трансцендирование, трансценденция (от лат. transcendens – перешагавающий, выходящий за пределы) – один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М.Фичино, Б.Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию. В ней свое завершение оно нашло в неоплатонизме, в котором трансцендентное применяется двойственно: трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

Первое из приведенных значений встречается у Августина, который говорит о самотрансцендировании: «Пришли мы к душе нашей и вышли из нее (transcendimus), чтобы достичь страны неиссякаемой полноты» (Августин А. Исповедь. М., 1991, с. 228), чтобы соприкоснуться с Богом. Душа достигает, однако, не находящегося по ту сторону бытия единого, а только бытия в собственном смысле, поскольку Бог является субстанцией, трансцендентной всему, что сотворено и изменчиво. Второе значение встречается у Псевдо-Дионисия Ареопагита и в учении Николая Кузанского о совпадении противоположностей в едином, трансцендирующем все наше мышление. Максимум и минимум Кузанец берет как «трансцендентные пределы с абсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся в количество объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все» (Николай Кузанский. Об ученом незнании.– Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1979, с. 55). Совпадающие в едином противоположности являются трансцендентными понятиями в абсолютном значении и могут мыслиться только в выхождении за границы всякого рационального понимания. После Кузанца неоплатонический смысл трансцендентного почти не встречается и на первый план выходит противопоставление трансцендентного (выходящего за границы чего-либо) и имманентного (находящегося в границах).

В докантовской философии понятие трансцендентного развивалось в рамках средневекового учения о трансценденталиях (см. также Трансцендентальное ); наиболее существен для трансцендентного теологический аспект этого учения. Уже Псевдо-Дионисий Ареопагит говорит о сущем, едином, истинном и благом как о божественных именах. Фома Аквинский неоднократно обсуждает трансценденталии в связи с божественными свойствами.

И. Кант отрицает тождественность трансцендентального и трансцендентного и определяет трансцендентное как то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и повелевает их переступить, как то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка. Указанное кантовское различение было воспринято в дальнейшем многими философами, хотя самим Кантом оно соблюдалось не всегда строго, особенно в трансцендентальной диалектике.

И.Г.Фихте противопоставляет трансцендентное имманентному, понимая под первым выхождение науки за свои границы и принятие существования вещей вне сознания. Ф.Шлейермахер трансцендентным называет нечто, что выдается за рамки обычного мышления. Э.Гартман напрямую связывает свое понимание трансцендентного с трансцендентальным: «Имманентное, поскольку оно мыслится относящимся к трансцендентному, называется «трансцендентальным»» (Hartmann Ε. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875, S. XV). Г.Риккерт также называет исследование, которое занимается трансцендентным и его значением для объективности, трансцендентальным. На тесную связь трансцендентного и трансцендентального указывает и X.Файхингер: «Трансцендентное может иметь два значения: то, что переступает объем опыта, и то, что лежит за рамками его содержания. Первое является познанием сверхчувственного, второе – познанием из чистого разума, следовательно, познанием a priori» (Vaihinger H. Kommentar zu Kants Kritik der reinen, Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970, S. 468).

Э.Гуссерль рассматривает трансцендентное как коррелят трансцендентального; к собственному смыслу мира принадлежит, по Гуссерлю, трансцендентность как ирреальная включенность в Я. М.Хайдеггер связывает трансцендентальное познание «с перешагиванием (трансценденцией) чистого разума к сущему» (Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997, с. 9), а проблему, образующую трансцендентность, называет трансцендентальной. Существо трансценденции делает возможным трансцендентальные способности нашей души. По Хайдеггеру, «бытие есть transcendens просто. Трансценденция бытия присутствия особенная, поскольку в ней лежит возможность и необходимость радикальнейшей инди-видуации. Всякое размыкание бытия как transcendens’a есть трансцендентальное познание» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 38).

У К.Ясперса трансцендирование является связью способов бытия и разных его уровней; в трансцендировании происходит возрождение человеческой сущности. Трансценденция выступает как коррелят экзистенции. Бытие, которое нас объемлет, «есть трансценденция, т.е. бытие, которое для нас нечто совершенно другое, в которое мы не входим, но на котором мы основаны и к которому относимся» (Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 425); «трансценденция – это бытие, которое никогда не станет миром, но которое как бы говорит через бытие в мире» (там же, с. 426). Трансценденция же над всем миром или до всего мира – это Бог. Э.Левинас попытался восстановить значение абсолютно трансцендентного как бесконечного, находящегося по ту сторону бытия, категорий бытия, тотальности и опыта. В то же время Левинас использовал понятие трансценденции в этике для обозначения ответственности за другого, отношения к другому.

