также в последующем войне всемирном голоде и великой смуте.

Три великих бедствия следуют одно за другим в таком порядке: великая всемирная война, великий всемирный голод, великая всемирная смута, они обозначены в 6-й главе — это три всадника.

Всадник войны:

Откр. 6:

4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

Рыжий — цвет огня, который отличает всякую войну. Всадник должен развязать мировую войну (он держит большой меч).

Всадник голода:

Откр. 6:

5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Вороной (или черный) цвет и мера в руке всадника символизируют голод, что подтверждается в 6-м стихе.

Всадник великого смятения:

Откр. 6:

8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Власть над четвертой частью земли означает, что во время великого смятения будет умерщвлен каждый четвертый человек, живущий на земле.

И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24,22).

На земле в буквальном смысле установится ад на 40 дней (именно до такого количества дней сократится эта скорбь ради избранных, иначе бы не спаслась никакая плоть). Сравните это с сорокадневным постом и искушением Господа Иисуса Христа дьяволом в пустыне, о чем идет речь в Евангелиях: Мф. 4, 1—11; Мк. 1, 12—13; Лк. 4, 1— 13. В течение этих 40 дней бесы будут являться людям в своем настоящем безобразном обличье, мучая и убивая людей. Все погибшие от этих бедствий по суду Божию попадут в ад и будут находиться там до Страшного суда, на котором их участь будет окончательно решена.

Оставшиеся два миллиарда человек будут искушены антихристом зверем, который «выйдет из моря», — это будет время великой смуты.

Одну третью часть от оставшихся двух миллиардов, равную 666 (!) миллионам человек, Господь спасет посредством второй всемирной проповеди Евангелия, которую возглавит возлюбленный Его ученик апостол Иоанн Богослов (для чего он был воскрешен Господом сразу по его смерти в новом качестве), и проповеди двух свидетелей Откровения (глава 11, стихи 3—12) Илии и Еноха.

За что же Господь пошлет людям последнего времени такие страшные бедствия и казни? А вот за что:

Откр. 9:

20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить;

21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Вот почему будет необходимость для Бога удвоить и утроить меч, т. е. попустить еще великий голод и великую смуту. Только после этих трех скорбей люди будут способны принять проповедь покаяния.

Некоторые святые отцы указывают день, час и месяц великой атомной войны Апокалипсиса вопреки строжайшему запрету канонической Русской Православной Церкви: «Год сообщать не будем, ибо, во-первых, это делать для всех запрещает Господь, а во-вторых, это легко будет распознать по текущим событиям.

Итак, эта война начнется: год — 20ХХ (постигайте сами); месяц и день — 30 июля по старому церковному стилю, что соответствует 12 августа современного общепринятого календаря (новый стиль); час — 12 часов ночи по местному Палестинскому времени».

Указывают они и конкретное географическое место начала всемирной великой войны.

Откр. 9:

14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

В этом описании автор усматривает, что место начала войны — река Евфрат. Четыре ангела, которые будут освобождены в той местности в указанное время (час, день, месяц и год), являются ангелами-хранителями четырех государств (народов), проживающих около этой реки. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что Евфрат берет начало в горах Турции, течет по территории Сирии, Ирака и впадает в Персидский залив в районе Ирана.

Итак, четыре упомянутых государства есть исламские страны — Турция, Сирия, Иран, Ирак. Мы знаем, что последнее десятилетие — это самая «горячая точка» на земле. Поэтому неудивительно, что война начнется именно там.

Начнется она как местный конфликт между четырьмя указанными государствами: два на два. После применения одной из стран атомного оружия война распространится на все прочие страны и станет всемирной.

Вот как описывается начало этой войны (ядерной фазы) в 9-й главе «Откровения»:

Откр. 9:

1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны:

2 Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

Звезда, падшая с неба, — это ракета с ядерной боеголовкой, падение и взрыв которой открывает (потому и называется ключом) кладезь бездны атомной войны.

