10-рублевую купюру в народе в дореволюционной России называли «красненькая», «красная» или «червонец».

Например, в четвертой части романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» читаем: «Мирон Григорьевич, порывшись в сундуке, достал засаленный платок, развязал его; шелестя хрусткой бумагой, отсчитал десять “красненьких”».

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится коллекция бонистики конца XIX - начала XX века, в которой имеются «красненькие» - государственные кредитные билеты достоинством 10 рублей образца 1909 года.

В обращение кредитные билеты были выпущены 1 декабря 1910 года согласно указу от 29 апреля 1909 года, печатались до 1919 года, находились в обращении до 1 октября 1922 года. По количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только 3 рублям серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвая купюра была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой», в которой было выгодно хранить сбережения, с другой - относительно общедоступной.

К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф. Лундина, П. Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ «русской валюты».

Государственный кредитный билет достоинством 10 рублей был оформлен в светло-красных тонах с органичным вплетением салатного, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии купюр образца 1909 года это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас кредитных билетов встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тонов. В оформлении купюры были видны яркие черты стиля «модерн»: множество символических элементов, отражающих благополучие государства.

Лицевая сторона содержала все основные полезные элементы банкноты: малый государственный герб государства образца 1883 года, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, факсимильные подписи управляющего и кассира, указывались шестизначный порядковый номер и двухлитерная серия.

На оборотной стороне банкноты печатались три параграфа из указа о правилах их обращения: «1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства. 2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою. 3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу». Основной композицией и на лицевой, и на оборотной сторонах являлись свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов, которые служили неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива.

Опыт филологическо-бонистического изыскания

Это не сама “бабка”, это ее потомок образца 1961 года

Слово “бабки” применительно к деньгам прочно вошло в русский разговорный язык в 1990-е годы. Каких только теорий не существует относительно происхождения этого слова.

Есть идея, что это слово пришло из бухгалтерского арго. Костяшки на бухгалтерских счетах называются “бабки” от костяных говяжих “бабок”. Вспомните игру в бабки или свайки, где в игре используются именно “бабки”, т.е. кости около копыт.

Кости эти очень плотные, губчатой структуры не имеют, а потому часто использовались и используются для поделок, в том числе и для изготовления костяшек для счетов.

Вот от этих “бабок”, мол, и пошло низовое название денег.

Есть и другие теории разной степени правдоподобности, а иногда и фантастичности.

Вплоть до высказанной вчера такой (автор, впрочем, сразу назвал ее “самопальной”): “"Бабка" - это ступица у колеса в телеге в некоторых русских региональных диалектах . Отсюда, домысливаю я, "бабки" - то, без чего никуда не доедешь и ничего с места не сдвинется.”

А между тем этимология “бабок” очень проста. Это тот случай, когда нужно просто знать. Причем это тот случай, который является ярким примером того, как невозможно реконструировать реалию без ее письменной фиксации. Можно только “родить” более или менее правдоподобные объяснения.

Это типа того как без письменных источников невозможно точно определить национальную принадлежность той или иной археологической культуры. Все эти идеи акад. Б.А. Рыбакова привязать ту же Трипольскую культуру к славянам неумолимо разбиваются об отсутствие каких-либо нарративных источников, превращая все хитроумные построения археолога в гадательные и неопределенные.

Тоже и с этимологией. Часто просто невозможно реконструировать происхождение того или иного слова. Нужно знать, просто знать.

Итак, вернемся к “бабкам”.

Именование денег “бабками” идет от воровского названия конкретной русской дореволюционной банкноты.

В русском быту принято было именовать ассигнации разных номиналов. Вспомним “красненькую” у Н.В. Гоголя в “Мертвых душах”.

“Цветовые” наименования русских бумажных денег изначально было связано с тем, что ассигнации разного достоинства печатались на бумаге разных цветов.

“Красненькая” - это 10 рублей

“Синенькая” - 5 рублей.

“Желтенькая” - 25 рублей.

Замечу, что если подпись кн. Хованского была факсимильной, то подпись кассира Ассигнационного банка была настоящей, что и видно по этой купюре, где подпись прошла насквозь.

А вот 50 рублей назывались “уголок”. Почему? Не знаю… Есть одна версия. Купюра была в ходу при “подмазке”. Мол, взяткодатель показывал взяткополучателю уголок купюры, но боюсь, что это “лыгенда”.

Говоря о “цветных” названиях ассигнаций, следует сказать, что эти названия так въелись, что когда в 1830 году банкнота в 10 рублей изменила цвет, ее продолжали именовать “красненькой”

Позже, в 1840 году цвета банкнот вернулись к тому, что было до 1830 года и не менялись вплоть до 1991 года.

Интересующая нас ассигнация, та, что дала низовое, разговорное, наименование деньгам, появилась в 1841 году (высочайший манифест от 18 июля 1841 года).

Это так называемая “беленькая” - 100 рублей.

Более полувека до 1895 года это была самая крупная русская ассигнация.

В 1866 году вышла новая серия русских бумажных денег. Там впервые появились портреты царствующих особ.

На пятирублевке был Дмитрий Донской. На “красненькой” - Михаил Федорович.

На “беленькой” был помещен портрет Екатерины II.

На обороте “беленькая” оказалась отнюдь не “беленькой”, но разноцветной…

С этого времени “беленькую” также именовали “катенькой”.

Купюра оказалась очень удобной, особенно для крупных платежей и, как теперь говорят, межбанковских переводов.

Вообще-то Екатерина II попала на эту ассигнацию случайно. Должен был быть Петр I, но что-то “не срослось”

Петр же Великий разместился на другой “банковской” купюре - 50 рублей, “уголке”.

Однако, 50 рублей с Петром I выходила только в 1866 году и была постепенно из обращения изъята.

Я специально заостряю внимание на Петре I. Как знать, окажись он на сторублевке, и мы сейчас в быту по другому бы называли деньги.

Так вот. Ассигнации в 100 рублей редко попадали в обычное обращение. Обычный человек - чиновник, штаб- или обер-офицер их всю жизнь в руках мог не держать.

Эта купюра была купюрой крупных взаиморасчетов, а также купюрой накопления. Хранилась он как правило в кубышках, а чаще в сейфах.

Так вот в среде “специалистов по несгораемым шкафам”, у воров-медвежатников, эта ассигнация именовалась вначале “царской бабкой ”, а потом, по закону языковой экономии, просто “бабкой ”.

Купюра в 100 рублей без изменения дизайна просуществовала до 1895 года.

При этом было время, когда Екатерина II была единственной монархиней на русских деньгах, что еще более выделяло купюру.

В 1898 году появилась новая, очередная, серия русских денег.

