Архитектор Алвар Аалто (1898–1976)

Для того, чтобы на свет появилось здание-шедевр, мало гениального архитектора. Нужен еще и незаурядный заказчик. Именно в результате их сотрудничества и возникают те редкие постройки, на которые весь мир смотрит с восхищением.

История дома Карре - именно такой случай. Великий финский архитектор (Alvar Aalto) и французский арт-дилер Луи Карре (Louis Carré) создали дом, в котором все продумано до мелочей, каждая деталь уместна и нет ничего чрезмерного. Карре был сыном преуспевающего антиквара, от которого получил в наследство галерею в Париже с филиалом в Нью-Йорке.

В отличие от отца сын предпочитал старым мастерам современников: он продавал работы (Paul Klee), Хуана Гриса (Juan Gris), (Pablo Picasso) и (Le Corbusier) и был с ними всеми хорошо знаком. Однако когда дело дошло до строительства собственного дома на участке в четыре гектара, расположенном на пологом склоне холма в деревушке к юго-западу от Парижа, Карре решил, что бетонное творение Ле Корбюзье на фоне идиллического сельского пейзажа будет смотреться как вставной зуб. У Карре и Аалто было много общих друзей, а лично они познакомились в 1956 году на Венецианской биеннале современного искусства и сразу же подружились.

Фасад дома со стороны дороги

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Столовая. Обеденный стол и светильники сделаны по зскизам Аалто. Стулья, дизайн Альвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Арт-дилер попросил архитектора построить ему дом из натуральных материалов, который бы казался маленьким снаружи и большим внутри. «Мне нужен был дом из живых материалов, - говорил Карре. - Наверное, это была подсознательная реакция на тогдашнюю моду на архитектуру из стекла и стали. А мне хотелось камня, кирпича - потому что кирпич благородно стареет - и дерева. Именно поэтому Аалто идеально подходил мне. Он очень хорошо чувствовал материал. Я думаю, это связано с его поэтическим талантом - ведь он поэт».

В доме, построенном Аалто, преимущества этих материалов используются в полной мере. Здание стоит в самой высокой точке участка, окна основных жилых помещений обращены к саду и окрестным полям (теперь, правда, их заслоняют изрядно вытянувшиеся за полвека деревья). Само здание построено из белого шартрского известняка. Очертания односкатной кровли, покрытой темно-синим шифером, вторят рельефу участка. Самое впечатляющее помещение в доме - высокий центральный холл с волнообразно изгибающимся потолком (похожий вы можете увидеть сегодня ).

Холл. Кровля сложной формы, напоминающая волну, - любимый прием архитектора. Потолок выложен узкими планками из финской сосны. Лестница ведет в гостиную

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Этот элемент стал своего рода визитной карточкой архитектора, сама фамилия которого в переводе с финского означает «волна». Потолок отделан красной финской сосной, и свет, льющийся через окна над главным входом, выгодно подчеркивает богатую текстуру дерева. Такое расположение окон также помогло защитить от прямого солнечного света картины, висящие на стенах холла.

«Этот свод - настоящий шедевр, - говорил Карре. - Проектируя его, Аалто превзошел самого себя. Это единственный архитектор, прекрасно владеющий также мастерством плотника. Потолок холла - нечто вроде купола. С самых ранних дней архитектуры купол всегда был вершиной творчества архитектора. Но этот свод - не копия чего-то другого. Это сердце дома, самое главное в нем».

Фрагмент холла. Окна расположены под потолком - это было сделано, чтобы защитить картины на стенах от прямых солнечных лучей. За раздвижными дверями скрываются встроенные шкафы и проход в приватную часть дома, где расположены спальни

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Кухня. Фаянсовая посуда на полках сохранилась со времен Луи Карре. Мебель сделана по эскизам архитектора

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Холл служит своего рода центральной площадью дома, сюда сходятся все пути. Широкая короткая лестница ведет вниз, в просторную гостиную, из окон которой открывается вид на окрестности. Другой маршрут ведет в столовую и служебные помещения. Дверь, ведущая в приватную часть дома, почти не выделяется среди дверей встроенных шкафов. Спальни самого Луи Карре и его жены Ольги располагались на первом этаже. Наверху находились комнаты прислуги. И снаружи, и внутри дом поражает удивительной цельностью. Каждая деталь подобрана тщательно и с любовью. Карре специально ездил в Финляндию, чтобы выбрать нужную ему мебель из ассортимента марки , принадлежавшей Аалто.