Дым из большой печи — визуальный образ атомного взрыва (так называемый атомный гриб).

Помрачение солнца и воздуха от этого дыма хорошо описывает «эффект ядерной зимы», как последствие наземного ядерного взрыва.

Откр. 9:

3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

Под властью, какую имеют земные скорпионы, имеется в виду нервно-паралитическое действие химического оружия, используемого самолетами-саранчой. Оно не оказывает вреда растениям, но только людям-безбожникам, что и подтверждается в 4-м и 5-м стихах. Люди, попавшие под воздействие этого химического оружия нервно-паралитического действия, будут страшно мучиться и призывать смерть, но будут парализованы. Впоследствии же они умрут. Отметим, что этот вид оружия не будет оказывать никакого воздействия только на истинных рабов Божиих, которые предварительно будут запечатаны ангелами особой печатью.

Откр. 7:

3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.

4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

Израиль находится в эпицентре этой войны, вот почему есть нужда сохранить 144 тысячи избранников Божиих из евреев (отроков) от воздействия войны.

«Остается только удивляться и восхищаться тому, — пишет отец Олег (Моленко), — как Великий Иоанн Богослов описал виденную им за две тысячи лет наперед современную боевую технику — самолеты и танки! Нам, живущим во времена, когда эта техника стала для нас обыденной и воспринимается нами как неотъемлемая часть нашей жизни, не составит большого труда увидеть ее в описании Откровения. Раньше нашего времени, при отсутствии этой техники, даже святые, благодатные и самые светлые умы не могли ее видеть и дать правильное толкование. Мы не святее отцов, но наше преимущество в том, что мы дожили до того времени, когда просто видим эту технику. Вот почему мы можем без всяких натяжек увидеть ее в описанной в Откровении саранче и конном войске».

Откр. 9:

7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие;

8 и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

9 На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее— как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;

10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

11 Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

Если представить мысленно военный аэродром, когда там находятся выстроенные рядами боевые самолеты, то они действительно похожи на строй коней, приготовленных к войне. Приготовленных — ибо самолеты еще не сдвинулись с места и не летят, но пилоты уже заняли свои места.

«И на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые» — кабины самолетов сделаны из прозрачного пластика, под которым просвечивались головы пилотов в шлемах. Во время получения видений Апокалипсиса этого невозможно было ни представить, ни описать. Вот почему отблескивающие солнечным светом оргстекла и шлемофоны воспринимались «как бы венцы» и «похожие на золотые».

«Лица же ее — как лица человеческие» — мы-то знаем, что за скафандром или костюмом современного летчика и за стеклом шлемофона находятся живые люди. А каково было видевшему их 2000 лет назад? Тайновидец Иоанн видел лица человеческие внутри весьма странных и очень необычных для него предметов-костюмов, вот почему и писал о лицах «как» человеческих.

«На ней были брони, как бы брони железные» — и сегодня многие, даже образованные люди не могут назвать точно сплав металлов, из которого изготавливаются корпуса современных самолетов. Но мы знаем, что этот сплав серебристо-белого цвета и содержит в себе много алюминия, но не железа. Иоанн Богослов описывает обшивки корпусов виденных им самолетов «как брони», а их металлический состав — «как бы» железным, ибо он видел, что это не железо, а неизвестный тогда металл (сплав).

«А шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» — мы видим, что «саранча» имела крылья, что мы видим и у самолетов, — продолжает отец Олег. — Вот почему предположение, что под саранчой следует понимать вертолеты, по моему мнению, неверное. Против вертолетной версии — и «волосы» из газового шлейфа, и шум от крыльев, а не от лопастей, и сила этого шума от сверхзвуковых самолетов, которая более подходит к словам «когда множество (а не просто много) коней бежит на войну» и стоит грохот от колесниц (а это по тем временам давало самый большой шум, какой только мог быть). Звук от вертолетов не может сравниться с ревом сверхзвуковых самолетов. К тому же «саранча» будет пущена в бой сразу после атомного взрыва. Вот почему невозможно пред¬ставить вертолеты, летящие сквозь зону ядерного заражения, ибо это губительно для пилотов. Совсем другое дело самолеты-высотники».

