Список аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» к сочинению ЕГЭ.

Аргументы по направлению «Отцы и дети»:

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    • В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений. К поколению «отцов» можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение «детей» – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.
  2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    • Источником счастья для Фамусова являются деньги. Он любит свою дочь Софью, желает ей всего самого наилучшего, поэтому приучает девушку только к мыслям о финансовом благополучии. Софье Фамусовой чужды такие взгляды, она старательно прячет свои чувства от отца, потому что знает, что ее не поддержат. Совсем по-другому обстоят дела с Молчалиным, которого отец учил всегда и везде искать выгоду: он во всем следует этому принципу. Родители, желая обеспечить счастье своих детей, передали им свои взгляды на жизнь. Проблема лишь в том, что эти самые взгляды являются неверными.
  3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    • Родион Раскольников искренне любит свою мать и сестру. Говоря о мотивах убийства старухи-процентщицы, он сообщает, что на самом деле хотел помочь матери. Герой пытался выбраться из вечной нищеты, неблагополучия. Закладывая часы, он с трепетом вспоминает отца, которому принадлежала вещь.
  4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    • В произведении мы видим несколько семей, в основе жизни которых лежат абсолютно разные нравственные принципы. Князь Василий Курагин – человек безнравственный, готовый пойти на любую подлость ради денег. Его дети руководствуются точно теми же принципами: Элен выходит замуж за Пьера Безухова ради получения части огромного наследства, Анатоль пытается сбежать с Наташей Ростовой. Совсем иная атмосфера царит у Ростовых: они наслаждаются природой, охотой, праздниками. И родители, и дети – люди добрые, отзывчивые, не способные на подлость. Князь Николай Болконский воспитывает своих детей в строгости, но эта строгость идет им во благо. Андрей и Марья Болконские – люди нравственные, настоящие патриоты, как и их отец. Мы видим, что между родителями и детьми существует тесная взаимосвязь. От мировоззрения родителей зависит мировоззрение детей.
    • другие
  5. А.Н. Островский «Гроза»

    • В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает «восстать» против Кабанихи.
  6. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    • Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.
    • другие
  7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    • Остапу и Андрию отец не только хочет дать приличное образование, но и сделать их настоящими воинами, защищающими Родину. Тарас Бульба не может простить Андрию предательства (он переходит на сторону врага из-за любви к полячке). Несмотря на, казалось бы, отцовскую любовь, он убивает своего сына. Тарас Бульба гордится Остапом, старшим сыном, сражающимся с врагом самоотверженно, изо всех сил.
    • Дуня совершила безнравственный поступок: сбежала из родительского дома с Минским, который остановился на их станции. Отец ее, Самсон Вырин, не смог без дочери: он решил пешком отправиться в Петербург, чтобы найти Дуню. Однажды ему посчастливилось увидеть девушку, но Минский прогнал старика. Спустя время рассказчик узнал, что смотритель умер, а предавшая его Дуня приезжала на могилу с тремя барчатами и долго пролежала там.
  8. К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    • Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, живущую в Ленинграде очень яркой, насыщенной жизнью. Только девушка совсем забыла о своей старой матери, она даже не пыталась найти время, чтобы навестить ее. Даже письмо Катерины Петровны о том, что она совсем плоха стала, Настя не воспринимает серьезно и не рассматривает возможность немедленно ехать к ней. Только известие о том, что мать умирает, вызывает у девушки чувства: Настя понимает, что никто ее так не любил, как Катерина Петровна. Девушка едет к матери, но уже не застает ее в живых, поэтому чувствует вину перед самым дорогим для нее человеком.
  9. С. Есенин «Письмо матери»

    • В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  10. А. Алексин «Раздел имущества»

      Верочку вырастила бабушка Анисья: она буквально поставила ребенка, перенесшего тяжелую родовую травму, на ноги. Девочка называет бабушку своей мамой, что вызывает недовольство настоящей матери. Конфликт постепенно накаляется и заканчивается судом, на котором делится имущество. Больше всего Верочку поражает то, что ее родители оказались настолько черствыми, неблагодарными людьми. Девочка тяжело переживает ситуацию, она пишет родителям записку, где определяет себя как имущество, которое должно отойти бабушке.

