Республика Татарстан - довольно большой регион нашей страны, включающий в себя множество районов, городов и поселений, которые ранее существовали вне Татарстана. У каждого из таких мест есть свои легенды и предания, которые ничуть не менее интересны, чем широко известные сказания о Сююмбике или Зиланте, и заслуживают того, чтобы мы с ними познакомились.

Сами татарстанцы любят таинственные истории и мифы о своей земле: недаром в Мамадышском районе объявили конкурс на лучшее предание о различных местах района.

Легенда о появлении татар

Этнографы наверняка смогут аргументировано рассказать об этом вопросе множество всего интересного, но нас интересуют именно полулегендарные времена, когда об этносах даже не помышляли.

Итак, жили два брата - Булгар и Буртас (от их имен пошли названия города на Каме и народа буртасов). Они, в свою очередь, были сыновьями мифического богатыря Алпа, брата самого Тюрка, давшего название многим азиатским народам. Вот такое непростое легендарное генеалогическое древо.

Собственно, никаких других драматических историй в этом вопросе нет: пришли в эти земли два брата со своими семьями-племенами и стали просто жить, дав начало современному татарскому этносу и культуре.

Что же касается собственно слова «татары», то жители республики считают, что это название идет с тех времен, когда их предки жили в монгольских и маньчжурских степях: у берегов Амура кочевало племя та-тань.

Оно вместе с воинственными монголами пошло на завоевание земель на западе, и осело в волжско-камских землях. А название племени со временем было искажено другими народами, да так и привязалось к племени та-таней, ставших татарами.

Предание о Биляре

Этот древний город существовал около 500 лет, со второй половины IX века. Это был очень богатый, развитый город, который был разрушен татаро-монголами практически до основания. Оттого до нас дошли лишь предания о том, как храбрые билярцы сопротивлялись захватчикам.

Монголы долгое время никак не могли захватить город - слишком уж крепки были его стены и стойки защитники. Тогда пошли татаро-монголы на хитрость: поймали множество голубей, повязали к ним горящие ветоши и отпустили в направлении Биляра.

Никаких преданий из истории Древней Руси этот сюжет не напоминает? Так или иначе, в городе начался страшный пожар (город в основном был деревянным), горожане бросились тушить бушующее пламя, ослабив оборону, а монголы воспользовались этим и взяли Биляр штурмом.

Легенда о змее-оракуле (Елабуга)

В восточной мифологии и татарской в частности очень много персонажей и существ, так или иначе похожих на змей или драконов. В этом можно убедиться просто посмотрев на символику Казани или познакомившись с мифологией народа.

Поэтому совсем не удивительно, что в местах, где сейчас расположена Елабуга до сих пор живет легенда о змее-оракуле, который обитал на месте сегодняшнего Чертова городища.

Впрочем, он был совсем неагрессивен, наоборот - люди приходили к нему, чтобы узнать о своей судьбе, своем будущем.Поговаривают, даже знаменитая царевна Сююмбике приезжала к змею-оракулу за провидением и предсказанием.

Почему один из городов Татарстана называется Заинском?


Не только Казань может похвастаться любопытной легендой о происхождении своего названии. Небольшой Заинск также располагает довольно симпатичной историей и драматичным легендарным прошлым.

Когда в эти земли пришли предки современных татар, они были чрезвычайно измучены долгой дорогой по сухим безводным степям и лесам. Потому, когда они увидели реку они от радости стали кричать «сай», что на их языке значило «вода». Потому и ранее безымянную реку стали звать Сай.

Со временем название чуть изменилось и стало звучать как Зай, а на берегах реки появился город - Заинек. Со временем он разросся и был очень богат. Однако на него напал злой дракон Барадж, разрушивший и сжегший весь город, уничтоживший почти все его население. Никто не смел селиться на этих землях. Оставшиеся в живых переселились чуть подальше от Зая, но и там не удавалось им наладить мирной жизни: постоянно селища беженцев разоряли воинственные соседи.

Тогда решил богатырь Йсхан-бек вернуть своему народу старое место, где им жилось спокойно и хорошо. Отправился он к старому селищу, порушенному Бараджей. Однако дракона там уже не было, богатырь вернулся к своему народу, сообщил им радостную весть и вернулись они на старое место.

Со временем город восстановили, но его, как и все татарские земли присоединили к Русскому царству, и название стало звучать более традиционно для славян - Заинск.

Предание о водяном быке (Высокогорский район)

К северо-западу от Казани находится озеро, которое называется в точности так же, как и аналогичный водоем в Средней Азии - Кара-Куль.


По преданию, с самых первых времен, что в районе Высокой горы поселились люди, почти еженощно в окрестностях озера раздается страшный рев, похожий на мычание быка.

Поскольку живьем это существо никто на суше не видел, то и принято считать, что бык живет под водой. Назвали его «су угезе» - «водяной бык».

Все описывали его по-разному: кто-то видел не то змея с головой быка, то крылатую рогатую рыбу.