Сочинения:

2. Николай Кузанский. Об ученом незнании. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979;

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

6. Он же. Кант и проблема метафизики. М., 1997;

7. Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994;

8. Schleiermacher F. Dialektik. Darmstadt, 1976;

9. Hartmann E. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875;

10. Vaihinger I. Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970;

11. Levinas E. Dieu et la philosophie. – De Dieu qui vient à l’idée. P., 1982;

12. Idem. Totalité et infini. Essai sur l’extériorité. Den Haag, 1974.

Литература:

1. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 10, hg. von I.Ritter und K.Gründer. Basel, 1998;

2. Transzendenz. Zu einem Grundwort der klassischen Metaphysik. Hg. von L.Honnefelder/W. Schlüßer. Paderborn. – W, 1992;

3. Honnefelder L. Transzendent oder transzendental: über die Möglichkeit von Metaphysik. – Philosophisches Jahrbuch, 1985, N 92;

4. Knittermeyer H. Transszendent und Transszendental. – Festschrift für Paul Natorp zum 70. Geburtstage. В.–Lpz., 1924;

5. Lehmann K. Transzendenz. – Rahner K/, Darlap A. (Hg.). Sacramentum mundi 1969, 4;

6. Ingarden R. Die vier Begriffe der Transzendenz und das Problem des Idealismus bei Husserl. – Analecta husserliana 1971, 1;

7. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

См. также лит. к ст. Трансцендентальное , Трансценденталии .

Трансцендентность - это основная категория в философии Иммануила Канта. Так немецкий философ обозначал нечто превосходное, недоступное для опытного познания. Схожим по значению понятием является трансцендентальность - совокупность частей из разных пределов. В нашей статье можно найти доступное объяснение каждой из этих категорий.

Понятие трансцендентности

При слове "трансцендентность" у большинства людей возникает ассоциация с медитацией или эзотерическими учениями. Это что-то бессознательное, не доступное эмпирическому восприятию. Однако история понятия уходит корнями не в восточную, а в немецкую философию. Например, латинское слово "transcendens" обозначает что-то превосходящее бытовое сознание, разрушающее пределы.

Трансцендентность - это понятие, истоки которого можно найти в философии неоплатонизма. Античный разработал учение о Едином - всеобщем и всеблагом начале, которое невозможно понять с помощью чувств или мысли. Идею Плотина подхватил и попытался развить немецкий мыслитель Иммануил Кант. Его трансцендентальная философия до сих пор считается одной из самых важных в мировой науке.

Трансценденция

Иммануил Кант разработал теорию "вещей в себе", которые существуют независимо от сознания человека, а потому остаются непознаваемыми. Эти предметы не воздействуют на органы и чувств, а потому не могут быть применены на практике. Трансцендентность - это характерное состояние "вещей в себе".

Ниже: Плотин - основоположник школы неоплатонизма.

Окружающие нас вещи имманентны. Вселенная, Бог или душа трансцендентны. Имманентность является состоянием, противоположным трансцендентности. Это неотъемлемая внутренняя связь объекта с его качеством.

Кант вводит понятие трансценденции. Это возможность воспринимать потустороннее, осознавать неосознаваемое. Мыслитель полагал, что умирающий человек достигал трансценденции. Осуществлялся переход из имманентного мира в божественное пространство, не осознаваемое простыми органами чувств.

Виды познания

Главный научный труд Канта называется В нем философ размышляет о возможностях человеческого познания. Как далеко мы можем зайти в своих суждениях? Доступно ли человеку осмысление чего-то особого, недоступного остальному миру? В попытках найти ответы Кант делит познание на научное и синтетическое.

Научное мышление основано на суждениях. Человек не выходит дальше, чем за рамки анализа отдельных предикатов (понятий). Такой метод мышления не может расширить познание. Поэтому Кант обращается к мышлению, не имеющему аналитических рамок. Его объектом является синтетическое суждение. Единственно возможный способ познать субъект - это интуиция.

Ограниченное научное мышление объективно и необходимо, но свободное синтетическое познание - случайно и субъективно. Оба метода непригодны. Кант формирует новый вид познания - априорный. Он сочетает в себе синтетичность и необходимость.

