Тому, что Осетия раньше была неделимой на Северную и Южную, есть много свидетельств, в том числе и в произведениях древних грузинских авторов и в других важных документах. Не была делимой она и со стороны администрации России. Это видно из материалов деятельности осетинской духовной комиссии, которая была создана в 1745-1814 годах царской Россией и синодом. Комиссий было две. Первая работала в Моздоке с 1745 по 1793 годы. Вторая комиссия работала в Тбилиси с 1811 по 1861 гг. Обе комиссии распространяли среди осетинского народа христианство. Сотни оставшихся документов о их деятельности подтверждают, что никогда Осетия не была разделена на Северную и Южную.
Члены этих комиссий составили списки всех сел Осетии. В составе второй духовной комиссии было больше грузинских священников, которые составили списки всех 12507 осетин за трехлетний период их проживания на территории сегодняшней Южной Осетии, они же и окрестили их (читай «Акты Кавказской арх. ком.», т. VI часть I, стр. 377 - 378). В 1917 году передовые общественные деятели Осетии стремились к тому, чтобы осетинский народ имел один государственно-административный орган и был един. 15 июня 1917 года в Дзауджикау был созван съезд и вынесено решение о создании в Осетии единого архиепископата. В октябре 1917 года в Тбилиси под руководством Евгена Рамонова, Знаура Айдарова и Сергея Гаглоева была создана осетинская организация большевиков. В 1918 году на ее основе была создана большевистская партия «Чермен» (читай газету «Кавказский рабочий», 27. I. 1918 г.). Это была единая партийная организация Северной и Южной Осетии.
...Подробнее надо сказать по поводу начала вооруженного восстания в Южной Осетии в в 1920 году, спровоцированного председателем совнаркома Терской области В. Квирквелиа и Г.Орджоникидзе. 3 мая 1920 года В.И.Ленин направил телеграмму большевикам Кавказского крайкома и строго предупредил Орджоникидзе не допускать в Грузию Советские Вооруженные Силы. Но Кавказский крайком не выполнил требования Ленина. Они всячески старались, чтобы в Южной Осетии началось вооруженное восстание, хотя отлично знали, что оно будет жестоко подавлено...
6 мая 1920 года Кавказский крайком направил из Тбилиси в село Рук Г.Девдариани и Ш.Моцонелидзе с приказом, чтобы ревком Южной Осетии объявил здесь Советскую власть. В то время в Руке из членов ревкома были только двое - Александр Джадтиев и Чермен Бегизов, которые не могли взять на себя ответственность за решение такого важного вопроса. Такой же ответ был и приезжим эмиссарам, но тбилисцы не прислушались к предложению Александра и Чермена не поднимать вооруженного восстания. Представители крайкома заявили твердо: «Мы есть вышестоящий орган и вы должны выполнять наши приказы беспрекословно!..» Тогда Джадтиев вынужден был согласиться и 6 мая была объявлена Советская власть в Рукском районе. Под этим приказом подписался и представитель Кавказского крайкома Г.Девдариани. На второй день представители крайкома выехали в Дзауджикау. Здесь они услышали, что 7 мая с 1920 года Советская Россия заключила мирный договор с меньшевистским правительством Грузии. Члены Кавказского крайкома, председатель совнаркома Терской области В. Квирквери и член реввоенсовета Кавказского фронта Г. Орджоникидзе, безусловно, немедленно должны были остановить начало вооруженного восстания в Южной Осетия, но и этого вышеназванные ответственные работники не сделали умышленно.
6 июня Г. Орджоникидзе и В. Квирквери заставили освободить 500 грузинских гвардейцев, взятых в плен повстанцами. Плененные на второй же день вернулись и активно включились в разгром, уничтожение и сожжение Южной Осетии.
Для чего понадобилось В. Квирквериа, Г. Орджоникидзе и им подобным это восстание? По всей видимости, чтобы иметь повод изгнать народ Южной Осетии с ее исконных земель, а также для того, чтобы прибрать к рукам части Красной Армии, направленные в Осетию и Грузию на «помощь» повстанцам Осетии, а также локальным восстаниям в разных уголках Грузии...Надо отметить и то, что в восстании 1920 года были виновны и члены нашего окружкома. Неужели они не должны были учесть договор России с Грузией от 7 мая 1920 года?! Летом 1920 года окружной комитет Южной Осетии поставил вопрос об объединении с партийной организацией Северной Осетии. Но на это дело не обратил должного внимания Терский Совнарком. Руководители Северной Осетии и окружной комитет Южной Осетии 25 февраля 1921 года приступили к строительству автономной области. В этом их поддержали руководители Компартии Грузии и заведующий ЦИК Закавказья Г. Орджоникидзе. Таким образом, 20 апреля 1920 года председатель ЦИК Грузии Т. Махарадзе и председатель Совнаркома С. Кавтарадзе подписали Декрет о создании Юго-Осетинской автономной области. В результате этого Осетия разделилась на две части. Эту историческую ошибку хорошо поняли руководители Южной Осетии Симон Такоев, Заурбек Калоев, Владимир Санакоев и другие. В 1925 году они поставили вопрос ребром перед Советской Россией и Закавказской Федеративной Республикой, чтобы разделенная Осетия была вновь воссоединена. По этому вопросу представители Осетии 23 мая и 19 октября 1925 года были и у И.В Сталина, но он тоже не поддержал их. Позднее буквально все, кто ратовал за воссоединение Осетии, были репрессированы и в основном уничтожены.
Большевистское руководство Грузии советского периода всеми средствами старались ассимилировать осетинский народ. В этих целях они ставили всяческие препоны экономическому и культурному развитию Осетии, закрывали осетинские школы в осетинских селах, на равнине между Гори и Игоети заставили поселиться многих осетин из Цхинвальского и Ленингорского районов. Но ни оного грузина из сел Осетии они не поселили в этих местах, хотя и те были не в лучших условиях. В этих селах, куда насильно переселили осетин, не было ни одной осетинской школы, наоборот, делалось все для того, чтобы как можно скорее эти осетины-переселенцы ассимилировались.
Наверное, И.В.Сталин, поэтому писал: «Как быть с осетинами, из коих закавказские осетины ассимилируются (но далеко еще не ассимилировались) грузинами, а предкавказские частью ассимилируются русскими, частью развиваются дальше, создавая свою литературу? Как их «организовать» в единый национальный Союз!».
И.Сталин оставил этот вопрос без ответа, что послужило главной причиной трагедии осетинского народа. Если сегодня лучшие люди Осетии не исправят допущенные ошибки, если народ Осетии не будет объединен в едином государстве, будущее его будет более трагично!