  11. Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»

    • Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  12. М.Ю. Лермонтов Поэма «Мцыри»

    • Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  13. М. Цветаева «Бабушке»

    • Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, - это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  14. Н.В. Гоголь Поэма «Мертвые души»

    • Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность - не порок. Порок - это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков - это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  15. И.А. Гончаров Роман «Обломов»

    • Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка - это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  16. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

    • В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
  17. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

    • В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
  18. «Поучения Владимира Мономаха»

    • Тема отцов и детей берёт своё начало со времён Киевской Руси. Одним их таких произведений является «Поучение Владимира Мономаха». Благодаря этому произведению мы можем узнать о воспитании детей на Руси в те далёкие времена, когда отношения между людьми регулировались нормами христианской морали. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», - говорит Владимир Мономах. Мудрый князь призывает отложить обиды и смирить гордыню, проявлять взаимоуважение и любовь.
  19. Дж. Олдридж «Последний дюйм»

    • Проблема отцов и детей своеобразно решена в рассказе Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Бен получил работу – ему нужно снять фильм о жизни акул. В Акулью бухту он прибыл вместе с сыном, которым тяготился, не чувствуя с ним внутренней связи. Дэви ощущал свою ненужность отцу и поэтому боялся его, не мог свободно себя чувствовать с ним. Грубоватые слова и насмешливые замечания ранили стеснительного мальчика. Обидчивость и робость сына воспринималась Беном как слабость. И вот случилась беда – на Бена напала акула и серьёзно поранила его. Теперь Бэн понимает, что единственное спасение – это Дэви, которого нельзя пугать, нужно с ним договариваться, стараясь вселить в него уверенность, что он справится. В результате Дэви сумел перевязать отца, посадить его в самолёт, поднять самолёт в воздух, управлять им во время полёта и посадить. Таким образом, уважение и любовь отца, помогли Дэви проявить свои самые лучшие стороны, а решительность и сила характера сына спасли Бену жизнь. Так отец и сын обрели друг друга и прошли «последний дюйм» на пути сближения.

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

Одной из самых популярных проблем в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку является конфликт поколений. Именно этому вопросу посвящены данные аргументы из литературных произведений. Мы надеемся, что они помогут вам в написании качественного эссе.

