Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.

Существует несколько подходов к внутреннему строению социальной инфраструктуры:

  • Интеллектуально – культурная и общественно – политическая деятельность (наука, средства массовой информации, образование, искусство, наука, общественные организации, культура, ассоциации, объединения, общества);
  • Сохранение и восстановление здоровья (физическая культура, спорт, туристическая индустрия, здравоохранение, социальное обеспечение, совершенствование окружающей среды);
  • Бытовое и коммунальное обслуживание (торговля, пассажирский транспорт, общественное питание, бытовое спецобслуживание, связь по обслуживанию граждан).

Функции инфраструктуры:

  • Создание специальных условий для создания новых демографических процессов и прогрессивных тенденций;
  • Формирование рабочей силы, которая будет качественно отвечать степени развития производства;
  • Правильное потребление трудовых ресурсов;
  • Обеспечение жилищных, бытовых, а также коммунальных условий для жизни населения;
  • Сохранение и улучшение здоровья населения;
  • Использование времени людей в правильных целях.

Но главная функция социальной инфраструктуры – это всестороннее развития человека, путем улучшения культурны, духовных и бытовых потребностей.

Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.

Прежде всего, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения.

Понятие «объекты социальной инфраструктуры».

– это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.

Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.

Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д. Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества. В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.

Объектами социальной инфраструктуры могут быть:

  • Культурные комплексы;
  • Предприятия торговли;
  • Пассажирский транспорт;
  • Образовательные комплексы;
  • Учреждения здравоохранения;
  • Канализация и водообеспечение;
  • Финансовые учреждения;
  • Спортивные сооружения (стадионы, дома отдыха, плавательные бассейны).

Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.

Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.

В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.

Важен также уровень большого экономического района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы. Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер. Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.

Социальная инфраструктура: что это?

В современной социологической науке инфраструктура представляет собой целый обширный комплекс, который состоит из таких объектов, как предприятия, организации, учреждения а также некоторые сооружения. Данные объекты действуют с целью обеспечения максимально подходящих и комфортных условий для дальнейшего функционирования общественного производства. Как известно, данное производство обеспечивает удовлетворение потребностей индивидов, необходимых для успешной и качественной жизнедеятельности всего населения.

Замечание 1

Помимо всего прочего, современная социальная инфраструктура направлена на формирование как физически, так и интеллектуально развитого гражданина со своей особой гражданской позицией, набором идеалов и ценностей. Такой человек имеет собственную точку зрения на обширную общественную проблематику, и способен на инновационную деятельность, которая сможет разрешить большинство противоречий.

Выделение социальной инфраструктуры производится на основе некоторых основных признаков, которые определяют ее специфику. В отдельную подсистему хозяйственного комплекса она выделяется в связи со следующим: во-первых, функциональное назначение социальной инфраструктуры – наличие общих условий процесса общественного воспроизводства. Это значит, что производство товаров и услуг должно соответствовать общественным и общемировым требованиям (научные открытия, технический прогресс, открытие новых возможностей). Во-вторых, социальная инфраструктура обладает достаточно сложным строением. Оно включает в себя структуру, состоящую из разнообразных уровней, звеньев и цепей и, конечно же, из объектов социальной инфраструктуры.

Объекты социальной инфраструктуры

На объекты социальной инфраструктуры легла серьезная ответственность. Это связано с тем, что они по своей сути характеризуют всю существующую реальность, посредством которой и обозначается устойчивая совокупность элементов социума и окружающей среды. Но выделение различных объектов зависит от представлений исследователя, а также от видовых особенностей инфраструктуры и ее уровней.

Во-первых, социальная инфраструктура может быть как линейной, так и точечной. Линейная социальная инфраструктура включает в себя все дорожные развязки, железные и автомобильные дороги, а также линии электропередач в конкретном регионе или на территории всей страны, в зависимости от тех масштабов, в которых рассматривается состояние и состав инфраструктуры. В отличие от линейной инфраструктуры, точечная социальная инфраструктура представляет собой непосредственно сами объекты социальной инфраструктуры (в их число входят также школы различного уровня, театры, высшие учебные заведения).

