Благодаря тому, что каждое существо наделено все мы получаем то, без чего не можем жить - кислород. У всех наземных животных и людей эти органы называются легкими, которые поглощают максимальное количество кислорода из воздуха. рыб же состоит из жабр, которые втягивают в организм кислород из воды, где его куда меньше, чем в воздухе. Именно из-за этого строение тела данного биологического вида так отличается от всех хребетных наземных существ. Что же, рассмотрим все особенности строения рыб, их дыхательной системы и прочих жизненно важных органов.

Кратко о рыбах

Для начала попробуем разобраться в том, что же это за существа, как и чем они живут, какую имеют взаимосвязь с человеком. Потому сейчас мы начинаем наш урок биологии, тема "Морские рыбы". Это надкласс позвоночных животных, которые обитают исключительно в водной среде. Характерной чертой является то, что все рыбы челюсторотные, а также обладают жабрами. Отметить стоит, что данные показатели характерны для каждого вне зависимости от размера и массы. В жизни человека данный подкласс играет экономически важную роль, так как большинство его представителей употребляются в пищу.

Считается также, что рыбы были на заре эволюции. Именно такие существа, которые могли обитать под водой, но еще не имели челюстей, когда-то были единственными жителями Земли. С тех пор вид эволюционировал, некоторые из них превратились в животных, некоторые остались под водой. Вот и весь урок биологии. Тема "Морские рыбы. Краткий экскурс в историю" рассмотрена. Наука, изучающая морские рыбы, носит название "ихтиология". Давайте теперь перейдем к изучению этих существ с более профессиональной точки зрения.

Общая схема строения рыб

Обобщенно можно сказать, что тело каждой рыбы делится на три части - голова, туловище и хвост. Голова заканчивается в районе жабр (в их начале или конце - зависит от надкласса). Туловище оканчивается на линии анального отверстия у всех представителей данного класса морских обитателей. Хвост же - простейшая часть организма, которая состоит из стержня и плавника.

Форма тела строго зависит от условий обитания. Рыба, которая живет в средней толще воды (лосось, акула), имеет торпедовидную фигуру, реже - стреловидную. Те же которые плавают над самым дном, имеют сплющенную форму. К ним можно отнести лисиц и других рыбок, которые вынуждены плавать среди растений или камней. Они приобретают более маневренные очертания, которые имеют много общего со змеями. К примеру, угорь является обладателем сильно вытянутого тела.

Визитка рыбы - ее плавники

Без плавников невозможно себе представить строение рыбы. Картинки, которые представлены даже в детских книгах, непременно демонстрируют нам эту часть тела морских жителей. Что же они собой представляют?

Итак, плавники бывают парными и непарными. К парным можно отнести грудные и брюшные, которые симметричны и синхронно двигаются. Непарные представлены в виде хвоста, спинных плавников (от одного до трех), а также анального и жирового, который находится сразу сзади спинного. Сами по себе плавники состоят из жестких и мягких лучей. Именно исходя из количества этих лучей высчитывается плавниковая формула, которая применяется для определения конкретного вида рыбы. Латинскими буквами определяется местоположение плавника (А - анальный, P - грудной, V - брюшной). Далее римскими цифрами указывается количество жестких лучей, а арабскими - мягких.

Классификация рыб

Сегодня условно всех рыб можно разделить на две категории - хрящевые и костные. В первую группу входят такие обитатели моря, скелет которых состоит их хрящей различного размера. Это вовсе не означает, что подобное существо мягкое и не способное к передвижению. У многих представителей надкласса хрящи затвердевают, и по своей плотности становятся почти как кости. Вторая категория - костные рыбы. Биология как наука утверждает, что именно этот надкласс был отправной точкой эволюции. Некогда в его рамках находилась давно вымершая кистеперая рыба, от которой, возможно, произошли все наземные млекопитающие. Далее мы более подробно рассмотрим строение тела рыбы каждого из этих видов.