Схожее существо живет и в другом озере - Елан-ер. По преданию, здесь также жил огромный змей, требовавший дани с тех, кто собирался ловить рыбу или промышлять в здешних лесах. Никто на протяжении веков не смел купаться в Ерлан-ер, из которого также звучали страшные звуки какого-то чудища. И по сей день пожилые жители местных деревень не купаются в водоеме.

Впрочем, геологи имеют свой ответ на вопрос, откуда берутся эти пробирающие до глубины души звуки: видимо, карстовые плиты и слои перемещаются, и в образовывающиеся проломы с шумом втягивается вода.

Свияжские русалки

Многие старожилы селений по берегам Волги и Свияги в районе города Свияжска утверждают, что в местных водах водятся русалки. Никаких причин или преданий их появления в этих местах нет, но жители рассказывают, что видели женщин-русалок, пусть и без хвостов, гуляющих по лесам.

Как считают те же местные жители, зимой русалки уходят в подводные пещеры и там пережидают непогоду и холода.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

гульфира сабирзянова
Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани

Литературно-музыкальная постановка :

«Легенды и придания татарского народа »

ВЫПОЛНИЛА :

Воспитатель татарского языка :

СабирзяноваГульфираГумеровна

Цель :Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности изпоколения в поколение и значимости в настоящее время. Задачи.

Образовательные. Обогащать детей новыми знаниями о городе Казани, о изменениях в разные временные периоды.

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей. Актуальность : Взгляд всего мира прикован к городу Казани.

Материалы и оборудование : ноутбук, презентация, проектор, доска для показа презентации.

Демонстрационный материал : Альбом с фотографиями, презентация

Методы обучения : беседы, моделирование, рассказы, заучивание стихотворений.

Предполагаемые результаты . Расширение у детей знаний о столице Татарстана городе Казани . Создание презентации. Изготовление башни Сююмбике.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, их родители, воспитатели группы

Оформление зала : силуэты башен Сююмбике,Кул-Шариф,Кремля.

Звучит татарская музыка . под музыку вбегают в зал,встают полукругом.

Песня «ссламегалйкем”

Ведущий :

Хтерлдн курыкма, син!

ткннрне онытма,син,

Бел син ерак бабаларны

Ничек итеп кн иткнен :

Ни иккнен, ни чиккнен,

Нинди ырлар,нинди монар

Безг калдырып киткнен.

1-нче бала :

Бу –борынгы бабайларны

Туган –скн иллре.

Сылу Болгар кызларыны

Су коенган ирлре.

2 –нче бала :

Монда кемнр яшмгн!

Монда кемнр тормаган!

Кемнр днья кумаган да,

Кемнр шр кормаган!

3 –нче бала :

Заманында бу тбкт

Тимер,чуен чынлаган

Шушы Идел ярларында

Кемнр иген икмгн д,

Кемнр итек текмгн.

Ведущий : Наверное,каждый из вас задумывался над тем,почему наш город называется Казань. Существует много разных легенд . Все и не перечислить. Когда-то Казань была пограничной крепостью . В древности слова “Каз-ан” означали начало границы-пограничье.

Казан кайчандыр чик буе крепосте булган . Борынгы заманда “Каз-ан”сзлре чикне,чик буен алаткан. Бер риваятт болай сйлн.

4-нче бала :

Хан кызына мер бирде :

Кызым сзне тыла,-диде,

Мен бу алтын казанны

Су буена син илт диде.

Алтын казан авыр иде,

Сылукайны кулы талды.

Елга ирен иткч кен

Суга тшеп ул югалды.

5-нче бала :

Повелел своей дочери хан :

«К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан,золотой,

Ты держи его верной рукой».

И красавица к речке сбежала

Крепко –накрепко пальчики сжала

Но слишком тяжел был котел

Миг из рук и под воду ушел.

Ведущий :

Бер бай ялчысын елгага суга ибр.

Ялчы казан алып,суга кит

Су алыйм дис,казан тшеп кит.

Шуннан бирле елгага Казан-су дип исем бирел,

шрг Казан дип исем кушалар.

Сценка первая.

Ведущий :Казан-суелгасы Идел елгасынаага,Иделелгасыдигезг ага. Шуа кр композитор С. Сйдшев “дрн-дигез”дигн бик матур кй язган.

“дрн-дигез” ке (кызлар биюе)

Звучит музыка входит Сююмбике,исполняет танец.

Сююмбике :

Кипит казан, встает Казань.

Бурлит котел, богатый стол.

Пусть полной чашей будет дом

Да дружно будем жить мы в нем.

6 –нчы бала :

Моя Казань, моя столица!

Мой чудный, милый сердцу град!

Ничто с тобою не сравнится

Душа всегда к тебе стремится

Я видеть этот город рад.

7-нче бала :

Казань –столица Татарстана

Торжественна и величава

Раскинулась на берегу реки

Как город дивной красоты.

8-нче бала :

Свои истории страницы

Хранишь ты бережно в себе :

В кремле,домах,музеях,лицах

И в стенах башни Сююмбике.

Сююмбике :Ребята, я принесла вам подарок. Это бывший герб Казани.

Казан туграсынаигътибар белн кара ле,анда нрс сртлнгн?