Во-вторых, объектами социальной инфраструктуры может быть все многообразие комплекса учреждений культуры, образовательного направления, медицины и здравоохранения, социальной работы, предприятия торговли и общественного питания (в том числе, рестораны быстрого питания фастфуд). Также объектами социальной инфраструктуры является вышеупомянутый пассажирский транспорт, водообеспечение, электроэнергия, почтовые и телеграфные учреждения, финансовые и банковские системы и подразделения. Сюда же входят оздоровительные и спортивные организации и сооружения (стадионы, бассейны, дворцы культуры и спорта, парки, дома отдыха, реабилитационные центры).

Замечание 2

Таким образом, мы можем отметить, что число объектов социальной инфраструктуры напрямую зависит от того, какие сферы и виды деятельности более востребованы среди населения. Тем не менее, инфраструктура обладает рядом недостатков. Одним из них, например, является достаточно простой и перечислительный ряд отдельных институтов. К тому же, организация деятельности внутри них не всегда бывает на высшем уровне из-за недостатка подготовки специалистов или финансирования из государственного бюджета.

Социальная инфраструктура также может выделяться по принципу административного деления. Таким образом, в ней выделяют республики, области, края, города и районы. Россия является очень ярким примером такого административного деления, но если коснуться деления Соединенных Штатов Америки, то в основе их инфраструктуры будут штаты.

Основные задачи социальной инфраструктуры

Задачи социальной инфраструктуры определяют ее роль и место в развитии общественной системы. Более того, задачи тесно связаны с функциями, и данные аспекты полностью отражают суть социальной инфраструктуры.

Во-первых, она направлена на создание максимально комфортных и соответствующих требованиям извне условий, которые позволят сформировать прогрессивные тенденции в различных общественных процессах, такие как:

  • сдвиг в демографии,
  • повышение уровня образования,
  • внедрение технологий в трудовой и производственный процесс и т. д.

Вторая задача социальной инфраструктуры – создать комфортные условия для воспроизводства рабочей силы, которая будет качественно отвечать потребностям и уровню развития воспроизводства. В первую очередь, это повышение уже имеющейся квалификации работника или его полная переквалификация в соответствии с требованиями современного производства и предприятия. Необходимо обучение человека, привлечение его к работе с машинами. Это будет способствовать тому, что «не машина будет править человеком, а человек возьмет в свои руки контроль за машинным производством».

Также среди задач социальной инфраструктуры мы отметим:

  • эффективное использование трудовых ресурсов (на основе рациональности),
  • обеспечение оптимальных жилищных и бытовых условий для жизни человека.

Это очень важно, поскольку дома человек обычно отдыхает, что способствует его рекреации. В этой связи, в доме должны быть все благоприятные условия, которые позволят человеку восполнить энергию и вернуться к полноценной трудовой деятельности. Также в сферу социальной инфраструктуры входит задача улучшения как физического, так и психического здоровья населения, а также рациональная организация и использование свободного времени (рекреация и досуг).

Инфраструктурными объектами в строительстве принято называть вспомогательные объекты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность населения или эксплуатацию жилых, коммерческих, общественных, промышленных зданий и сооружений.

Строительство инфраструктурных объектов - важная ответственная сфера, от качества которой непосредственно зависит качество жизни в строящихся или существующих зданиях. По своему назначению инфраструктура делится на социальную и инженерную.

Что относится к инфраструктурным объектам?