Хрящевые

В принципе, строение не являет собой нечто сложно и необычное. Это обыкновенный скелет, который состоит из очень твердых и прочных хрящей. Каждое соединение пропитано солями кальция, благодаря которым в хрящах и появляется прочность. Хорда держит свою форму на протяжении всей жизни, при этом она частично редуцирована. Череп соединен с челюстями, вследствие чего скелет рыбы имеет целостную структуру. К нему также присоединены плавники - хвостовой, парные брюшные и грудные. Челюсти располагаются на брюшной стороне скелета, а над ними находятся две ноздри. Хрящевой скелет и мышечный корсет таких рыб снаружи покрыт плотной чешуей, которая называется плакоидной. Она состоит из дентина, который по своему составу похож на обыкновенные зубы у всех наземных млекопитающих.

Как хрящевые дышат

Дыхательная система хрящевых представлена в первую очередь жаберными щелями. Их насчитывают от 5 до 7 пар на теле. Во внутренние органы кислород распространяется благодаря спиральному клапану, который тянется вдоль всего организма рыбы. Характерной чертой всех хрящевых является то, что у них отсутствует плавательный пузырь. Именно поэтому они вынуждены постоянно находиться в движении, чтобы не пойти ко дну. Важно также отметить, что в организме хрящевых рыб, которые априори обитают в соленых водах, содержится минимальное количество этой самой соли. Ученые полагают что это связано с тем, что в крови у данного надкласса очень много мочевины, которая состоит преимущественно из азота.

Костные

Теперь рассмотрим, как выглядит скелет рыбы, принадлежащий к надклассу костных, а также узнаем, чем еще характерны представители этой категории.

Итак, скелет представлен в виде головы, туловища (они существуют отдельно, в отличие от предыдущего случая), а также парных и непарных конечностей. Черепная коробка поделена на два отдела - мозговой и висцеральный. Второй включает в себя челюстную и подъязычную дуги, которые являются главными составляющими челюстного аппарата. Также в скелете костной рыбы имеются жаберные дуги, которые предназначены для удержания жаберного аппарата. Что касается мышц данного вида рыб, то все они имеют сегментарное строение, а наиболее развитые из них - это челюстные, плавниковые и жаберные.

Дыхательный аппарат костных обитателей моря

Наверное, уже стало всем понятно, что дыхательная система рыб надкласса костных главным образом состоит из жабр. Они располагаются на жаберных дугах. Также неотъемлемой составляющей частью таких рыб являются жаберные щели. Они прикрыты одноименной крышкой, которая предназначена для того, чтобы рыба могла дышать даже в обездвиженном состоянии (в отличие от хрящевых). Некоторые представители надкласса костных могут дышать через кожный покров. А вот те, которые обитают непосредственно под поверхностью воды, и при этом никогда глубоко не опускаются, наоборот, захватывают воздух своими жабрами из атмосферы, а не из водной среды.

Строение жабр

Жабры - уникальный орган, который ранее был присущ всем первичноводным созданиям, проживавшим на Земле. В нем происходит процесс газообмена между гидросредой и организмом, в котором они функционируют. Жабры рыбы нашего времени мало чем отличаются от тех жабр, которые были присущи более ранним обитателям нашей планеты.

Как правило, они представлены в виде двух одинаковых пластинок, которые пронизаны весьма густой сетью кровеносных сосудов. Неотъемлемой частью жабр является целомическая жидкость. Именно она совершает процесс газообмена между водной средой и организмом рыбы. Отметим, что данное описание дыхательной системы присуще не только рыбам, а многим позвоночным и не позвоночным обитателям морей и океанов. А вот о том, что особенного в себе несут именно те органы дыхания, которые находятся в организме рыб, читайте далее.