Сез ничек уйлыйсыз,ни чен?

Балалар :.

9-нчы бала :Идел буе матурлыгына сокланып йргннн со,Сен патша шушында шрг нигез салырга уйлый. Шунда кинт кк карагылана,ирселкен башлый. Куркыныч адаа кешелр стен ташлана. Аа ияреп башкалары да ояларыннан чыгалар. Каяндыр Батыр егет була да,еланнарны сихерле тгрк эченд калдырып,тир ягына чыбык-чабык еп,ут тртеп яндыра.

10-нчы бала :

Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,

Чудо город построить решил царь Саин .

…Задрожала земля, небосвод потемнел :

Аждаха лютый змей на людей налетел.

С ним другие ползли, смерть и ужас несли.

Тут нашелся Батыр удалой,

Змея он обвел чертой колдовской.

Тростником тот круг обложил,

Вмиг поджег и разом спалил.

Танец змей и Батыра

Ведущий : Это, конечно, легенда , но то, что на холме было много змей-сущая правда.

Сююмбике :Вы очень хорошо рассказали о гербе Казани. Поэтому я вам дарю подарок с изображением Зиланта.

Ведущий :

Казанский кремль выглядит не старым

Вот минарет, игла в его руке

Тот минарет, конечно же не даром

С древнейших пор зовут Сююмбик.

С него царица,помолившись слезно,

Смотрела в эту сторону и в ту.

Когда Казань сломил осадой Грозный,

Красавица шагнула в пустоту.

Сююмбике :

Она ушла,народ мечтал о чуде

Храня культуру и родную речь

Потом легенду выдумали люди

Чтоб честь родную города сберечь

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет

Под натиском ветров неутомимых

Стоит чуть покосившись минарет.

11-нче бала :

А что это за башня вдалеке

Не таль, которую зовут Сююмбике?

Нас простотой и статью покорила

А по легенде вот как дело было .

Сююмбике прекрасная царица

Красой Ивана Грозного пленила

Решил царь на красавице жениться

И на Казань пошел военной силой.

Чтобы войну от града отвести,

Она царю велела башню возвести

И прыгнула с вершины башни той

Не став Ивана Грозного женой!

12-нче бала :

Сембик –Гзл ханбик.

сир итте чибрлеге явыз Иванны .

Патша йлнерг була аа,

м Казанга чыкты гаскр белн.

Булдырмас чен сугышны

Патшага манара тзерг кушты ул.

м шунда сикерде тште Сембик,

Телмде аны хатыны булырга.

Субра : Скажите, сколько ярусов у башни? По преданию за сколько дней возвели башню?

13-нче бала :

Крепче за руки возьмемся

Танец дружно заведем

Вместе многого добъемся

В одиночку пропадем.

Татарский танец с ведрами .

Субра :Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.

Кремльне тп манарасы Спас манарасы. Исеме кайчандыр аны янында торган Спас чиркве исеменнн алынган.

14-нче бала :

На щеках девушек румянец

Ребята подтянули кушаки

Рожденье города венчает яркий танец

Эй,музыка, держитесь каблуки!

Русский танец.

Субра :

Ага –базар,шаулый базар

Монда бар трле товар :

Кн итеклр,читеклр,

Матур,матур савытлар

Шаулый базар, Ага-базар.

Базар кренеше.

1-нче сатучы :

Члмклр,тлинклр,савытлар.

Трле –трле амаяклар,кемг кирк,балчыктан?

2-нче сатучы :

Тимерчед бары да бар :

ткен балта,тимер сабан.

Игенчег чалгы в урак.

Сайлап кара,бирег кил!

3-нче сатучы :

Затлы болгар итеклрен

Киеп карап алыгыз.

4-нче сатучы :

Муенсалар,каптырмалар,

Тартмачыклар,савытлар.

Сяк тарак,тимер сдп,

Ошаганын сатып ал!

Карап кына китмгез,

Якынрак килегез .

5-нче сатучы :

Тмле татар ризыкларын

Тизрк килеп алыгыз!

Сююмбике :

Живет Казань,работает,растет

Страну своим удивляет чудесами

И молодеет в городе народ

И множит славу трудовой Казани.

15-нче бала :

Салам тебе, Казань, восставшая

Из праха и легенды !

Праздновать тебе любимый город

Еще не одно тысячелетие.

Субра :

Идел ярларында нурлар сибеп

Матур булып ата безд та.

Та шикелле якты туган илем

Бхет биргн ирем Татарстан .

Песня “Мин яратам сине Татарстан” .

Литература :

1. Татарские легенды о прошлом Камско-волжского края. -Вахидов С. Г. ,1926

2. Сборник стихов “Моя Казань!-сказать имею право”.

3. Балаларны туган якны табигате белн таныштыру. Балалар бакчаларында эшлче трбиячелрг методик кулланма. Тзче Набиуллина И. Ш. Казан, 2001.

4. Искиткеч сяхт. ”Ак барс”иат иткн журнал. №8.

5.“Ачык дрес” газетасы.

6. Р. Фэйзуллин “Онытма син!”.