  1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» . Главный герой Митрофан (чье имя трактуется как близкий к матери или сын своей матери) представляется нам отрицательным персонажем, как и вся его семья. Его мать барыня-тиран, которая не дает проходу ни слугам, ни собственному мужу, который буквально поглощен ею. Софья, сирота, живущая с этой семьей, и ее дядя Стародум представляют положительных героев. Об этом семействе, а точнее о Митрофане, дядя высказывается: «Вот злонравия достойные плоды». В этой фразе можно уместить лейтмотив произведения, проблема отцов и детей раскрывается со стороны того сильного и пагубного влияния порочного родителя на ребенка. Гипертрофированная и чрезмерная опека портит подростка. Он растет в семье, где мать одной рукой гладит его по голове, а другой лупит слугу. И мы видим развязку, если мать Митрофана любит, то сынок не отвечает ей взаимностью и просто бросает ее в финале пьесы.
  2. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Отцы и дети — это не только семейные узы, но и разные промежутки жизни, разные склады ума. Их мы наблюдаем в произведении Грибоедова. Век нынешний и век минувший сталкиваются, когда Чацкий приезжает в места, где провел свое детство. Поездка показала ему другую жизнь, но кто-то как был ограничен в своих суждениях, так и остался. Это конфликт передовых и новаторских идей Александра Андреевича, против старого, засидевшегося на своих местах консервативного дворянства. Чацкий называет их лизоблюдами и чинопочитателями. Но подсказку к его разрешению нам дает сам автор, если на сцене Чацкий один, то за ее пределами существуют его единомышленники, вроде родственника скалозуба, который «службу вдруг оставил», когда ему «чин следовал». Дети все равно сменят отцов, но, совсем потеряв связь с прошлым, они едва ли смогут сами наладить диалог с будущим, когда придет их черед уступить дорогу молодым.
  3. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Петруша Гринев в самом начале произведения не слишком симпатичен нам. Его поведение и детские шалости в 17 лет вынуждают отца отправить сына на службу, которая должна остепенить его. Когда он прибывает в Белгородскую крепость, в которой со своей семьей живет Маша, она и становится одной из главных причин изменения нашего героя. Однако в герое изначально была крепкая нравственная основа, заложенная родителем: «Береги честь смолоду». Если в самом начале молодой человек видится нам «недорослем» и совсем еще ребенком, то испытания, которые он преодолел во имя любви и своей чести, превращают его в настоящего мужчину. Теперь он способен постоять не только за себя, но и за свою любовь. Если мальчишке отец отказал в праве на женитьбу, но ветерану сражений не смог препятствовать. Конфликт отца и сына в конце произведения находит свое логическое завершение, после благословения родителей, уже не Петруши, а Петра Гринева на свадьбу с Машей.
  4. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Конфликт поколений ложится на бунт духовный. Маленький Мцыри, подневольный и лишенный родного дома, чувствует, что не в силах день за днем проживать жизнь, которая ему не мила. Своим побегом он показывает не только свою силу духа, но и протест и нежелание мириться со своей участью. Его смелость вдохновляет нас. В роли «отца» тут выступает режим, неволя, в которой герой оказывается, рамки и ограничения, которые Мцыри разрывает только посмертно. Это также протест молодого поколения против войны, развязанной отцами и оторвавшей Мцыри от дома, родины и семьи.
  5. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» . Совет «копить копейку» Чичиков пронес от самого детства через всю жизнь. Страх остаться без денег или без покровительства людей с деньгами превратился в манию. Но бедность — не порок. Порок — это ложь, лицемерие и обман, они становятся ключами, которые открывают дверь к богатству. Чичиков еще в школе понял, как люди любят услужливость, как важно заработать доверие, чтобы в самый неожиданный момент напасть. Чичиков — это «христопродавец», не зря товарищ назвал его именно этим словом. Он продаст все, только назначьте цену. Пагубное отцовское влияние и бедность сделали нашего героя именно таким, каким мы видим его в «Мертвых душах». Этот неявный конфликт помогает понять, почему и как Чичиков стал таким человеком. Все это время он стремился доказать отцу, что превзошел его и воплотил его амбиции в себе.
  6. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Пьеса Островского — это такой же пример конфликта, несколько семейного, сколько конфликта поколений. Катерина — это девушка мечтательная и открытая, не способная на притворство и грубость. Но Кабанова и ее дети жили и росли в других условиях, хозяйка семейства привыкла все брать в свои руки, бить слуг, решать все за детей. Ее ласка, как и ласка Тихона для Катерины, «хуже побоев». В этой семье царит не любовь, а «жестокие нравы», как выражается Кулигин. И эти жестокие нравы никак не могут перестать мучить Катерину. Марфа Игнатьевна привыкла жить по собственным правилам, которые она, если нужно, легко меняет, и «заедать домашних». Ее невестка не выдерживает такого напряжения, и решает, что бороться не смысла. Однако после ее гибели молодое поколение поднимает бунт против деспотизма «отцов» и открыто выказывает неповиновение. Замалчивание конфликта всегда ведет к грозе, которая сметает вековую пыль и очищает атмосферу для нового времени.
  7. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Ильич не бунтовал против предков, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться и делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.
  8. С. Есенин «Письмо матери». В лирике также поднимаются проблемы поколений. Перед нами простой молодой человек, который успокаивает свою маму. Просит ее не переживать о его жизни, может быть, разгульной и запойной, но все-таки взрослой жизни. И мы прекрасно знаем, что мама будет переживать, и знаем, что Есенин будет жить как жил. Это извечный и поэтому всегда актуальный разговор матери и ребенка, которые говорят не друг с другом, а сами с собой. Они – разные, но все же противоречия не должны мешать естественным семейным узам, которые соединяют неграмотную крестьянку и ее городского сына, ставшего одним из самых известных поэтов своего времени.
  9. М. Цветаева, «Бабушке». Лирический монолог Марины Цветаевой отличается от Есенинского. Марина никогда не знала свою бабушку, и ее стихотворение, как и многие другие, — это вопросы и крики в пустоту. Это эмоции, которые появляются, когда начинаешь интересоваться своей семьей и своей историей. Это разговор, который никогда не состоится, ведь бабушка умерла, а вопросов от этого меньше не становится. Марина Цветаева старается угадать, какой была ее бабушка, сравнивает ее с собой, смотрит, как она выглядела. В своем стихотворении автор показывает не конфликт, а загадку, которую оставляют нам близкие люди после смерти.
  10. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Все произведения Тургенева явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев жил в эпоху очень бурную, наполненную выдающимися историческими событиями. Когда Тургеневу было 7 лет – восстание декабристов, 30 лет – французская революция1848 г., 43 – отмена крепостного права. Тургенев был свидетелем расправы Франции над Парижской коммуной. Умер в год образования 1-ой марксиситской группы в России. Тургенев вошёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой «лишних людей» , демократов-разночинцев, темой русской женщины. Его по праву назы-вают певцом русской природы и русской женщины. Тургеневская девушка очень женст-венна, обладает большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требова-тельностью к себе и другим. Полный веры в русский народ, Тургенев показал его одарённость, душевную красоту.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра.