Особенность философии Канта заключается в активном развитии старой античной темы. Немецкий мыслитель пытается решить вопрос о возможностях и границах человеческого познания. Он берет все лучшее из двух известных ему типов мышления и формирует суждение совершенно новое, доколе никому неизвестное. Это суждение становится предметом научных изысканий Канта.

Вещи в себе и для нас

Иммануил Кант являлся основоположником немецкой классической философии - эпохи наиболее важной для науки. Начинал мыслитель с осмысления вещей. Он поделил все мировые сущности на "вещи в себе" и "вещи для нас". То, что "в себе", недоступно и непознаваемо для людей. Это мир объективных идей. "Вещи для нас" раскрываются людьми в процессе познания.

Обе группы сущностей неразрывно связаны. "Вещи для нас" невозможно познать без влияния сверхприродных элементов. Более того, все доступные человеку вещи - это только видимость, иллюзия чего-то большего и объективного. Превращение "вещей в себе" в "сущности для нас" есть основа знаменитого диалектического материализма.

Неопознанность, сверхприродность, сущность "вещей в себе" - все это синонимы трансцендентности. Но как с рассматриваемым понятием связана антиномичность? Попробуем разобраться.

Антиномии

Что мешает человеку в познании? Философы-материалисты говорили об элементах бытия и окружающего мира. Иммануил Кант посчитал такие причины слишком тривиальными, а потому высказал свою теорию. Трудности познания заключаются не в объекте, окружающей действительности, а в субъекте - самом человеке.

Человек, рассуждающий о мировом и всеобщем, неизбежно попадет в плен противоречий - антиномий. Причем противоречащие суждения могут быть либо оба доказуемы, либо недоступны для понимания и анализа. Преодолеть антиномичность разума можно и нужно. В этом Кант видит основную задачу своей философии.

Как решить антиномии? Немецкий мыслитель начинает рассуждать о долге и этике. Разум находится под давлением воли и нравственности, а потому все ответы должны прийти внеопытным путем (априорным).

Трансцендентность и трансцендентальность

Трансцендентальность в философии Канта представляет собой совокупность априорных условий и формальных предпосылок познания. Элементы трансцендентального находятся в трансцендентном: части составляют целое.

Суждения, похожие на кантианские, можно наблюдать и в схоластической философии - средневековых религиозных учениях. Тогда мыслители говорили об аспектах бытия, выходящих за пределы привычного человеку существования. Такие аспекты нельзя проверить эмпирическими методами, применить на практике или проанализировать. Они вообще недоступны человеку.

Премьера: 05.11.2009

Продолжительность : 01:23:57

Фильм повествует о возможных сценариях будущего и технологиях, которые появятся через 20-40 лет. Искусственный интеллект, устройства, размером с клетку крови, виртуальная реальность и т.п. Известный американский изобретатель и футуролог Рэй Курцвейл абсолютно серьезно планирует не только кординально увеличить продолжительность жизни, но и обрести бессмертие за счёт смешивания человеческого интеллекта с искусственным, то есть, в конечном счёте, полном переносе человеческого сознания в машины (соответственно, биологическое тело в данном случае станет не нужным и мы станем бессмертными).

Интересные факты:

  • В 2010-е годы специальные устройства будут проецировать изображения прямо в человеческие глаза, создавая эффект виртуальной реальности (очки с эффектом 3D). Мобильные телефоны, встроенные в одежду, станут...

Основные предсказания Рэймонда Курцвейла:

  • В 2010-е годы специальные устройства будут проецировать изображения прямо в человеческие глаза, создавая эффект виртуальной реальности (очки с эффектом 3D). Мобильные телефоны, встроенные в одежду, станут посылать звук прямо в ухо (Bluetooth). «Виртуальные ассистенты» будут помогать людям во многих повседневных делах. В частности, они смогут производить мгновенный перевод иностранной речи. Маленькие компьютеры, связанные с интернетом, будут всё теснее интегрироваться в повседневную жизнь.
  • По мнению Курцвейла, уже в 2014 году мощность суперкомпьютера сравняется с мощностью человеческого мозга. Компьютеры перестанут существовать, как отдельные объекты — они примут нетрадиционную форму и будут встроены в одежду и повседневные предметы. Виртуальная реальность будет вовлекать не только зрение и слух, а все органы чувств.
  • К 2020 году персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности человеческого мозга. В 2020-х годах в медицинских целях начнут использовать наномашины. В частности, нанороботы смогут доставлять питание к клеткам человека и удалять их отходы. Они также произведут детальное сканирование мозга человека, позволяющее понять детали его работы. К концу десятилетия в промышленности станут широко использоваться нанотехнологии, что приведёт к значительному удешевлению производства всех продуктов. К 2029 году компьютер сможет пройти Тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании слова. Это будет достигнуто путём компьютерной симуляции мозга человека.
  • В 2030-е годы наномашины будут вставляться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведёт к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует какого-либо дополнительного оборудования.
  • В 2040-е годы человеческое тело сможет принимать любую форму, образуемую большим числом нанороботов. Внутренние органы будут заменены кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.
  • Курцвейл предсказывает наступление технологической сингулярности в 2045 году. В это время вся Земля начнёт превращаться в один гигантский компьютер, и постепенно этот процесс может распространиться на всю Вселенную. Природа сингулярности такова, что более конкретные прогнозы на период после 2045 года сделать затруднительно.