Объекты социальной инфраструктуры обеспечивают жизнедеятельность населения. К таким объектам можно отнести:

  • Объекты социально-культурного назначения: дома культуры, театры, кинотеатры, другие развлекательные заведения;
  • Объекты жилищно-коммунального хозяйства: все, что связано с ЖКХ;
  • Объекты здравоохранения: больницы, поликлиники, станции скорой помощи и т.д.;
  • Образовательные учреждения: ясли, детские сады, школы;
  • Предприятия розничной торговли: магазины, киоски, супермаркеты;
  • Предприятия общественного питания: кафе, рестораны, закусочные);
  • Спортивные и оздоровительные учреждения: стадионы, клубы, площадки;
  • Пассажирский транспорт;
  • Финансовые учреждения: банки, сберкассы.

Наличие объектов социальной инфраструктуры в обозримой досягаемости - важный элемент качества жизни, существенно влияющий на престижность района.

К инженерной инфраструктуре относятся:

  • Системы электроснабжения (линии электропередач, подстанции, трансформаторы);
  • Системы водоснабжения (водопроводные магистрали, насосные станции и т.д.);
  • Системы водоотведения (канализационные системы);
  • Системы газоснабжения (газовые магистрали);
  • Системы связи (телефонные линии, локальные сети);
  • Системы наружного освещения (уличные фонари).

Состояние инженерной инфраструктуры и качество отдельных ее объектов оказывает существенное влияние на комфорт жителей, а также не в последнюю очередь влияет на стоимость единицы жилья в этом районе.

Реализуя очередной масштабный проект, компания АСК-АЗИМУТ проектирует и строит инфраструктурные объекты любой сложности. Имеющиеся в нашем арсенале технологические возможности и ресурсы позволяют не только успешно внедрять, но и гарантировать высокое качество и работоспособность объектов социальной и инженерной инфраструктуры, продолжительный срок их службы.

Article describes Tula State University Innovative Business Incubator activity in small business enterprises development and supporting innovative business startups before they are stable to make ROI. Problems and perspectives of their business activity are also considered.

Key words: business incubation, small companies, entrepreneurship.

Antsev Vitaliy Yurievich, doctor of technical sciences, professor, manager of department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Chadaev Yury Andreyevich, candidate of mathematics, vice-head of Sciences and Research department, Center of scientific and technological developments realization, director, [email protected]., Russia, Tula, Tula State University.

ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕГИОНА ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ИХ УСЛУГИ

Н.А. Сычева

Исследованы статистические показатели обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры. Доказана необходимость создания системы унифицированных показателей обеспеченности. Предложен подход к оценке обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры через соотношение спроса и предложения на их услуги.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, регион, потребности, спрос, предложение, обеспеченность, баланс интересов, здравоохранение.

Для оценки степени удовлетворения людей в различных экономических благах (ресурсах) традиционно используют понятие «обеспеченность» . Поэтому для понимания того, насколько население той или иной территории удовлетворяет свои потребности в объектах социальной инфраструктуры, ввести в региональный экономический словарь категорию «обеспеченность региона объектами социальной инфраструктуры».

На сегодняшний день в каждой отрасли социальной сферы (здравоохранении, образовании, культуре, физкультуре и социальном обеспечении и др.) сформировался целый арсенал статистических показателей, отражающих те или иные аспекты обеспеченности различных территорий (регионов и муниципальных образований) социальной инфраструктурой. В таблице приведена выборка этих показателей по отрасли «Здравоохранение», полученная автором из источников федеральной и ведомственной статистики . Она показывает, что число показателей варьируется от

двух до шести в зависимости от укрупненного вида социальных объектов. Аналогичная ситуация, связанная с большим набором показателей, характеризующих обеспеченность регионов объектами социальной инфраструктуры, сложилась и в других отраслях социальной сферы.

При этом отраслевые показатели выражены в различных единицах измерения. Например, обеспеченность стационарными учреждениями -числом больничных коек, а амбулаторно-поликлиническими учреждениями - числом их посещений. Доля социальных объектов каждого вида, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, соответствующим показателем в полной мере отражается только по отрасли «Культура». Эти примеры можно продолжать.