ОСЕТИНЫ

Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия – Алания (площадь – около 8 тыс. кв. км., столица – г.Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь – 3.4 тыс. кв. км., столица – г.Цхинвал).

Не смотря на географическое и административное разделение в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком. Разделение же произошло по волевому решению из Кремля в 1922 году, без какого-либо учёта мнения самих осетин. По этому решению Северная Осетия была отнесена к России, а Южная Осетия – к Грузии. В течение семи десятилетий, если не принимать во внимание чувств бедной падчерицы и попыток насадить грузинскую культуру и язык, граждане Южной Осетии особо больших неудобств от этого разделения не испытывали, так как жили в единой семье братских народов СССР.

Но времена поменялись. Россия и Грузия стали отдельными государствами с весьма натянутыми взаимоотношениями. Осетины при этом оказались по разные стороны государственной границы. Причём, разделёнными стали даже многие семьи, члены которых проживают в разных частях Осетии. Но об этом – ниже.

В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них (по неофициальным данным) проживают:

В Северной Осетии – 420-440 тысяч человек

В Южной Осетии – 70 тысяч человек

В республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек

В Грузии – 50-60 тысяч человек

В государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч чел.,

В Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек,

В странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч чел.

Осетия граничит: на востоке - с Республикой Ингушетия, на северо-востоке - с Чечнёй, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и на севере - со Ставропольским краем.


Богата и разнообразна природа Осетии: знойные степи, цветущие предгорные равнины, вечно покрытые льдом вершины высочайших в Европе Кавказских гор, глубокие ущелья и стремительные реки.

Осетины – народ, ввиду своей уникальности (отсутствия близких по языку и культуре родственных народов) давно привлекавший к себе пристальное внимание российских и известных зарубежных историков и исследователей Кавказа, таких как Миллер, Шегрен, Клапрот, Вернардский, Дюмезиль, Бахрах, Сулимирский, Литтлтон, Бейли, Кардини, Абаев, Ростовцев, Кузнецов и многие другие.

История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых, и в частности М.Блиева и Р.Базрова «История Осетии», а также в приводимом в данном разделе, предисловии академика М.Исаева «Аланы. Кто они?» к русскому изданию книги Бернарда С.Бахраха «Аланы на Западе». Сама же эта книга (“A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach) * ярко освещает историю западных алан, большими массами расселившихся в странах Западной и Центральной Европы, и оставивших заметный след на развитии культуры народов этих стран, от Британских островов и северной Италии до Балканских стран и Венгрии. Там потомки алан (ассов) в последствии образовали отдельную Ясскую область, многие столетия сохраняя культуру и язык предков. К слову, большинство исследований истории западных алан начисто опровергает теории некоторых северо-кавказских историков о том, что аланы не были ираноязычны. Ираноязычность западных алан распознается без больших усилий.

На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро – монгол и хромого Тимура в 13-14 веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во-многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию.

Прошли столетия и народ восстал из пепла, заметно вырос в численности. И к первой половине XVIII века, ввиду тесноты, суровости и ограниченности условий высокогорья и сложной геополитической обстановки в регионе, перед осетинским народом остро встал вопрос необходимости вхождения в состав России и переселения на равнинные земли. Через выборных послов – представителей различных осетинских обществ, в Санкт-Петербург было направлено соответствующее прошение на имя Императрицы Елизаветы Петровны. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Влияние России в регионе заметно возросло и она могла действовать более решительно, чем ранее, в осуществлении своих колониальных целей на Кавказе. И следом за заключением Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1974 году, было принято решение о присоединении Осетии к Российской Империи. Однако административное подчинение Осетии поначалу носило формальный характер. И народ ещё долгое время продолжал сохранять независимость от российской администрации. В осетинских ущельях то и дело вспыхивали восстания, подобные Дигорскому в 1781 году, носившие народно-освободительный характер.

Однако вцелом, присоединение к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений в Россией.

За последующие 100 -150 лет в Осетии выросли сотни образованных педагогов, просветителей, литераторов, военачальников, государственных и общественных деятелей. Большинство из них получило хорошее образование в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России. К началу прошлого века уже насчитывались десятки боевых генералов-осетин, и тысячи офицеров, награждённых высшими воинскими наградами России. Верой и правдой, с аланской честью, они защищали интересы Отечества на всём протяжении, от Дальнего Востока до Балкан и Турции.

Шли годы и уже политические события начала XX столетия нанесли новый удар по нашему народу, как и всем остальным народам страны. Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война надолго раскололи осетинское общество на враждующие непримиримые лагеря. Они заметно подорвали основы внутриобщественных взаимоотношений, устоев и традиций. Зачастую по разную сторону баррикад оказывались соседи, родственники, а то и члены одной семьи. Многие передовые люди своего времени были убиты в боях, другие навсегда эмигрировали заграницу. Ну а самый большой урон осетинской культуре был нанесён во времена известных репрессий 30-40-х годов, когда почти полностью был уничтожен цвет нации.