Вновь появились монархи. При этом портреты монархов переместились с оборотной стороны на лицевую.

На 50 рублях, которые за 32 года отсутствия в обращении утратили именование “уголка”, был размещен портрет Николая I.

Особого наименования эта купюра не получила.

Новый дизайн “катеньки” выглядел так:

Самое интересное, что ее упорно продолжали называть “беленькой”.

Появился новый номинал. 500 рублей. Там опять появился Петр I.

Эта ассигнация также не получила никакого особого наименования. Прежде всего потому, что уж очень редко она появлялась в обычном обороте. А вот среди “медвежатников” ее стали именовать “дедушкой ”. Тут, думается, сработал закон аналогии. Раз сотка - бабушка , бабка , то 500 рублей, да еще и с Петром Первым - дедушка .

Не думаю, что, попади Петр I, как планировалось изначально, на сторублевку, эту ассигнацию назвали бы “дедушкой”, а мы бы именовали деньги “дедушками”, дедами” или “дедками”. Полагаю, у денег было бы другое расхожее наименование.

Ну, и на последок, то что мы привыкли именовать “катеньками”, появилось только в 1905 году.

“Катенька” серии 1905 года. Кстати, она стала опять “беленькой”, вернее, слегка желтоватой.

Если портрет “бабки ” не менялся с 1866 года, то портрет “дедушки ” вновь поменялся:

Кстати, “дедушка” был долгое время самой защищенной банкнотой в мире. Всего у него было 46 степеней защиты. Самые успешные фальшивомонетчики, смогшие украсть бумагу для пятисотрублевок в Эспедиции заготовления государственных бумаг, обошли только 43 степени защиты.

И еще. К вопросу о русских деньгах. После 1866 года ассигнации имели хождение независимо от года выхода купюры. Никаких “деноминаций” и “обрезок нулей” не было.