Тургенев – мастер лирической прозы. Его повествовательный стиль отличается особой эмоциональностью. Т. в основном писал о русской интеллигенции, о людях тонких чувств, возвышенных порывов души. На страницах его произведений много любви, поэти-ческих картин природы, музыки.

Слияние взволнованного лиризма с эпической глубиной объяснения. Движение его лю-бовно-психологических сюжетов предопределяется не только психологией и мировоззре-нием героев, но и историей.

В центре романов стоит острый драматический конфликт. Центральный герой – человек передовых взглядов – вторгается в консервативную идейно чуждую ему среду.

У Тургенева был дар предвидения. Многие характеры, новые проблемы Т. нарисовал впервые. Он создал образ русского западника РУДИНА (роман «Рудин» , 1856), образ славянофила ЛАВРЕЦКОГО (роман Дворянское гнездо» , 1858), образ разночинца ИНСАРОВА («Накануне» , 1860), образ революционера-демократа БАЗАРОВА («Отцы и дети» , 1862).Создал роман о жизни русской эмиграции за границей («Дым» ) (почти половину жизни провёл за границей, всю жизнь любил французскую певицу Полину Виардо-Гарсиа, которая была замужем) роман о народниках («Новь» )

Т. испытывал своих героев природой, любовью, для того чтобы выразить глубокие обще-философские мысли о человеке и жизни

Романы по своему характеру близки к повести: небольшие по объёму, повествуют о небольшом промежутке времени, в центре судьба одного героя.

«Записки охотника»(1847-1852)

Почти все рассказы цикла написаны за границей, но все – о России и на самую животре-пещущую тогда тему – о крестьянах. («Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага, чтобы из самой дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел опреде-лённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибаловская клятва», Тургенев)

Весной 1852 года Тургенев арестован и сослан в село Спасское. Повод – некролог Тургенева на смерть Гоголя, причина – «Записки охотника»

Рассказы цикла «Записки охотника»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тема-тическому, идейному принципу или общности персонажей.