7. ТАТАР ХАЛЫК РИВАЯТЬЛРЕ М ЛЕГЕНДАЛАРЫ . Раннур нэшрияте,2014.

Существует огромное количество мнений о том, откуда появилось название города «Казань». Самая известная говорит, что от булгарского слова «котёл», которое на родном наречии звучало как «казан». Вы ведь слышали, что настоящий плов готовят в казане ?

Если верить этой легенде, хан Алтынбек, будучи одним из нескольких сыновей правителя древней Булгарии, спасался от монголов, которые преследовали его уже много дней. Остановился на берегу неизвестной ему реки и приказал слуге набрать воды для утоления жажды. Котёл был из золота - драгоценный котёл, достойный сына хана. Слуга был крайне неаккуратным человеком, да и берег был скользким - котёл выпал у него из рук, а быстрое течение реки и глубина не позволили вытащить сосуд обратно.

На удивление, Алтынбек не покарал слугу за оплошность, а решил, что это знак с небес, который говорил поселиться здесь. Чтобы этот случай не исчез в летах истории реку назвали «Казан», уже в дальнейшем в конце слова появился мягкий знак. То же название дали сторожевой крепости, вокруг которой начал расти и возвышаться большой город…

Согласно другой легенде, правители Булгарии хотели построить новый город, но никак не могли выбрать для него подходящего места. Тогда они пришли к известному на тот момент колдуну, он поколдовал на костях и, впав в мистический транс, сказал им основать город на том месте, где без огня закипит полный воды котёл (казан). Также он приказал зарыть на том же месте первого человека, который там встретится.

Проведя в поисках около года, слуги хана наконец увидели, что вода кипит - на берегу реки, которая в наши дни разделяет Казань на две части. А первым человеком, пришедшим на это место, стал сын хана, который шёл к ним по просьбе отца.

Но слуги хана из жалости убили его, а поймали собаку, бегающую поблизости и зарыли её вместо сына.

Когда хан спросил, всё ли они сделали, они не стали лгать и рассказали про сына хана и труп собаки. Хан одновременно и обрадовался, что сын остался жить, и огорчился - ведь город, построенный на трупе собаки, по его убеждению, не мог простоять слишком долго.

Был собран учёный совет, на котором решалась судьба города. Учёные мужи, посовещавшись, решили, что подобный поворот событий ничего плохого не предвещает, а живой сын стал хорошей приметой того, что город ждёт большое и счастливое будущее. Обрадованный хан построил мечеть, чтобы отпраздновать эту благую весть.

Есть и третья легенда, которая прямо проистекает из второй: согласно ей, сын всё же был убит слугами и зарыт глубоко под землёй, в недрах нынешнего кремля. Говорят, что сын был настолько чист душой, что сейчас из его черепа бьёт святой родник. При этом возможно, что речь идёт о водяном ключе, который тёк у Тайницкой башни в казанском Кремле. Из него брали омовение мусульмане с самого начала основания Казани и вплоть до XX века, до того момента, как он оказался затоплен в 1956 году, когда активно шло строительство Куйбышевского водохранилища.


егенда о барсе

В наших краях никогда не водились белые (а уж тем более - крылатые) барсы. Символ же города был взят древней легенды, согласно которой мальчик-сирота, родившийся в Казани, заблудился в далёких лесах и горах. А после - его нашёл и вырастил, воспитал Белый барс. После мальчик вернулся в Казань и поражал своей силой, ловкостью и хитростью. Его так и прозвали: Белый Барс.


егенда о Зиланте


С происхождением крылатого дракона Зиланта связано несколько легенд. Первая из них затрагивает процесс постройки казанской крепости. Говорят, после постройки крепости, в место стройки наползли гигантские змеи, головы которых были по размеру сторожевых псов. И вызвался парень, чтобы на коне со снопом подожжённой соломы подъехать к стройке и поджечь сваленные там сухие деревья. Так строители хотели прогнать змей.

Парень задачу выполнил, но особо большая змея, взяв в зубы свой хвост (не спрашивайте), выбила мальчика из седла, и до смерти его отхлестала. Тем не менее, змей в крепости более не было и она стала использоваться людьми.

Как рассказывает другая легенда, в месте основания казанского Кремля, по несчастливой случайности, оказалось огромное змеиное гнездо, в котором жило большое количество крупных толстых змей. И был у змей собственный царь, которого они сами нарекли Зилант - он уже несколько раз нападал на строителей и даже утаскивал некоторых под землю. Змеиная нора наводила ужас на всю округу, стройку даже думали завершить и искать другое место для строительства. Но в самый решающий момент нашёлся татарский батыр, который взял свой меч, отправился в самое логово змей и бросил Зиланту вызов. А после - победил его. Но в самый последний момент оказался укушен и умер от яда. Но память об этом бесстрашном подвиге живёт и по сей день, а в назидание будущим врагам змей Зилант изображён на гербе Казани - уже побеждённый и вздёрнутый на флагштоке.