Вот такая история про слово “бабки”…

От полушки до катеринки

Вряд ли в классической русской литературе найдется сколько-нибудь крупное произведение, в котором не упоминались бы денежные единицы, их заменители и кредитно-финансовые взаимоотношения персонажей. Этот слой лексики особенно труден для современного читателя – так многое в денежной и кредитной системе изменилось. Иные диалоги и фразы из классических произведений стали настолько непонятны, будто бы и не по-русски изложены. Вот, например, разговор о взятках в «Мертвых душах» Гоголя:
«Почему ж не дать? я готов четвертак, другой». – «Нет, не четвертак, а по беленькой… писарям и достанется по четвертаку, а остальное пойдет к начальству»… «Прежде было знаешь по крайней мере, что делать: принес правителю дел красную, да и дело в шляпе, а теперь по беленькой, да еще неделю провозишься….»
Или слова защитника в «Братьях Карамазовых» Достоевского:
«…воротившийся после убийства в лавку приказчик сообщил полиции не только об украденной сумме, но и из каких именно денег она состояла, то есть сколько было кредиток радужных, сколько синих, сколько красных, сколько золотых монет и каких именно».
Фразы эти звучат для нас почти как алгебраические уравнения.
Начнем с элементарного – разъяснения официальных и неофициальных названий денежных единиц, от мелких к крупным.
ПОЛУШКА – самая мелкая монета, 1/4 копейки. Существовала до 1917 года, в 1925-1928 годах снова была в обращении, но означала уже полкопейки. Слово обычно употреблялось в переносном значении – ничтожно малая величина, почти ничто. В «Домике в Коломне» Пушкина мнимая Маврушка, застигнутая за бритьем, «ушла, не взяв в уплату ни полушки». Вспомним и пословицу: «За морем телушка полушка, да рубль перевоз».
ДЕНЬГА, ДЕНЕЖКА. Медная монета достоинством в полкопейки. В комедии Фонвизина «Бригадир» прижимистая Бригадирша поучает сына Ивана правильно вести расходы, не округляя выплачиваемых сумм: «Ты тамо не дашь уже пяти копеек, где надобно дать четыре копейки с денежкой».
ГРОШ. Медная монета, до 1838 года – две копейки, потом – полкопейки. Чаще всего – синоним ничтожно малой суммы. Гоголевский Акакий Акакиевич «имел обыкновение со всякого истраченного рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек». «Ни в грош не ставить» – не уважать, не считаться с кем-либо. «Гроша медного не стоит» и т.п.
КОПЕЙКА. Всегда равнялась одной сотой рубля.
СЕМИТКА, СЕМИШНИК, СЕМАК. Не семь, как можно подумать, а две копейки. Почему же в корне слова «семь»? До реформы 1838 года, сократившей курс в 3,5 раза, монета действительно равнялась семи копейкам. Курс изменился, а название осталось. Один из персонажей Глеба Успенского укоряет другого: «А ты, ученый, даже не знаешь, что такое семитка. Знай, это две копейки».
АЛТЫН. Три копейки. Купец Брусков в комедии Островского «В чужом пиру похмелье» острит: «По-латыни два алтына, а по-русски шесть копеек». Другая комедия Островского, повествующая о неожиданном богатстве: «Не было ни гроша, да вдруг алтын». У Маши в «Капитанской дочке» Пушкина, по образному определению ее матери, приданого – «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить».
Трехкопеечная монета называлась также ТРЫНКОЙ и ТРЕШНИКОВ. В «Декабристах» Л. Толстого говорится: «Во всех городах задавали с речами обеды севастопольским героям, и им же, с оторванными руками и ногами, подавали трынки». А «трешник» встречается у Некрасова: «По времени приладились /И к новому писцу. Тот ни строки без трешников, / Ни слова без семишников».
ПЯТАК, ПЯТАЧОК. 5 копеек. Были и серебряные монеты такого достоинства. Дуня дала мальчику, который вызвался показать ей могилу отца, «пятак серебром» (Пушкин. Станционный смотритель).
ГРИВЕННИК, в старом просторечии – гривна и грива – 10 копеек. В «Медном всаднике» Пушкина Евгений отправляется на другой берег Невы – «И перевозчик беззаботный / Его за гривенник охотно / Чрез волны страшные везет». Повествователь в «Истории села Горюхина» Пушкина пишет, что крупно выиграл в карты «в то время, как у меня в кармане оставалося рубль 6 грив». Скупая бригадирша в «Бригадире» Фонвизина уверяет, что «гривною в день можно быть сыту».
ПЯТИАЛТЫННЫЙ. 5 Х 3= 15 копеек. Актер в пьесе Горького «На дне», решивший бросить пить, радостно оповещает: «Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв».
ДВУГРИВЕННЫЙ. 10 Х 2 = 20 копеек. Художник Чартков покупает у купца роковой портрет старика «за последний свой двугривенный» («Портрет» Гоголя).
ЧЕТВЕРТАК. Четверть рубля, то есть 25 копеек. До 1917 года – ходячая серебряная монета. У Чехова в рассказе «В овраге» «бабы и девки возят на станцию кирпич и нагружают вагоны и получают за это по четвертаку в день».
ПОЛТИННИК, ПОЛТИНА. Слова эти, обозначающие 50-копеечную монету, можно было услышать сравнительно недавно, в старину же слово «полтина» было официальным термином и чеканилось на лицевой стороне монеты.
ВОСЬМИГРИВЕННЫЙ. 8 Х 10 = 80 копеек. Русской монеты в 80 копеек никогда не было: так называлась персидская серебряная монета в 4 абаза, ходившая у нас на Кавказе. Максим Максимович у Лермонтова обещает лакею Печорина «восьмигривенный» не случайно – дело происходит на Кавказе.
Несколько полуофициальных и неофициальных названий было у основной денежной единицы России – рубля. Чаще всего в литературе встречается ЦЕЛКОВЫЙ и ЦЕЛКОВИК, но это не любой рубль, а рубль одной монетой, «целый». Городничий в «Ревизоре» Гоголя дает слуге Хлестакова Осипу «пару целковиков на чай» – подачка щедрая! Серебряный рубль иногда кратко именовался МОНЕТОЙ и даже МОНЕТ – в мужском роде. «Вот тебе десять монетов, поди к маркитанту», – говорит юнкер Гуськов солдату в рассказе Л. Толстого «Разжалованный»; это означает десять рублей. Бумажный рубль именовался БИЛЕТИК. Старуха-процентщица в «Преступлении и наказании» Достоевского укоряет Раскольникова: «За колечко вам прошлый раз два билетика внесла, а оно и купить-то его новое у ювелира за полтора рубля можно»; таким образом, ростовщица считает, что переплатила.
Старый петровский рубль именовался КРЕСТОВИК за то, что на нем были отчеканены расположенные крестом четыре буквы П («Петр»).
Слова ТРЕХРУБЛЕВИК, ТРЕШНИЦА, ПЯТИТКА, ПЯТЕШНИЦА, ПЯТИРУБЛЕВКА ясны без объяснений. Трехрублевая золотая монета называлась ЧЕРВОНЦЕМ (вспомним выражение «червонное золото», то есть металл высокого качества). Пушкин писал Баратынскому: «Стих каждый в повести твой / Звучит и блещет, как червонец».
Понятия ЗОЛОТОЙ и ПОЛУИМПЕРИАЛ требуют расшифровки. «Все-таки полуимпериалов с сотню наберу у себя», – говорит Кучумов в «Бешеных деньгах» Островского. Много это или мало?
Оба названия применялись к пятирублевой монете, к концу XIX века ЗОЛОТЫМ стали называть десятирублевую.
Вообще же монета достоинством 10 рублей имела несколько устойчивых обозначений. Золотая десятирублевая монета именовалась ИМПЕРИАЛОМ (после 1897 г. империал стал стоить 15 рублей), АРАБЧИКОМ, ЛОБАНЧИКОМ. Откуда арабчик (или арапчик) – неясно, империал означает «императорский», а лобанчиком народ прозвал монету по равноценному ей французскому золотому, на котором была отчеканена голова одного из королей династии Бурбонов.
В комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» купчиха обещает свахе за то, что та нашла жениха «благородного происхождения», «парочку арабчиков». В рассказе Лескова «Интересные мужчины» офицеры-картежники, в ожидании нового игрока, говорят: «Что же нам все свои лобанчики из кошелька в кошелек перелобанивать». Как видим, игра шла по крупной.
ЧЕТВЕРТНОЙ называли 25 рублей (четверть от сотни). В чеховской «Свадьбе» за присутствие на свадьбе «настоящего генерала» была заплачена четвертная. Однако генерал оказался мнимым, а деньги присвоил посредник. В рассказе Чехова «Хороший конец» сваха жалуется: «Какие наши заработки? Ежели в скоромный месяц заработаешь две четвертных, и слава Богу». Обер-кондуктор, ищущий невесту, удивляется: «Пятьдесят рублей! Не всякий мужчина столько получит!» Дело кончается тем, что обер-кондуктор женится на самой свахе.
Реже о такой сумме говорили УГОЛ. Торгуясь с Чичиковым за мертвые души, Собакевич предлагает «угол». «То есть двадцать пять рублей? Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю», – отвечает Чичиков.
Сторублевая ассигнация называлась ГОСУДАРСТВЕННОЙ – на ней было напечатано: «Государственный казначейский билет», – или в обиходе КАТЕРИНКОЙ за то, что на ней был изображен портрет Екатерины II. Правда, «государственной» именовали и 500-рублевую ассигнацию за аналогичную надпись. Именно такую сумму денег имеет в виду Чичиков, рассуждая об умершем плотнике Степане Пробке, который «притаскивал всякий раз домой целковиков по сту, а может, и государственную зашивал в холстяные штаны или затыкал в сапог». Тут по контексту «государственная» – не те же «сто целковиков», а нечто гораздо большее.