Знаменитое аланское воинское искусство и тяга к ратным подвигам не ушли в историю вместе с ними. Через века они возродились в потомках, у котоорых воинская служба и защита Отечества всегда были в особом почёте. Тяга к офицерской службе проявляется в осетинах с самого раннего детства. И тот факт, что в данный проект вошли сведения о 79 генералах и адмиралах советского периода и современной России, убедительно подтверждает этот вывод.

Наиболее ярко осетинский народ проявил свои лучшие качества, унаследованные от гордых предков, во время Второй мировой войны.

При общей численности населения на 1941 г. 340 тысяч человек:

90 тысяч осетин ушли защищать Родину от фашистских оккупантов.

46 тысяч из них погибли в боях за свободу и независимость нашей Родины.

34 осетина стали Героями Советского Союза. Это самый высокий показатель по отношению к общей численности населения, среди всех народов СССР (см. таблицу в разделе "Герои Советского Союза").

Более 50 человек стали генералами и адмиралами

Осетинская семья Газдановых потеряла на фронтах войны всех 7-х

Две семьи потеряли по 6 сыновей,

В 16-ти семьях не вернулись с войны по 5 сыновей,

52 осетинские семьи потеряли в этой войне по 4 сына,

Поражние фашистских войск на Кавказе началось с их разгрома в жестоких боях на подступах к Владикавказу зимой 1942 года, и освобождения оккупированных гитлеровцами районов Северной Осетии.

В рядах командиров Красной Армии храбро сражались десятки боевых генералов – осетин. Самые известные из них - дважды Герой Советского Союза генерал армии Исса Плиев, Герой Советского Союза, генерал армии Георгий Хетагуров, Герой Советского Союза, генерал-полковник, один из самых видных советских разведчиков, которого называли отцом советского спецназа, Хаджи-Умар Мамсуров и командир прославленных советских воздушных ассов, Герой Советского Союза, генерал-майор Ибрагим Дзусов.

Послевоенный период истории Осетии характеризуется бурным развитием промышленности, экономики, сельского хозяйства, культуры и спорта. Благодаря богатым природным ресурсам, в Осетии выросли такие крупные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, как Садонский и Квайсинский свинцово-цинковые комбинаты, заводы "Электроцинк" и "Победит", продукция которых находила широкое применение в стране и за рубежом, Цхинвальские заводы «Эмальпровод» и «Вибромашина», Алагирский завод сопротивлений, крупнейший в Европе Бесланский маисовый комбинат, мебельная фирма «Казбек», целый ряд крупных предприятий электроники и др.

Столица Республики Северная Осетия – Алания, Владикавказ (население –чуть более 300 тысяч человек) - один из красивейших городов региона, культурный, экономический и транспортный центр. Здесь, как и по всей республике, в мире и согласии проживают люди многих национальностей. Владикавказ славится престижными высшими учебными заведениями, среди которых Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский государственный технологический университет, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, высшие военные училища и другие. Разнообразна и насыщена культурная жизнь Осетии. Здесь функционируют несколько государственных театров, филармония, известный в стране и за рубежом государственный академический ансамбль народного танца «Алан», конный театр «Нарты».

Осетинская культура и искусство дали стране и миру таких известных людей, как один из лучших дирижёров в мире, руководитель Санкт-Петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев, первая в мире женщина-дирижёр, народная артистка СССР Вероника Дударова, солистка балета Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева, династию цирковых артистов Кантемировых во главе с основателем советского конно-циркового искусства Алибеком Кантемировым, артисты театра и кино, народные артисты СССР Владимир Тхапсаев и Николай Саламов, известные эстрадные исполнители Феликс Царикати и Аким Салбиев и многие другие.

На соревнованиях самого высшего ранга прославляют свою Родину осетинские спортсмены в вольной и греко-римской борьбе, дзю-до, каратэ, тае квон до, тяжелой атлетике, армрестлинге, футболе, художественной гимнастике и многих других видах спорта. Осетины по праву гордятся 12- ю чемпионами Олимпийских игр, несколькими десятками чемпионов мира, Европы, СССР и пост-советской России.

Так на последней Олимпиаде 2004 года в Афинах осетинами завоёваны четыре золотые, две серебряные и две бронзовые медали. Этот результат поистине уникален для народа численностью менее 700 тысяч человек и вряд ли где-либо в мире будет превзойден в обозримом будущем.

Поистине неоценимы достижения представителей Осетии в различных областях науки и экономики. Достаточно упомянуть одного из столпов мировой аэродинамики и ракетной техники Григория Токати, работавшего над космическими программами НАСА в Англии и США, известного в научном мире патриарха отечественной лингвистики и иранистики Васо Абаева, капитана атамохода «Арктика», впервые в мире покорившего Северный полюс Юрия Кучиева, бывшего генерального директора пивоваренного концерна «Балтика» Таймураза Боллоева.

Сегодняшняя Осетия развивается, налаживает контакты, добивается успехов во всех сферах и с надеждой смотрит в будущее, моля у Бога мира, спокойствия и процветания.

О межнациональных конфликтах.

Вместе со всем позитивным, описанным выше, не всё так безоблачно над небом Осетии, как того желают сами осетины.

В начале 90-х годов прошлого столетия, националисты, пришедшие к власти в Грузии, повели политику на вытеснение осетинского населения, а затем под лозунгом «Грузия – для грузин!» развязали новый кровавый конфликт на территории Южной Осетии, намереваясь повторить акты геноцида осетин 1920 года. Своим указом от 11 декабря 1990 года тогдашний лидер Грузии З.Гамсахурдиа упразднил Юго-Осетинскую автономную область. Южные же осетины путём референдума приняли решение о выходе из состава Грузии и образовании Республики Южная Осетия. Грузинские вооружённые формирования вторглись на территорию Южной Осетии и начали “наводить порядок” по-своему. Позже, получив достойный ответ, они убрались восвояси, надолго посеяв ядовитые семена ненависти и недоверия между народами. Война была недолгой, но с большим количеством жертв, в том числе среди мирного населения. Осетинский народ никогда не забудет своих сыновей, погибших от рук национал-шовинистов, защищая свою Родину. Не забудет зверски замученных мирных жителей, расстрела грузинскими боевиками автобуса со стариками, женщинами и детьми на Зарской дороге, как и другие акты чудовищных преступлений против нашего народа. Бездумная, великодержавная шовинистическая политика грузинского руководства привела к возникновению ненависти и непримиримой розни между некогда самыми дружественными народами в регионе. Но не смотря ни на что, осетины не видят в грузинском народе врага. Они знают, что пройдут годы, история отправит на помойку национал-шовинистов разных мастей и заживут простые люди так, как жили веками их предки - в мире и согласии, помогая друг другу.