Где располагаются жабры

Дыхательная система рыб в своем большинстве сосредоточена в глотке. Именно там располагаются на которых закреплены одноименные органы газообмена. Они представлены в виде лепестков, которые пропускают сквозь себя и воздух, и различные жизненно-необходимые жидкости, что находятся внутри каждой рыбы. В определенных местах глотка пронизывается жаберными щелями. Именно через них проходит тот кислород, который поступает в рот рыбы с заглатываемою ею водой.

Весьма важным фактом является то, что в сравнении с размерами организма многих морских обитателей, их жабры весьма велики для них. В связи с этим в их организмах возникают проблемы с осмолярностью плазмы крови. Из-за этого рыбы всегда пьют морскую воду и выпускают ее через жаберные щели, тем самым ускоряя различные обменные процессы. Она имеет меньшую консистенцию, нежели кровь, потому быстрее и эффективнее снабжает жабры и прочие внутренние органы кислородом.

Сам процесс дыхания

Когда рыба только появляется на свет, дышит практически все ее тело. Кровеносными сосудами пронизан каждый ее орган, включая наружную оболочку, потому кислород, который находится в морской воде, проникает в организм постоянно. Со временем у каждой подобной особи начинает развиваться жаберное дыхание, так как наибольшей сеткой кровеносных сосудов оснащаются именно жабры и все прилегающие к ним органы. Тут то и начинается самое интересное. Процесс дыхания каждой рыбы зависит от ее анатомических особенностей, потому в ихтиологии принято делить его на две категории - активное дыхание и пассивное. Если с активным все понятно (рыба дышит «обычно», набирая кислород в жабры и обрабатывая его, как человек), то с пассивным мы сейчас попробуем разобраться более детально.

Пассивное дыхание и от чего оно зависит

Данный тип дыхания свойственен только быстроходным обитателям морей и океанов. Как мы уже говорили выше, акулы, а также некоторые другие представители хрящевого надкласса не могут длительное время находиться без движения, так как у них отсутствует плавательный пузырь. Этому есть еще одна причина, а именно - это и есть пассивное дыхание. Когда рыба плывет на большой скорости, она приоткрывает рот, и туда автоматически попадает вода. Приближаясь к трахеям и жабрам, от жидкости отделяется кислород, который и питает организм морского скороходного обитателя. Именно поэтому длительное время находясь без движения рыба лишает себя возможности дышать, не затрачивая на это никаких сил и энергии. Напоследок заметим, что к таким быстроходным жителям соленых вод относятся преимущественно акулы и все представители скумбриевых.

Главная мышца организма рыбы

Весьма простым является рыбы, которое, отметим, за всю историю существования данного класса животных, практически не эволюционировало. Итак, этот орган у них двухкамерный. Он представлен одним основным насосом, в состав которого входит две камеры - предсердие и желудочек. Рыбье сердце перекачивает только венозную кровь. В принципе, у данного вида морских обитателей имеет замкнутую систему. Кровь циркулирует через все капилярчики жабр, затем сливается в сосудах, а оттуда снова расходится на более мелкие капилляры, которые уже снабжают остальные внутренние органы. После этого «отработанная» кровь собирается в венах (их у рыб две - печеночная и кардиальная), откуда уже поступает непосредственно к сердцу.

Заключение

Вот и подошел к концу наш краткий урок биологии. Тема рыб, как оказалось, весьма интересна, увлекательна и проста. Организм данных обитателей моря крайне важен для изучения, так как считается, что именно они были первыми обитателями нашей планеты, каждая из них - это есть ключ к разгадке эволюции. Кроме того, изучать строение и функционирование рыбьего организма намного проще, чем какого-либо другого. И размеры данных обитателей водной стохии вполне приемлемы для детального рассмотрения, и при этом все системы и образования просты и доступны даже для детей школьного возраста.

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект подготовили: Канцевич Анна Геннадьевна

Вид проекта: комбинированный Длительность проекта: неделя

поисково-познавательный

Краткая аннотация проекта

Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. В то время они были самыми высокоразвитыми созданиями.