Два курса

При чтении русской классической литературы немалые затруднения может вызвать долгое время существовавший в стране двойной счет денег – на ассигнации и на серебро. Впервые АССИГНАЦИИ, то есть бумажные деньги, появились в России в 1769 году. В обращении они все более теснили серебряные и медные монеты. Ассигнации назывались также БАНКОВСКИМИ БИЛЕТАМИ – в «Пиковой даме» Пушкина игра идет именно на банковские билеты. Вскоре ассигнационный рубль стал общепринятой счетной единицей.
Первое время ассигнационный рубль был равен серебряному. Однако из-за чрезмерного выпуска ассигнаций, не обеспеченных серебром, началось падение курса: медные и бумажные деньги ходили в одной цене, а серебряные ценились выше. Соотношение постоянно колебалось: в расчетах и сделках приходилось приравнивать один серебряный рубль к четырем ассигнационным. «Тогда еще были трехрублевые, – читаем в «Что делать?» Чернышевского, – то есть, если помните, монета в 75 копеек».
Итак, одновременно существовали два исчисления: за одну и ту же вещь можно было заплатить либо рубль серебром, либо четыре бумажных (ассигнационных) рубля. Отсюда – совершенно загадочная для нас сцена в «Мертвых душах»: шинкарка требует с Ноздрева за водку двугривенник (20 копеек), а тот говорит зятю: «Дай ей полтину, предовольно с нее». «Маловато барин, – сказала старуха, однако ж взяла деньги с благодарностью и еще побежала впопыхах отворять им дверь. Она была не в убытке, потому что запросила вчетверо против того, что стоила водка».
Почему 50 копеек для старухи «маловато» в сравнении с запрошенными 20 копейками и тем не менее полученная сумма так обрадовала ее?
Все дело в том, что шинкарка запросила двугривенник в счете на серебро, то есть хотела получить 80 копеек в пересчете на ассигнации (тогда как товар стоил 20 копеек ассигнациями), а получила 50 копеек ассигнациями, то есть хоть не вчетверо, но в два с половиной раза больше цены.
Все официальные сделки велись на ассигнации. Чичиков скупает мертвые души в счете на ассигнации – только так казенная палата (финансовый орган губернии) утверждает его покупку.
Надо сказать, что курс ассигнаций постоянно менялся в зависимости не только от времени, но и от места расчета, а также от вида обмениваемой монеты (медь или серебро). Если судить по примерам из русской классической литературы, курс этот колебался от 2 р. 90 к. до 4 р. 30 к. по отношению к серебряному рублю. Создавалась путаница; в убытке оставались люди несведущие и неопытные.
В комедии Островского «Горячее сердце» купец-самодур Хлынов обещает заплатить за учиненный дебош сто рублей серебром, а вносит штраф тремя сторублевыми ассигнациями, исходя из курса один к трем.
В пьесе А.В. Сухово-Кобылина «Дело» попавший в руки вымогателей-чиновников помещик Муромский приходит в ужас от суммы требуемой взятки: он привык все переводить в ассигнации и его устрашает сумма – 30 тысяч серебром. «Силы небесные – да ведь это сто тысяч!»
Только в 1839 году был установлен твердый курс серебряного рубля по отношению к бумажному: 1 к 3,5. К 1843 году вместо ассигнаций ввели государственные КРЕДИТНЫЕ БИЛЕТЫ, которые принимались в банках к обмену на звонкую монету. В быту они назывались кредитками, хотя по старой памяти многие продолжали именовать их ассигнациями, которые уже были изъяты из обращения. Персонажи Островского нередко говорят о кредитных билетах «ассигнации».

Все цвета радуги

В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. Вот тут-то требуется «расшифровка».
ЖЕЛТЕНЬКАЯ – рубль. «Анненька вынула из портмоне три желтенькие бумажки, раздала старым слугам» («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина). Иногда «желтенькая» игриво именуется «КАНАРЕЙКОЙ» – по желтому цвету этой птицы.
ЗЕЛЕНЕНЬКАЯ – три рубля. Муров («Без вины виноватые» Островского) дал зелененькую на воспитание сына – теперь мы осознаем всю скупость этого богача. В «Преступлении и наказании» Достоевского «чиновник дал Катерине Ивановне трехрублевую зелененькую кредитку».
СИНЕНЬКАЯ – пять рублей. Чичиков сулит Коробочке 15 рублей ассигнациями – «и не серебром, а все синими ассигнациями». Герой рассказа Л. Толстого «Поликушка» рассказывает историю, «как дохтору синенькую мужик дал и тем уволился», то есть избавился от рекрутчины. Иногда синенькая в просторечии называлась СИНИЦЕЙ, а то и СИНЮХОЙ. «Вот тебе и синица в задаток», – говорит цыган парубку Грицько в «Сорочинской ярмарке» Гоголя.
КРАСНЕНЬКАЯ – десять рублей. В «Воскресении» Л. Толстого Катюша Маслова показывает суду: «При них взяла четыре красненьких». Прокурор переводит выражение на официальный язык – «40 рублей». Иногда говорили «краснуха» и даже «рак», по цвету вареного рака. «За сто раков не соглашусь», – заявляет один из персонажей «Записок из мертвого дома» Достоевского.
БЕЛЕНЬКАЯ – 25 рублей, «…за ландшафтик возьму беленькую», – говорит торговец картинами в повести «Портрет» Гоголя.
РАДУЖНАЯ – 100 рублей. Федор Павлович Карамазов обронил «на собственном дворе, в грязи, три радужных бумажки». Смердяков поднял, принес, за что получил в награду десять рублей.
СЕРЕНЬКАЯ – 200 рублей. У Герцена в «Былом и думах» секретарь, получивший взятку 200 рублей ассигнациями, нагло заявляет: «Ну, серенькая, тем лучше, пусть другие просители видят, это их поощрит, когда они узнают, что двести рублей я взял, да зато дело обделал».
Теперь нам ясно, что имеет в виду, разбирая деньги, герой рассказа Лескова «Очарованный странник», образно говоря: «Синие синицы и серые утицы и красные косачи – только одних белых лебедей нет». Поясним только, что косачом назывался полевой тетерев-самец. Ничего не скажешь, уподобление бумажных денег птицам звучит почти поэтически!
Для удобства пользования приведем таблицу:
Желтенькая – 1 рубль.
Зелененькая – 3 рубля.
Синенькая – 5 рублей.
Красненькая – 10 рублей.
Беленькая – 25 рублей.
Радужная – 100 рублей.
Серенькая – 200 рублей.