Гостиная. Кресло сделано по эскизу Аалто, однако оригинальная обивка не сохранилась. Светильники были разработаны Аалто для этого дома, а позже вошли в каталог его компании Artek и стали выпускаться серийно. Письменный стол также изготовлен по эскизу архитектора. В углу - столики Piano, дизайн Алвара Аалто для Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Дизайн многих предметов архитектор разработал специально для этого дома - от медных дверных ручек до необычных комбинированных светильников в столовой: они освещали одновременно и обеденный стол, и арт-объекты на стенах. Не удовлетворившись уже существующим ассортиментом своей марки, архитектор придумал для Карре множество предметов: кресла, письменные и обеденные столы, иные из которых позже пустил в массовое производство. Луи Карре прожил в этом доме до самой своей смерти в 1977 году. Сейчас здание открыто для публики - единственная постройка Алвара Аалто во Франции, ставшая одним из самых совершенных строений мастера, не перестает восхищать посетителей со всего мира своей теплотой и продуманностью. www.maisonlouiscarre.fr

Фрагмент кухни. Лестница ведет в центральный холл. Кресло, дизайн Алвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Творчество архитектора и дизайнера Алвара Аалто (1898-1976 гг.) отличается особой обширностью и многообразием и известно как у себя на родине в Финляндии, так и за рубежом. Аалто в переводе означает «волна», «Маршрут Аалто», т.е. «Волновой маршрут» проведет Вас по стопам мастера от классицизма к модернизму и от кирпичной архитектуры к монументализму. Разработанный маршрут позволяет составить общее представление о городе Ювяскюля и его архитектуре.

Исследовательское путешествие по ландшафту души Аалто стоит начать с музея Алвара Аалто, бережно хранящего его наследие. Расположенный в Ювяскюля и специализирующийся на архитектурном искусстве и дизайне музей является как национальным, так и международным информационным центром творчества Аалто. Вместе с расположенным неподалеку музеем Центральной Финляндии они образуют заслуживающий внимание культурный центр в непосредственной близости от центра города.
Студенческий городок на Семинарской горке считается одним из самых красивых и в архитектурном плане интересных кампусов в Финляндии. После Второй мировой войны количество студентов тогдашней Высшей педагогической школы стало быстро расти. Теснота помещений заставила организовать конкурс на лучший архитектурный проект. Новостройки победившего в конкурсе Алвара Аалто возводились на Семинарской горке с 1951 по 1970 г.

От Семинарской горки маршрут направляется к расположенному в центре города культурному и административному кварталу, который застраивался по плану Алвара Аалто, составленному в 1960-е года. В соответствии с планом были построены Дом полицейского управления, Дом администрации и городской театр. Данный квартал является одним из четырех подобных культурно-административных комплексов, созданных в Финляндии по проектам Аалто.

Если есть возможность проехаться на машине, то один из объектов, заслуживающих бесспорно внимания - это мэрия Сяюнятсало. Выдающийся проект Аалто пробудил из-за своей необычности интерес общественности уже во время строительства, а после открытия мэрии в 1951 году в Сяюнятсало начали стекаться интересующиеся архитектурой и дизайном гости со всего мира.

Объекты:

Музейный центр / музей Алвара Аалто и музей Центральной Финляндии

Alvar Aallon Katu 7, 40600 Jyväskylä.
тел. +358 40 135 6210
www.alvaraalto.fi
www.jyvaskyla.fi/keskisuomenmuseo

Музей Алвара Аалто функционирует в двух городах, в Ювяскюля и в Хельсинки, в общей сложности посетители имеют доступ к четырем объектам архитектуры. Расположенный в Ювяскюля и специализирующийся на архитектурном искусстве и дизайне музей является как национальным, так и международным информационным центром творчества Аалто. Здание музея стоит на пригорке у озера Ювясъярви. Строительство предназначенного под музей здания руки самого Алвара Аалто было завершено в 1973 году. Вместе с музеем Центральной Финляндии (Алвар Аалто, 1961 г.) здания образуют культурный центр, находящийся вблизи университета г. Ювяскюля. Музей Центральной Финляндии является культурно-историческим музеем, который выполняет функцию как городского, так и регионального музея. Помимо выставок в музее проводятся исследования, сбор и сохранение материалов и экспонатов, а также преподавательская деятельность.