С тех пор они стали развиваться самыми различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых примитивных океанских рыб.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабер. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.

В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Причиной того, что рыбы имеют темную окраску сверху и светлую снизу, является то, что это помогает им защититься от своих врагов, которые, смотря сверху, видят темный цвет, сливающийся с водой реки или океана. Глядя снизу, кажется, что это светлая поверхность воды. Существует более 20 тысяч рыб, и трудно вообразить, сколько неповторимого есть в жизни каждой!

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к вещам, материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Многие дети совсем не знают и не различают рыб, часто встречающихся в водоёмах (реках, озерах). В рамках проекта дети рассматривают иллюстрации, целенаправленно наблюдают за рыбками в аквариуме, читают про птиц рыбок, рассказы, загадки. На занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «морские рыбки», «аквариумные рыбки», «озерные и речные рыбки», выявляют особенности поведения рыб, трудности которые они испытывают в грязной воде.

Проблема проекта

Многие считают, что рыба в любой воде чувствует себя комфортно, что это - естественное явление. На самом деле рыбам очень сложно жить в загрязненной воде, ведь их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха. Поэтому нам нужно задуматься о том, как помочь рыбкам?

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Рыбы: кто они?

Проблемный вопрос: Нужна ли рыбам вода?

Познавательные вопросы: Какое значение вода играет в жизни человека? Как рыбы приспосабливаются к жизни?

Цель проекта:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной деятельности, развитие исследовательских способностей, воспитание бережного отношения и любви к окружающей природе.

Задачи проекта:

  • Формирование умения наблюдать, умения самостоятельно действовать;
  • Приобщать к полезной информации;
  • Развивать творческую деятельность у дошкольников;

Первый день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Беседа «Кто такие рыбы?»
  1. Рассматривание иллюстраций в литературном уголке и на стендах.
  1. Видеопрезентация «Путешествие в подводный мир» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Наблюдаем за рыбкой в аквариуме.

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Словесная игра «Я знаю пять речных рыб…» - активизация словаря (названия рыб)

  1. Экспериментирование – «Какая вода нужна вода в аквариуме?» - уточняем представления о воде, которая нужна для аквариума.
  1. Свободное рисование

Подвижные игры

  • «Рыбка, рыбка»
  • «Морские волны»

Игры с мячом

Второй день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Лепка из солёного теста.
  1. Этюды психогимнастики «Земля-вода»
  1. Физминутка «Рыбки плавали»
  1. Видеоряд – мультфильм «Ловись рыбка!» с использованием мультимедийных технологий.
  1. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Игры на воздухе

  • “Море волнуется”
  • “Караси и щука”

Беседа: «Если я был бы рыбкой...»

  1. Словесная игра «Узнай рыбку» - активизация словаря (прилагательные)
  1. Чтение сказки Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
  1. ХПД – коллективная работа «Золотая рыбка» (нетрадиционные техники)

Подвижные игры

  • По желанию детей

Третий день

УТРО

ПРОГУЛКА

ВЕЧЕР

ПРОГУЛКА

  1. Экологическая экскурсия «Кто живёт в реке и озере?» по Воронкевич
  1. Рисование «Обитатели рек и озёр».
  1. Чтение энциклопедии «Рыбы»
  1. Рассматривание иллюстраций

Игры на воздухе

  • “Караси и щука”
  • “Рыболов”

Рисование палочками на песке «Чья рыбка лучше?»

  1. Словесная игра «Сказки с названием рыб» - активизация словаря
  1. Чтение стихотворений о птицах
  1. Создание коллективной работы «Рыбки» (оригами)

Подвижные игры

  • «Морские волны»
  • «Рыбка, рыбка»

Игры с мячом

«Рыбы Узбекистана» - Многообразие водоемов никак не используется рыбным хозяйством. Биоразнообразие - основа питания человека через производство пищевых продуктов. В новых условиях в каждом водохранилище сформировались и обособились собственные популяции. Решить продовольственную программу может только рыбоводство (аквакультура).