Ценные бумаги

С развитием капиталистических отношений в XIX веке, наряду с металлическими и бумажными деньгами, в обращение все чаще стали входить ценные бумаги: депозитки, серии, билеты (то есть облигации частных банков), ломбардные билеты, акции, векселя. Пересчет их на «чистые деньги» составлял немалые трудности для людей малограмотных. В комедии Островского «Без вины виноватые» необразованная Шелавина говорит: «Достались мне акции да билеты; вот я поверчу, поверчу их перед глазами, да опять положу; а сколько тут денег, ни в жизнь мне не счесть».
Для пополнения казны металлическим запасом государство ввело ДЕПОЗИТНЫЕ БИЛЕТЫ: за сданные в банк золото и серебро вкладчикам выдавались депозиты, то есть сохранные расписки, ходившие наравне с деньгами. Так же ходили и беспрепятственно обменивались на серебро и СЕРИИ с отрезными купонами, приносившие к тому же владельцу небольшой процент.
После того как Стива Облонский («Анна Каренина» Л. Толстого) продал лес, мы видим его с «оттопыренным карманом серий». В рассказе Чехова «Без места» кандидат прав Перепелкин, чтобы устроиться на должность, сует чиновнику депозитку, что оказало свое действие.
С оскудением дворянства все шире стали развиваться ссудно-залоговые операции. В ссудных кассах (они назывались ЛОМБАРДАМИ) можно было получить под залог крепостных крестьян, земли или другой недвижимости сумму денег с обязательной ежегодной уплатой процентов за нее. В случае неуплаты заложенные ценности отходили в погашение ссуды выдавшему ее учреждению. Помните, у Пушкина: отец Онегина «понять его не мог / И земли отдавал в залог»? Документ о сдаче ценностей в залог назывался ЗАКЛАДНОЙ. «Скоро проценты по закладной платить», – такую тревожную фразу нередко произносят дворяне – персонажи русской литературы. И так уже вся ссуда истрачена, а тут еще ищи деньги, чтобы ее не потребовали назад!
С залогом крепостных душ связана афера Чичикова в «Мертвых душах», о которой будет подробно рассказано в другой главе.
Ломбарды не только принимали в залог имущество, но брали на хранение и деньги, которые пускались ими в оборот. Часть дохода с оборота (обычно 5% в год) выплачивалась вкладчику. Были и беспроцентные, но зато выигрышные билеты. ЛОМБАРДНЫЕ БИЛЕТЫ обращались наряду с обычными деньгами. Арина Петровна в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» подсчитывает пятипроцентные билеты, а сын ее, Иудушка, мечтает: «Накуплю я себе билетов, положу в верное место и стану пользоваться процентами: ни заботушки мне, ни горюшка, отрезал купончик – пожалуйста, денежки!»
Тут надо пояснить, что на процентных ломбардных билетах печатались бланки КУПОНОВ (отрезных талонов), по предъявлении которых держатель получал деньги по проценту. Эти купоны, хотя и неохотно, но принимались наряду с деньгами как средство оплаты. В рассказе Л. Толстого «Фальшивый купон» описывается, как гимназист Митя приписывает к обозначенной на купоне цифре 2 р. 50 коп. спереди единицу и сбывает этот купон как 12,5 рубля. Купон пошел по рукам, но вскоре опознается как поддельный и становится первопричиной многих несчастий и преступлений.
Чаще, чем купон или билет, в литературе встречается слово ВЕКСЕЛЬ. Что это такое? Вексель – официально заверенное, оформленное на специальной гербовой бумаге долговое обязательство, гарантирующее уплату долга, как правило, с процентами, в установленный срок, под залог имущества. Если должник оказывался неплатежеспособным, то с согласия заимодавца (или нескольких заимодавцев) выплата долга могла быть отсрочена, либо заимодавцы довольствовались уплатой не всей одолженной суммы, а части ее, определенного процента. Если ни на то, ни на другое кредиторы не соглашались, дело передавалось в суд, который описывал и продавал имущество несостоятельного должника, чем и компенсировал недоплаченные векселя.
Векселя принимались к оплате, как и обычные деньги. В повести Пушкина «Пиковая дама» говорится о Чекалинском, который нажил миллионы, «выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги». Речь идет о карточной игре. Векселя, разумеется, ценились ниже чистых денег, так как не было гарантий, что они будут оплачены полной суммой. Этим и пользовались люди ловкие и хитрые, вроде Чекалинского: вексель, допустим, в сто рублей он принимал как десятирублевый, а получал по нему если не сто, то хотя бы 50 рублей. Тем же занималась в компании с Федором Павловичем Карамазовым Грушенька у Достоевского: «скупкою векселей за бесценок, по гривеннику за рубль, а потом приобрела на иных из этих векселей по рублю на гривенник».
Юный Саша в рассказе Чехова «Задача» получил в банке бланк векселя, на котором подделал подпись богатого дяди-полковника, и получил сумму в 1500 рублей. Вскоре подлог обнаружили в банке (наставал срок платежа), юнцу грозил суд, спасти от которого может только срочное внесение в банк взятой суммы. Чтобы избавиться от позора, семья идет на это, после чего наглец выпрашивает у дяди сто рублей, угрожая в случае отказа пойти в суд и опозорить семейство.
Иногда люди бесчестные, пользуясь наивностью или невежеством нуждающихся, заставляли их ставить свою подпись под вексельным бланком, в котором сумма ссуды не была указана. Тем самым в подписанный вексель можно было вписать любую сумму, превышающую размер одолженной. С такими ситуациями мы встречаемся в пьесах Островского «Тяжелые дни» и «Волки и овцы».
Требуют пояснения некоторые выражения, связанные со словом «вексель», так как они часто встречаются в русской художественной литературе. УЧЕСТЬ ВЕКСЕЛЬ – сдать его в банк и получить за него деньги до наступления срока платежа, с вычетом в пользу банка учетного процента. ПРОСРОЧИТЬ ВЕКСЕЛЬ – не уплатить по нему в срок. ОПРОТЕСТОВАТЬ ВЕКСЕЛЬ – официально установить неуплату в срок по векселю, что давало некоторые льготы держателю при взыскании долга. ПРЕДЪЯВИТЬ ВЕКСЕЛЬ КО ВЗЫСКАНИЮ – потребовать по нему деньги. ДИСКОНТИРОВАТЬ – то же, что учесть вексель.
Смысл интриги комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») сводится к следующему: желая нажиться на заниженной выплате денег по имеющимся векселям, купец Большов ложно объявляет себя банкротом. Дабы суд не мог взыскать с него в счет неоплаченных векселей имущество, Большов заранее переписывает его на имя приказчика – зятя Подхалюзина. На время разбирательства дела купца сажают в долговую тюрьму – «ЯМУ». Однако заимодавцы не согласны брать десять копеек за одолженный Большову рубль, а зять, «по-родственному», якобы фиктивно завладевший его капиталами, домами и лавками, отказывается заплатить заимодавцам по 25 копеек за рубль, как они требуют, что сразу же освободило бы купца из «ямы». Обманутому и разоренному Большову грозит ссылка в Сибирь. Так сочлись «свои люди» – молодой хищник провел старого.
Афера с подделкой на векселе чужой подписи во многом определяет интригу другой комедии Островского – «Волки и овцы».
С развитием в России капитализма все большее значение приобретали деньги и заменяющие их документы. Стремление во что бы то ни стало разбогатеть любой ценой, идя, если нужно, на риск, отражено во многих произведениях русской литературы. В «Маскараде» Лермонтова Неизвестный очень четко формулирует эту страсть:

Я увидал, что деньги – царь земли,
И поклонился им.

Денежные отношения персонажей занимают немалое место в произведениях русских классиков. Смысл их, однако, часто скрыт от нас плотной завесой времени, коренным образом изменившего законы и условия жизни. Весьма важно раскрыть эту завесу, чтобы полнее уяснить психологию героев, причины их поступков и суть отображенных конфликтов.

Первыми бумажными деньгами России считаются выпущенные в 1769 году ассигнации (период правления Екатерины Второй). Причины их появления довольно просты: расчёт крупными суммами в медных монетах становился весьма затруднительным. К примеру, если набирать сторублёвую сумму медными монетами номиналом пять копеек, то вес этой кучи составил бы более шести пудов. Качество первых ассигнаций было на низком уровне. Походила эта бумага скорее не на денежный знак, а на расписку ростовщика.