События тех дней достаточно широко освещались в прессе, в других материалах. И в данном кратком историческом обзоре нет возможности описывать всё подробно.

Прошли годы. Сменились лидеры как в Грузии и России, так и в Осетии. Но конфликт до сих пор не улажен. Новое грузинское руководство, как и в прошлом, ведёт политику на борьбу с сепаратизмом любыми доступными средствами, в том числе путём угроз, блокады, политического давления через третьи страны, и организации, в частности США и ОБСЕ. Одновременно, оно всё более одталяется от России, долгие годы являвшейся гарантом стабильности, мира и процветания в регионе.

Осетинская сторона решительно и бесповоротно взяла курс на восстановление исторической справедливости* - воссоединение со своими братьями в Северной Осетии в составе Российской Федерации и, пережив три волны геноцида (в 1920, 1990 и 2004 гг.) не намерена возвращаться в административное лоно Грузии. В 2004 году, руководством Республики было направлено прошение в Государственную Думу РФ о приёме Южной Осетии в состав России. К настоящему времени вопрос остаётся открытым, проблемы нерешёнными, а конфликт тлеющим.

Сепаратизм редко приносит положительные плоды. И на первый взгляд грузинское руководство имеет право бороться с сепаратизмом своих бывших регионов. Но это только на первый взгляд, поскольку намерения народа Южной Осетии нельзя назвать сепаратическими по двум причинам.

Во-первых осетинский народ, на протяжении многих веков проживая на этой земле, никогда не изъявлял желания быть в составе Грузии, и был присоединён к ней только волевым решением тогдашних руководителей Советского государства, без учёта мнения самих осетин. До этого не было ни одного государственно -правового акта, в котором бы была зафиксирована принадлежность Южной Осетии к Грузии. Извечные притязания князей Мачабели и Эристави на владение этой территорией, как и частое пособничество им российской верхушки никогда не признавались народом Осетии.

Во-вторых, каждый народ имеет право быть “неразделённым” и выбирать свою судьбу. Воссоединились искусственно-разделённые народы Германии, Вьетнама, других государств. И силой, политическим давлением или блокадой удерживать один народ по разные стороны государственной границы, есть ни что иное, как преступление против этого народа.

После развала Советского Союза не менее сложная обстановка сложилась в Северной Осетии. В 1990-х годах десятилетиями накапливающиеся и загоняемые вглубь межнациональные проблемы и противоречия, в условиях ослабления центральной власти начали выливаться в конфликты на национальной почве между осетинами и их ближайшими соседями на востоке – ингушами. Поводом для них послужили несколько сёл Пригородного района Северной Осетии, населённые смешанным осетино-ингушским населением и на протяжении 6-ти десятилетий являющейся спорной территорией между двумя народами. История этих сёл восходит ко временам переселения горцев на равнину. В те же годы началось заселение Северного Кавказа и русскими казаками, осуществляемое царскими властями для поддержания порядка и усмирения местных народов. Терскими казаками и были в основном основаны эти спорные сёла. Казаки жили зажиточно, вольно, и когда пришли годы революции и гражданской войны, они в большинстве своём встали на сторону белой гвардии, воюя против коммунистов. В ответ на это местные коммунистические лидеры во главе с соратником Ленина, "пламенным" Серго Орджоникидзе стали подстрекать ингушей на карательные операции против казачьего населения. Было совершенно множество набегов на их сёла с целью вытеснения казаков за Терек и захвата земель (см. статью о Георгии Бичерахове в разделе «Осетины за рубежом»). Ингуши всячески стремились к ликвидации на их территории “полос” казачьих земель, чтобы на "округленных" территориях усилить свое влияние. В конце концов в 1922 году ингушам вместе с бойцами Красной Армии удалось осуществить эту идею и на 22 года поселиться в этих сёлах. Такова история территорий, называемых теперь ингушской стороной «исконно - ингушскими».

В 1944 году со стороны центральной Советской власти было совершенно не менее серьёзное преступление, но уже против ингушей, чеченцев и некоторых других народов. За, массовое дезертирство из рядов Красной Армии и поддержку бандитизма в тылу, эти народы целиком, за считанные часы полностью были погружены в товарные вагоны и высланы в Казахстанские голые степи. По дороге погибло много ни в чём не повинных людей в том числе немощных стариков, женщин и детей. Для небольшого ингушского народа это переселение носило почти катастрофический характер. Суровые условия и борьба за выживание на голом месте надолго задержали процессы становления государственности, развития образования, культуры и других сфер жизни. В то же время на территорию бывшей Ингушетии из горных районов Южной и Северной Осетии, почти также насильно были переселены осетины.

В 1957 году, уже новое Кремлёвское руководство во главе с Никитой Хрущёвым решило исправить ошибки своих предшественников и вернуло репрессированные народы на историческую родину. С возвращением ингушей, осетины, успевшие обжиться на новом месте (некоторые уже и новые дома успели построить за 12 лет), вынуждены были покинуть его и начинать все с нуля, обживая пустыри на окраинах других населенных пунктов Северной Осетии. При этом, Чечено-Ингушетии не была возвращена часть Пригородного района, в основном те сёла, которые были отняты у казаков в 1922 году и у осетин в 1926 году. Эта территория была оставлена под юрисдикцией Северной Осетии. Взамен к Чечено-Ингушетии были присоединены три района Ставропольского края.