«Вопросы о рыбах» - По чешуе можно узнать возраст рыб. Тип хордовые. Многообразие надкласса рыб. Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб. Второй вопрос. Подтип позвоночные (черепные). II вариант К пресноводным рыбам относится: А)Тунец Б) Камбала В) Форель. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов. Какие приспособления имеют рыбы для обитания в воде?

«Хрящевые рыбы» - тип Хордовые. Хрящевые рыбы. ЗАДАНИЕ 2: НАЗОВИТЕ признак, по которому вы исключили лишнее понятие. Систематическое положение речного окуня. Сравнение. Например: костный скелет сравнить с хрящевым. подтип Позвоночные. Отличия. Признаки ПОЗВОНОЧНИК ЧЕРЕП ГОЛОВНОЙ МОЗГ СПИННОЙ МОЗГ ПОЧКИ. Признаки КОСТНЫЙ СКЕЛЕТ ЖАБЕРНЫЕ КРЫШКИ ПЛАВАТЕЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ.

«Класс Рыбы» - Наука о рыбах (от греческого «ихтис» -рыба). Не летит, не поёт, а клюёт. Подтип Бесчерепные. Какое значение имеет такое расположение чешуи? Ихтиология -. Оборудование: Аквариумные рыбы в баночках, речной окунь (натуральный), стеклянные палочки. Вывод. Беспозвоночные животные. Царство Животные. Такая функция называется – гидростатическая.

«Кистепёрые рыбы» - Кистепёрые рыбы - надотряд, древняя и почти полностью вымершая группа рыб. Второй экземпляр был пойман на удочку с глубины 15 м в том же районе. Кистепёрые рыбы. Научная классификация. Особенностью кистепёрых являются плавники, в основании которых расположена мышечная лопасть. К 1980 году было выловлено более 70 латимерий.

«Дыхательная система» - Газообмен. Вдох. Выделяют зоны M, L и S. Дыхательный центр. Функциональная дыхательная система слагается из следующих элементов: Латеральное ретик. Дыхательный центр координирует ритмическую активность мышц, обеспечивающих вдох и выдох. Диафрагма иннервируется мотонейронами III- IV шейных сегментов спинного мозга.

Рыбам свойственно два типа дыхания: водное (при помощи жабр и кожи) и воздушное (при помощи кожи, плавательного пузыря, ки- шечника и наджаберных органов). Органы дыхания рыб делятся на: 1) основные (жабры); 2) дополнительные (все остальные).

Основные органы дыхания. Главной функцией жабр является газообмен (поглощение кислорода и выделение углекислого газа), они участвуют также в водно-солевом обмене, выделяют аммиак и мочевину.

У круглоротых органы дыхания представлены жаберными мешками (энтодермального происхождения), которые образовались в результате отделения от глотки. У миноги имеется семь пар жаберных мешков с двумя отверстиями в каждом из них: наружным и внутренним, ведущим в дыхательную трубку и способным закрываться. Дыхательная трубка образовалась в результате разделения глотки на две части: нижнюю дыхательную и верхнюю пищеварительную. Заканчивается трубка слепо, а от ротовой полости отделена особым клапаном. У личинки миноги (пескоройки) дыхательной трубки нет и внутренние жаберные отверстия открываются прямо в глотку. У большинства миксин наружные жаберные отверстия с каждой стороны объединяются в общий канал, который открывается дальше последнего жаберного мешка. Кроме того, носовое отверстие у миксин сообщается с глоткой. Вода у круглоротых поступает через ротовое отверстие в глотку или дыхательную трубку (у взрослых миног и миксин), затем в жаберные мешки, откуда выталкивается наружу. При питании вода засасывается и выводится через наружные жаберные отверстия. У закопавшихся в ил миксин вода поступает в жаберные мешки через носовое отверстие.