егенда о сокровище


Вы знали, что в Казани можно сказочно разбогатеть? Нужно лишь найти утерянное сокровище царя ханов, которое тот сбросил в озеро Кабан, когда к городу подошли войска Ивана Грозного. Как мы знаем из истории, город был взят, а вот сокровище так и не нашли, и только несколько соучастников сокрытия сокровища, которых пытали, но не смогли выпытать место сброса богатства в озеро знали место - но их уже давно нет в живых.

Поиски сокровища продолжаются до сих пор. Кто знает, быть может, сокровище уже нашли, просто не сказали об этом... А может быть, вы его найдёте?

Во время осады города погибли все, кто знал о сокровище, кроме одного слуги - но он молчал даже под долгими пытками, и унёс тайну о сокровище с собой в могилу.

Тем не менее, примерные приметы места, где на дне лежат сокровища, известны, слуга оказался не слишком стойким:

1. Нужно встать у истока ручья, впадающего в озеро Булак.

2. Отмерить расстояние, равное двум полётам стрелы, в направлении к центру озера.

3. Теперь самый спорный пункт - необходимо отыскать на противоположном берегу некое особо приметное место, именно совсем неподалёку от него и находятся сокровища

4. И четвёртая примета, без которой сокровища не найти... неизвестна - слуги Ивана Грозного перестарались и тот, кого пытали, умер, так и унеся тайну сокровища с собой в могилу. Так что оно никому не известно.

Что же такое находится в сокровище, из-за чего его одно время искали все, кому не лень?

Большое количество золотых слитков, основная часть всех ханских запасов.

Огромное количество монет: монеты из серебра и золота, различных происхождений: от Египта и до Персии.

Золота в сокровищнице насчитывалось порядка нескольких тонн и остаётся большой загадкой, как его сумели доставить за пределы Кремля за такой короткий срок - всего часть ночи.


егенды о подземных катакомбах.

Не меньше таинственных слухов ходит о подземных ходах, в которых обитал тысячелетний дракон, способный выдыхать клубы пламени. А согласно особо легендарным слухам, он живёт там и сейчас…

Но, даже если не принимать во внимание огнедышащее существо, то сеть подземных туннелей - это действительный факт, существующий и подтверждённый. Впервые о подземельях говорится в слухах о подземных подкопах, которые делал Иван Грозный, осаждая Казань. Подкопанная галерея, которая велась со стороны Даировой бани на краю Булака вдруг наткнулась на другой подкоп - через него шла череда жителей, которые скрытно выходили из города в поисках воды и еды. В подкоп, недолго думая, бросили бочку с порохом и подожгли, тем самым обрушив подземные своды на несчастных жителей и засыпав подкоп.

Историки не раз подмечали, что холм, на котором стоит Кремль, целиком изрезан подземными проходами. Некоторые адреса и вовсе известны точно: подземная часть Гостинодворской церкви и крупное подземелье улицы Чернышевского. Также известно, что большая часть катакомб ведёт из усадьбы Боратынских.


егенды о башне Сююмбике

Главный символ Казани, прямо с ней ассоциирующийся - это, разумеется, башня Сююмбике - собственная Пизанская башня Казани. Многоярусное здание 58 метров высотой, макушка которого также неуклонно стремится к земле, полно легенд касаемо своего происхождения.

Точный год постройки неизвестен. Говорят, что она была возведена в XVII веке. В военных целях потребовалось следить за горизонтом - дозорные башни существенно расширяли территорию обзора, в качестве неё и выступила Сююмбике. Другие историки говорят, что она служила мавзолеем для покойного мужа Сафа-Гиреи. Есть принципиально иное мнение согласно которому башня Сююмбике - всего лишь один из минаретов разрушенной мечети, которая звалась Муралеевой. Достоверность этого стоит под сомнением, так как стоит только сравнить минареты мечетей и башню Сююмбике и понять, что принципы их постройки совершенно разные.

Есть очень поэтический вариант, который наиболее любим казанскими экскурсоводами, вы и сами лично услышите эту историю, если решите посетить Казань. Согласно ему, башня построена для исполнения последней воли царицы Сююмбике, в которую влюбился и хотел взять себе в жёны Иван Грозный. Именно отказ царицы и называют причиной похода на Казань и её последующее взятие. После этого царица была вынуждена согласиться, но выставила условие: за неделю выстроить высокую башню, которая по красоте была бы подобна ей.

7 дней трудились русские мастера, за удачное завершение стройки которых им было обещано богатство, за невыполнение - казнь. А что поделать? Времена такие!

С потрясающей скоростью возводя башню, в день закладывали по одному ярусу. И архитекторы успели, в конце назначенной недели башня возвышалась, во всей своей прекрасной стройной красоте.

Царица же, увидев башню, исполнила то, ради чего попросила её воздвигнуть: забралась на самый верх, окинула взглядом родные земли и свой народ, стоящий внизу, пустила слезу и бросилась на острые камни, которые лежали внизу башни.

Легенда очень поэтичная, но отчего-то не учитывает строения башни - каждый следующий ярус ступенькой стоит на предыдущем. Чтобы долететь до земли, царица Сююмбике должна была иметь мощные ноги подлинной баскетболистки, чтобы совершить мощный прыжок и улететь дальше площадки последнего яруса, на землю.