«Записки охотника» - цикл:

Закреплённое за каждым рассказом определённое место;

Общность героев: все рассказы объединяет собой рассказчик;

Тематическое и идейное единство рассказов – все рассказы о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников;

Композиция рассказов(небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов мы не встретим: читателю предоставляется право самостоятельно сделать выводы)

Собранные в одну книгу, рассказы особо резко выставили на всеобщее обозрение жестокость, эгоизм, самодурство, бездушие помещиков, их полное пренебрежение к человеческому достоинству крепостного крестьянина. Антикрепостническое содержание «З.О.» можно видеть и в утверждении духовного, нравственного величия русского кресть-янина. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознатель-ность, трудолюбие – вот те черты русского народа, которыми не устаёт любоваться и вос-хищаться Тургенев. Но Т. видел в крестьянской среде не только талантливые и свободо-любивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно иска-леченных и развращённых, перенявших привычки и понятия своих господ.

Роман «Отцы и дети» (1862)

Роман появился в переломную эпоху для России: кризис помещичьего хозяйства, обострение классовой борьбы, споры и толки вокруг готовящейся реформы. В. это время происходила не просто смена одного поколения другим. Уходило безвозвратно влияние дворянства на жизнь общества.(«Вся моя повесть направлена против дворянства как пе-редового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сла-бость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства , чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? .. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, что-бы доказать их несостоятельность». Тургенев)

Тургенев в романе применяет точную датировку. Действие в «Отцах и детях» начинается

И завершается _____________________.(Автору нужно было дать конк-ретное представление об исторической обстановке, что позволяло сразу же ввести читате-ля в определённый момент жизни)

Смысл названия романа. Тургенева интересует философская проблема смены ста-рого новым. Уже в заглавии Т. заявил вечную тему, вечную проблему, которая решается не только вне времени, но и в конкретных исторических условиях. В этом и актуальность произведения, неослабевающий интерес к нему, стремление искать параллели с действи-тельностью.

Прототипы Главного героя Базарова – Добролюбов- литературный критик, Павлов И.В. – врач, литератор, Преображенский Н.С., приятель Добролюбова; один провинци-альный врач.

Композиция романа.

Герои

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» (1882)

Вопросы.

1.Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии «Записки охотника».

2.Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его?

3.В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты своей матери-поме-щицы?

4.О км так пишет Тургенев: его «привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»?

5.Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман «Отцы и дети»?

6.Назовите фамилию известного критика и публициста, ставшего одним из прототипов Базарова.

7.С каким эпическим жанром сближаются романы Тургенева по таким признакам, как концентрированность содержания, сосредоточенность действия вокруг одного героя, предельная сжатость событий по времени?

8.Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И.С.Тургеневым картины мира?

9.К какому роду литературы относятся произведения Тургенева?

10.Назовите имение, в котором разворачиваются основные события романа.

11. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель – потому, что она всё-таки стоит в преддверии будущего…». О ком из героев говорит Тургенев?

12.Как называлось направление философской мысли, приверженцем которого был Евгений Базаров?

13.Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

14.Как называется острое столкновение идей и характеров, изображённое Тургеневым в романе?

15.Назовите имя друга Базарова, впоследствии не разделившего убеждений своего идейного наставника.

16.И.С.Тургенев признавался, что разделяет почти все взгляды Базарова (на роль дворян-ства, аристократии; на нигилизм; на русский народ) Работая над романом, Т.вёл дневник от лица своего героя. По какому из вопросов, обсуждаемых на страницах романа, мнение Т. не совпадало с мнением Базарова?

17.Базаров ко всему относится с критической точки зрения. Как называют себя люди подобного типа в романе «Отцы и дети»?

18.Что значит «нигилизм»?

19.Какой художественный приём использует Тургенев при описании взаимоотношений Базарова и П.П.Кирсанова?

20.Что явилось причиной дуэли Базарова и П.П.Кирсанова в романе «Отцы и дети»?

21.Какой художественный приём использует Тургенев для описания П.П.Кирсанова в сцене дуэли с Базаровым?