Бумажные деньги 1769-1843 годов

Первая российская ассигнация

Ассигнации быстро наводнили рынок. Случился даже их переизбыток, что привело к снижению их курсовой стоимости (68,5 медных копеек за бумажный рубль в конце правления Екатерины Второй). Умелые руки на Руси всегда были в большом количестве. Поэтому подделывать ассигнации начали сразу же после их появления, в результате чего доверие к бумажным деньгам резко снизилось. Тем не менее, эксперимент по внедрению в денежный оборот бумажных расчётных знаков был признан успешным. А от подделок защитились выпуском новых ассигнаций в 1786 году. Большие номиналы 100, 50 и 25 рублей ходили в узком кругу очень обеспеченных людей. А вот пятёрки и десятки ушли в народные массы, где им тут же дали прозвища "синенькая" и "красненькая". Прозвища оказались устойчивыми и продержались века (синий основной цвет пятирублёвки и красный на десятирублёвке был даже на купюрах СССР периода 1961 - 1991 годов).

"Синенькая" и "красненькая" образца 1786 года

Появление фальшивок, тем не менее, не прекратилось и шло на всех уровнях народонаселения. Их рисовали и в деревнях. Их печатали и фавориты двора в тайных комнатах дворцов и усадеб. Ощутимую лепту в это дело внёс и Наполеон, привезя с собой массу поддельных ассигнаций. Интересным фактом является то, что Наполеон печатал подписи на ассигнациях, тогда как на подлинниках их ставили вручную. Эксперты говорят, что наполеоновские фальшивки встречаются куда чаще, чем купюры официальных выпусков. За период с 1813 по 1817 было выявлено подделок на устрашающую сумму в 5,6 миллионов рублей. Результатом явилось сокрушительное падение курса бумажных денег. Рубль на бумаге обменивали не более чем на двадцать копеек монетами.

"Синенькая" и "красненькая" образца 1819 года

В начале 1818 года заканчивалось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг, основанной Августином Августиновичем Бетанкуром. К осени уже была отпечатана партия двадцатипятирублёвок. Управляющим Александр Первый назначил князя А.Н. Хованского, который занял должность и управляющего Ассигнационным банком. При Хованском качество исполнения выпускаемых бумажных денег значительно возросло. Достаточно увидеть, как различаются бумажные деньги 1819 и 1840 годов (начало и конец тридцатидвухлетнего правления князя работами Экспедиции).

Кредитные билеты 1840 года

После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумажный рубль приравнен к серебряному рублю с обязательным обменом кредиток на благородный металл или другую монету. По качеству выпущенные деньги заметно превосходили ассигнации, но гравёрные работы по-прежнему оставались не на должной высоте. Поэтому в обороте снова появились фальшивки. Каковы цены на государственные ассигнации 1769-1843 годов? Очень высокие, так как экземпляров того времени сохранилось не очень много.

Бумажные деньги 1843-1896 годов

Кредитные билеты периода 1843-1865 годов

Для улучшения качества бумажных денег и защиты от подделок Ф.Ф. Винберг отправился в командировку по Западной Европе, чтобы перенять опыт передовых производств той эпохи. По возвращении следует его назначение управляющим Экспедиции. Новинкой явилась пара бумагоделательных машин. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. Тогда и появились в оформлении красивые узоры большой сложности, что заметно затруднило подделку денег.

Кредитные билеты периода 1863-1864 годов

Результатом полученного опыта и проведённой модернизации был выпуск в 1866 и 1867 году кредитных билетов нового образца. Революцией было наличие металлографической (металографской) печати, водяные знаки с использованием полутонов, гильоширные розетки. С 1861 года Экспедиция стала коммерческим предприятием, получившим право выполнения частных заказов. На вырученные средства проведено широкое переоборудование производственных площадей.

Кредитные билеты образца 1866 года

В 1881 году Экспедиция подключена к электрическим сетям. Знаковым событием стало изобретение печати многокрасочного рисунка с одного клише ("Орловская печать"). Метод разработал Иван Иванович Орлов. В Экспедиции он оказался почти случайно. Планировался выпуск купюр на шёлковой ткани. Под этот проект и пригласили Орлова с ткацкой фабрики, где он работал мастером. Печатную машину Иван Иванович сконструировал сам. Но несомненной является заслуга и слесаря И. Стружкова, благодаря которому машина стала ротационной. Важное дополнение внёс и мастер-печатник А. Щербаков, обеспечив возможность к многокрасочному орловскому рисунку за тот же прогон добавить и типографский рисунок ещё одной краской. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно было подделать обычным типографским способом. Первыми в ряд бон, отпечатанных по новой технологии, встали кредитки достоинством в 25 рублей (1892 год) и 10 рублей (1894 год). Каковы рыночные цены государственных кредитных билетов 1843-1895 годов? Они достаточно высоки. Конкретная цена варьируется от множества параметров, одним из которых является востребованность боны для того, кто готов за неё заплатить.

Государственный кредитный билет 1894 года

Бумажные деньги 1898-1917 годов

Период устойчивого денежного обращения начался с эпохой золотого монометаллизма в 1897 году, когда по инициативе министра финансов С.Ю. Витте провели денежную реформу, приравняв курс рубля к золоту (полное золотое обеспечение бумажных денег). Кредитные билеты обрели полноценность и уважение всех слоёв населения, заняв главенствующую роль в денежном обороте, тогда как серебро и медь в виде разменных монет стали лишь вспомогательным средством. Сколько стоят бумажные деньги царской России этого периода? Цена зависит от сохранности купюры, от её встречаемости и от подписи. Например на рубле, датированном 1898 годом, может встретиться четыре варианта автографа: Плеске, Тимашев, Коншин или Шипов (и цена на билет с росписью Коншина может превышать стоимость точно такого же рубля, на котором расписался Шипов, раз в пять). Почему менялись подписи? Потому что (в отличие от монет) на купюрах не менялась дата. И это правило постепенно стало традицией печатного дела.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1898 года

Трёхрублёвки прошли модификацию в 1905 году. Для большинства номиналов дизайн поменялся в 1909 году. Крупные номиналы изменили свой вид позже всех (1910 год для сторублёвки и 1912 год для купиры достоинством пятьсот рублей). Завершился период благополучия вступлением России в первую мировую войну. Многочисленные эмиссии пошатнули доверие к бумаге. Финальную точку поставил закон от 27 июня 1914 года, отменяющий обязательный размен бумажных денег на золото. Золотые монеты мигом исчезли из оборота. Вслед за золотом попряталось по кубышкам и серебро. А бумажные деньги печатались и печатались, выходя даже в виде почтовых марок.