Семинарская горка

Seminaarinkatu 15, 40014 Jyväskylä
тел. +358 14 260 1211 (администратор)

Семинарская горка расположена в части города Маттиланпелто, это самая старая часть университетского кампуса Ювяскюля. Студенческий городок на Семинарской горке считается одним из самых красивых в Финляндии. Когда после Второй мировой войны количество студентов начало резко расти, на Семинарской горке возвели новостройки того времени. Здания кампуса, построенные по плану Алвара Аалто, поднялись на Семинарской горке в 1951-1970 гг.

Административный квартал

В 1972 году Алвар Аалто подготовил общий план культурно-административного квартала г. Ювяскюля. В соответствии с ним были построены Дом администрации, Городской театр, а также Дом полицейского управления (нынешний Дом знаний). Здание мэрии, построенное еще в 1899 году, также является частью плана. Капитальный ремонт мэрии был завершен в 2013 году.

Мэрия

Vapaudenkatu 32, 40100 Jyväskylä
тел. +358 14 266 7117 (Информационное бюро мэрии)

http://www.jyvaskyla.fi/hallinto/kaupungintalo
Сохранившееся с 19 в. здание мэрии города Ювяскюля охраняется с 1998 года. Оно играет видную роль в культурно-архитектурном окружении города. После капитального ремонта в мэрии проводятся экскурсии, во время которых рассказывается об ее архитектуре и этапах ремонта.

Городской театр

Vapaudenkatu 36, 40100 Jyväskylä
тел. +358 14 266 0110 (кассы)
kaupunginteatteri (at) jkl.fi,
www.jyvaskyla.fi/kaupunginteatteri


Здание городского театра, Дом театра, было построено в 1982 году, спустя шесть лет после смерти Алвара Аалто. В театре две сцены. Большой Зал вмещает 551 зрителя, а Малый - 98. Для посетителей-туристов открыты только холл и фойе.

Дом строителя

Hannikaisenkatu 17, 40100 Jyväskylä

Дом строителя выполнен по проекту Алвара Аалто как деловой и административный центр. В Доме строителя расположены офисы различных организаций.

Дом знаний (бывшее Полицейское управление)

Kilpisenkatu 1, 40100 Jyväskylä

Современный Дом знаний, бывшее здание полиции - это одна из построек, входивших в план административного квартала Алвара Аалто. Принятое в эксплуатацию в 1970 году здание Управления полиции имело нетипичное для того времени архитектурное решение, т.к. снаружи походило не на штаб полиции, а, скорее, на обычный деловой центр, поэтому с точки зрения жителей оно выглядело более приветливым. Сейчас Дом знаний - это деловой центр, фойе которого открыто для посетителей. В будние дни здесь можно вкусно пообедать.

Мэрия Сяюнятсало

Parviaisentie 9, 40900 Säynätsalo.

Один из самых значительных проектов Алвара Аалто расположен в Сяюнятсало. Архитектор работал над проектом и стройкой в 1949-1952 гг. Благодаря своей уникальности здание привлекало внимание уже во время строительства. Здание отличается многофункциональностью: помимо органов местного управления Сяюнятсало здесь расположены также библиотека, квартиры, офисы организаций и гостевые комнаты. Архитектор Аалто хотел подчеркнуть в архитектуре практическое использование. Мэрия предназначена для жителей муниципалитета, и, конечно, для принятия решений на местном уровне.


Алвар Аалто

Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.

Алвар Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года. В 1916 году Алвар поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе. Через два года он уходит солдатом на войну за независимость Финляндии. После войны он продолжает учебу, заканчивает институт и получает диплом архитектора.

В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.

Здание газетной редакции в Турку

Первые здания были построены по проектам финского архитектора в Турку в конце двадцатых годов прошлого столетия. Постройки не отличались от иных массовых проектов — были спроектированы в форме параллелепипеда с ровными рядами окон.

Однако проект первого собственного дома, который был построен в 1934 в столице отличается наличием характерных признаков скандинавского направления функционального стиля.