Выборка показателей, отражающих различные аспекты обеспеченности регионов России объектами отрасли «Здравоохранение»

Укрупненные виды объектов Показатели

1. Стационарные учреждения 1. Число больничных учреждений, центров, коек в них

2. Число больничных коек (обеспеченность) на 10 тыс. человек

3. Численность населения на одну больничную койку

4. Оборот койки, человек в год на 1 койку

5. Число дневных стационаров, мест в них

6. Обеспеченность местами в дневных стационарах на 10 тыс. населения

2. Амбулаторно-поликлинические учреждения 1. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену на 10 тыс. населения

2. Среднее число посещений лечебно-профилактического учреждения на 1 жителя

3. Станции скорой медицинской помощи 1. Число станций (отделений) скорой медицинской помощи

2. Оснащение станций (отделений) скорой медицинской помощи автомобилями

4. Дома ребенка 1. Число домов ребенка, количество мест в домах ребенка

5. Санаторно-курортные учреждения 1. Число коек (мест) в санаторно-курортных организациях

2. Число санаторно-курортных организаций

3. Число санаториев для взрослых, пансионатов с лечением, санаториев - профилакториев и детских санаториев

По всей отрасли Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем числе государственных (муниципальных) учреждений

Такое разнообразие показателей препятствует межотраслевому и внутриотраслевому сравнению состояния социальных объектов различных отраслей и ставит перед необходимостью разработки системы единообразных, т.е. унифицированных, показателей оценки состояния инфраструктуры различных отраслей социальной сферы. Поэтому следует обратиться к поиску общих точек соприкосновения экономических характеристик разных социальных объектов региона.

Основным связующим звеном между всеми ними являются экономические субъекты, в процессе своей деятельности в той или иной степени принимающие участие в их функционировании. Главным из этих субъектов является потребитель социальных услуг, т.е. население региона, на территории которого расположены эти объекты. Именно он формирует рыночный и нерыночный спрос на социальные услуги (при своих ограниченных финансовых возможностях на потребительские расходы).

В свою очередь, субъектом предложения выступают отраслевые органы федеральной, региональной и муниципальной власти как учредители социальных организаций в зависимости от возложенных на них функций государственного или муниципального управления, финансирующие их деятельность. Социальный интерес органов власти состоит в наиболее полном удовлетворении спроса потребителя, но при ограниченных бюджетных ресурсах, потому что, как справедливо было отмечено Л.Л. Тонышевой и Л.Ю. Бородатовой, социальная инфраструктура работает «.. .на формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности и экономический рост территории» . Хозяйствующие субъекты также могут являться субъектом предложения социальных услуг, но реализуемых на более качественно-высоком уровне и для более узкого -платежеспособного сегмента населения. Их экономический интерес сводится к быстрой окупаемости и высокой доходности вкладываемых инвестиций в объекты социальной инфраструктуры, реализуемых в том числе на основе публично-частного партнерства.

Согласование интересов населения и органов власти происходит при достижении баланса спроса и предложения на услуги социальной инфраструктуры. С позиции концепции мотивационного управления экономическими ресурсами структуризация экономических интересов для участников процесса развития объектов социальной инфраструктуры (ОСИ) представлена на рис. 1.

Уровень соотношения объемов спроса и предложения в объектах социальной инфраструктуры показывает уровень отклонения от стопроцентного, соответствующего идеальному, т.е. равновесному значению обеспеченности территории объектами социальной инфраструктуры, и может стать главным параметром, связывающим разные отраслевые характеристики социальной инфраструктуры регионов и их муниципальных образований.

В свою очередь, обеспеченность объектами социальной инфра-

структуры может быть выражена системой соответствующих показателей, которые с позиции потребителей и органов власти должны отвечать трем условиям использования: возможности; безопасности и эффективности.

Первое условие должно описываться характеристикой количества объектов социальной инфраструктуры. Например, для дошкольных образовательных организаций им может выступать показатель обеспеченности местами, рассчитываемый как отношение числа располагаемых мест к числу мест, требующихся для удовлетворения спроса на дошкольные образовательные организации.