В реальности история царицы была куда прозаичнее: Сююмбике родилась в семье Юсуфа, ногайского мурзы. Впервые она вышла замуж за хана Джан-али, но из-за крупных амбиций мужа в политике, из-за которых последовало удачное покушение на него, брак не принёс ей счастья. Второй муж царицы был хан Сафа-Гирей. От него она родила сына - Утямы-Гирея, который впоследствии был взят в качестве почётного заложника в русское войско, при дворе Ивана Грозного крещён и получил имя Александр.

Судьба почётных заложников была достаточно завидной - их присутствие при дворе гарантировало лояльность со стороны той ханской семьи, у которого они были взяты. Им давали образование, хорошо с ними обращались, женили - они вели жизнь куда лучше тех, что их охраняли. Так случилось и с Александром - он получил лучшее образование в Москве, но умер в 20 лет из-за плохого здоровья.

Вскоре Сафа-Гирей был изгнан из Казани, на престол сел Шах-Али, бран Джон-Али, за которого Сююмбике впервые вышла замуж. Именно Шах-Али стал последним мужем Сююмбике, который увёл её в город Касимов, где она спокойно дожила жизнь.

Описанные события имели место ещё до взятия Казани, так что легенда о башне и Сююмбике действительно лишь красивая легенда.


егенды об Иконе Казанской Божьей Матери

Каждый человек в России, вне зависимости от национальности или вероисповедания знает про икону Казанской Божией Матери. Мало того, что это произведение русского иконописного искусства имеет поистине мировое значение, так и её списки находятся в самых разных, порой неожиданных местах земного шара. К примеру, одна из копий, хранится на маленьком венецианском острове, где население - рыбаки, да рыбачьи жёны.

Но сам факт того, что на сегодняшний день оригинал иконы утерян и образ её существует лишь на многочисленных списках, не столь известен. Судьба иконы находится в центре чудесных событий, а сама же она испарилась в одну из ночей начала XX века.Она был обретена в пламени, в нём же и погибла - так люди говорят. Истина, как и обычно бывает в истории, находится где-то за пределами человеческого восприятия. Но именно к ней взывают христиане для обретения милости и помощи в трудных жизненных ситуациях. Говорят о ней... много чего о ней говорят, давайте уже рассмотрим её историю!

23 июня 1579 года в Казани начался страшный пожар, который разросся до размеров всего города. Начался он в доме стрельца Даниила Онучина. По легенде, дочери стрельца в ночь после пожара было видение: пришла Богородица и сказала, что на месте их сгоревшего дома находится Её Пречистый Образ и что его непременно нужно отыскать. Девочка побежала на руины, собственными руками начала копаться в остывших углях и нашла - в том месте, где прежде стояла печь, оказалась спрятана знаменитая ныне икона, завёрнутая в вишнёвую ткань. Её краски нисколько не потускнели ни от времени, ни от пожара - икона была словно написана вчера.

Весть об этом фантастичном случае немедленно облетела всю Казань. Первым принял и признал икону священник Ермолай, который (неизвестно, с её ли помощью, или по собственной удачливости и воле) дослужился до Московского патриарха.

Образ доставили в храм имени святого по имени Никола Тульский, после в собор. Довольно скоро обнаружили большое влияние иконы на людей, к ней обращающихся.

Икону несколько раз списывали, один список отправили Ивану Грозному, который тут же велел на месте, где была найдена икона, заложить церковь, а стрельцу выдать новый дом, взамен сгоревшего. Так и поступили, при иконе был основан девичий монастырь, и именно Матрёна, которая нашла икону, стала первой из тех сорока служительниц, которые стали жить в монастыре. Позже она же и стала настоятельницей этого монастыря.

Не толькоИван Грозныйсумел увидеть чудесном изображении Богоматери образ, достойный глубокого почитания. Его сын, Фёдор, дал указ основать новую церковь, построенную не из дерева, а из камня, увеличил число служительниц-инокинь с 40 до 64. Также пожертвовал из казны на икону большое количество драгоценных камней, на изготовление двух рис: будничной и праздничной. Обе были драгоценными: будничную украшали жемчуга, праздничная сияла от золота и бриллиантов, которые были вкраплены в драгоценный металл.

В начале XIX века икону перенесли в собор из камня, выделив ей отдельную комнату. Примерно через 100 лет здесь разыгралась трагедия.

Игуменья монастыря заметила, что кто-то начала активно охотиться за иконой - взламывались замки, обнаруживались царапины на ставнях окон, через которые можно было попасть в помещения к иконе. Обращения в полицию и к властям ничего не дали, так как никто не верил, что икону кто-то хочет украсть.

В итоге она пропала. Некоторое время спустя был арестован Федор Чайкин, он же Стоян Варфоломей, известный в городе вор. Он признался, что икону ему заказала группа неизвестных лиц. Его сослали на каторгу, на которой он сошёл с ума и скончался.