Карло Карра Всадники апокалипсиса, 1908. Институт искусств, Чикаго



М.Врубель

Альбрехт Дюрер, Откровение Иоанна Богослова: Четыре Всадника Апокалипсиса, 1497-98, ксилография, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ



Vision of the white horse, The
Artist: DE LOUTHERBOURG, Philippe Jacques
Date: 1798
Technique: Oil on canvas
Location: Tate Collections


Маша Шмакофф
Всадник на белом коне


The Rider on the White Horse by George Frederic Watts

Всадник на белом коне

Первая печать

«Снятие» «первой печати» знаменует появление всадника на белом коне (Откр. 6:1-2 ). Всадник в Св. Писании служит символом царской власти, земного царства; соответственно, появляющиеся один за другим всадники знаменуют собою смену эпох, имеющих ту или иную духовную наполненность. Белый цвет в Св. Писа-нии - символ чистоты и святости;Христос предстает иногда в виде всадника на белом коне (Откр. 19:11 ). Все это говорит о том, что «снятие первой печати» будет означать начало эпохи духовного торжества христианства в мире. Из этого вовсе не следует, что Церковь станет в мире господствующей и все станут христианами; также не следует делать выводы о внешнем бла-гополучии в эту эпоху. Речь идет скорее именно о духовном расцвете Церкви, когда сияние Её святости, возможно, снова станет столь же ярким, как в первохристианские времена. Некоторые христианские мистики смешивают это время с тысячелетним Царством Христовым (ср. Откр. 20:4-6 ), между тем как оно есть, в сущности, не начало его, а завершение, ибо началось это Царство в день крестной смерти Спасителя с воскресением первых святых (Мф. 27:52 ). Сколько продлится эта эпоха - неизвестно, как неизвестна продолжительность и всех других апокалиптических эпох, и само время Страшного Суда.

Всадник на рыжем коне

Вторая печать

«Снятие второй печати» знаменует появление всадника на рыжем коне - символа новой эпохи, эпохи всемирных войн и нестроений (Откр. 6:3-4 ). Вероятно, мир, в очередной раз отвер-гнув открывшийся ему свет Христов, погрузится в пучину все-ленской смуты, сопровождаемой участившимися стихийными бедствиями. Это, по-видимому, и есть «глады, моры и землетря-сения по местам», обещанные Спасителем в конце времен(Мф. 24:7-8 ). Тогда же, вероятно, начнутся и гонения на Церковь - предвестие антихристова гонения (Мф. 24:9-14 ). В известном смысле, всякое смутное время в истории являет собою прообраз этой последней смуты, но в конце времен она, по-видимому, должна стать всемирной. Это вовсе не обязательно должна быть, как иногда думают, мировая война; локальные вялотекущие войны могут быть духовно даже более губительны, т.к. мировая война начинается и заканчивается обычно при жизни одного поколения, а т.н. «малые войны» могут тянуться десятилетиями, так, что появляются на свет поколения людей, с самого детства невидевшие в своей жизни ничего, кроме войны и смуты. Но такая вселенская смута, разумеется, не может продолжаться бесконечно.
В.В.Сорокин


