Урок 2. Происхождение и природа человека

28.10.2013 16855 0


Генерал! Человек очень нужен.

Он может летать, и он может убивать.

Но у него есть один недостаток:

Он может думать.

Б. Брехт

Цели: расширять знания учащихся о взглядах на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность», «общество»; развивать умение анализировать информацию из разных источников; воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

Tun урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

На этом уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Понятие антропогенеза.

2. Основные теории происхождения человека.

3. Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции.

II. Проверка домашнего задания

(Учитель спрашивает 2-3 учащихся об их любимом афоризме и собирает списки в соответствии с домашним заданием.)

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Прочитайте составленный список таких наук. (/. Анатомию и физиологию человека изучают биология, генетика, медицина. 2. Психические процессы, память, воля, характер и т. д. являются предметом исследования психологии. 3. Жизнь людей в далеком прошлом, в наше время и в будущем - история. 4. Поведение в обществе, место и роль в общности - социология, культурология, педагогика.

5. Способность и степень влияния на политические процессы, взаимоотношения с государством и властью - политология.

6. Наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого познания - философия.)

Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека, общества еще много спорного и неизвестного. Философ И. Кант утверждает, что вопрос «что есть человек?» -самый сложный вопрос в науке. Постарайтесь в конце урока дать оценочное суждение, прав ли великий философ И. Кант.

III. Изучение новой темы

1. Понятие антропогенеза

Первый человек появился на земле примерно 2,5-3 млн лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество. Естественно, что вопрос о причинах этого явления всегда интересовал людей. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме, и в научный оборот введены такие понятия, как антропогенез (процесс формирования человека), социогенез (период становления человеческого общества), антропосоциогенез (становление человека и общества).

Родство человека и животных несомненно. К такому выводу пришли ученые еще в XVIII в., а в XIX в. Чарльз Роберт Дарвин доказал, что далекими предками человека были антропоиды (человекообразные обезьяны). Но между ними и людьми того вида, к которому мы с вами принадлежим и который именуется Homo sapiens (Человек разумный), лежит длительный переходный период, который завершился примерно 35-40 тыс. лет тому назад.

Это был период превращения животного в человека (антропогенез) и одновременно становления человеческого общества (социогенез). О том, как конкретно шел этот процесс, можно судить по костным останкам, которые изучают палеоантропология и археология. Но главный вопрос антропосоциогенеза - что являлось его движущей силой - не имеет однозначного и общепринятого ответа.

Когда на земле появился человек?

Как называется наука, которая изучает историю по результатам раскопок?

Что вы знаете о теории Дарвина?

2. Основные теории происхождения человека

До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. Вспомним библейское сказание. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова «кун» («будь»). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Все это было создано Богом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божие. Первого человека Бог создал из праха земного, «из звонкой глины» (сура

15, аят 26). Бог «сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу».

В иудаизме Бог-творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) - из своих рук, вайшьев - из своих бедер, шудр - из ступней. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

Современная христианская теология призывает толковать эти рассказы иносказательно. Например, «день» - это не один день, а иносказательное наименование целой эпохи, большого периода в истории Земли. При этом часть теологов не отрицают происхождение человека от обезьяноподобных предков, но считают, что эволюция направлялась Божественным промыслом. Бог также наделил обезьяночеловека душой и тем самым сотворил настоящего человека, причем первоначально это была всего одна пара людей -Адам и Ева.

Некоторые последние исследования ученых в области генетики отчасти подтвердили это предположение. Вполне возможно, что человечество действительно произошло от одной пары людей. Только человек и обезьяны болеют СПИДом (первый человек заразился этой болезнью от обезьяны в Центральной Африке); у них одинаковые симптомы заражения и протекания воспаления легких.

Вместе с тем скептически настроенные ученые не желают все приписывать деятельности сверхъестественных сил и пытаются найти естественные причины происхождения человека.

Третья группа ученых, отрицая религиозные трактовки, пытается совместить науку и самые фантастические предположения.

Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным событиям - все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO - английской аббревиатуры НЛО). Суть теории - предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т. е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли. А таинственные гигантские геометрические фигуры, периодически появляющиеся на полях Великобритании? Легендарная Марина Попович заявляет, что космонавты наблюдали НЛО...