Эта часть Пригородного района и стала причиной вспыхнувшего кровавого конфликта между Северной Осетией и Ингушетией. Напряжённость нарастала давно, то и дело оскаливая зубы. Так осенью 1981 года в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ), после убийства ингушами молодого таксиста, вспыхнули массовые волнения, жестоко подавленные войсками специального назначения с большим количеством пострадавших и несколькими жертвами. После таких фактов, центральная власть в Москве, не вникая в суть проблемы, обычно пыталась лечить симптомы болезни, загоняя саму болезнь глубого вовнутрь.

О том как, присланным из Москвы новым руководителем республики В.Одинцовым, проводилось это «лечение» в Северной Осетии истории ещё предстоит сказать своё веское слово. Из желания возвыситься и сделать себе имя, якобы, наводя порядок, за короткое время в республике руками заезжих руководителей правоохранительных органов, с сомнительной репутацией, и местных прислужников, Одинцов создал ситуацию схожую с годами репрессий 30-х годов. Через сфабрикованные обвинения и другие недостойные методы были проведены аресты многих крупных руководителей, вклячая ряд тех, кто пользовался большим авторитетом и уважением в народе. Они стояли на пути разгула одинцовского беспредела и за это поплатились. И хотя, по прошествии нескольких месяцев, после основательных проверок авторитетных комиссий Генпрокуратуры, справедливость восторжествовала и все незаконно обвиненные были полностью оправданы, вред нанесеный народу Осетии за эти годы был уже непоправим. К сожалению, сегодняшнее молодое поколение не знает правду о фактах беззакония и репрессий, творимых в Северной Осетии в те годы, потому что об этом периоде истории Осетии до сих пор написано очень мало.

Годы одинцовского правления углубили и обострили также и осетино-ингушские противоречия. Тех кто был во главе республики мало заботили реальные взаимоотношения двух народов. Им важно было силовыми методами создать внешнюю оболочку благополучия и отрапортовать в Москуву о том, что героическими усилиями порядок в этом вопросе наведен. Время показало, что создание режима наибольшего благоприятствования для представителей одного народа, проживающих на территории другого, явилось дополнительным детонатором последующих кровавых событий.

Подписанный Б.Ельциным в июне 1992 года, на первый взгляд, гуманный и справедливый «Закон о реабилитации репрессированных народов», не имея под собой ни конституционной базы, ни механизма претворения в жизнь, стал лишь катализатором в обострении осетино-ингушских отношений. В сёлах со смешанным населением участились вооружённые стычки, убийства, грабежи. На площадях тогдашней столицы Ингушетии - г.Назрани то и дело проводились многотысячные митинги с требованиями вернуть эти несколько сёл и правобережную часть Владикавказа любыми методами, включая силовые акции. Раздавались открытые угрозы в адрес осетин. В этой обстановке надвигающейся опасности, руководство Северной Осетии взяло курс на всестороннее укрепление обороноспособности и подготовку к отпору возможной агрессии. Обстановка накалилась до предела.

После ряда взаимных «обменов кровавыми любезностями», в ночь с 30 на 31 октября 1992 года ингушские военные формирования, состоящие из мобильных, хорошо вооружённых отрядов, пересекли границу Северной Осетии и начали боевые действия по захвату сёл Пригородного района. К ним присоединились многие жители Северной Осетии ингушской национальности. В этих сёлах запылали осетинские дома, стало вывозиться имущество и крупный рогатый скот, угонялись транспортные средства осетин, а также предприятий. При малейшем сопротивлении люди уничтожались. Первым приняли бой сотрудники Черменского поселкового отделения милиции, но силы были неравными. Оставашихся в живых, раненных милиционеров боевики забросали противотанковыми гранатами, и обезображенные трупы несколько дней лежали под обломками здания. Другое зверское преступление было совершено в посёлке Карца, где в местном клубе ингушами были расстреляны 25 заложников - осетин. И это были далеко не единичные случаи.

Внезапность удара сыграла свою роль. За 2-3 дня ингушские боевики продвинулись на 10-15 км и достигли окраин Владикавказа. В эти кровавые для Осетии дни было убито более 100 человек, большое количество мирного населения было взято и увезено в Ингушетию заложниками. Многие пропали без вести и судьба их неизвестна по сегодняшний день. Было разрушено и сожжено много осетинских домов в оккупированных сёлах Пригородного района. Все эти события всколыхнули народ, вызвали ответную ярость и жажду мести за содеянное. На защиту республики со всех населённых пунктов потянулись тысячи молодых людей, примкнув к ранее созданным на случай агрессии, национальной гвардии, народному ополчению и силам министерства внутренних дел. Из Южной Осетии на помощь братьям прибыл хорошо вооружённый и имеющий боевой опыт батальон из 400-500 человек. Под угрожающим нажимом возмущённых народных масс армейское руководство также оказало некоторое содействие в вооружении ополченцев и органов правопорядка республики (см.статью о Г.Кантемирове в разделе "Генералы и адмиралы"). Всё это возимело своё действие, и к исходу новой недели, вся территория Пригородного района была очищена от нападавших. Гнев за содеяное, в ряде случаев перехлестывал через край и жертв с ингушской стороны оказалось заметно больше. Причем справедливости ради нужно признать, что ввиду большой интенсивности огня и применении тяжелого вооружения, среди этих жертв были и мирые люди.

Ранее в зону конфликта были введены Российские войска, которые, заняв нейнтральную позицию, вступали в бой только в ответ на акты прямого на них нападения. К 5 ноября войска заняли позиции между противоборствующими сторонами с целью недопущения дальнейшей эскалации военных действий.

Итоги этого, первого на территории России, вооруженного конфликта печальны как для осетин, так и для ингушей.