George Frederic Watts
British, 1817 - 1904
The Rider on the Black Horse

Всадник на вороном коне

Третья печать

После «снятия третьей печати» появляется всадник на вороном коне с мерою в руке (Откр. 6:5-6 ). Вороной конь противопоставлен белому: если белый цвет - символ облагодатствованности, то черный означает совершенную безблагодатность той эпохи, ко-торую олицетворяет собой всадник с мерой в руке. Очевидно, мир и порядок на земле будет им восстановлен, и править будет всем миром - безблагодатная, антидуховная по своей сути цивили-зация охватит всю планету. Весьма вероятно, что на Земле будет тогда лишь один правитель, и режим его правления будет вполне тоталитарным. Разумеется, любой тоталитарный режим несёт в себе нечто от антихриста; но предстоящая эпоха, очевидно, превзойдёт в этом смысле всё достигнутое. Из этого вовсе не следует, что люди будут гибнуть исключительно от террора властей - современная цивилизация даже при вполне демокра-тическом внешне устройстве вполне может подчинить себе человека социально и психологически - «мягкий террор» окружения и «общественного мнения» оказывается порой эффективнее террора государственного. Не исключено, что суперцивилизация после-дних времен будет использовать оба этих рычага. О совершенной её безблагодатности говорит запрещение прикасаться к хлебу и вину, олицетворяющим в Св. Писании благодать (Откр. 6:5-6 ). В тексте Апокалипсиса есть также косвенные указания на развитие в последние времена магии и магических средств воздействия на психику человека (Откр. 13:12-15 ). Такое сочетание техники и магии, возможно, сделает контроль над человеком совершенно тотальным, так что всякий, желающий сохранить духовную независимость, будет оказываться вне общества и, очевидно, преследоваться (Откр. 13:16 ).
В.Сорокин

William Blake
Death on a Pale Horse

c. 1800 Pen and watercolour,
393 x 311 mm
Cambridge, Fitzwilliam Museum

Всадник на бледном коне

Четвёртая печать

«Снятие четвёртой печати» означает явление в мир антихриста (Откр. 6:7 -8). Конь «бледный», т.е. бесцветный, означает беска-чественность наступившей эпохи с точки зрения метаистории: антихрист находится вне Истории как провиденциального процес-са; это - воплощение духа тьмы, устремленного в небытие. Не исключено, что внешне антихрист придёт к власти вполне «зем-ным» способом; но в конце концов он непременно проявит свою сатанинскую суть, вероятнее всего, введя некую обязательную для всех квазирелигию, в центре которой будет стоять он сам (Откр. 13:5-8). «Четвертая часть земли» (Откр. 6:8) означает, вероятно, частичную подчиненность природы (через её извращение) власти антихриста (число 4 в каббалистической символике означает сти-хийные начала; «четвертая часть» обозначает частичную их вов-леченность в антихристов замысел о завоевании власти над миром).
В.Сорокин


Horseman of death, The
Artist: COLOMBE, Jean
Date: 1485-89
Technique: Illumination
Location: Musйe Condй, Chantilly
Notes: From "Trиs Riches Heures du Duc de Berry"

Виктор Михайлович Васнецов, Воины Апокалипсиса, 1887 zoom !!


Б.Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1940-е

Арнольд Беклин


Арбо. Валькирии

Тернер Всадник на бледном коне 1825-1830г.

Ashley Wood

Всадники Дениса Мезенцева

А это картины, выложенные на дримворлде.. феонэ не нашла авторов:

Металлика..
The Four Horsemen:

Их всегда четверо. Неразлучные Всадники Апокалипсиса. Чума - Война - Голод - Смерть . Их часто считают слугами Дьявола, потому, что их имена и миссию трудно соотнести с Божественным началом. Однако не все так однозначно.

Всадники Апокалипсиса появляются в шестой главе последней из книг Нового Завета. Карающая сила, которую призывает Бог, в наказание человечества за грехи. Являясь злом, они призываются для наведения порядка в мире - палачи у трона Божия. В них символично все - имена, масти их коней, события, которые происходят с их появлением. Согласно Откровения Иоанна Богослова, Четыре всадника - это четыре первых печати из семи печатей книги Откровения. Всадники всегда появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной печати, и выполняют возложенную на них миссию сеять святой хаос и разрушение в мире.

Кто такие четыре Всадники Апокалипсиса?

На этот счет нет единого мнения. Зло, во имя Добра?