Слово «трансцендентный» обычно ассоциируется с трансцендентальной медитацией и разнообразной эзотерикой. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум - вспомнить его роль в работах Канта и других философов.

Это понятие произошло от латинского transcendens - «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы». В целом он обозначает то, что принципиально недоступно для эмпирического познания или не основано на опыте. Предпосылки термина возникли еще в философии неоплатонизма - основатель направления Плотин создал учение о Едином - всеблагом первоначале, которое невозможно познать ни усилием мысли, ни с помощью чувственного опыта. «Единое не есть сущее, но родитель его» - объясняет философ.

Полнее всего термин «трансцендентный» был раскрыт в философии Иммануила Канта, где он использовался для характеристики , существующих независимо от сознания и действующих на наши органы чувств, оставаясь при этом принципиально непознаваемыми, как на практике, так и в теории. Противоположность трансцендентности - : она означает либо неотъемлемость, внутреннюю связь какого-либо качества объекта с самим объектом, либо познаваемость объекта на личном опыте. Например, если предположить, что Вселенная создана по какому-то высшему замыслу, сам замысел для нас трансцендентен - мы можем только строить гипотезы о нем. Но если этот замысел существует в действительности, его последствия для нас имманентны, проявляясь в физических законах и обстоятельствах, в которые мы попадаем. Поэтому в некоторых теологических концепциях Бог трансцендентен и находится вне созданного им бытия.

Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты - это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме

Представление о трансцендентности существует и в математике: трансцендентное число - это число, которое не может быть вычисленным при помощи алгебры или выраженным алгебраически (то есть, не может быть корнем многочлена с целыми коэффициентами, не тождественного нулю). В их число входят, например, числа π и e.

Понятие, близкое к «трансцендентному», но иное по значению - «трансцендентальное». Изначально оно обозначало просто область отвлеченных умственных категорий, а впоследствии его развил Кант, попав в собственную ловушку: построить философскую систему только на эмпирических данных оказалось невозможно, а никаких других источников опыта, кроме эмпирики он не признавал. Чтобы выкрутиться, философу пришлось допустить, что некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. То есть трансцендентальные объекты - это, образно говоря, «предустановленные по умолчанию» в нашем разуме - при этом информация о них существует сама по себе и не следует из нашего опыта.

Существует и еще одно родственное понятие - трансценденция. В широком смысле слова оно означает переход границы между двумя разнородными областями, в особенности переход из сферы посюстороннего в сферу потустороннего, трансцендентного. Для простоты возьмем пример из фантастики: параллельный мир для обычного человека - трансцендентное явление. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Или более сложный пример из экзистенциальной философии: Жан-Поль Сартр считал, что человек трансцендентен, поскольку он выходит за рамки любого возможного собственного опыта: мы можем изучать себя и окружающий мир с разных сторон, но никогда даже не приблизимся к полному познанию себя. Но одновременно человек обладает способностью к трансценденции: он трансцендирует любую вещь, придавая ей какое-либо значение. Трансценденция - важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к чему-то запредельному.

Из философии понятие трансцендентальности перекочевало и в психологию: швейцарский психолог Карл Юнг ввел понятие «трансцендентальная функция» - это функция, объединяющая сознательное и бессознательное. В частности, трансцендентальную функцию может выполнять психоаналитик - он помогает пациенту проанализировать образы бессознательного (например, сновидения) и связать их воедино с сознательными процессами в его психике.

Как говорить

Неправильно «Я записалась на занятия по трансцендентной медитации». Правильно - «трансцендентальной».

Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с чем-то трансцендентным».

Правильно «Искусство трансцендирует знакомые нам предметы из материального мира, наполняя их высшим смыслом».