У эмбрионов рыб дыхание осуществляется за счет развитой сети кровеносных сосудов на желточном мешке и в плавниковой складке. По мере рассасывания желточного мешка увеличивается количество кровеносных сосудов на плавниковых складках, боках, голове. У личинок некоторых рыб развиваются наружные жабры – выросты кожи, снабженные кровеносными сосудами (двоякодышащие, многопер, вьюн и др.).

Основными органами дыхания взрослых рыб являются жабры (эктодермального происхождения).

У большинства хрящевых рыб имеется пять пар жаберных отверстий (у некоторых 6–7) и столько же жаберных дуг. Жаберной крышки нет, исключение составляют цельноголовые (химеры), у которых жаберные щели прикрыты кожной складкой. У акул жаберные отверстия располагаются по бокам головы, у скатов – на нижней поверхности тела.

Каждая жабра хрящевых рыб состоит из: 1) жаберной дуги; 2) жаберных лепестков; 3) жаберных тычинок.

От внешней стороны жаберной дуги отходит межжаберная перегородка, жаберные лепестки покрывают ее с двух сторон, при этом задний край перегородки остается свободным и прикрывает наружное жаберное отверстие (рис. 18). Жаберные перегородки поддерживаются хрящевыми опорными лучами. Жаберные тычинки находятся на внутренней поверхности жаберной дуги. У основания межжаберной перегородки располагаются кровеносные сосуды: 1) приносящая жаберная артерия, по которой идет венозная кровь; 2) две выносящие жаберные артерии с артериальной кровью.

Жаберные лепестки, расположенные на одной стороне перегородки, образуют полужабру. Таким образом, жабра состоит из двух полужабр, находящихся на одной жаберной дуге, а совокупность двух полужабр, обращенных в одну жаберную щель, образует жаберный мешок. На первых четырех из пяти жаберных дугах имеется по две полужабры, а на последней жаберных лепестков нет, но в первом жаберном мешке на гиодной дуге есть еще одна полужабра. Следовательно, у хрящевых рыб имеются четыре с половиной жабры.

У хрящевых рыб к органам дыхания могут быть отнесены брызгальца, представляющие собой рудиментарную жаберную щель. Они располагаются позади глаз и сообщаются с ротоглоточной полостью. На передней стенке брызгалец имеются клапаны, а на задней стенке – ложная жабра, снабжающая кровью органы зрения. Брызгальца имеются у хрящевых и осетровых. У хрящевых рыб в отличие от костных рыб жабры не выделяют продукты азотистого обмена и соли.

У акул при дыхании вода поступает через ротовое отверстие и выходит через наружные жаберные щели. У скатов вода поступает в ротоглоточную полость через открытые клапаны брызгалец, а при закрытии клапанов выходит наружу через жаберные щели.

Осетровые рыбы в жабрах имеют короткие межжаберные перегородки. Их редукция связана с появлением жаберной крышки, от которой отходят жаберные перепонки, прикрывающие жабры снизу. У осетровых (как и у хрящевых рыб) имеется пять пар жаберных дуг, на последней жаберной дуге, скрытой под кожей, жаберных лепестков нет. Передний ряд жаберных лепестков располагается на внутренней поверхности жаберной крышки и образует полужабру гиодной дуги (оперкулярную жабру). У осетровых, как и у хрящевых, имеется четы ре с половиной жабры. На внутренней поверхности жаберной дуги в два ряда расположены жаберные тычинки.