Среди проектов Аалто наиболее интересными считаются следующие:

Дом культуры в Хельсинки, построенный в пятидесятые

Дом в Мунккиниеми

Дом в Мунккиниеми со стороны белой башни

Дом в Мунккиниеми, по соседству с Хельсинки, выполнял функцию студии и жилую одновременно. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.

Спроектированные в функциональном стиле здания являются яркими примерами конструкций для жизни. Они четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа, отдых и переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.

Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.

Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.

Туберкулезный санаторий в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми

Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны. Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками. В активе архитектора 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек.

Библиотека в Выборге

Интересен проект библиотеки г. Выборга. В данном проекте Аалто реализовал волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке.

Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.

Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.

Муниципальный центр Сяюнятсало

Творчество скандинавского архитектора отмечено созданием большого количества крупных проектов общественных зданий: это муниципальный центр Сяюнятсало, Управление пенсионного обеспечения, Дом культуры рабочих, дом северных стран в Рейкьявике. Среди культовых сооружений церковь Трех крестов в Вуоксенниска, приходские центры. Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.

Церковь Трех крестов в Вуоксенниска

    Похожие записи

Хуго Алвар Хенрик Аалто - новатор финской архитектуры, «отец» североевропейского модернизма и представитель скандинавского дизайна ХХ века.


Алвар Аалто - финский архитектор и дизайнер, один из основоположников современного дизайна

Детство, юношество, обучение

Будущий зодчий родился 3 февраля 1898 года в небольшом финском поселении Куортане, в семье лесника. Детство юный Алвар провел в деревне Алаярви среди поэтической северной природы, любовь и бережное отношение к которой он пронес через все свое творчество. Рос Аалто очень любопытным и самостоятельным ребенком, что в дальнейшем объясняет его тягу к созданию новаторских идей и переосмыслению существующих архитектурных канонов.

Интерес к искусству проявился в юноше благодаря урокам рисунка, которые он посещал, учась в лицее г. Ювяскюля (Jyväskylä Lyceum) . На этих уроках местный художник Йонаса Хейска обучил Алвара графике и объемно-пространственному мышлению.

Финляндия и Аалто едины - она служит ему источником вдохновения

Начало карьеры

В 1916 году Алвар поступает на архитектурный факультет Политехнического института г. Хельсинки (Teknillinen korkeakoulu) , где его наставником становится Сигурда Фростеруса - один из ведущих архитекторов рационалистического крыла Финляндии того времени. Именно Фростерус повлиял на формирование стилевых предпочтений юного Аалто. По счастливой случайности позднее архитектор создал проект расширения кампуса своего института, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто (Aalto University School of Science and Technology) .

Учебные годы были прерваны на непродолжительный период гражданской войной, но это не помешало Аалто в 1921 году стать дипломированным архитектором.

Профессиональное «крещение» молодой зодчий получил еще в студенческие годы благодаря проекту реконструкции деревянного дома родителей в Алаярви. Именно с этого проекта начинается «большая любовь» Алвара к работе с деревом. Финляндия с ее трудолюбивым народом и недавно обретенной независимостью определила основную черту его мировоззрения - чувство самоутверждения.

Дом Алвара Аалто в Хельсинки, 1936

Поиск своего стиля

В 1923-м Аалто возвращается в Ювяскюля и открывает свою первую архитектурную мастерскую под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». В этот период архитектор начинает формировать свой стиль и подход к проектированию, смешивая рационализм функционалистов и подражание истории у неоклассиков.

Также архитектор начинает экспериментировать с идеей национального романтизма, применяя в проектировании традиционные природные материалы (дерево, кирпич, гранит, т.д.) и тесную связь построек с природным окружением. В 1927 году Алвар Аалто, уже вместе со своей женой Айно, переехал в город Турку.

В этот год был создан проект библиотеки в Выборге - один из самых известных объектов архитектора. В этом проекте архитектор впервые также разрабатывает дизайн помещений и мебели, что в последующих работах становится обязательным условием.

При проектировании здания Аалто создавал «идеальное пространство», в котором было продумано все: от мелочей декора до освещения в разное время суток.