Уфологическая концепция пережила бум после публикации в 1968 г. книги швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминание о будущем», по которой позднее был снят одноименный фильм. Однако до настоящего времени нет прямых и неоспоримых доказательств пребывания инопланетян на Земле. Некоторые астрофизики выдвигают гипотезу об уникальности жизни на Земле, ее неповторимости.

Автором культурно-коммуникативной теории является американский социальный философ Льюис Мамфорд. Он убежден, что человек сохранил и развил свою биологическую природу вследствие ориентации своей энергии на создание культурных (символических) форм выражения и общения, на создание искусственной среды обитания.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч. Дарвина и Ф. Энгельса.

К началу XIX в. в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория, и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 г. он опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (пород, форм) в борьбе за жизнь». Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции - естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. Эта борьба происходит из-за почти неограниченной способности организмов к размножению («геометрическая прогрессия размножения») и ограниченного пространства для их существования. Представление об эволюции органического мира Дарвин распространил и на человека: человек как биологический вид имеет естественное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. Первым это попытался доказать французский ученый Буше де Перт. «Труд сделал из обезьяны человека» - таков главный вывод Ф. Энгельса в его научной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

По мнению Энгельса, именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, креативность (способность к творчеству), и сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий труда не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности. Следовательно, эти навыки не могут влиять на изменение биологического облика человека. Находки останков древнейших предков человека более древние, чем первые из найденных орудий труда. Значит, человек сначала приобрел «человеческий вид», а только потом начал заниматься орудийной деятельностью. Высшие приматы нередко пользуются палками и камнями в качестве вспомогательных орудий, но только предки человека пошли по пути эволюции, а обезьяны остались обезьянами...

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 г. русским биологом Ильей Ильичом Мечниковым в книге «Этюды о природе человека». Мечников пишет: «Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего «урода» не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как «необыкновенное» дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей... Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей и вообще у родоначального вида...Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями... Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному же явлению».

Однако широкого распространения в то время теория аномалии не получила.

В 60-е гг. XX в. ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Таким образом, загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свой выбор.

Дополнительный материал

1. Многие ученые исследовали поведение шимпанзе. В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.

Великий русский физиолог И.П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение; обезьяны видят предметы в объеме и цвете.

Важные опыты с шимпанзе проведены советским зоопсихологом

Н.Н. Ладыгиной-Котс. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.

Не менее интересны наблюдения за шимпанзе в условиях тропического леса.

Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал. Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. Предрасположение к этому, несомненно, есть у орангутангов, горилл и многих других обезьян.

В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий.

2. Доказательства родства человека и животных

Люди с глубокой древности интересуются вопросом о происхождении человека. Первые научные свидетельства о сходстве человека с человекообразными обезьянами содержатся в описаниях путешественников XVII-XVIII вв. Известно, что К. Линней в своей «Системе животного мира» (1735) определил место человека в группе приматов. Сходство между человеком и другими приматами свидетельствовало об их общем происхождении. Поэтому Ж.Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» (1809) первым высказал предположение о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к двуногому хождению по земле. Возможно, передвижение на двух ногах среди высоких травянистых растений позволяло им лучше обозревать окрестности и раньше обнаруживать врагов, а освободившиеся от опоры руки служили для подхватывания и удержания детенышей при бегстве...

Поразительное сходство раннего детского развития между человеком и высшими млекопитающими доказывают уникальные случаи воспитания детей в стадах (прайдах) зверей. Такие «маугли», попавшие в младенчестве в звериные семьи и выкормленные самками животных, вполне благополучно развиваются до подросткового возраста.

Наибольшее сходство существует между человеком и высшими узконосыми, или человекообразными, обезьянами (шимпанзе, гориллой, орангутангом и гиббоном). Максимальное число общих черт отмечают у человека и африканских приматов - шимпанзе и гориллы. Поразительное сходство существует у них в строении и функционировании внутренних органов. Пальцы у антропоидов, как и у человека, имеют плоские ногти. У высших приматов и человека сходное строение зубных систем, органов слуха, в том числе ушных раковин, зрения, мимических мышц.

У приматов также четыре группы крови и кровяные клетки не разрушаются при взаимном переливании соответствующих групп крови. Детеныши у обезьян, как и дети человека, рождаются беспомощными. Длительное время они нуждаются в кормлении молоком и уходе матери... Гены человека совпадают с генами шимпанзе на 95%.