У костистых рыб имеется четыре жаберные дуги и столько же полных жабр (задняя, пятая, жаберная дуга жабр не несет). Каждая жабра состоит из двух полужабр, но в связи с наличием развитой жаберной крышки межжаберная перегородка полностью редуцируется, и жаберные лепестки прикрепляются непосредственно к жаберной дуге, что увеличивает дыхательную поверхность жабр. Основу жабры составляет костная жаберная дуга, на которой располагаются жаберные лепестки треугольной формы. Жаберные лепестки с обеих сторон покрыты жаберными лепесточками (или респираторными складочками), где и происходит газообмен. У основания жаберных лепестков лежат хлоридные клетки, которые выводят соли из организма. По внутреннему краю жаберного лепестка проходит поддерживающий хрящевой луч, вдоль которого тянется лепестковая артерия, а по противоположной стороне – лепестковая вена. У основания жаберных лепестков проходят приносящая и выносящая жаберные артерии. На внутренней поверхности жаберной дуги расположены жаберные тычинки различных размеров и формы.

При жаберном дыхании костных рыб вода через рот поступает в глотку, проходит между жаберными лепестками, отдает кислород в кровь, получает углекислоту и выходит из жаберной полости наружу. Жаберное дыхание может быть: 1) активным, вода через ротовое отверстие засасывается в глотку и омывает жаберные лепестки за счет движения жаберных крышек (у всех рыб); 2) пассивным, рыбы плавают с приоткрытыми ртом и жаберными крышками, а ток воды создается за счет движения самой рыбы (у рыб, обитающих в воде с высоким содержанием кислорода).

Дополнительные органы дыхания. В процессе эволюции у костных рыб, живущих в водоемах, где существует дефицит кислорода, развились дополнительные органы дыхания.

Кожное дыхание свойственно почти всем рыбам. У рыб теплых стоячих водоемов через кожу поступает около 20% потребляемого кислорода, иногда эта величина может повышаться до 80% (карп, карась, линь, сом). У рыб, обитающих в водоемах с высоким со- держанием кислорода, кожное дыхание не превышает 10% общего потребления кислорода. Молодь, как правило, более интенсивно дышит кожей, чем взрослые особи.

Некоторым видам свойственно воздушное дыхание, которое осуществляется при помощи наджаберных органов, имеющих различное строение. В верхней части глотки у многих из них развиваются парные полые камеры (наджаберные полости), где слизистая оболочка образует многочисленные складки, пронизанные кровеносными капиллярами (змееголов). У ползуновых (лабиринтовых) рыб складки слизистой оболочки поддерживаются лабиринтообразно изогнутыми костными пластинками, отходящими от первой жаберной дуги (ползун, петушки, гурами, макроподы).

У клариевых сомов от жаберной полости отходит непарный древовидно разветвленный наджаберный орган, расположенный сверху и сзади жабр. У мешкожаберных сомов дополнительными органами дыхания являются парные длинные слепые мешки, которые отходят от жаберной полости и тянутся под позвоночником до хвоста. Рыбы, имеющие наджаберные органы, приспособились к дыха- нию атмосферным кислородом и лишенные возможности подни- маться и заглатывать воздух у поверхности погибают от удушья даже в воде, богатой кислородом.

У некоторых рыб наблюдается кишечное дыхание. Внутренняя поверхность части кишечника у них лишена пищеварительных желез и пронизана густой сетью кровеносных капилляров, где происходит газообмен. Воздух, заглатываемый через рот, проходит через кишечник и выходит наружу через анальное отверстие (вьюн) или выталкивается обратно и выходит через рот (тропические сомы). У ряда тропических рыб для дыхания воздухом используется желудок или специальный слепой вырост желудка, заполненный воздухом.

Плавательный пузырь рыб также участвует в газообмене. У двоякодышащих рыб он преобразовался в своеобразные легкие, они имеют ячеистое строение и сообщаются с глоткой. Воздух при дыхании поступает в легкие через ротовое или носовые отверстия. Среди двоякодышащих рыб есть однолегочные (рогозуб) и двулегочные (протоптер, лепидосирен). У однолегочных легкое разделено на две части и хорошо развиты жабры, поэтому они одинаково могут дышать и легкими, и жабрами. У двулегочных плавательный пузырь парный, жабры недоразвиты. Когда рыбы находятся в воде, легкие являются дополнительными органами дыхания, а в высохших водоемах, когда они зарываются в грунт, легкие становятся основным органом дыхания.