Государственный кредитный билет 1909 года

Историю печати бумажных денег царской России, как ни странно, завершил не отрёкшийся от престола император Николай Второй, а Временное правительство, которое продолжило выпуск денег, неотличимых от прежнего дизайна, пока не скатилось к крохотным бумажным квадратикам - казначейским знакам в двадцать и сорок рублей. К октябрю 1917 года положение бумажных денег в России было плачевным. Да и сама денежная политика оставляла желать лучшего, ведь инфляция приравняла рубль к шести или семи копейкам в довоенной покупательной способности.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1912 года

Маленькая статья не может в полной мере рассказать о расцвете и закате производства бумажных денег царской России. В качестве неплохого пособия по данной теме рекомендуем книгу "Бумажные деньги России" (авторы А.Э. Михаэлис и Л.А. Харламов), выпущенную к 175-летию Гознака, из которой позаимствованы представленные здесь иллюстрации.

«Красненькая», «катенька», «петенька» - этими ласковыми именами в России издавна называли бумажные деньги. Это связано и их историей и внешним видом. Хотя облик русских банкнот менялся на протяжении истории, при их разработке следовали определенным традициям. По тому, как трансформировались купюры, можно изучать историю.

«Синица» в руках

Очарованный странник Лескова встретил в трактире молодую красавицу-цыганку... «Даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем... А в руках она держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет».

Николай Семенович написал свою повесть в 1872-1873 годах. К тому времени свободный размен бумажных денег на золото и серебро был запрещен (результат Крымской войны 1853-1856 годов, вызвавшей значительный дефицит в императорской казне). Но цвета, присвоенные купюрам разного достоинства во время реформы Канкрина, остались неизменными. Этой цветовой кодировке банкнот предстояло пройти сквозь века, пережить династию Романовых и перекочевать в совсем другое государство с иной системой управления.

Итак, граф Егор Францевич Канкрин (а точнее - Георг Людвиг Канкрин, рожденный в городке Ханау, что в ландграфстве Гессен-Кассель) в 1823 году был призван на должность министра финансов Его императорского величества Александра I. Он пришел на место графа Гурьева, того самого по имени названа гурьевская каша. По свидетельству современников, он «…обладал умом неповоротливым», да и ко двору был приближен «через дружество с графом Скавронским». Тем не менее, именно при нем русские ассигнации уже прошли усовершенствование в 1818 году. Усложнить дизайн и снабдить банкноты каждого номинала своим водяным знаком было решено после печального опыта Отечественной войны 1812 года. Тогда Наполеон наводнил страну фальшивыми ассигнациями, которыми французские фуражиры расплачивались ими с русскими крестьянами за провиант. Тогда вышли купюры достоинством 25 и 50 рублей, а в следующем - достоинством 5, 10, 100 и 200 рублей.

Купюры разного достоинства имели свой цвет: достоинством в один рубль - желтые, трешницы - зеленые, пятирублевки - синие (те самые «синицы» на подносе цыганки), а десятирублевые купюры были красного цвета, потому и назвались «червонцами». Белого же цвета были сторублевки.

В обиходе часто купюры именовались по цветам, причем ласково: «синенькая», «красненькая»… «Послушай, Иван Иванович, я тут в одно место наведаться собрался, а кошелек, вот незадача, дома забыл, ты не мог бы мне до завтра ссудить красненькую?», - просит Вишнепокромов во втором (сожженном) томе «Мертвых душ». Надо отметить, что когда в 1830 году десятирублевка изменила цвет, ее все равно продолжали именовать «красненькой».

Называть пятирублевку «синицей» было также принято, как и десятку «червонцем». А теперь представим, какой дополнительный смысл раскрывался в поговорке «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», особенно если взять слово «синица» в кавычки.

Спустя 16 лет после своего назначения, уже при следующем государе – Николае I – Канкрин проводит денежную реформу. В 1840 году издается манифест «Об устройстве денежной системы», согласно которому все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. С 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 года были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Билеты свободно обменивались в серебряные монеты. К тому времени червонцу вернули его червонный цвет. Во всяком случае, бумажка, которую получил повар от барина в «Обыкновенной истории» Гончарова, действительно была красного цвета: «Вот его сиятельство так каждый день изволит жаловать... такой добрый барин. Я намедни ходил к нему с какой-то тетрадкой от барышни - красненькую пожаловал» (впервые напечатано в 1847 году).

Защищены эти банкноты были весьма хорошо: многоцветная печать в несколько краскооттисков, сложные фоновые сетки, причудливые гильоширные розетки и т.п. Новый дизайн и более совершенные средства защиты потребовались только через полвека.

Баба Катя

1860-е годы отмечены экономическим кризисом, одной из причин которого было поражение России в Крымской войне. На троне в то время - Александр II, а Министерство финансов возглавлял Михаил Христофорович Рейтерн. Власть проводит целый ряд важных реформ: отказывается от промышленного протекционизма, либерализует внешнюю торговлю, отменяет крепостное право.

Принципы денежной политики, установленные Канкриным, размываются: начиная с 1859 года в обращение были введены кредитные деньги, не имевшие твердого курса к золоту. Они выпускались до 1870-х годов для покрытия бюджетного дефицита. Это вызвало обесценение денег и сокращение оборота металлических денег. Также страна активно заимствовала за границей.

Новая экономическая реальность требовала новых денег. Их выпустили в 1866 году. На этих купюрах уже появились портреты. Их наличие существенно усложняло технологию производства, а значит - снижало вероятность подделки. На синей пятирублевке был изображен Дмитрий Донской, на «красненькой» - первый самодержец династии Романовых Михаил Федорович, а «беленькую» сотку украсил портрет Екатерины Второй. С тех пор сторублевка получила новые прозвища: купцы и заводчики ласково именовали ее «катенькой», а воры-медвежатники, выгребавшие сотки из сейфов - «бабкой». Отсюда и вошло в язык слово «бабки» применительно к деньгам. Обычные же обыватели, чиновники, разночинцы, как правило, не держали сторублевой купюры в руках за всю свою жизнь. Кстати, на обороте «катенька» была уже не белой, а разноцветной, радужной.

Не очень понятно, насколько на самом деле были белы «лебеди», которые лесковский странник метал под ноги танцующей цыганки. Кстати, если это были купюры нового образца, то получается, что девушка топтала ногами изображения августейших особ, пускай и не ныне царствующих.

Также выпускалась банкнота достоинством в 50 рублей, которая почему-то называлась «уголком», на которой был изображен Петр Великий. Правда, она вышла только в 1866 году и потом была постепенно изъята из обращения.

В конце царствования Александра III, в 1890 году, была изобретена «орловская печать», которая обеспечивала абсолютно точное совпадение элементов рисунка, печатаемых красками разных цветов. Тогда были выпущены новые кредитные билеты номиналами в 25, 10 и 5 рублей с применением новой технологии. А в 1898 году появилась новая, очередная серия русских денег.