-Всего погибло 546 человек (в том числе 105 осетин и 407 ингушей)

Около тысячи человек были ранены и искалечены

Сотнями захватывались заложники, которые потом в основном были обменены между сторонами конфликта.

В зоне боевых действий полностью разрушены многие дома и строения, как ингушские, так и осетинские.

Почти всё ингушское население Пригородного района и Владикавказа (более 30 тысяч человек) покинуло свои жилища и надолго стало беженцами.

За прошедшие 14 лет большинство беженцев возвратились в свои сёла. Им были выделены земельные участки под строительство новых домов, денежные ссуды и компенсации. Но проблема Пригородного района поднимается ингушской стороной вновь и вновь, не давая ослабнуть напряжённости. Осетинская сторона отвергает любые варианты перекроя сложившихся границ, ввиду того, что уже больше 60 лет, волею судьбы, в этих сёлах живут осетины. Родилось уже не одно поколение тех, для которых эта земля – их родина, и другой у них нет. И они настроены решительно защищать её от любых посягательств.

На Кавказе все конфликты всегда разрешались миром через диалог между людьми, между народами. Вот этого диалога между осетинами и ингушами пока не получается. И, разыгрывающиеся то и дело, кровавые события во многом способствуют усилению недоверия и неприязни между соседними народами. Одним из этих событий стал взрыв на многолюдном центральном рынке Владикавказа 19 марта 1999 года, устроенный 4-мя молодыми ингушами – жителями Пригородного района. Тогда на месте погибло 52 человека и были ранены ещё 168 человек, в основном женщины, старики, студенты. В последствии был осуществлён ещё ряд взрывов на рынках и других людных местах столицы Северной Осетии, в которых также погибло много людей.

Но самым чудовищным и бесчеловечным актом, всколыхнувшим весь мир, стал захват Бесланской средней школы 1 сентября 2004 года. Рано утром в День Знаний, большая группа до зубов вооружённых боевиков, въехав с территории Ингушетии на грузовой машине, окружила школу с детьми, учителями и родителями и, заперев их в спортзале школы, в течение трех дней держала заложниками, без еды и питья. Многие из детей, не выдерживая голода и духоты, ели цветы, по традиции принесённые для учителей, пили собственную мочу, теряли сознание. Сразу же после захвата было расстреляно много молодых людей. Бандиты привели с собой шахидок – самоубийц, напичкали всё здание школы минами. После взрыва двух из них начался хаотический штурм. В эти, самые скорбные за последние несколько десятилетий для осетинского народа, дни погиб 331 заложник, из них 186 - дети разных возрастов, от года до 16 лет. Изверги посягнули на самое святое для каждого народа – детей, наше будущее.


По официальной на сегодняшний день версии, почти все они, кроме одного были уничтожены при штурме. Но живы те, кто организовывал и планировал этот акт устрашения, с целью развязать на Северном Кавказе большую войну. Они почему-то до сих пор на свободе и угрожают новым террором.

Правильно говорят, что бандиты не имеют национальности. Но в тоже время от факта, что подавляющее большинство опознанных боевиков оказались ингушами, никуда не скроешся. И осетины вряд ли в ближайшее время смогут заставить себя закрыть на это глаза и протянуть руку дружбы в сторону Ингушетии. Тем более, что до сих пор с той стороны ни на официальном, ни на народном уровне не прозвучало ни слова покаяния за тех, кто пришёл в Беслан убивать детей.

Пройдут годы и сменятся поколения, прежде чем утихнет боль от ран и потерь. Прежде чем все люди поймут, что мир и спокойствие в регионе жизненно-необходимы всем народам и каждому человеку. Прежде чем мудрость восторжествует над амбициями, политическим и национальным авантюризмом.

*Русское издание этой книги печатается в библиотеке журнала "Дарьял"

Обзор подготовлен Р. Кучиевым

Сентябрь 2005 г.


Список некоторых интересных книг по истории скифов, алан, осетин:

1.Скифы. Граков В.М. (рус.)

2. К проблеме генезиса осетинского нартского эпоса. Гуриев Т.А (рус)

3. Осетины. Б.А. Калоев (рус)

4. A grammatical sketch of Ossetic./ by V.I. Abaev. Edited by Herbert H. Paper, Translated by Steven P. Hill,

5. A history of the Alans in the West./ by Bernard S. Bachrach

6. The Sarmatians./ by T. Sulimirsky

7. The world of the Scythians./ by Renate Rolle

8. Iranians and Greeks in South Russia./ by M. Rostovtsev

9. The Scythians./ by Tamara Talbot Rice

10.From Scythia to Camelot./ by C.Scott Littleton&Linda A.Malcor

11.Alle Radici Della Cavalleria Medievale. / by Franco Cardini (in Italian)

12.Searching For The Scythians/ by Mike Edwards/ National Geographic, September 1996

13.Alans in Gaul./ by Bernard S. Bachrach

14. Sources on the Alans. A critical compilation./ by Agusti Alamany

15. The Sarmatians 600 BC - AD 450. / by R. Brzezinski & M. Mielczarek

16. The Scythians 700 -300 BC / by Dr. E.V. Cernenko

Древнейшая стоянка человека на территории Северной Осетии (около 150 тыс. лет назад) находится у Попов, в 4 км к юго-западу от , и принадлежит , носителями которой были ранние . На этой стоянке найдены каменные заготовки, отщепы, пластинки, ручные . Стоянки (30-40 тыс. лет назад) найдены у пос. Редант-1, селений , .

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие.

Кобанская культура

Алания

Средневековье

Однако осетинские учёные М. М. Блиев и на основании архивных документов доказали , что проект присоединения Осетии, подготовленный астраханским генерал-губернатором , был представлен на рассмотрение только в . Более того, осетинский проект генерал-губернатора не позволил ему сохранить пост, и в том же был отправлен в отставку. Доказательств того, что императрица поддержала проект присоединения Осетии, либо вернулась к его рассмотрению в дальнейшие годы, также пока нет.