Библиотека в г. Выборге


Автор фото: Egor Rogalev

В 2013 году была произведена полная реконструкция здания библиотеки. Был сохранен аутентичный вид интерьеров и всех элементов декора и мебели. На данный момент объект вновь открыт для посетителей.

Желание заниматься не только архитектурой, но и предметным дизайном подтолкнуло архитектора в 1933 году переехать в Хельсинки и открыть собственную фирму «Артек». Начался выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. В работах он отдавал предпочтение природным материалам и силуэтам: ламинированное дерево и стекло, абстрактные формы и гибкие силуэты. Аалто воспроизводил знакомые очертания живой природы, используя тонкие слои цельной древесины, придавая им изогнутую форму.

Кресло Paimio, 1932

Трехногий табурет №60


Предметам дизайна Алваро Аалто не подвластно время. Не теряя актуальности, они и по сей день массово привлекают людей и оказывает все большее влияние на эстетические вкусы потребителей. К примеру, любой желающий прямо сейчас может приобрести табурет дизайна Алвара в ИКЕА.

Зрелое творчество

Строгость геометрических форм, присущая в начале карьеры, уступила место свободе и гибкости объемно-пространственной композиции. Архитектор воссоздавал силуэты и мотивы природы в своих работах.

Эксперименты этого времени воплотились в проекте виллы Марейа (1939), созданной для семьи коллекционеров искусства. По словам архитектора, эта вилла стала его любимым «детищем». В этом проекте Алвар Аалто впервые «впустил» природу в жилое пространство человека. «Открытая» планировка, многочисленные окна и природные строительные материалы создали естественную и комфортную среду для жизни. В дальнейшем виллу Марейа сравнивали со знаменитым Домом над водопадом Френка Ллойда Райта.

Для него единство с окружающей средой - непререкаемый закон!

Всемирное признание

Работы дизайна Аалто принимали участие на выставках Парижа (1937) и Нью-Йорка (1939). Уже с 1930-х годов часть экспозиции Нью-Йоркского Музея Современного Искусства состояла из элементов декора и графики архитектора.

Проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году принес архитектору мировую славу. Именно эту работу сам Фрэнк Ллойд Райт назвал «работой гения».

После приобретенной мировой славы Аалто начинает получать проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). Также в этот период он ведет курс лекций (1940–1948) в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто разрабатывает проект дворца «Финляндия», муниципального центра в Сяюнятсало и другие «знаковые» здания современной Финляндии.

Дворец «Финляндия»


Бесспорно, Аалто принадлежит большой вклад в архитектуру ХХ века, в центре внимания которой всегда должен стоять человек. Его успех сформирован на простоте во всем: линий, объема, материала, текстуры - все, что понятно и естественно для людей. Умер архитектор в возрасте 78 лет, оставив после себя память, знания, пример и вдохновение для последующих поколений.

Известные проекты

Санаторий в Паймио, 1933


Автор фото: FEDERICO COVRE

Санаторий в Паймио вблизи Турку - один из первых крупных проектов архитектора. Органичные и продуманные планировки сделали объект символом перехода Аалто к рационалистической архитектуре. Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий - это медицинский инструмент, и он должен служить людям.

Музей современного искусства в Ольборге, 1972


Автор фото: Lisette Hedegaard

Проект был спроектирован Алваром Аалто в сотрудничестве с его второй женой Элиссой и датским архитектором Жан-Жаком Барюелем. Здание имеет форму зиккурата и гармонично вписывается в окружающие природные холмы. Особенность проекта - крыша в форме пирамиды, которая накрывает центральный зал. Архитектор ловко «пропускает» во все выставочные помещения мягкое естественное освещение через многочисленные окна.

Церковь Риола в Вергато, 1978


Автор фото: Franco Di Capua

Аалто также занимался религиозной архитектурой, и один из интересных проектов - приходская церковь Riola в итальянской Гриццане, недалеко от Болоньи. Бетонное здание повторяет по форме окружающий горный ландшафт. Интерьерная особенность церкви - белые асимметричные «ребра», которые создают мягкую тень. Дневной свет проходит сквозь ленточные окна в крыше церкви. Интерьер церкви выполнен в модернистском стиле: в зале стоят деревянные скамьи, высота которых уменьшается по мере приближения к алтарю.