3. Адам и Ева никогда не встречались

«Комсомолка» совместно с журналом «National Geographic Россия» продолжают изучать родословную российских знаменитостей. Они участвуют в уникальном международном Генографическом проекте. Сейчас ученые-генетики по всему миру собирают ДНК-пробы людей разных рас и народностей. Проект начался в 2005 г. Научным руководителем является специалист по популяционной генетике Спенсер Уэллс. Вот что он рассказал корреспондентам «Комсомольской правды»: «У всех людей на Земле была одна праматерь».

Любой человек похож на своих родителей, но не является их точной копией. Поскольку ребенок при зачатии получает половину генов от отца, а половину - от матери, возникает совершенно новая цепочка генов. Но есть в этой цепочке звено, которое уже многие десятки тысяч лет остается неизменным. Ученые его назвали «митохондриальная ДНК». Она присутствует и у мужчин, и у женщин. Но передается исключительно по женской линии. К примеру, митохондриальная ДНК от матери без изменений перейдет к ее сыну и дочери.

Но у детей сына этой ДНК уже не будет, а вот дочка «передаст» ее своим детям в полной сохранности. Так ученые по женской линии могут восстановить прапрапрабабушек любого человека до самых древних времен.

«Обнаружилась удивительная вещь,- рассказывает Спенсер Уэллс-Генетики выяснили, что все живущие сегодня люди восходят по женской линии к одной женщине. Ученые называют ее «митохондриальной Евой». И жила она в Африке примерно 150-170 тыс. лет назад».

Никакой религии! Наша Ева вовсе не была первой женщиной на планете. Ведь Homo sapiens возникли около 200 тыс. лет назад. И все же, несмотря на то, что люди к моменту рождения Евы существовали уже около 30 тыс. лет, она уникальна, поскольку с тех времен до сегодняшнего дня дожили только ее потомки. «Детей» других женщин, современниц Евы, сейчас нет.

Материнская линия может оборваться по нескольким причинам. У женщины может не быть детей, или у нее рождаются только мальчики (которые не передают ее митохондриальную ДНК следующим поколениям). Она может стать жертвой катастрофы, например, извержения вулкана, наводнения, голода, стать добычей хищников...

«Почему повезло Еве, не ясно,- говорит Уэллс - Возможно, простая удача, может быть, нечто большее».

И еще одна загадка. Примерно 150 тыс. лет назад, при жизни нашей Евы, в интеллектуальных способностях людей произошел, как говорят ученые, большой скачок. Они обрели речь. Люди получили способность планировать действия и осуществлять их совместно. А это помогло им быстро осваивать новые территории и в итоге победить в конкурентной борьбе неандертальцев.

Генетики пытались вычислить и прародителя мужской половины, «Адама». Ведь от отца к сыну без изменений передается другое звено генетической цепочки - Y-хромосома. Но у мужчин, как водится, оказалось все сложнее - «Адамов» специалисты обнаружили несколько. Самый древний из них жил примерно 100 тыс. лет назад, что на 50 тыс. лет позже «Евы», и встретиться с ней, увы, никак не мог.

Получается, что «мать» у нас общая, а «отцы» разные».

4. Сергей Лукьяненко: потомок викингов

Его первые предки обнаружились «всего» 50 тыс. лет назад. Через 5 тыс. лет они вместе ушли из Африки на Ближний Восток. Затем они двинулись в дремучие леса Европы. И там 25 тыс. лет назад стали родоначальниками новой культуры. Ученые предполагают, что люди именно этой группы первыми внесли в свою жизнь понятие религии. На местах их стоянок археологи часто находят фигурки пышных женщин с толстым животом. Эти маленькие скульптуры, которые называют Венерами, размером с ладонь, могли служить символом благополучия и счастья.

Использовали Венер как обереги, но возможно, изображали они и богинь.

А когда 15 тыс. лет назад ледяные покровы на большей части Европы стали таять, предки писателя-фантаста отправились в Северную Европу, добравшись и до Скандинавии. И уже их потомки - викинги - в нашу эпоху наводили страх на всю Европу. Набегами рогатых воинов можно объяснить то, что ученые обнаружили похожие гены еще и у населения южной Франции и Британских островов. Любили ребята развлечься.