Плавательный пузырь является дополнительным органом дыхания и у некоторых других открытопузырных рыб (многопер, амия, панцирная щука, харациновые). Он пронизан густой сетью кровеносных капилляров, а у некоторых появляется ячеистость, что увеличивает внутреннюю поверхность.

Н. В. ИЛЬМАСТ. ВВЕДЕНИЕ В ИХТИОЛОГИЮ. Петрозаводск, 2005

Дыхательная система рыб имеет основной орган - жабры, которые обеспечивают газообмен.

Они расположены по обе стороны рта животного.

Представляют собой расположенные на костях головы жаберные лепестки с мельчайшими кровеносными сосудами.

Про рыб

Рыбами принято называть большую группу водных животных, имеющих позвоночник. Они живут в пресных и соленых водоемах. Их встречают в высокогорных ручьях и в океанских глубинах по всему миру.

Рыбы умело приспосабливаются к самым разным условиям их обитания. Подтверждением тому служит их дыхательная система, обеспечивающая жизнедеятельность таких животных в самых сложных обстоятельствах. Большинство из них после развития из эмбриона дышат с помощью жабр.

Некоторые, кроме того, могут пользоваться другими способами дыхания. Одни могут аккумулировать в организме влажный воздух, другие могут непосредственно дышать воздухом. Значение рыб как важного элемента в системе питания человека и других животных трудно переоценить.

Благодаря ним функционирует рыбопромысловая промышленность и рыбоперерабатывающие предприятия.

Как работает система дыхания рыб

Когда рыба находится в состоянии личинки, роль органа дыхания выполняет оплетенный сетью капилляров желточный мешок. Позже в системе дыхания используются плавниковые кровеносные сосуды. Иногда - расположенные снаружи личиночные жабры.

У взрослых рыб жабры расположены в называемых жаберными щелями отверстиях. Они позволяют глотке животного сообщаться с окружающей его водной средой. Сформировались жабры в качестве органа рыбного дыхания преимущественно из выпуклостей глоточных стенок.

дыхательная система рыб фото

Костные рыбы имеют специальные крышки на теле, именуемые жаберными. Они попеременно открываются и закрываются, обеспечивая омывание дыхательного органа при поступлении воды через рот. Таким образом он активно вентилируется при помощи своеобразного жаберного насоса.

Хрящевые рыбы вроде скатов или акул имеют перегородки на жаберных щелях. Это позволяет специальными отверстиями открывать жабры для пропускания воды. Жаберные лепестки на стенках этих перегородок покрывает плотная сеть капилляров. В процессе дыхания рыбы получение нею кислорода и вывод из организма других газов происходит с помощью этих кровеносных сосудов.

Жабры помимо дыхания выполняют другие важные функции. Через них выделяется углекислый газ, прочие вещества, появляющиеся в результате обмена веществ, такие как мочевина и аммиак. Они также помогают водно-солевому обмену. У многих рыб на них расположены рецепторы вкуса. Если в водоеме содержание кислорода невелико, у некоторых рыб, живущих в иле или лабиринтах, образуются специальные наросты в виде гроздей или покрытых слизистой оболочкой пластинок.

  • свыше 31 тысячи видов позвоночных, живущих на Земле, а это больше половины считаются рыбами
  • в древности у костных рыб появились лёгкие, что давало им возможность дышать воздухом и осваивать сушу
  • рыбы живут в водоемах на высоте свыше шести километров над уровнем моря и на глубине более одиннадцати километров в океане
  • у некоторых рыб функцию дополнительного дыхательного органа выполняет соединенный с кишечником плавательный пузырь
  • вьюны и им подобные рыбы заглатывают пузырьки воздуха и подпитываются ними через кишечник.