Скорее всего законодательное оформление включения Осетии в состав Российской Империи произошло намного позже, уже в .

Российская империя

Karte des Kaukasischen Isthmus . Entworfen und gezeichnet von J. Grassl, 1856.

СССР

Герб СО АССР

Флаг СО АССР

Великая Отечественная война

Во время на территории республики проходили ожесточённые бои, бо́льшая часть (север и запад) Северной Осетии была оккупирована генерала . Против них сражались войска . С 6 по 11 ноября в ходе Нальчикской оборонительной операции Северной группы войск против

Северный Кавказ – место многих этнических и межгосударственных конфликтов, политическая структура которого нестабильна. Одной из сторон конфликтов часто становятся Северная и Южная Осетии. Сегодня даже образованный человек может не ответить на вопрос "Северная Осетия – это или нет?". Попробуем в нем разобраться.

Предками осетин считают кочевников-аланов. Это ираноязычный народ, родственный сарматам. На рубеже старой и новой эр они заселили предгорья Кавказа и территории Причерноморья. Нашествие гуннов вынудило алан отступить в горные районы.

В Раннее Средневековье аланы были в зависимости от Хазарского каганата. После его упадка они в X веке основали собственное государство, вошедшее в историю как Алания. В XIII веке на ослабленное междоусобицами государство обрушились армии монголов.

Аланы рассеялись по Кавказу. В Средние века их называли осетинами - само слово грузинского происхождения. В правление императрицы России Елизаветы начался процесс включения Осетии в состав России. Территории, считавшиеся принадлежавшими в древности аланам, было позволено заселить их потомкам. При Екатерине II Осетия вошла в состав Российской империи.

Две Осетии: Южная

Разделение осетинского народа на два государства может быть причиной, почему современные люди сомневаются: Северная Осетия – это сейчас Россия или нет? Оппозиция Северная - Южная Осетии появилась еще в XIX веке в документах российских чиновников на Кавказе. Южная Осетия образовалась за счет переселения осетин на земли Грузии. Эта часть Кавказа вошла в состав России в 1801 году одновременно с Восточной Грузией.

В 1922 году после революции Южная Осетия получила статус автономной области в составе Грузинской ССР. Столицей области был назначен город Цхинвали. Грузинские давили на полунезависимую часть своей республики и навязывали осетинам свой язык.

Когда Грузия вышла из СССР, осетины попытались отделиться вопреки давлению грузинского правительства. В 1992 году жители Южной Осетии в большинстве своем проголосовали за независимость. В 1990 - 2000-е годы Южная Осетия оставалась непризнанной республикой. После конфликта 2008 года формально она стала независимым государством, но это не признает большинство государств.

Две Осетии: Северная

Северная Осетия сегодня является субъектом Российской Федерации со статусом республики. Она входит в Северо-Кавказский федеральный округ. Столица субъекта федерации расположена в городе Владикавказ. В постсоветскую эпоху республика обзавелась собственной государственной атрибутикой. В 1994 году Парламент Северной Осетии принял герб, флаг и гимн республики в составе Российской Федерации. В современной Осетии возрождается память о народе аланов. Название «Алания» включено в состав официального наименования республики.

В 1921 году на Кавказе большевики организовали Горскую республику, частью которой стала территория Осетии. История современной республики осетин началась в 1924 году с образования автономной области в составе Горской республики. В 1936 году область была реорганизована в республику.

После распада СССР Северная Осетия осталась в составе России. Напряжение постсоветской эпохи и возобновление прежних конфликтов привели к войне между Северной Осетией и Ингушетией. Боевые столкновения привели к гибели более, чем 600 человек и бегству из Осетии ингушского населения.

Сегодня в Северной Осетии живет около 700 тысяч человек. Из них более 60% относятся к народу осетин. На втором месте – русские, на третьем – ингуши, которых в республике осталось около 26 тысяч. Остальная часть населения региона – другие народы Кавказа и Закавказья (чеченцы, армяне, грузины, азербайджанцы).

В Северной Осетии можно насчитать двадцать два города с населением свыше пяти тысяч жителей. Самый многолюдный из них – Владикавказ. Когда-то он был основан как форпост Российской империи в регионе. Позже он был центром Горской республики и Северо-Осетинской автономной области, преобразованной в республику.

В урочище Моздок, сейчас – второй по величине город республики, основал в XVIII веке осетинский князь Кургока Кончокин, принявший христианство и поселивший там крещеных осетин и кабардинцев. С образованием Кавказской губернии Моздок получил статус уездного города.

В 1847 году осетины-переселенцы основали поселение Беслан, ставшее третьим по величине городом республики. К сожалению, город стал известен больше всего из-за трагических событий 2004 года, когда террористы захватили там школу.

Хотя некоторые люди оказываются в затруднении перед вопросом "Северная Осетия – это Россия или нет?", но этот регион прочно связан с . Осетины были частью советского и позже российского государств и вносили свой вклад в их развитие. Северная Осетия остается регионом с собственной уникальной культурой.