22.Как сложилась судьба Аркадия после смерти Базарова?

23.Какому герою романа «Отцы и дети» соответствует характеристика: человек мягкий, добрый, неуверенный в себе, любящий музыку и поэзию?

24.О каком герое романа «Отцы и дети» автор пишет: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя»?

25.Что изображено на кольце, подаренном П.П.Кирсановым княгине Р.?

26.Какой герой романа с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал»?

27.Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами?

28.Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, больши-ми зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»)

29.Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создаёт художественный образ («обнажённая красная рука», «высокий лоб»)?

30.Какой разновидностью описания в художественном произведении воспользовался Тургенев для изображения картины природы?

31.Описывая природу, Тургенев изображает её как живое существо: ветер замер, солне-чные лучи забрались в рощу. Укажите название приёма художественного изображения, состоящего в том, что неодушевлённые предметы, явления природы наделяются челове-ческими способностями и свойствами.

32.Какое средство художественной выразительности, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, использовано автором в следующем описании: «…листва их почти синела, и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй »?

33.Писатели воспроизводят мысли и переживания своих героев. Как называется развёр-нутое высказывание героя, мысленно обращённое к самому себе?

34.Укажите название изобразительно-выразительного средства, которым Тургенев вос-ользовался при описании заброшенного кладбища: «каменные плиты все сдвинуты, сло-вно кто их подталкивает снизу».

35. Как называется средство художественной выразительности, использованное Тур-геневым: «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень»?

36.Укажите термин, которым в литературе называется художественный приём, позво-ливший автору создать образ одушевлённой, живущей собственной жизнью природы:

«цветы…безмятежно глядят…невинными глазами», «немой камень» и др.

37.Как называется приём, усиливающий эмоциональное звучание текста: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесиль-на?»?

38.Как называется изобразительное средство, которое представляет собой цепь понятий или определений с постепенным нарастанием значимости: «…страстное, грешное, бунтующее сердце»?

39.Как в литературоведении называется приём, заключающийся в прямом воспроизве-дении мыслей и переживаний персонажа(«Он нас увидел сегодня, - думал он…»)

40.Какой художественный приём использует Тургенев для изображения состояния Фенечки: «Фенечки словно на свете не бывало; она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке»

41.Как называется одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлечённого понятия или состояния (сон Базарова: образы «кошечки», «леса»)?

42.В своей речи Базаров употребляет словосочетания: «Фу ты, чёрт», «Экую комедию отломали» и др., стремясь подчеркнуть демократизм своего происхождения. Как называ-ется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Базарова?

43.Как называется средство художественной изобразительности, использованное Тургене-вым при описании Павла Петровича («леденящая вежливость»)?

44.Чей портрет:

А) «…боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».

Б) «…барин лет 40 с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорб-ленного…»

В) «…человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низень-кий галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет 45: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро…»

Г) «…Это была молодая женщина лет23, вся беленькая и мягкая, с тёмными воло-сами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах»

Д) «…человек небольшого роста, в славянофильской венгерке… Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица…»

Е) «На кожаном диване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько рас-трёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротень-ких руках, с кружевной косынкой на голове…»

Ё) «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье, оста-новившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падпли с блестящих волос на пока-тые плечи лёгкие ветки фуксий…»

Ж) «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами. Она держала в руках корзину, напо-лненную цветами…»

З) «…высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца».

И) «…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке».

45.Кто…

А) «…жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вмес-те, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

Б) …влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцвет-но, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

В)…утверждал, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие изменения ничего не значат»?

Г) …назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным?

Д)…пресмыкался перед своей женой только потому, что она была урождённая княжна Дурдолеосова?

47.Проходят ли герои Тургенева испытание любовью?

48.Выдержал ли герой столкновение с реальной жизнью? По роману «Отцы и дети»

49.Как раскрывается тема дружбы в романе «Отцы и дети»?

50.Как раскрывается тема любви?

51.Нужен ли России Базаров?