Первый всадник - Чума

Первый всадник - Чума, изображается на белом коне. Белый цвет может олицетворять как праведность, так и лжеправедность, и имя всадника никак не вызывает ассоциаций с чем-то праведным и чистым, как и то, что сомнительно наличие одного всадника добра рядом с тремя всадниками зла. Как ни крути, а Война, Голод и Смерть никак не вызывают добрых ассоциаций. Да и Чума не располагает к рефлексии.

Второй всадник - Война

Второй - Война, всегда на рыжем (красном) коне. Красный цвет всегда ассоциируется с пламенем, кровью, страстью, яростью. Война, приходя в мир людей, вершит суд именем Бога, используя войну и напасть как испытание для верных. С мечом в руке он несет истину и просветление людям, через боль и кровь. Есть мнение, что красный цвет коня - это кровь мучеников, погибших во славу Бога.

Третий всадник - Голод

Третий - Голод, восседает на вороном коне. Голод, как и предыдущие два всадника, олицетворяет собой напасти и лишения, Божьей волей обрушенные на людей с целью наказать провинившихся и испытать на прочность верующих. Неслучайно это единственный всадник, способный говорить, и при появлении он вещает о грядущем дефиците зерна, который сулит людям голодную смерть, а, соответственно повышении цен на зерно, при этом цена на вино и елей остается неизменной. Как ни странно, виноград, вино и елей используются верующими христианами для причастия, и они остаются доступными. Масть его коня - вороная, цвет смерти, скорби, траура.

Четвертый всадник - Смерть

Четвертый - Смерть, на сером (бледном) коне. Это единственный всадник, за именем которого может стоять Ад. Он напрямую связан с миром мертвых и ему дана власть забирать жизни людей. В нем воплощен гнев Божий за безвинно погибших верующих, и Четвертый Всадник посылается в отмщение за грешников. В разных источниках он изображается по-разному. В одних он - скелет на коне с мечом или косой в руке, в других - невероятно красивый мужчина, способный через поцелуй выпить душу человека. В любом случае, Смерть - есть смерть.

Как видно, даже при ближайшем рассмотрении нельзя точно сказать кто они, Всадники Апокалипсиса - карающая рука Бога, или приспешники Сатаны. Зло во благо очищения рядов человеческих от нечистых душой и на руку людей, или коса, которая косит всех без разбора для пополнения легионов Ада. Возможно поэтому в литературе Четырех Всадников Апокалипсиса часто описывают как слуг Дьявола, несмотря на то, что в христианской литературе они - слуги Господа. Есть повод задуматься, а не посланы ли все творящиеся сейчас в мире испытания, как наказание Бога провинившихся людей?

Как было написано Откровение Иоанна и какую символическую роль в нем играет появление четырех всадников Апокалипсиса? Что олицетворяет собой каждый из четырех апокалиптических всадников? Какое развитие символика всадников Апокалипсиса получила в живописи Средневековья и Нового времени?

Что означают четыре всадника Апокалипсиса?
(Всадник апокалипсиса как символ смерти)

Самую таинственную библейскую книгу под названием Апокалипсис написал, по всеобщему признанию, один из любимейших учеников Иисуса - . Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. Некоторые апокрифические легенды утверждают, что Иоанн увидел ключевые сцены Апокалипсиса тогда, когда по приказу императора Домицана его подвергли пытке в кипящем масле. Иоанн вышел из котла невредимым, но во время испытания к нему пришли необычные видения, которые после вернулись и были зафиксированы апостолом во всех подробностях.

Откровение Иоанна восходит в развитой апокалиптической традиции, которая была разработана многими авторами. Конец света рисовался ими в ярких символических образах, которые можно было расшифровывать по-разному. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Истолковывая сюжеты и образы Апокалипсиса Иоанна, всегда нужно иметь в виду, что этот священный текст также не является простым описанием каких-то конкретных событий. Скорее, в нем представлены некие знаки, по которым можно определить приближение конца света. Понять их представляется реальным лишь в контексте всего Священного Писания и сложившейся аллегорической традиции. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна.