Однако игуменья монастыря вела себя удивительным образом: нисколько не взволновалась фактом кражи иконы. И часто сёстры по служению слышали от неё: «Верьте мне сестры, Божья Матерь с нами».

Некоторый свет на эту тайну пролила помощница игуменьи, когда вернулась из заключения в ГУЛАГе. Она рассказала, что игуменья, опасаясь кражи иконы, придумала тонкий выход: меняла на фальшивку оригинал, заменяя его обратно утром. Так что Чайкин, придя ночью, не сумел похитить картину.

Что в этом правда, а что вымысел - сложно сказать. Однако, само предположение о том, что игуменья подменяла икону, видя, что её хотят похитить, вполне логично. Так что очень может быть, что это творение, появившееся при крайне загадочных обстоятельствах, хранится где-то, готовясь выйти на свет.

Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько интересный исторический путь прошел народ, живущий на такой изобильной и богатой земле, первым защищавший Русь от нашествия монголо-татар и построивший такие великолепные города как Казань, Свияжск и Елабуга. И, конечно же, все это отразилось в легендах и традициях татарского народа. В этом разделе собраны самые интересные и загадочные предания, истории, мифы и легенды Татарстана.

Вообще татарские баснословные существа можно разделить на следующие две группы:

1) существа, обитающие в воде , и 2) существа, живущие на суше .

Существа, обитающие в воде : су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха;

Под именем су-бабасы татары разумеют живущего в воде (именно в озере) повелителя воды, водяного деда. Но никто не видел, чтобы дед этот выходил когда-либо из воды и относился к людям непосредственно; на это у него, как видно, есть родственное ему существо, вроде слуги, докладчика и исполнителя его повелений, это — Су-ияси.

Су-ияси — (то есть “водяной хозяин”) является татарину в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом, — и образе посредника глуповатого, трусливого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

Су-анасы — “водяная мать”. Су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы, бывает иногда видима нечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе гребнем волосы — видима и днем и ночью.

Юха – дракон, превратившийся в юху-девицу. Дракон может принимать на себя различные чувственные образы и в них являться татарину, чтобы всячески вредить ему; между прочим, он принимает иногда образ девицы необыкновенной красоты, которая расчесывает себе волосы, сидя на берегу озера. Превратившись в девушку, юха может сделаться женою, может выйти замуж. При этом муж непременно пламенно полюбит свою супругу; но вместе с тем будет все более и более худеть. Вот что такое юха-кыз, юха-девица!

Существа, живущие на суше : убыр, албасты, уряк, бичура, уй-иясе, абэар-иясе, чячяк-анасы, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.

Убыр – всегда имеется в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши (“вампир-человек”). Убырами в сказках встречаются старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр. Убыр, как у русских “домовой”, может давить татарина и даже являться ему наяву. Когда убыр давит татарина, то этот последний не может шевельнуться; но если только ему удастся как-нибудь укусить убыра, тогда то лицо, в котором давящий убыр имеет свое пребывание, будет непременно укушено в тот же член, в который давимый татарин грызнул убыра. Убыр-старухи всегда живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги — когда идет или едет. Живут они в избушках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудьважного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи,хитрецы.

Албасты. Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.

Уряк (“дуть ”) — существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: “мой уряк поднялся!”. Уряк имеется у всякого татарина.

Бичура — то же, что у русских кикимора или “соседка”. Это существо представляется в виде женщины — ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор. Бичура живет в жилых помещениях — на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись, пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.

Уй иясе — баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду — и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит. При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным, заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название “якшамбе садакасы”. Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка, чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же, бывает, занят только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.

Абзар иясе — кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе — хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как “обязанности” его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу — властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.

Чячяк-анасы и чячяк-ияси (“оспенная мать” и “оспенный хозяин”) — по поверью татар, когда ребенок болеет оспою, то в больших оспинах именно и присутствуют сейчас сказанные существа.

Шюряли — баснословное существо вроде лешего у русских. Шюряли водятся в лесах и не по одному; видимы бывают татарину в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую — на левое. Если повстречается им в лесу татарин, то они приглашают его играть в щекотанье, но если тот согласится, защекочивают его до смерти. Но татарин может перехитрить шюряли; а как? Он предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, согласившись, погибает. Что же это за игра? Татарин ударом топора вдоль толстого дерева делает в дереве щель, и чтобы она была шире, забивает в нее клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин мигом выхватывает оттуда свой клин и таким образом ущемляет шюрялия. Шюряли завопит от боли диким голосом, чтобы сбежались подобные ему существа, и, освободив его от беды, отомстили бы татарину, защекотав его насмерть. Но если раньше татарин на вопрос шюряли: “как ему имя?” догадался ответить: “имя мое былтыр” (прошлый год), то, ущемив шюряли и бросившись бежать, спасается, потому что шюряли закричит тогда впопыхах: “прошлый год ущемил!”, а сбежавшиеся товарищи, не только не побегут искать хитреца, а просто расхохочутся над беднягою: “чего искать прошлый год, не найдешь! Видно, шюряли очень глупый!” — скажут ему тогда в ответ.

