара Рязанова. В "Служебном романе" прозвучала песня на его стихи - "Нас в набитых трамваях болтает…". Музыку написал Андрей Петров. В фильме "Ирония судьбы, или С легким паром" Сергей Никитин исполняет песню "Со мною вот что происходит..." (музыка Микаэла Таривердиева). Стихи Евтушенко звучат также в картинах «И это все о нем», «В небе „ночные ведьмы“», «Карьера Димы Горина».

Бродский о Евтушенко

Не все восхищались литературным стилем этого поэта. Главным критиком его творчества стал Иосиф Бродский. Он утверждал: "Евтушенко - плохой поэт, а человек еще худший". А однажды Бродский, человек, пострадавший от советской власти, произнес фразу, которая стала легендарной: "Евтушенко против колхозов? Тогда я - за!"

Критика

Поэт несколько раз менял гражданскую позицию, что вызывало острую критику у коллег. Многим не нравилась манера Евтушенко восхвалять свой литературный дар. Весьма негативную оценку дал его прозе режиссер Андрей Тарковский. Прочитав повесть Евтушенко «Казанский университет», он назвал автора бездарью. О поэте как о личности Тарковский сказал: «Он всем хочет нравиться: и Хрущеву, и Брежневу, и девушкам».

Не лучшим образом о личных качествах Евгения Евтушенко отзывалась Марина Влади. В своей книге "Владимир, или Прерванный полет" она утверждала, что он с удовольствием общался с Высоцким, но относился к нему, как и Вознесенский, с высокомерием. Кроме того, не раз обещал помочь в публикации произведений опального поэта, но обещаний своих не сдержал.

Общественная позиция

Отдельные факты из биографии Евгения Евтушенко могут показаться подозрительными. В середине шестидесятых он опубликовал несколько стихотворений, вызвавших большой резонанс в обществе. Одно из них называется "Танки идут по Праге". За подобное произведение автор запросто мог угодить за решетку или в психиатрической лечебницу, что нередко происходило с теми, чье творчество не соответствовало официальной идеологии.

Однако Евтушенко не преследовали. Его книги не запрещали. Он продолжал печататься, ездил по всему Советскому Союзу и даже в 70-е не раз бывал за границей. В то же время он поддерживал писателей-диссидентов - Солженицына, Даниеля и Бродского, который о его творчестве отзывался весьма нелестно. Согласно воспоминаниям Михаила Веллера, Евтушенко не раз помогал коллеге, несмотря на его резкую критику.


Интересные факты из биографии и личной жизни Евгения Евтушенко

  • Есть версия, что поэт сотрудничал с властями. Она якобы и объясняет причины беспрепятственных поездок за границу, которые Евтушенко совершал даже в эпоху застоя. Эту точку зрения высказал разведчик Павел Судоплатов в своей книге воспоминаний, но скорее в форме предположения. Впрочем, такие обвинения нужно подтверждать документально, а никаких доказательств предоставлено не было.
  • В Переделкино - писательском поселке, в котором когда-то проживали Борис Пастернак, Марина Цветаева и другие поэты, - в 2010 году Евтушенко открыл галерею. Здесь представлена его личная коллекция. Картины подарены поэту художниками Пикассо, Шагалом. Среди произведений живописи есть и работа Эрнста - живописца, который стоял у истоков сюрреализма.
  • В конце шестидесятых Евгений Евтушенко посетил Португалию. Это была полулегальная поездка. Приезд советского поэта организовала Сну Абекассиш - издательница, у которой появились позже проблемы с органами госбезопасности Португалии. Под впечатлением от этой поездки поэт написал произведение "Любовь по-португальски".
  • Некоторые факты из биографии поэта можно узнать из романа Василия Аксенова "Таинственная связь", экранизированного в 2017 году. В названии этого произведения – слова из стихотворения первой жены Евтушенко, Беллы Ахмадулиной. В первых главах книги показаны события начала шестидесятых. Однако в предисловии автор предупреждает, что в его романе, как в каждом художественном произведении, присутствует и доля вымысла.
  • По мнению Евтушенко, лучшее его произведение - "Голубь Сантьяго". Поэт утверждал, что стихотворение спасло более трехсот человек от самоубийства.
  • В 1963 году Евтушенко номинировали на Нобелевскую премию.