"Спаситель и Иоанн Богослов" (написание "Апокалипсиса")

Иоанн Богослов сразу разделяет весь мир и его представителей на две противостоящие сферы.

Высшая сфера - Ангельского Мира ; Церкви, которая торжествует на Небесах; Церкви, гонимой на Земле. Главой этой сферы является Спаситель Иисус - Сын Божий.

Низшая - это сфера зла . Она представлена неверующим миром, грешниками, лжеучителями, сознательными богоборцами и бесами всех мастей. Власть над ними имеет падший ангел в образе дракона.

На протяжение большей части своего Апокалипсиса Иоанн показывает историю постоянной войны между представителями двух данных сфер бытия. Она будет длиться все время, отпущенное на существование человечества. В своих прозрениях апостол мало-помалу раскрывает разные грани борьбы добра и зла. Он рассказывает о том, как совершается самоопределение людей. Одни из них становятся на сторону добра, вторые выбирают зло. В течение всего этого вселенского конфликта поэтапно вершится Божий Суд над земными народами и отдельными людьми. Перед самым же концом мира земная Церковь будет крайне ослаблена, зато зло очень усилит свои позиции.

Семь печатей и четыре всадника

Повествование о них начинается в 6-й главе Откровения, в которой раскрываются судьбы человечества. Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей . Это - начало последних времен, которые знаменуются обострением борьбы между Церковью и дьяволом. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое "Иди и смотри!", в Откровении появляются всадники Апокалипсиса . Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно - милосердие. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Являясь перед миром по очереди, они определяют смену исторических формаций, которые наполняются теми или иными событиями.

Первая печать - это всадник на белом коне . Он коронован ангелом и держит в руках лук. Ему даются разные имена: Победоносный, Завоеватель, Мор (Чума, Болезнь). Многие считают, что он принесет с собой в мир различные природные и социальные катаклизмы, раздоры и страшные заболевания . Однако многие толкователи Библии указывают на то, что основное значение белого цвета в Святом Писании связано с понятиями чистоты и святости. В частности, на белом коне иногда появляется сам Иисус .

Этот факт породил мнения, что всадник на белом коне ознаменует собой эпоху духовности и торжества христианства . Это будут времена не материального, а духовного изобилия, когда земная Церковь засияет в своей полной славе, почти как в первые века распространения веры. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). По мнению святого Иринея Лионского, жившего во II веке, белый всадник - один из образов самого Христа. По другому предположению, он - Святой Дух, несущий учение веры людям .

Существует и противоположная трактовка: этот всадник является лжеправедником , который послан смутить слабых духом и ознаменовать приход в мир антихриста. Некоторые толкователи Откровения даже олицетворяют сошедшего на белом коне с самим антихристом.

Вторая печать - всадник с большим мечом на рыжем коне . Его называют Войной (Бранью), он послан "взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга" (Откровение 6:4). Цвет его коня и меча (их еще называют красными и "пламенными") традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке. Рыжий в мифологии - это характеристика чудовища Тифона, который выступил в битву с силами света со стороны тьмы. Второй всадник принесет с собой ужасные кровопролитные войны, всяческое насилие и разрушение . Люди, отвергнувшие Христово учение, погрузятся в пучину душевной и социальной смуты, которые будут сопровождаться продолжением природных катастроф. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Кроме того, меч в руке воина говорит о том, что он будет вершить суд над падшими людьми от имени Бога.