Джинн. До человека на земле существовали Джинны, или гении. Так же, как и люди, они рождались и умирали, однако подобно ангелам обитали и в воздухе. Джинны стремились проникнуть в тайны неба, но всякий раз отгонялись “охранительными пламенниками”. Некогда именно Джинны господствовали на земле. Мы сотворили, говорится в Коране, человека из брения, а гениев прежде того мы сотворили из огня самума. По прошествии некоторого времени Джинны возгордились и вздумали ослабить могущество Божие на земле, стали подвержены многим заблуждениям. Для наказания их Бог послал Иблиса с ангелами, которые разбили Джиннов в сражении, оставшихся в живых выгнали с земли на острова и горы. После изгнания Джиннов Бог обратился к ангелам за советом о сотворении человека. По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними, по крайней мере, нежелательна.

Диу-пэри – дивы, являются татарину обыкновенно в лесах и в полях, и притом в различных образах: иногда копною сена, иногда в образе девицы, причем могут выйти за татарина замуж. Живут в особенных своих городах, имеют царства под землею и морем, и невидимо — на земле. Они живут и владеют теми местами и там, где положен клад. Да и сами кладовые вещи, обыкновенно неблагоприобретенные, от продолжительного пребывания в земле порождают дивов, подобных во всем своим предкам. О дивах нужно заметить, что они непримиримо враждебны татарину:

1) они похищают девочек; до возраста держат их у себя и тогда на них женятся;

2) дивы ругаются над татарином: например, в образе какого-либо знакомца или добряка див уводит татарина в свой город, в доме у себя угощает его; но если татарин скажет: “бисмиллю” (во имя Бога!) перед вкушением пищи, то явно будет видно, что это не пища, а лошадиный помет;

3) див непременно постарается зазванного к себе в гости татарина свести с лица земли и обыкновенно так: прикажет жене истопить баню, поведет в нее гостя, и когда тот разденется, див предложит ему с видимым радушием услуги свои — помыть, испарить, а когда татарин подставит спину, то див забьет его комлем веника до смерти и мертвого зароет под полком своей бани.

Литература:

Каюм НАСЫРИ «Поверья и приметы казанских татар»

Мифы, легенды и сказания - неотъемлемая часть культуры любого народа, которая является бесценным нематериальным наследием всего человечества.

В данной статье мы рассмотрим десять наиболее популярных (на наш взгляд) , связанных с различными мифическими существами и реальными персонажами.


* * *

Зилант - крылатый змий на птичьих лапах. Исторический символ города Казань.

Согласно одной из легенд, во времена основания Казани, на окраине города, обитал , наводивший страх на местных жителей. Однажды хан, строивший крепость, после совета со старейшинами, решил подослать к Зиланту самого смелого и проворного юношу, с тем, чтобы тот прогнал его. В кровопролитном бою юноша одолел змия, но и сам погиб. В память о павшем герое благодарные жители поместили изображения Зиланта на герб своего города, который красуется на нем и по сей день.



Однажды молодой джигит отправился в лес за дровами и встретил там , который предложил дровосеку сыграть с ним в щекотку. Тот согласился, но при условии, что Шурале сначала поможет ему заполнить хворостом повозку. Ничего не подозревающий лесной дух согласился и, сунув, «по неосторожности», свои худые и длинные пальцы в щель бревна, застрял. А находчивый джигит целый и невредимый вернулся домой...

Также, помимо этой легенды, существует множество других, в которых глуповатый Шурале становится жертвой своих слабостей, в частности, легенда о скачке на обмазанной смолой лошади.



Одним жарким летним днем деревенский мальчик, случайно подсмотрев на реке за , украл у нее, забытый на мосту, золотой гребень. Этой же ночью к дому юного воришки пришла разъяренная ведьма и потребовала вернуть украденное назад. После короткого диалога с водяной, напуганная мать мальчика вернула гребень законной хозяйке...



Существует множество версий относительно происхождения названия города Казань. По одной из них, татарский народ в поисках места для основания города обратился за помощью к шаману, который посоветовал поставить город там, где сам собою закипит врытый в землю котел с водой. После долгих поисков, такое место нашлось у слияния двух рек - Казанки и Булака, где и заложили новый град, который, в честь чуда-котла, назвали - Казан.



Однажды Иван Грозный, плененный сказочной красотой татарской царицы Сююмбике, послал к ней своих сватов, но получил отказ. Тогда обиженный царь решил применить силу - собрал большое войско и осадил Казань. Сююмбике, чтобы спасти свой город и народ от смерти, согласилась выйти замуж, но при одном условии, если московский царь за семь дней построит в Казани семияросную башню, достойную ее красоты. Через семь дней башня была готова. Тогда гордая Сююмбике, поднявшись на самый верх башни, бросилась с нее вниз головой, превратилась в белую лебедь и улетела. С тех пор башня называется ее именем.


09.11.2016

© Тимур Исмай
Альфия Кудякова


© Все права на статью и фотографии в ней принадлежат ее автору и татарскому интернет-журналу «Кара Аккош» (сайт). Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции татарского интернет-журнала «Кара Аккош».