Кстати, по одной из версий, Рюрик - родоначальник династии великих князей Киевской, а потом и Московской Руси, тоже выходец из Скандинавии. Уж не Рюрикович ли автор «Дозоров»?

Текст с заданиями 21-24.

1 . С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  • внимательно прочитать задание;
  • понять, что именно требуется для успешного ответа;
  • уяснить, из каких частей складывается задание;
  • стараться выполнить все задание;
  • если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
  • старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
  • сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Переходим по ссылке: практикум 10-1 . Отвечаем под каждым вопросом. Каждый для себя определяет цвет и не забывайте подписываться.
История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества

От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка).

В современной антрополо?гии (от гр . слов «человек» и «понятие, учение»; наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопите?ков (от лат . «южный» + гр . «обезьяна») – человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного. С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах развития человечества.

В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси?. Рост её составлял всего 110 см, а вес – 30 кг. Люси умела ходить на двух ногах, хотя и неуверенно, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах; было это 4 млн лет назад.

Многочисленные восточно– и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями – рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см 3) в два с лишним раза превосходит череп Люси.

Ископаемые части скелетов человека прямоходящего (выпрямленного), его анатомические особенности свидетельствуют, что он, образно говоря, уже твёрдо стоял на ногах. К этому виду, появившемуся 1,7 – 1,5 млн лет назад в Африке, относят останки предков человека, найденные на о. Ява – питека?нтроп (от гр . слов «обезьяна» и «человек»; обезьяно-человек прямоходящий) и в Китае – сина?нтроп (от ср. – лат . «Китай» + гр . «человек»).

Человек прямоходящий научился приспосабливаться к различным условиям природной среды, особенно с того момента, когда начал использовать огонь. Он изготавливал двусторонние каменные орудия длиной до 20 см, укреплял удобные для защиты от врагов и непогоды естественные убежища, строил хижины из сплетённых прутьев. Изменился и внешний облик древнейшего человека: увеличился объём его черепа, рост составлял уже более 1,6 м.

Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Человек разумный неандерта?льского типа – палеоа?нтроп (от гр . слов «древний» и «человек») – сформировался около 250 тыс. лет назад. Больше всего останков неандертальцев найдено в Европе. Своё название они получили по долине Неандерта?ль (Германия), где были сделаны первые находки. Для неандертальца характерны покатый лоб, затылочный костный валик, выступающие надбровья (надглазные валики), отсутствие скул и подбородка. Палеоантропы охотились на мамонтов, оленей и других животных, были хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях ледникового периода, умели строить долговременные жилища.

Останки человека разумного современного типа – кроманьо?нца – впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньо?н во Франции. В настоящее время подобные находки сделаны во многих местах Европы и Передней Азии. Генетические исследования позволяют учёным утверждать, что современный человек произошёл от небольшой группы людей (популяции), обитавшей предположительно в Восточной или Южной Африке 130 – 60 тыс. лет назад.

Неандертальцы и кроманьонцы длительное время существовали на одних территориях и представляли собой два подвида человека разумного. До недавнего времени считалось, что кроманьонцы, появившиеся в Европе около 40 тыс. лет назад, являются прямыми потомками неандертальцев. Согласно современным научным представлениям, неандерталец не смог соперничать с более изобретательным кроманьонцем, который, вероятно, причастен к исчезновению конкурента по одной и той же экологической нише (в Европе – 35 – 30 тыс. лет назад).

Изображение бизона. Верхний палеолит. Пещера Альтамира. Испания

Становление родового общества и зарождение духовной культуры. В процессе становления человека выделяют два взаимосвязанных процесса: антропогене?з (от гр . слов «человек» и «происхождение») – формирование человека как биологического вида в ходе развития его трудовой деятельности и речи, а также форм организации общественной жизни, в которых развивается коллективная трудовая и интеллектуальная деятельность, создаётся культурная среда, и социогене?з (от лат . «общество» + гр . «происхождение») – возникновение социальных отношений между людьми.

Венера с кубком. Барельеф. Верхний палеолит. Дордонь. Франция

В эпоху палеоли?та (от гр . слов «древний» и «камень»; древнекаменный век) группы охотников и собирателей были небольшими: в среднем 25 человек. Эти общины входили в более крупные объединения, насчитывавшие 200 – 500 человек.