Третья печать - всадник на вороном коне . В руке он держит меру (весы), и имя ему - Голод. После длительных войн на Земле начнется период голодного прозябания, который принесет с собой этот всадник. Считается, что он знаменует собой засуху и неурожаи, отсутствие пищи и многочисленные голодные смерти . Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. А мера в его руках - это цена за длящиеся грехи людей. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение "расплатиться в полной мере"). Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней - это бездуховность. Значит, времена, которые откроет третий всадник, будут лишены благодати и наполнены духовным голодом безверия. Возможно, символика черного всадника прежде всего именно такова: он обозначит начало животного существования большинства людей, которые перестанут заботиться о собственном духе.

Четвертая печать - всадник на бледном коне - имеет нарицательное имя "Смерть". Он едет с пустыми руками, так как главным его предназначением станет открытие врат ада. Однако на многих древних рисунках авторы дают ему в руки косу как известнейший средневековый атрибут смерти. Бледный цвет коня (чаще всего считается, что визуально он - бледно-зеленый) имитирует трупную бесцветность. Этот всадник единственный, чье имя прямо называется в Книге книг, но разные переводы предлагают именовать его в том числе Чумой или Мором (очевидно, руководствуясь словами Иоанна о том, что он будет "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Откровение 6:8)) . Судя по данной цитате, четвертый всадник представляет собой сочетание первых трех: он ведет за собой на Землю болезни, войны, голод, окончательную духовную гибель огромного количества людей. Ряд толкователей Библии утверждают, что именно четвертый всадник известит своим прибытием эру царствования антихриста, который на огромном пространстве - четверти Земли - сможет учредить новую ложную веру в самого себя.

Самым страшным в этой части Апокалипсиса о четырех печатях становится то, что времена всадников с бесчисленными горестями и страданиями человечества - это только предвестия настоящих бед, которые придут в последующие годы и будут гораздо более ужасными (их-то Иоанн и называет Бедствиями).

Иллюстрация Библии "Апокалипсис". Нидерланды

"Всадник на белом коне". Бамбергский Апокалипсис (1000-1020 гг)

"Всадник на белом коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на рыжем коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на вороном коне". Анжерский апокалипсис (1372-82 гг)

"Всадник на бледном коне". Уильям Блейк

Образы всадников Апокалипсиса в живописи

Они стали появляться и развиваться еще в эпоху раннего Средневековья, в первую очередь в искусстве литографии и гравюры. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер , который уделил Откровению Иоанна большое внимание. На его знаменитой гравюре "Четыре всадника Апокалипсиса" первый написан в виде сановной особы в царской шапке с жалеющим людей взглядом. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Третий - с непокрытой головой и равнодушными глазами - рассеянно глядит поверх изнемогающих толп куда-то вдаль. Четвертый выглядит истощенным старцем, восседающим на такой же худой лошади без подков и с веревкой вместо узды. В руках старик держит трезубец. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Никто из них не избежит положенного наказания.

4 всадника Апокалипсиса имена имеют не простые, порою неоднозначные, и устрашающие для простых смертных, но прежде того, как мы приступим к их разбору, давайте обратимся к самому "Апокалипсису".

Что же такое Апокалипсис?

Сегодня слово "апокалипсис" часто в быту употребляется в общем значении какой-то глобальной катастрофы или конца света, но этимологически (в пер. с гр. - откровение) восходит к "Откровению Иисуса Христа, или " - замыкающему Новый Завет и содержащему пророческие видения о конце света. Этот древний памятник раннехристианской литературы был написан в конце І столетия на острове Патмос Иоанном Евангелистом (Богословом).

Автор "Апокалипсиса" пользуется символами и аллегориями, поэтому "Откровение" - самая сложная для интерпретации книга Святого Писания. Символы отображают общие понятия, а не частности, аллегорические образы вне времени и носят общечеловеческий характер. Поэтому "Откровение", созданное в I столетии, актуально для нынешнего и грядущего поколений.

Всадники появляются в 6-й главе "Апокалипсиса" последовательно, один за другим, после открытия Агнцем первых 4-х из семи печатей книги Божественного Откровения и сопровождаются восклицаниями тетраморфных существ: "Ступай и смотри". Всадники Апокалипсиса - это своеобразные "патрули", опричники небес, призванные Богом и наделенные им силой вершить правосудие над нерадивым человечеством, принося на Землю разруху, муки и страдания.