Узнайте больше про выдающихся дизайнеров и архитекторов современности в наших статьях:

И его принципы дизайна

Новатор в современной архитектуре

Философ в мире моды

Одна из известнейших женщин архитекторов, представительница деконструктивизма

Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто»


К северо-западу от центра финской столицы находится район Мунккиниеми / Munkkiniemi, вошедший в состав Большого Хельсинки в начале 20-го века. В 1914-м году из центра Хельсинки в Мунккиниеми была проложена трамвайная линия, но строительство на новых городских территориях надолго остановила война и последовавшие за ней события. Освоение района продолжилось лишь во второй половине 1920-х.


В 1935-м году Алвар Аалто, переехавший двумя годами раньше в столицу из Турку, купил для своей семьи в Мунккиниеми участок земли для постройки собственного дома. Ровно через год после покупки земли дом уже был полностью готов для проживания, и Алвар Аалто с женой, дочерью и сыном переехал из съёмной квартиры в свой собственный дом.



Первоначально архитектор планировал выстроить здесь только жилой дом, но очень скоро Аалто пришёл к решению совместить семейное жилище и своё бюро, при этом чётко разделив рабочее и приватное пространства.


Двухэтажный дом имеет форму латинской буквы «L».




При этом в более коротком «основании» буквы расположен офис, а длинную верхнюю часть занимает собственно жилая квартира.




Внешние стены дома представляют собой комбинацию из грубо оштукатеренного, выкрашенного в белый цвет кирпича и очень тёмного дерева.




Главный вход в дом ведёт непосредственно с улицы. При этом на открытом уличном фасаде находятся всего два окна: одно - лестничное, второе - комнаты секретарши.




Частная территория закрыта от глаз прохожих глухим кирпичным забором.




В этот глухой двор в сторону улицы выходит только окно кухни.




Дом с трёх сторон окружён небольшим садом, и сад по максимуму связан со всеми помещениями дома.




Сам дом стоит на вершине холма, под которым находится большое спортивное поле, обустроенное ещё в начале 20-го века для находившейся по соседству кадетской школы. Придомовый сад семьи Аалто имеет два уровня.




На верхнем уровне обустроено небольшое патио, на которое можно выйти непосредственно из комнат первого этажа.




Сбоку от патио находится крытая лоджия. На втором этаже дома есть ещё и большая открытая терраса.




В доме имеется сразу несколько входов: главный, несколько выходов непосредственно в сад и отдельная дверь для прислуги, устроенная не по причине снобизма хозяев, а исключительно ради заботы о соблюдении приватности жизни прислуги.


За главной входной дверью находится прихожая, из которой дверь справа вела в кабинет секретарши (сейчас там касса музея). Из секретарского кабинета сотрудники бюро, а их в разное время было от 10 до 20 человек, попадали непосредственно на свои рабочие места.




Большое и светлое помещение ателье занимает в высоту два этажа.




Рабочие места сотрудников освещаются большим окном, поднятым на верхний уровень.




Для себя маэстро обустроил уголок, освещённый двумя окнами, выходящими в сад.




Ателье обогревалось большим камином, перед которым стоит спроектированный Аалто диван.




Короткая лесенка слева от камина ведёт в маленькую комнатку, служившую библиотекой.



Ещё одна лестница ведёт на галерею, по которой можно пройти на открытую верхнюю террасу, а через неё попасть на второй этаж жилой части дома.




Третья узенькая лестница в углу ателье ведёт вниз, в находящуюся в цоколе здания сауну.


Широкая сдвижная деревянная перегородка отделяет рабочее ателье от гостиной семьи Аалто.




Попасть в гостиную можно и из прихожей.




Огромные панорамные окна комнаты обращены в сад. На этой же стене есть дверь, ведущая в прилегающее к дому патио.


Противоположная от окна стена выложена крашеным белой краской кирпичом. Да, оказывается, и модные кирпичные стены, и сдвижные перегородки, впрочем, как и многое другое, придумали уже задолго до нас.



Алвар Аалто во всех своих постройках, начиная от частных жилых домов и заканчивая огромными общественными зданиями, всегда выступал не только как архитектор, но и как дизайнер интерьеров. Он сам придумывал мебель, светильники, сантехнику. Изготовлялись все предметы интерьера на созданной Аалто фабрике «Артек», кстати, существующей и поныне.