Сплочению способствовали родственные узы и необходимость в ряде случаев действовать коллективно, а для этого члены крупного объединения (рода) должны были обладать такими качествами, как солидарность и терпимость по отношению к «своим».

О формировании духовной культуры первобытных людей учёные судят по сохранившимся погребениям, предметам ритуального характера и по произведениям искусства – статуэткам, пещерной и наскальной живописи, украшениям. Современные исследователи выделяют в культуре два направления: первое связано с зарождением магических обрядов и первобытных верований (культов явлений природы, животных, предков), а второе – художественное (эстетическое). Возникновение погребальных обрядов, охотничьей магии и зарождение первобытного искусства происходило в эпоху позднего палеолита.

Расселение человечества. Расы и языки. Примерно 40 тыс. лет назад человек современного типа расселился в Европе, занял бо?льшую часть Азии, достигнув её глубинных и окраинных территорий, проник в Австралию. Новейшие археологические открытия на Американском континенте свидетельствуют, что древний человек перебрался на Аляску из Азии со стороны Чукотского полуострова: следы его пребывания в Америке чётко указывают на продвижение с севера на юг. Примерно 18 тыс. лет назад континент был уже в основном заселён.

Результатами приспосабливания к жизни в разных природно-географических условиях стали изолированность между группами людей и возникновение рас. Представители разных рас отличаются друг от друга наследственными биологическими признаками, прежде всего внешним обликом (типом лица, волос, цветом кожи и т. д.), а также некоторыми биохимическими особенностями организма (например, соотношением групп крови). Вместе с тем не обнаружено расовых отличий в строении мозга, интеллектуальных возможностях, психических данных. В настоящее время в науке различают основные, или большие, расы – европео?идную, африкано?идную, монголоидную (к ней относят и американских индейцев), австралоидную и многочисленные малые расы, отличающиеся друг от друга внешним обликом в пределах признаков одной и той же большой расы.

Одновременно с расселением человека и ростом населения происходило увеличение числа языковых общностей. Группы людей, говоривших на одном языке, с течением времени разделялись и образовывали новые группы. Постепенно диалекты расходились настолько, что становились самостоятельными языками, оставаясь первое время более или менее близкими. Но часто происходил разрыв их родственных связей, и тогда языковые группы отдалялись друг от друга.

Существующим в настоящее время языковым семьям соответствуют определённые семьи праязыков. Учёные полагают, что 40 – 30 тыс. лет назад таких макросемей было не более десятка. Современные языки отличаются от своих далёких предшественников так же, как первобытное общество от последующих цивилизаций .

Неолитическая революция. Примерно 12 – 10 тыс. лет назад наступило послеледниковое потепление. Постепенно на Земле создались близкие к современным климатические условия, сформировались новые ландшафты. Там, где раньше земля была покрыта травой и обитали мамонты, выросли леса; в более тёплых краях сформировались субтропические и тропические природные зоны. Человек неоли?та (от гр . слов «новый» и «камень» – новокаменный век) приспосабливался к возникающим экосистемам, изобретал новые приёмы и способы добычи и обработки пищи, использования природных ресурсов.

В эпоху неолита произошли коренные изменения в жизни древних людей. Наряду с охотниками, рыболовами и собирателями появились первые земледельцы и скотоводы. Человек уже не довольствовался тем, что в готовом виде предоставляла ему природа; он начал выращивать полезные растения, одомашнил некоторых животных и птиц. Этот переворот в жизни людей учёные назвали неолитической революцией .

Почти все современные виды культурных растений и домашних животных появились именно в период неолитической революции. В зоне самого раннего земледелия и скотоводства (9 – 7 тыс. лет до н. э.) – в Передней Азии (Месопотамия, Палестина, Сирия, юго-восточная часть Малой Азии) и Египте – начали выращивать ячмень, пшеницу, горох, чечевицу, финики и другие культуры; одомашнили коз, овец, свиней, крупный рогатый скот, водоплавающую птицу. Вслед за Передней Азией и Египтом переход к производящему хозяйству произошёл в бассейне реки Хуанхэ (Китай), в Индии и Юго-Восточной Азии.

В зависимости от природно-географических условий складывались культуры, соотносящиеся с различными типами хозяйства. Древнейшими хозяйственно-культурными типами были общины охотников, рыболовов и собирателей, достаточно долго сохранявшиеся в лесах умеренного и тропического климата. В местах, благоприятных для выращивания культурных растений, возник хозяйственно-культурный тип мотыжного, ручного земледелия. На степных просторах развивалось кочевое скотоводство.