Теперь портреты монархов переместились с оборотной стороны на лицевую. Снова появилась пятидесятирублевая купюра, только на ней теперь был изображен Николай I. «Катенька» порозовела, а оборотная сторона купюры стала и вовсе красно-желтой с серой окантовкой. Впрочем, в обиходе ее все равно продолжали называть «беленькой».

Кроме того, была выпущена новая банкнота - номиналом в 500 рублей с портретом Петра Великого. Ее крайне редко можно было встретить в обращении. Вроде как по аналогии с Екатериной, этот билет назывался «петенькой», а в криминальных кругах - «дедушкой».

«Дедушка» имел 46 степеней защиты, оставаясь в течение долгого времени самой защищенной банкнотой в мире. Когда фальшивомонетчикам все же удалось выкрасть бумагу для пятисотрублевок в Экспедиции заготовления государственных бумаг, они обошли только 43 степени защиты.

Последняя модификация денег прошла в 1905 году. Тогда «катеринки» (их еще и так называли) вновь стали белыми с желтоватым оттенком. Вскоре в стране прошла революция, которая свергла монархию. При таком повороте событий появление новых денег было неизбежно.

Свастические деньги

В конце XIX - начале XX века во всей Европе (и в России в том числе) приобретают популярность мистика и оккультизм всякого рода. Основывает свое Теософическое общество Елена Блаватская, получает популярность тибетский врач Петр Бадмаев, а семья последнего русского царя Николая II попадает под влияние Григория Распутина. Вместе с оккультными практиками, пришла и связанная с ними символика.

После свержения монархии в феврале 1917 года власть переходит к Временному правительству, которое сразу же разрешило Государственному банку увеличить эмиссию до 8,5 миллиарда рублей, а к началу октября эмиссия достигла уже 16,5 миллиарда рублей. Печатали старые, царские деньги, в результате чего они резко обесценились. В то же время, Временное правительство наметило и программу по выпуску собственных денег. Однако из запланированных к вводу бумажных купюр в обращение успели войти только государственные кредитные билеты («думки») номиналом в 250 и 1000 рублей и «керенки» номиналом в 20 и 40 рублей.

На купюре в 250 рублей был изображен двуглавый орел, лишенный царских атрибутов - короны, скипетра и державы, а сквозь него просматривалось изображение свастики. На тысячной купюре тоже присутствовала свастика. Чем это объясняется? Этот символ использовался в то время довольно широко. Его можно было найти на банкнотах других стран, например, на получивших независимость Финляндии и Эстонии.

Годом позднее в Мюнхене появляется оккультное политическое общество Туле (Thule-Gesellschaft), символом которой также стала свастика. Позднее эта группа изучения германских древностей переродится в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, которая закрепила за этим восточным знаком весьма печальные ассоциации.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны бумажные деньги стали весьма разнообразными. Помимо денег, выпускавшихся Российской Советской республикой были выпущены банкноты Бухарской, Хорезмской советских республиках, Туркестанского края, Дальневосточной республики. Свои деньги и разменные знаки выпускали белогвардейские правительства: администрации Колчака, Деникина, Родзянко, Войска Донского и т.п.

В конце концов, монополия по денежной эмиссии оказалась у Союза советских социалистических республик, образованном 1922 года путем объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство. Позднее в состав коммунистического государства тем или иным способом вошли и другие республики.

Реинкарнация червонца

«Не было бы зодиака - не было бы солнца, если б не было совзнака - не было б червонца», - часто говорили на улицах городов в 1920-х годах.

Совзнаки, или расчетные знаки, выпущенные в 1919 Народным комиссариатом финансов РСФСР, официально деньгами не назывались, поскольку в коммунистическом обществе денег, согласно теории Карла Маркса, быть не должно. Но теория теорией, а на практике это были самые настоящие бумажные деньги. Только номинал их был такой, что царскому режиму и не снилось: пятьсот, тысяча, пять тысяч, десять тысяч рублей. На купюрах впервые появился герб РСФСР. В 1921 году была проведена новая эмиссия, в которой дизайн банкнот был упрощен, а самой крупной стала банкнота в сто тысяч рублей.

В «Республике ШКИД», где действие происходит как раз в 1920-х годах, Сашка и Ленька на Александровской толкучке «за десять лимонов продали первому попавшемуся маклаку Сашкины английские ботинки». Затем они продают за пять миллионов золотой зуб ювелиру и вырученные деньги несут завшколой Викниксору в качестве компенсации за разбитое стекло.

Советские знаки так быстро обесценивались, что деноминацию пришлось проводить в течение двух лет подряд - в 1922-м и сразу же следом в 1923-м. Причем в первый раз убрали четыре нуля, а во второй - целых шесть! Параллельно с 1922 года, в СССР действовала еще одна денежная единица - «червонец», которая именно так и называлась. Поскольку при новой пролетарской власти все должно быть по-новому, поначалу решили отказаться от старорежимного рубля, придумав новое название. Работники Наркомфина предлагали называть советскую валюту и «федералом», и «гривной», и «целковым»… Но поскольку гривнами назывались деньги, выпускавшиеся петлюровцами на Украине, а «целковый» ассоциировался с серебряным рублем, остановились на «червонце». И идеологически название подходило: у власти красных должны быть красные деньги. Правда красной была только купюра в три червонца. Банкноты других номиналов были серыми с портретом Ленина. На них значилось, что один червонец содержит 1 золотник и 78,24 доли чистого золота. Ходили и металлические червонцы, которые, однако, стали ненужными со свертыванием НЭПа и началом индустриализации.

Деньги 1938 года уже снова называются рублями. На них изображены рабочий, солдат, летчик.

После Великой отечественной войны, в 1945 году в СССР проходит денежная реформа. Были отменены хлебные карточки и объявлен обмен наличных денег: за десять старых рублей давали один новый. На купюрах изображался герб СССР, номинал был написан на 16 языках союзных республик (тогда еще была Карело-финская ССР). Располагалась банкнота вертикально.

Следующая денежная реформа и смена дизайна произошла при Хрущеве, в 1961 году, когда Гагарин полетел в космос. Именно тогда в дизайне советских банкнот вернулись к традиционной цветовой гамме русских денег. Один рубль был желто-оливковым, трешка - зеленой, пятерка - синей, а десятка - красной. Еще была фиолетовая банкнота в двадцать пять рублей. И только «белых лебедей» не было.

Этот дизайн в общем и целом сохранился вплоть до 1991 года, когда Советского Союза не стало. Впрочем, на закате СССР еще появились банкноты с профилем Ленина номиналом в 100, 200, 500 и 1000 рублей. В новой России следовать «основным цветам» русских денег уже не было смысла, поскольку номиналы банкнот были весьма далеки от тех, что были приняты в эпоху монархии.