Действия носителя интереса

Конкретные формы выражения эко н о мич е ски х интересов

Согласование

экономических

интересов

Время действия интереса

Органы власти всех уровней

Ф ор мир ов ани е достаточного предложения (8) при

ограниченных бюджетных расходах

Потребители (население региона)

Повышение качества жизни населения на основе развития ОСИ Удовлетворение потребностей в ОСИ

Удовлетворение спроса (I)) на ОСИ при ограниченных п отр е б итель ских расходах

Бюджетные Потребительские

расходы (Не) расходы (11,)

Постоянно с момента образования социального объекта

Постоянно в процессе

жизнедеятельности

потребителей

Рис.1. Схема структуризации интересов населения и органов власти региона как основа построения баланса спроса и предложения на объекты социальной инфраструктуры

Два следующих условия можно описать с помощью двух других показателей обеспеченности: уровня потребности объектов социальной инфраструктуры в капитальном ремонте и уровня оснащения материально-технической базы социальных объектов. В качестве первого показателя можно использовать отношение количества социальных объектов, не требующих проведения капитального ремонта к общему количеству этих объектов.

Для расчета обеспеченности по оснащению материально-технической базы необходимо рассчитать интегральный показатель, включающий в себя набор отраслевых показателей для характеристики оснащения социальных объектов отдельными элементами и также сопоставить их с располагаемым количеством объектов. Так, для тех же дошкольных образовательных организаций в качестве таких элементов могут быть приняты музыкальные, физкультурные залы, зимние сады, изоляторы и персональные компьютеры, доступные для использования детьми.

Тогда объект спроса и предложения будет описан с помощью показателей, отражающих количество и качество услуг, оказываемых социальными объектами. Если обеспеченность по объему или качеству оказываемых социальных услуг объектами конкретной отрасли в регионе составила, например, 0,7, то это означает, что для полного удовлетворения потребности населения в этих объектах необходимо повысить их располагаемый ресурс на 30 %.

Система предложенных унифицированных показателей обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, описывающих объект спроса и предложения, представлена на рис.2.

Рис.2. Система показателей обеспеченности объектами социальной инфраструктуры региона с позиции соотношения спроса и предложения на социальные услуги

Введение единообразного подхода к оценке обеспеченности территорий объектами социальной инфраструктуры позволяет выявить уровень диспропорций в развитии различных социальных отраслей, (например, в образовании в целом и здравоохранении в целом) и в рамках укрупненных групп объектов социальной инфраструктуры (например, в дошкольном и общем образовании) и разработать соответствующие мероприятия по их снижению.

Список литературы

1. Здравоохранение в России. 2013: етат.сб./Росстат. М., 2013. 380с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1991. 917 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

4. Сычева И.В. О концепции мотивационного управления экономическими ресурсами региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.4. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 265-269

5. Тонышева Л.Л., Бородатова Л.Ю.Социальная инфраструктура в условиях пространственной трансформации экономики региона // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. № 4. С. 40-44.

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fedstat.ru/indicators/ start.do (дата обращения: 20.12.2015).

Сычева Наталья Андреевна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

ESTIMATION OF PROVISION OF REGION BY SOCIAL INFRASTRUCTURE ON THE BASE OF CONSTRUCTION OF BALANCE OF DEMAND AND SUPPLY ON ITS

The statistic indicators of provision of regions by social infrastructure are investigated. The necessity of creation of system of unify indicators of provision is proved. The approach to estimate of provision of regions by social infrastructure on the base of correlation of demand and supply on its services is offered.

Key words: social infrastructure, region, needs, demand, supply, provision, balance of interests, health.

Sychova Natalia Andreevna, post graduate, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение.

Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону.

Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А. Дебабов).

В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А. Жамин).

Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека.

В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества.

Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества.

Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона.

Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения.

Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д.

В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений.

Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений.

И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры.

Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.

Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.