Изменения в укладе жизни и культуре. Неолит характеризуется непрерывным и быстрым по сравнению с палеолитом совершенствованием орудий труда и технологий. В этот период появляются новые приёмы обработки камня и кости: сверление, пиление, шлифовка, полировка, обработка острых краёв; получают распространение микроли?ты – мелкие режущие кремниевые пластины геометрической формы, которые использовались в качестве наконечников стрел или вставлялись в пазы деревянных и костяных орудий; из кости и рога изготавливались рыболовные крючки и гарпуны.

Развивалась специализация орудий труда: появились охотничье оружие (наконечники для дротиков и стрел), орудия для разделывания туш животных, обработки древесины и кости (ножи и скребки). Широко применялись составные (комбинированные) изделия: молотки, топоры, тёсла, мотыги, а также метательные орудия. С изобретением лука более результативным стал охотничий промысел, а с внедрением мотыги и лопаты – ручное земледелие (как суходольное, так и орошаемое).

Каменный жёрнов. Неолит

В процессе производства орудий был достигнут высокий уровень обработки камня, кости, дерева. С течением времени люди научились изменять качества природных материалов. Например, при обжиге дерева на огне оно приобретало прочность и твёрдость, так же как и глиняные изделия. Первоначально они лепились вручную, но изобретение гончарного круга облегчило и усовершенствовало гончарное производство. Появление глиняной посуды дало возможность варить пищу.

Изменения в производстве и быте привели к переходу к оседлому образу жизни и значительному увеличению численности населения. На одном месте люди теперь могли жить в течение многих веков, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость строительства жилищ, хранилищ для сельскохозяйственных продуктов, помещений для содержания скота. В неолитических поселениях прослеживается специализация хозяйственной деятельности. Наряду с земледельцами и пастухами появились люди, занимающиеся изготовлением каменных орудий, гончары, ткачи.

О достижениях людей эпохи неолита рассказывают археологические раскопки первых в истории крупных поселений, существовавших в юго-восточной Турции (Чата?л-Гюю?к), Палестине (Иерихон), а также в среднем течении реки Евфрат.

Великая богиня. 75 в. до н. э. Чатал-Гююк. Турция

Изменения коснулись и духовной жизни людей. Наиболее ярко выраженным культом в эпоху неолита был культ плодородия, поскольку благополучие людей зависело от урожая и сохранения поголовья скота. Представления о богине-матери (Великой богине) как символе плодородия и покровительнице семьи нашли отражение в женских статуэтках и росписях на керамике. Мировоззрение человека в этот период было анимисти?ческим (от лат . «душа, дух»): люди одушевляли предметы окружающего мира (деревья, животных, воду, камни) и природные явления (грозы, наводнения, землетрясения ит.д.).

Мегалитическое сооружение (кро?млех) Стоунхендж. Неолит. Великобритания

В Передней Азии неолитическая революция в основном завершилась к рубежу VII – VI тыс. до н. э. К этому времени относится переход к производящему хозяйству в Европе – на Балканском полуострове. В северной части Западной Европы оно распространилось лишь к середине IV тыс. до н. э. Население Западной Европы в эпоху неолита составляли жители небольших по сравнению с Передней Азией земледельческо-скотоводческих поселений.

Переход к производящему хозяйству и более совершенным орудиям труда привёл к сплочению родовых общин, росту связей между ними, что, в свою очередь, повлекло за собой образование племенных объединений. Характерным показателем изменения социально-политической организации поселений стала их иерархическая структура: самые крупные образовывали центр, вокруг которого располагались более мелкие поселения.

Переход от использования каменных орудий металлическими характеризуется складывающейся родоплеменной организацией общества. Этот период получил название энеоли?та (от лат . «медный» + гр . «камень»). Большинство орудий оставались каменными, но наряду с ними уже появились орудия из меди. IV – III тыс. до н. э. – время активных миграционных перемещений племён, заселения Европы носителями индоевропейских диалектов.

Начало бронзового века, сменившего энеолит и характеризующегося использованием бронзы – твердого сплава меди с оловом, – в Европе относят к рубежу III – II тыс. до н. э. Культуры этого периода сосредоточивались в трёх южных регионах: на Балканском полуострове (предшествовали крито-микенской цивилизации), Пиренейском полуострове и на территории Кавказа.