В действительности, в самом "Откровении" четко прописано имя только одного из всадников - 4-го: "имя ему - Смерть", другие же представлены лишь коротким описанием и упоминанием их миссии на Земле или, как в случае с 3-им всадником, голосовым комментарием одного из тетраморфных существ. Варианты имен этих всадников, согласно их характеристикам, были даны последующими интерпретаторами "Апокалипсиса". В их толкованиях 4 всадника апокалипсиса чаще всего носят следующие имена:

Итак, первым в "Апокалипсисе" появляется всадник на белой лошади с победным венцом на голове и луком в руках. Его миссия - побеждать. Интерпретаторы по поводу этого образа кардинально расходятся во мнениях. По одной из версий, он символизирует зло и лжепророчества Антихриста, по второй - наоборот, свет и Иисуса Христа. Соответственно, и цвет его лошади - белый - олицетворяет псевдоправедность или праведность. Такое отличие во взглядах толкователей возникло из-за факта появления Христа также на белой лошади в 19-й главе, но большинство исследователей приводят ряд контраргументов не в пользу этой версии и склоняются к выводу, что имя, лучшим образом подходящее этому всаднику, - Завоеватель. По их мнению, лук - это символ милитаристской власти, в частности, символ завоевания Римской империи парфянами, которые и ассоциировались со всадниками на белых лошадях.

Если 1-й всадник Апокалипсиса олицетворял собой образ завоевателя извне, то миссия 2-го, с огромным мечем в руках (отсыл к словам Спасителя: "Не мир пришел я принесть, но меч"), - "забрать мир на земле, чтобы один другого убивал", то есть обратить деструктивные инстинкты людей против друг друга в братской войне, что проявляется в человеческой истории в форме разнообразных восстаний, революций и гражданских беспорядков. Большинство толкователей сходятся во мнении, что имя этого всадника - Раздор. Некоторые историки связывают этот образ с восстанием и многочисленными жертвами в Британии или бесчинствами в Палестине и немецкими войнами в те исторические времена. Цвет лошади этого всадника - рыжий или огненно-красный - символ огня и пролитой крови.

Всаднику Апокалипсиса, появившемуся в 6-й главе третьим, приписывают имя Голод, он появляется на черном вороном коне и с весами в руках. Что характерно, в "Откровении" прямо не говорится о его миссии, но появление всадника сопровождается следующими словами одного из тетраморфных существ: "Мерка пшеницы за динарий и три мерки ячменя за динарий, оливы и вина не повреди". В этих его словах и атрибуте - весах - толкователи увидели предзнаменование о необходимости делить хлеб в голодные времена, когда цены на зерновые будут слишком высокими, он станет на вес золота. Но и тогда христиане не должны будут трогать елей и вино, используемые в обряде причастия, как символы веры. Некоторые ученые в связи с 3-им всадником проводят аналогии с голодными годами в Палестине и Армении.

Имя 4-го по счету всадника Апокалипсиса упоминается в самом "Откровении" - , едущая верхом на бледной лошади. В писании прямо говорится, что за ней следовал ад. Миссия этого посланца Бога тоже четко определена: "Этому всаднику дана власть над четвертой частью земли - убивать мечем, голодом и мором, и зверьем земным". Бледный цвет лошади, он же пепельный или желтовато-зелёный (встречающийся в разных переводах), ассоциируется с бледностью мертвого тела, трупа. Образ 4-го всадника Апокалипсиса некоторые сторонники исторического трактования Библии связывают с эпидемиями, вспыхнувшими в то время в Эфесе и Азии.

4 всадника Апокалипсиса имена свои получили и в других синонимических вариантах, таких как Война, Брань, Чума, Мор, что, прежде всего, объясняется трудностями перевода.