При этом работы Аалто никогда не были просто бестолковыми арт-объектами, ему всегда удавалось совместить эстетику, функционал и комфорт.






Постоянным партнёром по дизайну была его первая жена, тоже архитектор по профессии, Айно Аалто. Её главным увлечением было стекло. Айно умерла в 1949-м году в возрасте 55 лет, а созданные ею вазы и стаканы стали классикой дизайна и до сих пор выглядят актуально и стильно.


Естественно, в собственном доме Айно и Алвар по максимуму использовали свои собственные творения.






Сейчас очень многие предметы мебели и светильники активно копирует небезызвестный шведский концерн, но вот только качеством материалов и исполнением ему до подлинников, увы, как до Луны.




Стены гостиной украшают полотна, подаренные Аалто его друзьями-художниками.


Гостиная плавно переходит в небольшую столовую, центральное место в которой занимает стол.



Вокруг стола стоят старые итальянские стулья, которые Айно и Алвар купили в Венеции во время свадебного путешествия.




Эти стулья и рояль в гостиной, пожалуй, единственные предметы, созданные не самими хозяевами дома.


Одну стену столовой занимает большое окно, обращённое в сторону сада.




А вот противоположную стену заменяет хитроумной конструкции двусторонний буфет, в полки и ящики которого можно залезть и со стороны столовой, и со стороны кухни. Кроме того, в буфете есть сдвижная перегородка, закрывающая или открывающая сквозное окошко.




Дверь рядом с буфетом выходит в узкий коридорчик, который ведёт из прихожей в хозяйственную часть дома. По другую от столовой сторону коридорчика расположена кухня, а за ней две комнаты для прислуги.




Узкая лестница ведёт из прихожей на второй этаж.



Лестница приводит в проходное помещение, служившее семье исключительно приватной общей комнатой.



Общая комната второго этажа не имеет входной двери и представляет собой просто открытое пространство.




В этой комнате члены семьи любили читать, дети здесь часто делали домашние задания.




Всю внешнюю стену занимает большое окно. В правой стене находится дверь, ведущая на террасу второго этажа.



Напомним, что на эту же террасу можно попасть с галереи ателье.






В стене слева находятся две двери, ведущие в комнаты дочери и сына. Изначально это была одна большая детская, но когда дети немного подросли, родители решили обеспечить каждого из детей личным пространством.




Левая половина бывшей детской была оборудована в комнату дочери.




Правая половина досталась сыну.












В углу этой же левой стены расположен вход в спальню супругов.







К спальне примыкает небольшая гардеробная.



Справа от лестницы, тоже в углу, находится вход в гостевую комнату.








Мы уже говорили, что общая комната второго этажа представляет собой открытое пространство. Лишь камин и экран из деревянных планок отделяет комнату от узкого прохода, в котором расположены две двери, ведущие в ванную и туалет.




Ванная комната оборудована ванной, двумя раковинами и биде.




Кстати, форму раковин Алвар Аалто разработал сам несколькими годами раньше для построенного им санатория в Паймио. Благодаря такой непривычной, по крайней мере, в то время, форме льющаяся вода не создаёт шума.





Алвар Аалто прожил в созданном им самим доме 40 лет вплоть до своей смерти в 1976-м году. В этом доме выросли его дети, сюда через три года после смерти жены Айно он привёл свою вторую жену Элиссу, которая, кстати, тоже была архитектором.


Видимо Аалто был полностью доволен «своей крепостью», так как ни о каком новом жилище он не помышлял, да и в этом доме никаких существенных перестроек не затевал. Его дом и на самом деле получился удобным, функциональным и, несмотря на минималистичные интерьеры, а может как раз благодаря им, производит впечатление уютного семейного дома.


Алвар Аалто умер в 1976-м году. До 1994-го года в доме продолжала проживать его вторая жена Элисса Аалто. После её смерти дом стал собственностью Фонда Аалто. В начале 2000-х в здании провели капитальный ремонт, и в 2002-м году в бывшем доме именитого финского архитектора открыли мемориальный Дом-музей.


Музей расположен по адресу Riihitie 20. Добраться до музея от Сенатской площади можно за 20 минут на трамвае номер 4.