Прогресс человеческого общества охватил все направления его развития – совершенствование орудий труда и технологий, жилищ и поселений, языка и мышления, усложнение устройства самого общества и его духовной культуры. Величайшим переворотом в истории стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, от каменных орудий к металлическим.

Вопросы и задания

1. В чём отличие человека умелого от человека прямоходящего?

2. Что такое человеческие расы? Как они образовались?

3. Обсудите на уроке, чем можно объяснить одновременное существование на одной территории различных видов и подвидов предков современного человека, при каких условиях новый вид или подвид может вытеснить прежний.

4. Сформулируйте своё определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему революция и почему неолитическая.

5. Аргументируйте собственное мнение, почему земледелие и скотоводство не полностью вытеснили хозяйственно-культурный тип охотников, рыболовов и собирателей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кто и как изобрёл еврейский народ автора Занд Шломо

I. Первые этапы становления иудейской концепции времени Как известно, со времен Иосифа Флавия и вплоть до Нового времени ни один еврейский автор даже не пытался написать общую историю собственного народа. Хотя иудейский монотеизм был изначально пронизан

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда),

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Этапы становления и развития государственной монополии внешней торговли в СССР. Этап «военного коммунизма» Можно выделить четыре основных этапа становления и развития ГМВТ в СССР:1) этап «военного коммунизма» (1918–1921 гг.);2) этап восстановления народного хозяйства

Из книги Украина: моя война [Геополитический дневник] автора Дугин Александр Гельевич

Этапы становления Святой Руси Такая идентичность начала складываться еще в Киевский период, после Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Она вызревала в монгольский период и достигла своей кульминации в форме официального учения о Москве - Третьем

автора Семенов Юрий Иванович

ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Москва 1997 УДК 930.9ББК Т3 (0)Рецензенты: кафедра этнологии МГУ им. М.В. Ломоносовадоктор исторических наук Н.Б. Тер-АкопянISBN 5-7417-0067-5Библиогр.: 38 назв.Ответственный редактордоктор философских наук

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2. ВВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА: ЭРА ПРАОБЩЕСТВА И ПРАИСТОРИИ (1,6 - 0,04 млн.

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного Сопоставление объединения высших животных и раннепервобытной общины дает возможность понять различие не только меж-ду ними, но и между животным миром и человеческим

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

2.3.5. Перелом: начало становления общества Большая способность к производственной деятельности не обеспечивала индивиду никаких преимуществ перед другими членами объединения. Это верно и в том случае, если рассматривать отношение индивида только к внешней природной

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

3.3. Начало становления гражданского общества Создание первых объединений в форме элитарных обществ (масонские ложи, научные общества), с одной стороны, и народно-воспитательных (просветительных), с другой, явилось точкой отсчета, с которой в первой половине XIX в. общество

Из книги Африка. История и историки автора Коллектив авторов

В. И. Евсеенко. Историческая наука в Гвинее: этапы становления и проблемы Историческая наука в Гвинее ведет свое начало, как и во многих других африканских странах, от традиций фольклора, от устных исторических преданий, передаваемых из поколения в поколение

Из книги Творческое наследие Б.Ф. Поршнева и его современное значение автора Вите Олег

1. Минимальные признаки человеческого общества Вначале Поршнев формулирует хорошо известную марксистскую формулу:«Чтобы говорить об обществе, необходимо наличие трех качественно особых и взаимосвязанных явлений, выражаемых […] в трех коренных социологических

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества) Акойтный запрет, лежавший в основе рода, был типичным табу. Нарушение его, как и отступление от любого классического табу, рассматривалось как такое действие,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Противоречия становления гражданского общества в Англии Завершение наполеоновских войн открыло эпоху, когда Англия на долгие годы заняла ведущие позиции в мировой политике, стала державой номер один, промышленной мастерской мира, его финансовым центром и эталоном

Из книги Мой «путь в первобытность» автора Семенов Юрий Иванович

13. Как была написана книга «Возникновение человеческого общества» В кандидатской диссертации, наряду с проблемой возникновения труда, которая была в основном там решена, была поставлена другая, неизмеримо более сложная - становления человеческого общества. Но только

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().