Тому, что Осетия раньше была неделимой на Северную и Южную, есть много свидетельств, в том числе и в произведениях древних грузинских авторов и в других важных документах. Не была делимой она и со стороны администрации России. Это видно из материалов деятельности осетинской духовной комиссии, которая была создана в 1745-1814 годах царской Россией и синодом. Комиссий было две. Первая работала в Моздоке с 1745 по 1793 годы. Вторая комиссия работала в Тбилиси с 1811 по 1861 гг. Обе комиссии распространяли среди осетинского народа христианство. Сотни оставшихся документов о их деятельности подтверждают, что никогда Осетия не была разделена на Северную и Южную. Члены этих комиссий составили списки всех сел Осетии. В составе второй духовной комиссии было больше грузинских священников, которые составили списки всех 12507 осетин за трехлетний период их проживания на территории сегодняшней Южной Осетии, они же и окрестили их (читай «Акты Кавказской арх. ком.», т. VI часть I, стр. 377 - 378). В 1917 году передовые общественные деятели Осетии стремились к тому, чтобы осетинский народ имел один государственно-административный орган и был един. 15 июня 1917 года в Дзауджикау был созван съезд и вынесено решение о создании в Осетии единого архиепископата. В октябре 1917 года в Тбилиси под руководством Евгена Рамонова, Знаура Айдарова и Сергея Гаглоева была создана осетинская организация большевиков. В 1918 году на ее основе была создана большевистская партия «Чермен» (читай газету «Кавказский рабочий», 27. I. 1918 г.). Это была единая партийная организация Северной и Южной Осетии. ...Подробнее надо сказать по поводу начала вооруженного восстания в Южной Осетии в в 1920 году, спровоцированного председателем совнаркома Терской области В. Квирквелиа и Г.Орджоникидзе. 3 мая 1920 года В.И.Ленин направил телеграмму большевикам Кавказского крайкома и строго предупредил Орджоникидзе не допускать в Грузию Советские Вооруженные Силы. Но Кавказский крайком не выполнил требования Ленина. Они всячески старались, чтобы в Южной Осетии началось вооруженное восстание, хотя отлично знали, что оно будет жестоко подавлено... 6 мая 1920 года Кавказский крайком направил из Тбилиси в село Рук Г.Девдариани и Ш.Моцонелидзе с приказом, чтобы ревком Южной Осетии объявил здесь Советскую власть. В то время в Руке из членов ревкома были только двое - Александр Джадтиев и Чермен Бегизов, которые не могли взять на себя ответственность за решение такого важного вопроса. Такой же ответ был и приезжим эмиссарам, но тбилисцы не прислушались к предложению Александра и Чермена не поднимать вооруженного восстания. Представители крайкома заявили твердо: «Мы есть вышестоящий орган и вы должны выполнять наши приказы беспрекословно!..» Тогда Джадтиев вынужден был согласиться и 6 мая была объявлена Советская власть в Рукском районе. Под этим приказом подписался и представитель Кавказского крайкома Г.Девдариани. На второй день представители крайкома выехали в Дзауджикау. Здесь они услышали, что 7 мая с 1920 года Советская Россия заключила мирный договор с меньшевистским правительством Грузии. Члены Кавказского крайкома, председатель совнаркома Терской области В. Квирквери и член реввоенсовета Кавказского фронта Г. Орджоникидзе, безусловно, немедленно должны были остановить начало вооруженного восстания в Южной Осетия, но и этого вышеназванные ответственные работники не сделали умышленно. 6 июня Г. Орджоникидзе и В. Квирквери заставили освободить 500 грузинских гвардейцев, взятых в плен повстанцами. Плененные на второй же день вернулись и активно включились в разгром, уничтожение и сожжение Южной Осетии. Для чего понадобилось В. Квирквериа, Г. Орджоникидзе и им подобным это восстание? По всей видимости, чтобы иметь повод изгнать народ Южной Осетии с ее исконных земель, а также для того, чтобы прибрать к рукам части Красной Армии, направленные в Осетию и Грузию на «помощь» повстанцам Осетии, а также локальным восстаниям в разных уголках Грузии...Надо отметить и то, что в восстании 1920 года были виновны и члены нашего окружкома. Неужели они не должны были учесть договор России с Грузией от 7 мая 1920 года?! Летом 1920 года окружной комитет Южной Осетии поставил вопрос об объединении с партийной организацией Северной Осетии. Но на это дело не обратил должного внимания Терский Совнарком. Руководители Северной Осетии и окружной комитет Южной Осетии 25 февраля 1921 года приступили к строительству автономной области. В этом их поддержали руководители Компартии Грузии и заведующий ЦИК Закавказья Г. Орджоникидзе. Таким образом, 20 апреля 1920 года председатель ЦИК Грузии Т. Махарадзе и председатель Совнаркома С. Кавтарадзе подписали Декрет о создании Юго-Осетинской автономной области. В результате этого Осетия разделилась на две части. Эту историческую ошибку хорошо поняли руководители Южной Осетии Симон Такоев, Заурбек Калоев, Владимир Санакоев и другие. В 1925 году они поставили вопрос ребром перед Советской Россией и Закавказской Федеративной Республикой, чтобы разделенная Осетия была вновь воссоединена. По этому вопросу представители Осетии 23 мая и 19 октября 1925 года были и у И.В Сталина, но он тоже не поддержал их. Позднее буквально все, кто ратовал за воссоединение Осетии, были репрессированы и в основном уничтожены. Большевистское руководство Грузии советского периода всеми средствами старались ассимилировать осетинский народ. В этих целях они ставили всяческие препоны экономическому и культурному развитию Осетии, закрывали осетинские школы в осетинских селах, на равнине между Гори и Игоети заставили поселиться многих осетин из Цхинвальского и Ленингорского районов. Но ни оного грузина из сел Осетии они не поселили в этих местах, хотя и те были не в лучших условиях. В этих селах, куда насильно переселили осетин, не было ни одной осетинской школы, наоборот, делалось все для того, чтобы как можно скорее эти осетины-переселенцы ассимилировались. Наверное, И.В.Сталин, поэтому писал: «Как быть с осетинами, из коих закавказские осетины ассимилируются (но далеко еще не ассимилировались) грузинами, а предкавказские частью ассимилируются русскими, частью развиваются дальше, создавая свою литературу? Как их «организовать» в единый национальный Союз!». И.Сталин оставил этот вопрос без ответа, что послужило главной причиной трагедии осетинского народа. Если сегодня лучшие люди Осетии не исправят допущенные ошибки, если народ Осетии не будет объединен в едином государстве, будущее его будет более трагично!

Иван Цховребов ИА ОСинформ