Тема урока: «Происхождение человека и становление общества»


Задачи: - рассмотреть современные теории происхождения человека; - сравнить эти теории с официальной теорией Ч.Дарвина; - изучить процесс становления общества; - определить человечество как результат биологической и социокультурной революции; - определить понятие «культура» и роль культуры в процессе становления человечества.


План: 1. Наука о происхождении человека. 2. Факторы, повлиявшие на эволюцию человека. 3. Формирование и развитие человеческого общества. 4. Взгляды на сущность человечества. 5. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества


Проблемный вопрос! «Чем объясняется отсутствие единой теории происхождения человека?»


ВСПОМНИТЕ: Как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс? Какие альтернативные теории происхождения человека вам известны?


1. Уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. 1. Уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. 2. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека 3. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



Наука о происхождении человека Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Чарльз Дарвин (12.02. 1809 – 19.04.1882) Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)


Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Социогенез – процесс становления общества. Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.


Движущие силы антропогенеза


Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Приматы Семейство: Гоминиды (Люди) Роды: 1.Австралопитек 2. Человек Научная классификация человека


Происхождение человека


Рамапитек (14-20 млн.лет назад) Австралопитек (5-8 млн.лет назад) Homo habilis (2 млн. лет назад)


Homo erectus Homo sapiens (1-1,3 млн. лет назад) (150-200 тыс. лет назад)


Дриопитеки Жили в тропических лесах Африки на деревьях Питались растительной пищей


Рамапитеки Похожи на дриопитеков, но жили и на деревьях, и на земле


АВСТРАЛОПИТЕКИ ЖИЛИ 5-8 МЛН. ЛЕТ НАЗАД ОБЪЁМ МОЗГА- 500-600 см3 ПРИЗНАКИ: ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ ОРУДИЙ ТРУДА


АВСТРАЛОПИТЕКИ Жили в степях и саваннах Редкая шерсть Ходили на двух конечностях


Австралопитеки Использовали камни и палки для защиты и нападения Питание смешанное Использовали частично обработанные орудия или найденные в природе.


питекантропы ЖИЛИ 2млн.-600 тыс.лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- 900-1100 см3 ПРИЗНАКИ: Рост-до 170 см. Зачатки речи Примитивные каменные орудия


Синантропы-древнейшие люди ЖИЛИ 500 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- до 1200 см3 ПРИЗНАКИ: ОДЕЖДА ИЗ ШКУР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ПРАВОРУКОСТЬ


Человек разумный (неандерталец) ЖИЛИ 150 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- До 1400см3 ПРИЗНАКИ: Рост до 158 см. Сложные формы деятельности Добывание огня Речь типа лепета


Человек разумный (неандерталец) Жили в пещерах Шили одежду Добывали огонь


Человек разумный (неандерталец) Коллективная охота Заботились о стариках и калеках Хоронили умерших


Человек разумный (кроманьонец) Современный облик Сложные орудия труда Жилища из шкур и каменных плит


Человек разумный (кроманьонец) Появилась религия и искусство


Человек разумный (кроманьонец) Из рисунков возникла письменность Началось одомашнивание животных


Дриопитек Рамапитек Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный (неандерталец и кроманьонец) Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла)


Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.


Причины развития человека


Изменения Причины Недостаток еды и места 1. Переход к полуназемному образу жизни 2. Выход в степи и саванны Сухой климат, леса сменились степями и саваннами 3. Хождение на двух конечностях Открытое пространство (опасно)


Изменения Причины Освободились передние конечности 4. Использование палок и камней 5. Редкая шерсть Мало сочной растительной пищи 6. Смешанное питание Открытое пространство (жарко)


Изменения Причины Мясная пища, необходимость охотиться 7. Изготовление орудий труда 8. Появление речи Расселение в холодные районы 9. Одежда, добывание огня Коллективная охота, координация действий


Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?» Согревались в холодные дни Сражались за самку Сходны с поведением высших социальных животных Воспитывали потомство Непостоянный коллектив Охотились сообща Усложнение трудовой деятельности Влияние обычаев Система табу Влияние тотемов Основаны на коллективном родстве Предполагали совместное владение имуществом Коллективный труд Не знали имущественного расслоения Человеческое стадо Первоначальное общество



Человек Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку. Существо биологическое Существо социальное


Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.


Домашнее задание: Домашнее задание: § 7, одно из заданий на размышление на стр. 78-79 Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.